Главные особенности римской комедии кратко

Обновлено: 05.07.2024

История Рима III – середины II вв. до н. э. связана с завершением завоевания Италии и подчинением сначала западного, а затем и большей части восточного Средиземноморья (в том числе и Греции). Внутренняя жизнь римского полиса этого времени насыщена большими социальными переменами, стимулируемыми ростом имущественного неравенства и обострением классовой борьбы, что, естественно, приводило к усилению политической активности различных слоев населения и к оживлению культурной жизни Рима.

В результате интенсивной экспансии происходит соприкосновение римской культуры с более высокоразвитой греческой. Возникает проблема соотношения элементов римской и греческой культур. Это явление характерно и для литературной жизни римского полиса: определяются два направления – сторонники и противники эллинизации.

В соответствии с этим один из главнейших жанров ранней римской литературы – комедия – была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой.

Тогата — национальная древнеримская комедия. Появилась приблизительно во II веке до н. э. Сюжеты тогат чаще всего основывались на повседневной италийской жизни.

До нашего времени дошло 70 заглавий тогат, принадлежавших трём поэтам, и 450 весьма коротких фрагментов (всего около 650 стихов). Некоторые типичные сюжеты тогат:

Другим драматургом был Гней Невий, который начал ставить свои пьесы с 235 г. до н.э. В отличие от греческих драматургов, он сочинял и трагедии и комедии. Это тоже были переделки греческих трагедий с мифологическим сюжетом. Кроме того, он был создателем трагедий из римской истории. Но наибольшей славы он достиг в области комедии.

Литературная комедия III – II в.в. до н.э. тоже представляла собой переделку греческой бытовой комедии. Политическую комедию, подобно комедии Аристофана, аристократический сенат Рима никогда бы не допустил. Римскую комедию, которая являлась переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие этих комедий происходило всегда где-нибудь в Греции.

Другие римские драматурги (Энний, Пакувий, Акций) писали трагедии и брали для переработки произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Но наиболее любимым оригиналом для них был Еврипид. Его стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьесы Эсхила и Софокла.

Почему же великие греческие трагедии Эсхила и Софокла, поднимавшие сложные политические, религиозно-философские и моральные проблемы, не могли ставиться в древнем Риме? Это объясняется огромным различием и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III-II в. до н.э. Римляне не испытывали никакого интереса к высоким гражданским и моральным проблемам. Их интересы простирались в области гладиаторских боев. Их более захватывали кровавые зрелища, нежели размышления над смыслом бытия. Поэтому греческие трагедии приходилось перерабатывать: насыщать их событиями, запутывать действие, усиливать чисто зрелищную сторону. А характерам придавались чисто римские черты.

Но даже и в таком переработанном виде греческая трагедия оказывалась сложной по своему содержанию для римской публики. Комедия была понятнее и вызывала большее удовольствие.

Римская комедиография известна в основном именами Плавтаи Теренция.

ПЛАВТ (254 – 184 г.г. до н.э.)

Предание гласит, что в молодости он был актером ателланы (на это указывает его имя Тит Макций – Макка).

Творчество Плавта относится к периоду, когда Рим был сильнейшим государством. После Пунических войн шло активное проникновение в римскую культуру элементов греческой культуры.

В его комедиях высмеивались ростовщики, торговцы, сводники. Его комедии отличались живостью действия, но характеры почти не развивались. Большое место отводилось музыке, пению.

В эпоху Возрождения комедии Плавта усиленно переводят, и по его образцу писатели-гуманисты создают свои комедии. Шекспир и Мольер опирались на сюжеты Плавта.

ТЕРЕНЦИЙ (185 – 159 г.г. до н.э.) –уроженец Африки и мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю.

Теренций написал 6 комедий, и все они дошли до нас. Он также заимствовал сюжеты у Менандра. Сюжетами являются семейные конфликты. У него нет динамики в развитии интриги, как у Плавта, нет буффонады, обращений к зрителю. Но зато он стремится дать углубленную психологическую характеристику своих персонажей.




Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.

Другим драматургом был Гней Невий, который начал ставить свои пьесы с 235 г. до н.э. В отличие от греческих драматургов, он сочинял и трагедии и комедии. Это тоже были переделки греческих трагедий с мифологическим сюжетом. Кроме того, он был создателем трагедий из римской истории. Но наибольшей славы он достиг в области комедии.

Литературная комедия III – II в.в. до н.э. тоже представляла собой переделку греческой бытовой комедии. Политическую комедию, подобно комедии Аристофана, аристократический сенат Рима никогда бы не допустил. Римскую комедию, которая являлась переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие этих комедий происходило всегда где-нибудь в Греции.

Другие римские драматурги (Энний, Пакувий, Акций) писали трагедии и брали для переработки произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Но наиболее любимым оригиналом для них был Еврипид. Его стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьесы Эсхила и Софокла.

Почему же великие греческие трагедии Эсхила и Софокла, поднимавшие сложные политические, религиозно-философские и моральные проблемы, не могли ставиться в древнем Риме? Это объясняется огромным различием и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III-II в. до н.э. Римляне не испытывали никакого интереса к высоким гражданским и моральным проблемам. Их интересы простирались в области гладиаторских боев. Их более захватывали кровавые зрелища, нежели размышления над смыслом бытия. Поэтому греческие трагедии приходилось перерабатывать: насыщать их событиями, запутывать действие, усиливать чисто зрелищную сторону. А характерам придавались чисто римские черты.

Но даже и в таком переработанном виде греческая трагедия оказывалась сложной по своему содержанию для римской публики. Комедия была понятнее и вызывала большее удовольствие.

Римская комедиография известна в основном именами Плавтаи Теренция.

ПЛАВТ (254 – 184 г.г. до н.э.)

Предание гласит, что в молодости он был актером ателланы (на это указывает его имя Тит Макций – Макка).

Творчество Плавта относится к периоду, когда Рим был сильнейшим государством. После Пунических войн шло активное проникновение в римскую культуру элементов греческой культуры.

В его комедиях высмеивались ростовщики, торговцы, сводники. Его комедии отличались живостью действия, но характеры почти не развивались. Большое место отводилось музыке, пению.

В эпоху Возрождения комедии Плавта усиленно переводят, и по его образцу писатели-гуманисты создают свои комедии. Шекспир и Мольер опирались на сюжеты Плавта.

ТЕРЕНЦИЙ (185 – 159 г.г. до н.э.) –уроженец Африки и мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю.

Теренций написал 6 комедий, и все они дошли до нас. Он также заимствовал сюжеты у Менандра. Сюжетами являются семейные конфликты. У него нет динамики в развитии интриги, как у Плавта, нет буффонады, обращений к зрителю. Но зато он стремится дать углубленную психологическую характеристику своих персонажей.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Римская комедия


Римская комедия — драматический жанр, получивший развитие в Риме в III — II вв. Хотя в Италии и до этого существовали фольклорные комедийные представления (ателлана, мим), они носили в основном импровизационный характер и достигли письменного оформления только около I в. до н. э.

Возникновение литературы римской комедии связывают с именем Ливия Андроника, который поставил в 240 до н. э. на Римских играх одну трагедию и одну комедию, переработанные с греческих оригиналов. По этому пути пошли за ним Невий (первую свою комедию поставил в 235), Плавт, Теренций и другие римские драматурги, создавшие жанр т. н. паллиаты — комедии, герои которой носили греческую одежду. Всего известно свыше 20 имен римских поэтов, писавших в жанре паллиаты, и больше полутора сотен названий их комедий. Целиком дошли только произведения Плавта и Теренция, относительно большим числом фрагментов представлены Невий, Цецилий Стаций и Турпилий.

В качестве источника для своих пьес авторы римской комедии брали главным образом сочинения Менандра, Филемона и Дифила. Соответственно, центр интриги составляли похождения молодых людей, добрачные связи и узнавание детей, а среди действующих лиц появлялись воины, параситы, гетеры и т. д. При этом степень приближения к оригиналу была в римской комедии различной. Невий перерабатывал его достаточно свободно и первым ввел контаминацию, что облегчалось стереотипностью сюжетных схем в самой новой аттической комедии.

Гораздо ближе к гуманистическому содержанию творчества Менандра и его младшего современника Аполлодора был Теренций, особо внимательный к обрисовке характеров. Хотя он и пользовался контаминацией, но осуществлял ее так искусно, что пьеса приобретала дополнительную живость и яркость образов. К Менандру восходила примерно половина из 13 комедий Турпилия (198—193—104); из фрагментов видно, что и здесь господствовали основные мотивы паллиаты; увлечения молодых людей и добродетель девушек. К концу II в. до н. э. паллиата исчезает с римской сцены, уступая место тогате, в которой бытовые зарисовки италийской действительности в их сюжетном оформлении все еще подчиняются готовым схемам паллиаты.

Тогата — комедия с римским сюжетом, получившая название по римской одежде тоге.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием но-воаттич,еской комедии, например Менандру, но их натуриализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, "Энеида" Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, остротой и нервозностью, напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом.

Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической эпохи и с таким свободно-демократическим настроением.

Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, то есть все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией,- все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу, и все это явилось ее национальной спецификой.

Оригинальность римской литературы заключалась именно в постоянном стремлении создавать грандиозные формы в литературе и жизни, для которых эллинизм был только слабым началом.

Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. - 80-е годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II - V вв. н. э.).

Билет 31

Пиргополиник состоит на службе у царя Селевка, но римские зрители в его образе видели сатиру на тех римских военачальников, которые во время Пунических войн не блистали подвигами, а в мирной обстановке хвастались своими победами. Хвастовство Пиргополиника поддерживает его парасит Артотрог (Хлебогрыз). Пиргополиник через сводню обманом увез к себе в Эфес афинскую девушку Филокомасию, сделал ее своей любовницей. Фило-комасия любила юношу Плевсикла, но его не было в то время, когда Пиргополиник насильно взял девушку к себе на корабль. Верный раб этого юноши Палестрион поспешил поехать к своему господину, чтобы сообщить о похищении Филокомасии, но корабль, на котором он ехал, захватили разбойники, и бедный раб попал в плен, а потом был одним из разбойников подарен Пиргополинику. Тот привел его в свой дом, где Палестрион и встретил Филокомасию. Та подала ему знак, чтобы он молчал, а потом уже, оставшись с ним наедине, "наплакалась бедняжка на судьбу свою":

Палестрион сумел все же известить своего молодого хозяина о том, в какую беду попала его любимая девушка. Юноша тайно приехал в Эфес и поселился в доме, соседнем с домом Пиргополи-ника, у старика Периплектомена, друга его отца. Хитрый Палестрион пробил стену в той комнате, где жила Филокомасия, устроил тайный ход и дал возможность влюбленным встречаться. Раб Скеледр, который был приставлен, чтобы охранять Филокомасию, заметил,. как она встречается и целуется с каким-то юношей в соседнем доме, но его убедили в том, что это сестра Филокомасии Дикея, очень похожая на нее, которая поселилась в соседнем доме со своим возлюбленным.

Композиция этой комедии не отличается должной стройностью. Так, мотив с потайным ходом и с изображением перебегания Филокомасии из одного дома в другой не помогает развитию сюжета и даже является лишним, потому что если любовница Пиргополиника благодаря потайному ходу могла встречаться со своим милым, то, следовательно, у нее была полная возможность бежать с ним, значит, не нужна была и интрига с подставной женой Периплектомена. Это обстоятельство приводит ученых к выводу, что Плавт в комедии "Хвастливый воин" использовал сюжеты каких-то двух греческих бытовых комедий.

Но образы в ней живые: умный, энергичный раб, преданный своему молодому хозяину; бахвал военачальник, поделом наказанный за свои "подвиги"; ловкие служанки, помогающие своим господам. Самым интересным образом комедии является образ Палестриона, неистощимого в своих выдумках, строящего планы, как ему одурачить Пиргополиника, ведущего сражение за реализацию этого плана. Недаром Плавт так часто пользуется в этой комедии военной лексикой.

Из монолога Периплектомена мы узнаем о том, что у римских актеров, которые, в противоположность греческим, были без масок, большую роль играли мимика, жесты и что актерская техника в этой обстановке была достаточно разработана.

Читайте также: