Гигиена палаты в больнице кратко

Обновлено: 27.04.2024

Внутренний баланс организма человека во многом зависит от внешних условий. Микроклимат помещения, в котором находится человек,определяет теплообмен организма человека и оказывает существенное влияние на функциональное состояние различных систем организма, самочувствие и здоровье, играет существенную роль в формировании иммунитета.Микроклимат любых помещений характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения.

При наиболее благоприятном сочетании температуры, влажности, скорости движения воздуха и других факторов человек испытывает приятное теплоощущение, у него отмечается тепловое равновесие и нормальное течение всех физиологических функций. Такие метеорологические условия принято называть комфортом. И наоборот, сочетания метеорологических факторов, которые нарушают теплорегуляцию организма, называют дискомфортом.

Компенсаторные возможности больного человека ограничены, чувствительность к неблагоприятным факторам окружающей среды повышена. Поэтому созданию оптимального микроклимата в медицинской организации придается особое значение. Более того, комфортный температурно- влажностный режим в больничных организациях способствуют благоприятному течению и исходу болезни.

Микроклимат помещений медицинских организаций определяется сочетанием температуры, влажности, подвижности воздуха, температуры окружающих поверхностей и их тепловым излучением. Нормы параметров микроклимата палат и других помещений больницы учитывают их функциональное назначение, а также возраст пациентов.Особенности терморегуляции детей определяют более высокие температурные нормы для палат новорожденных.

Обеспечению нормативных параметров микроклимата в медицинских организациях способствуют также и системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха. Вне зависимости от наличия вентиляционных систем в лечебно-диагностических помещениях предусматривается возможность естественного проветривания. Проветривание помещений способствует также снижению концентрации углекислого газа и болезнетворных микроорганизмов в воздушной среде. В целях профилактики и распространения воздушно-капельных инфекций в помещениях дополнительно устанавливают бактерицидные облучатели.

Согласно требованиям санитарных правил контроль за температурой воздуха в основных помещениях медицинских организаций осуществляется с помощью термометров и гигрометров в ежедневном режиме, в помещениях, где хранятся лекарственные препараты- дважды в день. Кроме того, в рамках программы производственного контроля 2 раза в год (в теплый и холодный периоды) проводятся расширенные лабораторно-инструментальные исследования параметров микроклимата с приглашением экспертных организаций.

Специалисты Управления в ходе надзорных мероприятий также осуществляют контроль за соблюдением комфортных метеорологических условий пребывания пациентов в медицинских организациях, в том числе, с применением лабораторно-инструментальных исследований. В 2019г. было обследовано 1018 объектов, результаты измерений параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха) соответствовали нормативным требованиям.

С наступлением холодного периода года и в связи с началом эпидемического сезона заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, соблюдение температурно-влажностного режима и режима проветривания на объектах здравоохранения находится на особом контроле Управления.

Оптимальной ориентацией окон палат в северном полушарии является юго-восточная и южная. Однако должно быть предусмотрено 1-2 палаты с ориентацией на северные румбы для тяжелых больных и больных с лихорадкой. Размещение коек должно быть параллельное светонесущей стене для того, чтобы больной имел возможность отвернуться от ослепляющего действия прямой солнечной радиации. Показатели естественного освещения (у внутренней стены) должны быть: коэффициент естественного освещения - 1,3-1,5%, световой коэффициент - 1:4 - 1:6, угол падения – не менее 27°, угол отверстия – не менее 5°, коэффициент углубления - не более 2. Искусственное освещение должно быть общее, 50-60 лк, и ночное дежурное - 10-15 лк со светильниками в нижней части стен.

Вентиляция палат должна обеспечиваться вытяжными вентиляционными каналами, наличием форточек и окон, которые открываются, а в современных больницах и кондиционированием воздуха.

В отделениях инфекционного профиля оборудуют: боксированные палаты (с изоляцией каждой койки), полубоксы (изолированные палаты с общим туалетом и ванной), полные боксы (изолированные палаты с ванной и туалетом).

Операционный блок отделений хирургического профиля размещают в пристройке или отдельном крыле больничного здания. В операционном блоке должны быть предусмотрены операционная – 36 м 2 (из расчете 1 на 30-50 хирургических коек в отделении; для сложных операций - площадь не менее 48 м 2 ), предоперационная - 10-20 м 2 , стерилизационная (одна на две операционные), наркозная - 15 м 2 , инструментальная, кабинет хирурга (протокольная), лаборатория экстренных анализов, гипсовая перевязочная, кабинет передвижной диагностической и реанимационной аппаратуры, анестезиологического оборудования, помещение для чистого и грязного операционного белья, моечная и душевая для операционной бригады, послеоперационные реанимационные палаты, туалеты для персонала, комната операционной сестры и другие в зависимости от профиля хирургического отделения.

Существуют определенные особенности планирования детских отделений и больниц, туберкулезных, психиатрических и других специфических лечебно-профилактических заведений, которые рассматриваются в нормативных документах и могут быть выучены при необходимости.

При проведении предупредительного санитарного надзора необходимо осуществлять контроль за разработкой нормативно-технической документации на новое оборудование, технологические процессы, химические вещества.

Текущий санитарно-гигиенический надзор в лечебных учреждениях включает наблюдение за состоянием производственных факторов (физических, химических, биологических, психофизиологичесиких) на рабочих местах медицинского персонала.

При осуществлении контроля за условиями и охраной труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения необходимо:

1. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ данных микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, температура внутренней поверхности ограждающих конструкций),

2. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ показателей воздушной среды (запыленность, загазованность, бактериальная обсемененность, пары ртути и др.);




3. оценка эффективности приточно-вытяжной вентиляции,

4. оценка состояния естественной и искусственной освещенности,

5. оценка уровней шума,

6. оценка уровней ультразвука,

7. оценка уровней электромагнитного и рентгеновского излучения и др.

8. оценка эргономических мероприятий по совершенствованию рабочих мест медицинского персонала.

Эффективным средством улучшения условий труда, преодоления усталости, сохранения устойчивой работоспособности медперсонала является оптимизация режима труда и отдыха, с организацией внутрисменного отдыха в специально оборудованных помещениях, что в сочетании с микроклиматическим комфортом и психофизической разгрузкой позволит снять избыточное эмоциональное и психическое напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность.

В соответствии с эргономическими требованиями, а также, исходя из наблюдений за работой врача и медицинской сестры, мебель и оборудование врачебного кабинета рекомендуется размещать, руководствуясь следующими правилами:

l рабочий стол врача и медицинской сестры должен находиться в наиболее освещенной части;

l вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное перемещение врача и медсестры от стола к любому предмету в кабинете;

l кушетка для обследования пациента должна располагаться таким образом, чтобы правая половина его тела находилась со стороны врача (кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента);

l расположение каждого предмета должно быть продумано так, чтобы свести до минимума затраты на передвижение и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;

l дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего.

Снижению утомляемости, улучшению самочувствия, повышению профессиональной работоспособности медицинских работников способствует использование разнообразных средств и форм физической культуры в режиме их труда и отдыха. Важным средством совершенствования профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций медперсонала может явиться разработка и внедрение комплекса мероприятий профессионально-прикладной физической подготовки для конкретной врачебной специальности.

Профилактические осмотры являются частью медико-профилактического обеспечения работающих, в т.ч. и медицинских работников. Предварительные профосмотры имеют целью выявить медицинские противопоказания к тому или иному виду трудовой деятельности и предотвратить распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, что особенно важно в условиях стационара.

Периодические профосмотры, кроме того, имеют целью выявить факт и степень воздействия на работающего вредных производственных факторов для определения необходимых реабилитационных мероприятий.

Предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры проводятся территориальными лечебно-профилактическими учреждениями. Центры Госсанэпиднадзора осуществляют контроль за полнотой контингентов, определяемых администрацией ЛПУ и аптек к обследованию, и контроль за полнотой и своевременностью прохождения профилактических медицинских обследований.

Оптимальной ориентацией окон палат в северном полушарии является юго-восточная и южная. Однако должно быть предусмотрено 1-2 палаты с ориентацией на северные румбы для тяжелых больных и больных с лихорадкой. Размещение коек должно быть параллельное светонесущей стене для того, чтобы больной имел возможность отвернуться от ослепляющего действия прямой солнечной радиации. Показатели естественного освещения (у внутренней стены) должны быть: коэффициент естественного освещения - 1,3-1,5%, световой коэффициент - 1:4 - 1:6, угол падения – не менее 27°, угол отверстия – не менее 5°, коэффициент углубления - не более 2. Искусственное освещение должно быть общее, 50-60 лк, и ночное дежурное - 10-15 лк со светильниками в нижней части стен.

Вентиляция палат должна обеспечиваться вытяжными вентиляционными каналами, наличием форточек и окон, которые открываются, а в современных больницах и кондиционированием воздуха.

В отделениях инфекционного профиля оборудуют: боксированные палаты (с изоляцией каждой койки), полубоксы (изолированные палаты с общим туалетом и ванной), полные боксы (изолированные палаты с ванной и туалетом).

Операционный блок отделений хирургического профиля размещают в пристройке или отдельном крыле больничного здания. В операционном блоке должны быть предусмотрены операционная – 36 м 2 (из расчете 1 на 30-50 хирургических коек в отделении; для сложных операций - площадь не менее 48 м 2 ), предоперационная - 10-20 м 2 , стерилизационная (одна на две операционные), наркозная - 15 м 2 , инструментальная, кабинет хирурга (протокольная), лаборатория экстренных анализов, гипсовая перевязочная, кабинет передвижной диагностической и реанимационной аппаратуры, анестезиологического оборудования, помещение для чистого и грязного операционного белья, моечная и душевая для операционной бригады, послеоперационные реанимационные палаты, туалеты для персонала, комната операционной сестры и другие в зависимости от профиля хирургического отделения.

Существуют определенные особенности планирования детских отделений и больниц, туберкулезных, психиатрических и других специфических лечебно-профилактических заведений, которые рассматриваются в нормативных документах и могут быть выучены при необходимости.

При проведении предупредительного санитарного надзора необходимо осуществлять контроль за разработкой нормативно-технической документации на новое оборудование, технологические процессы, химические вещества.

Текущий санитарно-гигиенический надзор в лечебных учреждениях включает наблюдение за состоянием производственных факторов (физических, химических, биологических, психофизиологичесиких) на рабочих местах медицинского персонала.

При осуществлении контроля за условиями и охраной труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения необходимо:

1. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ данных микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, температура внутренней поверхности ограждающих конструкций),

2. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ показателей воздушной среды (запыленность, загазованность, бактериальная обсемененность, пары ртути и др.);

3. оценка эффективности приточно-вытяжной вентиляции,

4. оценка состояния естественной и искусственной освещенности,

5. оценка уровней шума,

6. оценка уровней ультразвука,

7. оценка уровней электромагнитного и рентгеновского излучения и др.

8. оценка эргономических мероприятий по совершенствованию рабочих мест медицинского персонала.

Эффективным средством улучшения условий труда, преодоления усталости, сохранения устойчивой работоспособности медперсонала является оптимизация режима труда и отдыха, с организацией внутрисменного отдыха в специально оборудованных помещениях, что в сочетании с микроклиматическим комфортом и психофизической разгрузкой позволит снять избыточное эмоциональное и психическое напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность.

В соответствии с эргономическими требованиями, а также, исходя из наблюдений за работой врача и медицинской сестры, мебель и оборудование врачебного кабинета рекомендуется размещать, руководствуясь следующими правилами:

l рабочий стол врача и медицинской сестры должен находиться в наиболее освещенной части;

l вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное перемещение врача и медсестры от стола к любому предмету в кабинете;

l кушетка для обследования пациента должна располагаться таким образом, чтобы правая половина его тела находилась со стороны врача (кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента);

l расположение каждого предмета должно быть продумано так, чтобы свести до минимума затраты на передвижение и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;

l дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего.

Снижению утомляемости, улучшению самочувствия, повышению профессиональной работоспособности медицинских работников способствует использование разнообразных средств и форм физической культуры в режиме их труда и отдыха. Важным средством совершенствования профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций медперсонала может явиться разработка и внедрение комплекса мероприятий профессионально-прикладной физической подготовки для конкретной врачебной специальности.

Профилактические осмотры являются частью медико-профилактического обеспечения работающих, в т.ч. и медицинских работников. Предварительные профосмотры имеют целью выявить медицинские противопоказания к тому или иному виду трудовой деятельности и предотвратить распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, что особенно важно в условиях стационара.

Периодические профосмотры, кроме того, имеют целью выявить факт и степень воздействия на работающего вредных производственных факторов для определения необходимых реабилитационных мероприятий.

Предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры проводятся территориальными лечебно-профилактическими учреждениями. Центры Госсанэпиднадзора осуществляют контроль за полнотой контингентов, определяемых администрацией ЛПУ и аптек к обследованию, и контроль за полнотой и своевременностью прохождения профилактических медицинских обследований.

биологический фактор

Гигиена является горячей темой в отрасли здравоохранения, поскольку связанные со здравоохранением инфекции привлекают все большее внимание со стороны государственных регулирующих органов, страховщиков и общественности.

Основные процедуры гигиены, такие как чистка поверхности, правильное мытье рук и использование дезинфицирующих средств, могут предотвратить многие инфекции, связанные со здоровьем, что делает гигиенические процедуры в медицинских учреждениях разумными инвестициями для отрасли.

В целях предотвращения передачи инфекций в больнице, соблюдение гигиенических мер играет важную роль. Дезинфекция рук — самая важная мера в этом усилии.

Соответствующие меры гигиены в больнице помогут снизить внутрибольничные инфекции, повышая безопасность пациентов и персонала. Вот почему гигиена в больницах касается каждого из нас.

Улучшение гигиены в больнице спасает жизни

Связанные со здравоохранением инфекции несут огромные совокупные затраты для отрасли здравоохранения и вызывают все большую тревогу, так как растет число лекарственно-устойчивых инфекций.

Игнорирование правил гигиены в лечебных учреждениях приводят ко многим внутрибольничным инфекциям. Эта опасность намного превышает возможность отравления опасными веществами.

Наиболее распространенные связанные со здоровьем внутрибольничные инфекции включают в себя:

  • Пневмония.
  • Желудочно-кишечные заболевания.
  • Инфекции мочевых путей.
  • Первичные инфекции кровотока.
  • Хирургические инфекции.
  • Другие виды инфекций.

Многие из этих инфекций можно предотвратить с помощью строгого режима гигиены.

Гигиена учреждения здравоохранения и профилактика инфекций

Одним из самых эффективных способов профилактики инфекций, связанных со здоровьем, является один из самых простых. Обеспечение того, чтобы все работники здравоохранения выполняли процедуры мытья рук, может значительно снизить количество инфекций, связанных со здоровьем. Существуют многочисленные данные, свидетельствующие о том, что соблюдение правил гигиены рук в медицинских учреждениях может значительно снизить инфекционные заболевания

В дополнение к правильному мытью рук, правильная чистка поверхностей также важна для предотвращения инфекций в медицинских учреждениях. Использование правильных чистящих средств и регулярная чистка поверхностей, с которыми сталкиваются пациенты и медицинский персонал, является обязательным условием для снижения вероятности инфекций. Следующие процедуры по утилизации медицинских отходов также важны для снижения инфекций, приобретенных в медицинских учреждениях.

Руководители медицинских учреждений должны внедрять и применять гигиенические правила и процедуры в больницах и клиниках. Чтобы лучше создать культуру чистоты, руководители должны регулярно проводить тренинги, чтобы напомнить сотрудникам о важности гигиены. Плакаты и другие визуальные напоминания также могут помочь сотрудникам помнить о необходимости соблюдать гигиенический протокол.

Работа с посетителями и семьями пациентов также важна. Руководители учреждений здравоохранения должны распространять в своих учреждениях литературу, которая информирует пациентов, посетителей и семьи пациентов о важности таких вопросов гигиены, как мытье рук. Благодаря целенаправленным усилиям может быть достигнуто лучшее соблюдение гигиенических правил, что приведет к снижению числа инфекций, приобретаемых в медицинских учреждениях.

Правила уборки в больнице

Текущую и генеральную уборку в медицинском учреждении может проводить только специально обученный и подготовленный персонал.

Виды уборок в больнице

Есть несколько методов, которые регулярно применяются в лечебных учреждениях:

  • физический (ультрафиолетовое облучение, пар, способ кипячения);
  • механический (влажные виды уборок, регулярное мытьё рук персонала, ремонтные работы);
  • химический (замачивание в дезинфицирующих растворах с полным погружением предметов, применение сыпучих и распыляющих средств);
  • комбинированный (два и более способа чередуются медицинским работником).

Уборка может быть текущей и плановой

Уборка палат в больнице

Различают такие виды уборок больничных палат:

  • текущую — 2 раза в день;
  • генеральную — 1 раз в месяц.

Персонал, проводящий уборку, регулярно проходит инструктаж, чтобы всегда быть в курсе правил проведения санитарных мероприятий и не забывать о тонкостях их проведения. Уборку палат проводят в халате, головном уборе и перчатках.

Алгоритм действия персонала при проведении плановой ежедневной уборки палат должен выглядеть так:

  • медработник предупреждает больных о грядущей уборке;
  • надевает спецхалат и другие средства защиты;
  • осматривает палату;
  • готовит дезрастворы;
  • протирает все горизонтальные поверхности в палате, а также двери, мебель и приборы;
  • чистит раковину;
  • выносит мусор;
  • моет пол;
  • проветривает палату в течение 15 минут;
  • проводит кварцевание;
  • дезинфицирует, убирает и сушит инвентарь.

Генеральную уборку палат принято проводить, как минимум, раз в месяц. Внеплановые генеральные уборки проводят в случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации либо получения из лаборатории положительных анализов на ту или иную патогенную микрофлору.

Генеральная уборка проходит без присутствия больных

Генеральная уборка включает полную обработку стен, всего оборудования, мебели, предметов освещения, занавесок (жалюзи), дверей, плинтусов и полов. Мытьё окон следует тоже проводить регулярно, 2 раза в год, по возможности сочетая его с генеральной уборкой.

Уборка коридоров в больнице

В коридорах нужно протереть с помощью влажной ветоши все поверхности, а также двери, предметы мебели, дверные ручки. В заключение пол в коридоре моют хлорной известью, предварительно разведённой в воде согласно инструкции. Как и палаты, коридоры убирают два раза в сутки, а генеральную уборку с мытьём стен и отодвиганием всех предметов мебели проводят раз в месяц.

Растворы для уборки в больнице

В качестве растворов для уборки в больнице применяют:

  • хлорную известь;
  • хлорамин;
  • перекись водорода;
  • моющие средства.

Каждый препарат нужно разводить согласно инструкции, в зависимости от вида уборки и помещения, в котором её проводят. Разводить растворы и работать с ними нужно всегда в защитной одежде, стараясь избегать попадания активных химических веществ на лицо и кожные покровы.

Для уборки в больнице используют различные растворы

Стоит также отметить и тот факт, что для учреждений здравоохранения уборка помещений носит принципиальный характер. Ведь антисанитария способствует развитию вирусов и инфекций, что категорически недопустимо в больницах. Именно поэтому работники клининга, которые специализируются на организациях подобного типа, имеют специальное образование. Специалисты по клинингу изучают санитарные нормы, специфику деятельности той или иной организации, где необходимо проводить уборку, а также знакомятся с различными средствами дезинфекции, многие из которых можно купить лишь в профильных магазинах.


В системе лечебно-профилактической службы больница занимает важную роль, оказывая лечебно-диагностическую помощь больным, нуждающимся в стационарном лечении. Здесь проводятся сложные диагностические манипуляции, осуществляются все виды лечения больных, происходит подготовка научных кадров и будущих врачей. Больница насыщена новой и нередко сложной лечебно-диагностической аппаратурой, для работы с которой требуются определенные условия.

Задачи гигиены ЛПУ:

  1. Создание необходимых гигиенических условий для лечебно-диагностического процесса и скорейшего выздоровления больного.
  2. Создание гигиенических условий – необходимый элемент лечебно-охранительного процесса.
  3. Предупреждение внутрибольничных инфекций.
  4. Создание необходимых условий труда медперсонала.
  5. Гигиенические условия в ЛПУ имеют особое значение при внедрении новейших достижений науки и техники.
  6. Пребывание больного в ЛПУ должно быть школой гигиенического обучения.

История развития больничного строительства.

Первые “больницы” появились в монастырях и на протяжении многих столетий лечение больных было сосредоточено в руках церкви. Такие больницы были не столько лечебными учреждениями, сколько объектами призрения и изоляции больных.

Достоверные сведения об организации больниц в Росси относятся к 1612 г. когда монахами Троице-Сергиевого монастыря организован приемный покой для раненых. В 1682 г. организована первая больница для гражданского населения в Москве.

При Петре1 были открыты богадельни для призрения раненых и увечных офицеров и нижних чинов. В 1707 г был открыт госпиталь в Лефортово, ныне Главный госпиталь им.Бурденко. Больницы строились по анфиладному типу.

В начале 19 в. возникает новый тип застройки по павильонному типу.

Современные типы застройки больниц.

  1. Децентрализованный тип застройки больниц.
  2. Централизованный.
  3. Смешанная.
  4. Сблокированная.

Кроме этого получила развитие и так называемая межбольничная централизация (например межбольничная прачечная, фабрика кухня, централизованный цех по ремонту аппаратуры, диагностические центры).

Децентралицованный тип. Достоинства: изоляция больных, лучше соблюдается лечебно-охранительный режим. Недостатки: необходимость дублирования специализированных кабинетов, операционных и т.д., удорожание строительства.

Централизованный . Преимущества: экономические, рациональное использование специализированных кабинетов, компактность коммуникаций. Недостатки: затрудненная изоляция, сложность организации санитарно-охранительного режима, ухудшение возможности использования больными природных факторов.

Павильонная система строится при определенных показаниях: тяжелые климатические условия (Север), профиль больницы (психиатсрические).

Гигиенические требования к больничному участку.

  1. Требования к размещению в плане города. Размещаются с учетом социально-экономических, демографических, экологических и самое главное – создание оптимальных условий для больного. Радиус обслуживания 2-2,5 км
  2. Требования к земельному участку. Размер, форма, стояние грунтовых вод, характер почвы, рельеф.
  3. Зонирование территории.

- лечебных неинфекционных корпусов

- лечебных инфекционных корпусов

  • поликлиники
  • хозяйственная
  • патолого-анатомического корпуса
  • садово-парковая

Плотность застройки участка больницы должен находиться в пределах 12-15%, озеленение >60%.

Внутренняя планировка больниц.

Развитие медицинской науки в области проектирования и организации лечебно-диагностического обеспечения требуют внедрения новых рекомендаций и нормативов в практику проектирования.

Архитектурный ансамбль своим видом должен содействовать организации эффективного лечения. Вид больничных помещений, мебели, белья, интерьера должен вызывать у больных положительные эмоции.

Главным архитектурно-планировочным элементом больничного корпуса является палатная секция, которая включает:

  1. Помещения для пребывания больных – палаты
  2. Помещения для оказания лечебно-диагностической помощи (манипуляционные, перевязочные, операционные, родильный зал и другие)
  3. Помещения для персонала (кабинеты)
  4. Вспомогательные (буфет-раздаточные, санузлы, помещения для хранения грязного и чистого белья, ванные, помещение для хранения уборочного инвентаря и т.д.)

В новых корпусах соотношение палат и вспомогательных помещений 1:1 и увеличивается в пользу последних. Вместимоть палатной секции обычно 25-30 коек.

Медико-гигиенические требования к планировке палатной секции:

  • тупиковый характер (непроходимость секций) и оптимизации графиков движения больных;
  • удобной взаимосвязи палатных секций и общебольничных специализированных служб;
  • гибкость планировочного решения палатных отделений, предполагающую широкую взаимосвязь помещений и возможность трансформации в дальнейшем.

Классификация палатных отделений:

  • однокоридорные: а) односторонней застройки; б)двусторонней; в) частично двусторонней.
  • Двукоридорные.

Гигиенические требования к палатам: площадь 7 кв. м (для детей на 1 кв. м меньше, для инфекционных больных на 0,5 кв. м больше). Набор палат в палатной секции: 1-коечные – 20%, 2- коечные –20%, 3-4 местные –60%.

Гигиенические требования к условиям пребывания больного в ЛПУ.

Микроклимат (температура 20 ± 2 0 С, в палатах для детей 24-25 0 , для больных туберкулезом, тиреотоксикозом 17-18 0 , влажность 30-60%

Вентиляция (общеобменная 40-80 м 3 на 1 больного)

Водоснабжение (централизованное, горячее и холодное, 250 и более л/сутки)

Освещение (искусственное 50-75 лк при лампах накаливания, люминесцентное в 2 раза больше, естественное КЕО более 1, СК – 1:4-1:6, ориентация – юг, восток, юго-восток, юго-запад, инсоляция не менее 2,5 часов)

Лечебно-охранительный режим. Строгое соблюдение режима дня. Эстетическое оформление интерьера (мебель, цветовое решение – преимущественно теплые успокаивающие тона (телесный, зеленый, голубой). Уборка помещений не реже 2 раз в день, регулярная смена постельного белья, принятие гигиенического душа, соблюдение дезинфекционного режима. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован.

Различают следующие разновидности внутрибольничной инфекции

  1. Амбулаторная
  2. Инфекционные заболевания, возникающие вследствие проведения профилактически мероприятий (абсцессы после иньекций и т.д.)
  3. Госпитальная (сопутствующая, активизация собственной микрофлоры больного – пневмония, столбняк, газовая гангрена)

Источники внутрибольничных инфекций: инфекционные больные, носители (больные и персонал – 50-60% носители стафилококка)

При длительном пребывании больного в условиях стационара наблюдается увеличение титров антител к вирусам.

Причины внутрибольничных инфекций:

  • пребывание больного в условиях измененной среды обитания;
  • наличие и циркуляция вирулентных и антибиотикоустойчивых штамов микроорганизмов;
  • ослабление организма больного, выполнение все большего объема вмешательств, широкое использование антибиотиков (депрессанты иммунной системы);
  • нарушение санитарно-гигиенического режима;
  • скученность больных;
  • нарушения стерильности при выполнении инъекций (гепатит В, СПИД).

Различают 3 фазы микробного аэрозоля:

  • крупноядерный > 0,1 мкм
  • мелкоядерный 0,1 мкм
  • бактериальныя пыль (высохшие капли аэрозолей)

Пути передачи инфекций при помощи аэрозолей:

  • воздушно-капельный
  • капельно-ядерный
  • пылевой

Зависимость содержания микроорганизмов в воздуха в зависимости от площади на одного больного:

Читайте также: