Гармония внешнего и внутреннего пространства личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Что значит "внутреннее" и "внешнее".

2. Что подразумевается под гармонией между "внутренним" и "внешним".

3. Почему эта гармония труднодостижима и что в этом плохого.

4. Что даёт гармония между "внутренним" и "внешним".

5. Классификация людей по соотношению их “внутреннего” и “внешнего”.

Итак, внутреннее - это известное тебе и неизвестное (по крайней мере, до поры) окружающим. Внутренним бывает к примеру чувство, состояние, мысль.

Внешнее - известное окружающим. Внешнее бывает разным по отношению к тебе самому. Оно может вообще не иметь отношения к твоим истинным чувствам, мыслям. То есть, думаешь ты об одном, говоришь - о другом. В этом собственно и заключается первый способ нарушения гармонии между внутренним и внешним.

Второй способ - вообще не выказывать своих мыслей, чувств или своего состояния. То есть, получается своеобразное умолчание. Но в этом тоже есть нарушение гармонии.

Но что это за гармония и почему люди её нарушают? Гармония - слаженность; "одновременность звучания" (музык.)

Одновременность звучания. То есть, какое-то происшествие вызывает в нас определённую эмоцию, чувство, и мы, соответствуя музыкальному термину гармонии, как бы одновременно выказываем эту эмоцию снаружи, не давим её в себе. Получается "одновременное звучание" эмоции внутри нас и снаружи.

Такая гармония действительно труднодостижима. Почему - поговорим ниже. Сначала ответим на вопрос, что плохого несёт в себе нарушение этой гармонии. Да хотя бы то, что этим ущемляется основной источник информативности! Причём достоверный источник. Если бы учёные, делая открытия, скрывали их, выдавая людям ложь, что бы из этого вышло? Также и в обыденной жизни.

Такая гармония постоянно терпит крах в человеке из-за его природной ущербности. Не будем останавливаться на этом подробно. Заострим внимание на одном свойстве человека - утаивать. К этому мы приучаемся с детства, а сокрытие самого сильного чувства - любви (даже временное сокрытие) только усиливает эту привычку. Человек внутри себя всё идеализирует и упрощает, приучаясь этому опять-таки с глубокого детства, когда представляет такое понятие как "бог" в образе человека. Например, видим мы на улице строгого серьёзного человека, и сразу: "Мыслитель! Стоит тут, обдумывает новую книгу." - думаем мы с замиранием сердца. И тут же на наших глазах подходит к нему его знакомый, и образ рушится - наш "писатель" превращается в ругающегося матом беспринципного человечка. Далее происходит следующее: "меня обманули, в следующий раз увижу такого человека, сразу покажу ему, что не уважаю его." Так мы и поступаем. Получается замечательный парадокс: чем больше мы уважаем людей, тем активнее (в планах личной защиты) скрываем это. И наоборот. То есть одна крайность, не спросив нас, переходит в другую.

Кроме торможения процесса информативности, есть не менее серьёзная проблема. Мы приучаемся врать себе. Когда обман окружающих становится процессом механическим, дилемма между внутренним и внешним переносится в другую плоскость - внутрь самого человека. Теперь человек не может отличить своё истинное (подсознательное) чувство от подменного (чувства для окружающих). Это происходит из-за того, что человек стремится ускорить процесс обмана окружающих и заменяет схему "истинное чувство - смоделированное чувство – воплощение смоделированного чувства" схемой "пропущенное чувство – смоделированное чувство – воплощение смоделированного чувства". Человек запутывается в себе.

Теперь стало понятно, что гармония между внутренним и внешним - это когда человек говорит то, что у него на душе. Периодичность такого состояния наиболее высока у поэтов, которые говорят то, что думают. Этим объясняется муза - состояние, при котором ни одно истинное чувство не остаётся подавленным. Пример поэтов, кстати, подтверждает важность такой гармонии, ибо муза в апогее своём позволяет без лишних умственных усилий приходить к недостижимым, казалось бы, в обычном состоянии результатам личного познания мира.

Теперь можно перейти к классификации людей по соотношению их внутреннего и внешнего.

Группа “Божьи люди”. Такое наименование вида несколько вызывающе. Однако, при анализе, можно убедиться, что найти более точное определение не так уж легко. Это люди, вообще лишний раз не расходующие своё внутреннее. Их легко спутать с индивидами, скрывающими внутреннее (речь о них пойдёт ниже), которые испытывают чувства к какой-либо ситуации, но не выдают этого. “Божьи люди” отличаются тем, что вообще стараются не ввязывать свои чувства в ситуацию, которая не касается их самих. То есть, просто пропускают мимо себя происходящее. Данная группа людей очень малочисленна, и она, несомненно, стоит особняком от всех остальных. Скорее всего, такие люди ранее потерпели серьёзный крах гармонии между внутренним и внешним, потому и берегут своё и без того травмированное сознание.

Далее рассматриваются уже группы людей, которые так или иначе относят себя к той или иной жизненной ситуации.

Вот представьте, вы идёте по улице, и вдруг видите, как где-то в стороне мать сильно бьёт свою маленькую плачущую дочь. “Божьи люди” пропускают ситуацию мимо себя, их это не касается, это не их жизнь. А как поведут себя другие?

Судя по всему, здесь возможны ещё три варианта развития событий.

Группа “Люди-предохранители”. Вообще, данное исследование осложняется тем, что один человек может вместить в себя и чередовать несколько различных состояний. Поэтому термин “Люди-предохранители” вполне можно заменить термином “Состояние-предохранитель”. Фиксация же на конкретном состоянии может произойти либо в результате осознанного самовоспитания, либо при получении психических травм. Но, факт, что в человеке так или иначе превалирует то или иное состояние. Оно проявляется чаще других, поэтому мы имеем право именно классифицировать людей по соотношению их внутреннего и внешнего. Итак, “Люди-предохранители” – это люди, которые в ситуации с мамой и девочкой испытают чувства, но никак их не продемонстрируют. В крайнем случае выразят гримасой. Теперь вы понимаете, почему их легко спутать с “Божьими людьми”? Нельзя не сказать, что и сами они порой не отличают себя от этой группы, ибо одно из фундаментальных оправданий такому поведению – “мне всё равно”, то есть то же самое, что руководит “Божьими людьми”. “Люди-предохранители” быстро переходят к самообману, часто становясь лже-“Божьими людьми”. Схему “Истинное чувство – моделирование нулевой реакции – демонстрация нулевой реакции” они заменяют схемой “Пропущенное чувство – моделирование нулевой реакции – демонстрация нулевой реакции”. Процесс ускорения обмана окружающих приводит к самообману, и к тому, что “пропущенное чувство” вообще переходит в компетенцию подсознания, и человек перестаёт знать о нём. Таким образом, “человек-предохранитель” должен либо отдавать себе отчёт в том, что занимается сокрытием чувств от окружающих, либо он неизбежно (что происходит в большинстве случаев) становится лже-“Божьим человеком”.

Группа “Лжецы”. Это люди, которые в ситуации с мамой и девочкой посочувствуют девочке, но, дабы показать своё эго, скажут: “Так с ними и надо!” При взаимодействии с окружающими (при демонстрации своего эго) мотивация таких людей понятна. Но что заставляет их фиксировать в себе это состояние? Исключаем возможность самовоспитания (весьма извращённого в данном случае) и психической травмы. Что кроме этого толкает людей с наибольшей периодичностью вести себя именно так? Тут, пожалуй, можно выделить два основных фактора: стремление к ускорению процесса обмана окружающих и иллюзия отождествления своего эго с таким обманом. Эти два фактора тесно связаны между собой: сначала человек хочет доказать себе, что он вовсе и не врёт окружающим, что он на самом деле такой, а затем он включает процесс ускорения. В результате человек опять начинает обманывать самого себя, таким образом фиксируя в себе данную модель поведения. Подпитывает это третий фактор, а именно, что “Лжецы” являются по природе экстравертами, то есть взаимодействие с окружающими (демонстрация своего эго) для них вполне нормальное явление, которое происходит с высокой периодичностью. Другими словами, они просто привыкают к подмене чувств с определённой целью.

Последняя группа с очередным неоднозначным наименованием “Поэты”. Человек разозлился на женщину, которая бьёт беззащитного ребёнка, и высказал ей всё это как есть. Очень уважительно, если человек открывает в себе такую модель поведения в процессе самовоспитания. Легко таких людей спутать со “Лжецами”, которых, по наблюдениям, даже больше. Чтобы этого не допустить, надо хорошо изучить человека, или же он будет врать и себе и вам заодно. Схема “Поэтов” отличается от схемы “Лжецов” следующим образом:

Истинное чувство – продемонстрированное чувство; (поэты)

Пропущенное(подсознательное) чувство – смоделированное (сознательное) чувство – продемонстрированное смоделированное чувство; (лжецы)

Конечно же, разобраться кто есть кто, 3-му лицу крайне тяжело.

Окружающим и самим себе (на запущенной стадии) “Лжецы” преподносят себя как “Поэтов”.

Вначале было сказано, что одна крайность (идеализация людей внутри) переходит в другую (грубость к ним снаружи) в целях “самозащиты”. Возможно это и запускает цепную реакцию: обман окружающих – самообман – обман окружающих…

При таком взгляде на положение дел, нужно отдать почёт “Поэтам”, ибо они – продуктивный источник информативности, и им удаётся держаться на одной крайности, не перепадая в другую, то есть – что подумал, то и сказал.

Теперь ответим на вопрос, как фиксация определённого состояния связана с внешними факторами и обстоятельствами жизни. При рассмотрении данного аспекта проблемы, можно не только заметить какие-то закономерности, но и вывести строгую взаимосвязь между внешними факторами жизни отдельного человека и его гармонией внутреннего и внешнего.

Обратим внимание на две группы людей: экстраверты и интроверты.

Экстраверты в период осмысления своего существа могут стать либо “Поэтами”, либо “Лжецами”. Они не могут стать (разве что в порядке исключения, или перехода в состояние замкнутости) “Предохранителями”, а тем более “Божьими людьми”. Это обусловлено тем, что экстраверты больше сосредоточены на работе со своим образом, нежели внутренним миром. А если и ведётся работа с внутренним миром, то только для воплощения его в мир внешний, причём воплощения незамедлительного. В таких условиях быть” Предохранителем” и “Божьим человеком” невозможно в принципе, потому что невозможно будучи вовлечённым в эпицентр социума, скрывать реакцию или намеренно не иметь её. Реакцию на события, происходящие в мире нужно преподносить людям. А вот как это делать – без таинств (поэты), или разлагая внутреннее и внешнее (лжецы), это уже обусловливается другими факторами – наследственность, роль в обществе и др.

Соответственно, интроверты не могут стать ни “лжецами”, ни “поэтами”, потому что у них бывает очень мало возможностей зафиксировать в себе одно из этих состояний. Возможности бывают, и интроверт даже может стать в определённый момент “поэтом” или “лжецом” (так же как экстраверт может стать “Предохранителем” или “Божьим человеком”), но происходит это редко, и выглядит комично, поэтому вероятность фиксации интроверта на одном из этих состояний очень мала.

Интроверт более склонен стать либо “Божьим человеком”, либо “Человеком-предохранителем”. Причём, “Божьим человеком” скорее станет наиболее “ярый” интроверт, ибо ему может быть не от кого даже скрывать реакцию. Другие факторы также имеют значение.

В конце своего исследования, основанного по большей части на наблюдении, я пришёл к неожиданным выводам. Как вы имели возможность заметить, и экстраверт и интроверт в равной степени имеют возможность как поддерживать гармонию между внутренним и внешним, так и давить её, развивая дисгармонию. И эта возможность обусловлена вполне логическими закономерностями природы и человеческой психики.

Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах — мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Оно не может быть только лишь географическим, поскольку наполнено событиями и политическими, и экономическими, и культурными.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделены достаточно отчетливо: внутреннее пространство — это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но поскольку человек — живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается.

Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы — все это составляет внутреннее пространство личности (внутренний, субъективный мир личности). Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении так или иначе отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности — это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Присущая человеку активность может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение. В этой сфере личность автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия — особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Что такое гармония

Фрилансер, стремящийся к дзэну. Любитель пофилософствовать о смысле жизни. Вдохновляюсь путешествиями и книгами. Занимаюсь йогой и работаю в удовольствие.

Наверняка каждый из вас слышал такие выражения, как гармоничный человек, гармоничная пара, гармонично вписался в коллектив. Все мы хотим жить в гармонии, но хорошо ли понимаем, что означает это состояние? Сегодня я расскажу, что такое гармония, в каких направлениях используется данный термин, действительно ли важно жить в гармонии и как ее достигнуть.

Определение

В переводе с латинского слово harmonia означает “соединение, соответствие, созвучие”. Есть оно и в древнегреческом языке: ἁρμονία переводится как “порядок, слаженность”. Впервые этот термин появился в философии и обозначал согласование разнородных или противоречивых элементов.

Понятие гармонии встречается во многих сферах. Например:

  • в музыке это приятная для слуха слаженность звуков или объединение разных голосов;
  • в искусстве и эстетике гармония означает пропорциональность, целостность и эстетическую связанность всех элементов композиции, которая вызывает чувственные положительные реакции.

Слово “гармония” встречается в работах древнегреческого поэта Гомера, философа Гераклита. В трактате “О мире”, созданном в I веке до нашей эры, гармония упоминается как согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности человека и самой Вселенной.

Многим позже уже несколько в преобразованной форме идея гармонии применялась в новой философии у английского деятеля Просвещения Энтони Шефтсбери, немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, итальянского монаха Джордано Бруно, немецкого ученого Вильгельма Лейбница.

Писатель и мыслитель Гете был убежден, что самым важным является воспитание гармоничного свободного человека, способности которого развиваются в равновесии. Природу он называл большим организмом, где господствует гармония границ и сил, свободы и меры, достоинств и недостатков.

Внутренняя и внешняя гармония

Гармония рассматривается не только в рамках философских учений, музыкальной эстетики и художественного творчества. К такому состоянию стремятся и в повседневной жизни.

Изначально все находится в гармонии. Человеческий организм, природные процессы – все синхронизировано и для чего-то нужно. Каждая клеточка тела, каждое существо или явление на земле имеет гармоничный механизм развития и выполняет какую-то свою уникальную роль. Когда естественные процессы нарушаются, например, вследствие заболевания или природных катаклизмов, гармония уходит.

Гармония в жизни – это стремление к равновесию, балансу. Помните символ китайской философии Инь и Ян? Это олицетворение взаимодействия крайних противоположностей: тьмы и света, дня и ночи, неба и земли, жары и холода, четного и нечетного, внутреннего и внешнего. Только в состоянии равновесия возможна гармония.

Давайте порассуждаем, что означает гармоничная личность. Это человек, который всесторонне развивается и уделяет внимание всем сферам своей жизни, не допуская перекосов. Возьмем для примера заядлого трудоголика, который ставит в приоритет бизнес, работу и совсем не уделяет время своей семье, здоровью. Да, возможно, он очень успешен в карьере и даже имеет приличный банковский счет, но можно ли считать такого человека гармоничным? Маловероятно.

Еще один пример дисгармонии, когда человек уделяет слишком много внимания своей внешности и совсем не придает значения духовному и интеллектуальному развитию. Бывает и наоборот: ставка делается на прокачку мозгов и достижение социальных успехов в ущерб внешнему образу и стилю.

Гармоничная личность умеет заботиться о своем физическом и эмоциональном состоянии, материальном достатке и благополучных отношениях с окружающими людьми. Каждая сфера жизни такого человека помогает развивать другую, а не приносится в жертву ради достижений в одном направлении.

Каждый из вас может составить свой список того, чем сопровождается гармоничная жизнь. Условно можно выделить внешние и внутренние аспекты.

К внешней гармонии чаще всего относят:

  • наличие хороших любовных, дружеских и родственных отношений;
  • работу, приносящую моральное удовлетворение и достойный заработок;
  • комфортное жилье;
  • материальные возможности, которых хватает для удовлетворения разных потребностей, приобретения желаемых вещей и услуг.

Что можно отнести к внутренней гармонии:

  • стабильное позитивное эмоциональное состояние;
  • душевный покой, уверенность в завтрашнем дне;
  • доверие к окружающим и т. д.

Разумеется, невозможно быть все время на позитиве и в дзене. У гармоничных людей тоже случаются переживания, проблемы, но они ситуативны. Фоновое душевное состояние от этого не страдает.

В данной статье с учетом проведенного теоретико-методологического анализа научной литературы рассмотрен вопрос гармонии личности как психологического феномена. Понятие гармонии как обобщенного понятия представлено в разных аспектах внешнего и внутреннего пространства личности: физическом, природном, предметном, социальном не как разделенные, а пересекающиеся пространства. Расставлены акценты не на различных элементах личностного пространства, а на множестве его измерений. Показан подход российских психологов к проблеме гармонии и гармонизации личности и её взаимосвязи с проблемой динамики развития и качественных новообразований личности. Показана актуальность изучения гармонии личности; научный анализ природы дисгармонии личности осуществлен в сопоставлении с гармонией. Определена характеристика личностной гармонии как оптимальное совершенство конфигурации личности и ее образа жизни, проявленное как самоосуществление личности; предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности.


1. Андреев В.И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. – 2007. – № 2. – С. 3–9.

3. Богданчиков С.А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып.7. / под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А. – Ярославль. – Минск: МАПН, ЯрГУ, 2010 – С. 82–87.

4. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре. – М.: Владос, 2005. – 480 с.

7. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром. / О.И. Мотков // Школьный психолог. – 1998. – № 21–22. – С. 28–32.

8. Пазекова Г.Е., Холодова А.Ф., Повлюкова О.В. Духовность как фактор формирования индивидуально – психологического портрета личности // Причинность и экология / под ред. В.П. Гоча. – Турция, Кемер, 2006. – С. 211–213.

Жизнь человека в современных условиях социально-экономического переустройства характеризуется кризисом представлений, духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Обострение противоречий между потребностью реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения, потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации, потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы, неспособностью разрешать свои внутренние конфликты неизбежно приводит к необходимости поиска путей гармонизации внешнего, внутреннего пространства личности и управления саморазвитием личности.

Понятие гармонии как обобщенного понятия необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: существование личности в разных средах – природной, предметной, социальной; пропорциональность внешнего и внутреннего пространства личности; соразмерность соматического (организмического), психического и духовного (ценностно-смыслового) бытия. Гармония – это отношения и связи и в материальном, вещественном мире, и в идеальном, духовном, субъективном мире человека как определенной целостности. В первом случае гармония реализуется в пространстве и времени, во втором – как гармония смыслов, идей, настроений. Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними выступали и выступают предметом психологических исследований (П.К. Анохин, 1975, А.Н. Ануашвили, 2001, В.М. Бехтерев, 1974, А.В. Лурия, 1975, Н.В. Тарабрина, 2008 и др.).

Стремясь определить суть происходящего в современном мире, мы выбираем в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный), мир духовный (метаиндивидный, ценностно-смысловой).

Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности – это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении отражается внутренняя жизнь личности. Именно по этой причине мы говорим не о различных элементах личностного пространства, но о множестве его измерений.

З. Фрейд и другие ученые (Фрейд, 1909, Фромм, 1958) считали основой удовольствия чувство, сопровождающее снятие болезненного напряжения. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении голода, жажды, сна, сексуальном удовлетворении ощущается субъективно как желание, и если какое-то время эти желания остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается как удовольствие, удовлетворение. Существуют удовольствия, получаемые в результате снятия психического напряжения. Эти желания схожи с нормальными физиологическими потребностями, поскольку и те и другие происходят из некоего дефицита, нехватки чего-то.

Таким образом, очерчивая внешнее пространство, социальное не обостряет противоречие природного и духовного, а определяет способы гармонии противоположностей, устанавливая синергию трех форм бытия человека: природной, социальной и духовной.

Проблема гармонии и гармонизации личности неразрывно связаны с проблемой динамики развития личности, ее качественных новообразований. В отечественной психологии причины развития личности связаны с представлением о функциональной тенденции как источнике развития.

В.Г. Асеев предполагает, что условием инициации развития является наличие неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источники развития личности. Эта резервная зона формируется в результате противоречия между сложившимися у человека функциональными возможностями, способностями и содержанием его деятельности [1, 2].

Поиск внутренних механизмов регуляции человеческого поведения в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе – ветвь актуальных научных психологических исследований (Е.Н. Киселева, В.И. Моросанова, Н.В. Тарабрина, О.В. Ольвинская, А.А. Милтс, О.И. Мотков и др.).

С точки зрения неопсихоанализа здоровая, нормально развивающаяся личность характеризуется движением роста, в то время как дезадаптированная личность характеризуется синдромом распада [2, 4, 5]. В реальности личность балансирует между этими тенденциями, стремясь выработать оптимальный в данных общественно-исторических условиях способ самовоспроизводства (автопоэзис) и приходит в антагонистическое противоречие со своей сущностью, испытывает дистресс самоотчуждения, сопровождающий синдром распада, или, если она пытается не изменять своей истинной природе, входит в конфликт с социально одобренным способом существования и также испытывает дистресс социального отчуждения.

Карен Хорни рассматривала блокировку реализации личностного потенциала как важнейший фактор образования невротического конфликта, где наиболее распространенные и значимые формы неврозов – невроз привязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); невроз покорности (автоматический конформизм); невроизоляция (бегство от общества).

Таким образом, психологическая гармония понимается нами как оптимальная соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни. Она выражается в оптимальной психологической организации и функционировании индивида, является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни – с наличием своего творческого дела, с функционально разнообразным образом жизни, с достаточным самопринятием и принятием в целом окружающего природного и социального мира. При этом важно понять, что человеческая гармония – не абсолютное, а оптимальное совершенство, предполагающее наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности. В связи с вышеуказанными постулатами мы считаем, что личностная гармония – реально достижимый в жизни идеал оптимальной конфигурации личности и ее образа жизни, проявленный как самоосуществление личности.

Наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи (У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, П.В. Симонов и др.). Потребность в более гармоничном отношении к себе и миру и в более гармоничном функционировании является таким же базовым, фундаментальным стремлением организма, как и другие составляющие ядра личности. При этом психологическая гармония предполагает наличие у личности внутреннего компромисса и оптимального сочетания между стремлением к личной самореализации и стремлением к сотрудничеству с другими людьми [3, 4, 7].

Таким образом, существует множество эталонов для оценки личности. На основе системного подхода к разработанным в психологической науке парадигмам, моделям о развитии личности могут быть сформулированы способы ее гармонического сочетания с окружающим миром.

Процесс гармонизации личности обеспечивается необходимым взаимодействием функции психического отражения и психического регулирования. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, получаемой в процессе отражения. Функцию отражения, как известно, выполняет сознание, функция регулирования осуществляется посредством деятельности, проявляющейся в поведении. Таким образом, взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность, интегрированность, единство внутреннего и внешнего пространства личности.

Структурный подход позволяет изучить состав компонентов личностной гармонии и отношения между компонентами. Целостный подход, кроме того, рассматривает отношения между компонентами и целым, примером чего могут служить отношения повторяемости, уравновешенности и единства в гармоничном целом (рис. 1, 2).

Исследования и анализ литературы [6, 7, 8] позволили выделить две группы общих критериев – признаков психологической гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:

1) экологичные отношения с собой и окружающим миром. Выражается как положительная Я-концепция и конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми, а также чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах;

2) полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие индивида, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах.

Системные модели психологической гармонии личности

pic_40.tif

pic_41.tif

Рис. 2. Трехкомпонентная модель внутреннего пространства личности

Таким образом, личность – феномен одновременно индивидуального, социального и духовного бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. При этом следует отметить, что вопросы особенностей ценностно-смысловой сферы личности и ее влияния на гармоничность личности предметом психологического исследования до сих пор не являлись, и настоящее исследование нацелено на расширение психологических характеристик гармонии личности и выделение ее наиболее существенных особенностей.

Рецензенты:

Читайте также: