Защита раненых больных потерпевших кораблекрушение медицинского и духовного персонала кратко

Обновлено: 28.06.2024

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов является одним из главных вопросов международного гуманитарного права. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях называется Первой Женевской конвенцией и является важнейшим международно-правовым актом. Вторая Женевская конвенция касалась состава морских вооруженных сил. Третья Женевская конвенция затрагивала вопросы обращения с военнопленными, Четвертая Женевская конвенция содержит положения о защите гражданского населения во время войны. Все четыре документа были приняты 12 августа 1949 года. Кроме основных положений конвенций были изданы Дополнительные протоколы, касающиеся жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв войн (Протокол I и II).

В соответствии с этими документами жертвами международных вооруженных конфликтов являются:

  • военнопленные;
  • раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;
  • гражданское население.

Военнопленные

Согласно Третьей конвенции (Женева 12 августа 1949 г.) военнопленными являются лица, захваченные врагом, принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчению, добровольческим отрядам, движению сопротивления, воюющему на стороне, находящейся в конфликте.

Все формирования должны отвечать следующим условиям:

  • иметь ответственное лицо, отвечающее за формирование;
  • иметь, отличительный знак, видимый издали;
  • быть вооруженными;
  • жить по законам и обычаям войны.

К военнопленным могут быть отнесены регулярные вооруженные силы, которые подчиняются властям, не признаваемым государством, захватившим в плен войска. Лица, которые не входят в состав ВС, но следуют за ними: гражданские лица, входящие в авиаэкипажи, военкоры, бытовые службы, обслуживающие вооруженные силы, если у них имеется разрешение на сопровождение и соответствующие документы; члены морских экипажей торговых судов, капитаны, лоцманы, юнги, члены экипажей гражданской авиации с опознавательными знаками сторон конфликта; население территории, которая не является оккупированной, но при приближении врага взявшееся за оружие и начавшее бороться с вторгшимся неприятелем, успев сформироваться в регулярные войска.

Такое же обращение, как и с военнопленными, ждет представителей ВС оккупированной страны, если государство, которое является оккупантом, считает необходимой их интервенцию, даже после освобождения их во время военных действий, происходящих за пределами оккупированной территории.

Особенной является ситуация, когда эти лица пытались присоединиться к ВС противоборствующей стороны или не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

Медицинские службы и духовный персонал предназначены для оказания помощи военнопленным и не считаются находящимися в плену. Они имеют права, установленные Конвенцией. Держава-оккупант должна предоставить все возможности и условия для оказания мед. помощи и духовной помощи военнопленным.

Если лицо осуществляет шпионские действия в пользу противоположной стороны, оно не признается военнопленным, с ним обращаются как со шпионом. Если лицо обмундировано и носит форму своих ВС, при этом действует на территории противника , пытаясь собрать необходимые сведения, оно не считается занимающимся шпионской деятельностью.

Военнопленным не может быть и наемник.

Наемник – лицо, которое завербовано для принятия участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвующее в военных действиях, преследуя личную выгоду.

Стороной, находящейся в конфликте, такая выгода наемнику обещана в виде материального вознаграждения в несколько раз превышающего вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав ВС данной стороны. Наемник не имеет гражданства воюющей стороны, не проживает на ее территории постоянно, не входит в личный состав ВС стороны конфликта. Наемник не является посланником государства не втянутого в конфликт и не выполняет по его поручению официальные обязанности.

В Женевской конвенции важным разделом является раздел, где речь идет об обращении с военнопленными. Об этом же говорится в Дополнительных протоколах. Военнопленные находятся во власти, захватившего их государства, правовой статус военнослужащего за ними остается в течение всего периода плена. Они могут носить свою форму, подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Государство, пленившее людей, должно обеспечить военнопленным надлежащие условия. Плен – это не форма наказания.

Военнопленные размещаются в лагерях, которые удалены от мест боевых действий. Они не могут быть посланы в боевые точки, их не используют в качестве прикрытия. Условия содержания военнопленных устанавливаются с учетом традиций, обычаев военнопленных, они не должны приносить вреда здоровью. Пленные могут писать и получать письма, разрешено и получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляет офицер воюющего государства, который отвечает за условия находящихся в нем.

Те пленные, кто не испытывает проблем со здоровьем, отправляются на работы. Для работы на опасных участках требуется их согласие.

Пленные подчиняются законам, которые действуют в государстве, захватившем их в плен. К военнопленным могут быть применены судебные меры или меры дисциплинарного характера за совершение противоправных действий. Военнопленные могут быть привлечены к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен.

Взятые в плен, освобождаются и подлежат репатриации после завершения боевых действий. Если в отношении пленного возбуждено уголовное дело, он может быть задержан до принятия решения судом или до отбытия им наказания.

МГП требует равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. С этой точки зрения международно-правовой защитой жертв войны обладают все лица без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам. Защита предоставляется при любых обстоятельствах, независимо от характера вооруженного конфликта.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение лица

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение в соответствии с нормами МГП находятся под особой защитой. Посягательство на их жизнь, пытки, истязания, проведение мероприятий с целью опытов, взятие из их числа заложников, оставление в беспомощном состоянии, применение к ним актов насилия недопустимы. Воюющие стороны должны обеспечивать этим людям право на уважение их личности и чести.

Ранеными и больными могут быть как военнослужащие, так и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи вследствие полученной травмы, болезни, физического или психического расстройства или инвалидности и воздерживаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение – это лица, подвергшиеся опасности на море в результате несчастья, случившегося с ними или с судном, летательным средством передвижения над морем, воздерживающиеся от любых враждебных действий.

Лицами, потерпевшими кораблекрушение, они продолжают считаться во время спасательной операции до получения ими другого статуса при условии, что они продолжат воздерживаться от любых враждебных действий.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение независимо от стороны конфликта пользуются уважением и защитой в соответствии с положениями конвенции. Им должно быть гарантировано гуманное обращение, медицинская помощь и уход, предоставленные в кратчайшие сроки.

Если люди захвачены противоположной стороной, интернированы, задержаны, лишены свободы в результате вооруженного конфликта, их здоровью не должен быть нанесен ущерб. Запрещено в отношении указанных лиц проводить процедуры медицинского характера, которые не требуются им по состоянию здоровья или не соответствуют общепринятым мед. нормам. Запрещено:

  • наносить физические увечья;
  • проводить медицинские или научные эксперименты;
  • удалять ткани или органы для пересадки.

В исключительных случаях такие люди могут сдать кровь для переливания или кожу для пересадки при их согласии на эти процедуры. Процедура должна соответствовать терапевтическим целям, соответствовать общепризнанным медицинским нормам и быть направленной на благо донора и реципиента.

Гражданское население

Гражданское население не должно подвергаться нападениям со стороны противника. Запрещаются насильственные акты, угрозы насилия с целью запугивания, терроризирования мирного населения. Женщинам и детям предоставляется защита от посягательств непристойного характера.

Стороны конфликта должны оградить детей до 15 лет от участия в войне, не вербовать их в свои вооруженные силы. Если ребенок до 15 лет оказался в плену, он пользуется особой защитой.

Мирное население должно быть в достаточной мере обеспечено продовольствием, лекарствами, одеждой и другими вещами, необходимыми для того, чтобы выжить в военное время. Если всего этого недостаточно, проводятся гуманитарные операции по оказанию помощи. Такие операции не рассматриваются как вмешательство в конфликт или как акт недружественного характера. Приоритетными являются поставки для детей, беременных женщин, рожениц, кормящих матерей.

Если защита жертв войны носит внутренний характер, она координируется Дополнительным протоколом 1977 года. Нормы Протокола применимы к конфликтам, которые разгорелись на территории одного государства между ВС и организованными вооруженными группами, которые контролируют часть территории государства и осуществляют непрерывные военные действия.

Протокол не может быть применен, если создалась обстановка внутренней напряженности, которая выражается в беспорядках, актах насилия, так как эти проявления вооруженным конфликтом назвать нельзя.

Протокол не затрагивает суверенитет государства, не обязывает правительство всеми средствами восстанавливать государственный правопорядок, защищать единство нации или территориальную целостность. В то же время Протокол не может служить оправданием прямого или косвенного вмешательства в конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходят военные столкновения.

Протокол применяется без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам.

Лица, которые не принимали участия в боевых действиях либо прекратили принимать участие в них, имеют право на уважение своей личности, чести, убеждений, религиозных обрядов. Они заслуживают гуманного обращения. При любых обстоятельствах запрещено отдавать приказ не оставлять никого в живых.

В отношении указанных лиц запрещено:

  • посягать на жизнь, здоровье, нарушать физическое и психическое состояние;
  • жестоко обращаться, применять пытки, наносить увечья, применять любые формы телесных наказаний;
  • применять коллективные наказания;
  • брать заложников;
  • совершать террористические акты;
  • унижать человеческое достоинство;
  • заниматься работорговлей во всех формах;
  • грабить, мародерствовать;
  • угрожать вышеописанными действиями.

Дети должны быть обеспечены заботой и помощью, получать образование и воспитание. Необходимо всеми возможными способами содействовать воссоединению семей.

Лица, которые находятся под арестом в связи с вооруженным конфликтом должны:

  • обеспечиваться продовольствием и питьевой водой;
  • иметь условия для сохранения здоровья;
  • быть защищенными от суровых климатических условий;

Лицам, лишенным свободы, разрешено получать помощь в индивидуальном и коллективном порядке, совершать религиозные обряды, получать духовную помощь. Они могут быть привлечены к работам восстановительного характера и другим видам работ. Разрешены отправка и получение писем, почтовых карточек, их количество устанавливают власти. Места содержания интернированных лиц должны находится вне зоны боевых действий.

Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести

Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, определяется соответственно Конвенциями I, II о защите жертв войны, а также Дополнительными протоколами I, II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года. Конвенции являются результатом пересмотра ранее принятых Женевских конвенций 1906 и 1929 гг., а также Гаагской конвенции от 18 октября 1907 г. по этим вопросам.

Оказавшись во власти неприятеля, раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, рассматриваются как военнопленные, и к ним применяются нормы международного гуманитарного права, касающиеся военнопленных.

В отношении названных жертв войны, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия , посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложниками, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации. При этом раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, не могут отказываться частично или полностью от прав, которые им определены международными конвенциями.

В ходе военных действий воюющие государства делают все возможное для того, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, ограждают их от ограбления и дурного обращения, обеспечивая им необходимый уход. Принимаются также меры по розыску мертвых и предотвращению мародерства.

Военные власти могут обращаться к человеколюбию местных жителей с тем, чтобы те при возможности могли под их контролем добровольно подбирать и ухаживать за ранеными и больными, потерпевшими кораблекрушение, предоставляя лицам, отозвавшимся на этот призыв, необходимое покровительство и льготы. В том случае, если неприятельское государство установит или восстановит свой контроль над данным районом, оно будет предоставлять этим лицам такое же покровительство.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права военные власти разрешают населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или на оккупированных местностях, по собственной инициативе подбирать раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их национальности, и обеспечивать уход за ними. При этом гражданское население должно относиться к ним с уважением, не допускать никаких актов насилия. Никто не должен подвергаться преследованию, наказанию каким-либо образом или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение.

При первой возможности воюющие стороны заключают соглашения о перемирии или о прекращении огня с тем, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, и в случае согласия осуществляют обмен ими. При необходимости воюющие государства заключают соглашения, касающиеся эвакуации раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, вывоза их морским путем из осажденной или окруженной зоны, а также обеспечение пропусками в эту зону медицинского и духовного персонала.

Конфликтующие стороны обязуются зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и умерших с неприятельской стороны, оказавшихся в зоне их контроля. Эти сведения по возможности должны включать следующие данные:

  • гражданство данного лица;
  • войсковой или личный номер;
  • фамилию, имя;
  • дату рождения;
  • все другие сведения, содержащиеся в его удостоверении личности или опознавательном медальоне;
  • дату и место взятия в плен или смерти;
  • сведения, касающиеся ранений, болезни или причины смерти.

Упомянутые выше данные должны быть как можно скорее доведены до сведения Справочного бюро, наличие которого предусмотрено ст. 122 Конвенции III, а оно передает эти сведения державе, за которой числятся указанные лица, через посредство державы-покровительницы и Центрального справочного агентства по делам военнопленных.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны подготавливать и отправлять друг другу через указанное бюро свидетельства о смерти или надлежащим образом удостоверенные списки погибших (умерших), половину двойного опознавательного медальона, завещание и прочие документы, имеющие значение для семьи погибшего, деньги и вообще все предметы, имеющие объективную или субъективную ценность, принадлежавшие погибшим. Эти вещи, а также неопознанные вещи, пересылаются в запечатанных пакетах, к которым прилагается заявление, содержащее все сведения, необходимые для установления личности погибших владельцев, и полный перечень содержимого пакетов.

Воюющими государствами принимаются необходимые меры для того, чтобы предание земле или сожжение, а также погребение в море производилось, по возможности, индивидуально, и чтобы погребению предшествовал внимательный медицинский осмотр тел с целью констатирования смерти, установления личности и возможного отчета об этом. Половина двойного опознавательного медальона или сам опознавательный медальон, если он одинарный, должен оставаться на теле. Погибшие должны быть погребены с честью и, если возможно, с соблюдением религиозных обрядов, чтобы могилы содержались надлежащим образом и были сосредоточены согласно национальности погребенных и отмечались таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. С этой целью с начала военных действий государства организуют официальную службу могил с тем, чтобы в последующем была возможность сделать эксгумации, обеспечить опознание трупов и их возможную отправку на родину.

В дальнейшем в процессе урегулирования отношений между воюющими государствами, на территории которых находятся могилы, другие места погребения останков лиц, умерших во время оккупации или в заключении, погибших в результате военных действий, заключаются соглашения с целью: содействия доступу родственников погибших (умерших) и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа; постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения; содействия возвращению останков и личного имущества погибших на родину (ст.ст. 33, 34 Дополнительного протокола I).

Воюющие стороны, международные гуманитарные организации, державы-покровительницы должны руководствоваться в своей деятельности нормами международного гуманитарного права о том, что семьи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение вправе знать о судьбе своих родственников. Как только позволят обстоятельства в ходе военных действий, либо сразу же после их окончания, воюющие стороны разыскивают лиц, пропавших без вести, обмениваются между собою информацией по этому поводу.

Сведения о лицах, пропавших без вести, и запросы о них передаются либо непосредственно, либо через державу-покровительницу, Центральное справочное агентство МККК или национальные общества Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца).

Правовой статус и режим раненых, больных и лиц, потерпевших ко­раблекрушение, из состава вооруженных сил на море регулируются I и II Женевскими конвенциями 1949 года. Участники вооруженных кон­фликтов, которые перестали принимать участие в боевых действиях вследствие ранения или болезни, а также потерпевшие кораблекруше­ние (в том числе при падении в море самолетов и иных летательных ап­паратов) и воздерживающиеся при этом от враждебных действий, нахо­дятся под защитой этих конвенций.

Независимо оттого, какой стороне принадлежат лица указанных ка­тегорий, и без какой-либо дискриминации по признакам расы, пола, ре­лигии, национальности, политических убеждений и других аналогич­ных критериев они подлежат гуманному обращению и уходу. Во всякое время, особенно после боя, воюющие стороны должны принять всевозможные меры к розыску и подбору раненых и больных, оградить их от дурного обращения и обеспечить необходимым лечением. Строго запре­щается любое посягательство на их жизнь и личность (в частности, до­бивать, подвергать пыткам, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, проводить биологические опыты). Местному насе­лению, в том числе на оккупированной территории, добровольно или по призыву военных властей оказывающему помощь раненым и больным независимо от их национальной принадлежности, должны оказываться покровительство и льготы. Погибшие подлежат захоронению по воз­можности в отдельных опознаваемых могилах в соответствии с их рели­гиозными обрядами.

Списки раненых, больных и умерших, принадлежащих противной стороне, должны передаваться последней национальным справочным.

Дополнительным протоколом 1 1977 года к категории раненых, боль­ных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море отнесены и гражданские лица, которые воздерживаются от враж­дебных действий и нуждаются в помощи вследствие травмы, болезни, инвалидности, опасности на море в результате крушения, а также роже­ницы, новорожденные дети и беременные женщины. Этим лицам, на­ряду с жертвами войны из числа участников вооруженных конфликтов, надлежит оказывать необходимую медицинскую помощь и уход.

Личный состав медицинских и санитарных учреждений, а также сле­дующие за войсками духовные лица пользуются особым покровительством и защитой при любых обстоятельствах. Попав во власть противника, они не могут быть задержаны и не считаются военнопленными. Их можно лишь временно задерживать для выполнения ими непосредственных функций преимущественно для своих соотечественников и надлежит воз­вращать (или производить смену по специальному соглашению) по мино­вании необходимости державе, за которой они числятся.

Стационарные и подвижные военные госпитали и санитарные уч­реждения медицинской службы ни при каких обстоятельствах не могут быть объектом нападения. Они должны иметь ясно видимый в любое время суток отличительный знак — красный крест или красный полуме­сяц на белом фоне (на флагах и нанесенный на крышу здания госпиталя, палубу и борта корабля, плоскости летательного аппарата). Однако они могут быть лишены такого покровительства, если будут использоваться для враждебных военных действий или их прикрытия. Попав в руки противной стороны, они продолжают выполнять свои функции, пока захватившая их держава сама не обеспечит необходимого ухода за боль­ными и ранеными. Военные госпитальные суда не могут быть захвачены противной стороной, однако находящиеся на них раненые и больные по требованию любого военного судна воюющей стороны подлежат пере­даче ему, если оно может обеспечить необходимый медицинский уход. Санитарные летательные аппараты не должны подвергаться нападению при условии, если они будут летать на высоте, во время или по маршру­там, предусмотренном в соглашении между сторонами. В случае вынуж­денной посадки на неприятельской территории или занятой неприяте­лем территории раненые и больные, а также экипаж летательного аппа­рата становятся военнопленными.

Правовой статус и режим раненых, больных и лиц, потерпевших ко­раблекрушение, из состава вооруженных сил на море регулируются I и II Женевскими конвенциями 1949 года. Участники вооруженных кон­фликтов, которые перестали принимать участие в боевых действиях вследствие ранения или болезни, а также потерпевшие кораблекруше­ние (в том числе при падении в море самолетов и иных летательных ап­паратов) и воздерживающиеся при этом от враждебных действий, нахо­дятся под защитой этих конвенций.



Независимо оттого, какой стороне принадлежат лица указанных ка­тегорий, и без какой-либо дискриминации по признакам расы, пола, ре­лигии, национальности, политических убеждений и других аналогич­ных критериев они подлежат гуманному обращению и уходу. Во всякое время, особенно после боя, воюющие стороны должны принять всевозможные меры к розыску и подбору раненых и больных, оградить их от дурного обращения и обеспечить необходимым лечением. Строго запре­щается любое посягательство на их жизнь и личность (в частности, до­бивать, подвергать пыткам, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, проводить биологические опыты). Местному насе­лению, в том числе на оккупированной территории, добровольно или по призыву военных властей оказывающему помощь раненым и больным независимо от их национальной принадлежности, должны оказываться покровительство и льготы. Погибшие подлежат захоронению по воз­можности в отдельных опознаваемых могилах в соответствии с их рели­гиозными обрядами.

Списки раненых, больных и умерших, принадлежащих противной стороне, должны передаваться последней национальным справочным.

Дополнительным протоколом 1 1977 года к категории раненых, боль­ных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море отнесены и гражданские лица, которые воздерживаются от враж­дебных действий и нуждаются в помощи вследствие травмы, болезни, инвалидности, опасности на море в результате крушения, а также роже­ницы, новорожденные дети и беременные женщины. Этим лицам, на­ряду с жертвами войны из числа участников вооруженных конфликтов, надлежит оказывать необходимую медицинскую помощь и уход.

Личный состав медицинских и санитарных учреждений, а также сле­дующие за войсками духовные лица пользуются особым покровительством и защитой при любых обстоятельствах. Попав во власть противника, они не могут быть задержаны и не считаются военнопленными. Их можно лишь временно задерживать для выполнения ими непосредственных функций преимущественно для своих соотечественников и надлежит воз­вращать (или производить смену по специальному соглашению) по мино­вании необходимости державе, за которой они числятся.

Стационарные и подвижные военные госпитали и санитарные уч­реждения медицинской службы ни при каких обстоятельствах не могут быть объектом нападения. Они должны иметь ясно видимый в любое время суток отличительный знак — красный крест или красный полуме­сяц на белом фоне (на флагах и нанесенный на крышу здания госпиталя, палубу и борта корабля, плоскости летательного аппарата). Однако они могут быть лишены такого покровительства, если будут использоваться для враждебных военных действий или их прикрытия. Попав в руки противной стороны, они продолжают выполнять свои функции, пока захватившая их держава сама не обеспечит необходимого ухода за боль­ными и ранеными. Военные госпитальные суда не могут быть захвачены противной стороной, однако находящиеся на них раненые и больные по требованию любого военного судна воюющей стороны подлежат пере­даче ему, если оно может обеспечить необходимый медицинский уход. Санитарные летательные аппараты не должны подвергаться нападению при условии, если они будут летать на высоте, во время или по маршру­там, предусмотренном в соглашении между сторонами. В случае вынуж­денной посадки на неприятельской территории или занятой неприяте­лем территории раненые и больные, а также экипаж летательного аппа­рата становятся военнопленными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовног.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовног.

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых нор.

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

История международного гуманитарного права История международного гуманитарно.

История международного гуманитарного права История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов. Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств. С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Современное Международное гуманитарное право составляют: многосторонние догов.

Современное Международное гуманитарное право составляют: многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 годов, ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий; Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов; Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные Протоколы I и II к ним 1977 года; Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год); Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 год); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год); Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год); Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека (1993 год).

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современ.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как: Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий; Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Гаагские конвеции Конференция 1907 года, созванная в Гааге по инициативе США.

Женевские конвенции Женевские конвенции — это ряд международных соглашений, п.

Женевские конвенции Женевские конвенции — это ряд международных соглашений, подписанных в Женеве главами ведущих государств Европы. Проводились конвенции с 1864 по 1949 год. Женевские конвенции вместе с дополнениями к ним составляют основу международного гуманитарного права.

Сущность Женевского права заключается в: 1) защите лиц, которые прекратили пр.

Сущность Женевского права заключается в: 1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся: а) раненые; б) больные; в) потерпевшие кораблекрушение; г) военнопленные; 2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно: а) гражданскому населению; б) медицинскому и духовному персоналу; 3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа; 4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Функции международного гуманитарного права Приоритетными направлениями междун.

Функции международного гуманитарного права Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи: защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях; ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Международное гуманитарное право имеет следующие принципы: все права человека.

Международное гуманитарное право имеет следующие принципы: все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, тем не менее, приоритет отдается праву на жизнь, без которого бессмысленно соблюдение остальных прав и свобод; принцип уважения прав человека как один из основных современного международного права не только не противопоставляется др. принципам, но гармонично с ними взаимодействует (этот принцип исключает использование прав и свобод человека в качестве повода для посягательства на безопасность и мир, на независимость и равноправие государств – на те основы, на которых базируется идея международного сотрудничества); вся сфера взаимоотношений государства с его населением, как следует из толкования суверенитета государства, представляет собой сферу внутренних отношений, регулируемых на национальном уровне (но это не означает право государства совершать произвол, оно должно учитывать международные обязательства и прежде всего принцип уважения прав человека);

область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде в.

область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде всего по вопросам прав человека, должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что означает исключение политизации межгосударственного гуманитарного сотрудничества; индивиды и их группы непосредственно от международного сообщества никаких прав не получают; государства–участники сообщества должны предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, не только определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и др. дискриминации, применения пыток и т.п.); допускаются определенные ограничения прав и свобод, установленных национальными законами, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (это реализуется обычно в условиях чрезвычайного положения, но даже в условиях этого режима управления не допускается дискриминация личности на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также права на жизнь и др.

Международное гуманитарное право основывается на следующих принципах: Принцип.

Международное гуманитарное право основывается на следующих принципах: Принцип неприменения силы. Принцип мирного разрешения споров. Принцип уважения прав человека. Принцип суверенного равенства. Принцип невмешательства. Принцип территориальной целостности. Принцип нерушимости границ. Принцип равноправия и самоопределения народов. Принцип сотрудничества. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Предмет регулирования международного гуманитарного права – международные воор.

Предмет регулирования международного гуманитарного права – международные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера. Международные вооруженные конфликты – это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два или более государств. Вооруженный конфликт немеждународного характера обладает следующими признаками: наличие организованных военных действий между противоборствующими силами; в военных действиях участвуют вооруженные силы; достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; противоборствующие силы должны иметь органы, ответственные за их поведение; каждая из сторон должна иметь контролируемую ею часть территории государства.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется пр.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: раненные; больные; потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; гражданское население.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а).

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.

Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооружённого конфл.

Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооружённого конфликта Разыскать, подобрать, оградить от ограбления и плохого обращения Оказать первую медицинскую помощь Транспортировать в безопасное место, обеспечить медицинскую помощь и уход

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и б.

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующей армии

Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности после.

Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении. При ведении боевых действий на мер то же самое относится к нейтральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подбирать погибших (ст. 21 II Конвенции).

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, бо.

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил на море

Согласно II Конвенции стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрирова.

Согласно II Конвенции стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все имеющиеся в их распоряжении данные, способствующие установлению личности раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро для передачи стороне противника, в частности, через посредничество Центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста.

Под защитой международного гуманитарного права находятся медицинские формиров.

Под защитой международного гуманитарного права находятся медицинские формирования и духовный персонал Запрещается нападать на медицинские формирования, причинять им ущерб или препятствовать их функционированию, даже если в данный момент в них нет ни раненых, ни больных. Медицинские формирования Медицинское оборудование Медицинские учреждения Медицинские транспортные средства Медицинский персонал

Духовный персонал включает в себя лиц как из состава вооружённых сил, так и г.

Духовный персонал включает в себя лиц как из состава вооружённых сил, так и гражданских (например, священников), которые заняты выполнением исключительно духовных функций. Попав в руки противника, лица из числа медицинского или духовного персонала должны иметь возможность продолжать выполнение своих функций по уходу за ранеными и больными. В случае, если их задержание не является необходимым для ухода за военнопленными, они должны быть отпущены. Медицинский и духовный персонал, выполняющий свои функции во время военных действий, должен носить отличительную эмблему красного креста или красного полумесяца.

Эмблемы красного креста и красного полумесяца, правила использования которых.

Международный комитет Красного Креста – нейтральная неправительственная орган.

Международный комитет Красного Креста – нейтральная неправительственная организация. На основании существующих международных документов Международному комитету Красного Креста принадлежит особое право – в силу его нейтральности – предлагать воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам вооружённых конфликтов. В этих целях он направляет своих делегатов во все концы мира.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права все раненые, боль.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, имеют право на уважение и защиту. С ними должны обращаться гуманно. Их нельзя оставлять на произвол судьбы, даже если они принадлежат к стороне противника. Между ранеными и больными не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Они обязаны разыскивать и регистрировать все возможные данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших, попавших в их руки, как со своей, так и с неприятельской стороны

Интернет-ресусры http://iknigi.net/avtor-valeriy-markov/96964-osnovy-bezopasn.

Краткое описание документа:

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Читайте также: