Структура банка россии кратко
Обновлено: 30.06.2024
Монопольное право на денежную эмиссию, обеспечение устойчивости российского рубля, лицензирование банков и их закрытие — все это только малая часть важнейших функций, возложенных на Центральный банк РФ (называемый также Центробанк или Банк России). Что это за регулятор банковской системы, ставший с 2013 года и мегарегулятором всего финансового сектора — какова его структура и чем может быть полезен Банк России не только экономике страны, но и отдельным гражданам? Будем разбираться ниже.
Цели и функции ЦБ
Центральный банк РФ, сокращенно ЦБ — это главный финансовый регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.
Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года определяет следующие цели Центробанка:
- защита национальной валюты и обеспечение ее устойчивости
- развитие платежной системы РФ и забота о ее стабильности
- укрепление и развитие российской банковской системы
- развитие финансового рынка страны и опять же обеспечение его стабильности
Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:
- российскими и зарубежными кредитными организациями
- центробанками других государств
- Правительством РФ
- органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам
Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м — помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года — 90% в федеральную казну. Функции ЦБ имеют длинный перечень, назовем основные:
- разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, направленную на стабильное функционирование и развитие финансового рынка страны
- организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги
- управляет собственными золотовалютными резервами
- организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций
- осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов
- устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ
- занимается регулированием валюты, определяет и публикует официальные валютные курсы
Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2017 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.
Регулятор не только лицензирует, санирует и лишает лицензий кредитные организации. Официальный сайт Банка России содержит список банков, которым предоставлено право оказывать финансово-кредитные услуги, в том числе онлайн.
Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят системно значимые, поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта. Как видно, функции ЦБ весьма разнообразны.
История Центробанка РФ и его особый статус
Первая гос. структура, выполнявшая функции Центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.
Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название.
Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.
В нынешнее время ЦБ РФ — не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.
Структура Банка России
- центральный аппарат с 27 департаментами и управлениями
- главные управления в столицах федеральных округов и подчиненные им отделения в субъектах федерации
- Российское объединение инкассации
- расчетно-кассовые центры
- подразделения безопасности
- другие организации и подразделения
С марта 2017 года действует также первое зарубежное представительство Банка России, открывшееся в Китайской Народной Республике.
Количество работников ЦБ РФ, превышающее 50 тысяч, критикам регулятора представляется чрезмерным — особенно если сравнивать с Федеральным резервом США, где трудится менее 20 тыс. лиц. Однако в декабре 2017 года Банк России объявил конкурс по поиску поставщика услуг аутплейсмента в связи с постепенным высвобождением в течение ближайших трех лет более 5 тысяч сотрудников, включая руководителей региональных отделений (аутплейсментом называется помощь уволенным специалистам в трудоустройстве). Упрощенная структура Банка России:
Денежно-кредитная политика ЦБ
Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:
- установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
- требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
- валютные интервенции;
- рефинансирование банков;
- операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
- операции на открытом рынке;
- кредиты правительству;
- эмиссия облигаций Банка России и др.
В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.
Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.
Банк России как мегарегулятор
Полномочия мегарегулятора — единого гос. органа, в котором сосредоточены функции надзора и регулирования за всеми организациями и предприятиями финансового сектора страны — Центробанк РФ обрел с принятием 23 июля 2013 года и вступлением в силу закона №251-ФЗ, внесшего изменения в более 40 правовых актов.
Функции ФСФР 1 сентября 2013 перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, руководителем которой стал первый зам. председателя ЦБ Сергей Швецов.
Институт мегарегулятора впервые возник в 1998 году в Великобритании под названием Financial Supervision Authority (Агентство финансового надзора). В настоящее время мегарегуляторы надзирают за всеми участниками финансового сектора в 161 стране, в их число входят Германия, Швейцария, Канада, Саудовская Аравия.
Так что идея видимо пришла оттуда. Как высказывалась председатель Банка России Эльвира Набиуллина, регулирование финансовых институтов по состоянию на сентябрь 2013-го уступало надзору за банковской системой и требовало разработки новых инструментов влияния. Высказывание, требующее конкретизации — скажем, число банкротств фондовых брокеров с 2000 года было в десятки раз меньше, чем банков, а злоупотребления с паевыми фондами никак не сравнить с манипуляцией депозитами и забалансовыми вкладами.
В новой роли мегарегулятора Банк России должен был контролировать финансовые организации на трех уровнях — акционеров, вознаграждений сотрудникам и рисков, обретя право устранять держателей акций из состава совладельцев, корректировать нормативы ЦБ РФ для ненадежных банков и пересматривать неадекватно высокие премиальные банкиров.
Тем не менее в 2014 последовали международные санкции, которые лишили часть банков возможности кредитоваться за рубежом — а после девальвации рубля в конце того же года долговая валютная нагрузка на них резко возросла. Пошла вниз и цена на нефть — все это привело к резкому увеличению числа банкротств банков в 2014-16 годы:
В 2016 году это число и вовсе впервые перевалило за сотню. Очевидно, что мегарегулятор оказался крайне неэффективен в осуществлении глобального надзора, не успевая вовремя реагировать на грубейшие нарушения и противозаконные действия менеджмента банков — а в ряде случаев наоборот отзывал лицензии у кредитных организаций за мелкие проступки.
Примером можно назвать временный отзыв лицензии у компании Finex (единственная, представляющая российские биржевые фонды ETF), о чем я писал здесь. Причиной оказалась то ли неправильная форма отчетности, то ли ошибка в ней — а в результате едва не была запрещена деятельность компании, которая предлагает инвесторам минимальные комиссии на индексные фонды внутри Московской биржи.
⚡ При этом наиболее громкие события в банковской сфере случились в уходящем 2017 году, когда Центробанк был вынужден санировать сразу два банка из ТОП-10 — Открытие и Промсвязьбанк. Еще одним крупнейшим представителем, лишь немного недотянувшим до ТОП-10 и подлежащим санации, стал Бинбанк. Причем на санацию только Открытия уйдет не менее 1 трлн. рублей — хотя обладатели стандартных депозитов не пострадали, держатели еврооблигаций банка лишились 1 млрд. долларов.
Более лояльные к власти эксперты утверждали, что в условиях западных санкций Банк России добился существенного уменьшения оттока капитала из страны — более чем на $100 млрд в год по результатам 2014-2015 гг. Они писали, что регулятор закрывал организации, занимавшиеся сомнительными операциями, а параллельно правоохранительные органы выявляли и пресекали преступления в сфере экономики, причиняющие ущерб государству.
Примеры есть: были взяты под стражу либо арестованы заочно глава Банка Москвы Андрей Бородин, руководитель Мастер-банка Борис Булочник, топ-менеджер ВЭБа Ильгиз Валитов, а счета и имущество бежавших за рубеж благодаря властям зарубежных стран были заморожены. Но вряд ли для кого-то секрет избирательное отношение власти к тем, к кому следует применять закон, а к кому нет.
Выводы
Оценивая последние годы деятельности Центробанка можно сказать, что на сегодня он справился с задачей понижения инфляции, но оказался крайне неэффективен в сфере банковского контроля — с того момента, как сделался мегарегулятором. Санация сразу двух крупнейших банков из первой десятки с разницей в три месяца — если это не кризис управления с одной стороны и контроля с другой, то что тогда называть кризисом? А ведь на очереди могут быть пенсионные фонды.
С другой стороны, высокое число банкротств банков, очищающее сектор, не может повторяться каждый год и должно пойти на спад. На падение рубля в декабре 2014 и роли Центробанка в этом можно смотреть по-разному — время покажет, сумеет ли регулятор учесть свои прошлые ошибки и улучшить надзорную деятельность.
Читайте также: