Парламентское расследование федерального собрания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 9. Парламентское расследование Федерального Собрания Российской Федерации

Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, в том числе создание палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетной основе парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации".

При поддержке инициативы возбуждения П. р. и принятии решения о возбуждении П. р. палаты ФС РФ на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов СФ и депутатов ГД, и избирают ее сопредседателей. Срок П. р. не может превышать 1 года со дня создания комиссии. По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты ФС РФ. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов СФ, депутатов ГД. Утвержденный палатами ФС РФ итоговый доклад направляется палатой, последней принявшей решение о его утверждении, Президенту РФ, в Правительство РФ, публикуется в установленном порядке, а также размещается в сети Интернет. После направления итогового доклада Президенту РФ и в Правительство РФ П. р. считается завершенным и комиссия распускается.

30 декабря 2006 г., 28 декабря 2010 г., 7 мая 2013 г.

Принят Государственной Думой 7 декабря 2005 года

Одобрен Советом Федерации 14 декабря 2005 года

Президент Российской Федерации

27 декабря 2005 года

Федеральным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. Устанавливаются основания для проведения парламентского расследования, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры парламентского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.

Парламентскому расследованию подлежат факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера или с их негативными последствиями. Парламентское расследование не может проводиться в отношении деятельности Президента, суда, органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемой ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Установлено, что расследования проводятся парламентскими комиссиями, формируемыми при принятии решения о возбуждении парламентского расследования из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Парламентская комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право: запрашивать информацию, необходимую для проведения парламентского расследования; приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц и граждан.

Предусмотрена подготовка итогового доклада по результатам парламентского расследования, содержащего выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. Итоговый доклад, утвержденный палатами Федерального Собрания, направляется палатой, последней принявшей решение о его утверждении, Президенту, в Правительство, публикуется в установленном порядке, а также размещается в международной компьютерной сети Интернет.

Предусмотрено, что парламентское расследование в соответствии с законом о парламентском расследовании проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2005 г. N 294, в "Парламентской газете" от 13 января 2006 г. N 2-3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 января 2006 г. N 1 ст. 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) обеспечение палатами ФС РФ контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов гос. власти S РФ, гос. органов, не являющихся органами гос. власти, органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения расследования, информирование о них общества, оказание содействия в устранении таких причин и условий.

3. Парламентское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.

Предмет парламентского расследования

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением ЧС техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями ЧС природного и техногенного характера.

+ предложение Уполномоченного по правам человека в РФ о создании парламентской комиссии по расследованию фактов

2. Парламентскому расследованию не подлежат:

1) деятельность Президента РФ;

2) деятельность суда по осуществлению правосудия;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с УПК - законодательством.

4. В случае принятия фед. судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с ФЗ, расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола об админ. правонарушении.

Срок парламентского расследования

1. не может превышать год со дня создания комиссии.

2. расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Гос. Думы соответствующего созыва.

Инициатива возбуждения парламентского расследования

При наличии фактов и обстоятельств, группа членов СФ или депутатов ГД численностью не менее 1/5 от общего числа направляет председателю соответствующей палаты письменное обращение о возбуждении расследования.

Статья 8. Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования

1. Вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования / предложения о создании комиссии рассматривается на заседании соответствующей палаты не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

4. Решения о поддержке инициативы возбуждения расследования и о составе комиссии, создании комиссии считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов СФ, депутатов ГД соответственно.

+ Парламентское расследование не проводится, если одна из палат не приняла решение о возбуждении парламентского расследования, инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой, также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

Порядок формирования парламентской комиссии

1. на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов СФ и депутатов ГД, и избирают ее сопредседателей.

2. В состав комиссии от ГД должно входить равное число представителей всех депутатских объединений. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

* В случае отказа депутатского объединения => вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями, направившими своих представителей в состав комиссии.

5. Инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних 6 месяцев полномочий Президента РФ или Гос. Думы, а также в период избирательной кампании по их выборам.

Требования, предъявляемые к членам комиссии

Членом комиссии не может быть член Совета Федерации, депутат Государственной Думы:

1) являющийся участником расследуемого комиссией события;

2) лишенный неприкосновенности;

3) в отношении которого соответствующей палатой Федерального Собрания РФ в порядке, установленном законодательством РФ, рассматривается вопрос о лишении его неприкосновенности;

4) состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Порядок работы комиссии

1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует 2/3 от общего числа членов комиссии.

2. Заседания комиссии открытые.

*В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению гос. / охраняемой фед. законом тайны => решение о проведении закрытого заседания.

4. Уполномоченный по правам человека в РФ вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии.

5. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня создания комиссии.

Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии - члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства РФ, иных фед. государственных органов, органов гос. власти S РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету расследования, информацию, необходимую для проведения расследования;

2) приглашать для дачи объяснений должностных лиц;

3) приглашать для дачи объяснений граждан, обладающих специальными знаниями / информацией;

4) опрашивать приглашенных лиц и заносить их объяснения в соответствующий протокол.

Права рабочих групп

1) выезжать на место расследуемого события для сбора информации, касающейся предмета расследования;

2) запрашивать и получать от фед. гос. органов, не являющихся органами государственной власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, информацию, необходимую для проведения расследования;

3) при выезде на место расследуемого комиссией события опрашивать должностных лиц и граждан по расследуемым ею фактам.

*При опросе должностных лиц и граждан должно присутствовать не менее 3 членов рабочей группы.

Итоговый доклад комиссии

1. По результатам расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания РФ.

2. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

3. В итоговом докладе могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.

4. В итоговом докладе могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.

5. Палаты Федерального Собрания РФ в течение месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад.

11. После направления итогового доклада Президенту РФ и в Правительство РФ парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Читайте также: