Гегель о материи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эти различения – формы и сущности – суть поэтому лишь моменты самого простого отношения формы. Но они должны быть ближе рассмотрены и удержаны. Определяющая форма относится к себе, как снятое положение, она относится поэтому к своему тожеству, как к чему-то другому. Она полагает себя, как снятую, и тем самым предполагает свое тожество; по этому моменту сущность есть неопределенное, относительно которого форма есть нечто другое. Таким образом, она есть уже не сущность, которая есть абсолютная рефлексия в саму себя, а определяется, как бесформенное тожество: она есть материя.

Сущность становится материею, поскольку ее рефлексия определяет себя относиться к ней (сущности), как к бесформенному неопределенному. Материя есть, таким образом, простое неразличимое тожество, которое есть сущность с определением быть другим относительно формы. Поэтому материя есть собственная основа или субстрат формы, так как первая есть рефлексия в себя определений формы или то самостоятельное, к которому они относятся, как к своей положительной устойчивости.

Если отвлечь от всяких определений, от всякой формы чего-либо, то останется неопределенная материя. Материя есть нечто просто отвлеченное (материи нельзя видеть, осязать и т.д., – то, что видят, осязают, есть уже определенная материя, т.е. единство материи и формы). Это отвлечение, результатом которого оказывается материя, не есть, однако, внешнее отнятие и снятие формы, а форма, как было указано, сводит себя через саму себя к такому простому тожеству.

Так что Гегель сам дал ключ к материалистическому пониманию своей диалектики.
Ну, на данный момент под неопределенной материей можно понимать то, что мы о ней еще пока, к сожалению, не знаем.
Но обязательно узнаем - если, конечно, человечество будет объединять свои усилия не для того, чтобы способствовать своему уничтожению, а для того, чтобы совместными усилиями решать задачи своего выживания и процветания. Что возможно лишь при коммунизме.

Основатель немецкой классической идеалистической философии И. Кант (1724—1804) вопрос о материи решаете позиций дуализма и субъективного идеализма. В развитии взглядов Канта на природу, материю можно установить два периода — докритический и критический.

В докритический период (примерно до 1770 г.) Кант стоял в значительной степени на позициях стихийного материализма и диалектики.

Величайшая заслуга Канта в этот период заключалась в создании гипотезы о происхождении солнечной системы. Бели Ньютон ограничился рассмотрением вопроса о физическом строении вселенной, то Кант ставил новый вопрос о происхождении, развитии мира и о направлении этого развития.

Материю Кант рассматривает как вещество, из которого образовалась вся Вселенная. Вначале материя в виде мельчайших частиц была рассеяна по всему пространству неравномерно. Частицы, имеющие большую плотность, занимают меньший объем и в мировом пространстве рассеяны более, чем легкие. Материя одарена не только силой притяжения, как учил Ньютон, но составляющие ее частицы обладают и силой отталкивания. Последняя обнаруживается в упругости паров, в рассеянии сильно пахнущих тел, в расширении газов. Притяжение

е2 А. Н. P а д и щ е в. Избр. филос. сочинения. Госполитиздат, 1949, стр. 314—315.

Кант рассматривал как ныотонианское всемирное тяготение, а отталкивание — как газовое отталкивание, согласно закону Бойля — Мариотта. Силы притяжения и отталкивания — это начальные, общие и простые силы. В результате взаимодействия сил отталкивания и притяжения происходит то движение, в котором заключается жизнь природы.

Это же взаимодействие является, по Канту, причиной образования нашей солнечной системы, а по ее подобию и всей Вселенной.

Если материя была бы полностью одинаковой, указывает Кант, то царил бы покой. Движение, организация хаоса вызывается бесконечным разнообразием частей материи. Это разнообразие он видит в различной плотности., а следовательно, в различном удельном весе, силе притяжения. Элементы, по существу, обладают способностью приводить друг друга в движение, писал Кант, и сами по себе суть источники жизни. В связи с этим материи присуще стремление формироваться.

Кант говорил и об обратном процессе: возникновение солнечной системы предполагает и ее будущую неизбежную гибель. У Канта в зародыше сформулирована идея кругооборота материи. Когда в одном месте мир начинает стареть и затем вновь превращается в хаос, то в другом месте продолжается процесс образования новых миров, «поэтому организованный мир находится в границах 64

Там же, стр. 40—41.

В докритический период Кант рассматривал пространство и время как объективные формы существования природы.

66 Там же, стр. 54.

. 67 Ф. Э н г е л ь с. Диалектика природы, стр. 193.

Ф Там же, стр. 46.

жение было затем доведено до абсолютного противопоставления бытия мышлению, онтологии — гносеологии.

н т. п., он все же исходит в своей философии из реальности вещей в себе. Однако, как отмечает Ленин, Кант недостаточно материалистично смотрит на вещь в себе, в его определении ей недостает объективности.

Разрешение основного вопроса философии в духе объективного идеализма определяет и решение вопросов об отношении материи и формы, о субстанции мира,

69 Цит. по кн.: В. И. Ленин. Сочинения, т. 14, стр. 72.

Во всех своих работах Гегель противопоставляет свой идеализм материализму. Он пытается дать систематическую критику всего предшествующего материализма. Главное, против чего он выступает, это признание материализмом бытия вещей вне разума.

Как рационалист Гегель признает истинным только рациональное бытие, бытие логических категорий общего. Он третирует чувственное познание. Вещи, которые нам даны в ощущениях, по его мнению, не представляют собой действительности* Гегель отождествляет материализм с эмпиризмом и критикует его за то, что последний ищет истинное не в мыслях, а в опыте. Опыт же дает единичное, отдельное. Основное противоречие эмпиризма, по Гегелю, заключается в том, что он возводит содержание восприятия, чувства в форму всеобщих представлений, положений, законов и т. п.

Гегель нащупал слабое место метафизического материализма, не смогшего правильно решить вопрос о

70 Гегель. Энциклопедия философских наук, ч. 1, стр. 85—86.

соотношении между отдельным и общим. Домарксов- ский материализм утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют отдельные чувственно воспринимаемые предметы и их отношения, но общее—материю—рассматривал лишь как іпонятие, объединяющее все чувственно воспринимаемые предметы и процессы.

Таким образом, Гегель утверждает, что если материализм признает истинно объективным только материю, то он должен признать, что материя есть абстракция, а следовательно, мысль.

Исходя из того, что источником дознания является ^— > 71

Гегель. Энциклопедия философских наук, ч. 1, стр. 82. 72

В. И. Ленин. Сочинения, т. 38, стр. 273. 73

У Гегеля категории: бытие, существование, действительность, материя, вещь, природа существенно разнятся. Бытие — это нечто непосредственное, внешнее, которое преодолевается движением абсолютной идеи вглубь, во внутреннее, в сущность. Существование — более глубокая категория самосознания « саморазвития идеи. Это наличное бытие, но опосредованное основанием и условиями, результат всего предыдущего развития логических категорий. Существующее нечто есть вещь, іГОВОр-ИТ Гегель. Анализ вещи он начинает -с вещи в себе. Вещь в себе относится к бытию как существенное к несущественному. Гегель критикует Канта за отрыв явления от вещи в себе. Вещь в себе, по Гегелю, вступает во взаимодействие с другими вещами, проявляет себя, свои свойства и тем самым перестает быть вещью в себе. 74

Там же, стр. 286. 75

109 ІПри анализе этих категорий все вр?Мя надо иметь в виду, что у Гегеля речь идет не о действительных вещах и их свойствах, не об объективном мире, отраженном в категориях нашего познания, а о движении понятий самих по себе безотносительно к действительному миру.

'Пространство служит первым, непосредственным определением природы. Как существующее непосред- 76

Гегель. Сочинения, т. V, стр. 585. і 77

К.Маркс, Ф. Энгельс. Избр. произв., т. II, стр. 35U. 78

Там же, стр. 364—355.

В вопросе о связи пространства, времени, движения и материи Гегель непоследователен. Здесь, так же как и во всей системе, он пытается представить материю как нечто производное. Фейербах обращает внимание на то, что Гегель недалеко ушел от Канта в трактовке отношения пространства и времени к материи. У Канта пространство и время как априорные формы созерцания предшествуют чувственным вещам. И у Гегеля также вначале существует пространство и время, а из них выводится материя. Человеку свойственна способность извращать, делать самостоятельными абстракции, например, время и пространство, замечает по этому

См. Гегель. Сочинения, т. II, стр. 59. 80

В. И.Лени н. Сочинения, т. 38, стр. 5S.

Однако Гегель вынужден в сущности признать, что пространство и время не существуют до материи и без нее, ибо невозможны пустые, незаполненные время и пространство; он критикует ньютоновское понимание пространства и времени как вместилищ для материи, из чего следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.

Конкретизируя далее понятие материи, Гегель рассматривает материю как единство отталкивания и притяжения. Энгельс отмечает диалектичность гегелевской постановки вопроса о сущности материи. «Превраще ние притяжения в отталкивание и обратно у Гегеля мистично,— пишет Энгельс,— но по сути дела он здесь предвосхитил позднейшие естественнонаучные открытия. Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из отталкивания как

Рациональной является и догадка Гегеля, что пространство, время и движение внутренне противоречивы и представляют собой единство дискретности (прерыв- ности) и непрерывности. 81

В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 38, стр. 58. 82

Гегель. Сочинения, т. II, стр. €0. 83

Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 194.

Подводя (июли сказанному о гегелевской трактовке понятия материи, необходимо отметить следующее.

Наряду с этим Гегель высказал и ряд ценных диалектических догадок о природе объективного мира, развитых далее диалектическим материализмом в цельную научную систему. К ним «прежде всего необходимо отнести положение о неразрывности материи и движения, о пространстве и времени как формах существования материи и ряд других.

В XIX в. материалистические воззрения на материю были развиты немецким философом JI. Фейербахом (1804—1872).

Материалистическая философия Фейербаха занимает важное место в истории философии. Будучи идеологом демократической буржуазии Германии 30—40-х годов прошлого столетия, он возродил и развил дальше материализм XVII—XVIII вв.

84 J1. Фейербах. Избр. филос. лроизв., т. II, стр. 623.

Ведя борьбу с гегелевским отождествлением объекта и субъекта, материи и духа, Фейербах отстаивает материалистическое положение о существовании природы до человека. Высоко ценя материализм Фейербаха, В. И. Ленин отмечал значение этого положения для опровержения субъективно-идеалистического софизма Авенариуса, что природа не существовала без субъекта.

Фейербах исходит из чувственного мира, который не прячется от человека, а, напротив, по образному выражению философа, навязывается человеку со всей силой и, так сказать, бесстыдством. Фейербаховское понимание мира вещей предполагает, что они не только существуют вне и независимо от чувств и мышления, но представляют собой предметы, действующие на органы чувств человека и отражаемые ими.

Итак, в борьбе с идеализмом и агностицизмом Фейербах отстаивает первичность природы, материи и ее существование в конкретных видах вне и независимо от сознания. Он сделал шаг вперед в понимании 85

J1. Фейербах. Избр. филос. произв., т. II. стр. 591. 86

Там же, т. I, стр. 140.

Однако, утверждая объективность природы, ее познаваемость и многообразие, Фейербах не дал синтетического определения философской категории материи. Он отождествлял материю с ее конкретными видами. Эмпирически перечислив некоторые виды материи в цитируемом выше определении природы, Фейербах не поднялся до того, чтобы дать научное определение материи.

Материю Фейербах рассматривает как движущуюся в пространстве и времени, обладающую таким коренным свойством, как движение. 87

Там же, т. II, стр. 591. 88

В. И. Ленин. Сочинения, т. 38, стр. 55.

80 Л. Фейербах. Избр. филос. сочинения, т. I, стр. 122.

Своеобразие метафизического Материализма Фейер- Йаха заключалось в его антропологизме. Философия, по Фейербаху, должна быть наукой, изучающей сущность человека. В противоположность идеализму, человек у него — это не бесплотное, мыслимое Я. Его человек^- это физическое существо, Занимающее определенное пространство, живущее во времени, обладающее телом и мыслящим мозгом, являющееся объектом для другого. Л. Фейербах страстно воюет с идеалистическим и религиозным положением о якобы существующей двойственности между душой и телом. Однако антропологизм Фейербаха суживает материализм и сводит его коренную проблему—соотношение мышления и материи — к вопросу об отношении души и тела.




Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее[96]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон – взаимопроникновение противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т. п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Социально-философские концепции. Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство.

Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация[97]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства[100]. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.

Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее[96]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон – взаимопроникновение противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т. п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Социально-философские концепции. Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство.

Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация[97]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства[100]. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

• "Феноменология духа"
• "Наука логики";
• "Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:

• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,

молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который

является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

• а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —

по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

• философию природы;

• философию гражданского общества;

• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

• право - наличное бытие (воплощение) свободы;

• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;

• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Читайте также: