Крамской иван николаевич творчество кратко

Обновлено: 04.07.2024

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской

Иван Крамской

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Иван Крамской

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Художник с супругой Софьей

Художник с супругой Софьей

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

Иван Крамской

Иван Крамскйо

Роспись

Иван Крамской

Иван Крамской

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья напсиала незадолго до его смерти

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

В биографии Крамского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Крамского.

ivan-kramskoj

Биография Крамского

Иван Крамской появился на свет 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии. Он рос и воспитывался в семье писаря. Еще в детстве у него проявились способности к рисованию.

Изначально Крамской рисовал с помощью карандаша или акварели. В 15-летнем возрасте он начал обучаться в мастерской одного иконописца. Затем он поступил в Острогожское уездное училище, после окончания которого устроился работать писарем в Острогожской думе.

В скором времени юноша начал ретушировать фотографии. Позднее он трудился у фотографа Данилевского. В 1856 г. Иван обосновался в Петербурге, где занимался ретушированием в элитном фотоателье. Спустя год он успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

Живопись

До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.

ivan-kramskoj-2

В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.

Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.

Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.

Личная жизнь

Женой художника была Софья Николаевна, с которой он познакомился еще в студенческие годы. Стоит заметить, что до встречи с Иваном девушка сожительствовала с женатым художником. В этом браке у пары родилась одна дочь Софья и пятеро сыновей: Николай, Анатолий, Марк, Иван и Сергей.

Крамской был очень привязан к дочери, которая в будущем также стала художницей. Однако, в 30-е года девушка была репрессирована.

Смерть

В последние годы биографии мастера мучила аневризма сердца. Боли были такими нестерпимыми, что ему пришлось прибегнуть к морфию. Иван Крамской умер от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года в возрасте 49 лет. Он скончался за работой, рисуя портрет доктора Карла Раухфуса.

Фото Крамского

ivan-kramskoj-3

Иван Крамской с женой Портрет сына Сергея Автопортрет Ивана Крамского

ivan-kramskoj-4
ivan-kramskoj-1

hristos-v-pustyne

Христос в пустыне

Крамской Иван Николаевич - биография и картины

Крамской Иван Николаевич (годы жизни - 1837-1887 гг.) известен нам сегодня как талантливый портретист и исторический живописец. Его родным городом является Острогожск Воронежской губернии. Именно там, в семье мелкого чиновника и родился маленький Ваня. Живописью он увлекался с самого детства. При каждой возможности он брал в руки перо или карандаш и старался зарисовывать все то, что видел вокруг себя. Очень любил читать.

В 1850-м году, после окончания уездного училища, 13-летний Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера. В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.

Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии, создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой.

К тому времени, Иван Крамской окончательно нашел свое призвание в качестве художника-портретиста. Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. Именно ее мы можем наблюдать сегодня в портретах И.И. Шишкина, И. Морозова, Г. Г. Мясоедова, Н.А. Кошелева и не только.

На протяжении некоторого времени Крамской преподавал в Школе Художеств при Обществе поощрения художников. Когда Петербургская артель медленно начала распадаться, он выступил организатором объединения художественных передвижных выставок.

70-80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ ("Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой" ). Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематики ("Незнакомка", "Неутешное горе").

На протяжении всего своего творческого пути нередко художнику приходилось брать и заказы церковного характера, которые являлись для него одним из основных источников заработка.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 60-80 гг. позапрошлого века. Талантливый художник, тонкий критик, основатель Петербургской артели, он стал идейным вдохновителем целого поколения, задавшим новый вектор развитию такой ветви искусства в России, как портретный реализм.


Детство и юность

Родился живописец 8 июня 1837 года в городке Острогожск Воронежской губернии. Его отец-писарь мечтал, что сын по его примеру станет делопроизводителем и устроится на хорошую должность в государственные органы.

Однако у судьбы были совсем иные планы. Познакомившись с соседским художником-любителем Михаилом Тулиновым, Ваня увлекся рисованием. С тех пор мир искусства прочно вошел в жизнь начинающего автора, и вся его дальнейшая биография была связана с созданием картин.

Иван Николаевич Крамской

Начальное образование юноша получил в родном Острогожске, окончив училище с похвальными листами по всем дисциплинам. В возрасте 12 лет Иван потерял отца, поэтому был вынужден устроиться на работу. Сына покойного писаря приняли в городскую Думу, где он оттачивал каллиграфический почерк и занимался вопросами полюбовного межевания. Вскоре молодой человек сменил рутинную работу на более интересную и близкую по духу, став ретушером у местного фотографа. Характер новой работы был разъездной: вместе с мастером ученик побывал во многих городах России.

В 1853-м случилось событие, полностью изменившее жизнь Ивана. В город приехал известный фотограф Яков Данилевский, и шестнадцатилетний парень поступил к нему в подмастерья. Занимаясь ретушью фотографий, Крамской получал не больше 2,5 рублей в месяц, но это было не главное. За три года работы у Данилевского юноша овладел многими секретами мастерства, а позже смог из провинции перебраться в центр российского искусства – Санкт-Петербург.

В городе на берегу Невы он познакомился с фотографом Александровским и начал работать в его мастерской. К тому времени Крамской был уже известным в профессиональных кругах ретушером и имел репутацию большого мастера своего дела. Параллельно с основной деятельностью Иван начал писать портреты, но до славы живописца было еще далеко. Благодаря ретуши талантливого помощника слава о работах Александровского дошла до императорского дворца, и вскоре его пригласили на должность фотографа монаршей семьи. Иван же получил предложение о сотрудничестве от Андрея Деньера, известного владельца фотоателье. Представители высшего петербургского общества записывались в очередь, чтобы получить отретушированные Крамским снимки.

В Северной столице наконец осуществилась давняя мечта провинциала – поступить в Академию художеств. Успешно пройдя вступительные тесты, молодой человек попал на курс к профессору Алексею Маркову. С первых же месяцев обучения Иван стал одним из лучших учеников академии.

Иван Николаевич Крамской

Студентам предлагалось изобразить сцену из скандинавского эпоса, но так как молодые люди в те годы тяготели к реалистическому направлению, большинство из них отказалось. Позже 14 претендентов назвали бунтарями и исключили из конкурса. Предводителем воспротивившихся студентов стал Иван Крамской.

Творчество

Как руководитель мастерской, Крамской поражал окружающих своей работоспособностью. Наравне со всеми он трудился над портретами, одновременно занимался поиском заказчиков, обучал вновь прибывших сотрудников. Одним из новых учеников стал прославившийся в будущем Илья Репин.

Еще в студенческие годы Иван создал ряд зарисовок для росписи Храма Христа Спасителя. В середине 1860-х эскизы были перенесены на купола этого знаменитого православного храма.

Мечта побывать за границей и воочию увидеть полотна великих гениев осуществилась в 1869 году. Однако впечатления от увиденного художник получил самые противоречивые: творчество западных коллег не вызвало у него восторженных чувств.

Вернувшись в Россию, Иван повздорил с одним из членов артели, который, вопреки правилам, согласился на предоставленную Академией художеств заграничную поездку. Создатель покинул сообщество, и вскоре без талантливого руководителя оно развалилось.

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской

За всю жизнь Крамской создал десятки полотен в различных жанрах, но особое признание он получил в качестве портретиста. Как утверждали современники маэстро, его портреты Ивана Шишкина, Льва Толстого, Тараса Шевченко имели стопроцентное сходство с персонажами.

Иван Николаевич Крамской

Современники автора гадали, кто же изображен на картине. В конце концов все сошлись во мнении, что это состоятельная содержанка. Полотно по какой-то причине Третьяков покупать не стал – оно досталось богатому промышленнику Павлу Харитоненко.

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич считается главным передвижником России и гениальным реформатором искусства 19-го века. Одухотворенность и человечность его портретов по сей день вызывают восторг среди ценителей искусства.

Читайте также: