Гамма колебания и внимание кратко

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время вновь возродился интерес к проблеме физиологических механизмов обработки информации в сознании. Из раздела 1.4.2 вы помните, что сознание (точнее, его алгоритмы) реализуется, опираясь на физиологию – материю. Как это происходит?

На ХХVI Международном психологическом конгрессе, состоявшемся в 1996 году в Монреале (Канада), проблеме сознания был посвящен специальный симпозиум “Нейрофизиология сознания”. Одной из ключевых тем обсуждения явилась проблема связи информационной деятельности сознания с высокочастотной активностью мозга на частоте гамма-колебаний (35-120 Герц). Р. Ллинас (Llinas R.) в своем докладе “Сознание и когерентная активность мозга” предложил модель работы сознания, основанную на синхронизации нейронной активности. Он предположил, что когерентная электрическая активность части нейронной иерархической структуры мозга создает необходимое и достаточное условие для возникновения образа в сознании. Это происходит даже в том случае, если при этом процессе чувствительные окончания нейронов (рецепторы) не работают, например во время сновидений.

Когерентная электрическая активность части нейронной иерархической структуры мозга создает необходимое и достаточное условие для возникновения образа в сознании.

В основе этого явления лежит свойство анализаторов возбуждаться при возмущающих колебаниях, частота которых находится на уровне 40 Герц. Таким образом, высказанная в 50-х годах М.Н. Ливановым идея о пространственной синхронизации ритмической активности мозга, как одном из механизмов обработки информации в сознании, получила новое развитие. Представления о кооперативных функциях ансамблей нейронов основаны на синфазной нейронной активности в полосе гамма-колебаний.

Идею, заложенную в модели “временного связывания” нейронов в ансамбле через механизм их синхронизации при восприятии зрительного образа, разделяют многие исследователи (Crick F., 1990; Singer W., Crick F., 1995). В. Зингер с коллегами из Института мозга им. Макса Планка во Франкфурте полагают, что колебания частотой 40 Герц могут синхронизировать импульсацию нейронов, реагирующих на различные аспекты воспринимаемого образа.

Изменение параметров стимула может увеличить или, наоборот, уменьшить степень синхронизации нейронов. Так, на рисунке 1.5.27 показано, как у двух клеток зрительной зоны коры головного мозга, принадлежащих к одной группе нейронов-детекторов и находящихся на расстоянии 7 мм друг от друга, можно было видеть синхронизацию активности, когда в поле их зрения полоски двигались в одном направлении и с одинаковой скоростью. Если же полоски двигались под разными углами зрения (в разных направлениях), синхронизация их разрядов не возникала.

Рисунок 1.5.27. Синхронизированная активность на частоте гамма-колебаний двух групп клеток коры головного мозга

Е.Н. Соколов объясняет механизм синхронизации нейронов анализаторов следующим образом. Колебания, генерируемые определенным зрительным образом, возбуждают зрительные рецепторы. Сигнал от рецепторов, приходящий к нейронам, одновременно возбуждает у них постсинаптические потенциалы, которые и запускают на их собственных частотах резонансные колебания. Так возникают синхронно работающие пейсмекеры. Пейсмекер генерирует сигнал с максимальной амплитудой (максимальную активность), когда частота возмущающего (сенсорного) сигнала совпадает с резонансной частотой данного пейсмекера. Нейроны-детекторы с пейсмекерными свойствами, принадлежащими к одной группе, имеют общую резонансную частоту. Отсутствие фазового сдвига у колебаний возбужденных нейронов является следствием того, что все нейроны собираются на одном нейроне-детекторе. У стоячих же волн, имеющих одну и ту же поверхность закрепления колебательных элементов, фазовый сдвиг равен нулю.

В концепции Е.Н. Соколова механизм появления субъективного образа в сознании связан с активизацией гностической единицы, являющейся вершиной пирамиды иерархически организованных нейронов (сети нейронов – рисунок 1.5.26), построенной из нейронов-детекторов. Каждый из них несет в себе информацию о признаке образа. Восприятие образа связано с активацией нейронной пирамиды образа. Такая активизированная пирамида иерархически организованных нейронов представляет базисный механизм актов сознания (Е.Н. Соколов, 1996).

Поскольку все процессы в организме связаны с пассивной или активной работой сознания, то становится понятно, что от уровня синхронизации ритмов сознания зависит эффективность функционирования алгоритмических программ, управляющих работой как всего организма, так и отдельных его систем и органов. Поэтому для обеспечения их слаженной работы необходимо поддерживать синхронность ритмов сознания и организма в целом.

Каждое состояние сознания и тела человека определяется ритмами его мозговой деятельности. Мозг человека непрерывно генерирует различные электрические сигналы.

Волны (ритмы) мозговой активности человека подразделяются учеными на шесть основных видов: дельта, тета, альфа, сигма, бета и гамма.

Ритмы электромагнитных колебаний нашего мозга непосредственно связаны с электромагнитными колебаниями между поверхностью Земли и ионосферой, совпадая с ними по основным резонансным частотам. Эта информация открывает широкие возможности по улучшению жизни каждому желающему. Главное – четко знать, что и как надо делать, верить в успех и настойчиво работать над собой.

Основными типами ритмов головного мозга человека, регистрируемыми на современных электроэнцефалограммах, являются:

1. Дельта-ритм – от 0,5 до 4 колебаний в секунду, амплитуда – 50–500 мкВ. Этот ритм возникает как при глубоком естественном сне, так и при наркотическом, а также при коме. Дельта-ритм также наблюдается при регистрации электрических сигналов от участков коры, граничащих с областью травматического очага или опухоли. Низкоамплитудные (20–30 мкВ) колебания этого диапазона могут регистрироваться в состоянии покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.

2. Тета-ритм – от 5 до 7 колебаний в секунду. Данный ритм имеет высокий электрический потенциал 100–150 микровольт и высокую амплитуду волн от 10 до 30 мкВ.

Наиболее ярко тета-ритм выражен у детей от двух до пяти лет.

Этот частотный диапазон способствует глубокой релаксации головного мозга, хорошей памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В большинстве своем у детей до 5 лет головной мозг в дневное время функционирует именно в этом диапазоне волн, что позволяет детям феноменально запоминать огромный запас различной информации, что несвойственно подросткам и взрослым людям. В естественном состоянии этот ритм у основной массы взрослых людей доминирует только во время фазы быстрого сна, полудремы. Именно в этом диапазоне частот в головном мозге достаточно энергии для усвоения больших объемов информации и быстрого переноса ее в долговременную память, усиливаются способности к обучению и снимается стресс. В этом диапазоне мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. Такое состояние идеально для суперобучения, мозг способен длительное время сохранять сосредоточенность, экстравертность и не подвержен тревогам и невротическим проявлениям.

Это диапазон верхних связей мозга, соединяющих между собой оба полушария и непосредственно слои коры мозга с лобными ее зонами.

У каждого человека есть какие-то энергетические ресурсы, которыми он может лично распоряжаться. Если этих ресурсов у вас больше, чем у партнера, то вы всегда возьмете верх.

Мир тета-ритмов – это мир эмоционально и интеллектуально сильных людей.

Реальный мир людей устроен совершенно противоположным образом. Главное в нем – не личная сила человека, не его знания и даже не мудрость, а готовность слепо подчиняться принятым обществом правилам – видимой нами части внешних структур, которые фактически порабощают и используют нас по своему собственному усмотрению. Именно слабые люди охотнее всего подчиняются любым правилам, поэтому и мир людей устроен так, чтобы дать слабым преимущество. В обществе людей считается, что сильный человек и так пробьет себе нужную дорогу и не пропадет по жизни.

Для подчиненного неприлично быть сильнее начальника – нас приучают к этому с самого детства и настолько успешно, что высокий статус собеседника почти всегда парализует нашу силу. И наоборот, если мы занимаем более высокое положение, то позволяем себе выпустить силу своего статуса наружу, в то время как окружающие вынуждены несколько съеживаться в нашем присутствии.

3. Альфа-ритм – от 8 до 13 колебаний в секунду, средняя амплитуда 30–70 мкВ, могут, однако, наблюдаться высоко– и низкоамплитудные ?-волны. Регистрируется у 85–95 % здоровых взрослых. Лучше всего проявляется в затылочных отделах головного мозга. Наибольшую амплитуду ?-ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемненном помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности.

Когда мы закрываем глаза, ?-ритмы усиливаются, и это свойство успешно используется при проведении медитации или сеанса гипноза. У большинства людей ?-волны исчезают, когда они открывают глаза и перед ними возникает та или иная реальная картина. Статистические и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что характер ?-ритма является врожденным и наследственным.

У большинства людей, имеющих четко выраженный ?-ритм, преобладает способность к абстрактному мышлению. У незначительной группы людей обнаруживается полное отсутствие ?-ритмов даже при закрытых глазах. Эти люди свободно мыслят зрительными образами, однако испытывают трудности в решении проблем абстрактного характера.

Когда мозг работает в ?-ритме, у человека растут потенциальные возможности управления своей жизнью. Приходит понимание, как лучше разобраться с различными жизненными проблемами, такими, как лишний вес, бессонница, тревога, напряжение, мигрени, вредные привычки и многое другое. Появляется возможность научиться настраивать свою психику таким образом, чтобы достигать поставленных целей и превращать мечты в реальность.

Работа мозга в ?-ритме позволяет незаметно входить в состояние транса, которого можно достичь также, занимаясь медитацией или с помощью гипноза. Ученые выяснили, что, когда человек медитирует, у него на физиологическом уровне происходит снижение ритма функционирования головного мозга до уровня ?-ритма.

Прием теплой ванны или душа напрямую связан с доминированием ?-ритма.

Что может быть лучше для снятия усталости, чем полежать после тяжелого рабочего дня в теплой ванне?

В такой ситуации в головном мозге человека активизируются ?-волны. Они помогают расслабиться мышцам уставшего тела. Этот прием хорошо знают и регулярно применяют самые талантливые и самые успешные люди на Земле. Ибо вслед за регулярным расслаблением в теплой ванной к человеку обязательно приходит ментальное озарение, как ключ к успеху и процветанию его таланта.

А как же тогда быть с неустойчивостью характеристик внешнего электромагнитного поля? Ведь мозг просто обязан чутко резонировать на любые изменения основных частот. В противном случае могут произойти непредсказуемые изменения психики, появится ее шаткость, что недопустимо на современном этапе развития человечества.

Значит, в нашем организме должен быть еще один, другой орган, на который возлагаются функции некоего фильтра, сглаживающего высокие амплитуды колебаний и передающего непосредственно в мозг картину с устойчивыми резонансными характеристиками.

Ученые обнаружили этот орган. Он называется мерцательный эпителий бронхов. Его реснички колеблются с одной и той же частотой, образуя устойчивую колебательную систему. А частота колебаний все та же – диапазон в семь-четырнадцать герц. Электрические заряды атмосферы вступают в контакт с колеблющимися ресничками. А при хроническом заболевании мерцательного эпителия дыхательных путей наблюдается изменение альфа-волн.

Чем же так примечателен альфа-ритм и зачем он нужен человеческому организму? Все упирается в сознание человека. В состоянии полной расслабленности и погружения в себя альфа-волны усиливаются, и в нашей психике начинают свой ход оздоровительные и очищающие процессы.

Наше духовное и физическое здоровье напрямую зависит от того, о чем мы думаем и как мы думаем.

Позитивное перепрограммирование этой важнейшей функции нашей психики кардинально меняет внутренний мир человека. Как следствие, меняются и внешние стереотипы поведения, а значит, улучшаются здоровье, внешний вид, растет продолжительность жизни.

Геомагнитные волны Земли воздействуют на идеально отлаженный мерцательный эпителий бронхов человека, что позволяет беспрепятственно передавать в его мозг вибрации энергии Вселенной. В ответ на это в глубинах сознания человека просыпаются скрытые ресурсы: оживает интуиция, становится идеально отточенной концентрация внимания, появляются экстрасенсорные способности. Мир вокруг начинает играть совсем другими красками, делая человека истинно счастливым.

Курящие мальчики и девочки, папы и мамы, возьмите эту информацию себе на заметку.

Курение подавляет функционирование мерцательного эпителия легких, что негативно сказывается не только на состоянии здоровья, но и на развитии ваших творческих способностей.

4. Сигма-ритм. Спонтанный сигма-ритм имеет частоту от 10 до 16 Гц, но в основном составляет от 12 до 14 колебаний в секунду. Сигма-ритм представляет собой веретенообразную активность. Это взрывная или вспышечная активность, веретенообразные вспышки, регистрируемые в состоянии естественного сна. Возникает также при некоторых нейрохирургических и фармакологических воздействиях. Характерным признаком сигма-ритма является нарастание амплитуды в начале вспышки сигма-ритма и ее убывание в конце вспышки. Амплитуда различна, но у взрослых в основном не меньше 50 мкВ. Сигма-ритм появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой. Во время сна с дельта-волнами сигма-ритм возникает редко. В процессе перехода к быстрому сну сигма-ритм наблюдается в ЭЭГ, но полностью блокируется в развитой фазе быстрого сна. У человека этот ритм возникает примерно с трехмесячного возраста. С возрастом частота колебаний ритма, как правило, не меняется.

5. Бета-ритм – низкоамплитудные колебания суммарного потенциала головного мозга с частотой от 15 до 35 колебаний в секунду, амплитуда – 5–30 мкВ. Этот ритм присущ состоянию активного бодрствования. Относится к быстрым волнам. Наиболее сильно этот ритм выражен в лобных областях, но при различных видах интенсивной деятельности резко усиливается и распространяется на другие области мозга. Так, выраженность ?-ритма возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении, эмоциональном возбуждении.

В состоянии ?-ритма наш мозг погружается в рутину бытия с огромным количеством мелких, сиюминутных проблем, которые засасывают каждого из нас в нескончаемый круговорот стрессовых ситуаций, а те, в свою очередь, отгораживают наше сознание от целительного воздействия позитивных электромагнитных излучений Земли. При этом настроение явно портится, здоровье ухудшается, внешний вид становится болезненным, а продолжительность жизни оставляет желать лучшего.

В таком состоянии сконцентрироваться на какой-то серьезной задаче не удается (недаром многие жизненно важные вопросы решаются годами), а озарение никогда не посещает умы людей, отягощенные постоянным грузом текущих проблем.

Бета-ритм отнюдь не наш враг. Именно благодаря ?-ритму человечество достигло необозримых высот в техническом прогрессе: построило города, вышло в космос, создало телевидение, компьютеры; развитие медицины тоже напрямую связано с этими волнами.

Чувство любви – производная от ?-ритма.

Погрузившись в глубины сознания, отрешившись от мыслей и проблем окружающего мира, человек приобретает новые удивительные качества, но теряет себя. Дверь, ведущая к тайнам Вселенной, широко открывается перед ним, а реальный мир становится далеким и скучным.

6. Гамма-ритм. Он составляет от 30 до 120–170 до колебаний в секунду. Амплитуда ?-ритма очень низка – ниже 10 мкВ и обратно пропорциональна частоте. В случае если амплитуда ?-ритма выше 15 мкВ, то ЭЭГ рассматривается как патологическая. Гамма-ритм наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания. Гамма-ритм отражает собой колебания, которые одновременно запускаются в нейронах приходящим сигналом из активирующей системы ретикулярной формации, вызывающим смещение мембранного потенциала.

Главный бета-ритм дает нам все знание, потенциально доступное человеку, а ?-ритмы уводят за эти пределы. То есть ?-ритм позволяет нам стать кем-то большим и воспринимать мир уже с точки зрения этого большего. На этом уровне и наш разум, и наш рассудок почти бессильны, здесь действуют другие малоизвестные нам механизмы восприятия и действия. Это как бы надстройка над человеческим сознанием, которую мы можем использовать, но которая изначально нам не принадлежит. Если мы столкнемся с человеком, действительно связанным с какой-то высшей силой, то мы распознаем его безошибочно по выражению лица, блеску глаз, глубине ума. Умение воспринимать правильный ?-ритм сохранилось у него в полном объеме. Более того, если мы будем пребывать рядом с ним, то, скорее всего, нам тоже удастся ощутить в себе присутствие высшего. К сожалению, таких людей – единицы, и они почти всегда скрывают эту сторону своего существования, считая, что еще не пришло их время.

Это то, что касается высших ?-ритмов, которые очень редки в жизни современного человека. В то же время есть множество простейших форм этой активности мозга, и с ними мы сталкиваемся каждый миг. В первую очередь это то, что люди называют настроением.

Настроение – проблема, под знаком которой проходит вся жизнь. Нам радостно – и все задачи решаются как бы сами собой. Нам грустно – и руки опускаются, мы не в состоянии решить даже простейшие задачи, а главное – мы не получаем от жизни того удовольствия, которое наполняет ее смыслом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

15. Поражение передней и средней мозговой артерии

15. Поражение передней и средней мозговой артерии Поверхностные передней мозговой артерии ветви снабжают кровью медиальную поверхность лобной и теменной доли, парацентральную дольку, отчасти орбитальную поверхностьлобной доли, наружную поверхность первой лобной

16. Патологии передней и задней мозговой артерии

16. Патологии передней и задней мозговой артерии Передняя ворсинчатая артерия принимает участие в кровоснабжении задних 2/3 заднего бедра, а иногда и ретролентикулярной части внутренней капсулы, хвостатого ядра, внутренних сегментов бледного шара, боковой стенки нижнего

22. Аномалии родовой деятельности (патологический прелиминарный период, слабость родовой деятельности)

22. Аномалии родовой деятельности (патологический прелиминарный период, слабость родовой деятельности) Патологический прелиминарный период, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, чрезмерно сильная родовая деятельность, дискоординация родовой

Успехи мозговой хирургии

Успехи мозговой хирургии Человечеству много тысяч лет назад была известна операция трепанации черепа. При раскопках древнейших могил и захоронений в глубоких пластах земли находили и теперь находят черепа с хорошо зажившими трепанационными отверстиями. Древние и

Последствия черепно-мозговой травмы

Последствия черепно-мозговой травмы Ранние и отдаленные последствия ранений головы можно лечить при помощи Arnica и дополнительных средств: Hypericum, Helleborus и Natrium sulfuricum.Helleborus (морозник, зимовник). Применяют при последствиях сотрясения мозга, при поражении мозговых оболочек и

Глава 26 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ

Глава 26 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ Травматические поражения черепа играют значительную роль в происхождении различных видов психической патологии, в том числе и психозов различной структуры. В нашей стране черепно-мозговая травма (ЧМТ)

10.1.3. Лечение и профилактика хронической сосудисто-мозговой недостаточности

10.1.3. Лечение и профилактика хронической сосудисто-мозговой недостаточности Консервативное лечение. При ХСМН важное значение имеют организация режима труда и отдыха, ограничение психоэмоциональных перегрузок, коррекция артериального давления, рациональное питание,

10.2.2. Мозговой инсульт

10.2.2. Мозговой инсульт В России, как и в большинстве развитых стран мира, инсульт занимает 2—3-е место в структуре причин общей смертности (после заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний). Кроме того, инсульт – основная причина стойкой

10.2.2.4. Реабилитация больных, перенесших мозговой инсульт

10.2.2.4. Реабилитация больных, перенесших мозговой инсульт Реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение формирования контрактур, необходимо начинать в максимально ранние сроки. С этой целью выпрямленную парализованную руку отводят в сторону и укладывают

МОЗГОВОЙ ГИГАНТИЗМ (СИНДРОМ СОТОСА)

МОЗГОВОЙ ГИГАНТИЗМ (СИНДРОМ СОТОСА) Для этого заболевания характерен быстрый рост, а отличительной особенностью является то, что уровень гормона роста в крови остается в пределах нормы. В основе развития мозгового гигантизма лежит мозговое нарушение. В большинстве

4.1. Улучшение мозговой деятельности

4.1. Улучшение мозговой деятельности Профилактика и лечение: артеросклероз, улучшает и развивает память.Два варианта выполнения этого упражнения.Вариант первый. Изначальная поза. Из позиции сидя.Первый этап . Тело расслаблено. Глаза закрыты. Сведите большой и

Инсульт мозговой, кровоизлияние в мозг

Инсульт мозговой, кровоизлияние в мозг — Больного сразу уложить в постель, и если он в сознании, давать 8 раз в день по 50 г остывшего настоя из равного количества соцветий арники и корней сельдерея — 3 г смеси на 0,5 л кипятка, настоять 1 час, процедить, добавить 1 ст. ложку

Ритмы мозга и их особенности

Человеческий мозг — это достаточно сложный орган, который является важнейшим. Он представляет собой главный орган нервной системы. Именно здесь происходят всевозможные вычисления, анализ информации, от него идут команды и многое другое. Его часто сравнивают со сложным компьютером в теле человека. Но на деле, он куда более сложен и обладает большими возможностями и потенциалом, чем любые самые современные технологии. Потому, чтобы понимать свое тело, нужно изучить принципы работы мозга, его составляющие и множество других факторов.

Основные элементы мозга

Рассматривая этот вопрос, можно выделить всего 3 основных элемента мозга человека, а именно:

  1. Глиальные клетки, которые выполняют поддерживающие функции для спинного и головного мозга.
  2. Нейроны и нейронные связи. Это основные нервные клетки мозга.
  3. Дендриты. Служат для связи нейронов.

Но это лишь их общее описание, на деле, даже эти три элемента можно рассматривать очень долго. Потому стоит дать краткую характеристику каждому из них.

Глиальные клетки головного мозга

Это основные клетки, которые выполняют поддерживающую роль. Они не имеют нервных окончаний.

На данный момент разделяют два основных типа глиальных клеток:

В то же время, глиоциты подразделяются еще на несколько видов. В частности: астроциты, олигодендроциты и эпендимоциты.

Первые отличаются звездчатой формой и большим количеством отростков. Их основная задача создать опору для нейронов, а также, способствовать восстановлению.

Считается, что эти клетки проводят очистку внеклеточного пространства от ионов и медиаторов.

Вторые, более мелкие клетки овальной формы с наличием небольших отростков. Их основными функциями становятся контроль обмена веществ, а также изоляция нервов для лучшего проведения сигналов.

Эпендимоциты, в свою очередь, участвуют в обмене ликвора и растворении веществ. Т.е. основной их функцией становится именно секреция ликвора.

Микроглии представляют собой часть вспомогательных клеток нервной ткани, которые имеют мезодермальное происхождение. Это мелкие клетки, которые помогают защитить нейроны от воспалений и инфекций.

Нейроны в человеческом мозге

Нейроны — это основные клетки, которые и формируют нервную систему. Основная их задача — получение информации и ее передача за счет электрических импульсов. Именно таким образом происходит работа нервной системы по всему телу.

Состоят нейроны из нескольких элементов, в частности:

  1. Само. Это тело нейрона, в котором находится ядро.
  2. Аксоны. Нервные волокна, которые и проводят электрические импульсы.
  3. Дендриты. Разветвленные отростки, помогающие получать информацию от соседних нейронов.

Развитие в теле человека нейронов и связей происходит еще до рождения, начиная со второго триместра беременности. Далее их число только увеличивается. Но при этом, человек может и терять нейроны. Например, если одна из частей мозга или тела не задействуется, нейронные связи в ней перестают работать. Но они компенсируются увеличением дендритов.

Дендриты в человеческом мозге

Дендриты представляют собой короткие отростки, которые отходят от тела нейрона. Именно они и обеспечивают связь в нервной системе.

Эти отростки образуют синапсы, благодаря которым и получает сигналы от рецепторов, а после передает их.

Все эти компоненты и формируют нервную систему человека, а также помогают мозгу полноценно функционировать. Но на саму работу во многом влияют ритмы головного мозга человека, которых существует также несколько. И о них стоит поговорить.

Ритмы активности мозга человека

Коротко о том, из каких частей состоит человеческий мозг, мы разобрались. Но его работа зависит не только от количества глиальных клеток, нейронов и дендритов. На активность очень сильно влияют ритмы человеческого мозга, которых также существует несколько.

 Ритмы активности мозга человека

Ритм активности мозга — это качающийся электрический разряд, который создается одновременной работой миллионов нейронов, которые реагируют на стимул в унисон.

Всего выделяется 5 основных типов волн головного мозга, которые имеются всегда, но в отдельные моменты тот или иной вид преобладает. Для начала стоит рассмотреть, какие вообще ритмы активности мозга существуют:

  1. Бета ритм мозга. Волны с высокой частотой от 14 до 38 Гц. Характерны для активного состояния человека. Также ритм называют “Нормальное бодрствование”
  2. Альфа ритм мозга. Это средние волны от 8 до 14 Гц. Они характерны для спокойного состояния человека при отдыхе или релаксации. Такое состояние называют “Расслабленным бодрствованием”.
  3. Тета ритм мозга. Волны низкой частоты от 4 до 8 Гц. С такой частотой работают нейронные связи при медитации, поверхностном сне или гипнотическом трансе.
  4. Дельта ритм мозга. Наиболее низкочастотные волны от 0,1 до 4 Гц. Это бессознательное состояние человека или же глубокий сон.
  5. Гамма волны мозговой активности. Наиболее высокочастотные волны от 38 до 65 Гц. Такое состояние работы мозга характерно для творческой деятельности и активного обучения.

Каждый из ритмов головного мозга обладает своими особенностями, которые нужно учитывать при рассмотрении этого вопроса. Потому, стоит детальней поговорить о каждом из состояний.

Бета ритм мозга человека

Это наиболее частое состояние человека. Бета-волны мозга — это быстрые волны с небольшой амплитудой от 14 до 38 Гц. Генерация такого типа волн происходит естественным образом, когда человек находится в состоянии бодрствования, работает, обрабатывает данные или проводит какие-либо другие мероприятия.

При этом, сами Бета-волны могут быть двух типов. В частности, выделяется 2 подгруппы:

  1. Бета 1. Это волны с частотой от 14 до 23. Мозг работает в таком состоянии, когда человек сталкивается с обычными процессами, вроде мышления, решения задач и пр.
  2. Бета 2. Это волны с более высокой частотой от 24 до 38 Гц. Такая активность мозга характерна для эмоционального состояния, например, при ощущении страха или волнения.

Бета волны помогают ускорить работу мозга, способствуют обострению чувств, а также повышают усвоение информации.

Дополнительно их можно стимулировать, например, энергетическими напитками, быстрым ритмом жизни, стрессовыми ситуациями. Но последним злоупотреблять точно не стоит.

При преобладании в мозговой активности именно Бета волн, особенно высокой частоты, человек становится напряженным, теряет концентрацию и испытывает стресс и панику. При недостатке, наоборот, замечается депрессия, переутомление, усталость и пр.

При недостатке может потребоваться стимуляция, которая проводится с использованием:

  1. Игр для тренировки деятельности мозга.
  2. Аудио Синхронизации.
  3. Природными способами, например, с использованием кофеина.

Главное не прибегать к таким стимуляторам, как энергетические напитки, курение и пр.

Альфа ритм мозга

Стандартные альфа волны мозговой активности преобладают при состоянии между сном и бодрствованием. Т.е. когда человек расслаблен, релаксирует или медитирует. Часто они преобладают у детей до 13 лет.

Альфа ритм мозга помогает лучше воспринимать большой объем информации, способствуют выработке гормонов удовольствия. Это помогает эффективно справляться с любыми задачами, быть более позитивным и не ощущать стрессов и нервного напряжения.

При недостатке этих волн может наблюдаться нарушение деятельности мозга, стресс, соматическая болезнь. Такие люди не способны отдыхать, а также часто прибегают к курению, алкоголю, наркотикам.

Также альфа активность у человека может быть подавлена, если в детстве он пережил насилие, психологические травмы или военные действия.

Стимуляция альфа волнами может проводится с использованием:

  1. Дыхательных гимнастик.
  2. Прослушивания звуков.
  3. Йога или медитация.
  4. Горячие ванны.

А также другие способы.

Тета ритм мозга

Изменение ритма мозга и переход к тета волнам говорит о том, что мозг отдыхает и восстанавливается. Сознание же в это время не активно.

Такое состояние человек может испытывать, когда он почти провалился в сон. Уже приходит первая стадия сновидений, тело расслабляется.

Именно при такой мозговой активности люди часто видят свои воспоминания, яркие образы. Также проводятся и различные гипнотические сеансы, глубокая медитация и пр.

Эти же волны преобладают у детей до 7 лет. В таком возрасте формируется фундамент для дальнейшей мозговой активности. Получаются разговорные навыки, формируется самооценка, семейные взаимоотношения и прочее. Также и все детские травмы запечатываются именно в этот период.

Тета активность может быть стимулирована прослушиванием музыки, качественным сном, йогой, гипнозом, а также творческой визуализацией.

Дельта ритм мозга

Следующий тип мозговой активности — Дельта волны. Они характерны для низкого уровня активности всего организма. Это фаза глубокого сна, когда происходят все восстановительные процессы.

Также эти волны появляются при сильном вовлечении человека в процесс, особенно при творчестве, когда идет полное погружение и человек будто выпадает из мира.

В таком состоянии наблюдается повышенная интуиция, иногда — предчувствие опасности.

Гамма волны

Это наиболее активное состояние человека. Самые быстрые волны, частотой от 30 Гц. Генерируются они в двух полушариях мозга и характерны для пиковой нагрузки и деятельности состояния.

В некоторых случаях мозг может генерировать их, когда получает одновременно несколько видов информации и нужно быстро их обработать.

Такое состояние более характерно для работе с вдохновением, когда у человека повышается продуктивность, улучшается работа мозга.

На что влияет ритм работы человеческого мозга?

Стоит понимать, что волны головного мозга можно назвать основной движущей силой. Благодаря пониманию их специфики, можно управлять состояниями, а значить, корректировать его.

Таким образом, можно убрать негативные убеждения, избавиться от вредных привычек, а также достигнуть своих целей. Но для этого нужно сначала проанализировать, какие волны преобладают у вас, и что сделать для того, чтобы восстановить баланс, необходимый вашему организму.

Анализ волн проводится с использованием специального оборудования. Процедура называется ЭЭГ, или измерение мозговой активности с помощью электроэнцефалограммы.

Взаимосвязь ритма активности мозга и здоровья человека

Полноценно работающий здоровый мозг выполняет не только большое количество ментальных функций, производя волны активности и отражая их, но выполняет и другие свои “обязанности”.

А учитывая современную жизнь, постоянные стрессы и другие проблемы, мозг перестает полноценно и правильно работать. Повышается бета активность, и происходят сбои. Впоследствии многие ищут, как производить альфа волны, чтобы достичь умиротворения.

Для этого люди прибегают к различным медитациям, упражнениям и аудио визуальной стимуляции. Другие же прибегают к алкоголю, наркотикам и другим стимуляторам.

В итоге это приводит к нарушениям функция организма, появлению болезненного состояния, депрессии, бессоннице, и другим расстройствам.

Чтобы этого избежать, каждый человек должен понимать, как работает его мозг, как контролировать мозговую активность и что делать в той или иной ситуации.

Правильная работа головного мозга человека — это залог комфортного и умиротворенного состояния.

Что нужно для нормализации ритма работы головного мозга?

Для восстановления работы мозга можно прибегать к самостоятельной стимуляции отдельными видами волн. О том, какие именно способы могут использоваться, мы уже говорили в статье. Но стоит понимать, что подходить к этому вопросу нужно ответственно.

Нельзя просто самостоятельно решить, каких волн у вас не хватает, и чем нужно их стимулировать. Это нужно делать под контролем специалистов, для чего потребуется:

  1. Провести полноценное обследование в медицинском центре.
  2. Проконсультироваться с опытным врачом.
  3. Выяснить, каких волн вам не хватает, и как их стимулировать в вашем случае.
  4. Проводить нормализацию мозговой активности под контролем врача.

Сами процедуры могут предусматривать как стандартные стимуляции, например, медитацией, звуками и прочим, или же с использованием специализированных аппаратов.

Главное делать все это под строгим контролем специалистов, чтобы не получить излишнюю мозговую стимуляцию, которая может привести к:

  1. Снижению концентрации, депрессии, усталости и сильной внушаемости, что происходит при переизбытке альфа волн.
  2. Усиление тревожности и развитие обсессивно-компульсивного расстройства при бета-активности.
  3. Расстройства концентрации, апатия или гиперреактивность, что характерно при воздействии тета-волн.

Потому первое, что вам необходимо делать — это обращаться к специалистам, проводить необходимые обследования и только под присмотром врача и по его рекомендациям создавать систему нормализации активности мозга

Сторонники данной точки зрения исходят из феномена син-фазности высокочастотных потенциалов у нейронов зрительной коры кошки, избирательно возбуждающихся при восприятии од­ного и того же зрительного объекта. В. Зингер с коллегамииз Ин­ститута мозга им. Макса Планка во Франкфурте полагают,что ко­лебания 40 Гц могут синхронизировать импульсацию нейронов, реагирующих на различные аспекты воспринимаемого эпизода, и, таким образом, представлять собой прямой нервный коррелят сознания.

Ю и •л. и Е 3


\



п

^ 1^

ществование гностических единиц и высокочастотных когерент­ных колебаний между разными участками коры, Е.Н.Соколов предлагает иную интерпретации природы и механизма действия высокочастотных гамма-ритмов.

В его модели нейроны, обнаруживающие синхронизированный ритм в полосе гамма-колебаний, не связаны между собой общим источником.Но сенсорный стимул, приходящий к нейронам, од­новременно возбуждает у них постсинаптические потенциалы, которые и запускают их собственную пейсмекерную активность. Если нейроны принадлежат к одной группе детекторов (напри­мер, детекторов, реагирующих на определенное направление и скорость движения), частоты их пейсмекерной активности совпа­дают. Такая модель объясняет увеличение амплитуды синхронизи­рованных ритмов при приближении стимула к селективным свой­ствам нейрона, Пейсмекер генерирует максимальную активность, когда характеристики сенсорного сигнала совпадают с резонанс­ной частотой данного пейсмекера. Нейроны-детекторы с пейсме-керными свойствами, принадлежащими к одной группе, имеют общую резонансную частоту. Отсутствие фазового сдвига у фено­мена синхронизации является следствием одновременного прихо­да сенсорного сигнала на нейроны-детекторы с идентичными свой­ствами. Таким образом, когерентность высокочастотных колеба­ний в группе нейронов, по-видимому, возникает в результате прихода к ним общего сигнала, на который они одинаково реаги­руют.Поэтому синхронизация нейронной активности на частоте гамма-колебаний не является выражением работы специального механизма связывания элементов.

Данные о пейсмекерных свойствах специфических нейронов таламуса, которые способны генерировать высокочастотные рит­мы засчет высокопороговых кальциевых каналов, локализован­ных на их дендритах, говорят в пользу этой гипотезы. Специфи­ческий сигнал на уровне таламуса запускает особую форму несце-цифических влияний — высокочастотные ритмические колебания, частота которых, по-видимому, связана со специфичностью сти­мула. Такая частотно-специфическая активность выделяет лишь свой ансамбль нейронов, который избирательно настроенна восприя­тие данного стимула, вызывая у него особое состояние — режим синхронизированной активности.

В концепцииЕ.Н. Соколова механизм появления субъективно­го образа связан с активацией гностической единицы, которая является вершиной пирамиды, построенной из нейронных детек­торов признаков. Дополнительная активация гештальт-пирамиды, поступающая от активирующей системы мозга— необходимое уело -316


Гностический нейрон


Рис. 61. Нейронная структура гештальт- пирамиды.

На нижнем уровне — простые детекторы (кружки).Следующий уровень пред­ставленсложными детекторами (звездочки).Пунктиром показаны путивоздей­ствия 5-стимула. Детекторыпростых и сложныхпризнаков конвергируют на гнос­тическом нейроне (вершина пирамиды) (поЕ.Н- Соколову,1996).

Существуют три уровня субъективного отражения: перцептив­ный, мнемический и семантический. Возникший перцептивный образ в результате активации гештальт-пирам иды сличается с на­бором следов долговременной памяти и фиксируется в ее специ­альных нейронах. Нейроны памяти имеют двусторонние связи с семантическим экраном. Семантические нейроны реализуют акт категоризации. В обычных условиях все три уровня отображения слиты в едином акте сознания.

СОЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ

Во многих концепциях сознания подчеркивается, что форми­рование субъективного образа объекта при его восприятии при-сходит в результате интеграции сигналов в сенсорной системе с информацией, хранящейся в памяти. В теории сознания П.В, Си­монова память занимает центральное место, так как само созна­ние определяется как знание, которое может быть передано дру­гому. Эта позиция распространяется и на представление о меха­низме возникновения эмоции как особого вида психического отражения.Согласно потребностно-информационной теории эмо­ций П.В. Симонова эмоции возникают в результате сопоставле­ния получаемой информации и той информации, которая необ­ходима для удовлетворения биологической потребности и должна быть извлечена из памяти.

Передние отделы новой коры и гиппокамп рассматриваются как информационная система, в которой на основании текущей информа­ции и содержащейся в памяти оценивается вероятность удовлетво­рения потребности, зависимой от соотношения имеющейся и требуе­мой информации.От ее величины зависят знак и интенсивность эмоций.

ние стимула, что отражается в волне ПЗООВП преимущественно в передних отделах коры больших полушарий.

Синтез двух видов информации — текущей и извлекаемой из памяти — создает основу для возникновения субъективного явле­ния. Генерация ощущений совершается циклически с периодом 100—150 мс благодаря механизму повторного входа возбуждения. Этот процесс рассматривается как психологический мониторинг происходящих событий (Иваницкий А.М., 1997).

10.6. СОЗНАНИЕ И МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Открытие функциональной асимметрии мозга оказало огром­ное влияние на понимание мозговых механизмов сознания. С по­зиции вербальной теории сознания его материальная база представ­лена доминантным речевым полушарием. Вместе с тем имеются

Вместе с тем было бы неоправданным приурочивать сознание, связанное с речью, исключительно к левому (доминантному) по­лушарию у правшей. Скорее всего начальные этапы формирования речевого высказывания (на родном языке) связаны с правым по­лушарием. А завершается этот процесс в левом полушарии.

Исследование становления речи у детей показало, что перво­начально обработка речевых сигналов осуществляется обоими по­лушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в про­странстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Данные о лингвистических способностях правого полушария, а также сходство функций обоих полушарий на ранних этапах он­тогенеза скорее свидетельствуют о том, что оба полушария, обла­дая первоначально достаточно сходными, симметричными функ­циями, в процессе эволюции постепенно специализировались, что и привело к появлению доминантного и субдоминантного по­лушарий.

Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия не так сильно выражены. Со­гласно моторной теории восприятия речи главным компонентом распознавания речевых звуков являются кинестезические сигна­лы, возникающие в мышцах речевого аппарата при восприятии речевых сигналов. Особая роль в этом принадлежит моторным си­стемам левого полушария.

Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. По данным разных авторов, лишь у 1—5% лиц речевые центры находятся в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, расположен в левом полу­шарии, у 15% леворуких — в правом полушарии.

Нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асиммет­рии мозга субъекта. Картина нарушения психической деятельнос­ти зависит от правшества и левшества (Доброхотова Т.А., Браги-на Н.Н., 1993). При од ноп олуш арном поражении мозга были вы­явлены существенные различия нарушения поведения у правшей

и левшей, что послужило основанием к заключению о различии у них сознания. Исследователи вводят новый термин — «асимметрия сознаниям, отражающая индивидуальные свойства субъекта, свя­занные с функциональной асимметрией мозга. При односторон­нем поражении полушарий нарушения сознания протекали по типу эпилептических припадков: наступали внезапно, быстро обрыва­лись с последующим восстановлением ясного сознания. Синдро­мы, вызываемые односторонним поражением у правшей, хорошо согласуются с представлением о связи правого полушария с обра­боткой пространственной информации и способности к зритель­ному и гаптическому распознаванию объекта, а левого -— с обра­боткой символьной информации, управлением и программирова­нием поведения.

Ввиду того что каждое полушарие может иметь собственную не­зависимую систему оценок значения событий, Р. Сперри (К. 5реггу) говорит об удвоении сознания у таких больных. Однако у нормаль­ного человека ведущая роль в вынесении суждений принадлежит речевому, доминантному полушарию, хотя определенные лингвис­тические способности присущи и субдоминантному полушарию.

В заключение следует подчеркнуть, что в сознании представле­ны только конечные результаты процессов обработки информа­ции, которые мы осознаем в виде последовательных картин, эпи­зодов. Операции, лежащие в основе создания самих эпизодов, в

сознании и интроспекции не представлены. Их можно вычленить с помощью только специальных экспериментальных процедур. Но чтобы понять сознание, нужно знать его механизмы, т.е. элемен­тарные операции, которые лежат в основе формирования субъек­тивного образа и сами реализуются на уровне подсознания. Чтобы понять, что такое сознание, нужно выйти за его пределы. Про­гресс в этом отношении достигается с помощью таких неинвазив-ных методов, как электроэнцефалография, магнитоэнцефалогра-фия, измерение локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография. В комбинации с записью одиночных нейронов эти методы открывают новые пер­спективы в изучении сознания.

Читайте также: