Физиологические механизмы эмоций кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний. Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п. В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

Выражение эмоций и чувств

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения чувств и эмоций проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя, или висцеральная, выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения. Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение чувств и эмоций приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000 - 6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания. С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать. Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую; горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия. Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия : отражение , отношение , переживание . Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции характеризуются субъективными переживаниями человека и не связаны напрямую с возбуждением определенных рецепторов. Эмоции – сквозной психофизиологический процесс отражения отношений субъекта к объекту в условиях неопределенности.

Физиологические механизмы: Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных, слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека, оно всегда связано со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы " центрами страдания " и " центрами наслаждения ". Опыты над животными показали, что раздражение электрическим током этих центров вызывает соответствующую. Ретикулярная формация – активизирует деятельность всех других мозговых механизмов. Зрительные бугры Таламуса – их повреждение вызывает непроизвольные гримасы, асимметрию – одна сторона тела испытывает удовольствие, другая – боль. Лимбическая система. Это подкорковые образования, они вызывают усиление деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной систем.

Корковые отделы оказывают регулирующее, тормозящее влияние на подкорковые структуры и, т.о., тормозят проявление эмоций. Лобные доли – при их нарушении возникает эмоциональное мышление, аутизм

. Основные функции эмоций:

  1. приспособительная
  2. сигнальная (отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий)
  3. оценочная (оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности)
  4. регуляторная (эмоции обеспечивают определенный энергетический уровень, необходимый для преодоления сложной ситуации)
  5. коммуникативная (человек выражает отношение к происходящим событиям: выразительные движения, мимика, жесты, позы, интонации, вздохи – являются языком человеческих чувств)

6) Защитная – адаптация и сброс излишней энергии

Функции эмоций (по Симонову): компенсаторная (защищающая) – эмоции восполняют дефицит информации , подкрепляющая , переключающая

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). В ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков.

Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса).

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).

  1. Эмоции всегда окрашивают психические акты – у ощущений и восприятия есть эмоциональный тон, у представлений – эмоциональная насыщенность, в мышлении – эмоциональный компонент (интеллектуальные эмоции – сомнение, недоумение)
  2. Возникают в сложных ситуациях, только перепады состояний дают сильные эмоции
  3. Эмоция не психический, а психофизиологический процесс, всегда сопровождается вегетативными реакциями
  4. Эмоция отражает отношение субъекта к объекту на фигуративном уровне, как в восприятии, но с усилением субъективного компонента; мышление отражает отношения на операциональном уровне, поэтому, в отличии от эмоций, требует времени и энергии
  5. Эмоции полярны, но может возникать и амбивалентная=двойственная эмоция (любить и ненавидеть одновременно)
  6. Целостность эмоций – на ситуацию всегда реагирует весь организм
  7. Энергетическая насыщенность
  8. Обобщенность – положительные эмоции более обобщенны, а отрицательные более уникальны

Теории эмоций в зарубежной психологии

Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна - страсти включают в себя: 1) телесный компонент и 2) мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.

Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Спиноза. Душу имеет каждое явление. В душе два вида образований: идеи – то что отражает внешнюю действительность; аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию.

Три первичных аффекта: 1.удовольствие (радость) 2. неудовольствие (печаль). 2. желание

Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера . Эмоция определяется физиологическими (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный передает эмоциональную окраску (содержание), направленность. 2. Когнитивная модель эмоций Арнольд . Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации -> оценка принимает форму эмоционального отношения -> само действие: стремление или избегание.

Вундт выделил 2 вида "психических элементов" - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы. Вундт представил трехмерное пространство с осями: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение. Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве.

Психоанализ: эмоции – это ключ к познанию мотивов. Инстинктивное влечение, желание, необходимость эмоциональной разрядки. Фрейд : четыре источника тревоги: боязнь утраты желанного объекта; боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого; боязнь утраты себя (части себя); боязнь утраты любви к себе.

Теории эмоций в отечественной психологии

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Эмоции связаны с потребностями, удовлетворение которых приводит к положительным эмоциям, неудовлетворение – к отрицательным. Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями

2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3 Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект - стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии. Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам принято относить аффекты , собственно эмоции и чувства .

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Эмоции охватывают весь организм.

Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение . Удовлетворение – положительная эмоция. Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Э = П*(И – С), где Э - эмоция, П – потребность, (И – С) - оценка вероятности удовлетворения потребности, И – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; С – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Если И больше, чем С – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций. Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса). Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). В ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков.

Общеизвестно, что без человеческих эмоций не может совершаться процесс познания окружающего мира. Вместе с тем эмоциональные процессы и состояния не должны противопоставляться всей остальной психической деятельности. Источником чувства всегда прямо или косвенно является объективная реальность, хотя субъективно чувства направлены на тот или иной объект внешнего или внутреннего мира.

Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям, к представлениям и понятиям физического или социального порядка. Преломляясь в нашем жизненном опыте, эти раздражители вызывают соответствующую субъективную реакцию в форме более простых эмоций и высших чувств, характер которых зависит прежде всего от того, насколько удовлетворены (или, наоборот, не удовлетворены) наши высшие или низшие потребности.

Отражательная, познавательная функция организма развивается и совершенствуется в процессе эволюции как средство наиболее тонкого и правильного приспособления к окружающей среде. Наши ощущения не только дают объективную истину, но и являются средством биологического приспособления к определенным обстоятельствам, конкретным ситуациям. Качества возникающих впечатлений, представляющих собой сложную гамму чувств, связаны со степенью удовлетворения потребностей организма, запросов человека. Другими словами, наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между полюсами приятного и неприятного.

Таким образом, эмоции и чувства - это субъективное отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей действительности, к потребностям, мотивам и целям деятельности человека. При этом указанные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоции и чувства.

Эмоции есть и у животных, но чувства - только у человека. В чувствах проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Потребность - это необходимость в чем-то, неудовлетворение которой вызывает отрицательные эмоции. Различают материальные, или естественные потребности (в пище, жилье, сне и т.д.) и потребности духовные, или общественные, которые соответствуют интеллектуальным, моральным, эстетическим и праксическим запросам личности. Но даже естественные потребности приобретают у человека социальный характер, так как формируются в процессе общественно-исторического развития личности. Наиболее важной ддя личности является потребность в труде, что должно учитываться при построении системы психотерапии.

Чувства - это одно из проявлений общественного сознания; родились они в процессе исторического развития общества и становления в нем личности. Они определяются не изолированным объектом, а самим бытием человека, независимо от того, сознает он это или нет. Разумеется, каждый индивидуум при встрече с каким-либо раздражителем говорит себе либо "плохо", либо "хорошо", или же уточняет градации между этими двумя оценками. Объясняется это индивидуальными особенностями личности в целом. Основную роль в окончательной "обработке" рождающегося чувства играет наше внутреннее убеждение, которое часто подсказывает, что даже боль, например, - это "хорошо" и, наоборот, чувство насыщения, комфорта - это "плохо". Следовательно, выступает ведущая роль социальных мотивов, моральных и этических установок, господствующих в данном обществе, которые, преломляясь в сознании человека, оказывают решающее действие.

Основные функции чувств: регулирующая (направляет наше поведение, способствует преодолению преград, снимает избыток эмоционального возбуждения и т.п.) и сигнальная (выделяет значимые раздражители, которые производят впечатление). Эта сигнальная функция называется импрессшной стороной чувств (от лат. impiessio - впечатление) в отличие от экспрессивной стороны (от лат. expiessio - внедрение), которая проявляется в выразительных движениях. Однако не всегда имеет место соответствие между этими сторонами чувств. Язык эмоций краток и должен изучаться в клинике, например для выявления маскированной депрессии.

Эмоции и чувства характеризуются динамикой, фазностью - напряжение и разрешение (угасание). Эмоции и чувства могут рассматриваться как положительные, отрицательные и неопределенные. Последние рано или поздно трансформируются в первые два качества. Эмоции и чувства полярны (амбивалентны) - радость и грусть, обаяние и отвращение.

Изучение физиологической стороны эмоций началось еще с того времени, когда И. Кант предложил разделить эмоции на стенические и астенические. Исследуя эти две группы чувств, У. Джемс и Ф. Ланге создали теорию, в которой примат отдавался сосудистым, секреторным и двигательным актам. Раскрытию характера и механизмов этих сдвигов в организме оба ученых посвятили много времени, причем были выявлены различные изменения внутренней среды организма. Однако авторы рассматривали эмоции исключительно как следствие этих сдвигов. Джемс писал: "Неправильно говорить "я увидел медведя, испугался, побежал"". Надо: я увидел медведя, побежал, испугался; мы смеемся не потому, что нам смешно, но нам смешно потому, что мы смеемся. Теория Джемса-Ланге, направленная против идеалистического объяснения эмоций, в свое время, безусловно, сыграла определенную положительную роль.

С позиций психофизического параллелизма примерно такое же значение имела и теория В. Вунота, в которой психическому и физиологическому в чувствах отводились независимые места. И если первая теория является примером биологизации психических явлений, то вторая - примером дуализма. Экспериментальные данные У. Кеннона (1871- 1945; русский перевод его книги - "Физиология эмоций", 1927) показали, что чувства гнева и страха неизменно сопровождаются повышенным поступлением адреналина в кровь. Развивающаяся далее симпатикотония играет положительную роль в подготовке животного к борьбе, к деятельности. В крови увеличивается количество сахара, повышается свертываемость крови, тонус и работоспособность мышц, учащается сердечная деятельность и дыхание, растет артериальное давление. Биологический смысл этих и других реакций - привести в готовность защитные системы организма животного. Кеннон не только создал свою "таламическую теорию эмоций", но и доказал, что Джемс и Ланге заблуждались. С этой целью он путем введения соответевующих лекарств создавал своебразную "модель" той или иной эмоции. Скопировав вегетативные, мышечные и иные сдвиги, сходные с теми, которые, по мнению Джемса и Ланге, лежат в основе эмоций, Кеннон не получил "соответствующих" эмоций.

Нечто подобное тому, что Кеннон нашел в организме животных, наблюдается и у человека. Так, в момент возникновения чувств, особенно при значительной их выраженности, человек бледнеет или краснеет, возникает бради-или тахикардия, гило-или гипертония мышц, изменяется деятельность потовых, сальных и иных желез. У испуганного человека расширены глазные щели и зрачки, повышено кровяное давление. Иногда возникает "гусиная кожа", или "мороз пробегает по коже", волосы "становятся дыбом" - все это является следствием пиломоторной реакции. В иных случаях стимулируется деятельность желудочно-кишечного тракта (реже тормозится), появляются тремор, похолодание конечностей и пр. Происходят и другие изменения внутренней среды, в подавляющем большинстве целесообразные. В редких случаях вегетативный аккомпанемент наших чувств может быть и бесполезным, а иногда и чрезвычайно вредным.

Во многих старых учебниках по физиологии приводится такой случай: группа студентов крупнейшего английского университета, доведенная до крайности зверским отношением к ним одного из сторожей, решила его проучить. Однажды они инсценировали обстановку судебного заседания, куда был доставлен связанный и перепуганный сторож. Собравшиеся были в черных одеяниях, на лице у каждого была маска. В торжественной обстановке был произведен допрос обвиняемого и свидетелей. Приговор гласил: смертная казнь путем обезглавливания. Сопротивлявшегося сторожа подвели к месту казни, завязали глаза, положили голову на плаху и . резко ударили свернутым в жгут мокрым полотенцем по плахе рядом с головой "осужденного". Когда затем решили прекратить шутку, оказалось, что сторож умер.

В исследованиях X. Селье, начатых еще в 1925 г., показано, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора, по X. Селье) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по X. Селье, являются: стадия тревоги (изменение артериального давления, температуры тела, повышение проницаемости капилляров, желудочно-кишечные расстройства и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия, алкалозу - ацидоз, увеличивается масса коры надпочечников и др.) и стадия истощения. При неблагоприятном исходе в стадии истощения организм погибает. В соответствии с положениями X. Селье, стрессор может действовать на организм и прямо, и косвенно, например в случае волнений и переживаний. Стадии стресса - это проявление общего адаптационного синдрома, имеющего в основе первоначальные сдвиги в адренало-пшофизарной системе. Таким образом, взаимоотношения организма и среды X. Селье рассматривает сквозь призму гуморальной системы регуляции.

В учении о стрессе основная роль отводится автором гормонам адаптации, а также роли нервной системы. Однако несмотря на чрезвычайную ценность экспериментальных данных, полученных X. Селье (о болезнях адаптации, анестезирующих свойствах стероидных гормонов и пр.), они не могут быть изолированно полностью использованы при изучении механизма возникновения эмоций.

Последователи учения И.М. Сеченова-И.П. Павлова об отражательной роли мозга рассматривают эмоции как одно из проявлений реакции организма на раздражители. По их мнению, принцип рефлекторной деятельности полностью сохраняет свое значение и по отношению к эмоциональным реакциям.

Как неоднократно указывал И.П. Павлов, эмоции связаны с подкоркой - местом замыкания безусловных рефлексов. При этом он подчеркивал, что подкорковая деятельность - это основа лишь "элементарных эмоций", т.е. инстинктов и чувств, сопряженных с ними (голода, жазды, самосохранения, продолжения потомства и др.). В работах последних лет доказано, что, как считал еще В.М. Бехтерев, проявления эмоций можно получить и у декортицированного животного (X. Мегун, Дж. Моруцци).

По мере развития и усложнения работы головного мозга, возрастанию роли второй сигнальной системы механизм возникновения, а главное - регуляции наших чувств, подвергается существенным изменениям. Деятельность подкорки, вегетативной нервной системы в значительной степени подчинена коре больших полушарий. Работы многочисленных авторов с очевидностью показали, какие глубокие биологические сдвиги, в том числе гормональные, сосудодвигательные, внутриорганные, могут иметь место, если раздражения внешнего мира принимаются корой больших полушарий.

Тем не менее значение подкорковых механизмов остается весьма существенным, особенно в свете выводов, сделанных в работах о роли ретикулярной формации. А.А. Меграбян проводит такое красочное сравнение: "Могучий инертный поток подкоркового компонента аффектив-ности регулируется гностическими чувствами и направляется по руслу разумной необходимости, подобно тому как горная река, закованная в бетон гидростанции, дает целесообразно используемую энергию".

Анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции - чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования, в том числе и в момент возникновения. При этом нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-сивдром, по X. Селье) предстают в виде их промежуточных звеньев. Поэтому не следует строго локализовать эмоции и тем более чувства, как это делает Дж. Олдс, выделяя центры наслаждения, агрессии и т.д. Мы повторили некоторые опыты Олдса с вживленными электродами и получили соответствующий эффект, однако мы получали то же самое и при раздражении других областей мозга, в том числе и коры, потому что "центры" эмоций представляют сложные функционально-динамические системы (по П.К. Анохину).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эмоции.

Физиологические механизмы эмоций . Эмоции (от латинского emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и так далее) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживленных электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.

Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий – лимбических зонах. Раздражение этих зон вызывает у ч-ка и животных реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды, чувство насыщения и мн.др.

Эти низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с деятельностью подкорковых нервных структур головного мозга, относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых в эволюционном отношении корковых зон (например, моральные чувства ч-ка).

Все многочисленные эмоциональные реакции с точки зрения физиологии можно разделить на 2 группы:

1. Отрицательные эмоции . Возникновение связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды(гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Напр., снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешн среды – чувством страха.

2. Положительные эмоции – восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма. Выражаются в состоянии комфорта или наслаждения. Напр., чувство насыщения после обеда или радость ч-ка при спасении жизни своего друга.

Исходя из биологической теории эмоций П.К.Анохина (1964)можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если система(организм)не может достичь полезного для себя результата. Положительные эмоции будут возникать при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.

Информационная теория эмоций П.В.Симонова(1970)связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток инф-ии вызывает отрицательные эмоции, избыток- положительные.

В подкорковых отделах головного мозга и в зонах древних отделов КГМ обнаружены специальные центры, регулирующие протекание эмоциональных реакций. Исследования показали, что качественная оценка эмоциональных состояний возможно только с участием молодых отделов КГМ (неокортекс).

Управление эмоциями может осуществляться с помощью гормонов или других биологически активных вещ-в.

Среди вещ-в, оказывающих влияние на проявление эмоций, находятся и такие, как никотин, алкоголь и наркотики. Вызывая у ч-ка ложное состояние комфорта,они парализуют его волю. В результате ч-к лишается возможности целеустремленно добиваться решения поставленных задач.

Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, и др реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатические эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Но именно на этой биологической основе формируются все высшие(эпикрические)эмоции ч-ка. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность, и особенно их общение со взрослыми.

Приблизительно с 3-4 лет постнатального развития начинают формироваться высшие человеческие эмоции.

Физиологическое значение эмоций . Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, напр факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

Важное значение эмоции имеют в процессах обучения и воспитания ребенка. Яркая, эмоционально насыщенная информация воспринимается ребенком прочно и порой на всю жизнь.

Читайте также: