Александр теребенев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

А.И. Теребенев. Атланты.

Александр Иванович Теребенев (1815-1859). В 1815 году в семье известного скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева родился сын, названный Александром. Ему суждено было впоследствии стать создателем одного из интереснейших скульптурных ансамблей России середины XIX столетия.

Много работал Александр Теребенев как скульптор-декоратор. В его барельефах, группах, украшающих ряд архитектурных сооружений Петербурга,—таких как здание Опекунского совета, Воспитательного дома, Александровского и Николаевского сиротских институтов — можно найти и элементы классицизма, и следы живого наблюдения действительности.

В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.

Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи—создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).

Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы—подняться, сомкнутые ноги—зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы—их ноша им по плечу.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло скульптору создать поистине совершенные героические образы. Теребенев проявил себя в этой работе великолепным мастером, умеющим использовать контрасты фактур: отполированных до зеркального блеска тел атлантов и как бы взрыхленной ударами резца поверхности медвежьих шкур на их бедрах.

Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа огромные серые гранитные фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

В последующие годы Теребенев много трудился, однако столь значительных произведений, как атланты, не создал. Им начата была монументальная фигура Прометея, завершить работу он не успел.

Трагически закончилась жизнь этого большого мастера. Уволенный от должности, не имея пенсии, больной, лишенный крова, он умер в нищете 31 июля 1859 года. Похоронил скульптора за свой счет один из обученных им каменотесов.

Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Литература:

А. Н. Самойлов. Александр Иванович Теребенев. — В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1954

Теребенев (Александр Иванович, 1812 - 1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т. , двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств, где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством профессора В. Демута-Малиновского . Окончив академический курс в 1835 году с званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за вылепленный по программе барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне", оставлен при академии пенсионером для дальнейшего своего усовершенствования, но отказался от этого звания, так как женитьба на дочери профессора А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Первый случай выказать свой талант в значительном труде представился ему при возобновлении Зимнего дворца после пожара. Им исполнены, кроме того, круглые фигуры для фронтона и парадной лестницы здания опекунского совета и колоссальные атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собой подъезд Императорского Эрмитажа. Эти изваяния так понравились императору Николаю I , что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 году) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Они же доставили Т. звание академика, в 1845 году. С 1850 года он служил при Эрмитаже в качестве помощника 2-го отделения по скульптурной части. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. Пока у него были заказы, он жил открытым домом, на широкую ногу: званые обеды и веселые ужины следовали один за другим; когда же работы не было, он занимал деньги или распродавал свою роскошную мебель и с получением нового заказа снова обзаводился щегольской утварью. Но вскоре явились другие талантливые, более аккуратные скульпторы, и блестящая пора деятельности сменилась для Т. лишениями и нуждой. Одержимый "delirium tremens", он нашел свой плачевный конец в Санкт-Петербургской Обуховской больнице. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В.А. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста, на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище), гр. Д.И. Хвостова , Сленина , художника Василенко, Н.В. Кукольника , императора Николая I и его супруги (отправленные к великой княгине Ольге Николаевне ) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, в виде саркофага (в католической капелле пажеского корпуса).

Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали; но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова); он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу. В ближайшие годы по выходе из академии Т. исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара; им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры – Флору и Гебу в виде барельефа – в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы – для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и св. Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и др. Затем Т. в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриды, но не успел закончить ее, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал. Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в 7 аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру Император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем. Всего им было высечено 10 кариатид. Термесов им было сделано 80 больших, из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона, и 40 меньших размеров; термы помещены между окон Эрмитажа. Для Эрмитажа же им был сделан плафон в Аполлоновой зале и некоторые работы для галерей, прилегающих к зале. Для производства всех этих работ T., по повелению государя, отведен был под мастерскую манеж рядом с Зимним дворцом. По окончании работ для Эрмитажа он пожалован был орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы еще 17 тыс. рублей награды от государя. Такие же термы, как и для Эрмитажа, были им сделаны по повелению государя для подарка прусскому королю. Термы эти отвезены были в Берлин самим T.; за них он награжден был от короля бриллиантовым перстнем.

В 1850 г. он назначен был на службу в качестве помощника начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее – также заведующим всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя, изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая I и императрицы Александры Феодоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне. Из остальных его работ, сделанных в разное время, наиболее замечательны: отлитый из бронзы бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге, бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, и бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко.

В период расцвета своего таланта Т. получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вел широкий образ жизни и быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колоннами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный. К тому T. не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 г. T. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 г. он простудился и лег в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г., в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счет мраморщиком Балушкиным, помогавшим Т. во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

Изображение в информационном окне.

Литераторские мостки ( д )

Иван Теребенёв ( д )

Александр Теребенёв или Александр Теребенёв (на русском языке : Александр Иванович Теребенёв ), родился 9 января 1815 г. ( 21 января 1815 г. по григорианскому календарю ) в Санкт-Петербурге , в Российской Империи , и умер 31 июля 1859 г. ( 12 августа 1859 г. по григорианскому календарю ), в Санкт-Петербурге - скульптор , член Российской Академии художеств , автор портика Нового Эрмитажа .

Резюме

биография


Александр Теребенёв - сын скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва . В 1824 году он поступил в Российскую Академию художеств, где сначала изучал рисунок, затем он выбрал курсы скульптуры, которые читал Василий Демут-Малиновский.


Теребенёв окончил курсы в академии в 1836 году со званием художника XIV класса, статусом пансионера и правом выезда в Италию за счет академии. Его целью тогда было получить большую золотую медаль, но его работа над этим проектом помешала его женитьбе на дочери художника Алексея Егорова . Он начинает зарабатывать себе на жизнь и отказывается от планов поехать за границу.

В последующие годы Теребенёв изготовил горельеф с изображением Веры для здания Опекунского совета Санкт-Петербурга, а также статуи и горельефы , украшающие арки и ниши парадной лестницы, а также барельеф А. в Евангелисты для церкви в Петергофе .


Барельеф битвы амазонок с кентаврами в караульном помещении кавалерии Зимнего дворца , акварель Эдуарда Гау , (1864 г.).


Фигуры ангелов Ветхого и Нового Заветов в Большой церкви Зимнего дворца над пилонами на акварели Эдуарда Гау (1866 г.).


Сердобольские гранитные термальные ванны в парке Озёрных Лугов в Петергофе , по акварели Луиджи Премацци (Розовый павильон), (1850).

Вскоре после пожара в Зимнем дворце 1837 года реставрация даст ему возможность проявить свои таланты. Мы обязаны ему этого периода: две колоссальные статуи , представляющие мудрость и справедливость в Jourdan лестница из Зимнего дворца ; большой пятнадцатиметровый барельеф, изображающий битву амазонок против кентавров, который находится в комнате караула кавалерии (комната Жан-Батиста Грёза ); две фигуры Флоры и Гебы в виде барельефа в комнате государя; две фигуры ангелов в папье-маше , представляющие Ветхий и Новый Заветы в большой церкви Зимнего дворца . Эти работы сделали его известным и впоследствии принесли ему многочисленные заказы.


Два больших горельефа по 8,53 метра каждый изготовил Теребенёв для здания попечительского совета по заказу Анны Орловой-Чесменской (ru) . Он также произвел большое облегчение для монастыря Святого Георгия в Юрьеве , представляющих Богородицу и архиепископ Феоктист из Новгорода , а также ряд работ по Императорском Александровском средней школы , а также Екатерининский институт в Санкт - Петербурге.

Теребенев отправляется в качестве скульптора в Крым, чтобы помочь восстановить историю древностей от Пантикапе до Керчи . Он сделал там бюст городского князя Захара Херхеулидзева. Затем он запускает статую Амфитриты по старинной модели, но не успевает ее закончить. Он вернулся в Санкт-Петербург с антиквариатом из Керчи, который ему удалось отреставрировать.

Самая замечательная и известная работа Теребенева - ансамбль кариатид , выполненный для портика Нового Эрмитажа . Фигуры вырезаны из Сердопольского гранита (из Сортавала в Карелии ). Размеры они колоссальные (4,98 метра) и украшают вход в Новый Эрмитаж . Сначала была выполнена гипсовая модель, затем она была представлена ​​на конкурс академии, где была принята. Для получения первого Аталанта Nicolas I эр , который оценил много, предложения художника бриллиантовое кольцо.

Для Нового Эрмитажа было вылеплено десять фигур кариатид , но всего было изготовлено 80 колонн, 17 из которых для нового павильона в парке Лугов в Петергофе и 40 меньших размеров, размещенных между окнами Эрмитажа.

Для изготовления этой работы Теребенёв по просьбе императора России Николая I приказал назначить сарай-мастерскую возле Зимнего дворца . По окончании работы он был награжден орденом Святой Анны и получил в награду от государя, помимо оговоренной цены, 17000 рублей.

Те же колонны, что и в Эрмитаже, сделаны по просьбе Николая I er для подношения королю Пруссии. Их привез в Берлин сам Теребенёв (за что получил от короля новое кольцо с бриллиантом).

В 1850 году он был назначен заместителем отдела Зимнего дворца, а затем руководил скульптурными работами императорских садов. В то время он сделал фронтон из Адмиралтейства Санкт - Петербурга во славу русского флота, а также статуи на карниз. Некоторые представляют времена года, другие - древние фигуры, включая спортсмена, который вытирает пот с тела ножом. Из того же периода мы можем процитировать его работы: статуя Максимилиана Лейхтенбергского, установленная на его могиле в католической часовне Воронцовского дворца , бюст императора Николая II и жены Николая I императрицы Александры России , которые отправлены в Великий Княгиня Ольга Николаевна России .

Среди наиболее заметных работ Terebeniov, можно назвать: бронзовый бюст русского писателя Каратыгин (в) , поставленном на его могиле в памяти художника в православном кладбище Смоленска Санкт - Петербурге; бюст Александра Пушкина , выполненный из мрамора; бюст графа Дмитрия Хвостова (в) ; бюст Нестора Кукольника и др.

На пике своего таланта Теребенёв вёл пышный образ жизни: поездки, обеды, балы. Когда у него кончились деньги, он продавал свои работы любой ценой. Но он не работал усердно и постепенно терял вдохновение. Заказы больше не выполняются. Он исключен из Эрмитажа и не получает пенсию. В 1858 году он заразился оспой и заразил свою жену, которая вскоре умерла. Эта смерть подрывает его. Он умер на 31 июля 1859 г. в нищете и всеми забыт.

Читайте также: