Гатчинский сиротский институт ушинский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ученики его боготворили. И это было неспроста. Константин обладал недюжинной харизмой, доступно разъяснял самые трудные вопросы и был настоящим другом студента. А после знаменитой речи в сентябре 1848 года, когда Ушинский отверг слепое подражание отечественной науки науке заграничной, он стал самым популярным преподавателем среди учеников. Но не среди руководства. Попечитель лицея написал на молодого специалиста несколько доносов и тот оказался под надзором властей. Вскоре его вынудили подать в отставку.

Группа преподавателей Смольного института вместе с инспектором классов К. Д. Ушинским (в первом ряду крайний справа). Фотография, 1862 г.

Группа преподавателей Смольного института вместе с инспектором классов К. Д. Ушинским (в первом ряду крайний справа). Фотография, 1862 г.

В последние годы жизни он вел активную общественную жизнь. Писал статьи, встречался с коллегами, посещал педагогические съезды и мероприятия. При этом всегда был предельно вежлив и учтив со всеми: и с педагогами и с учениками. Однако ещё со времен Смольного Ушинский болел чахоткой, а после трагической смерти сына недуг обострился. Врачи прописали Константину Дмитриевичу воздух Крыма, но по дороге туда в январе 1871 года он умер от осложнений. Ему было всего 46 лет.

Несмотря на не слишком долгую жизнь, он оставил большое количество трудов и проделал колоссальную работу по модернизации российского образования. В чем же был секрет Ушинского? Наверное, в том, что он видел в ребенке личность и стремился сделать всё для ее развития.

С вами был Sklef! Подписывайтесь , если вам нравится читать про интересных и выдающихся людей! Лайк - ваш плюсик в персональную карму и поддержка трудов автора!


Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля ( 3 марта) 1823 года 1 в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского 2 — мелкопоместного дворянина, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, служившего чиновником. Мать Константина Дмитриевича, Любовь Степановна, умерла, когда ему было 11 лет.

mother

Temkovsky

В 1840 году К. Д. Ушинский после окончания гимназии поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных профессоров, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин 5 , который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского, помимо философии и юриспруденции, входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности, пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Ushinsky student

К. Д. Ушинский в студенческие годы

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей.

Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1850 году Ушинский был вынужден подать в отставку.

Proff of litsey

К. Д. Ушинский, профессор ярославского Демидовского лицея

После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий Министерства внутренних дел — достаточно мелкую чиновничью должность.

Летом 1851 года, когда К. Д. Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего украинского казацкого рода.

Doroshenko Ushinkaya

Уже через полгода своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Inspector

К. Д. Ушинский, инспектор Гатчинского института

in smolny institute

К. Д. Ушинский, инспектор Смольного института

Далее у К. Д. Ушинского произошел конфликт с начальницей института М. Леонтьевой 8 , которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Однако просто уволить ставшего очень популярным педагога было нельзя. И под благовидным предлогом Ушинского в марте 1862 года удалили из института ― он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела 9 .

За время своей заграничной командировки Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. В этих странах он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые в то время считались самыми передовыми в части новаций в педагогике.

Работая в Петербурге и Гатчине и находясь за границей, К. Д. Ушинский приезжал отдыхать со своей семьей на хутор Богданку Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне село Богданка Шосткинского района Сумской области Украины), где у него был дом. В семье Ушинских было пятеро детей: Павел (1852 г.), Владимир (1861 г.), Константин (1859 г.), Вера (1855 г.) и Надежда (1856 г.). Много позднее, после трагической гибели его старшего сына на охоте, он переехал на жительство в Киев.

family

publish11

Летом 1870 года К. Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма, собирался заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу 10 в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но из-за болезни и большой отдаленности села от железнодорожной станции Благодатной не смог этого сделать. Прибыв на хутор Богданку, он узнал о трагической смерти своего старшего сына Павла. Найдя в себе силы перебороть постигшее его горе, он перевез свою семью в Киев, купив домик по ул. Тарасовской, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. Но в дороге Ушинский простудился, заболел и остановился в городе Одессе, где и умер 11 2 1 декабря 1870 года ( 2 января 1871 года).

Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

medal

1. Современными российскими исследователями установлено, что Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1 8 23 года (по старому стилю). Эта дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца, показаниях под присягой повивальной бабки, присутствовавшей при рождении и крещении Константина. Соответствующие документы хранятся в государственном архиве Тульской области. Соответственно? настоящая дата рождения К. Д. Ушинского ― 3 марта 1 8 23 года по Григорианскому календарю (новый стиль). Однако дата 1 8 24 год содержится в Постановлении Совета Министров РСФСР № 398 от 25 июня 1946 года, которым было утверждено описание медали К. Д. Ушинского ― официальной награды Министерства образования и науки РФ. Исследования биографии К. Д. Ушинского предпринимались еще в начале XX века В. И. Чернышевым (впоследствии член-кор. АН СССР), позднее в советское время член-кор. Академии педагогических наук РСФСР (АПН) В. Я. Струминским, и академики АПН Е. Н. Медынским, Д. О. Лордкипанидзе и др. В результате кропотливой работы в 60-х ― 80-х годах XX века исследователей ― историка-архивиста А. А. Петухова, профессора Ярославского университета А. Н. Иванова и др. в государственном архиве Тульской области были найдены документы, относящиеся к биографии К. Д. Ушинского, позволяющие точно определить его дату рождения. Однако после того, как при подготовке 11-томного издания трудов Ушинского в 40-х годах XX века В. Я. Струминский указал дату рождения К. Д. Ушинского 3 марта 1824 года, она продолжает считаться канонической датой его рождения, и все официальные чествования памяти этого великого русского педагога исходят из этой даты.

Все эти коллизии, связанные с датой рождения Константина Дмитриевича, вызваны тем, что 20 марта 1824 года отца Константина Дмитриевича перевели на службу из Тулы в Полтавскую казенную палату, и только в 1832 году его жена Л. С. Ушинская, мать Константина, смогла приехать в Тулу для оформления метрических свидетельств на своего сына. К этому моменту священник Всехсвятской церкви, крестивший мальчика, умер, а церковь, будучи кладбищенской церковью, не имевшей прихода, не имела метрической книги. Необходимые документы пришлось получать на основании свидетельских показаний в Тульской духовной консисторсии, чем занимался нанятый поверенный ― местный канцелярист И. Е. Хлебников. Только 8 февраля 1833 года тульский благочинный протоиерей Староникитской церкви Фёдор Русаков на основании свидетельских показаний крестников, повивальной бабки тульской мещанки А. Акимовой и бывшего при крещении пономаря Алексея Сергеева в своем рапорте подтвердил факт крещения и законности рождения младенца Константина 19 февраля 1823 года. Однако консисторсия дополнительно потребовала от поверенного объяснений о местожительстве просительницы и приходе, в котором она состоит. Для ускорения дела отец Константина Д. Г. Ушинский 27 ноября 1833 года дополнительно представил в консисторсию прошение на имя царя с приложением своего формулярного списка, в котором были указаны даты его служебных перемещений. Только после этого с санкции епископа 30 ноября 1833 года родителям на руки было выдано свидетельство о рождении их сына Константина.

Советские исследователи биографии К. Д. Ушинского, настаивавшие на истинности даты его рождения в 1824 году, исходили из предположения, что родители при оформлении свидетельства о рождении Константина в Туле пошли на заведомый обман, указывая дату его рождения годом раньше, чтобы ускорить его поступление в гимназию. Что, однако, с точки зрения современных исследователей не выдерживает критики, так как трудно предполагать, что Д. Г. Ушинский, называя в разных документах точные даты рождения всех своих детей, все время лгал относительно даты рождения Константина.

2. Настоящая фамилия его отца была Вошинский, однако в силу того, что фамилия звучала неблагозвучно, он поменял ее на Ушинский .

4. И. Ф. Тимковский родился в городе Переяславе на Киевщине, образование получил в Киевской академии и Московском университете. Принимал активное участие в создании Харьковского университета, в котором работал профессором, доктором права и филологии. Будучи директором Новгород-Северской гимназии (первой гимназии на Левобережной Украине), преподавал в ней латинский язык и русскую словесность; состоял членом Королевского научного общества (в Великобритании) и Геттингенского научного общества (в Германии).

5. Петр Григорьевич Редкин (4 октября 1808 года — 7 марта 1891 года) был выпускником Московского университета и Дерптского университета, в котором продолжил свое юридическое образование. С сентября 1835 года, получив диплом доктора права, П. Г. Редкин был назначен в Московский университет читать энциклопедию законоведения и государственных законов, а в 1847 году получил ординатуру. Несмотря на непродолжительную профессорскую деятельность в Москве ― до 1848 года, П. Г. Редкин завоевал весьма широкую популярность, которая сделала его общим любимцем всего студенчества. С 1863 по 1876 год был профессором и ректором (с 1873 года) Петербургского университета.

9. К. Д. Ушинским было написано в попечительский Совет прошение следующего содержания:

Коллежский советник К. Ушинский марта 22 дня 1862 г.

11. Из медицинского заключения о причине смерти К. Д. Ушинского:

«Страдая хроническим воспалением легких, свойство его долголетнего хронического страдания требовало вместе с хорошими климатическими условиями почти абсолютного воздержания от всякой напряженной деятельности, и я не могу поэтому сомневаться, что именно усиленные ученые литературные работы Ушинского, которыми ознаменовались последние годы его жизни, с медицинской точки зрения были для него пагубны, потому что они истощили его слабые физические силы и были существенной причиной его преждевременной кончины.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1871 гг.) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему. В краткой биографии Ушинского оказалось место не только для фундаментальных научных трудов, но и для детских рассказов и сказок.

Детские и юные годы

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года.

Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

Педагогическая карьера

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

Конфликт в Смольном институте

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился (19 февраля) 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России

Краткая биография — Константин Дмитриевич Ушинский

Вариант 1

Константин Дмитриевич родился в 1823 году. В Московском университете будущий педагог изучал юриспруденцию. И в 1844 году благодаря своему усердию, он получает профессорское звание. Кроме интереса к профильному предмету, Константина Дмитриевича глубоко волновала общественная жизнь, в особенности проблема образования простых людей.

В 1846 году его назначают на должность профессора камеральных наук в лицей в Ярославле. Вскорости, там, у Константина Дмитриевича с начальством назрел конфликт. Причиной была его жизненная позиция. Но, что бы как то решить эту проблему Ушинский был вынужден уволиться. Что бы зарабатывать на жизнь, он переводил статьи, но уже в Ярославле он так и не смог устроиться преподавателем.

В 1859 году Ушинский продолжил свою педагогическую практику в Институте благородных девиц. Благодаря ему была убрана граница классовой неровности. Также он проводил курсы для тех кто должен приступить к должности воспитателей, практикует педагогические совещания и для воспитанниц дает возможности проводить каникулы со своими родными. Он так случилось, но дальше свой педагогический опыт он перенимал в Европе. После Ушинский издает еще не одну свою книгу. Его передовые методы в сфере образования оказывали огромное влияния на многие годы.

В 1870 году педагог и общественный деятель умер.

Вариант 2

Родился в Новгород Северске.

В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета.

Вариант 3

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) — знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 году Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 году он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были “убить живое дело”. Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д. А. Толстого, и стал помещать статьи критического и географического содержания в “Современнике” и “Библиотеке для чтения”. В 1855 году Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором.

Не получив специальной педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 году, в “Журнале для воспитания”, выступил с педагогическими статьями. В 1859 году он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностьью в институте Ушинский принял на себя редактирование “Журнала Министерства народного просвещения” и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ — учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: “Детский Мир” и “Родное Слово”.

Отводя в этих книгах видное место естественно-научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему “Родному Слову”, имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: “Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии”.

Сочинение это выходит уже 11‑м изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3‑й том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики (“Собрание педагогических статей”, СПб., 1875).

Полная биография — Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток утроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы.

Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Однако у К. Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.

Последние годы жизни

В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Приехав в 1870 г. в Симферополь, К. Д. Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище.

При казенной мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В зданий казенной мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский.

Летом 1870 года К. Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьей в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в городе Одессе, где К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Семья

Жена Константина Дмитриевича Ушинского — Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего украинского казацкого рода. Летом 1851 года, когда К. Д. Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко. Дочь — Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь — Надежда в селе Богданка, где одно время находился дом, принадлежащий К. Д. Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Основные педагогические идеи Ушинского

Влияние идей Ушинского

22 интересных фактов из жизни Ушинского

Жизнь Константина Ушинского (1823 — 1871) показывает, что даже в самых неблагоприятных условиях упорный созидательный труд может приводить к позитивным переменам. Когда подавляющее большинство российской образованной публики желала изменений всего и сразу и устраивала то заговоры, то восстания, то террор, Ушинский работал. Ему приходилось несладко — и с работы увольняли, и нового места не давали, но Константин Дмитриевич не сдавался. Не хотели принимать на приличное место — устраивался на мелкую должность и продолжал работать над трудами по педагогике. Ему не мешали ни проблемы с финансами, ни пошатнувшееся здоровье.

И результат был, как говорится, налицо. В России появилась собственная педагогика — до Ушинского детей, конечно, учили, но бессистемно и без всякого личностного подхода. Константин Дмитриевича разбудил интерес к педагогике во всём российском обществе. Буквально за несколько десятилетий подход к процессу обучения начал изменяться. В школе, конечно, осталось место и телесным наказаниям, и зубрёжке, и учительскому произволу, однако Ушинский и его последователи показали, что школа для детей может не быть юдолью беспросветного ужаса.

В середине 50-х годов XIX в. К.Д. Ушинский, тогда мало еще кому известный, наткнулся в подвале Гатчинского сиротского института на два больших шкафа, простоявших опечатанными в течение полутора десятков лет. Без дозволения администрации сняв печати со створок, Ушинский обнаружил бумаги и книги по педагогике, принадлежавшие его предшественнику — в свое время отстраненному от работы и ошельмованному инспектору института Егору Осиповичу Гугелю.

Содержание материала

  • Педагог Егор Осипович Гугель
  • Гнездо пеликана — символ сиротства
  • Сельский воспитательный дом — школа для малолетних
  • Педагогический журнал
  • Гатчинский Николаевский сиротский институт
  • Все страницы

Гатчинский Николаевский сиротский институт

В институте воспитывались больше полутысячи сирот, дети здесь носили одинаковую военизированную форму: китель с погончиками, на пуговицах изображено гнездо пеликана.

Состав воспитанников

На протяжении второй половины XIX столетия в воспитательный институт принимали детей обоего пола не младше 7 лет, уделяя особое внимание физическому развитию; при этом им прививали основы православного нравственного воспитания.

В Сиротском институте учились: шахматист М.И. Чигорин, библиограф В.И. Межов, художник Ф.А. Васильев, физик И.В. Обреимов, математик Б.А. Венков и многие другие.

Распорядок дня

Администрация установила распорядок дня, сходный с другими подобного рода домами для воспитания сирот. Подъем для воспитанников всех возрастов - в 6 часов утра, в 7 часов начинались занятия по строевой подготовке (в конце XIX в. появилась гимнастика), в 7.30 - утренняя молитва. Затем дети строем шли в столовую пить чай с белым хлебом или булочками. (Заметим, что 90% населения страны, т.е. крестьянство, редко могли видеть такую роскошь и вкушали белый хлеб лишь по большим престольным праздникам.)

У старших в 8 утра начинались учебные занятия, три урока с переменами по 10 минут. Завтрак начинался в 11.30 и длился час. После прогулки, игр на свежем воздухе с 13.00 до 14.50 вновь следовали уроки. В 15 часов - обед, а до 17 часов - отдых: игры, пение, ручной труд, фехтование, музыка.

В 8 часов вечера воспитанники пили чай с белым хлебом или булочками. Затем располагали временем для досуга, проводя его в рекреационных залах, или занимались музыкой. Духовые оркестры в те времена непременно звучали в садах и парках, для многих воспитанников эта громкозвучная музыка становилась любимым занятием.

Получасовая вечерняя молитва начиналась в 9 часов вечера, а в 10 часов воспитанники отправлялись в дортуар (спальню). В праздничные и воскресные дни они присутствовали на обедне в домовой церкви института. По таким дням воспитанникам, не имевшим замечаний, полагалась увольнительная для посещения родственников.

Дальнейшая судьба института

Выпускники были обязаны прослужить шесть лет писарями и ремесленниками в ведомствах, в которые получат назначение. Только единицы из окончивших институт попадали в другие учебные заведения, что не оправдывало финансовых затрат.

Никакие высочайшие резолюции, никакие перемены целей института не давали результатов - бюрократический контроль за деятельностью образовательного учреждения оказывался неэффективным.

В 1847 г. царь написал записку о несоответствии малых успехов Гатчинского сиротского института издержкам на его содержание.

Власти подвергли Гатчинский институт очередной реорганизации, что выразилось в отказе от элементарного воспитания. Чиновничество попросту проигнорировало накопленный опыт. Обвинив Е.О. Гугеля ни много ни мало в чрезмерном увлечении теорией педагогики (а чему должен посвящать себя воспитатель? Строевой подготовке?), его начинают целенаправленно и методично оттеснять от работы, подвергая различного рода глумлениям и травле.

Столь безжалостное и целенаправленное уничтожение всех его начинаний спровоцировало проявление у тонкого и ранимого Гугеля душевного недуга. Проявив заурядную черствость и мстительность, администрация института, как ей казалось, предала забвению ценное педагогическое наследие Е.О. Гугеля, бумаги и собрание книг по классической европейской педагогике на пятнадцать лет оказались упрятаны в подвале института, где их обнаружил К.Д. Ушинский.

В 1918 г. институт закрыли, спустя некоторое время здесь заново создали детский дом, а затем школу. После Великой Отечественной войны пострадавшее здание пришлось восстанавливать, в нем вновь открыли среднюю школу, а в настоящее время здесь Муниципальная гимназия имени К.Д. Ушинского. На стенах здания помещено несколько мемориальных досок, однако доски в память о Егоре Осиповиче Гугеле, насколько мне известно, пока нет.

Рекомендуемая литература

2. Гурьев П.С. Очерк истории Гатчинского сиротского института. СПб, 1854.

3. Гурьев П.С. Воспоминания об Е.О. Гугеле // Русский педагогический вестник. 1859. № 3.

4. Евстафиев П.В. Историческая заметка о преобразованиях Гатчинского института с 1806 по 1878 год. СПб, 1881.

5. Князев Е.А. Россия: от Смуты к реформам (XVII - середина XIX в.). М., 2009.

6. Князев Е.А. Русское образование: персоналия (IX-XX вв.). Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

8. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Отечественные записки. 1845. № 12.

9. Черных О.Б. Императорский Гатчинский Николаевский сиротский институт // История Петербурга. 2007. № 3 (37).

Е. КНЯЗЕВ,
доктор педагогических наук, профессор, МГПУ

Князев Е. Егор Гугель и гнездо пеликана // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 104-112.

Читайте также: