Церковь иоанна предтечи в ярославле история кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Существует предание, что на том месте, где стоит сейчас церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, когда-то находился Воскресенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году.

Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма Иоанна Предтечи с Казанским приделом от 20 июля 1644 года. Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела 3 апреля 1659 года в день Святой Пасхи.

И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых детей Кочуровых и Власия Власова построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена.

После этого возвели и деревянную церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. А в 1665 году была построена теплая Вознесенская церковь. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.

Церковь Иоанна Предтечи Вид с северо-востока

Строили церковь всем миром

Для строительства большого храма нужно было много кирпича. 29 июня 1671 года жители толчковской слободы получили разрешение царя на постройку на заброшенных казенных землях двух кирпичных заводов. А 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич дал благословенную грамоту на постройку и освящение в Толчковской слободе каменной церкви честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; другой – во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Вид с юго-запада

Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи - главный храм Толчковской слободы. Она была возведена уже после таких великолепных жемчужин ярославского зодчества, как храмы Ильи Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста.

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее.

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове построен по типу к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Строители его стремились превзойти то, что с таким совершенством было воплощено в Коровницком храме. По планировке и композиционному построению Предтеченский храм ничем не отличается от церкви Иоанна Златоуста.

Южное крыльцо церкви Иоанна Предтечи

Но здесь столпообразные приделы уравнены по высоте с основным храмом и, вместо шатров, завершаются изящными пятиглавиями. Именно эти завершения и придают храму такой живописный и необычный вид. Такое пятиглавое завершение приделов впервые встречается в ярославском зодчестве. Казалось бы, незначительное новшество, но оно поразительно изменило традиционный облик храма. Создается впечатление, что у храма пятнадцать глав!

Этот прием дал возможность строителям создать на восточном фасаде грандиозную стенообразную композицию. С этой стороны храм воспринимается как огромный пьедестал для пятнадцати эффектных, тесно поставленных глав и вместе с ними несомненно рассчитан на дальнее восприятие.

Церковь Иоанна Предтечи Восточный фасад

Главным декоративным материалом при оформлении фасадов храма стал здесь лекальный фигурный кирпич. В церкви Иоанна Предтечи впервые он полностью заменил тесаный от руки. Формы и размеры его варьируются от простого валика до крупных, пышно орнаментированных блоков. В рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы деревянной резьбы. В декоре храма широко использованы также поливные изразцы.

По замыслу зодчего, насыщенность той или иной части здания декором зависит от степени удаленности его от зрителя. Сложнее, богаче, изощреннее украшены ближние, нижние ярусы, и в первую очередь, крыльца. С особой силой проявилось здесь стремление средневековых зодчих к праздничности, многокрасочности, узорочью.

Церковь Иоанна Предтечи Декор южного крыльца

Существующее крутое четырехскатное железное покрытие скрывает нижнюю часть барабанов с изразцами. Оно появилось после пожара 1708 года и сменило древнюю деревянную кровлю.

Внутри огромных ложных закомар отчетливо прослеживаются следы более низких полукружий. В процессе строительства первоначальное завершение показалось зодчим недостаточно выразительным, и было решено поднять верх карниза, изменив очертания закомар.

Церковь имеет впечатляющую высоту – 44 метра. До недавнего времени это был самый высокий храм города.

В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи древнего греческого письма, к ней прибегали, для исцеления головной боли. В иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, тоже почитаемые в храме, были заключены частицы мощей святых. Как редкую святыню в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле берегли белый атласный антиминс, который был освящен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в 1704 г.

Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове стала вершиной в развитии самобытной ярославской художественной школы.

Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют и изящные Святые ворота.

Святые ворота построены одновременно с храмом. Они удачно расположены по центральной оси церкви Иоанна Предтечи и составляют с ней общую композицию

На четверике с широким арочном проходом, предназначенном для торжественных церковных шествий, установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров. Все сооружение венчает главка с крестом.

С самого начала существования церкви Иоанна Предтечи в Ярославле при ней была организована богадельня. 40 человек бедных находили в ней пристанище.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках.

Иоанна Предтечи

До революции к храму относились с большим вниманием, регулярно проводили реставрацию.

Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения. Находится под охраной ЮНЕСКО. Памятник рекомендован ЮНЕСКО иностранным туристам для посещения.

Уникальный 15-главый храм Иоанна Предтечи изображен на 1000- рублевой купюре.

Предтеченский приход за рекою Которостлью в старой пригородной слободе Толчково состоит из холодного и теплого храмов.

Кроме того, эта церковь одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках. В своем роде и в известном смысле Предтеченская церковь — гвоздь Ярославля; быть в Ярославле и не видать Предтечу — все равно, что не заметить слона в кунсткамере, Неаполя в Италии. Впрочем, так славится только холодная церковь. Она строилась с 1671 по 1687 год и представляет простой галерейный храм, близкий по существу к Златоустовскому и Николо-Мокринскому, но в подробностях сильно отличающийся от них.

Прежде всего, он гораздо вычурнее тех: это самая вычурная ярославская церковь, напоминающая в этом отношении московские.

Затем, на ней резче, чем на всех остальных, обнаруживаются недостатки древнего русского зодчего.

Зодчий брал крупные строгие величественные формы для основы и унизывал их чуть не бисерным шитьем аляповатого и грубого рисунка, тяжеловато выполненного. Он не только плохо соображает, но, очевидно, совсем не понимает, не догадывается, что, например, его изразец, 8 вершков в квадрате, покрытый мелким сложным цветным рисунком, взявшим много труда и времени, уже на расстоянии 10-20 шагов будет представляться только смутным пятном без всяких подробностей и что эти подробности своей пестротой только повредят целому, нарушая однородность его поверхности.

Эти недочеты русского зодчества, к сожалению, имеются в Предтеченской церкви. Она очень хорошо сохранилась и представляется почти в том же виде, в каком была возведена. Здесь вы видите в наружных стенах церкви и галереи множество фигурных формованных кирпичей, покрытых узором, и таких же поливных изразцов, множество наличников, наугольников, карнизов, поясов и прочей уборки, также узорчатой или фигурной, но все это, благодаря мелкости и малой выпуклости, видно лишь у самой церкви и незаметно на расстоянии уже нескольких саженей от нее. Немного же далее церковь выступает совсем уже в одних очертаниях и представляется очень простой, почти без всяких украшений. Тем не менее, сами по себе эти украшения заслуживают большого внимания, так как дают множество мотивов или исходных точек для пользования и дальнейшего развития при умелом применении, то есть в качестве прецедентов.

Увеличьте масштаб украшений, сделайте их крупнее и выпуклее, и вы двинете русское зодчество само по себе, нисколько не нарушая его смысла, характера и направления, как ошибочно думают многие. Недостаток соразмерности частей в их отношении к целому, правда, составляет одну из отличительных черт русского зодчества, но не достоинство, а недостаток, обусловленный малой и общей, и профессиональной развитостью древнего русского зодчего.

Галерейные приделы Предтеченского храма выведены до одинаковой с храмом высоты и заканчиваются каждый пятью главами — опять-таки редкое построение и очень производительный, благодарный мотив.

Но в таком высоком (лишь немного ниже самого храма) башневидном приделе (северном) поставлены маленькие, чуть не игрушечные Царские врата (проходя их, нужно наклоняться) с мелкой, плотной плоскою резьбою. Сами по себе врата, можно сказать, великолепны, но совсем не соответствуют высоте придела.

Правда, говорят, что они будто бы привезены из Казани. Однако это ничем не подтверждается, и в записи пожертвований на храм, ведшейся строго, о них не упоминается. А главное то, что они — не единичный пример для Ярославля: подобных, строго рассуждая, недопустимых соотношений известно несколько. Рисунок врат, его построение, подробности и расцветка также типичны для ярославских церквей; все это в частях и в целом повторяется здесь не однажды. Нет оснований принимать врата и за памятник конца XVI или начала XVII века. Весьма заметная и ясная примесь западного узора, вплетенного в основной восточный узор резьбы врат, определенно свидетельствует, что врата относятся к первой половине XVII века.

Павлинов находит некоторые части их узора напоминающими по рисунку даже рококо, и он прав. Выгодное и яркое впечатление врата производят лишь вначале, поражая внимание обилием и разнообразием узора. При более же тщательном рассмотрении первое впечатление меняется: формы грубоваты, профили и очертания не так красивы.

Любопытны по уборке железные двери в храм. И на них выступает та же склонность к отделке и украшению частей без согласования и сочетания с целым: много вкуса и красоты в частном и недостаток их в общем.

Интересна очень стройная и очень недурная осьми гранная колокольня, достигающая 21 сажени высоты и могущая служить хорошим образцом для беседочных колоколен. Некоторые части в ней, как, например, колокольный ярус, совсем отдают Востоком; да и вообще, во всем Предтеченском храме много восточного, хотя он и строен довольно поздно.

Отметим еще расписные узоры по цоколю и на входных дверях. Здесь нередки удивительно красивые сочетания цветов.

Много любопытного можно найти и в ризнице.

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем". Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Церкви Ярославля. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. 15-ти купольльный храм в Ярославле. Церковь на 1000 рублёвой купюре. Храм Иоанна Предтечи в Ярославле, фото, описание, краткая история, адрес, режим работы.

Церковь была построена на средства прихожан Толчковской слободы. Толчковская слобода с давних
времён славилась кожевенным производством, это ремесло приносила хороший доход её жителям.

Они испросили благословения на строительство храма у ростовского митрополита Ионы Сысоевича,
и в период с 1671 по 1687 годы возвели одну из самых красивых церквей в России. Спустя три года
рядом была возведена 45-метровая барочная колокольня, а еще через пять лет ярославские
иконописцы выполнили внутреннюю роспись.

Но главное особенность храма - это 15 куполов, противоречащих канонам православного зодчества.
Дело в том, что кроме главного престола (Иоанна Предтечи), в храме есть еще два, посвященные православным святым. Строители сделали все три предела равными по высоте и каждый украсили
пятью куполами, создав единственный 15-главый храм в древнерусской архитектуре.

Внутренняя роспись выполнена в конце XVII века артелью ярославских иконописцев под руководством Игнатьева и Плеханова. Девятиярусные фрески содержат более 500 сюжетов, что делает церковь
Иоанна Предтечи одной из самых богатых в России по количеству росписи. Кроме сюжетов из Библии
и Жития Святых, художники использовали неканонические православные предания. Иконостас храма находятся на реставрации (на 2017г.).

Церковь освящена в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель обличил иудейского царя Ирода в прелюбодеянии, и тот в гневе бросил пророка в темницу.
Иоанн был очень популярен среди иудеев, и царь, боясь народного возмущения, сохранил ему жизнь.




Церковь создана в стиле русского узорочья, который отличается обилием украшений и причудливых
форм. Каменщики проявили удивительное мастерство: стены храма украшены сложным узором из декоративного кирпича и поливных изразцов (покрытых глазурью рельефных керамических плиток).





Но во время празднования своего дня рождения Ирод был так очарован танцем своей дочери Саломеи,
что поклялся исполнить любое ее желание. По наущению царицы, дочь попросила в награду голову
Иоанна, и Ироду пришлось исполнить обещание. Это событие Православная Церковь вспоминает
29 августа. Поскольку Иоанн Креститель был аскетом, христиане в этот день соблюдают строгий пост.


Ирина" >

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — поистине самобытная достопримечательность Ярославля, отличающаяся нарядностью фасада и уникальностью росписей интерьера. Недаром ее изображение красуется на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Однако не каждый путешественник открывает для себя эту жемчужину в ожерелье городских храмов, да и не все местные жители видели это чудо. Дело в том, что церковь располагается за пределами троп популярных туристических маршрутов, в окружении промышленных зданий. Это недействующий храм, являющийся объектом Ярославского музея-заповедника.

Нынешнее состояние фасада, росписей и расположенных рядом построек вызывает горькое чувство и недоумение — почему такую уникальную церковь, которой восторгались наши соотечественники и которую боготворили иностранцы, оставили без должного внимания. Однако в последнее время проводятся работы, направленные на восстановление былого величия постройки и, возможно, в ближайшие годы она снова предстанет перед туристами во всем великолепии.

Панорама церкви Иоанна Предтечи в Ярославле на Google Maps:

История

Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.

После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.


Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Декор фасада

При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.

Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2020 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Также проект предусматривает благоустройство территории вокруг — установка скамеек, освещения. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.

Табличка на фасаде

Архитектура и интерьер

К сожалению, доподлинно не известно, кто был автором проекта, но есть мнение, что к нему имел отношение митрополит Иона (Сысоевич), имевший архитектурный талант. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Существовала также версия о том, что его строили иностранные специалисты. Однако если приглядеться к деталям, можно отмести эту версию, ведь храм — яркий образец именно русского зодчества.

Высота постройки достигает 44 метров, венчают церковь 15 глав — по 5 на основном храме и каждом из приделов. Интересная деталь — приделы располагаются на одной высоте с основным зданием, в большинстве других подобных построек они ниже. Фасад здания изобилует декоративными элементами, один из основных — фигурный кирпич. Его отличает разнообразие форм, на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники и другие вариации. Это создает своеобразный эффект резьбы, которая гармонирует с изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты.

Великолепен не только внешний облик храма, но и его интерьер. Над его росписью трудились лучшие художники ярославской артели. Это поистине историческое наследие, ведь ни в одном другом храме в мире нет такого количества и разнообразия сюжетов. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета, Евангельские сюжеты, жития святых и другие росписи.

Изразцы

Как добраться

Достопримечательность находится на берегу реки Которосли, вдали от основных туристических маршрутов. К нему ведет довольно плохая дорога, окружением служит промзона, однако сам храм, его великолепие отвлекают от этих моментов. Можно долго осматривать его, любуясь каждой деталью и удивляясь мастерству его творцов.

  • автобусов № 7, 19, 19 к
  • маршрутных такси № 57, 65, 85.

Расстояние от остановки до достопримечательности примерно 700 метров, преодолеть его можно в среднем за 10 минут.

Как дойти от остановки до храма

Удобно добираться на личном транспорте, расстояние от музея-заповедника до храма — около 4 км, доехать можно примерно за 8 минут.

Как доехать на машине от музея-заповедника до храма Иоанна Предтечи

Также можно заказать такси, воспользовавшись приложениями Яндекс. Такси, Везет, Ситимобил, Максим.

Находится на Которосльной наб., 69. Художественные и, в частности, архитектурные достоинства величественного Предтеченского храма, доминирующего в застройке правобережья Которосли, позволяют причислить его к памятникам искусства мирового значения.


12 фото













Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.


Ансамбль церквей в Толчковой слободе: справа — церковь Иоанна Предтечи, слева — тёплая церковь Вознесения Господня. На втором плане — колокольня. Вид с востока. Открытка начала ХХ века

Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700, роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703—1704. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины.


На северной и южной стенах написаны годовые святцы — редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи. Замковые арки одиннадцати больших окон оформлены эмблемами Саваофа, Христа и архангелов в узорчатых обрамлениях клубящихся облаков. В арках трех входных порталов написаны деисусы в кругах с Эммануилом, Вседержителем и Саваофом. На откосах порталов традиционные ангелы, стерегущие вход.

Роспись основного храма в целом несет на себе печать величавой торжественности и отмечена превосходным пониманием художниками задач монументально-декоративного искусства.



Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, являет ментальный мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля. Она свидетельствует о широте интересов ярославского общества в то время, об его готовности к диалогу с культурой других народов.

В 1904—1905 художником из Мстеры была произведена реставрация икон и фресок храма, переписаны фронтоны крылец, расписаны травами деревянные двери и ставни окон. С 1960-х производится укрепление и реставрация стенной живописи.

Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. В приделе Казанских чудотворцев резные царские врата являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства. Их поверхность покрыта ажурной резьбой, состоящей из пышных фантастических цветов и виноградной лозы. В растительный узор вплетены изображения сказочных птиц и грифонов.

В начале XVIII в. при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875—1876 устраивается каменная ограда. До 1804 при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903—1906 был произведен капитальный ремонт здания главного храма — укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви.

Закрыта церковь Иоанна Предтечи в 1931. В настоящее время находится в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание теплой церкви Вознесения утрачено.


Ансамбль церквей в Толчковой слободе: слева — церковь Иоанна Предтечи и святые ворота, справа — колокольня и тёплая церковь Вознесения Господня. Вид с запада. Открытка начала ХХ века

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль), Храм Иоанна Предтечи Ярославль16

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. В настоящее время храм действует как Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль), Храм Иоанна Предтечи Ярославль4

Самый большой храм Ярославля, до сих пор остается одной из самых заметных построек в городе. Храм имеет два придела (Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) которые завершаются тесно сдвинутыми пятиглавиями. Их высота равна высоте центрального храма, из-за чего с востока церковь выглядит как огромный 15-главый храм с 5-апсидным алтарем.

Внешний вид храма поражает разнообразием и пышностью декора, в котором преобладает фигурный кирпич, на производство которого работали два кирпичных завода.

Колокольня возведена на рубеже XVII-XVIII вв.

Росписи 1694-1695 гг., которые выполнила ярославская артель под руководством Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева, не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч).

Статус: музей,

Время работы: Ср-Вс: 10:00 – 17:00 , Пн, Вт, дождливые дни: выходной

Адрес: Россия, Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69.

Контактные телефоны музея:

Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные: понедельник, вторник.

Читайте также: