Феодализм в японии в средние века кратко

Обновлено: 07.07.2024

И ставят ли вообще историки Японии вопрос таким образом?

В целом на вопрос ответили ниже, потому лишь вставлю свои дополнения.

В Японии феодализм имел свои особенности, связанные с историей освоения самих же японских земель. Крайне широкие полномочия имел даймё - князь, который собственно и владел многочисленными провинциями и держал свою дружину - клан самураев.

Собственно японский феодализм больше напоминал не Европейский, а скорее древнерусский феодализм ( Русь, князья, дружины эпохи удельной Руси ). Как по мне сходств больше, поскольку и там и там главным был князь, а дружинников (самураев в Японии) он мог назначать на временные должности без права наследования. Вообще сходств немало, лучше самому сравнить.

Полномочия даймё были очень широкими, настолько, что император фактически не имел над ними власти. Обычно император правил в пределах столицы, а после утраты полномочий и формирования Сёгуната и вовсе перестал что-либо решать.

В сравнении же с европейским, то японский как и древнерусский имел те же различия. Каждое княжество (владения клана на японский лад) были почти полноценными государствами, чего не скажешь о европейском, где каждое владение могло иметь разный статус и полномочия. В Европе была очень разветвлённая система земельно-родовых вассалов, в которое поколения подчинялись поколениям. В Японии отчасти было так, но тут не было привязки к земле, а лишь к клану, что не подразумевало выдачи земли впользование. Как и дружинники на Руси не могли получить землю в наследование, но обычно создавали военный род, стоящийна службе у князя.

В этой главе речь пойдет об особенностях экономического развития стран Азии на примере Японии.

В период феодализма в Японии верховным собственником земли считался император (тенно, или микадо), а также его вассалы – князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество было самостоятельным государством – имело свое войско, собирало пошлины на границах. Иными словами, в Японии была феодальная раздробленность.

Император лишь номинально считался главой Японии. Реальная власть была сосредоточена в руках сёгуна – военного правителя, или главнокомандующего. В XVII в. должность сёгуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции принято называть периодом сёгуната Токугава.

Верхушку японского общества составляли самураи – военнослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии, кроме самураев, к военной службе никто не допускался; представителям других сословий под страхом смерти запрещалось брать в руки оружие.

Европейские феодалы были военным сословием. Но самураи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали “рисовый паек” – натуральную плату рисом. Этот рис государство получало от крестьян в форме военного налога, т. е. налога на содержание самурайской армии. Если исходить из того, что в Японии все-таки был феодализм, этот налог можно рассматривать как “централизованную” ренту, поскольку за счет его и существовало правящее сословие. По закону в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40 % урожая, но практически у них забиралось до 50–70 % урожая.

Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне строили каналы, дороги, перевозили различные грузы и т. д.

Население Японии делилось на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из одного сословия в другое категорически был запрещен законом. Замкнутость сословий, характерная для феодализма вообще, здесь была доведена до такой степени, что закон диктовал пищу, одежду и быт каждого сословия. Например, крестьянам запрещалось есть рис, а носить они могли только одежду из хлопка и льна. Шелковую одежду могли носить только самураи. Перед самураями все остальные были бесправны. Самурай по закону мог убить простолюдина только для того, чтобы “испытать новое оружие”.

При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля и ремесло считались занятиями унизительными. Естественно, торговля и ремесло в связи с этим развивались медленно, и даже население городов состояло преимущественно из самураев. Так, в начале XVIII в. самураи составляли 3/4 горожан, а ремесленники и купцы – только 1/4.

Натуральность хозяйства, характерная для европейского феодализма, здесь закреплялась тем, что и налоги, и жалованье самураям были натуральными. И на рынке Японии широко практиковался натуральный обмен, причем в качестве мерила стоимости тоже использовался рис.

Разложение феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В Японии другие сферы предпринимательства давали слишком мало возможностей. Развитию внутренней торговли препятствовала крайняя узость внутреннего рынка, а внешняя была и вообще запрещена. А слабость торговли, отсутствие рынка тормозили развитие промышленности. В этих условиях ростовщичество получило гипертрофированно уродливое развитие. Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне, которые незаконно закладывали в обеспечение долга земельные участки. Незаконно, потому что земля не была их собственностью. Когда крестьянин не мог вернуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход закона, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал вести на этой земле хозяйство, платить налог государству, но теперь он должен был платить арендную плату владельцу земли. Этих незаконных землевладельцев называли дзинуси. К середине XIX в. во владение дзинуси перешла 1/3 обрабатываемой земли, а третья часть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.

Но в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. К этому неизбежно вела натуральная форма их жалованья: для удовлетворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появилась специальная гильдия ростовщиков, которые занимались скупкой у самураев их квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам, к середине XIX в. в руках ростовщиков оказалось уже 7/8 национального богатства Японии.

Конечно, при этом самое низшее сословие (а ростовщики относились к сословию купцов) фактически уже не занимало низшую ступеньку социальной лестницы. Пользуясь кабальной зависимостью феодалов, они нередко заставляли тех “усыновлять” себя и через усыновление сразу переходили в высшее сословие.

В то же время часть самураев потеряла службу и сословное положение. Поскольку самураи жили лучше других сословий, их доля в общей численности населения возрастала, всем уже не хватало места на службе, и часть самураев оказалась без работы. Такие “безработные” самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь ремеслом и торговлей, что законом категорически запрещалось.

В этом несоответствии реальной жизни и закона и проявлялось разложение феодализма. Проникновению же капиталистических отношений в страну препятствовала политика насильственной изоляции Японии от остального мира, которую сёгуны проводили с XVII в. Целью этой политики было законсервировать существующий строй, не допустить иностранного влияния, которое может подорвать основы сложившихся отношений. Политика заключалась в том, что японцам запрещалось посещать другие страны и даже строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранным судам в японские гавани заходить не разрешалось. Исключение было сделано лишь для купцов Голландии и Китая, но ограниченное: в одну из гаваней Японии за год могли войти два голландских судна и нескольких китайских, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.

Изоляция тормозила не только проникновение в Японию капиталистических порядков, но тем самым и ее экономическое развитие. Результатом стал хозяйственный застой Японии с конца XVII в. до революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались на одном уровне.

Правда, в это время все же рождалось и делало первые шаги мануфактурное производство. Мануфактуры здесь возникали двумя путями.

В условиях натурального хозяйства крестьяне были вынуждены готовить ремесленные изделия у себя по домам. Со временем появлялся скупщик и рождалась рассеянная мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей. Некоторые князья организовывали фарфоровые и металлургические мануфактуры. Известно, что в таких мануфактурах работали в качестве рабочих даже самураи.

Япония вступила на путь развития капитализма тогда, когда мировой капитализм переходил уже на стадию империализма. Реформы, вводившие капиталистические порядки, были проведены в Япония только в 70-х годах XIX в.

Глава III. Возникновение и развитие феодализма в Японии (III-VIII вв.)

Возникновение раннефеодального государства

Эти полусвободные сыграли большую роль в процессе образования Японского государства, так как их труд способствовал развитию производительных сил. В категорию полусвободных попадала значительная часть корейцев и китайцев, либо занесённых на японские острова волнами миграций, либо увезённых во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями гораздо более высокой культуры, в частности более высокой техники земледелия. Часть переселенцев из Китая и Кореи составляли ремесленники — гончары, кузнецы, плотники, ткачи, вышивальщики и т. д. Местные племенные вожди, под власть которых они подпадали, предоставляли им возможность иметь своё имущество и орудия производства, но обязывали их жить в определённых местах компактными группами и отбирали у них всю продукцию. Тем самым по своему положению такие ремесленники приближались к рабам. В то же время от рабов-слуг их отличало, как и табэ, то, что господин не мог убивать и продавать их. Эту категорию полусвободных японские источники именуют томобэ и какибэ. Так наряду с возникновением феодальных отношений в Японии имели место и отношения рабовладельческие.

Развитию рабовладельческих отношений препятствовали, однако, многие факторы. Главная отрасль хозяйства — земледелие — в подавляющей части находилась в руках общинников. Крупные латифундии, создающие условия выгодного применения труда рабов, в горной стране были невозможны. Был ограничен и источник пополнения рабочей силы: рабов захватывали главным образом в Корее во время набегов. Но в VI в. на полуострове выросло в мощное государство одно из трёх корейских царств — Сияла, которая не только успешно отражала набеги японцев, но в 562 г. даже вытеснила японцев из Миманы. Приобретение рабов на японских островах из племён эбису (айну, айны) и кумасо (хаято) было связано с далёкими и трудными походами и наталкивалось на сильное сопротивление этих тогда ещё многочисленных племён. Поэтому рабовладельческий путь развития в VII в. уже исчерпал свои возможности, и Япония не стала рабовладельческим государством; её развитие пошло по пути феодализма. ( Некоторые современные японские историки находят, что рабовладельческие отношения в древней Японии развились настолько, что можно говорить о существовании рабовладельческого строя, охватывающего VIII и даже последующие века. Однако другие японские историки, как и советские учёные, полагают, что феодальные отношения господствовали в Японии уже во второй половине VII в., что, конечно, не означало полного исчезновения рабства. )



Пагода в монастыре Хорюдзи. VII в.

В дальнейших событиях большую роль сыграли внешние факторы: политическое влияние Китая, где в это время создалась могучая, централизованная феодальная империя, влияние китайской образованности, особенно права, политических теорий; влияние буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Централизованная, иерархически организованная буддийская церковь являлась своего рода образцом для феодального государства. Единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщённости.

В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.

Основная масса населения — крестьяне — получала подушные наделы и была обложена зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несла повинность на общественных работах (строительных, ирригационных и др.) в течение определённого числа дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом наделов — должностных, ранговых. Таким образом, для феодалов владение землёй обусловливалось службой и носило бенефициальный характер. Крестьяне-земледельцы формально не были лишены личной свободы; они сохраняли своё имущество и орудия производства, что влекло за собой и известную их инициативу в ведении хозяйства. Но в то же время они были лишены права покидать свои наделы, т.е. оказывались фактически прикреплёнными к земле.

Для управления государством был создан обширный аппарат, состоявший из центральных органов (Верховного государственного совета и подчинённых ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников); страна была подразделена на административные районы — провинции (купи) и уезды (кори). Всё население было обязано нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошёл в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. весь этот строй получил фиксацию в своде законов — Кодексе Тайхорё. В 710 г. был закончен постройкой город Нара — первый город в Японии.

Утверждение феодализма в Японии не привело к полной ликвидации рабовладельческого уклада. Была уничтожена категория полусвободных томобэ и какибэ, категория же яцуко — домашних рабов — сохранилась. Появилась и новая категория государственных рабов — слуг в правительственных учреждениях. Владение рабами являлось в то время одним из средств получения земли. По закону владелец раба получал на него от государства дополнительный участок в размере 1/3 надела свободного. Господствующая верхушка стремилась поэтому увеличивать число рабов.

Однако основной источник их получения — пленные из числа местных иноплеменников — в эту пору мог иметь значение только на окраинах. Обращение же в рабство членов побеждённых родов после прекращения борьбы между ними также не могло уже иметь места. Поэтому приходилось прибегать к другим средствам: насильственному уводу и похищению крестьян, особенно детей, или купле у главы семьи её младших членов. В рабство можно было обратить также за преступление и за неуплату долга. Существовала и самопродажа в рабство людей, не имеющих средств к существованию. В VII—VIII вв. количество рабов достигало 10—20% всего населения. Их труд применялся больше всего на строительстве. Но уже к концу VIII в. рабский труд стал применяться всё реже и реже, а использование рабов в земледелии и вовсе прекратилось.

Земли феодалов

Ранговые и должностные наделы давались на срок состояния в том или ином ранге или в должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались на одно, два или три поколения, а в случае крупных заслуг — навечно, иными словами, являлись фактически собственностью отдельных феодалов. Все прочие земли давались формально во временное пользование на разные сроки. Однако, учитывая принадлежность владельцев всех этих наделов к аристократии, а также и то, что феодалы заполняли собою весь аппарат государственного управления, превращение права пользования данными наделами в право собственности являлось лишь вопросом времени.



Флейтист. Скульптура из монастыря Тодайдзи. Первая половина VIII в.

Императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в форме жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный правительственный аппарат и получившие права высшего сословия. Признаком принадлежности к высшему сословию служило получение какого-либо ранга.

Культура в VIII в.

Во дворцах и храмах города Нары находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптуры и художественного ремесла из бронзы, золота, лака — изделия японских, корейских и китайских мастеров. Скульптурные изображения деятелей буддийской церкви носили реалистический характер, и многие из них отличались совершенством художественного исполнения.

Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые нужно переработать, используя > .

Феодальная система в Японии 封建制度 ( Hoken-Seido ? , Феодальная система ) начинается в момент Камакура (1183-1333) при правлении императора Тсучимикад между 1198 и 1221 . [исх. требуется] Он заканчивается в 1868 году, в конце периода Эдо и в начале правления императора Мэйдзи . Его влияние длилось почти 700 лет. Феодализм ассоциируется с воинами: самураями, которые доминировали в японском обществе и во главе их: сёгуном . Он основан на первых счетах западных стран в середине XVI - го века .

Резюме

История

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > в отрывках, требующих источника.

Рисунок Тоётоми Хидэёси на лошади

Эра Камакура (1183-1333)

Этот период находится под политическим руководством сёгуната в Камакуре и является первой частью в средних веках , что идет до конца XVI - го века .

Сёгунат Камакура (1185-1333)

Клан Тайра потерпели поражение во время Genpei войны в 1185 году . После этой гражданской войны, которая длилась 5 лет, победоносный Минамото-но Ёритомо узурпировал имперскую власть, чтобы установить феодальное правительство в Камакура . Самурай захватили политическую власть ранее принадлежавшей императором, а также суд в Киото . Лишь в 1192 году Ёритомо получил титул сэй тайсогун (сёгун) генерализма. Эта политическая система получила название Сёгунат .

Правление императора Цучимикадо

Го-Тоба взошел на престол 8 сентября 1183 года в возрасте 3 лет. Его брат Антоку был вынужден отречься от престола во время гражданской войны в Гэмпай . В 1192 году умер его дед, император в изгнании по имени Го-Сиракава . Именно в это время, когда вся опасность миновала, Ёритомо воспользовался тем, что заставил императора назвать его Сёгуном . Именно в этом контексте был создан сёгунат Камакура. В 1198 году Ёритомо приказал императору отречься от престола в пользу одного из сыновей последнего: Цучимикадо . Сёгунат имел все полномочия, оставив императору простую власть жреца. Именно в этом контексте формируется феодализм. Когда Ёритомо умер, его место занял Ходзё Токимаса . Последний был первым регентом сиккена . Цучимикадо правил до 1210 года, уступив место Хунтоку [исх. необходимо] .

Клан Ходзё

Клан Ходзё была семья самурая , который доминировал в японской политике в эпоху Камакура. Они являются потомками клана Тайра, который был одним из 4 кланов, доминировавших в японской политике в предыдущую эру. Их название происходит от города Ходзё в провинции Идзу . Они заняли важное место в политике, потому что после смерти Ёритомо они обратились к сёгунам и, наконец, получили титул сиккэн, который дается регентам.

Восстановление Кенму (1333-1336)

Этот период имел место между 1333 и 1336 годами . Он находится между падением сёгуната Камакура и возвышением сёгуната Асикага, когда император Го-Дайго попытается захватить власть, чтобы восстановить имперский контроль над Японией.

Падение Камакуры

После того, как Япония столкнулась с внешними угрозами в результате нашествия монголов, Япония испытает период угроз, но на этот раз внутренних. Действительно, у императора Го-Дайго есть воля восстановить императорскую прерогативу. Поэтому он поднимет армию и в 1331 году восстанет против Камакуры. Западные военные присоединились к имперскому делу, но генерал по имени Асикага Такаудзи присоединился к восстанию в 1333 году . Последний схватил Камакуру и убил семью Ходзё.

Попытка возможного возвращения к имперской власти

Го-Дайго, вернувшись в Киото, думал восстановить власть императора, но его обманули, потому что в 1336 году Асикага Такаудзи изгнал его с трона за счет члена боковой ветви императорской семьи.

Период Муромати (1336-1573)

Этот период длился с 1336 по 1573 год . Он соответствует сёгунату Асикага. Название происходит от района Киото, где проживало правительство сёгунов. В 1338 году Асикага Такаудзи принял титул сёгуна, который его потомки сохраняли до 1573 года, но его сёгунат никогда не был таким могущественным, как сёгунат Камакура.

Период Намбоку-тё (1336-1392)

После Асикага Такаудзи в предательстве , Go-Дайго бежит со своими последователями в горах недалеко от Нара . Оттуда он будет ревностно вести борьбу против семьи Асикага. Это начало нескончаемых конфликтов, длившихся почти 60 лет. Лишь в 1392 году они положили конец своему сопротивлению, и взамен Асикага пообещал заменить им трон, но этого не произошло, и семья Го-Дайго была забыта. В том же году третий сёгун Ёсимицу добился сдачи потомков Го-Дайго. Некоторое время в стране царил мир.

Война Онина (1467-1477)

С 1467 года власть Асикага упала. Причины - увеличение числа рыцарей, что ставит под сомнение личные узы верности. Мы видим восстановление национального единства, что требует создания новых политических структур. В этом восстановлении мы сначала видим создание независимой феодальной единицы. Мы видим, как военные защитники и провинциальные аристократы присоединяются к клиентуре и становятся могущественными лордами. Они постоянно самоутверждаться и они будут принимать имя даймё XVI - го века .

С этим ростом власти добавилась гражданская война с 1467 по 1477 год : война Онина . Этот период представляет собой долгую борьбу за индивидуальное господство даймё . Различные Дома сражаются с единственной целью - доминировать в Японии. Конец этой войны положил конец сёгунату Асикага, и страна оказалась разделенной даймё.

Период Сэнгоку (1477-1573 гг.)

Эта вторая часть периода Муромати отмечена ослаблением сёгунов за счет местных лордов. Для него характерны многочисленные военные конфликты и социальные перемены. Это также считается переходом от феодальной Японии к современной Японии. Это последний период перед учреждением сёгуната Токугава. Политический контекст сложен, потому что два двора находятся в конфликте: южный, который благоприятствует господству императора, и северный, который благоприятствует сёгунату Асикага. Вдобавок проблем добавляются крестьянские восстания. Лорды навязывают себя благодаря самураям, которые являются их вассалами. Даймё возводят замки, которые становятся символом власти. Именно в этот период развивается дзен- культура . Мы также видим прибытие первых жителей Запада.

Период Адзути Момояма (1573-1603)

Именно в этот период Японию объединят трое мужчин: Ода Нобунага , Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу . Ода изгнал последнего сёгуна Асикага Ёсиаки из Киото в 1573 году . Он объединился с Токугавой, и оба одержали много побед, например, в 1575 году в битве при Нагасино, где впервые были применены мушкеты. Ода умер убитым в 1582 году . В 1590 году Тоётоми завершил объединение Японии и умер в 1598 году . Токугава одержал победу в битве при Сэкигахара, взял под свой контроль Японию и установил бакуфу, что дало ему абсолютную власть. Он основал династию, просуществовавшую до 1868 года .

Эпоха Эдо (1600-1868 гг.)

Именно в этот период феодализм находился на закате своей жизни. Он начался около 1600 года с захвата власти Токугава и закончился в 1868 году восстановлением Мэйдзи. Через три года после битвы при Сэкигахара Токугава получил титул сёгуна и основал военное правительство под названием бакуфу. Благодаря кодексу из 17 статей от 1615 года сёгуну удается монополизировать всю власть и он получает влияние. Опять же, император играет только религиозную и духовную роль. Чтобы получить контроль над лидерами страны, сёгун создал санкин-котай , систему, которая заставляла даймё вести двойной образ жизни и нести ежегодные расходы на поездки между своими поместьями и столицей. Эта мера вступает в силу в 1635 году. Социальная реорганизация проводится по четырем классам: воины буси, в которых обитают сёгун, даймё и самураи, номинальные крестьяне , ремесленники когё и торговцы чонинами . Остальные не кодифицированы, но вряд ли ускользнет от контроля сёгуната.

Сакоку (1650-1842)

Япония подвергнется политике изоляции. Действительно, сёгунат Токугава отказывается от любого западного влияния и желает контролировать торговлю. Он изгнал христианских миссионеров, запретил въезд и выезд с территории, изгнал жителей и иностранных купцов и закрыл порты для иностранных судов. Эта политика получила название сакоку . Американец Мэтью Перри положил конец этой политике в 1853 году. Это открытие будет способствовать отречению последнего сёгуна и восстановлению имперской власти в 1868 году, уступив место эпохе Мэйдзи. Период после Сакоку называется Бакумацу . Именно в этот период закончилась изоляционистская политика и модернизировалась феодальная система. Это ознаменовало конец периода Эдо, уступив место эпохе Меджи, которая характеризовалась сдвигом в феодальной системе. Сёгунат также закончился в 1868 году.

Конец феодализма и сёгуната

К концу периода Эдо феодальная система была ослаблена, и только после отставки сёгуна Токугавы Ёсинобу и Реставрации Мэйдзи феодальный режим был упразднен, а император вернул императору все его полномочия.

Конец феодализма связан со многими изменениями, а также с концом сёгуната. Возникают города, появляется много предприятий, сильна урбанизация. Население тоже увеличивается. И купеческий класс, и буржуазия выигрывают от этого роста. Мы также наблюдаем грамотность, и все чаще принимаются новые идеи. Экономический рост идет быстрыми темпами, что обязывает страну к процессу порядка и прогресса. Работа внутреннего объединения и умиротворения привела к упадку феодальной экономики. Япония становится единым экономическим пространством. Политика сосредоточена вокруг Эдо (будущего Токио) и ведет к экономическому объединению. Словом, это начало современного государства.

Читайте также: