Кризис поздней зрелости кратко

Обновлено: 02.07.2024

В поздней взрослости происходит резкое расхождение различных линий онтогенеза, содержание которых зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно различают пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долголетие (свыше 90 лет).

В поздней взрослой жизни можно выделить три основных варианта развития: Подсобное хозяйство; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания прежней жизни в зрелом возрасте, т.е. фактическое продолжение взрослой жизни.

  1. выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. сильное ослабление воспроизведения всего того, что должно восприниматься путем непосредственного запоминания, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.
  2. сравнительно хорошая сохранность компонентов логико-сенсорной памяти.

Крайне тяжелое ослабление кратковременной памяти (оперативной). В пожилом возрасте семантический компонент также значительно ослабевает, что приводит к дальнейшему ухудшению работы памяти.

По мнению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и предсказать особенности развития личности. В поздней взрослости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста и, в частности, сохранение чувства молодости обычно ассоциируется с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны в любом возрасте.

Проблема одиночества и депрессии в период поздней зрелости - Кризисы развития зрелых возрастов

Кризисы развития зрелых возрастов

В молодом возрасте (или ранней зрелости, по Э. Эриксону, в возрасте 20-25 лет) молодые люди ориентированы на то, чтобы устроиться на работу и создать семью. Основной проблемой, которая может возникнуть на этом возрастном этапе, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Когда кризис успешно преодолевается, у молодых людей развивается способность к любви, альтруизму и нравственному чувству.

Эмоциональная сфера взрослого

Эмоциональная сфера взрослого человека уже достаточно выражена и стабильна. Однако на разных этапах взрослой жизни, где чередуются основные проблемы, можно выделить разные чувства, связанные с выполнением основных задач старости. Так, по мнению Э. Эриксона, в ранней взрослости основными проблемами являются проблемы достижения идентичности и близости. В этом контексте особое значение в структуре эмоциональных характеристик приобретают такие чувства, как любовь и родительские чувства. Основа любви — эмоциональная близость. Чувство любви связано с ситуативно переживаемыми эмоциями, такими как нежность, восторг, ревность, последняя часто выражается как гнев, печаль, злость, обида, разочарование и другие эмоции. Любовь охватывает широкий круг объектов и явлений и может выражаться в разной степени интенсивности: от относительно слабо выраженной симпатии до страсти. Наряду с чувством любви в раннем взрослом возрасте развивается комплекс эмоций, связанных с родительской ролью: Удовольствие от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство заинтересованности в ребенке, восхищение и гордость за него.

Проблема одиночества в период поздней зрелости

Проблемы психологического развития старшеклассников называют одной из глобальных проблем подросткового возраста. Студентам важно найти ответы на вопросы: Кем быть, чем быть, с кем быть?

Групповое консультирование старшеклассников проводится на основе выявления конкретных типичных проблем:

  • Кризисные явления при переходе к взрослой жизни, проявляющиеся в трудностях принятия важных жизненных решений о выборе профессии, образа жизни, жизненных планов и ценностных ориентаций;
  • основной проблемой является трудность поиска своего места в жизни и в мире взрослых;
  • Формирование интимности как комплекса явлений: Дружба, эротические и сексуальные отношения, любовь. Интимность также связана с чувством относительной изоляции человека;
  • столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют представлениям старшеклассников о ней;
  • Формирование определенного репертуара ролей; что может быть очень сложно, с преодолением различных, внешних и внутренних противоречий;
  • Соотношение оценок с самооценками (тенденция к завышению) переводит оценочную деятельность старшеклассников в разряд важных проблем их психического развития и соответственно — группового консультирования.

Кризисные явления в раннем подростковом возрасте, согласно результатам исследований психологов, сопровождаются колебаниями активности, настроения, самооценки. У многих в этом возрасте возникает острое желание общаться, но оно быстро сменяется чувством потери интереса к общению, такое состояние может быть прерывистым.

Распространенными проблемами в групповом консультировании старшеклассников являются подростковая депрессия, пессимизм, одиночество, размышления о смысле жизни, теме выбора.

Подходы и методологические приемы, используемые для консультирования старшеклассников, следующие:

Взрослость — это самый длительный период онтогенеза, характеризующийся стремлением к наивысшему развитию психических, интеллектуальных и физических способностей человека. Психологи делят взрослость (зрелость) на три этапа: Юность (ранняя зрелость), Расцвет (средняя зрелость), Правильная зрелость (поздняя зрелость).

Зрелость характеризуется: Ответственность; потребность в заботе о других; способность активно участвовать в жизни общества; способность эффективно использовать знания и навыки; способность быть близким другому человеку; наиболее полная самореализация, самоактуализация, самовоспитание; преобладание своих идеалов, ценностных ориентаций, личностного смысла, самооценки над влиянием этих качеств других людей.

Причины депрессии в период поздней зрелости

Хронологические рамки (возрастные границы): Начиная с 60 лет, период жизни человека называется геронтогенезом или фазой старения. Люди, достигшие этого возраста, делятся на три группы: Сеньоры — 60-75 лет; женщины старшего возраста — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше.

В поздней зрелости (поздней взрослости) происходит резкое расхождение линий онтогенеза, различия в их содержании зависят от индивидуальных и личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Общие особенности психического развития в пожилом возрасте:

  • Выход на пенсию;
  • изменения в статусе;
  • новые роли.

Две линии развития в старости по Э. Эриксону: нормальный ход развития. Целостность личности. Подведение человеком итогов своей жизни и осознание того, что она представляет собой единое целое, в котором ничего нельзя изменить.

Неблагоприятное развитие. Отчаяние. Неспособность человека интегрировать свои прошлые действия в единое целое, вызывает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь заново

Основные факторы развития в пожилом возрасте: смена социальных ролей; выход на пенсию; возрастные изменения когнитивных процессов; ослабление психической устойчивости; взаимоотношения с окружающими; возрастная перестройка организма; накопленный жизненный опыт; снижение психической активности.

Задачи развития: Принятие и совладание с новыми социальными ролями; приспособление к потере физических способностей; подведение итогов жизни и принятие их; выработка личной позиции по отношению к смерти; деятельность по самосохранению как возможность сохранить независимость и автономность.

Центральным новообразованием является мудрость жизни. Мудрость — это экспертная система человека, ориентированная на практическую сторону жизни, позволяющая ему выносить здравые суждения и давать полезные советы по жизненным вопросам. Мудрость — это когнитивный атрибут человека, основанный на кристаллизованном, культурно обусловленном интеллекте и, вероятно, связанный с опытом и личностью человека.

Существует мнение, что продуктивные устремления людей сохраняются до последних лет жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие новообразования личности: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность выполнять их в кратчайшие сроки; высокий уровень развития интуитивной сферы личности.

В поздней взрослости можно выделить три основных варианта развития: Выживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, которое было в зрелом возрасте, т.е. фактическое продолжение периода взрослости.

Ведущими факторами развития продуктивного старения являются самореализация эго и ориентация на творческую деятельность. При удачном сочетании природных особенностей организма, творческой активности и трудоспособности, высокого уровня образования человек может сохранить и реализовать свой творческий потенциал до старости.

Основными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: Снижение психофизических способностей, пол, тип личности, постепенный уход от активной социальной жизни, материальный достаток, потеря близких людей и одиночество, осознание приближения конца жизни. Физический мир вокруг пожилых людей становится все более тесным.

Изменения в когнитивном развитии происходят по мере значительного ухудшения большинства сенсорных функций. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие быстрых процессов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Кризис старости или пожилого возраста — неизбежный период в жизни каждого человека. Чаще всего для него характерны чувство ненужности, растерянность, беспомощность и отсутствие смысла жизни. Человек понимает, что таким, как раньше, он уже не будет. К этому осознанию добавляется постоянно ухудшающееся здоровье. Мрачная картина, не так ли? Но стоит сказать, что в наших силах все изменить. Как? Есть ли возможность избежать кризиса или пережить с минимальными потерями?

Кризис пожилого возраста — что это

Пожилой возраст условно делится на 3 этапа:

  • 60-75 лет — старение;
  • 75-90 лет — старость;
  • от 90 лет и старше — долгожительство.

По-другому они называются ранней, средней и глубокой старостью соответственно. Человек уже выходит на пенсию, получает новый социальный статус, ищет другие занятия, поскольку работать чаще всего он не может. Хотя есть и те, кто продолжают трудовую деятельность еще несколько лет. Стоит отметить, что границы этих периодов указаны примерно. В пожилом возрасте они размыты.

Каждый из вышеупомянутых этапов старения имеет свои особенности:

  1. При ранней старости преодолеть кризис пожилого возраста несложно. Поэтому он и не считается критическим. Это своеобразное продолжение поздней зрелости, когда человек уже реализовал себя и в профессии, и в семье.
  2. Средняя старость сродни переходному возрасту у подростков. Человек пересматривает ценности и приоритеты, по-другому смотрит на прожитые годы, осознает, что начался уход из жизни. Психологи считают этот период критичным, поскольку он связан с депрессией, острым чувством ненужности и одиночества, утратой каких бы то ни было интересов. В особо тяжелых случаях появляется склонность к суициду.
  3. Если личностный кризис успешно преодолен, наступает глубокая старость или долгожительство. Этот период связывают со старческим слабоумием. Редко когда люди в возрасте от 90 лет могут похвастаться ясным умом и способностью размышлять. Главными характеристиками этого периода являются: отсутствие страха смерти, инфантилизм, эгоцентризм, детская непосредственность и склонность к фантазированию.

Сложно сказать точно, каким будет человек в период кризиса. Можно утверждать одно — в старости у него заострятся личностные характеристики. Сложнее всего это время переживают интроверты.

Классификация

психолог Эрик Эриксон

Американский психолог Эрик Эриксон считает, что кризис пожилого возраста — это восьмой по счету кризис в жизни человека. Его главной особенностью является остро выраженный психосоциальный конфликт, во время которого индивид полностью переосмысливает свою жизнь.

Кризис пожилого возраста и его психологическое содержание носят сугубо индивидуальный характер. Но Эриксон выделил 3 способа адаптации, которые встречаются чаще всего:

Если пожилой человек смог пережить кризис старости, он обретает мудрость, чувство целостности с временем и обществом. В противном случае он испытывает глубокое неудовлетворение жизнью, отчаяние и безысходность. Он понимает, что уже ничего не изменить.

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Для любого личностного кризиса характерна невозможность жить так, как раньше. Индивид меняется и психически, и физически. Психологи определили ряд факторов, которые способствуют этим изменениям:

  1. Человек уходит с работы, превращаясь при этом из уважаемого работника в практически бесправного члена общества, чаще всего получающего мизерную пенсию.
  2. Происходит выход на пенсию, в связи с чем меняется социальный статус.
  3. Активность сменяется бездействием и скукой.
  4. Общество считает пожилых людьми, истратившими весь свой потенциал. Они будто выпадают из жизни.
  5. Появляется масса свободного времени, но тратить его особо и некуда. Бешеный ритм жизни замедлился до безобразия.
  6. Сужается круг общения. Дети взрослеют и уезжают, заводят свои семьи, коллеги забывают, друзья болеют и умирают.
  7. Нерадостные мысли приводят к депрессии, появлению чувства ненужности и безысходности.
  8. Обостряются заболевания, физическое здоровье стремительно ухудшается.
  9. Человек осознает, что он стал зависимым от других людей. А кому хочется быть обузой?

Упомянутый выше Э. Эриксон считает, что кризис пожилого возраста — это следствие несовпадения целей и желаний с тем, как прошла жизнь. В этот период человек анализирует прожитые годы, смотрит, чего он добился, получил ли он то, что ему было нужно. И зачастую анализ не показывает ничего хорошего. Понимая, что прошлое не изменить, пожилой человек испытывает сначала замешательство, а потом разочарование.

Симптомы кризиса

Психические и физиологические процессы, протекающие в организме, замедляются. Пожилому человеку все сложнее справляться даже с простыми действиями.

Скорость реакции

Пожалуй, самый главный признак кризиса старости. Нервный импульс движется медленнее, замедляется и обработка поступающей в мозг информации. Э. Я. Штернберг, основавший школу геронтопсихиатров, выяснил, что сниженная психическая активность приводит к сужению восприятия. В результате этого начинаются проблемы с концентрацией внимания. Психическое состояние ухудшается и из-за снижения тонуса и ограничения подвижности.

Память

память в пожилом возрасте

О сюрпризах от памяти можно слагать легенды. Но у более чем 90% пожилых людей она сохраняется в прекрасном состоянии. Да, возможно, им сложнее запоминать то, что происходит сейчас. Однако они отлично помнят прошлое. Наверняка вы слышали рассказы ветеранов о Великой отечественной войне. Обращали ли вы внимание на то, как точно и в хронологической последовательности они описывают те события. При этом они упоминают имена и фамилии своих сослуживцев, называют населенные пункты.

Внимание

С вниманием ситуация обычно хуже, чем с памятью. Замечали, как пожилым людям сложно сосредоточиться? Они обычно рассеянны, путают очередность событий. И они понимают, что с ними что-то не так, страдают от этого, усиливая тем самым проявления кризиса.

Интеллект

В этом вопросе не все так однозначно. По мнению многих, в пожилом возрасте интеллектуальные возможности уменьшаются. Но на самом деле все совсем не так. В Сиэтле (США) на протяжении 20 лет проводилось массовое лонгитюдное исследование. Согласно ему, интеллект человека не меняется на протяжении всей его жизни. Однако он нуждается в постоянном развитии. Если профессиональная деятельность была связана с умственным трудом, способность ясно мыслить сохранится надолго. В противном случае рекомендуется регулярно заниматься, например, разгадывать кроссворды.

Этапы развития кризиса старости

У каждого человека кризис протекает по-разному. Личности с активной жизненной позицией и правильной самооценкой, возможно, его и не заметят. Те же, кто страдает от неуверенности в себе, прочувствуют всего его проявления. И если вовремя не принять меры, появляется лень, апатия, а следом за ними и депрессия.

В своем развитии кризис пожилого возраста проходит 3 этапа:

  1. Переоценка ценностей, новое знакомство с изменившимся внутренним Я.
  2. Осознание собственной беспомощности, ухудшения физического здоровья, утраты сил.
  3. Осознание неизбежности старения.

Проявления отдельных этапов имеют индивидуальные особенности для конкретного человека.

Типы личности в старости

оптимистический взгляд на жизнь в старости

Психологи выделяют несколько типов личности, характерных для пожилых людей:

  1. Конструктивный. Отличается уравновешенностью, оптимистичным взглядом на жизнь, критичным отношением к самому себе, высокой самооценкой. Пожилой человек не впадает в депрессию из-за выхода на пенсию, а вместо этого строит планы на будущее.
  2. Зависимый. Такие личности хорошо адаптируются к новым обстоятельствам. Они ориентированы на семью, склонны к подчинению, не имеют амбиций ни в профессиональном, ни в личном плане.
  3. Защитный. Человек практически никогда не проявляет эмоции, прямолинеен в поступках, всегда говорит правду и по существу. При любых обстоятельствах стремится быть самостоятельным.
  4. Самообвинительный. Для такого типа личности характерна пассивность, вера в предопределение, депрессивность, нежелание решать проблемы. Человек смотрит на мир сквозь призму негатива. Он настолько одинок, что считает смерть решением всех трудностей.

Различия между кризисом старости у мужчин и женщин

Первое различие кроется во временных рамках. Согласно данным Европейского бюро ВОЗ, пожилой возраст у женщин начинается в 55 лет, а у мужчин в 61.

Второе различие связано с предназначением представителей обоих полов. Женщина — хранительница домашнего очага. К ней обычно не предъявляют серьезных требований касательно профессиональной и общественной деятельности. В случае же с мужчинами все наоборот. Им отведена роль кормильцев семьи, добытчиков. Поэтому на первом месте у них практически всегда карьера. Выход на пенсию воспринимается как личная трагедия. Из-за нее кризис пожилого возраста усиливается.

Третье отличие касается одиночества. Женщине легче к нему приспособиться. Она тратит освободившееся время на заботу о семье, доме, внуках или общение с подругами. Мужчинам сложнее. Часто они ударяются в размышления о смысле жизни, своем предназначении и т.д. Они постоянно анализируют, правильно ли поступили в той или иной ситуации.

Способы борьбы с кризисом старости

хобби в старости

Главное — не замыкаться в себе. Существует достаточно факторов, которые заставляют чувствовать одиночество и собственную ненужность. Но если принимать их все во внимание, кризис не только не уйдет, а затянется на долгие годы.

Есть и другие советы от психологов:

И, пожалуй, самый главный совет — улучшайте отношения с родными и близкими людьми. Не обижайтесь на них, если кажется, что они уделяют вам мало времени. Также не пренебрегайте ими. Людям в состоянии кризиса пожилого возраста свойственно погружаться в себя и не замечать, что творится вокруг. Поэтому простите обиды и всегда идите на контакт. Практикуйте задушевные беседы, сидите с внуками, проводите время вместе с семьей. Это немаловажное требование для тех, кто хочет как можно скорее победить кризис старости.

Заключение

Старение — естественный процесс. И кризис пожилого возраста рано или поздно коснется каждого из нас. Вопрос только в том, как мы его встретим. Принимайте себя с любым возрастом, со всеми достоинствами и недостатками. Будьте уверенными в себе, занимайте активную жизненную позицию, заводите друзей, найдите хобби. Только так вы сможете избежать депрессии по поводу того, переступили очередную черту своего жизненного пути.

Поздний зрелый возраст начинает после 60 лет. Он начинается пенсионным кризисом. 60 - 75 лет - поздняя зрелость (пожило возраст);75 - 90 лет - старость; более 90 лет - долгожитель. Происходят физиологич.и психологич. изменения

Физические регрессивн. изменения - утомляемость, низкая выносливость, медлительность, болезни.

Психологич. изменения - обидчивость и ранимость, жадность (силы человека увядяют, он боится, что больше не заработает, потому старается сохранить то, что есть), черты характера обостряются.

Пенсионный кризис: снижение трудовой активности. Это может повлечь за собой смену деятельности. В некоторых же случаях человек продлевает свой активный зрелый возраст, продолжая работать. Третий вариант - "доживание", человек не видит будущего.

Психические изменения: сенсорные нарушения (ухудшается зрение, слух, скорость реакции).

Познавательные процессы психики пожилых. Закон Рибо: первой нарушается оперативная память, далее - кратковременная, и почти не подвергается нарушениям долговременная память.

Мышление: скорость мышления страдает, но не изменяется логика. У пожилых есть особый тип мышления, основанный на интуиции.

Самым большим фактором, который влияет на процесс старения - признание самого чел. себя старым. Человек вырабатывает установку на свою старость.

Установки на старость:

1. Конструктивные - старость принимается спокойно, как "осень жизни". Использует остаток жизни продуктивно.

2. Установка зависимости - человек считает, что его обязаны содержать, он зависит от семьи, дети должны обеспечить "чувство безопасности" - уход.

3. Защитная установка - человек всячески отрицает наличие старости у себя, старается выглядеть молодым, не говорит на тему старости, пытается доказать окружающим, что он "еще ничего.

4. Установка враждебность - к окружающим, "я ненавижу молодежь".

5. Враждебность к себе - теряется ценность собственной жизни, счит.смерть избавлением от постылой жизни.

Последний жизненный кризис - смерть. Она - такой же естественный процесс, как и рождение. Смерть необходима для эволюции, являясь базисом для продолжения жизни.

Этапы приспособления к умиранию:

1. При естественной смерти физиологически организм угасает (за 1-2 года до смерти). 2. При не естесвенной смерти (от заболеваний), человек проходит следующие фазы: 1) фаза неверия ("я выздоровлю"); 2) фаза агрессии ("почему это я должен умирать?"; 3) фаза торга. Человек начинает торговаться со смертью ("я вылечусь - то что-то кому-то сделаю); 4) фаза депрессии; 5) фаза смирения (безэмоциональное "хочется жить, да сил нет").

57)Опишите основные типы старения и старости.

И. Кон приводит свою классификацию типов старости в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип - активная, творческая старость.

Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития:

• агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя.

• разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

58)Особенности познавательных процессов в зрелом и пожилом возрасте.

У людей, достигших возраста зрелой взрослости, ослабляются психофизиологические функции. Однако это существенно не сказывается на функционировании их когнитивной сферы, не снижает работоспособности, трудовой и творческие активности. В этом возрасте теряет своей полноценности когнитивный опыт, обеспечивает сохранность, благоустройство и преобразования информации. Высок уровень конвергентных способностей (способности решать нормативные задачи), однако ощутимо начинает снижаться уровень дивергентных способностей (способности выражать оригинальные идеи). Несколько сужается ментальное пространство (размещение ментальных объектов), поскольку не удовлетворяются отдельные части опыта. Человек все меньше расширяет кинестетический опыт (тактильные, обонятельные и другие чувственные впечатления). В связи с ухудшением зрения сужается объем, теряется адекватность зрительных впечатлений. Заметные изменения в познавательной деятельности. Функционирование динамического интеллекта (необходимых для освоения новых способностей), которое достигло пика в период юности, постепенно снижается. Однако повышается функционированность кристаллизованного (стабилизированного) интеллекта, проявляющееся в способностях устанавливать связи, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратеги. Эти способности формируются с опытом, оговариваются уровнем образования, опираются на приобретенные в течение длительного времени знания. Все это свидетельствует, что в зрелом взрослом возрасте одним из важных фактор ей, который влияет на познание, есть богатство жизненного опыта. На развитие когнитивных навыков в зрелом взрослом возрасте влияет труд Люди, чья трудовая деятельность является достаточно сложной и разноплановой, имеют гибкие умственные способности, чем заняты рутинной работой. Высоким уровнем интеллектуальной гибкости отмечаются взрослые, которым в процессе работы часто приходится много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. В период зрелой взрослости человек активно расширяет свои знания, оценивает события и информацию в широком контексте. Несмотря на снижение скорости и точности обработки информации, что является следствием биологических изменений, способность пользоваться информацией остается на высоком уровне. когнитивные процессы у человека зрелого возраста происходят медленнее, чем у молодого. Переход человека в старости сопровождается изменениями в ее познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному всего влияют на познавательную сферу объективные физиологические и факторы, прежде разрушения клеток головного мозга.

В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которого могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуальных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Старые люди воспринимают и сохраняют меньше информации, медленнее заучивают словесный материал, чем молодые. Лучше запоминают они только важную для них информацию. С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы. Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью Альцгеймера первым симптомом, которой является забывчивость.

На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы. Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами. Способствует поддержанию активной интеллектуальной деятельности пожилого возраста ее активная жизненная позиция, занятия творчеством и чтением.

Поздний зрелый возраст начинает после 60 лет. Он начинается пенсионным кризисом. 60 - 75 лет - поздняя зрелость (пожило возраст);75 - 90 лет - старость; более 90 лет - долгожитель. Происходят физиологич.и психологич. изменения

Физические регрессивн. изменения - утомляемость, низкая выносливость, медлительность, болезни.

Психологич. изменения - обидчивость и ранимость, жадность (силы человека увядяют, он боится, что больше не заработает, потому старается сохранить то, что есть), черты характера обостряются.

Пенсионный кризис: снижение трудовой активности. Это может повлечь за собой смену деятельности. В некоторых же случаях человек продлевает свой активный зрелый возраст, продолжая работать. Третий вариант - "доживание", человек не видит будущего.

Психические изменения: сенсорные нарушения (ухудшается зрение, слух, скорость реакции).

Познавательные процессы психики пожилых. Закон Рибо: первой нарушается оперативная память, далее - кратковременная, и почти не подвергается нарушениям долговременная память.

Мышление: скорость мышления страдает, но не изменяется логика. У пожилых есть особый тип мышления, основанный на интуиции.

Самым большим фактором, который влияет на процесс старения - признание самого чел. себя старым. Человек вырабатывает установку на свою старость.

Установки на старость:

1. Конструктивные - старость принимается спокойно, как "осень жизни". Использует остаток жизни продуктивно.

2. Установка зависимости - человек считает, что его обязаны содержать, он зависит от семьи, дети должны обеспечить "чувство безопасности" - уход.

3. Защитная установка - человек всячески отрицает наличие старости у себя, старается выглядеть молодым, не говорит на тему старости, пытается доказать окружающим, что он "еще ничего.

4. Установка враждебность - к окружающим, "я ненавижу молодежь".

5. Враждебность к себе - теряется ценность собственной жизни, счит.смерть избавлением от постылой жизни.

Последний жизненный кризис - смерть. Она - такой же естественный процесс, как и рождение. Смерть необходима для эволюции, являясь базисом для продолжения жизни.

Этапы приспособления к умиранию:

1. При естественной смерти физиологически организм угасает (за 1-2 года до смерти). 2. При не естесвенной смерти (от заболеваний), человек проходит следующие фазы: 1) фаза неверия ("я выздоровлю"); 2) фаза агрессии ("почему это я должен умирать?"; 3) фаза торга. Человек начинает торговаться со смертью ("я вылечусь - то что-то кому-то сделаю); 4) фаза депрессии; 5) фаза смирения (безэмоциональное "хочется жить, да сил нет").

57)Опишите основные типы старения и старости.

И. Кон приводит свою классификацию типов старости в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип - активная, творческая старость.

Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития:

• агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя.

• разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

58)Особенности познавательных процессов в зрелом и пожилом возрасте.

У людей, достигших возраста зрелой взрослости, ослабляются психофизиологические функции. Однако это существенно не сказывается на функционировании их когнитивной сферы, не снижает работоспособности, трудовой и творческие активности. В этом возрасте теряет своей полноценности когнитивный опыт, обеспечивает сохранность, благоустройство и преобразования информации. Высок уровень конвергентных способностей (способности решать нормативные задачи), однако ощутимо начинает снижаться уровень дивергентных способностей (способности выражать оригинальные идеи). Несколько сужается ментальное пространство (размещение ментальных объектов), поскольку не удовлетворяются отдельные части опыта. Человек все меньше расширяет кинестетический опыт (тактильные, обонятельные и другие чувственные впечатления). В связи с ухудшением зрения сужается объем, теряется адекватность зрительных впечатлений. Заметные изменения в познавательной деятельности. Функционирование динамического интеллекта (необходимых для освоения новых способностей), которое достигло пика в период юности, постепенно снижается. Однако повышается функционированность кристаллизованного (стабилизированного) интеллекта, проявляющееся в способностях устанавливать связи, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратеги. Эти способности формируются с опытом, оговариваются уровнем образования, опираются на приобретенные в течение длительного времени знания. Все это свидетельствует, что в зрелом взрослом возрасте одним из важных фактор ей, который влияет на познание, есть богатство жизненного опыта. На развитие когнитивных навыков в зрелом взрослом возрасте влияет труд Люди, чья трудовая деятельность является достаточно сложной и разноплановой, имеют гибкие умственные способности, чем заняты рутинной работой. Высоким уровнем интеллектуальной гибкости отмечаются взрослые, которым в процессе работы часто приходится много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. В период зрелой взрослости человек активно расширяет свои знания, оценивает события и информацию в широком контексте. Несмотря на снижение скорости и точности обработки информации, что является следствием биологических изменений, способность пользоваться информацией остается на высоком уровне. когнитивные процессы у человека зрелого возраста происходят медленнее, чем у молодого. Переход человека в старости сопровождается изменениями в ее познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному всего влияют на познавательную сферу объективные физиологические и факторы, прежде разрушения клеток головного мозга.

В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которого могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуальных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Старые люди воспринимают и сохраняют меньше информации, медленнее заучивают словесный материал, чем молодые. Лучше запоминают они только важную для них информацию. С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы. Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью Альцгеймера первым симптомом, которой является забывчивость.

На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы. Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами. Способствует поддержанию активной интеллектуальной деятельности пожилого возраста ее активная жизненная позиция, занятия творчеством и чтением.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Физические, психологические и социальные изменения, происходящие в период старения, оставляют глубокий след. Кризис пожилого возраста сопровождается депрессией и другими негативными проявлениями, но при правильном подходе все можно изменить.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Содержание

Возрастным кризисом принято называть переломный период, в процессе которого пожилой:

переходит от зрелости к старости;

соотносит былые цели, желания с достигнутыми результатами;

осознает невозможность изменить прошлое;

признает происходящие физические и психологические изменения.

Это один из наиболее сложных этапов жизни. Пожилым приходится смириться с невозможностью сохранить прежний уровень и темп жизни. Возникает ощущение ненужности, одиночества, отсутствия положительных перспектив.

Срок наступления кризиса пожилого возраста предсказать сложно – все зависит от социализации, самочувствия, психологического состояния, окружения. Средняя возрастная категория людей, испытывающих психосоциальный конфликт, – 60-65 лет.

Классификация

кризис пожилого возраста у мужчин

Свой вариант классификации людей, вступающих в кризисный период, предложил Эрик Эриксон – американский психоаналитик, психолог. В соответствии с особенностями адаптации к новым условиям жизни он выделил следующие группы людей:

С уравновешенным характером, крепкой нервной системой и сильной волей. Они с достоинством принимают происходящие изменения, способны найти позитивные моменты в окружающей действительности, не концентрируются на мыслях о смерти. Кризис у пожилых проходит практически безболезненно. После его завершения наступает счастливая старость. Человек чувствует себя достойным членом общества, отсутствует ощущение ненужности.

С повышенной тревожностью, обидчивостью, ранимостью. У таких людей, как правило, имеются доставляющие страдания хронические заболевания. На фоне этого развиваются неврозы, возникают мысли о самоубийстве. Часто такие люди остаются в одиночестве, чувствуют свою беспомощность, болезненно переживают прошлые неудачи, обиды. Кризис пожилого возраста у них затягивается, наступает несчастливая старость.

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Изменения физического состояния на фоне старения организма. Обостряются хронические болезни, выявляются новые проблемы со здоровьем, привычные действия приводят к быстрому утомлению.

Потери прежнего социального статуса. После выхода на пенсию появляется много свободного времени, замедляется ритм жизни, чаще всего снижается материальный достаток.

Появления чувства зависимости от близких. Во многих жизненных ситуациях пожилые уже не могут обходиться без помощи, они чувствуют себя обузой.

Изменения окружения. Дети не могут уделять родителям много времени, друзья и знакомые болеют и умирают, что вызывает депрессивные мысли.

Симптомы кризиса

Признаки наступления кризисного периода у каждого человека свои. У людей с уравновешенным характером, отсутствием серьезных проблем со здоровьем, доброжелательным окружением симптомы сглажены. Но это исключение из правил. В большинстве случаев возрастной кризис протекает остро.

Острая потребность в общении. Люди становятся назойливыми, нетерпимыми, обидчивыми, эмоциональными, что лишь отталкивает окружающих и обостряет проблему дефицита общения.

Страх перед болезнями и смертью.

Изменение психологического настроя. Возникает отчаяние от невозможности что-то изменить.

Сложности, связанные с выполнением привычных действий.

Сужение восприятия за счет замедления прохождения нервных импульсов.

Повышенная рассеянность. Нередко пожилые очень критично воспринимают этот момент и испытывают комплексы.

У многих пожилых людей наблюдается ухудшение памяти и снижение интеллектуальных возможностей. Это нельзя отнести к общим симптомам. Если человек продолжает умственную деятельность, то и в старости не возникает серьезных сложностей.

Этапы развития кризиса старости

Старение организма происходит поэтапно. В соответствии с переходом от одной стадии к другой развивается и кризис.

Период с 60 лет считается ранней старостью. Это продолжение зрелости. Человек уже в достаточной мере реализовал свой потенциал в семье и на работе. При правильном образе жизни он еще сохраняет активность, может продолжать трудиться. Кризис пожилого возраста в этом случае выражен слабо, преодолеть его легче, чем в более поздние периоды.

После 75 лет начинается средняя старость. На этом этапе физические возможности уже сильно ограничены, мысли о нереализованных мечтах становятся острее, возникает понимание предстоящего ухода из жизни. Это острый период, сопровождаемый депрессией, чувством одиночества и ненужности, утратой интересов. Нередко возникают мысли о суициде.

После 90 лет наступает глубокая старость. Во многих случаях ясность ума теряется, развивается старческое слабоумие. Люди становятся инфантильными, эгоцентричными. Страх смерти отступает. Необходим постоянный уход.

Приведены примерные сроки. Каждый человек индивидуален, поэтому границы часто смещаются. Одни уже после 60 лет быстро дряхлеют, другие – до глубокой старости сохраняют активную жизненную позицию. Многое зависит от образа жизни, наследственности, типа характера, здоровья.

Различия между кризисом старости у мужчин и женщин

кризис пожилого возраста у женщин

Кризисный период имеет гендерные особенности. Женщины острее реагируют на изменение внешности, потерю привлекательности. Это ускоряет его наступление. Кризис пожилого возраста у женщин может начаться раньше 60 лет. Протекает он обычно менее остро – выйдя на пенсию и смирившись с внешними изменениями, женщина находит себя в заботе о семье, хобби, общении с подругами. Зацикливаться на негативных мыслях не остается времени.

Мужчины менее критично относятся к внешности, но им тяжелее переживать завершение трудовой карьеры, особенно если работа была денежной. Им труднее реализовать себя в других сферах, найти достойный круг общения. Времени на анализ и осмысление результатов жизни много. Это делает кризис пожилого возраста у мужчин более острым.

Как победить возрастной кризис у пожилых?

Выбор круга общения. У пожилых людей появляется достаточно свободного времени. Стоит окружить себя интересными людьми, отказаться от общения с теми, кто видит во всем негатив.

Правильный психологический настрой. Не следует винить себя за прошлые неудачи – они принесли с собой опыт.

Самореализация. Выйдя на пенсию, человек может реализовать себя в других сферах. Одно из возможных направлений – волонтерская деятельность.

Смена впечатлений. Лучший способ получить новые впечатления – путешествия. Дальность поездки зависит от физических возможностей. Много интересных мест можно найти недалеко от собственного дома. При ограниченной подвижности будут полезны виртуальные туры.

Отношения с родственниками. В пожилом возрасте важно чувствовать свою нужность для близких. По возможности стоит предлагать посильную помощь, а заботу о себе следует принимать с благодарностью.

Физическая активность. Возрастной кризис пожилым легче преодолеть, поддерживая хорошую физическую форму. Интенсивность занятий зависит от возраста и здоровья. Это могут быть спортивная ходьба, йога, прочие разумные нагрузки.

Другие способы преодоления кризиса пожилого возраста:

чтение специально подобранной литературы;

психотерапия и сеансы релаксации;

культурная жизнь (посещение музеев, экспозиций);

клубы по интересам.

Кризис пожилого возраста не нужно переживать в изоляции – важно окружить его заботой и предоставить возможность для самореализации.

В доме престарелых Vita каждый гость находит занятия по душе – организован интересный досуг. Обеспечивается профессиональный уход. Пансионаты находятся в экологически чистых живописных районах. Территория охраняется. Комфортные палаты оборудованы всем необходимым. Обеспечено шестиразовое питание. Встречи с родными не ограничиваются. Созданы все условия для активного долголетия.


Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Читайте также: