Война скифов с персами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Своеобразной вершиной скифской истории является скифо-персидская война, случившаяся в конце VI в. до н.э.

К этому времени Персия превратилась в огромное и мощное государство. С 521 г. до н.э. её царём становится Дарий I из династии Ахеменидов.

Около 514 г. до н.э. он двинул против скифов огромное и многоязычное (в составе персидской державы находилось свыше 80 народов) войско. Причины столь пристального внимания Дария к скифам у историков вызывают споры. Большая часть исследователей считает, что покорение Скифии являлось частью единого стратегического плана. Овладев частью островов Эгейского моря и греческими городами в Малой Азии, Дарий готовился к войне с Грецией. С этой целью ему необходимо было обезопасить свои тылы, заодно и отомстить своим давним обидчикам скифам (память о вторжении скифов в Переднюю Азию была ещё слишком свежа). В случае победы персов греческие города перестали бы получать хлеб из Северного Причерноморья.

Скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своём пути они засыпали колодцы и источники, уничтожали траву. Небольшие отряды скифов совершали внезапные нападения на персов, нанося им ощутимые потери.

По совету мудрого Гобрия, персы развели ночью костры, показывая скифам, что остаются, а сами оставив больных и раненых, устремились из скифских владений. В Персию вернулись немногие. Так бесславно закончился поход Дария против скифов.

Столь блестящий успех принёс скифам славу непобедимого народа, оказал огромное влияние на консолидацию Великой Скифии, установил полное превосходство скифов в Северном Причерноморье.

Хозяйство и быт

Кочевой образ жизни наложил отпечаток на все стороны жизни скифов и, прежде всего, на быт и ведение хозяйства.

Скифские лошади были небольшими, однако отличались резвостью и выносливостью. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снег, добывая сохранившуюся траву для себя и других животных.

В конце V — начале IV вв. до н.э. в экономике Скифии происходят существенные изменения, связанные с целым рядом факторов, главный из которых — резкое сокращение хороших пастбищ. Это, прежде всего, было связано с хозяйственной деятельностью человека: пастбища вытаптывались многочисленными стадами, и травяной покров не успевал восстановиться.

В поисках выхода из создавшегося положения осуществляется переход к полукочевому скотоводству: в зимнее время скот содержат в загонах и подкармливают его твёрдыми кормами. В результате в стадах уменьшается число овец и даже лошадей, в то же время начинает преобладать крупный рогатый скот. Все больше стали разводить свиней.

Переход к полукочевому скотоводству способствовал развитию земледелия. Содержание скота в зимнее время в загонах требовало значительного количества твёрдых кормов. Увеличивается площадь обрабатываемых земель, на которых начали выращивать зерновые культуры, прежде всего засухоустойчивые сорта проса, ячменя и полбу. Техника земледелия была невысокой. Чаще всего использовали систему перелога: на целине жгли травостой и, после обработки простыми орудиями, засевали. Через два-три года этот участок оставляли на несколько лет и начинали обрабатывать новый. Такой вид земледелия был ориентирован прежде всего на то, чтобы обеспечить твёрдыми кормами основную отрасль хозяйства — скотоводство.

Одежда и экипировка скифов были прекрасно приспособлены к условиям кочевой жизни. Её изготовлением в основном занимались женщины, используя в качестве материала кожи, войлок и шерсть.

Одежда скифов была очень удобной — короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полусапожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадный наряд расшивался множеством золотых украшений.

Основу женской одежды составляло платье-рубашка с длинными рукавами, поверх которой надевался плащ без рукавов. Головной убор был в виде кокошника. И одежда, и головной убор украшались нашивными золотыми бляшками. С удовольствием скифиянки носили такие украшения, как ожерелья, гривны, серьги, перстни из золота, серебра или бронзы, бусы.

Рис.14. Скифский Пантеон

Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи (полузмея-полуженщина), считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира.

Они стали родителями первого скифа — Таргитая (получеловек-полузмей).

Среди богов, которые олицетворяли земной мир наиболее известен нам бог, воплощённый в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему под именем Ареса, греческого бога войны. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста (150 повозок) гигантский алтарь, посвящённый этому богу. Получался квадрат со сторонами 530 метров. Водружённому на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Кровь сливали в священный кувшин и поливали землю вокруг меча. Отрубленную правую руку и голову оставляли лежать возле алтаря.

В честь бога войны ежегодно проводились празднества, на которых особо отличившиеся в боях воины награждались почётной чашей вина. На таких празднествах устраивались состязания по борьбе, стрельбе из лука.

Скифы почитали своих жрецов, но, если предсказания не сбывались, жрецы рисковали многим, иногда даже жизнью. За неверное гадание о причинах царской болезни царь мог предать их смерти.

Рис.17. Баня с коноплёй

Их величина зависела от социального положения и материального достатка умершего. Много скифских захоронений находится на территории Крымского полуострова.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии — Чертомлык (Никополь, Днепропетровская обл.) — накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана — Александропольского — превышала 21 м. Куль-Оба (под Керчью) — 20 метров. Чем выше, тем знатнее и славнее погребённый в ней человек.

Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба — своеобразная пещера простой или усложнённой конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на установленный обычаем срок проводов, продолжавшийся в течение сорока дней. Покойника, одетого в роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Особой пышностью отличались похороны скифских царей. Тело умершего обвозили по всем подвластным племенам. В знак скорби скифы обрезали волосы, наносили себе увечья. Затем все отправлялись в землю Герр, на отдалённую окраину Скифии. В этой земле и находилось кладбище скифских царей.

На вершине кургана по окончании захоронения устраивалась последняя поминальная трапеза. Кости съеденных животных и разбитую посуду, а иногда также последние дары (наконечники стрел, сбрую) оставляли на кургане.

Во рву, окружающем курган Толстая Могила, были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5—3 тыс. человек.

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА

Изображения хищных зверей, птиц, лошадей, баранов, козлов на оружии и конской сбруе, а иногда на личных украшениях и освящённой посуде, имело, с точки зрения скифских воителей, вполне конкретную цель. Всё это призвано было улучшить боевые качества воина, придать ему сил, смелости, упорства, ускорить бег и подкрепить силы его коня.

Встреча скифских обычаев с высоким переднеазиатским искусством произошла около середины VII в. до н.э., и с этого времени берёт начало классический звериный стиль. Он успел широко распространиться по Скифии в середине VII в. До н.э., степняки приносят звериный стиль в лесостепное Поднепровье. Наиболее частый мотив звериного стиля этого времени — голова или клюв орла. Она известна нам не только по костяным и металлическим изделиям, но и по изображениям на статуях, где венчает своеобразную крышку, закрывающую лук воина. Иногда вместо орла изображался фантастический грифон — голова барана с орлиным клювом.

В это же раннее время появились и другие хорошо позднее известные мотивы — свернувшийся в кольцо хищный зверь, оглядывающийся козёл с подогнутыми, будто в быстром беге, ногами.

На рубеже VII—VI вв. до н.э. звериный стиль ранних скифов достигает наивысшего расцвета. Именно тогда предметы звериного стиля начинают делать преимущественно из золота.

С конца VI в. до н.э. в зверином стиле происходят заметные перемены. Происходит встреча с эллинским искусством — имевшая впечатляющие, но разрушительные для скифских традиций последствия. Изображения этого времени становятся схематичнее, отчасти застывшими, менее достоверными. Умельцы, с другой стороны, ударяются в украшательство, испещряя дополнительными изображениями части тел животных. Как будто соревнуясь в искусности, они фантастическим образом соединяют разных зверей и птиц, вписывают одних в других, сливают их между собой в невообразимых фантастических существ. Некоторые из них напоминают ещё персонажей мифологии — скажем, крылатый козёл.

В самом низу общественной лестницы (среди свободных) находились ремесленники. В основном, вероятно, это были не чистокровные скифы. Большую часть ремесленной продукции скифы получали от своих оседлых соседей-данников или от наёмных греческих мастеров.

Но чаще перед нами просто буйная игра фантазии автора, которую ограничивала — и подталкивала — лишь форма украшаемого предмета.

От греческих ювелиров в звериный стиль вошли новые мотивы, — скажем, голова льва или новый тип изображения грифона с разверстым клювом и высунутым языком. Из эллинских колоний пришёл в степь и новый для звериного стиля сюжет — борьба зверей. К изображениям зверей добавляется растительный орнамент.

Как бы то ни было искусство звериного стиля превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

Продолжение следует

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Мало кто знает, что перед вторжением в Грецию и началом греко-персидских войн 499-449 г. до н. э. (знаменитые битвы при Марафоне, Фермопилах, Платеях) царь Дарий I организовал поход на север, в земли скифов. Персы вознамерились обеспечить безопасность северных границ, за которыми находились кочевья скифских и сарматских племен. Империя Дария к концу VI в. до н. э. являлась самым могущественным государством, протянувшимся от Египта до Индии, с огромной армией и флотом. Во многом благодаря древнегреческому историку Геродоту нам относительно подробно известно о событиях того времени. Все тот же Геродот сообщает, что Дарий для похода на север собрал армию из 700 тысяч воинов. Конечно, к подобному количеству стоит относиться скептически. Прокормить такое войско, тем более в условиях бескрайних степей, просто невозможно. Столь же непомерно крупные размеры персидской армии Геродот приводит и во время греко-персидских войн.

Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez

Итак, Дарий I оказался в землях скифов в 512 году до н. э. Скифские военачальники понимали, что тягаться с персами в открытом бою нет никакого смысла. Пока они избегали крупного сражения, к соседним племенам отправились посланники с предложением выступить единым фронтом против надвигающейся угрозы. Однако идею практически никто не поддержал. Скифы остались наедине с врагом, а соседи стали дожидаться, чем закончится противостояние. Три царя делили власть в Скифии: самая крупная территория подчинялась царю Идантирсу. Остальные земли между собой Таксак и Скопас. У каждого правителя имелась своя армия. На военном совете решено было действовать сообща, избегая генерального сражения.

Скифы массово покидали обжитые земли и уходили на север. Отступая, они уничтожали все, чем может воспользоваться армия врага: поджигали траву, заваливали землей колодцы и родники. Пожилые люди и дети ушли на север, а в степях остались только боеспособные мужчины и женщины, которые воевали на равных. Армию разделили надвое, и обе части сопровождали персов, не вступая с ними в бой. Маневренные отряды во главе с царем Скопасом встретили врага и параллельно ему двигались на восток. Они сжигали все вокруг, ничего не оставляя противнику, изредка вступали с ним в перестрелку. Армия персов состояла преимущественно из пехоты, тогда как скифы воевали верхом. Последние обладали отличными навыками стрельбы из лука, чем они активно пользовались. Большая часть армии скифов находилась под командованием Идантирса, в ее задачи входил контроль персов с севера, чтобы не допустить их сближения с мирными переселенцами. Скифы старались привести Дария в опустошенные земли.

Страдающие от жажды персы продолжали двигаться и терять время, за которое скифы получили существенный прирост в живой силе благодаря подкреплениям с восточных земель. Внезапно Дарий решил остановиться и соорудить укрепленный лагерь к северу от берегов Азовского моря. Причины этого решения неизвестны. Возможно, он хотел дождаться помощи по воде. Во всяком случае лагерь не достроили, и войско продолжило движение. Персы теряли людей в бесконечных набегах и обстрелах степняков. Армия Дария с каждым днем пребывания в степи слабела, а скифы становились все агрессивнее и наглее. Стремительными рейдами они отрезали персов от продовольственной помощи, персидская конница ничего не могла противопоставить кочевым всадникам - последние неизменно выходили победителями.

Дарий даже отправил посла, гневно вопрошая, почему противник, словно трус, постоянно отступает. Идантирс ответил ему, что его армия не отступает, а странствует как и всегда. Однажды персидский царь получил донесение, что скифы готовы вступить в решающий бой. Дарий все еще горел желанием разбить врага, но все его планы рухнули. Когда обе армии построились для сражения, скифы внезапно повернули коней и покинули позиции. После этого персы окончательно решили вернуться в родные земли. Бросив обоз, они ускоренным маршем ушли за Дунай. Дарий понес огромные потери, от "странствующей" армии, так и не достигнув поставленных задач. Скифы вышли победителем, ни разу не столкнувшись с врагом в масштабной схватке. Как свидетельствуют труды греческих и римских историков, скифы приобрели славу непобедимых воинов.

Скифы народ, история которого до сих пор хранит множество загадок. В то же время это народ, который стал важной составной частью этногенеза русского и малорусского народа — современных великороссов и украинцев. В наследство от скифов мы получили одно замечательное свойство, которое было подмечено две с лишним тысячи лет назад еще Геродотом:

Геродот написал эти слова после ошеломительной победы скифов над самой мощной армией того времени — войском персидского царя Дария. Персия, державшая в подчинении огромную территорию от Инда на востоке до Дуная на западе, решила сделать Черное море своим внутренним озером, а заодно и отомстить скифам за поражение, нанесенное им азиатскими скифами — массагетами в 530 г. до н.э., когда погиб персидский царь Кир. Через 16 лет, в 514 г. до н.э. царь Дарий решил напасть на европейских скифов с запада, переправившись через Босфор и Дунай.

Азиатские (саки) и европейские скифы. Карта из свободных источников

Встретившись с превосходящими силами противника скифы применили свою излюбленную тактику — которая состояла в атаке на врага в различных местах одновременно маленькими кавалерийскими отрядами. После первого столкновения скифские всадники бежали, с тем, чтобы завлечь армию врага на свою территорию, где было легко его окружить и уничтожить.

Скифы разделили свою армию на две части. В первой, под командованием царя Скопасиса были скифы и савроматы. Ему была поставлена задача заманить персов вглубь скифской территории, медленно отступая вдоль побережья Меотиды (Азовского моря) к Танаису (Дону). Если же персы повернут назад, преследовать их. Вторая скифская группировка под руководством царей Иданфирса и Таксакиса с присоединившимися к ним будинами и гелонами также должна была отступать, держась на расстоянии дневного перехода от противника. Одна из задач, которую скифы хотели решить — заманить персов на территорию племен, отказавшихся принять участие в войне, и таким образом вынудить их вступить в столкновение с персами.

Как победа скифов над персами изменила ход мировой истории

В конце концов персы оказались в такой ситуации, когда их войско без всякого генерального сражения таяло на глазах, слабело и разлагалось. Окончательно добил персов случай, когда два армии, наконец, выстроились для генерального сражения, и вдруг скифы, уже готовые к бою, нарушили боевой порядок и бросились ловить пробежавшего мимо скифского фронта зайца.

Персы с позором бежали через Дунай. Из 700-тысячной армии (если верить Геродоту) смогли уцелеть всего 80 тысяч (11%) ( Геродот. История. IV, 143).

Тут-то Геродот и написал свои слова про удивительные способности скифов уничтожать любого вторгшегося врага. Если мы посмотрим на нашу историю вплоть до ХХ века, то увидим, что эти слова Геродота верны для всей русской истории.

Все это было следствием уничтожения скифами кадровой персидской армии.

По Сузскому миру 449 г. до Р.Х. персидским войскам было запрещено появляться западнее реки Галис, т.е. вся западная Малая Азия фактически перешла под греческий протекторат. Гибель Персидской империи и завоевание Азии македонцами стали лишь вопросом времени.

 Разгром Александром Македонским Персидской империи

Разгром Александром Македонским Персидской империи

Эллинизация Азии, Александрийская библиотека и маяк на острове Фарос, птолемеевский Египет и красивейший город древности — Антиохия-на-Оронте, Пергамское царство и многое другое, без чего античную историю не представить — все это стало возможно лишь потому, что в степях Северного Причерноморья скифские воины разгромили персов. От этого удара персы уже никогда не оправились. Весной 334 г. до Р.Х македонская армия в составе 30 000 пехотинцев и 5 000 конницы выступил в азиатский поход. Этого небольшого войска оказалось достаточно, чтобы Персия Ахеменидов канула в Лету.

Xhhlkjm

В древности рассказывали, что причиной похода персидского царя Дария в Скифию было его желание отомстить скифам за их смелые набеги. Действительно, и киммерийцы, и скифы не раз вторгались в Азию. Сильнейшие государства древнего Востока — Урарту и Ассирия — были бессильны преградить им дорогу. Греческий историк Геродот рассказывает, что во время одного из таких вторжений скифы дошли до Египта, опустошили огромную территорию, обложили население данью и 28 лет господствовали над ним.
Все это, однако, произошло больше чем за сто лет до Дария. Поэтому истинной причиной похода было не столько желание персов отомстить скифам и обезопасить себя от их вторжений, сколько стремление расширить Персидскую державу новыми завоеваниями и закрепить за ней северный берег Черного моря.
Государство персов сложилось при предшественниках Дария как государство завоевателей. Каждый новый военный успех давал персам богатую добычу и военнопленных, которых обращали в рабов. Население побежденных областей облагалось налогами и обязывалось участвовать во всех походах, какие предпринимали персы. Поэтому персидские рабовладельцы стремились к новым завоеваниям.
Поход через Фракию и Западное Причерноморье в богатую хлебом страну скифов в случае успеха сулил персам огромные выгоды. В успехе же они не сомневались: до этого времени персы не знали военных неудач.
К походу в Скифию персы готовились как обычно. Дарий разослал по всем подвластным ему областям гонцов с повелением одним прислать пехоту, другим флот, третьим приступить к постройке моста через Боспорский пролив, по которому собранные Дарием войска должны были перейти из Малой Азии в Европу и через Фракию двинуться на скифов. Такого рода приказания получили и греческие города западного побережья Малой Азии, незадолго перед тем вынужденные признать свою зависимость от персидского царя. Им было предписано доставить Дарию корабли и принять непосредственное участие в походе.

pers5

Читайте также: