Конфликты и кризисы в развивающихся странах кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Конфликты интересов. Преобладают в экономически
развитых странах, устойчивых государствах.
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся
государств с неустойчивым государственным строем.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в
которых происходит отождествление субъектом себя с
определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а
не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта
возникает в условиях противоположности рас, этнической или
языковой противоположности.

Конфликтные противоречия в международных
отношениях - это основные пункты разногласий субъектов
международного конфликта и содержание взаимных претензий
друг к другу, отражающие характер столкновения их
разнонаправленных политических интересов, устремлений,
потребностей, амбиций.
Причины конфликта в сфере международных отношений и
мировой политики - это те условия, которые ведут к обострению
существующих политических противоречий между участниками
международных отношений (как государственными, так и
негосударственными), для разрешения которых стороны
вынуждены вступить в конфликтные отношения друг с другом.
Участники конфликта - стороны или противоборствующие силы.

Центральная проблема конфликтов - их разрешение
(управление конфликтом, контроль над конфликтом,
регулирование конфликта).
Регулирование конфликта (конфликтный контроль) разработка и применение системы мер, направленных на
ограничение интенсивности и масштаба конфликта.
Одни из форм и способов
предотвращения,
регулирования и
разрешения политических
конфликтов являются
компромисс и
консенсус.

7. Компромисс

В словарях определяется как соглашение на основе взаимных
уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные.
Компромисс
Вынужденный
навязываются сложившимися
обстоятельствами
Добровольный
заключаются на основе соглашения по
определенным вопросам и соответствуют какойто части политических интересов всех
взаимодействующих сил. На основе таких
компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.

8. Консенсус

Это соглашение значительного большинства людей любого
сообщества относительно наиболее важных аспектов его
социального порядка, выраженное в действиях.
3 уровня консенсуса:
1. консенсус на уровне сообщества, или основной,
ценностный (показывает, разделяет ли данное общество
одинаковые ценностные представления и цели);
2. консенсус на уровне режима, или процедурный
(устанавливает правила игры, фиксируемые в
конституциях);
3. консенсус на уровне политики (выдвигает на передний
план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по
вопросам политики и оппозиция правительству
обусловлено отношением к членам правительства, а не к
форме управления).

Урегулирование конфликта
подразумевает:
• предупреждение открытых форм
проявления конфликтов,
сопровождающихся насильственными
действиями (войнами, массовыми
беспорядками и т.п.);
• разрешение конфликтов, предполагающее устранение
причин, вызывающих их, формирование нового
уровня отношений участников, улаживание
конфликтов (снижение уровня враждебности
конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло
поиска совместного решения проблемы).

Методы:
Ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы
не допустить его дальнейшего разрастания. Развитие институтов и
механизмов предупреждения насильственных форм развития
конфликтов, создание широкой сети государственных и
негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль
принадлежит системе образования, телевидению и радио.
Правильно организованное общение между социальными
группами, находящимися в конфликте, направленное на
изменение характера восприятия, а также посредством этого на
изменение отношений сторон друг к другу.
Ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в
рациональный план.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с
использованием силового давления. Так, в международных
отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы
побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1. Соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2. Соглашение в соответствии с законодательной или моральной
волей внешней силы;
3. Соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4. Застарелый конфликт теряет свою актуальность и
разрешается сам собой.

12. Политический кризис

Это состояние политической системы общества, выражающееся в
углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком
усилении политической напряженности.
- национальная или международная ситуация, при которой
существует угроза для первоочередных ценностей, интересов или
целей актора.

Политический кризис
Внешнеполитические
Внутриполитические
(обусловлены международными
конфликтами и противоречиями)
Парламентский
Правительственный
Потеря правительством авторитета,
невыполнение его распоряжений.
Может сопровождаться сменой лидеров,
форм правления и т.д.
это изменение соотношения сил
в органах законодательной
власти, когда решения парламента
расходятся с волей большинства
граждан страны.
Результат - роспуск парламента и
назначение новых выборов.
Конституционный
Связан с фактическим прекращением действия
Основного закона страны (конституции).
Прежняя конституция утрачивает легитимность
и требуется ее качественный пересмотр

Отличительные черты кризиса:
Отсутствие взаимодействия между различными центрами
власти.
Блокирование одного центра другим.
образованием парламентских властных структур,
Снижение эффективности социально-политического
регулирования и контроля.
Усиление стихийных форм политического протеста (митингов,
забастовок, демонстраций и т.д.).
Нередко (хотя не всегда) сопровождается жестокостью,
насилием, жертвами.
Связан с фактором времени

15. Формы политического кризиса

1. Кризис легитимности
2. Кризис идентичности
3. Кризис политического участия
4. Кризис проникновения
5. Кризис распределения

Кризис легитимности
Возникает в результате рассогласования целей и ценностей
правящего режима с представлениями основной части
граждан о необходимых средствах и формах политического
регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности
Возникает тогда, когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой на пути общенационального
объединения и идентификации с определенной политической
системой.
Кризис политического участия
Характеризуется созданием правящей элитой искусственных
препятствий включению в активную политическую жизнь групп,
заявляющих о своих претензиях на власть; обострением
проблемы сохранения территориальной целостности,
национального единства и стабильности политической системы.

Кризис проникновения
Проявляется в снижении способности государственного
управления проводить свои решения в различных областях
общественной жизни. Его возникновение связано с
расхождением между реальной политикой и провозглашенными
правительством целями.
Кризис распределения
Означает неспособность правящей элиты обеспечить
приемлемый для общества рост материального благосостояния
и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной
социальной дифференциации и гарантирующих доступность
основных материальных благ всем слоям населения.

18. Использованная литература:

1. Василик М.А., Политология: Учебник. – СПб., 2002 г.
2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А., Политология: Учебник для ВУЗов.
- СПб., 2005 г.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология.: Учебник. –
М., 2002 г.


Европа может столкнуться с жестким кризисом в энергетической сфере из-за действий США, которые стремятся воздвигнуть стену между Россией и европейскими странами. По словам сербского адвоката Горана Петрониевича, сейчас Вашингтон восстанавливает разрушенную некогда Берлинскую стену. Но на этот раз символ разделения возводят на украинской территории.

В беседе с РЕН ТВ адвокат Горан Петрониевич, который был независимым наблюдателем на референдуме в Крыму в 2014 году, оценил последствия антироссийских санкций для западного сообщества и Москвы, высказался о проблемах всеобщей русофобии и энергетического сектора.

Грядущий кризис в Европе

Петрониевич отметил, что введенные санкции приведут к "огромному кризису", который в меньшей степени затронет саму Россию, но нанесет немало вреда Европе и Балканам.

"Сербия почувствует эти санкции на себе, и этот процесс уже частично начался. Резкий рост цен на топливо, продукты питания, пшеницу и всего того, что приведет к снижению уровня жизни и инфляции. Это неразрывная цепь. Сами санкции, думаю, России меньше всего причинят вреда. Больше нам здесь и Европе, конечно. Но это, очевидно, или договорная, или принудительная жертва Европы Соединенным Штатам", - считает собеседник.

Адвокат напомнил, что "зеленые" политики и экологи не допустили запуск российского проекта "Северный поток - 2" и парадоксальным образом не стали решать проблему использования угля, нефти и мазута, которые куда больше загрязняют окружающую среду.

"Очень быстро наступит еще более серьезный кризис в Европе. Ожидания, что США будут доставлять сжиженный газ танкерами, это сказка, и говорить серьёзно тут не о чем. Европе нужно огромное количество топлива: если включить на полную "Северный поток - 1", "Северный поток- 2", "Турецкий поток", - это бы почти полностью удовлетворило газовые потребности Европы. Налицо старая стратегическая история, когда США пытаются воздвигнуть стену между Европой и Россией", - добавил Петрониевич.

"Берлинская стена встает на Украине"

По словам эксперта, сейчас разворачивается конфликт между Россией и НАТО - альянс предпочитает прикрываться Украиной. А США с неолиберальными принципами бросают в топку братские народы ради собственных интересов.

"И это будет продолжаться, пока Европа не прозреет. Сейчас она не смеет это понять, потому что она оккупирована. Сегодня разрушенная некогда Берлинская стена встает на Украине. Это тяжелые вещи, которые будут иметь влияние на грядущий энергетический кризис. У России газ есть, Европе он необходим. США не дадут ему попасть в Европу", - считает собеседник.

Подобный подход напоминает ему новую форму глобалистического подхода к покорению мира.

Противостояние НАТО

Эксперт также рассказал о политической ситуации, в которой сегодня оказался Белград. По его словам, сейчас Сербию на Западе определяют четко как "пророссийскую страну". И это происходит из всеобщей русофобии, которая разделила страны региона на пророссийские и проевропейские.

"Мы говорим о военном нейтралитете, который провозгласили и из-за которого также подвержены давлению. Мы же окружены НАТО как остров в море. Я говорю о Сербии и Боснии и Герцеговине, которой республика Сербская не позволяет вступать в НАТО. Это сопротивление Сербии дается тяжело", - заявил Петрониевич.

Юрист выразил надежду, что сербские власти не пойдут на поводу у Запада и не станут портить отношения с РФ какими-либо санкциями.

"Все, что происходит, мы уже проходили, и мы знаем, что такое санкции, и тот, кто страдал от санкций, не имеет права вводить их другим", - добавил собеседник.


Фото: © Участники акции в поддержку России и Донбасса в центре города. Собравшиеся заявили о своей поддержке России, народу Донбасса, а также усилиям РФ по денацификации Украины. После полуторачасового шествия по центральным улицам сербской столицы люди подошли к посольству России, где провели митинг. По оценкам организаторов, в акции приняли участие около 50 тыс. человек. Официальные данные МВД по численности акции пока не опубликованы. Павел Бушуев/ТАСС

Военные интервенции США

На сегодняшний день Соединенные Штаты олицетворяют нарушения международного права, о которых они забывали на протяжении последних 40 лет, считает адвокат.

"Из 60 интервенций, которые они устроили, начиная со Второй мировой войны до сегодняшнего дня, 70% нарушали международное право. И сегодня у них, тех, кто его нарушал, это право не сходит с уст. Это абсурд и лицемерие Запада", - рассказал Петрониевич.

При этом он отметил, что Сербия поддалась давлению на заседании Совбеза ООН во время голосования по вопросу осуждения событий на Украине.

"События 1999 года в Сербии часто сравнивают с нынешними украинскими, однако между ними существует колоссальная разница. То, что происходило в Сербии, является отражением неоглобалистского империализма, а то, что сейчас, к сожалению, происходит между Россией и Украиной, – это вынужденная мера или необходимая оборона. В этом разница", - отметил эксперт.

Ранее стало известно, что в Белграде прошел митинг в поддержку России. В центр города вышли тысячи местных жителей с плакатами, флагами, буквами Z. Сербы вспомнили и о бомбардировках Белграда силами НАТО в 1999 году. У них были плакаты с именами и фотографиями детей, погибших во время тех событий.

24 февраля президент Сербии Александар Вучич напомнил о действиях НАТО и агрессии, которую учинили США, Великобритания и другие страны.

Карибский кризис — период военного и дипломатического противостояния США и СССР с применением ракет. Этот конфликт также называют Октябрьским или Кубинским ракетным кризисом. Событие поставило весь мир перед лицом ядерной войны, но в конечном итоге оказало большое влияние на пути решения спорных политических ситуаций.

Цели советских ракет

Схема наведения советских ракет на цели

Причины и предпосылки противостояния США и СССР

Карибский кризис стал результатом длительного противостояния Советского Союза и Америки, продолжавшегося с 1946 года. Поэтому принято выделять предпосылки и причины событий, которые стали точкой кипения в отношениях двух сверхдержав.

  1. Политическое противостояние социалистической системы, которую поддерживал СССР, и капиталистической при поддержке США. На сторону Советского Союза в вопросах идеологии стали страны Латинской Америки и часть стран Африки. К Америке примкнули страны Европы и Турция. От каждой сверхдержавы союзники получали оружие и финансовую помощь. Поэтому противоборство двух систем распространилось на весь мир.
  2. Гонка вооружений между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Пополнение запаса ядерного оружия Америкой. К 1960-м годам США превосходили СССР в количестве ракетных установок более чем в 10 раз.
  • установка военной техники США на территории Турции в 1961 году;
  • размещение ракет Советского Союза на территории Кубы годом позже.

Перевозка ядерных советских установок на Кубу стала ответным шагом на угрозу США с территории Турции. Американское оружие было направлено в сторону Советского Союза и могло менее чем за 20 минут уничтожить Москву.

Советская баллистическая ракета

Советская ракета на фото ЦРУ. Автор фото: Central Intelligence Agency

Хронология Карибского кризиса

Действия происходили на Кубе в 1962 году. Пик конфликта длился всего две недели октября — с 16 по 28 число. Но напряжение между Москвой и Вашингтоном начало нарастать еще с начала кубинской революции в 1953 году. Она повлияла на возможность размещения советских ракет. Остров свободы стал рычагом давления на Америку.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Президент Америки считал, что часть оружия Советского Союза скрыта, поэтому мир недооценивает угрозу.

Предлагаем посмотреть видео об истории отношений Кубы и США.

Роль кубинской социалистической революции в событиях 1962 года

Фото американских разведчиков

Советское оружие на Кубе. Автор фото: U.S. Navy

Размещение ракет в Турции и на Кубе

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Всего на Остров свободы в период с августа по октябрь 1962 года высадили 40 тыс. советских военных.

Фото разведки США

Вид на корабли с самолетов. Автор фото: USAF

Реакция США на размещение советских ракет

В конце августа после высадки солдат и установки военной техники на острове американские самолеты-разведчики U-2 обнаружили боеголовки. 4 сентября военные летчики доложили Кеннеди о присутствии ракет СССР на Кубе. Их близость к Соединенным Штатам насторожила президента и его советников. По воздуху расстояние между Кубой и США можно было преодолеть за 2 часа 29 минут.
Первые 2 недели Кеннеди сомневался в необходимости реакции на размещение советских ракет. Он не хотел конфликта. Но чем больше оружия и движения на острове фиксировали самолеты U-2, тем решительнее становились американцы. После 15 октября Кеннеди открыто и уверенно заявил о передвижении военной техники СССР по кубинскому побережью.

В ходе совещаний американские политики выбирали между военно-морской блокадой Острова свободы, вторжением и бездействием. 20 октября было решено ввести карантин — препятствовать поставкам оружия из СССР на Кубу. Военное командование США начало готовиться к возможным активным действиям. Аэропорты и дивизии привели в режим боевой готовности.
Кеннеди предупредил о блокаде советское правительство и американцев. 24 октября Кубу окружили две сотни кораблей флота США, но их капитаны получили приказ не открывать огонь. Хрущев заявил, что советские поставки будут идти своим чередом. В это время к Кубе направлялась помощь в виде дополнительных кораблей, подлодок, ракет и боеголовок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! 27 октября самолет U-2 пролетал над Северным полюсом, чтобы зафиксировать ядерные испытания Советского Союза. По ошибке он отклонился от курса и на 1 час 22 минуты попал в воздушное пространство СССР возле пролива Лонга. Но перехватить его не вышло. Когда пилот сориентировался и смог перелететь территорию Советского Союза, у него оставалось критическое количество топлива. Но самолет успел долететь до гражданского аэропорта США и сесть, поставив рекорд по времени нахождения U-2 в воздухе — 10 часов и 25 минут.

Фото американского пилота

Разметка расположения оружия. Автор фото: Unknow Lockheed U-2 pilot

Разрешение противостояния СССР и США

Хрущев в письме Кеннеди от 26 октября предлагал прийти к компромиссу и вывезти оружие из Турции и Кубы. Уже на следующий день американский президент в ходе совещания с советским послом обсудил условия решения конфликта. С 29 октября по конец ноября осуществлялась отправка американских и советских ракет обратно на свои территории.

Советское судно

U-2 над советским судном. Автор фото: Служащий ВВС США

Итоги Карибского кризиса

Благоприятный исход Карибского кризиса имеет большое значение для всего мира. Ситуация внесла ясность: страны были на пороге уничтожения, ядерное оружие опасно и должно быть запрещено.
Были приняты важные решения.

Весь мир понял, что дипломатическое решение конфликтов — лучший вариант для всех игроков на политической арене. Америке и СССР удалось выстроить более лояльные отношения, с 1963 года они стали менее напряженными.

Двигатель американского самолета

Часть разбившегося самолета США. Автор фото: Анатолий Терентьев

Интересные факты

Карибский кризис продолжают изучать, документы рассекречивать. Последние новые данные Россия озвучила в 2017 году. Некоторые факты не успели войти в школьные учебники по всемирной истории.
Об этом мало кто знает.

События 1962 года вспоминают в литературе и театральном искусстве, кино, музыке и даже индустрии видеоигр. Драму по мотивам Карибского кризиса в одном действии поставили в Московском академическом театре сатиры. В фантастическом романе на события ссылался Стивен Кинг. В прокат вышли художественные и документальные фильмы о военном противостоянии США и СССР. С 2005 года появилось 5 видеоигр для ПК и консолей.

Совещание с послами

Дж. Кеннеди с советскими послами. Автор фото: Роберт Л. Кнудсен

ЭТО ИНТЕРЕСНО! После Карибского кризиса Кеннеди заявил, что вывоз танков, ракетных установок и другой техники СССР из Кубы завершился 20 ноября. Но в документах Советского Союза указано, что все боеголовки советские военные вывозили до 29 ноября.


Хронические болезни стран с развивающимися рынками

Разумеется, страны с развивающимися рынками очень неоднородны, и различные шоки по-разному влияют на их экономики.

Первая хроническая болезнь или проблема, с которой часто сталкиваются страны этой категории, – высокая волатильность выпуска и потребления. На это есть несколько причин.

Во-первых, структура экономики этих стран часто не очень благоприятна с точки зрения волатильности производства: доля сектора услуг значительно меньше, чем в развитых странах, высока доля первичных секторов – сельскохозяйственного или добывающего. Эти сектора очень волатильны и подвержены серьезным шокам предложения. Это могут быть шоки, связанные с природными или техногенными катаклизмами, а также с геополитическими проблемами. Такие шоки происходят гораздо чаще, чем шоки, которые влияют на сектор услуг.

Вторая причина, и она связана с первой, состоит в том, что у многих стран с развивающимися рынками в структуре экспорта высока доля сырья. То есть условия торговли, соотношение цен на экспорт и импорт у таких стран крайне волатильны. Типичный пример – Россия: цены на нефть существенно влияют на доходы от экспорта, приток валюты в страну, курс рубля, экономику в целом.

Третья причина связана с притоком и оттоком капитала. Страны с развивающимися рынками обычно очень открытые с точки зрения потоков международного капитала. Во время кризисов, когда наблюдается серьезный отток капитала, эти страны испытывают проблемы с нехваткой валюты, падением курса и всеми проблемами, которые это может спровоцировать.

Вторая хроническая болезнь – это проблемы экономической политики, которую проводят страны с развивающимися рынками. В последние десятилетия эта проблема стоит менее остро, но во время предыдущих кризисов (например, Азиатского кризиса и Глобального финансового кризиса) она была достаточно серьезной. Страны с развивающимися рынками часто проводили проциклическую фискальную и монетарную политику. Пока условия были благоприятными и в экономику привлекались значительные потоки капитала, эти страны проводили очень мягкую фискальную политику – тратили доступные ресурсы на текущие нужды и зачастую формировали дефицит бюджета, что заставляло их накапливать долги.

Такая политика сама по себе приводит к кризисам – суверенным дефолтам, валютным и банковским кризисам, гиперинфляции. Как только внешние условия ухудшаются, страны с такой политикой больше не могут финансировать дефицит бюджета, и в долг им тоже никто уже не даст. Из-за того, что такие кризисы в странах с развивающимися рынками происходили довольно часто, доверие к их политике со стороны инвесторов всегда было достаточно низким. Как следствие, они занимали на международном рынке по более высоким ставкам, не могли брать в долг в собственной валюте, а также привлекать долгосрочные займы.

Помимо проблемы с доверием инвесторов такие страны сталкиваются с низким доверием и со стороны своего населения. Люди не верят в политику государства, у них высокие, незаякоренные инфляционные ожидания. Как следствие, экономика часто становится долларизированной: люди сберегают не в собственной валюте, а в иностранной, что во время кризисов вызывает дополнительные проблемы.

Если проводить аналогию со здоровьем человека, то описанные выше хронические болезни развивающихся стран снижают их иммунитет и следовательно они с большей вероятностью могут подхватить тот или иной вирус. Что же может угрожать их экономикам из-за слабого иммунитета?

Кризисы платежного баланса

Наиболее частая проблема, которую встречают такие страны, – это кризисы платежного баланса. Сложности могут возникнуть при резком ухудшении условий торговли или при резкой остановке притока иностранного капитала из-за всплеска неопределенности в мировой экономике или изменений в денежно-кредитной политике развитых стран. В таких ситуациях сокращается приток иностранной валюты, и последствия для экономики зависят от того, какого режима валютных курсов придерживается страна.

Если курс плавающий, как обычно наблюдается в развивающихся странах в последние годы, сокращение предложения иностранной валюты приводит к обесценению национальной валюты. Это позволяет экономике адаптироваться к внешнему шоку. Если же курс фиксированный, приходится тратить резервы на его поддержание. Если их много, то обесценения можно избежать, но часто резервы в таких случаях тратятся очень быстро. Например, во время глобального финансового кризиса России пришлось потратить порядка трети всех своих резервов (тогда они составляли около $600 млрд) за очень короткий период.

Валютные кризисы

Таким образом, кризисы платежного баланса не всегда вызывают валютные кризисы. Но если девальвация все же происходит, влияние на экономику может быть очень разным. В теории девальвация приводит к увеличению экспорта, который становится более выгодным, сокращению импорта, улучшению торгового баланса и в конечном итоге экономическому росту. Однако такое положительное влияние часто происходит с большой задержкой, а иногда и вовсе не происходит.

Если в стране был фиксированный курс, который долго поддерживался на завышенном уровне, в экономике наблюдалась высокая безработица и избыток мощностей, то при девальвации экономике легко адаптироваться, нарастить производство, увеличить экспорт и перейти к росту. Так, российская экономика после кризиса 1998 г., дефолта и девальвации, начала очень быстро расти.

С проблемами при девальвации могут столкнуться и экспортеры, хотя казалось бы, они должны быть в выигрышном положении. Дело в том, что часто они прибегают к торговым кредитам (это могут быть экспортные кредиты в банках, рассрочки импортерам или авансы) и во время девальвации доступ к такому финансированию также оказывается ограничен.

Наконец, дополнительное негативное воздействие на экономику при девальвации могут оказывать действия центральных банков. При девальвации начинает расти инфляция, тогда центробанки повышают ставку процента, чтобы сдержать рост цен и предотвратить отток капитала, увеличив доходность отечественных активов, но высокие ставки негативно влияют на экономический рост.

Суверенные дефолты

Гиперинфляция

Как развивающиеся страны готовятся к кризисам

Первый важный шаг, который удалось осуществить ряду экономик, – это снижение зависимости от внешних шоков. Если речь идет о зависимости от колебаний сырьевых цен, могут применяться фискальные правила и стабилизационные формы. В России уже несколько лет действует бюджетное правило, согласно которому часть доходов от экспорта нефти, отправляется в Фонд национального благосостояния. Такая политика долгое время проводится в Чили, чья экономика зависима от экспорта меди, и с середины 1980-х поступления от него частично идут в Медный фонд, в стране также действует фискальное правило.

Альтернативный способ защиты от таких колебаний – финансовое хеджирование рисков, связанных с условиями торговли. То есть центральный банк или правительство страны может приобретать те или иные финансовые инструменты, которые позволяют защитить экономику, к примеру, от колебаний цены на нефть.

Наиболее важные меры – структурные, которые позволяют диверсифицировать экспорт. К успешным примерам можно отнести опыт Чили, Мексики, Малайзии. Необходимо привлекать иностранные инвестиции, обеспечить благоприятный инвестиционный климат, создавать промышленные и инновационные кластеры, предоставлять экспортные субсидии и кредиты – есть разнообразные инструменты, но не всегда они хорошо срабатывают.

Чтобы быть готовыми к кризисам, странам также необходимо стабилизировать инфляцию, для чего многие успешно используют режим инфляционного таргетирования. При этом центральный банк должен быть независимым, а его действия должны быть прозрачными и понятными и населению, и бизнесу. Инфляционное таргетирование позволяет заякорить инфляционные ожидания так, чтобы они не реагировали на колебания курса национальной валюты. Если это удается сделать, можно немного улучшить условия для контрциклической экономической политики.

Еще один набор инструментов, которые позволяют лучше подготовиться к кризисам, относится к макропруденциальной политике. Например, во время бума регуляторы могут ограничивать кредитование, повышая требования к достаточности капитала, а во время кризиса смягчать нормативы, не допуская обвала кредитования. В целом, все эти инструменты позволяют сделать банковскую и финансовую системы более устойчивыми к кризисам.

Читайте также: