Мвд ссср в годы перестройки кратко

Обновлено: 11.05.2024

Глава 5. Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.).

Вооруженные силы. Правоохранительные органы.

Реорганизация этих институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Считая их наиболее консервативной частью советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной (в 1991 г. интенсивно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие вразрез с "общечеловеческими ценностями" — такие заявления вынуждены были делать даже высшие должностные лица Министерства обороны). Нарастали требования о прохождении службы призывниками только в своих республиках — подготовка к расчленению Советской армии по национальному признаку.

Основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооруженных сил, ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР. Большое влияние оказывал и нарастающий экономический кризис, затруднивший снабжение и перевооружение армии, социальное обустройство увольняемых офицеров. Кроме того, обострялись политические и межнациональные конфликты, в которые вовлекалась армия.

Важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, которые определяли место того или иного института в государстве. Военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М.С.Горбачева 15 января 1986 г. о программе полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет, было неожиданностью для военных.

В 1986 г. была создана межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, Министерства обороны, КГБ, военно-промышленной комиссии Совета министров и ряда отделов ЦК КПСС — "большая пятерка"). В ней нарастала напряженность, дошедшая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта, из-за того, что договоренности с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения комиссии. Так, не удалось обнаружить никаких сведений о подготовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса "Ока", о котором открыто вообще не было речи на переговорах. Начальник Генштаба М.А.Моисеев доложил, что в результате маневров Э.А.Шеварднадзе США получили право иметь 11 тыс. боеголовок против 6 тыс. для СССР. После этого конфликта комиссия были ликвидирована.

В связи с переходом к рыночной экономике стали создаваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства. В 1986 г. образовано как общесоюзный орган Главное управление государственного таможенного контроля, преобразованное в 1991 г. в Таможенный комитет СССР (в 1991 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР). В январе 1990 г. учреждена Главная государственная налоговая инспекция.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций. В 1989 г. на вооружение милиции была принята резиновая дубинка, что имело большое символическое значение. В 1989-1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важное изменение всех правоохранительных органов (МВД, КГБ, суда и прокуратуры) — уход большой части квалифицированных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками.

Нелегкая работа выпала ОВД в организации эвакуации населе­ния территорий, пораженных аварией на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В 1986 г. в Уфе трое военнослужащих-срочников захватили самолет, расстреляв сотрудника отдела внутренних дел. Из Моск­вы срочно направили подразделения и группы специального назна­чения КГБ и МВД СССР, в их числе и УРСН. Действия террорис­тов были пресечены.

В феврале в г. Сумгаите Азербайджанской ССР произошло столкновение на национальной почве. Привлекли внутренние вой­ска, дивизию им. Ф. Дзержинского.

В 1988 г. во внутренних войсках в связи с обострившейся меж­национальной обстановкой на базе оперативных частей создали Софринскую и Калачевскую бригады особого назначения.

Для пресечения массовых беспорядков и хулиганств решени­ем правительства СССР и на основании приказа МВД СССР 3 октября 1988 г. в 23 крупных регионах страны организовали Отряды милиции особого назначения (ОМОН).

Сравнение уровня преступности показывает ухудшение пока­зателей относительно СССР, но значительно лучшие результаты, чем в США, Франции и ФРГ[10].

В июне 1989 г. разгорелись национальные конфликты в Фер­гане, Коканде, Маргелане меж узбеками и турками-месхетинцами, проживающими в этих районах Узбекской ССР. Для реше­ния проблемы привлекли дивизию им. Ф. Дзержинского.

В октябре создали МВД РСФСР, в связи с чем постановления­ми СМ СССР и СМ РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря внесли изменения в управление МВД СССР и РСФСР, МВД союз­ных республик (руководство МВД РСФСР, Главные Управления (УгРо, БХСС, следственное, по охране общественного порядка, по исправительным делам, лесных ИТУ), Управления (6-е, ГАИ, по­жарной охраны, профилактической службы, внутренних дел на транспорте). Создали обеспечивающие (функциональные) служ­бы: Управления (политическое, организационно-инспекторское, экспертно-криминалистическое, кадров, капитального строитель­ства, медицинское, хозяйственное, оперативно-техническое, ма­териально-технического снабжения, делами), Отделы (военно-мо­билизационной работы и гражданской обороны, по взаимодей­ствию со средствами массовой информации)[11].

На базе УРСН в декабре 1989 г.-январе 1990 г. создали учебный батальон специального назначения (УБСН). Командиром УБСН стал майор СИ. Лысюк.

Приказ 16 марта 1990 г. министра внутренних дел СССР В. Бакатина к 1 июля предписал сформировать профессиональное экспериментальное подразделение специального назначения. В дивизии им. Ф. Дзержинского создали профессиональное подраз­деление волонтеров по эксперименту на 2 года. Через год в экспе­риментальной роте осталось чуть больше 10 человек. Остальные, в основном, солдаты и сержанты, придя в роту после 1,5 лет службы, расторгли контракты и уволились в запас – сказались неумение и невозможность заинтересовать материально.

СССР в 1990 г. приняли в члены Интерпола (международная организация уголовной полиции). В стране создали Националь­ное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, ставшее одним из наибо­лее оснащенных современными техническими средствами подраз­делений в МВД. Оно осуществляет функции только в отношении общеуголовных преступлений и в соответствии со ст. 3 Устава не затрагивает преступлений политического, военного, религиозного или расового характера. Основная часть информации, проходящая через НЦБ, касается: незаконного оборота наркотиков, организованной преступности, убийств, экономических преступлений, преступлений против собственности, включая краж произведений искусства и автотранспорта.

Дестабилизацию кадров ОВД к 1991 году вызвали формирование отрицательного имиджа и падение престижа работника милиции (в том числе в СМИ); крайне неудовлетворительное финансирование (что привело к росту коррупции и текучести кадров у работников милиции). Недостаточная материально-техническая оснащенность снизила эффективность борьбы с преступностью, особенно – организованной, чья техническая оснащенность значительно превосходила оснащенность ОВД.

В 1989-1991 гг. милиция ускоренными темпами теряла силы, авторитет и разрушалась как единая силовая структура. Это ослабление шло через: раскол меж МВД СССР и МВД РСФСР и МВД других союзных республик; ослабление из-за усиление КГБ СССР и т.д. Только в 1991 году из органов уволились 45000 сотрудников милиции.

Заключение.

Победоносное завершение войны и начало восстановления на­родного хозяйства серьезно изменило содержание деятельности ОВД: отпал ряд функций периода войны. Но возросли требования по выполнению задач укрепления правопорядка в условиях вос­становления народного хозяйства. Охраняя порядок, ведя борьбу с преступностью, они вносили свой вклад в дело послевоенного мирного строительства.

В середине 1950-х гг. по инициативе Секретариата ЦК КПСС ведомства МВД и КГБ лишили автономности и взяли под конт­роль партии. Без санкций партийных органов ни один её член не мог быть брошен в тюрьму. Реорганизовали КГБ и МВД, расстре­ляв основных помощников Берия. На их посты направили офице­ров из политаппарата армии, партийных и комсомольских работ­ников. Репрессивный аппарат был уничтожен.

Источники и литература:

1. Березнев А. Т. История ОВД России. Учебное пособие в 2-х частях. – Воронеж, 1998.

2. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: учебник / В.П.Божьев (и др.); под ред. В.П. Божьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.

3. Бокарев Ю. Власть и преступность в период хрущевской оттепели и реформ 60-70-х гг.//Россия. XXI. – 1994. - № 4-5. – С. 136-152.

4. Бокарев Ю. Власть и преступность в период хрущевской оттепели и реформ 60-70-х гг.//Россия. XXI. – 1994. - № 4-5. – С. 136-152.

5. Глушаченко С. Б. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб., 2007.

6. Гринберг М. С. Репрессии 20-50-х годов и принципы уголовного права.//Известия ВУЗов. Правоведение. – 1993. - № 5.

7. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990.

8. Зубков А. И., Калинин Ю. И., Сысоев Е. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность./Под ред. С. В. Степашина и П. В. Крашенинникова. – М., 1998.

9. История ОВД России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учебное пособие./Сост. Т. М. Занина. – Воронеж, 1999.

10. История ОВД России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учебное пособие./Сост. Т. М. Занина. – Воронеж, 1999.

11. История ОВД России: курс лекций./Под ред. А. Г. Фастова. – Волгоград, 2003.

12. История советской милиции: В 2-х тт. Т. 2. – М., 1987.

13. Кокурин А. И., Петров Н. В. МВД: структура, функции, кадры.//Свободная мысль. – 1997. - № 6-12; 1998. - № 1.

14. Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991. – М., 1994.

15. Малыгин А. Я. и др. Становление и развитие аппаратов советского уголовного розыска (1917-1985).: Учебное пособие. – М.: Академия МВД СССР, 1991.

16. Малыгин А. Я. и др. Становление и развитие аппаратов советского уголовного розыска (1917-1985).: Учебное пособие. – М.: Академия МВД СССР, 1991.

17. МВД России: Энциклопедия/Под ред. В. Ф. Некрасова. – М., 2002.

18. МВД России: Энциклопедия/Под ред. В. Ф. Некрасова. – М., 2002.

19. Мулукаев Р. С., Желудкова, Смоляков В. Г. История органов внутренних дел. – М., 1989.

20. Мулукаев Р. С., Карташев Н. Н. Милиция России (1917-1993): Историко-правовой очерк. – М., 1995.

21. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. М., 2006.

22. Полубинский В. И. Уголовный розыск России в 1941-2001 гг.//Журнал российского права. – 2001. - № 8. – С. 134-144.

23. Полубинский В. И. Уголовный розыск России в 1941-2001 гг.//Журнал российского права. – 2001. - № 8. – С. 134-144.

24. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Сборник научных трудов. – М., 1993.

25. Раззаков Ф. И. Бандиты времен социализма: Хроника российской преступности 1917-1991 гг. – М., 1996.

26. Раззаков Ф. И. Бандиты времен социализма: Хроника российской преступности 1917-1991 гг. – М., 1996.

27. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2007.

28. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2007.

29. Советская милиция: История и современность: 1917-1987 гг. – М., 1987.

30. Хохряков Г. Ф. Организованная преступность в России: 60-е-первая половина 90-х гг.//Общественные науки и современность. – 2000. - № 6.

31. Хохряков Г. Ф. Организованная преступность в России: 60-е-первая половина 90-х гг.//Общественные науки и современность. – 2000. - № 6.

[1] Березнев А. История органов внутренних дел России. Ч. 2. Воро­неж. 1998. С. 85.

[2] См.: История России. Проблемы цивилизационного развития. / Под общ. ред. д.и.н. проф. В.В. Рыбникова и д.и.н. проф. В.А. Динеса. Сара­тов, 1999. С. 450.

[3] Советская милиция: история и современность. С. 224.

[4] Министерство внутренних дел России. С. 384.

[5] Воронцов А Дело Берия: живет и побеждает // Шпион. 1993. № 1. С. 73-80; № 2. С. 45-52.

[6] См.: Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма Пленума ЦК КПСС и другие документы. М., 1998. С. 758.

[7] См.: Пограничник. 1955. № 6. С. 70.

[8] Литературная газета. 1959. 13 января. 2 См.: Собрание постановлений правительства СССР. М., 1959. № 4. С. 73.

[9] Гриф секретности снят. С. 401-402.

[11] Органы и войска МВД России. С. 213.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Развитие органов внутренних дел во второй половине 80-х гг. обусловливалось как изменениями социально-экономической, политической обстановки в стране, так и новыми тенденциями в состоянии преступности.

Первые шаги по перестройке советского общества были предприняты уже при генеральном секретаре ЦК КПСС Ю.В. Андропове. В отношении МВД перемены начались с назначением в декабре 1982 г. главой этого ведомства бывшего председателя КГБ, генерала армии Виталия Васильевича Федорчука. В литературе существует мнение, что этот министр “. попытался фактически перейти к новой концепции МВД надежде остановить прогрессирующую его деградацию как системы, аккумулирующей и преобразующей в следственные действия оперативную информацию о преступности . Новая концепция предполагала опору на оперативно-розыскные институты в ущерб партийно-идеологическим и социально-профилактическим, в направлении развития которых эволюционировала система 70-е годы”.

Видимо, в порядке усиления оперативно-розыскной составляющей в 1983 была упразднена профилактическая служба ГУУР МВД СССР. Предпринимались попытки усовершенствовать организацию института участковых уполномоченных, деятельность которых к тому времени превращалась “. обслуживание многочисленных показателей административной практики, - и представлялась из себя, - . не эффективным всеохватным оком государства за всей совокупностью социальной патологии на территории”.

Но эта реформа: “. заведомо не могла быть осуществлена в рамках им же проводимой кампании по “укреплению социалистической законности” в милицейских аппаратах, на нарушениях которой во многом и основывалась оперативная мощь данного ведомства, особенно в условиях слабого технико-криминалистического и правового обеспечения”. Эта кампания вылилась в “. не имевшую исторического прецедента по своим масштабам чистку кадров личного состава милиции по мотивам разложения”.

С 1982-го по 1986 год были заменены 4700 (т.е. практически все) начальников ГРОВД - основного звена системы органов внутренних дел. Не радовали и показатели, характеризующие продолжительность службы работников уголовного розыска, БХСС, следствия.

Сама кампания “очищения” проводилась довольно нечистоплотными методами. Как вспоминал генерал-полковник МВД Юрий Михайлович Чурбанов: “Готовились заказные анонимки! То есть были люди, которые по указке нового министра писали анонимки на неугодных ему лиц . Федорчук, не долго думая разогнал наши лучшие кадры; начальники горрайонов в возрасте 40-45 лет чуть ли не в 24 часа изгонялись со службы”. Подобная политика привела к “. прогрессирующему вымыванию из системы прежнего профессионального ядра, накопленного в нем его знаменитым предшественником Щелоковым”.

Хотя Федорчук не мог провести столь массовые увольнения без соответствующей установки “сверху”, в январе 1986 г. он был смещен именно за “искривление кадровой политики”. Январский 1987 года Пленум ЦК КПСС признал, что искривления в кадровой работе органов внутренних дел в 70-е и начале 80-х годов нанесли значительный вред, способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. Но даже при столь неблагоприятных обстоятельствах, МВД удалось добиться некоторого снижения общего уровня преступности в 1986-1988 гг.

Длительное время, несмотря на негативные тенденции в развитии наркомании сколько-нибудь основательных мер не предпринималось, хотя в 1982 и 1986 гг. ЦК КПСС принимал постановления о повышении эффективности борьбы с наркоманией. Их реализация в организационном плане выразилась в увеличении штатной численности соответствующего отдела ГУУР МВД СССР до 12 человек, а общего числа сотрудников, специально занятых борьбой с незаконным оборотом наркотиков, до 409 человек по Союзу ССР. И только в 1989 г. отдел по борьбе с наркотиками был реорганизован в 3-е Управление (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами) ГУУР МВД СССР.

В целях противодействия нарастающим проявлениям организованной преступности в структуре Министерства внутренних дел СССР 15 ноября 1988 г. было создано управление по борьбе с организованной преступностью — Шестое управление МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР 25 января 1989 г. в системе МВД СССР создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью, 14 марта утверждены его структура и штаты. В марте 1990 г. в МВД РСФСР, МВД автономных республик и ГУВД были созданы шестые специализированные управления

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1987 г. "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) в составе уголовного розыска. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних. При реорганизации в 1989 г. в органах внутренних дел службы профилактики принято решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного розыска.

21 октября 1981 года в городе Орджоникидзе вспыхнули массовые беспорядки на почве осетино-ингушского конфликта. С прибытием в город дивизии, порядок был восстановлен в течение суток.

2 мая 1986 года дивизия была задействована по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Части дивизии взяли под охрану зону отселения, а батальон противохимической защиты был задействован непосредственно на работах по ликвидации аварии.

С 1988 по 1991 годы части дивизии принимали участие в пресечении армянских погромов в городе Сумгаит, пресечению армяно-азербайджанского конфликта в Нагорно-Карабахской автономной области, ликвидации массовых беспорядков в городе Баку, пресечении межэтнического конфликта в Ферганской долине Узбекистана, который вспыхнул между узбеками и турками-месхетинцами, в Абхазии и Южной Осетии и т. д. Отдельно надо указать на участие частей дивизии в ликвидации последствий землетрясения в Армении 1988 года. Личный состав занимался разбором завалов, оказанием помощи пострадавшим, борьбой с мародёрством.

В 1992 году части дивизии принимали участие в миротворческих операциях в зонах чрезвычайного положения на Северном Кавказе, обеспечивая разделение сторон блокпостами на административных границах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и Чечни.

Дивизия принимала активное участие в августовском путче и в подавлении волнений в 1993 году. В 1993 году, по стечению обстоятельств, часть военнослужащих дивизии обороняла Верховный Совет РСФСР (наряды, несшие по штатному расписанию караульную службу по охране здания), в то время, как дивизия в целом участвовала в его блокаде и штурме.

В феврале 1994 года соединение переименовано в ОДОН — Отдельную орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённую дивизию оперативного назначения внутренних войск МВД России.

В ноябре 1987 г. были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ).

В 1988 г. во внутренних войсках в связи с обострившейся меж­национальной обстановкой на базе оперативных частей создали Софринскую и Калачевскую бригады особого назначения.

В1988—1989 гг. начались национальные конфликты (Нагорный Карабах (Азербайджан), Ферганская долина (Узбекистан), Тбилиси (Грузия), митинги и шествия в Москве. Их сопровождали погромы и насилие над мирным населением. ОВД и внутренние войска, по сути, оказались неспособны штатно обеспечить правопорядок.

Для пресечения массовых беспорядков и хулиганств решени­ем правительства СССР и согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. вместо спецназа были образованы отряды милиции особого назначения (ОМОН), основная задача которых — поддержание порядка при проведении различных массовых мероприятий, стихийных бедствиях, катастрофах, участие в проведении операция и т.д.

Довольно характерно новое назначение министра внутренних дел, которым стал секретарь Ростовского обкома КПСС А. В. Власов (январь 1986 - октябрь 1988 г.), генерал-полковник. При этом министре, накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов" (что воспринимается с чувством горькой иронии), что само по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер”. В рамках устранения кадровых ошибок предыдущего министра, “Власов вернул на работу в МВД более двух тысяч старших офицеров”.

А.В. Власов возглавил МВД в начале масштабной кампании по формированию образа этого министерства, как центра “сосредоточения застоя”. Важным элементом этой кампании стал судебный процесс над бывшим заместителем министра внутренних дел, зятем Л.И. Брежнева, Ю.М. Чурбановым. Следует отметить, что хотя материалы обвинения были представлены Генеральной прокуратурой СССР, оно явно “разваливалось”. Так, из предъявленных обвинением 1,5 млн рублей взяток, суд признал доказанными только 80 тыс. руб.. Тем не менее, во всех средствах массовой информации развернулась мощная кампания по изображению Щелокова и Чурбанова (осужденного на 12 лет), как наиболее коррумпированных лиц советского руководства, МВД - как главного очага разложения, а ведущих “дело Чурбанова” следователей Гдляна и Иванова, как борцов против “кремлевской мафии”. Попытки честных журналистов сообщить о том, что прокуратура не может подтвердить обвинений против руководства МВД в суде, пресекались с самого высокого руководящего уровня.

Неудивительно, что “Последующие события повлекли дальнейшую дестабилизацию кадров милиции. Примечательно, что в основе ее лежала опять-таки несвоевременность шагов по улучшению материально-бытовых условий жизнедеятельности сотрудников милиции, их правовой и социальной защите, усугублявшейся односторонней, а нередко предвзятой и конъюнктурной подачей средствами массовой информации истории органов милиции и их современного состояния”.

К этому времени государственное устройство СССР, его экономика все глубже втягивались в системный кризис. Криминогенная ситуация ухудшалась по всем направлениям, появлялись новые, ранее неизвестные виды преступлений. В этих условиях, в октябре 1988 г. произошла новая смена министра внутренних дел, которым стал секретарь Кемеровского обкома КПСС Вадим Викторович Бакатин (октябрь 1988 - декабрь 1990 г.), генерал-лейтенант, действия которого фактически разоружили и дополнительно ослабили структуру ОВД. Этот министр “. принялся разрушать сложившийся за десятилетия агентурный аппарат. . Число агентов сократилось в десятки раз, а их личные дела по приказу министра пришлось уничтожить. Преступный мир просто обязан поставить за это Бакатину памятник в золоте, инструктированном бриллиантами”.

К тому же, Бакатин издал приказ, согласно которому “. сотрудники милиции получили право работать по совместительству в других организациях. . именно так происходит сращивание правоохранительных органов с криминогенным контингентом”. Данное решение, способствовало возникновению явления, “. , не имеющего аналогов в истории. Раньше из милиции увольнялись преимущественно "новобранцы", теперь же (к сожалению, этот процесс продолжается), в основном, имеющие большой опыт, квалифицированные профессионалы, которым предлагают гораздо более выгодные условия работы в различных коммерческих организациях”.

Кроме того, в результате действий Бакатина “Органы внутренних дел из инструмента поддержания порядка, борьбы с преступностью были превращены в вооруженную базу сепаратизма, вооружения националистических формирований. . Именно он неожиданно для многих заключил от имени Министерства внутренних дел СССР соглашения в 1989-1990 годах с союзными республиками о передаче им всех сил и функций, оставив за центром обучение, международные связи, координацию и законотворчество, представительство в союзных органах власти. Все кадры, вооружение и материально-техническая база, включая только что выделенное дополнительно к годовым бюджетным назначениям вооружение и технику на сумму в 1,5 млрд. рублей в ценах 1985 года - все ушло республикам, краям и областям”.

Руководство В.В. Бакатина нанесло невосполнимый ущерб правоохранительной системе, способствовало размыванию остатков ее профессионального ядра. Очень скоро проявились негативные последствия этих явлений: “Блестящие показатели раскрываемости преступлений в СССР по многим позициям, наверно, лучшие в мире, при первом же соприкосновении с изменяющейся структурой, качеством преступности, элементарными мерами по укреплению статуса суда и процессуальных гарантий резко пошли вниз.

Так, если в начале 80-х годов раскрываемость по линии уголовного розыска составляла примерно 70% . - то, - . за шесть месяцев 1989 г. не установлены преступники, совершившие 941 убийство, свыше 5,5 тысяч тяжких телесных повреждений, более 1 тысячи изнасилований, более 3 тысяч разбоев, 196 тысяч краж личного имущества граждан. В 1989 г. не раскрыто 350 790 преступлений - на 108,5% больше 1988 году.

Таким образом, с 1985 г. руководство СССР не смогло выработать обоснованной концепции улучшения структуры и условий работы МВД, милиции, что привело к комплексу негативных последствий.

Резко снизился статус милиции, ее авторитет в глазах населения. Во второй половине 80-х годов процент самоубийств в ней составлял 10% от всех случаев смерти сотрудников. В отдельные годы этот уровень превышал число погибших при исполнении служебных обязанностей.

В последнее время много нареканий на нашу доблестную милицию. Ругают её и по телевидению, и по радио, и в печати и водители на стоянках, и обыватели в быту. На конец мая, сего года, был проведён рейтинг и по нему, по этому самому рейтингу, оказывается, самым криминальной структурой у нас является милиция. Вы удивлены? А я, нет. Просто я знаю, как она формировалась восемнадцать лет назад. А сегодня, те самые милиционеры и есть, по возрасту, цвет этой милиции.

Послали нас тогда, восемнадцать лет назад, в Находку, организовывать новый учебный центр по подготовке младших морских специалистов. Часть зданий учебного центра были уже построены, работы велись полным ходом, и нужны были рабочие руки, для того чтобы его запустить. Личный состав, для производства этих самых работ, набирался из всех морских частей Дальневосточного и Тихоокеанского округа, прослуживших два с половиной года. И, так, во-первых - какой командир части отдаст хороших матросов за полгода до окончания службы в другую часть? А, во-вторых - какой матрос, прослуживший уже два с половиной года, будет работать, делать уборку в казарме и туалете, мыть посуду, чистить картофель и т.д.

Ну и натерпелись же мы с этим контингентом. Пережили пять бунтов, которым в своё время дали соответствующие названия: баб в казарму, молодых в казарму, голодный, сапожный и свободный выход в город. Воровство, самоволки, пьянки, мордобой были для них обычным делом. Гауптвахты и прокуратуры, в то время своей не было, и это создавало дополнительные трудности.

И вот настала пора увольнения. Написаны характеристики, и бойцы собрались ехать домой, к отцам и матерям. Но, не все. Пять человек решили остаться работать (вернее не работать, а служить, работать такие ребята ни за что не будут), в милиции города Находка.

Они были прямо как из анекдота про Васю.

Учительница спрашивает, - Вася, а ты, куда после школы работать пойдёшь?

- А скоро с ворами да преступниками покончено будет и милицию сократят, тогда куда?

- А сейчас дома стали строить из негорючего материала, и пожарных сократят, тогда куда?

-Ну что вы ко мне пристали, Мария Ивановна, найду куда, но работать, всё равно не буду.

Так вот, при увольнении каждому матросу была написана характеристика, та которую он заслужил своей ратной службой, работой и поведением.

Четырём из этих пяти увольняющихся в характеристиках была отмечена их склонность к употреблению алкоголя, вымогательству и шантажу. Пятый матрос был усердным в службе и приличным в поведении, и получил положительную характеристику.

Правильно думаете, первых четырёх взяли, а пятого нет.

Второй год по центральному телевидению проходит информация о Находкинской милиции, о шантажах и вымогательствах, которые там творятся. Я, просматриваю эту информацию и, кстати, мелькали знакомые лица, но, удивления у меня нет, просто, так задумано и так, по чьёму-то коварному замыслу, и должно быть.

Читайте также: