Элбек доржи ринчино биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Элбе́к-Доржи́ Ринчи́нович Ринчино́ (16 мая 1888 — 4 июня 1938) — видный бурятский общественно-политический деятель, один из лидеров революционного и национально-освободительного движения бурятского народа, находился у истоков создания национальной государственности бурят.

Биография

16 мая 1888 — родился в кочевом урочище (улусе) Хилгана Баргузинского аймака Забайкальской области (ныне Баргузинский район Республики Бурятия).

В 1899 г. окончил Улюнскую приходскую школу.

1899—1904 — учёба в городской школе Баргузина. Здесь Ринчино в 1903 г. вошёл в нелегальный ученический кружок, организованный ссыльными Архангельским и Майером.

В 1905 г. Элбек-Доржи ушёл от отчима и перебрался в Верхнеудинск. Здесь он поступил на общественный счет в Верхнеудинское общественное реальное училище, открытое по инициативе известного тогда просветителя-революционера И. К. Окунцова.

1906 г. — вошёл в партию (организацию социал-демократов с большивистским руководством), где вел под руководством Б. З. Шумяцкого активную нелегальную работу.

1906 — ввиду закрытия Верхнеудинского реального училища, Ринчино переехал в г. Троицкосавск Забайкальской области, где поступил в местное реальное училище.

1907 — исключен из Троицосавского реального училища за участие в политической забастовке.

1907 — поездка в Томск на средства, собранные местной и Верхнеудинской ученической организацией. Здесь Ринчино поступил на общеобразовательные курсы при технологическом институте. В Томске активно участвует в деятельности нелегальных студенческих организаций. Осенью 1907 был задержан за участие в нелегальной сходке в технологическом институте, заключен в тюрьму, но вскоре освобожден.

1908 — подготовка к аттестату зрелости экстерном при Томской гимназии и сдача экзаменов.

Осенью 1908 — переезд в Санкт-Петербург, поступление в Петербургский университет на юридический факультет.

1909—1913 гг. — участие в нелегальных студенческих кружках, ведение нелегальной организационно-пропагандистской работы.

1914 — болезнь и уход из университета.

Конец 1916 — начало 1917 — работа в кооперации заведующим статистическим отделом в г. Чита Забайкальской области.

1917—1918 гг. — становится первым Председателем Центрального Национального Комитета бурят-монгол Восточной Сибири — первого высшего органа власти бурят-монгол. Активное участие в Установлении Советов в Забайкальской области. Секретарь Военно-революционного комитета, член полевого штаба на Даурском фронте, командующий и организатор бурят-монгольской Красной гвардии (Улан-Цагда). Поездка в Монголию для установления дипломатических отношений.

Конец 1918 — начало 1919 после падения Советов в Сибири нелегальное проживание в районе у бурят-монгол.

1919 — попытка перетащить правых социалистов и националистов Бурят-Монголии на нейтральную позицию, то есть на позицию воздержания от участия в гражданской войне на стороне белогвардейцев в ожидании прихода Красной Армии.

1920 — Ринчино — один из руководителей т. н. Кульского переворота против белых и помощник начальника штаба красных партизан в селении Кульском Хорнского аймака.

С 1920 года начинается период активного сотрудничества Э.-Д. Ринчино с монгольскими революционерами. Вторая половина 1920 — начало 1921 — работа по заданию партии по монгольскому вопросу. Ринчино назначается секретарем Монголо-Тибетской секции Дальневосточного Секретариата Коминтерна.

Вторая половина 1921 — конец 1925 — работа в Монголии — участие в гражданской войне, организация партии, правительства, армиии. Работа в качестве члена Центрального комитера МНРП, члена Президиума народного Правительства и председетеля Реввоенсовета Монгольской народно-революционной армии. В докладе на III съезде Монгольской народно-революционной партии он обосновал идею о некапиталистическом пути развития страны. Ринчино являлся одним из авторов первой Конституции Монгольской Народной Республики, принятой первым Великим Народным Хуралом Монголии.

В Монголии участвует в разгроме частей барона Унгерна, за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени (Приказ РВСР № 52: 1922 г.).

С 1930 — кандидат в члены ВКП(б).

С ноября 1934 — профессор КУТВ.

19 июля 1937 по ложному обвинению арестован в Москве.

4 июня 1938 г. Военной Коллегией Верховного Суда СССР приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 10 июня 1938 приговор приведен в исполенние.


Элбе́к-Доржи́ Ринчи́нович Ринчино́, монгольск. Элбэгдорж Ринчино́ ( 3 ( 16 ) мая 1888, Хилгана , Забайкальская область , Российская Империя — 10 июня 1938, тюрьма НКВД (ГУЛАГ) , Иркутск , СССР ) — сибирский и монгольский революционер, видный бурятский общественно-политический деятель, один из лидеров революционного и национального движения бурятского народа, находился у истоков создания идеологии национальной государственности бурят (бурят-монголов). Один из организаторов и участников экспорта революции в Монголию . Учился в Томске и был в 1907 соратником С.М. Кирова по томскому подполью РСДРП . Участник красного террора в 1920—1926 гг. Диктатор Монголии в 1923—1926. Жертва эпохи ГУЛАГ а.

Литературный псевдоним: Аламжи-Мэргэн, Мэргэн (бурятск.)

Редко встречающийся вариант написания имени: Ринчингийн, Элбэгдорж


Содержание

Биография

Молодость, становление личности

Элбек-Доржи Ринчино родился в монгол-бурятской семье рода эхиритов [1] среднего достатка в кочевом урочище ( улус е) Хилгана Баргузинского аймака -волости Баргузинского уезда Забайкальской области , что располагался в суровой сибирской тайге на северо-восточном побережье озера Байкал . Ныне это Баргузинский район Республики Бурятия .

После окончания в 1899 году в селе Улюн начальной церковно-приходской школы (при местной православной церкви ), поступил и успешно окончил Баргузинское городское уездное училище ( Забайкальская область ). Здесь Элбек Ринчино в 1903 году вошёл в нелегальный ученический кружок чтений марксистской литературы , организованный ссыльными Архангельским и Майером.

В том же 1906 году, ввиду закрытия Верхнеудинского реального училища , Ринчино переехал в пограничный с Китаем город Троицкославск (Кяхта) ( Забайкальская область ), где вновь поступил в местное Троицкославское реальное училище. На следующий 1907 год он будет отчислен из этого училища за участие в политической забастовке. Ринчино принимает решение продолжить совё образование в Томске, главном культурно-образовательном центре азиатской части России. В Томск он едет на средства, собранными местной и Верхнеудинской ученическими организациями.

В Томске Ринчино поступил на общеобразовательные курсы подготовки для поступления в Императорский технологический институт. Однако учёбе помешала революционная деятельность: всех поступающих на данные подготовительные курсы агитировали участвовать в революционных ячейках подпольной марксистской организации РСДРП , не разделившейся тогда в Сибири на большевиков и меньшевиков , но отличавшаяся особым радикализмом, склонностью к вооружённому противостоянию и терроризму. Руководителем одной из групп томских боевиков РСДРП в то время был юный Сергей Костриков (в СССР он будет известен как С.М. Киров). Не удивительно, что вскоре после прибытия в Томск, той же осенью 1907 Ринчино был задержан за участие в нелегальной сходке в технологическом институте, заключён на непродолжительное время в тюрьму до выяснения участия в экстремистских акциях.

В 1908 году Ринчино экстерн ом при Томской гимназии усиленно готовится к сдаче экзаменов полного среднего образования и получению аттестату зрелости.

Осенью 1908 года Э.-Д. Ринчино едет в столицу страны город Санкт-Петербург , где сдаёт экзамены на поступление в Петербургский Императорский университет на юридический факультет. Здесь Ринчино также сближается с революционерами партии социалистов-революционеров и РСДРП и участвует в нелегальных студенческих кружках, выполняет поручения по нелегальной организационно-пропагандистской работе среди питерских пролетариев и в марксистских кружках студенческой молодёжи. Тем не менее старается серьёзно относиться к учёбе, к получению элитного высшего образования.

Революция. Лидер Бурнацкома

Бурнацком выступал за создание бурятских аймаков, учреждение земского управления, развитие светского образования и культуры. Бурнацком считал, что должно быть образовано правительство, состоящее из представителей всех социалистических партий Восточной Сибири, с чем не согласны были большевики, после Октябрьской революции взявшие курс на монополию власти исключительно за собой.

В этот период, как революционный руководитель Забайкалья, Ринчино осуществляет поездку в революционную (с 1911) Монголию для установления дипломатических отношений Бурнацкома и ВРК с руководителями этого государства.

Тем не менее большевики с января 1918 года, как и во всех других регионах павшей Российской Империи, начинают активно создавать систему своей диктатуры, сопровождая её, как и в других регионах Советской России, красным террором , прежде всего нацеленном в Забайкалье на уничтожении старой бурятской культуры и традиций, основанных на буддизме; начато было разрушение буддийских монастырей. Бурнацком не стремился к советизации аймаков и хошунов (большей частью лишь имитируя советские органы власти) и сумел сохранить относительную автономию. В марте 1918 на 3-ем областном съезде сельских депутатов Забайкальской области в Чите было принято решение об утверждении существующих у бурят-монгол административно-хозяйственных и культурно-просветительских органов национального самоуправления, работающих под руководством Бурнацкома в контакте с советской властью. С падением советской власти весной—летом 1918 Бурнацком перешёл к политике формального признания власти сначала Временного сибирского правительства , а затем власти белых в лице А.В. Колчака и Г.М. Семёнова . Часть членов Бурнацкома в знак протеста вышла из его состава. Путем лавирования и компромиссов с новой властью Бурнацком под руководством либеральных лидеров национально-демократического направления стремился форсировать создание национальной автономии, которая не только объединяла бы всё бурятское население Иркутской губернии и Забайкалья, но и обладала бы строго очерченной территорией, в границах которой органы самоуправления имели бы весьма широкую юрисдикцию. В результате Бурнацком занимался не только проблемами национальной культуры, но и стремился установить контроль органов самоуправления в сфере экономики (в частности М.Н. Богданов разрабатывал проект земельной реформы, а Э.-Д. Ринчино — налоговой) и политики. Так, Бурнацком принимал энергичные меры по защите бурятского населения от противоборствующих военных сил в развернувшейся в Забайкалье Гражданской войне. В ноябре 1918 на общебурятском съезде в Верхнеудинске Бурнацком переименован в Бурятскую народную думу (Бурнардуму). Фактически национальное движение развивалось в направлении повышения политического статуса бурятского само­управления, а его лидеры стремились к созданию бурятской моноэтничной автономии. Осенью 1919 Бурнардума была фактически разгромлена из-за несогласия с политикой атамана Семёнова . После чего атаман Семёнов, без суда и следствия, казнил М.Н. Богданова и отдал распоряжение об аресте и казни Э.Д. Ринччино (который успел уйти в подполье). Разгром Бурнардумы прошёл не смотря на то, что за неё и за Э.-Д. Ринчино перед Семёновым заступился сибирский белогвардейский лидер барон Унгерн . Однако официально и окончательно Бурнацдума объявила о своём роспуске лишь в октябре 1920 года. Ранее, с января 1920 года в Иркутской губернии и Забайкальской области была ликвидирована власть директории Колчака: части 5-й Красной Армии взяли Иркутск и Верхнеудинск .

Гражданская война

Весной 1918 года в Сибири разгорелась Гражданская война.

С учётом того, что буряты стали активно вовлекаться в формирование бурятских полков и батальонов Белой Гвардии (вплоть до введения бурятов в казацкое сословие), в 1919 году левым крылом Бурнацкома/Бурнардумы предпринята попытка перетащить правых социалистов-революционеров и националистов Бурят-Монголии на нейтральную позицию, то есть на позицию воздержания от участия в Гражданской войне на стороне белогвардейцев , оставаться вне политики до неизбежного уже прихода Красной Армии РСФСР в Восточную Сибирь. Такая работа по разагитированию, за неучастие бурят в этой войне, дала свои плоды. Многие буряты-казаки стали выходить из казачьего сословия и службы в частях Сибирских армий Колчака, отказывались или уклонялись от семёновской мобилизации в Белую армию (как, впрочем, вскоре и от привлечения их в ряды красных войск).

Формирование советской автономии бурят

В феврале 1920 года Бурятская секция Иркутского губкома партии большевиков (в том числе буряты-коммунисты) официально высказалась против установления в Бурятии национальной автономии в какой-либо форме. Эта позиция была отражена в докладе члена Бурсекции, бурята по национальности, тов. В.И. Трубачеева на губернском бурятском съезде в Иркутске того же года. С этого момента начался раскол во взглядах на формы бурятской автономии между идеологом Бурнацкома Э.-Д. Ринчино и новыми руководителями бурятских территорий из иркутского губкома РКП(б) и деятелями Сиб.Бюро ЦК РКП(б) в Иркутске.

После этой миссии в Москву Э.-Д. Ринчино становится Секретарём (руководителем) монголо-тибетского отдела Секции восточных народов Сибирского областного бюро ЦК РКП(б) в Иркутске. Это весьма высокий пост в Партии.

В 1920 году Э.-Д. Ринчино был назначен председателем Азиатского бюро Сибирской миссии по иностранным делам РСФСР. Э-Д. Ринчино активно выступал за создание единой автономии для всего бурят-монгольского народа в составе РСФСР, решительно отвергая в дискуссиях попытки расколоть бурят, раздробить территории их проживания. На имя В.И. Ленина написал две докладные.

Ринчино назначается секретарем Монголо-Тибетской секции Дальневосточного Секретариата Коминтерн а ( Москва ).

Монгольская революция 1921 года. Во главе МНР

Вторая половина 1921 — конец 1925 — Э.-Д. Ринчино занимается экспортом социалистической революции, по поручению ЦК РКП(б) и Коминтерна работает в Монголии — участие в монгольской гражданской войне, организация социалистической марксистской партии Монголии, помощь в формировании правительства и армии в очередной (с 1911) раз революционной Монголии. Начав работать в Монголии (период Монгольской революции 1921 года), Ринчино меняет гражданство и выходит из партийной организации СССР.

В докладе на III съезде Монгольской народно-революционной партии Ринчино обосновал идею о некапиталистическом (социалистическом) пути развития страны, минуя стадию ранне-капиталистического уклада. Ринчино являлся одним из авторов первой Конституции Монгольской Народной Республики (МНР), принятой первым Великим Народным Хуралом Монголии. Был одним из инициаторов и активных участников монгольского красного террора, в том числе организатор борьбы с буддийскими монастырями , доказывавшим необходимость тотальной ликвидации теократического влияния на государственность в Монголии.

Элбэк-Доржи Ринчинович Ринчино является автором многочисленных опубликованных работ, в частности, по проблемам революционного движения на Востоке, политического, экономического и культурного развития стран этого региона. Им были переведены на монгольский язык учебные пособия по политэкономии, географии и художественные произведения. Ринчино считается создателем молодёжной политической организации — Монгольского ревосомола (аналог советского комсомола ), возглавить который он поручил руководителю монгольских спецслужб Дашийн Балдандоржу .

В МНР Ринчино участвует в разгроме ушедших сюда из Прибайкалья казачьих белогвардейских частей барона Унгерн а, за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени РСФСР. Э.-Д. Ринчино, таким образом, становится первым бурятом, получившим высшую награду Советской России тех лет, первым краснознамённым орденоносцем.

Коммунистический университет трудящихся стран Востока

1926—1930 — учёба в Институте Красной Профессуры ( Москва ) подготовки пролетарских учёных и научных кадров для национальных регионов СССР .

С 1930 года вновь возвращается в гражданство СССР, вступает кандидатом в члены ВКП(б) .

С ноября 1934 — профессор КУТВ .

Репрессирование

4 июня 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР Элбэк-Доржи Ринчино был приговорён к высшей мере наказания — расстрел у. 10 июня 1938 года в Иркутск е (куда Э.-Д. Ринчино был этапирован для следствия по делу бурятского антисоветского национализма-панмонголизма , в котором Сталин обвинил практически всё руководство Советской Бурятии и других бурят, занимавших высокие посты в ВКП(б) СССР) приговор был приведён в исполнение… По тому же делу в тюрьме Бурятского НКВД был расстрелян и идеологический противник по вопросам развития бурятской идентичности и автономии, вождь Советской Бурятии, герой-орденоносец Михей Ербанов [10] . Так закончился идеологический спор двух политических оппонентов. Такая вот ирония истории.

Военной коллегией Верховного суда СССР в 1957 году было пересмотрено уголовное дело Э.-Д. Ринчино в числе прочих дел жертв эпохи сталинских репрессий. Э-Д. Ринчино и другие, расстрелянные в 1938 году руководители Советской Бурятии, были полностью реабилитированы как незаконно репрессированные.

Особым постановлением ЦК КПСС в 1961 году Элбек-Доржи Ринчино был восстановлен в членах ВКП(б) / КПСС (посмертно).

Награды

Память

Основные труды

Литература

Примечания

Ссылки


По материалам различных биографических и историографических источников формирование, подготовка и литературная обработка статьи для Товики — О.К. Абрамов (Томский государственный университет), 2015

В канун 85-летия республики Бурятия сайт "Информ Полиса" продолжает серию публикаций о выдающихся деятелях, основателях государственности бурят-монголов.


В канун 85-летия республики Бурятия сайт "Информ Полиса" продолжает серию публикаций о выдающихся деятелях, основателях государственности бурят-монголов. Сегодня мы публикуем работу профессора Цыренжаба Чойропова, заведующего кафедрой социологии и политологии ВСГТУ.

- Я обратил внимание на то, что в молодые годы Элбек-Доржи Ринчино, ученик великого сибирского областника Г.Н. Потанина, проявлял интерес к сибиризму и сибирячеству, - пишет Цыренжаб Чойропов, - У него имеются интересные мысли о региональной идентичности, о непростых взаимоотношениях Центра и периферии. Некоторые из них весьма актуальны и сегодня!

Элбек-Доржи Ринчино о Сибири и сибирячестве

Одной из разновидностей социальной структуры общества является, как известно, социально-территориальная структура. Многообразие социальной деятельности людей осуществляется в пределах определенных социально-территориальных общностей. Социально-территориальные общности определяются как совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории.

Каждая социально-территориальная общность имеет все элементы общей структуры социума - производительные силы, экономические отношения, классы и слои, социальные институты, управление, культуру, быт, экологию. Благодаря этому данные общности могут функционировать как относительно самостоятельные социальные образования. Такой своеобразной социально-территориальной общностью является и наша Сибирь.

В работе Э.-Д. Ринчино "Областническое движение в Сибири и социал-демократия" достаточно выражены и вопросы субъективности региональных общностей. "Существует некоторое общее представление о "северянстве" - на севере России, об "украинстве" - в Малороссии, на Кавказе все сильнее и сильнее выдвигаются общекавказские тенденции. Сибиряки представляют единое социальное целое, потому что имеют общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежности к единой региональной общности".

"Во всем этом, конечно, нет ничего страшного, - отмечал Э.-Д. Ринчино, - Развитие областного право - и самосознания не знаменует распада и гибели России; наоборот, оно свидетельствует лишь о больших успехах страны и о том, что культура перестала быть достоянием и монополией Петербурга, Москвы и других крупных центров…".

На формирование взглядов Э.-Д. Ринчино в томский период его жизни большое влияние оказал Г.Н. Потанин, известный ученый и лидер сибирской областнической интеллигенции. Г.Н. Потанин появление сибирской ментальности относил к 40-м годам XIX века. "Тенденция вышла из чувства обособленности, которое бессознательно чувствовало сибирское крестьянство", местная интеллигенция лишь выразила ее (1). "У территории Сибири. - писал Г.Н. Потанин, - все - таки свой физический организм, и люди, живущие в зависимости от этого особого организма, должны чувствовать солидарность между собой и в то же время чувствовать, что эта солидарность связывает их между собою прочнее, чем с жителями других областей империи" (2).

Между Европейской Россией и Сибирью, помимо естественно- исторических и культурных особенностей, по мнению Э.-Д. Ринчино, существуют весьма знаменательные и резкие социально-экономические различия. Прежде всего, в Сибири не получили развития капиталистические отношения. Выжит торгово-посреднический капитал, один из самых паразитических видов капитала. В Сибири нет землевладельческого класса и частного землевладения. Правда, "делаются опыты насаждения ядовитых побегов частного крупного землевладения. Впрочем, есть некоторые основания полагать, что Сибирь, как и в прошлом, когда она была пленницей, закованной в каторжные цепи, так и ныне выплюнет в лицо своим насильникам насильно прививаемые ей гнилостные грибки частного землевладения, несущие ее сынам иго социального раздора и социально-экономического рабства". Сибирь - это край крестьянской общности, где господствовали народные общественные начала. Подчеркивается "огромный рост крестьянской кооперации, обязанный своим расцветом исключительно собственной самодеятельности сибирского крестьянства".

Чертами самобытности Сибири также считались: бесклассовость, социальная однородность, демократизм; наличие особого типа сибиряка; игнорирование этнических разграничений.

Сибирская идентичность, тем не менее, еще в полной мере не изучена. Между прочим, Э.-Д. Ринчино еще в 1914 году указал на малоизученность Сибири. "Пока что имеются запасы сырого материала, кое-какие обобщения и только". И сегодня наш земляк, известный петербургский проф. А.О. Бороноев вынужден повторить: "О Сибири и о сибирячестве говорят и пишут много, но серьезных исследований пока нет" (3).

Следующий вопрос в работах Э.-Д. Ринчино - о взаимоотношениях Европейской России и Сибири. "Все и вся решает и определяет правительство, опирающееся на буржуазно-крепостнические классы и невежество и косность милейших россиян, - писал Э.-Д. Ринчино. - В его руках находится вся полнота и мощь государственной власти, чтобы держать Сибирь в черном теле и тем самым создавать те объективные условия, которые позволяют считать ее колонией, а не полноправной частью России" (Звучит-то как актуально и сегодня!).

«".. Была Сибирь бесправной и эксплуатируемой колонией, таковой она остается и по днесь", - эти слова Э.-Д. Ринчино сохраняли свою силу и в последующие долгие годы. Сибирь, по сути, была превращена в вотчину центральных министерств и ведомств, которые рассматривали ее как территорию с развитыми производительными силами и богатую природными ресурсами, совершенно выпуская при этом из виду, что это еще и среда обитания живых людей. В течение многих лет происходило бесконтрольное изъятие природных, материальных и финансовых ресурсов сибирских регионов. Формально считаясь хозяевами на своих территориях, регионы Сибири не имели реальной возможности предотвратить деформации в экономике и социальной сфере.

В ходе проведения экономической реформы становится очевидным, что основополагающие ее принципы - демократизация собственности и власти, развитие рынка, децентрализация управления, социальная переориентация экономики возможны лишь при условии распространения самоорганизации и самоуправления на уровень территорий. Поэтому важнейшей особенностью предстоящего периода становится все большее перемещение экономической и социальной деятельности на региональный уровень с учетом всех общественных затрат и выгод. Все, что может быть решено и произведено на уровне регионов, должно быть в компетенции самоуправляемых региональных единиц. Опора на собственные возможности рождает дух предпринимательства, инициативу, творческий импульс (если хотите) для роста национального самосознания.

Сейчас во всем мире формируются подходы к экономическому росту, предполагающие опору на локальные уровни хозяйствования, переход от тотальной специализации крупномасштабного производства к наращиванию социокультурных потенциалов самостоятельных территориальных общностей. Такая тенденция не противоречит идее сохранения единства России, но предполагает многообразие вариантов регионального развития (внутри России), соответствующих местным потребностям (поистине уместен здесь лозунг "Единая, но делимая Россия!"). "И здесь во избежание кривотолков и извращений необходимы некоторые пояснения, - сделал оговорку Э.-Д. Ринчино. - Все сибирские областники - левые и умеренные, убеждены (и это вне всякого сомнения), что Сибирь не может жить без Европейской России, также и Россия без Сибири".

1. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. – Томск, 1907. – С. 8.

2. Потанин Г.Н. Нужды Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. – СПб., 1906. – С. 262.

3. Бороноев А.О. Социология не терпит догм // Социология и социальная антропология: Межвуз. сб. – СПб., 1997. – С. 18.

Цитируемые материалы из трудов Э.-Д. Ринчино взяты из: Элбек-Доржи Ринчино. Документы, статьи, письма. – Улан-Удэ, 1994.

На фото: Э.-Д. Ринчино

Биография Э.-Д. Ринчино (метериал из Википедии)

Элбе́к-Доржи́ Ринчи́нович Ринчино́ (16 мая 1888 — 4 июня 1938) — видный бурятский общественно-политический деятель, один из лидеров революционного и национально-освободительного движения бурятского народа, находился у истоков создания национальной государственности бурят. 16 мая 1888 — родился в кочевом урочище Хилгана Баргузинского аймака Забайкальской области. В 1899 г. окончил Улюнскую приходскую школу. 1899-1904 — учеба в городской школе Баргузина. Здесь Ринчино в 1903 г. вошел в нелегальный ученический кружок, организованный ссыльными Архангельским и Майером. В 1905 г. Элбек-Доржи ушел от отчима и поступил на общественный счет в Верхнеудинское общественное реальное училище. 1906 г. — вошел в партию (организацию социал-демократов с большивистским руководством), где вел под руководством Б. З. Шумяцкого активную нелегальную работу. 1906 — ввиду закрытия 5-го класса Верхнеудинского реального училища, Ринчино переехал в г. Троицкосавск Забайкальской области, где поступил в местное реальное училище. 1907 — поездка в Томск на средства, собранные местной и Верхнеудинской ученической организацией. Здесь Ринчино поступил на общеобразовательные курсы при технологическом институте. В Томске активно участвует в деятельности нелегальных студенческих организаций. Осенью 1907 был задержан за участие в нелегальной сходке в технологическом институте, заключен в тюрьму, но вскоре освобожден.

1908 — подготовка к аттестату зрелости экстерном при Томской гимназии и сдача экзаменов. Осенью 1908 — переезд в Санкт-Петербург, поступление в Петербургский университет на юридический факультет. 1909-1913 гг. — участие в нелегальных студенческих кружках, ведение нелегальной организационно-пропагандистской работы. 1914 — болезнь и уход из университета.

Вторая половина 1920 — начало 1921 — работа по заданию партии по монгольскому вопросу. Вторая половина 1921 — конец 1925 — работа в Монголии — участие в гражданской войне, организация партии, правительства, армиии. Работа в качестве члена ЦК МНРП, члена Президиума народного Правительства и председетеля Реввоенсовета. 1926-1930 — учеба в институте Красной профессуры. С 1930 — кандидат в члены ВКП(б). 1927-1934 — научно-педагогическая работа в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. т. Сталина в г. Москва. С ноября 1934 — профессор КУТВ.

В 1937 арестован в Москве. 4 июня 1938 г. Военной Коллегией Верховного Суда СССР приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. В 1957 — Э-Д. Ринчино реабилитирован.

Ринчино Элбэк-Доржи

Элбэк-Доржи Ринчино — видный бурятский и монгольский общественно-политический деятель, лидер революционного и национально-освободительного движения бурятского и монгольского народов, один из отцов-основателей национально-автономной государственности бурят и независимой государственности монголов.

Э-Д. Ринчино родился 16 мая 1888 в улусе Хилгана Баргузинского аймака Забайкальской области (ныне Баргузинский район Республики Бурятия). В 1899 г. окончил Улюнскую приходскую школу и поступил на учёбу в городскую школу в Баргузине, где обучался до 1904 г. Здесь в возрасте 15 лет Э-Д. Ринчино впервые знакомится с азами политической деятельности, входит в подпольный кружок из учеников и учителей, организованный политическими ссыльными Архангельским и Майером.
В 1905 г. Элбэк-Доржи поступил в Верхнеудинское общественное Реальное училище, открытое просветителем-революционером И.К. Окунцовым. Уже в 1906 г. Ринчино вступил в партию социал-демократов, где под руководством большевика Б.З. Шумяцкого начал активную нелегальную работу. В 1906 г., ввиду закрытия Верхнеудинского училища, Ринчино переезжает в г. Троицкосавск, где поступил в местное реальное училище, но за участие в политической забастовке был исключен из училища в 1907-м г.

В 1907 г. Ринчино поступил на общеобразовательные курсы при технологическом институте в Томске, где также активно участвует в работе нелегальных студенческих организаций. Осенью того же года был арестован за участие в нелегальной сходке, сидел в заключении в тюрьме. Тем не менее, вскоре после освобождения Э-Д. Ринчино сумел самостоятельно подготовиться к защите аттестата зрелости при Томской гимназии и успешно сдать экстерном все экзамены в 1908 г.

Осенью 1908 г. Э-Д. Ринчино поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, где помимо учебы участвует в нелегальных студенческих кружках, проводит организационно-пропагандистскую работу в университете и в городе.

Жена Элбэк-Доржи — Мария Никифировна Ринчино была его боевым соратником и ближайшим другом. У них было трое детей: две дочери и сын Санандар, который в Великой Отечественной войне был тяжело ранен и умер от ран в 1946 году. Старшая дочь Эрджима родилась в 1921 году в г. Урге (Улан-Батор), умерла в 1982 году. Младшая дочь Енок родилась в 1923 году. Она, как и мать, закончила Курский медицинский институт, проживала в г. Мурманск с сыном Андреем. И только в 1957 г. Военной коллегией Верховного суда СССР было пересмотрено уголовное дело Э-Д. Ринчино. Было установлено, что его осудили необоснованно, что на территории Монгольской Народной Республики и Бурят-Монгольской АССР антисоветской панмонгольской организации не существовало, а дела на её участников были сфабрикованы работниками НКВД СССР и БМАССР. В 1961 г. МГК КПСС реабилитировал его в партийном порядке. Через два десятилетия историческая справедливость по отношению к великому сыну бурятского народа Э-Д. Ринчино была восстановлена.

Ныне в с. Хилгана Баргузинского района установлен бюст Э-Д. Ринчино (2005 г., автор Солбон Ринчинов), открыт музей в Хилганайской школе, где представлены материалы по биографии Э-Д. Ринчино, родных и близких, братьев, его личные вещи, орденская книжка и т.д. Там же представлена экзаменационная работа по русскому языку за курс начальной школы (май 1899 г.), анкетный лист опроса, когда он работал профессором Коммунистического университета трудящихся Востока от 27.12.1934 г. Здесь он указывает свое место рождения: Забайкальская область, Баргузинский уезд, Баргузинская волость (бывшее ведомство Баргузинской степной думы), кочевье (улус) Хилгана Бурят-Монгольской АССР. И там же имеется телеграмма от его дочери — Енок Элбэковны Ринчино от 19.12.1994 г., где она благодарит земляков за добрую память об Элбэк-Доржи и Марии Никифоровне.


Элбэк-Доржт Ринчино родился 16 мая 1888 года на левобережье реки Баргузин, куда перебирались на летние пастбища яриктинские буряты. Мать его звали Бубей. Она была младшей дочерью многодетного Банюшки (Манюхай) Балганова (из клана яриктинскиъх Тумунтеев рода Шоно племени Эхирит).

После возвращения на родину темпераментный Элбек-Доржи оказывается в центре политической жизни Бурятии.В 1917-1918 годах работал Председателем Центрального Национального Комитета бурят-монгол Восточной Сибири, заместитель председателя Исполкома областного Совета крестьянских депутатов. Затем активное участие в установлении Советов в Забайкальской области – секретарь Военно-революционного комитета, член Полевого штаба на Даурском фронте, командующий и организатор бурят-монгольской Красной Армии (Улан-Цагда), участвовал в установлении дипломатических отношений с Монголией.

С 1920 года по заданию партии работа по монгольскому вопросу. Со второй половины 1921 года и до конца 1926 года работал в Монголии: участвовал в организации революционного движения и партизанской войны. Был Председателем Военсовета Народной революционной армии Моголии, участвовал в боях с Унгерном и был награжден орденом Красного Знамени. Проводил большую работу по организации партии, правительства, армии монголии в качестве члена ЦК МНРП, члена Президиума наролного правительства и председателя Реввоенсовета, член Великого и Малого Хуралданов.

С 1926 года учился в Институте Красной Профессуры и одновременно и одновременно с 1927 года научно-педагогическая работа в Коммунистическом Университете Трудящихся Востока имени Сталина. Элбек-Доржи Ринчино был человеком честной и прямой натуры, дипломантом и высокопринципиальным, честным и прямым по натуре, не любил интриганов и честолюбивцев. В зловещем 1937 году был арестован по ложному обвинению как японский агент и расстрелян в Иркутской тюрьме. Реабилитирован в 1957году.

Читайте также: