Самооценка школьника и ее воспитательное значение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ситуации и родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится во внутреннем мире ребенка.

Любое эмоциональное отношение и методы воздействия, направленные на ребенка, приобретают свой смысл только в его психологических реакциях. Каждый ребенок стремится определить свое место в семье, выбирая путь к этому так, чтобы постичь ощущение общности и реализовать стремление к собственной значимости и самоуважению. Кроме того, развитие собственного социального опыта, расширение контактов с окружающими, появление новых "значимых других", овладение собственным поведением приводят к разрушению прежнего линейного отношения оценки и самооценки. Уже в подростковом возрасте внешние оценки и самооценка могут значительно расходиться.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с образом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии).

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Дети, которые были неуверенны в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей больше полагавшихся на наказание, относившимся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. Родители таких детей были нетребовательны, неорганизованны, имели плохо налаженный быт.

Приведем возможные варианты зависимости самооценки подростков от отношения родителей:

1. Самооценка ребенка типа "эхо" является прямым воспроизведением оценки родителей. Дети отмечают у себя первым делом те качества, которые подчеркиваются родителями. Когда ребенку внушается негативный образ себя и он полностью принимает точку зрения родителей на себя, у него формируется негативное отношение к себе, в котором преобладают чувства неполноценности и неприятия себя. В сознании подростка причина и следствие как бы меняются местами: подросток негативно относится к себе, потому что так к нему относятся родители, но сам воспринимает это отношение как следствие своих плохих качеств. Неблагоприятность "эхо-самооценки" (пусть даже в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к самому себе, несмотря на ситуативные колебания уровня самооценки.

2. Встречается и смешанная самооценка, в которой сосуществуют противоречивые компоненты: один - это формирующийся у подростка "образ Я" в связи с успешным опытом социального взаимодействия, расширением навыков и умений и т. п., а второй - отголосок родительского видения ребенка. "Образ Я" оказывается очень противоречивым, создаются препятствия на пути развития целостного самосознания. Тем не менее, ребенку удается до некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения; принимая родительские требования и разделяя их ценности, он восстанавливает чувство близости с ними.

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку.

4. Подросток ведет активную борьбу против мнений и оценок родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей и с позиции тех же требований, что и родители.

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть, отвергая родительские требования и ценности.

6. Подросток как бы не замечает той негативной оценки и образа, который существует у родителей.

Контроль и оценка нужны для успешного осуществления учебной деятельности. Отсутствие информации о правильности выполнения заданий дезорганизует учащихся, искажает их самооценку. Кроме того, оценка - мощное средство воспитания, воздействующее не только на самооценку, но и на развитие личности в целом.

Таким образом, контроль и оценка необходимы. Основные традиционные формы - опрос и отметка - вносят немало отрицательных моментов в учебно-воспитательный процесс, хорошо известных каждому учителю. Наиболее серьезные негативные последствия имеют проявления процентомании в установках учителя, использование им угроз, нотаций, недоброжелательной иронии в адрес ученика, сравнение успеваемости и способностей учащихся, не равных в этом отношении, отсутствие оценки после опроса.

Самооценка младшего школьника — это важная составляющая его формирующейся личности. Ее уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

Что такое самооценка ребенка

Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.


Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.

Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.

Как формируется самооценка младших школьников

Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.


Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.


Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.


Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

Особенности самооценки подростка

Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.


У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

Самоконцепции – это наши мысли и убеждения относительно самого себя.

Самооценка – оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка – это то насколько человек нравится сам себе. Она есть самым высшим регулятором поведения человека, существенно влияющим на эффективность деятельности на всех этапах развития ребёнка.

Самооценка может быть общей или конкретной; положительной или отрицательной; завышенной, адекватной или заниженной.

При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечит уверенность в своих силах, уважение к себе.

Отрицательная самооценка приводит к непринятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, наоборот, к агрессивности или озлобленности.

Завышенная самооценка – провал в любом виде деятельности приводит к всплеску эмоций, обид, отказу от деятельности.

Заниженная самооценка – приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, пассивности.

На формирование самооценки в детском возрасте больше всего влияет семья. В случае дефицита родительской любви у ребёнка не возникает общей положительной самооценки, что приводит к разным деформациям в развитии личности: чувства неполноценности, страха перед новым, агрессии, озлобленности. Отсутствие положительной самооценки в детском возрасте очень сложно компенсировать в более поздние периоды.

После 2 лет начинает формироваться собственная самооценка ребёнка. В дошкольном возрасте она, как правило, завышена. Именно потому частые отрицательные оценки и замечания, взрослых не имеют нужного воспитательного эффекта, а вызывают только обиду или отказ от неуспешной деятельности.

По утверждениям учёных на конец дошкольного возраста ребёнок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу её конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть, что он может быть, хорошим чего-либо не умея.

Большое значение в формировании адекватной самооценки есть сравнение ребёнком своих результатов и результатов ровесников в процессе общения с ними.

Самооценка не постоянна, она может изменяться.

Лучше всё же завышенная самооценка, нежели заниженная.

На фоне выше изложенного, хотелось бы выделить модели поведения детей с заниженной самооценкой:

  • разговаривает тихим голосом;
  • не поддерживает и избегает зрительного контакта;
  • часто закрывает глаза, опускает голову;
  • часто просит оценки или одобрения;
  • не принимает комплиментов;
  • пытается контролировать и манипулировать другими;
  • часто говорит, что не может чего-то сделать;
  • не имеет игровых навыков соответственно возрасту;
  • часто меняет настроение;
  • подозрительно относится к людям;
  • не имеет друзей;
  • легко сдаётся;
  • неуступчивый и негибкий ребёнок, тяжело приспосабливающийся к изменениям;
  • не инициирует взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • боится испытывать новые вещи;
  • обманывает;
  • самодеструктивный ребёнок;
  • эмоциональная несоответствующая реакция на ситуацию;
  • ребёнок хочет быть старшим, младшим, быть выше или ниже, кем-то другим;
  • очень зависим;
  • редко улыбается;
  • отрицательно говорит о себе;
  • легко пугается, раздражается, теряет охоту;
  • импульсивен.

Можно предложить такие упражнения и тренинги для повышения самооценки:

Сажаем ребёнка на стул /лучше, чтобы он был жёлтым,/ и учащиеся класса говорят комплименты, приятные слова.

Дети, объединившись на группы по три человека, говорят друг другу комплименты.

Благодаря таким упражнениям вы поможете ученикам оценивать себя адекватно. Сможете оказать существенное положительное влияние на каждого ребёнка и на коллектив, с тем, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.

самооценка школьника фото

Самооценка школьника - это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника - это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников - это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Развитие самооценки младшего школьника

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.

У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.

В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.

Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

Читайте также: