Догматы католической церкви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Японские шоу 20.11.2016 --> Смотрели: 18 (1) Сегодня Б-г проснулся утром рано 10.11.2016 --> Смотрели: 5 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика

Рассмотрим основные догматы католицизма.

- Догмат о непогрешимости Папы.

- Догмат об обязательном безбрачии духовенства – целибат. В православии (для сравнения) лишь монашество даёт обет безбрачия.

- Таинство причастия - причащение хлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян.

- Католическая церковь запрещает выход из духовного звания.

- Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.

Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.[2, с. 346]

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светские учреждения и государство в целом. Католическая церковь не только объявляла о своих притязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполнили все страны Европы.

Католици́зм (Римско-като­ли­че­ская цер­ковь, като­ли­че­ство, папизм) — ере­ти­че­ское направ­ле­ние в хри­сти­ан­стве.

katolicizm - Католицизм

Общие поня­тия

Число като­ли­ков в мире состав­ляет ок. 1,3 млрд. чело­век. Главой (пред­сто­я­те­лем) Като­ли­че­ской церкви явля­ется папа Рим­ский, рези­ден­ция кото­рого нахо­дится в городе-госу­дар­стве Вати­кан.

Как про­изо­шло отпа­де­ние Римско-като­ли­че­ской церкви от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия?

На про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии Рим­ская Цер­ковь, в юрис­дик­ции кото­рой нахо­ди­лись хри­сти­ане Запад­ной Европы, пред­став­ляла собой одну из Помест­ных Церк­вей и явля­лась частью Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали посте­пенно раз­ви­ваться те куль­тур­ные, литур­ги­че­ские и бого­слов­ские рас­хож­де­ния, кото­рые в конеч­ном итоге при­вели к рас­колу. Цер­ков­ное обще­ние между Римом и Восточ­ными Церк­вами также пре­ры­ва­лось неод­но­кратно; в общей слож­но­сти исто­рики насчи­ты­вают 217 лет раз­рыва только между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем в 337–843 гг.3

Однако в землях фран­ков прак­тика чтения Сим­вола с Filioque сохра­ня­лась. Посте­пенно под дей­ствием поли­ти­че­ских обсто­я­тельств вли­я­ние запад­ных импе­ра­то­ров в Риме росло. Нако­нец, в 1014 г. на коро­на­ции гер­ман­ского импе­ра­тора Ген­риха II Символ со встав­кой впер­вые был про­чи­тан за бого­слу­же­нием в Риме по бла­го­сло­ве­нию папы Бене­дикта VIII. После этого евха­ри­сти­че­ское обще­ние между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем было разо­рвано.

Таким обра­зом, Рим­ские папы без согла­сия своих собра­тьев изме­нили Символ веры, непри­кос­но­вен­ность кото­рого была защи­щена опре­де­ле­ни­ями Все­лен­ских Собо­ров, и внесли в него ложное учение, а затем само­вольно назна­чили на иные пат­ри­ар­шие кафедры своих став­лен­ни­ков, разо­рвав обще­ние с кано­ни­че­ской иерар­хией Востока. Все это поз­во­ляет с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что Рим­ская Помест­ная цер­ковь отко­ло­лась от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной, про­воз­гла­сив ере­ти­че­ское учение.

Какие учения като­ли­цизма явля­ются ере­ти­че­скими?

Боль­шая часть отвер­га­е­мых Пра­во­сла­вием учений Като­ли­че­ской церкви не полу­чила офи­ци­аль­ного осуж­де­ния на древ­них Все­лен­ских Собо­рах, поскольку в ту эпоху они нахо­ди­лись на стадии фор­ми­ро­ва­ния или не полу­чили широ­кого рас­про­стра­не­ния; тем не менее, эти учения про­ти­во­ре­чат Пре­да­нию Древ­ней нераз­де­лен­ной Церкви либо тол­куют его одно­сто­ронне.

Со вре­ме­нем в Риме сло­жи­лась тра­ди­ция вос­при­ни­мать это почте­ние к авто­ри­тету пап и памяти апо­стола Петра в фор­мально-юри­ди­че­ском ключе. Такие пред­став­ле­ния достигли своего рас­цвета ко вре­мени пап­ской реформы XI века; они неод­но­кратно про­воз­гла­ша­лись в кано­ни­че­ских и веро­учи­тель­ных текстах Сред­них веков, а в наи­бо­лее полной форме их изло­жил Ι Вати­кан­ский собор Като­ли­че­ской церкви в 1870 г. в дог­ма­ти­че­ской кон­сти­ту­ции Pastor Aeternus12. Это учение можно сум­ми­ро­вать в четы­рех тези­сах:

  1. Апо­стол Петр имел вер­хов­ную юрис­дик­ци­он­ную (цер­ковно-кано­ни­че­скую) власть, в том числе и над дру­гими апо­сто­лами.
  2. Эта власть пере­да­ется вся­кому Рим­скому папе как пре­ем­нику Петра.
  3. В силу этого папа имеет всю пол­ноту цер­ковно-кано­ни­че­ской власти. Суд Рим­ского папы не может быть пере­смот­рен даже Все­лен­ским Собо­ром.
  4. Послед­нее поло­же­ние назы­ва­ется без­оши­боч­но­стью или непо­гре­ши­мо­стью Рим­ского папы. Оно не под­ра­зу­ме­вает без­греш­но­сти (отсут­ствия грехов) у папы; не значит оно также, что папа не может оши­биться, выска­зы­ва­ясь как част­ное лицо или как бого­слов, но только то, что папа, желая про­воз­гла­сить тор­же­ствен­ное веро­оп­ре­де­ле­ние, не может оши­биться или погре­шить и такое опре­де­ле­ние не нуж­да­ется в согла­сии Церкви, чтобы счи­таться дог­ма­том.

Все эти тезисы про­ти­во­ре­чат соглас­ному учению Отцов Востока и Запада, а также прак­тике и поста­нов­ле­ниям Все­лен­ских Собо­ров. В част­но­сти, их фак­ти­че­ски осуж­дает Пятый Все­лен­ский Собор, отцы кото­рого в поле­мике с Рим­ским папой Виги­лием учили, что апо­столы не нахо­ди­лись в под­чи­не­нии друг у друга, а также, что все зна­чи­мые дог­ма­ти­че­ские реше­ния по вопро­сам веры должны при­ни­маться сообща, по образу Апо­столь­ского Собора13.

Непо­роч­ное Зача­тие Девы Марии и прочие пункты раз­но­гла­сий между Пра­во­сла­вием и като­ли­циз­мом.

Помимо пере­чис­лен­ных выше заблуж­де­ний като­ли­цизм также имеет ряд иных оши­боч­ных учений и сомни­тель­ных прак­тик, кото­рые под­вер­га­лись кри­тике и осуж­де­нию со сто­роны Пра­во­слав­ной Церкви.

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к като­ли­цизму сего­дня

На совре­мен­ном этапе Пра­во­слав­ная Цер­ковь пыта­ется стро­ить с като­ли­циз­мом отно­ше­ния сотруд­ни­че­ства в защите тра­ди­ци­он­ных нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний и сов­мест­ного про­ти­во­сто­я­ния вызо­вам вре­мени. Одно­вре­менно ведется и бого­слов­ский диалог с целью про­яс­не­ния вза­им­ных раз­но­гла­сий и бес­при­страст­ного поиска их раз­ре­ше­ния.

При­ме­ча­ния:

Что про­изо­шло в 1054 году: раскол Все­лен­ской Церкви надвое или откол одной её части, Рим­ской Помест­ной Церкви?

Верно ли назы­вать като­ли­ков ере­ти­ками, если они не были офи­ци­ально осуж­дены Все­лен­ским собо­ром?

Вероучение римско-католической церкви очень тесно переплетается с обрядовыми священнодействиями. Поэтому для понимания целого ряда религиозных вопросов с точки зрения католической церкви необходимо уяснить себе, как практически осуществляется обрядовая сторона служения. Что же представляет собою церковь в понимании католиков?

Целесообразно рассмотреть в рамках данной главы характерные черты и догматы христианского вероучения, имя коему католицизм.

Католицизм является одним из основных направлений в христианстве.

Являясь разновидностью христианской религии, К. признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.Церковь в католицизме – посредник между Богом и людьми. Церковь придает божью благодать людям через таинства.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению К., папа римский (римский первосвященник) — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. [2, с. 345]

Рассмотрим основные догматы католицизма.

- Догмат о непогрешимости Папы.

- Догмат об обязательном безбрачии духовенства – целибат. В православии (для сравнения) лишь монашество даёт обет безбрачия.

- Таинство причастия - причащение хлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян.

- Католическая церковь запрещает выход из духовного звания.

- Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.

Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.[2, с. 346]

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светские учреждения и государство в целом. Католическая церковь не только объявляла о своих притязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполнили все страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов. Еще большее недовольство церковью и ее пропагандой презрения к светской жизни ощущалось в среде жителей развивающихся и богатеющих городов, в которых зарождалась новая буржуазная идеология.[1,с.71]

Как известно, на протяжении многих веков католицизм был господствующей идеологией в странах Западной Европы. Особенно велика была роль католической церкви в эпоху феодализма. В эпоху средневековья, являясь крупным земельным собственником, католическая церковь добилась значительного политического влияния в феодальном мире. Папство стремилось подчинить себе светскую власть (особенно в 11—13 вв.), выступало с притязаниями на всемирное господство, для расширения ареала своего влияния (за пределы Западной Европы) организовывало Крестовые походы.

С образованием централизованных государств внутри католической церкви возникли тенденции автономии национальных церквей (учение Уиклифа, Галликанство и др.); с 14—15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло так называемое Соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.[2, с.347]

Ереси жестоко подавлялись католической церковью, она прибегала к отлучениям – интердиктам.

Борясь за господство над умами, католическая церковь жестоко преследовала передовую научную мысль: достаточно вспомнить процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем и др..

В следующей главе речь пойдет о детальном рассмотрении и изучении тех самых еретических движений, возникавших на базе недовольства народа сложившейся религиозной ситуацией.

Католицизм — это одно из самых распространенных религиозных направлений христианства. Наряду с ним проповедуется православие и протестантизм. Это течение окончательно сформировалось в XI веке, когда произошел раскол христианской церкви. Оно отличается обособленной организацией, возглавляется Папой Римским.

  • Начало истории
  • Основные особенности
  • Отличительные догматы
  • Статистические показатели
  • Сходство в направлениях
  • Краткое описание противоречивых сторон
  • На что стоит обратить внимание

Католицизм во главе с Папой Римским, отличие от православия

Начало истории

Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.

Собор им. Святой Софии Константинополь

Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.

Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.

Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.

Основные особенности

Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.

Основные особенности Католицизма

На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.

Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.

Отличительные догматы

Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:

Филиокве

  1. Положение целибат является догматом про безбрачие касательно духовенства.
  2. Если верить Филиокве, то Святой Дух идет не только от Отца Бога, но и от Сына. Чистилище является своеобразным промежуточным пространством между раем и адом, в котором грешник может искупить свою вину.
  3. Католическое Священное Предание выстроено на Папских посланиях и решениях, принятых позже от семи Вселенских соборов.
  4. Миряне причащаются лишь Телом Христовым, в то время как духовенство — Кровью и Телом.
  5. Догмат, говорящий про непорочное зачатие Марии, про ее последующее телесное вознесение.

Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.

Статистические показатели

Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:

Страна Регион соотношение населения/католиков Численность католиков в %
Бразилия Южная Америка 186,1 млн/136,9 млн 73,6
США Северная Америка 301,1 млн/68,1 млн 22
Мексика Северная Америка 108,7 млн/101,4 млн 91

Сходство в направлениях

Иисус Христос

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

  • признание гомосексуальных браков;
  • эвтаназия, прочие методы по умерщвлению человека;
  • аборты.

Краткое описание противоречивых сторон

Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:

Святой Дух

Чистилище

На что стоит обратить внимание

Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.

Маргарита Мария Алякок

Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.

Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.

Католицизм

По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.

Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.

Читайте также: