Феофан прокопович и петр 1 кратко

Обновлено: 08.07.2024

На удивление хорошо принята аудиторией статья об Якиме Самко, великом казацком вожде, которого тщательно забыли в России, яростно вымарали из историографии Украины. Наверное, будем почаще вспоминать подобных персонажей. Родившихся в Малороссии, но жизнь посвятивших общему делу единой державы. Вот сегодня такой герой будет, очень старательно современными украинскими идеологами не замечаемый. А у наших православных иерархов его имя, по всем признакам, вызывает приступы зубной боли.

Тайны становления.

Архиепископ Феофан (Прокопович) отметился выдающимися заслугами, был почитаем как новатор в философии, поэзии, драматургии формирующейся российской Империи. Был непримиримым реформатором церковной и политической сферы. Вроде бы, … о нём известно много, имя часто мелькает. Но полноценной биографии не написано. Любой исследователь сразу сталкивается с огромными пробелами в его жизни. Принятие многих решений этим человеком — порой загадка и какая-то тайна. На грани конспирологии.

Всё начинается с происхождения, никто не скажет, как звали его родителей, кто они были. Известно место рождения — Киев. Не то сын торговца, не то церковного служителя при дворе митрополита. Спор идёт даже о крестильном имени, Елеазар или Елисей. Наиболее полное жизнеописание оставил тайный советник, доктор богословия Иларион Чистович.

Он утверждал: Елеазар рано потерял родителей, его воспитывал брат матери, наместник Братского монастыря и ректор киевской академии Феофан Прокопович. Игумен взял сироту в своё учебное заведение, тот сразу стал лучшим в русской грамматике и латыни. После кончины игумена покровительство над Елеазаром берет киевский митрополит Варлаам Ясинский.

Страну тогда крепко лихорадило, молодой Пётр I начал свои преобразования, патриархальное общество Малороссии пребывало в ужасе. Поступали странные циркуляры и Указы о введении системы общего образования. Россия не знала, с чего и как начинать. Некий образовательный эрзац уже существовал, был привычен, отвечал потребностям патриархальной страны. Каждый монастырь содержал свою школу для детей мирян.

Со времен митрополита Петра Могилы была знаменита своими выпускниками академия Киева. Лучшие из лучших ехали поступать в Москву. Где недавно открылась Славяно-греко-латинская академия. Но Пётр хотел чего-то большего. И требовал этого от церковных иерархов.

Вторая тайна

Драматург.

В 1711 году его вызывает к себе Пётр I, уходя в неудачный Прутский поход. Феофан сопровождает государя вплоть до подписания унизительного мирного договора с турками. Возвращается в Киев уже игуменом Братского монастыря и ректором академии. Как когда-то его дядя. Делами начинает заправлять энергично, временами жёстко, но он горячо любим братией и всем образованным киевским обществом.

Пришли на Прут коломутный,
тут же то был бой окрутный,
тут же то был нам час смутный.
Стали рядом уступати,
иншего места искати,
а не всуе пропадати.

Революционер.

С одной стороны, никто более ёмко и кратко еще не опрокидывал греко-католиков. Не давал равный бой католическим богословам и иезуитам. Но в своей богословской публицистике Феофан Прокопович… использует методы протестантов! Именно он впервые берет наиболее эффективные критические приёмы этих еретиков против католицизма. Только разворачивая выводы… в пользу православной веры. Феофану отвечают даже из Ватикана несколькими книгами…

Тогдашний киевский митрополит Иоасаф Краковский уже отошёл от дел, сломленный возрастом и болезнями. Прокопович вместе с иеродиаконом Иоанникием Сенюковичем тащили на себе огромный груз повседневных дел епархии… Но насыщенная и интересная жизнь закончилась царским вызовом в 1716 году.

Реформатор .

Когда преставился московский патриарх Адриан, в том году преемника не избирали. Местоблюстителем патриаршего престола был рязанский митрополит Стефан Яворский, бывший униат и галичанин. Его власть местоблюстителя была крайне ограничена неистовством Петра. Запретившим любые самостоятельные решения. В духовных делах Стефан должен был совещаться с собором епископов, хозяйственные решали кто угодно… только не сами церковники. Стало понятно: Пётр не собирается назначать патриарха, сам институт патриаршества — ликвидировать.

Так, в 1721 году, была учреждена новая форма церковного управления. Феофан стал первым вице-президентом Святейшего правительствующего Синода. Уже являясь рукоположенным епископом Псковским и Нарвским. С первого дня своего приезда из Киева он ни на шаг не отходит от Петра, став главным советником в делах духовного управления страной. Получив в нагрузку от беспокойного императора кучу других обязанностей.

Непростые времена .

Выводы

Архиепископ Новгородский (с 1725), первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (с 1721), первенствующий член Синода Русской Православной Церкви (с 1726); проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

Детство, юность

О юности Елисея (Елеазара) известно мало. Отец его умер вскоре после рождения сына, а мать, принадлежавшая к старинному роду Прокоповичей, скончалась, когда Елисею было семь лет. С этого момента мальчик воспитывался дядей по материнской линии – Феофаном Прокоповичем, являвшимся ректором Киево-Могилянской академии.

В период с 1692 по 1697 год Елисей обучался в Киево-Могилянской духовной академии, после чего прослушал курс лекций во Львове. С 1697 по 1698 год учился в Польше, перейдя в униатство, а с 1698 по 1701 год – в Риме, в известной иезуитской коллегии св. Афанасия, где значился под именем Самуила Церейского. Вполне вероятно, что фамилия была подлинной, а имя Самуил было принято при принятии католичества. Кроме того, Елисей слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены.

В 1704 году Елисей вернулся в Киев, где вновь принял православие, а с ним и имя и фамилию своего скончавшегося на тот момент дяди-опекуна – Феофан Прокопович.

Киево-Могилянская академия

В 1711 году Феофан Прокопович был вызван Петром в царский лагерь во время Прутского похода, после чего Петр назначил Феофана ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря в Киеве. Уже на новой должности Прокопович продолжил свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей, затрагивающих различные богословские вопросы.

Петровская реформа церкви

В 1716 году Петр вызвал Прокоповича в Петербург для осуществления реформы церкви.

В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа.

При образовании в 1721 году Святейшего Синода Прокопович стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 1726 года — первенствующим членом Синода.

В 1725 году Феофан Прокопович стал архиепископом Новгородским.

После Петра I

При Петре Феофан имел колоссальный авторитет, позволявший ему действовать совершенно без опаски, не обращая внимания на своих политических оппонентов. После смерти Петра ситуация изменилась, но ненадолго. Прокопович сумел завоевать доверие императрицы Анны Иоанновны и вновь получив прочное положение при Дворе и в Синоде, обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Действуя при Петре во благо реформы просвещения, при Анне Иоанновне Феофан Прокопович становится строгим консерватором и панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Феофан Прокопович скончался 19 сентября (8 сентября по стар. ст.) 1736 года в Петербурге и был похоронен в кафедральном Софийском соборе Новгорода.

Сочинения:

История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. / Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. — Ч. 184. — Отд. 2. — С. 23-73

Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенствовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнейшей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны. СПб., 1831.

Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование импер. Екатерины I и Петра II. (1725—1730 г.) // Труды Киевской Духовной Академии, 1865. — No.2. — С. 297—310.

Письмо Феофана Прокоповича к киевскому архиепископу о Братском училищном монастыре. 8 сентября 1736 г. // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М., 1866. — Стб. 329—336.

Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, 1852. — Т. 6. — № 22. — С. 1-2.

Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах Господних показать суетно желающим Антихриста. Список 1812 г. (хранится в Секторе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия, инвентарный номер 36551р). 81 л.

Прокопович Ф. Сочинения / Под редакцией И. П. Еремина. М.-Л., СССР, 1961.

Прокопович Феофан. Философские сочинения в 3-х тт. / Філософські твори в 3-х тт. (на украинском языке). Перевод с латинского. Киев, 1979.

Прокопович, Феофан. Избранные труды / Феофан Прокопович; сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. В. Курукин. М., 2010.

Феофан Прокопович — один из образованнейших людей своего времени, чья обширная деятельность в настоящее время практически забыта. Однако его роль в преобразовании русского общества во времена петровских реформ была одной из самых значительных.

Краткая биография

Представленный ниже рассказ об этом человеке поможет дать исторический портрет личности. Кем был, кому служил и какими идеями руководствовался в жизни Феофан Прокопович, об этом пойдёт речь далее.

Детство и образование

Феофан Прокопович

Будущий архиепископ и ректор академии родился в купеческой семье выходцев из Смоленска (который незадолго перед этим вернулся в состав русского государства) в 1681 году. Его мирским именем было имя Елисей (по другим данным — Елеазар).

Довольно рано осиротел, был взят на воспитание родным братом матери, которого звали Феофан Прокопович (не установлена фамилия родного отца, сам будущий общественный деятель носил фамилию приемных родителей).

Молодой человек получил одно из лучших образований для своего времени, закончив Киево-Могилянскую духовную академию, какое-то время учился в германских университетах, а в 1704 г. закончил изучение в римской иезуитской академии (при этом продолжая оставаться православным).

Преподавание, труды и произведения

Произведения Феофана Прокоповича

После окончания римской академии Феофан вернулся в Киев, стал преподавателем местной академии.

Иезуитское образование во все времена считалось лучшим, молодой преподаватель воспользовался полученным в Европе опытом, выстроив собственную систему обучения по важнейшим предметам, разработав совершенно новые методические рекомендации. При этом ему удалось обойтись без многих схоластических приемов, студентам стало гораздо легче усваивать богословие, философию, риторику и др.

Феофан Прокопович при Петре I

Архиепископ Феофан Прокопович

Впервые Феофан встретился с царем во время Прутского похода, в 1711 г. Глава государства назначил Прокоповича игуменом Братского монастыря, а в родную академию Феофан вернулся уже в должности ректора.

Взгляды Прокоповича отличались от мнения большинства в духовном сословии. Царь оценил образ мысли ректора, именно такому человеку стоило заниматься церковной реформой. Для этой цели Феофан в 1716 г. был приглашен в Санкт-Петербург, новую столицу государства.

Общественно-политическая деятельность

Деятельность Феофана Прокоповича

Талантливый проповедник и литератор, Феофан обеспечил идеологическое обоснование петровских реформ, совершил колоссальную работу для образования нового института власти — Священного Синода, проводившего императорскую волю в жизнь православной церкви.

Кроме того, Прокопович занимал до конца жизни несколько архиепископских кафедр, все высшие из возможных для духовного лица должности были за ним.

Смерть архиепископа Феофана

Скончался Прокопович на своем подворье в Санкт-Петербурге. Это произошло уже во время царствования Анны Иоановны, в 1736 г.

Оценка деятельности Феофана историками

Феофан Прокопович

При жизни Феофан был широко известен как один из ближайших соратников и помощников Петра I. После смерти первого императора, Прокопович уже не имел такого влияния при дворе.

Отмечается, что идеология, проповедуемая Феофаном, не нашла поддержки у русского духовенства, отношение к нему в этой среде всегда было резко отрицательным.

В настоящее время он называется в череде ведущих мыслителей своего времени. Кроме того, его вклад в историю — создание государственного профессионального сыска.



Феофан Прокопович. Парсуна неизвестного художника. Середина XVIII века Парсуна — произведение портретной живописи, сочетающее приемы иконописи с реалистической трактовкой © Wikimedia Commons

Феофан Прокопович, пожалуй, самый известный идеолог петровских реформ. Он родился в купеческой семье в Киеве в 1681 году. Рано оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей — ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Окончив Киево-Могилянскую академию, уехал в Европу, где посещал многие европейские университеты, учился даже в иезуитской коллегии в Риме.

В 1716 году Прокопович был вызван в Петербург. Так началась бурная и разносторонняя деятельность Феофана Прокоповича в качестве петровского сподвижника. Будучи сторонником идеи главенства императора над церковью и в то же время одним из важнейших церковных иерархов (со временем Прокопович фактически возглавил Святейший синод), в следующие десять лет он непосредственно влиял на церковную политику государства, а кроме того, писал многочисленные учебники, трактаты, предисловия и комментарии, выступая как панегирист и ярый популяризатор петровской деятельности, в том числе в церковных проповедях.

Леонтий Магницкий

Леонтий Теляшин родился 9 июня 1669 года в Осташковской патриаршей слободе. С юности проявлял интерес к книгам и наукам. Служил при Иосифо-Волоколамском и Симоновом монастырях, а затем в московской Славяно-греко-латинской академии. В Москве и произошла его встреча с Петром I, который был так впечатлен познаниями Леонтия в математике, что даровал ему фамилию Магницкий — в знак того, что он как магнит притягивает к себе своей ученостью.

Петр Шафиров


Петр Павлович Шафиров. Картина неизвестного художника. Середина XIX века © Wikimedia Commons

Петр Шафиров происходил из рода польских евреев из Смоленска. Свою службу он начал переводчиком Посольского приказа и постепенно дослужился до звания вице-канцлера. В этом качестве Шафиров сопровождал Петра I в его заграничных походах и участвовал в подписании нескольких важных дипломатических договоров.

Неприятности закончились сразу же после смерти Петра: Шафиров был возвращен ко двору и вновь вступил на дипломатическое поприще. В антикоррупционных расследованиях он более не участвовал.

Гавриил Бужинский


Гавриил Бужинский, епископ Рязанский. Картина неизвестного автора. Середина XIX века © Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Гавриил Бужинский родился в 1680 году на территории польской Малороссии. В 1706 году он окончил Киево-Могилянскую академию, причем среди его наставников был Стефан Яворский Стефан Яворский (1658–1722) — церковный деятель, писатель. После смерти патриарха Адриана в 1700 году стал местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 года — президент Славяно-греко-латинской академии. В 1721 году при учреждении Синода назначен его президентом. . Тогда же, в 1706 году, Гавриил был представлен посетившему Киев Петру, а после вызван в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии.

В 1721 году Гавриил стал советником Святейшего синода, а в 1722-м — архимандритом Троице-Сергиевой лавры, хотя по инициативе Петра оставался в Петербурге. Он был близок к Феофану Прокоповичу, поэтому, когда после смерти Петра вице-президентом Синода стал Георгий Дашков, к Прокоповичу настроенный враждебно, Гавриила отправили в Рязань. Там он занялся просвещением: отстроил для Рязанской духовной школы новые учебные и хозяйственные помещения и предлагал открыть школу при Солотчинском монастыре, но это предложение было отклонено. После того как жители Мурома и Рязани стали обвинять Гавриила во взятках, занятия в школе были приостановлены, а Гавриил временно отстранен от дел епархии и вызван в Москву. В 1730 году обвинения были сняты, но в Москве Гавриил оставался до самой смерти.

Феофилакт Лопатинский

Феофилакт (в миру Федор) Лопатинский происходил из волынских дворян. Он получил образование в Киевской академии и преподавал там, пока не перешел в Московскую академию.

Судьба Феофилакта Лопатинского сложилась несчастливо. Он имел поначалу натянутые, а потом и прямо враждебные отношения с могущественным Феофаном Прокоповичем. В 1732 году появился пасквиль на Феофана, который приписали Феофилакту. Это стало отправной точкой для длительного судебного процесса, в результате которого Феофилакт оказался в заточении в Выборге. В конце 1740 года его отпустили по амнистии, но здоровье его было подорвано, и вскоре он скончался.

Феофан Прокопович – русский писатель, философ, богослов, сподвижник царя Петра I. Известен научными трудами в разных областях науки а также просветительскими проповедями.

Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя – фигура спорная и неоднозначная. Его яркие мысли, увековеченные в философских трудах, у одних вызывали восхищение, у других же – чувство ненависти. Проповеди и вирши Прокоповича раскрывают новым поколениям и хрестоматию русского ораторского искусства, и полную антологию уникальной национальной поэзии.

Детство и юность

Будущий петровский богослов родился 18 июня 1681 года в Украине. При рождении мальчик получил имя Елеазар, но в истории он остался, как Феофан Прокопович. Происходил из купеческой семьи, которую потерял в раннем возрасте. Оставшегося без родителей сироту взял к себе его родной дядя, служивший наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В этом учебном заведении юноша изучал латынь и греческий язык. Окончив коллегию, стал студентом иезуитской школы в Польше, где ему пришлось вступить в раскольнические ряды униатов.

Феофан Прокопович

Получив диплом польской школы, молодой человек перебрался в Рим, где поступил в престижную по тем временам коллегию Святого Афанасия, куда брали исключительно греков и славян. Здесь Елеазар увлекся римской и греческой литературой, читал философские и богословские труды прославленных классиков. Парень показал себя необычайно талантливым и прилежным студентом, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил юному богослову продолжить работать в Италии, но тот решил вернуться на родину.

Начало карьеры

Вернувшись в 1704-м в Киев, Прокопович устроился преподавателем в Киево-Могилянскую академию, в которой когда-то обучался сам. Читая студентам лекции по риторике, философии и этике, педагог одновременно составлял руководство по богословию. От предыдущих книг подобного рода этот труд отличала ясность изложения и практически полное отсутствие схоластических приемов. Разносторонне образованного Елеазара вскоре назначили ректором учебного заведения.

Феофан Прокопович

Могут быть знакомы

При Петре I

В 1711-м по указу императора Петра I талантливый богослов был назначен игуменом с киевский Братский монастырь. На этом посту Феофан продолжил литературную деятельность и выступления с проповедями на важные для общества темы. Его произведения и речи отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Являясь приверженцем европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый с особым уважением относился к трудам Рене Декарта и Френсиса Бейкона, с которыми познакомился еще в молодости.

Феофан Прокопович

Смерть

После смерти Петра Великого Прокопович остался при дворе, примкнув к сподвижникам Екатерины. Феофан был максимально лоялен императрице, поддерживал ее в любых вопросах. Прошло всего несколько месяцев, и богослову пожаловали сан архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться с недоброжелателями.

Феофан Прокопович

Со временем давление врагов только усиливалось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая заниматься просвещением и наукой, он уже не так рьяно отстаивал свои политические убеждения. Некогда яростный борец с несогласными, деятель стал панегириком, соглашавшимся на сложившийся порядок и забывшим о собственных идеалах.

Феофан Прокопович

Прокопович Феофан скончался 8 сентября 1736 года на своем Карповском подворье в российской столице. Тело преосвященного богослова перевезли в Новгород и захоронили на южной стороне Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: