Теплоснабжение в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Классификация теплоснабжения

Различают местное и централизованное теплоснабжение. Система местного теплоснабжения обслуживает одно или несколько зданий, система централизованного — жилой или промышленный район. Наибольшее значение приобрело централизованное теплоснабжение. Его основные преимущества перед местным теплоснабжением — значительное снижение расхода топлива и эксплуатационных затрат (например, за счёт автоматизации котельных установок и повышения их КПД); возможность использования низкосортного топлива; уменьшение степени загрязнения воздушного бассейна и улучшение санитарного состояния населённых мест.

В системах местного Теплоснабжение источниками тепла служат печи, водогрейные котлы, водонагреватели (в том числе солнечные) и т. п.

Система централизованного теплоснабжения

Система централизованного теплоснабжения включает источник тепла, тепловую сеть и теплопотребляющие установки, присоединяемые к сети через тепловые пункты. Источниками тепла при централизованном теплоснабжении могут быть теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии; котельные установки большой мощности, вырабатывающие только тепловую энергию; устройства для утилизации тепловых отходов промышленности; установки для использования тепла геотермальных источников. Теплоносителями в системах централизованного теплоснабжения обычно являются вода с температурой до 150 °С и пар под давлением 0,7—1,6 Мн/м 2 (7—16 ат). Вода служит в основном для покрытия коммунально-бытовых, а пар — технологических нагрузок. Выбор температуры и давления в системах теплоснабжения определяется требованиями потребителей и экономическими соображениями. С увеличением дальности транспортирования тепла возрастает экономически оправданное повышение параметров теплоносителя. Расстояние, на которое транспортируется тепло в современных системах централизованного теплоснабжения, достигает нескольких десятков км. Затраты условного топлива на единицу отпущенного потребителю тепла определяются в основном КПД источника теплоснабжения. Развитие систем теплоснабжения характеризуется повышением мощности источника тепла и единичных мощностей установленного оборудования. Тепловые мощности современных ТЭЦ достигают 2—4 Ткал/ч, районных котельных 300—500 Гкал/ч. В некоторых системах теплоснабжения осуществляется совместная работа нескольких источников тепла на общие тепловые сети, что повышает надёжность, манёвренность и экономичность теплоснабжения.

По схемам присоединения установок отопления

По схемам присоединения установок отопления различают зависимые и независимые системы теплоснабжения

В зависимых системах теплоноситель из тепловой сети поступает непосредственно в отопительные установки потребителей, в независимых — в промежуточный теплообменник, установленный в тепловом пункте, где он нагревает вторичный теплоноситель, циркулирующий в местной установке потребителя. В независимых системах установки потребителей гидравлически изолированы от тепловой сети. Такие системы применяются преимущественно в крупных городах — в целях повышения надёжности теплоснабжения, а также в тех случаях, когда режим давления в тепловой сети недопустим для тепло-потребляющих установок по условиям их прочности или же когда статическое давление, создаваемое последними, неприемлемо для тепловой сети (таковы, например, системы отопления высотных зданий).

По схемам присоединения установок горячего водоснабжения

В зависимости от схемы присоединения установок горячего водоснабжения различают закрытые и открытые системы теплоснабжения.

В закрытых системах на горячее водоснабжение поступает вода из водопровода, нагретая до требуемой температуры (обычно 0 °С) водой из тепловой сети в теплообменниках, установленных в тепловых пунктах. В открытых системах вода подаётся непосредственно из тепловой сети (непосредственный водоразбор). Утечка воды из-за неплотностей в системе, а также её расход на водоразбор компенсируются дополнительной подачей соответствующего количества воды в тепловую сеть. Для предотвращения коррозии и образования накипи на внутренней поверхности трубопровода вода, подаваемая в тепловую сеть, проходит водоподготовку и деаэрацию. В открытых системах вода должна также удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Выбор системы определяется в основном наличием достаточного количества воды питьевого качества, её коррозионными и накипеобразующими свойствами.

По числу трубопроводов

По числу трубопроводов, используемых для переноса теплоносителя, различают одно-, двух- и многотрубные системы теплоснабжения.

Однотрубные системы применяют в тех случаях, когда теплоноситель полностью используется потребителями и обратно не возвращается (например, в паровых системах без возврата конденсата и в открытых водяных системах, где вся поступающая от источника вода разбирается на горячее водоснабжение потребителей).

В двухтрубных системах теплоноситель полностью или частично возвращается к источнику тепла, где он подогревается и восполняется. Многотрубные системы устраивают при необходимости выделения отдельных видов тепловой нагрузки (например, горячего водоснабжения), что упрощает регулирование отпуска тепла, режим эксплуатации и способы присоединения потребителей к тепловым сетям.

Российская система централизованного теплоснабжения является самой большой в мире. На долю России приходится до 45 % мирового централизованного производства тепловой энергии. Система теплоснабжения состоит из 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, обслуживаемых 17 тыс. предприятий. Тепловая энергия вырабатывается на 526 ТЭЦ (ТЭЦ общего пользования и ТЭЦ промышленных предприятий) и 72 144 котельных. Также тепловая энергия производится на 12 млн. единиц индивидуальных теплогенераторов и теплоутилизационных установок (ТУУ). От источников теплоснабжения (ТЭЦ, котельных) тепловая энергия передается по сетям протяженностью 172 тыс. км (в двухтрубном исчислении) для 44 млн. потребителей (абонентов). В Российской Федерации централизованным теплоснабжением для нужд отопления обеспечено до 81 % жилищного фонда, а горячей водой из систем централизованного горячего водоснабжения – до 64 % населения. В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой и контролем систем теплоснабжения и теплопотребления, работает около 2 млн. чел.

На производство тепловой энергии для систем теплоснабжения расходуется до 255 млн т у.т. (т у.т.=7 Гкал), или 33 % всего потребления первичной энергии в России. На цели производства тепловой энергии ежегодно расходуется до 190 млрд. м³ природного газа, что составляет 41 % суммарного потребления газа в Российской Федерации. В топливном балансе систем теплоснабжения доля природного газа достигает 50 %.

В городах с расчетной тепловой нагрузкой более 500 Гкал/ч функционируют, в основном, сверхкрупные (потребление тепловой энергии более 10 млн. Гкал/год) и крупные (от 2 до 10 млн. Гкал/год) централизованные теплофикационные системы теплоснабжения (на базе ТЭЦ общего пользования). Их доля в суммарной тепловой нагрузке потребителей тепловой энергии составляет около 70 % (табл.)

Таблица. Структура тепловых нагрузок в гороах России Суммарная расчетная тепловая нагрузка, Гкал/ч

Суммарная расчетная тепловая нагрузка, Гкал/ч Менее 100 100-500 500-1000 1000-3500 Более 3500
Количество городов 2345 528 95 74 36
Доля в суммарной тепловой нагрузке, % 12 18 10 21 39

На территории России с незначительной плотностью населения функционируют средние (от 0,5 до 2 млн. Гкал/год) и малые (менее 0,5 млн. Гкал/год) системы теплоснабжения на базе небольших и, как правило, малоэффективных муниципальных или промышленных котельных. На долю таких систем приходится до 30 % производимой тепловой энергии и более 35 % бюджетных средств, направляемых на финансирование систем теплоснабжения и их подготовку к зиме.

На 01.01.2010 производство тепловой энергии стабилизировалось на уровне 2000 млн. Гкал/год. Начиная с 90-х гг. ХХ века ТЭЦ постепенно теряли свою нишу на рынке тепловой энергии. Причинами этого явились падение промышленного производства в Российской Федерации и неверная тарифная политика, которая не давала преимуществ ТЭЦ перед котельными.

Наибольшее количество систем теплоснабжения России имеет тепловую мощность до 10 Гкал/ч.

К началу XXI века ТЭЦ потеряли примерно 30 % своей прежней ниши на рынке тепловой энергии. Возрождение промышленности в России после 2000 г. не позволило вернуть ТЭЦ эту часть рынка (занятую автономными котельными и индивидуальными котлоагрегатами). По этой причине практически на всех ТЭЦ и крупных котельных (за очень редким исключением) отмечается значительный избыток располагаемых тепловых мощностей – до 20 % и более. Этот избыток тепловых мощностей негативно отражается на общих экономических показателях источников централизованного теплоснабжения и уменьшает их конкурентоспособность по сравнению с автономными котельными и индивидуальными котлоагрегатами.

Физический износ котельного и турбинного оборудования ТЭЦ в среднем по России превысил 60 %. Из-за физического износа и старения оборудования значительное количество энергоблоков ТЭЦ в ближайшие годы будет работать в повышенной зоне риска возникновения аварий.

Физический износ энергетического оборудования большинства котельных России еще выше: по последним данным он достигает 68 %. В особо плохом техническом состоянии находятся муниципальные котельные, принятые от обанкротившихся промышленных предприятий и организаций. Котельные, работающие на газе, с котлами единичной мощностью более 4 Гкал/ч имеют достаточно высокий КПД (до 87-90 %). Значительно хуже показатели котельных, оборудованных котлами малой мощности.

Наихудшими, с точки зрения экономичности, являются котельные, работающие на угле: их КПД составляет 65-75 %. Это обстоятельство определяется низкими техническими характеристиками угольных котлоагрегатов, отсутствием водоподготовки (химической очистки воды и деаэрации), плохим качеством угля и отсутствием предварительной его обработки, а также низким техническим уровнем эксплуатационного персонала.

Основные проблемы функционирования российских котельных и ТЭЦ состоят в следующем:

1) высокий физический износ и старение оборудования котельных и ТЭЦ;

2) существенный избыток тепловых мощностей источников теплоснабжения;

3) невысокие КПД котлоагрегатов и, как следствие, повышенные удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;

4) низкая насыщенность приборным учетом потребления топлива и/или отпуска тепловой энергии в котельных;

5) нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов;

6). снижение качества топлива, вызывающее отказы в работе котлов;

7) низкий уровень автоматизации котельных (отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики);

8) отсутствие (или низкое качество) водоподготовки в котельных;

9) высокая стоимость топлива для котельных и ТЭЦ;

10) нехватка и недостаточная квалификация обслуживающего персонала котельных.

Тепловые сети

Около 50 % всех эксплуатационных затрат в системах теплоснабжения России может быть отнесено на обслуживание тепловых сетей. Протяженность тепловых сетей, нуждающихся в ремонте и реконструкции – 45 021 км (26 % суммарной протяженности всех тепловых сетей в России). Протяженность ветхих тепловых сетей, имеющих 100 % физический износ – 32 329 км (19 %).

Для систем теплоснабжения, попавших в зону высокой эффективности централизованного теплоснабжения, доля затрат на транспорт тепловой энергии не превышает 30–35 % суммарных затрат в системах теплоснабжения. Техническое состояние тепловых сетей многих населенных пунктов неудовлетворительно: теплогидроизоляция отсутствует, в осенне-весенний период тепловые сети затапливаются водой, что приводит к увеличению потерь и повышению расхода топлива; отсутствие подготовки воды в котельных приводит к значительной коррозии и снижению долговечности. Отложения соединений железа на стенках трубопроводов приводят к уменьшению пропускной способности тепловых сетей, перерасходу топлива и электроэнергии. Многие сети гидравлически разрегулированы, так как очень часто элементы системы тепловых сетей не соответствуют расчетным данным (диаметры распределительных сетей) или отсутствуют совсем (дроссельные шайбы).

Все вышеперечисленные факторы способствуют физическому износу тепловых сетей и уменьшению их срока службы. Реальный срок службы тепловых сетей, как правило, не превышает 8–12 лет при нормативном сроке службы – 25 лет.

Основные проблемы функционирования тепловых сетей Российской Федерации состоят в следующем:

1) высокий уровень фактических потерь тепловой энергии в тепловых сетях (за счет значительного физического износа и увеличения доли тепловых сетей, нуждающихся в срочной замене);

2) заниженный (по сравнению с фактическим) уровень потерь тепловой энергии в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепловую энергию. Этот фактор существенно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей;

3) высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (до 50 % всех затрат в системах теплоснабжения России);

4) значительная степень физического износа тепловых сетей и, как следствие, превышение в ряде населенных пунктов России критического уровня частоты аварий и инцидентов;

6) нехватка и недостаточная квалификация персонала для эксплуатации тепловых сетей, особенно на объектах систем теплоснабжения небольших поселений.

Приведенные выше цифры убедительно показывают, что для успешной работы систем теплоснабжения России необходимо в кратчайшие сроки добиться устранения перечисленных недостатков как в сфере ТЭЦ и котельных, так и в тепловых сетях.

За 100 лет развития теплоснабжения в России сложилась уникальная система, характеризующаяся следующими аспектами.

Во-первых, в настоящее время около 72 % всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28 % производятся децентрализованными источниками, в том числе 18 % – автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5 %) удовлетворяется за счет утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, очень мала.

Во-вторых, в России электроэнергетика теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 % электрической и почти 32 % тепловой энергии, используемой в стране, при этом практически третья часть электроэнергии, производимой всеми тепловыми электростанциями, вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле. Эффективность работы ТЭЦ общего пользования и ряда ГРЭС с большими объемами отпуска тепла во многом зависит от эффективности функционирования систем централизованного теплоснабжения, в составе которых работают эти станции.

В-третьих, кроме указанных ТЭЦ и ГРЭС, а также АТЭЦ, в городах работает много так называемых промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных предприятий и снабжают их, а также прилегающие жилые районы тепловой (прежде всего) и электрической энергией. Большое количество котельных находится в муниципальной собственности. Индивидуальные котельные, встроенные в отапливаемые здания или пристроенные к ним, обычно являются собственностью тех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат указанные здания.

В целом системами централизованного теплоснабжения, являющимися локальными монополиями, вырабатывается около 1,4 млрд Гкал тепла в год. Около 600 млн Гкал тепловой энергии ежегодно производят 68 тыс. коммунальных котельных. В большинстве крупных городов (более 100 тыс. чел.) централизованным теплоснабжением обеспечено 70–95 % жилого фонда.

К сожалению, состояние теплоснабжения нельзя признать удовлетворительным. Около 50 % объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии.

На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сетях достигают 30 %, а с утечками теплоносителя ежегодно теряется более 0,25 км 3 воды, 82 % общей протяженности тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены.

К основным причинам такого состояния систем коммунального теплоснабжения относятся дефицит финансовых средств, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения.

Не ведется разработка сводного теплового баланса страны. В результате ряд направлений производства и использования тепловой энергии не учитывается.

На развитие теплоснабжения в перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:

- проводимые в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики и межбюджетных отношений, начинаемые преобразования в газовой отрасли (причем указанные реформы должны быть организационно и экономически связаны);

- темпы роста жилого фонда и промышленного производства в стране, прежде всего теплоемких отраслей;

- решение вопросов о формах собственности на объекты коммунальной энергии;

- прогнозируемый рост цен на природный газ;

- резкий рост КПД теплоисточников за счет внедрения высокоэффективных блочно-модульных котельных.

Указанные факторы были учтены при разработке энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р (рис. 1). Основная цель энергетической стратегии – максимально эффективное использование ресурсного и производственного потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Рисунок 1. (подробнее)

Современная экономика России энергорасточительна. Энергоемкость ВВП России (при расчете его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам ЕС – в 3,1 раза. Расчеты показывают, что энергоемкость ВВП должна снизиться к 2020 году по сравнению с 2000 годом примерно в 2 раза (рис. 2).

Так, перестройка структуры экономики и технологические меры экономии энергии уменьшат энергоемкость ВВП на 26–27 % к 2010 году и от 45 до 55 % к концу рассматриваемого периода. При этом до половины прогнозируемого роста экономики сможет быть получено за счет ее структурной перестройки без увеличения затрат энергии. Еще 20 % даст технологическое энергосбережение и около трети прироста ВВП потребует увеличения расхода энергии.

Рисунок 2. (подробнее)

Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который оценивается в 39–47 % существующего годового потребления энергии.

Стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т. е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов способна к концу рассматриваемого периода уменьшить их расход в стране на 360–430 млн т. у. т. в год (рис. 3). Сдерживание развития энергоемких отраслей и интенсификация технологического энергосбережения позволят при росте ВВП за 20 лет в 2,3–3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25–1,4 раза и электроэнергии – в 1,35–1,5 раза. Примерно 20 % потенциала энергосбережения можно реализовать при затратах до 20 долл. США за 1 т. у. т., т. е. уже при действующих в стране ценах на топливо. Наиболее дорогие мероприятия (стоимостью свыше 50 долл. США за 1 т. у. т.) составляют около 15 % потенциала энергосбережения. Реализация всего потенциала энергосбережения займет до 15 лет.

Рисунок 3. (подробнее)

Стратегией предусматривается рост объемов внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов в России с 915 млн т. у. т. в настоящее время до 1 145–1 270 млн т. у. т. в 2020 году (рис. 4). Основой внутреннего спроса на ТЭР останется природный газ с динамикой потребления 463 млн т. у. т. в 2002 году; 525–580 млн т. у. т. в 2020 году. На жидкое топливо (нефть и нефтепродукты) в течение рассматриваемой перспективы будет приходиться 20–22 %, на твердое топливо – 19–20 %. Достаточно стабильным будет внутренний спрос и на нетопливные энергоресурсы (электроэнергию и тепло ГЭС и АЭС и возобновляемых источников энергии). При этом производство первичных ТЭР в России увеличится с 1 516 млн т. у. т. в настоящее время до 1 810–2 030 млн т. у. т. в 2020 году (рис. 5).

Рисунок 4. (подробнее)

Представленные на рис. 5 балансы предусматривают рост производства электроэнергии, являющейся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения, а также совершенствование структуры ее производства за счет двукратного роста выработки на АЭС. Опережающими темпами во всех вариантах развития будет расти добыча угля, что будет обусловлено повышением уровня его технологической и ценовой конкурентоспособности.

Теплоснабжение такой северной страны, как Россия относится к числу важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики.

Рисунок 5. (подробнее)

В соответствии с энергетической стратегией (рис. 6) прогнозируется рост производства тепловой энергии: в 2010 году – на 9–13 % и в 2020 году – на 22–34 % больше, чем в 2000 году. При этом предусматривается рост реального потребления тепловой энергии в 1,4–1,5 раза за счет сокращения потерь и использования высокого потенциала энергосбережения в этом секторе энергетики.

Рисунок 6. (подробнее)

Стратегические цели теплоснабжения – это в первую очередь:

- надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны;

- повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;

- максимально эффективное использование возможностей когенерации.

Для достижения этих целей необходимо:

- разработать программу реформирования теплоснабжения в России и создать государственную систему управления процессами теплоснабжения;

- пересмотреть политику теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;

- разработать и осуществить меры государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов.

Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:

1. В области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:

- объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению;

- обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;

- создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития тепло-снабжения в городах, регионах и стране в целом.

2. В области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений:

- введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное – отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных;

- повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;

- обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;

- развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации.

3. В области технического перевооружения отрасли:

- осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

- обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок;

- принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения;

- обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.

Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли.

Одной из важнейших задач государственной энергетической политики является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обуславливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы, в том числе и на тепло и горячее водоснабжение, для социально незащищенных групп населения.

Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций (рис. 6). Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования.

Создание условий для развития бизнеса в энергоэффективности и теплоснабжении является главной задачей. Для ее решения необходима разработка и принятие ряда законодательных актов.

Указанные законопроекты и необходимые для их реализации нормативные документы, на наш взгляд, должны быть разработаны и приняты не позднее 2004 года.

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.


Российская система централизованного теплоснабжения является самой большой в мире. На долю России приходится до 45 % мирового централизованного производства тепловой энергии. Система теплоснабжения состоит из 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, обслуживаемых 17 тыс. предприятий. Тепловая энергия вырабатывается на 526 ТЭЦ (ТЭЦ общего пользования и ТЭЦ промышленных предприятий) и 72 144 котельных. Также тепловая энергия производится на 12 млн. единиц индивидуальных теплогенераторов и теплоутилизационных установок (ТУУ). От источников теплоснабжения (ТЭЦ, котельных) тепловая энергия передается по сетям протяженностью 172 тыс. км (в двухтрубном исчислении) для 44 млн. потребителей (абонентов). В Российской Федерации централизованным теплоснабжением для нужд отопления обеспечено до 81 % жилищного фонда, а горячей водой из систем централизованного горячего водоснабжения – до 64 % населения. В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой и контролем систем теплоснабжения и теплопотребления, работает около 2 млн. чел.

На производство тепловой энергии для систем теплоснабжения расходуется до 255 млн т у.т. (т у.т.=7 Гкал), или 33 % всего потребления первичной энергии в России. На цели производства тепловой энергии ежегодно расходуется до 190 млрд. м³ природного газа, что составляет 41 % суммарного потребления газа в Российской Федерации. В топливном балансе систем теплоснабжения доля природного газа достигает 50 %.

В городах с расчетной тепловой нагрузкой более 500 Гкал/ч функционируют, в основном, сверхкрупные (потребление тепловой энергии более 10 млн. Гкал/год) и крупные (от 2 до 10 млн. Гкал/год) централизованные теплофикационные системы теплоснабжения (на базе ТЭЦ общего пользования). Их доля в суммарной тепловой нагрузке потребителей тепловой энергии составляет около 70 % (табл.)

Таблица. Структура тепловых нагрузок в гороах России
Суммарная расчетная тепловая нагрузка, Гкал/ч Менее 100 100-500 500-1000 1000-3500 Более 3500
Количество городов 2345 528 95 74 36
Доля в суммарной тепловой нагрузке, % 12 18 10 21 39

На территории России с незначительной плотностью населения функционируют средние (от 0,5 до 2 млн. Гкал/год) и малые (менее 0,5 млн. Гкал/год) системы теплоснабжения на базе небольших и, как правило, малоэффективных муниципальных или промышленных котельных. На долю таких систем приходится до 30 % производимой тепловой энергии и более 35 % бюджетных средств, направляемых на финансирование систем теплоснабжения и их подготовку к зиме.

На 01.01.2010 производство тепловой энергии стабилизировалось на уровне 2000 млн. Гкал/год. Начиная с 90-х гг. ХХ века ТЭЦ постепенно теряли свою нишу на рынке тепловой энергии. Причинами этого явились падение промышленного производства в Российской Федерации и неверная тарифная политика, которая не давала преимуществ ТЭЦ перед котельными.

Наибольшее количество систем теплоснабжения России имеет тепловую мощность до 10 Гкал/ч.

К началу XXI века ТЭЦ потеряли примерно 30 % своей прежней ниши на рынке тепловой энергии. Возрождение промышленности в России после 2000 г. не позволило вернуть ТЭЦ эту часть рынка (занятую автономными котельными и индивидуальными котлоагрегатами). По этой причине практически на всех ТЭЦ и крупных котельных (за очень редким исключением) отмечается значительный избыток располагаемых тепловых мощностей – до 20 % и более. Этот избыток тепловых мощностей негативно отражается на общих экономических показателях источников централизованного теплоснабжения и уменьшает их конкурентоспособность по сравнению с автономными котельными и индивидуальными котлоагрегатами.

Физический износ котельного и турбинного оборудования ТЭЦ в среднем по России превысил 60 %. Из-за физического износа и старения оборудования значительное количество энергоблоков ТЭЦ в ближайшие годы будет работать в повышенной зоне риска возникновения аварий.

Физический износ энергетического оборудования большинства котельных России еще выше: по последним данным он достигает 68 %. В особо плохом техническом состоянии находятся муниципальные котельные, принятые от обанкротившихся промышленных предприятий и организаций. Котельные, работающие на газе, с котлами единичной мощностью более 4 Гкал/ч имеют достаточно высокий КПД (до 87-90 %). Значительно хуже показатели котельных, оборудованных котлами малой мощности.

Наихудшими, с точки зрения экономичности, являются котельные, работающие на угле: их КПД составляет 65-75 %. Это обстоятельство определяется низкими техническими характеристиками угольных котлоагрегатов, отсутствием водоподготовки (химической очистки воды и деаэрации), плохим качеством угля и отсутствием предварительной его обработки, а также низким техническим уровнем эксплуатационного персонала.

Основные проблемы функционирования российских котельных и ТЭЦ состоят в следующем:

1) высокий физический износ и старение оборудования котельных и ТЭЦ;
2) существенный избыток тепловых мощностей источников теплоснабжения;
3) невысокие КПД котлоагрегатов и, как следствие, повышенные удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;
4) низкая насыщенность приборным учетом потребления топлива и/или отпуска тепловой энергии в котельных;
5) нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов;
6). снижение качества топлива, вызывающее отказы в работе котлов;
7) низкий уровень автоматизации котельных (отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики);
8) отсутствие (или низкое качество) водоподготовки в котельных;
9) высокая стоимость топлива для котельных и ТЭЦ;
10) нехватка и недостаточная квалификация обслуживающего персонала котельных.

Тепловые сети

Около 50 % всех эксплуатационных затрат в системах теплоснабжения России может быть отнесено на обслуживание тепловых сетей. Протяженность тепловых сетей, нуждающихся в ремонте и реконструкции – 45 021 км (26 % суммарной протяженности всех тепловых сетей в России). Протяженность ветхих тепловых сетей, имеющих 100 % физический износ – 32 329 км (19 %).

Для систем теплоснабжения, попавших в зону высокой эффективности централизованного теплоснабжения, доля затрат на транспорт тепловой энергии не превышает 30–35 % суммарных затрат в системах теплоснабжения. Техническое состояние тепловых сетей многих населенных пунктов неудовлетворительно: теплогидроизоляция отсутствует, в осенне-весенний период тепловые сети затапливаются водой, что приводит к увеличению потерь и повышению расхода топлива; отсутствие подготовки воды в котельных приводит к значительной коррозии и снижению долговечности. Отложения соединений железа на стенках трубопроводов приводят к уменьшению пропускной способности тепловых сетей, перерасходу топлива и электроэнергии. Многие сети гидравлически разрегулированы, так как очень часто элементы системы тепловых сетей не соответствуют расчетным данным (диаметры распределительных сетей) или отсутствуют совсем (дроссельные шайбы).

Все вышеперечисленные факторы способствуют физическому износу тепловых сетей и уменьшению их срока службы. Реальный срок службы тепловых сетей, как правило, не превышает 8–12 лет при нормативном сроке службы – 25 лет.

Основные проблемы функционирования тепловых сетей Российской Федерации состоят в следующем:

Приведенные выше цифры убедительно показывают, что для успешной работы систем теплоснабжения России необходимо в кратчайшие сроки добиться устранения перечисленных недостатков как в сфере ТЭЦ и котельных, так и в тепловых сетях.

Читайте также: