Тенденция аксиологизации науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аксиология – (учение о ценностях), но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения – от естественно-натуралистических до метафизически-религиозных. Аксиологические (ценностные) основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки.

Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – тео-ретическому разуму.

Сократ

Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.

Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.

Что изучает аксиология?

Описываемая дисциплина изучает:

  • весь спектр вопросов, связанных с естеством системы ценностей;
  • роль, которую играют ценности в обществе;
  • структурную взаимосвязь внутри ценностной системы и вопросы, связанные с ее восприятием человеком.

Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.

Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность

Причины зарождения

Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:

Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.

Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.

Периоды развития

Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:

Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.

Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.

При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:

  • по содержанию (на материальные, духовные, социальные и политические);
  • по сфере бытия (выделяя культурные, природные, научные и другие ценности);
  • по субъектам (здесь нужно отметить ценности, стоящие выше индивидуальных, к примеру, общечеловеческие и групповые, и индивидуальные ценности, важные для конкретной личности);
  • по роли, отводимой ценностям в жизни индивида, выделяя прагматичный по характеру утилитарный (относящийся к жилью, питанию и др.) и довольно самодостаточный духовный спектр человеческих ценностей.

Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.

Аксиологизация (греч. axios — ценный) — процесс про­никновения субъективных элементов (моральных, этических, эстетических представлений и др.) в совокупность объектив­ного знания о природе, технических и социокультурных си­стемах. Исторически сложившиеся методы научного позна­ния ориентированы на выявление адекватной картины мира, т. е. объективное изучение вещей, явлений и процессов при­роды. Подобная "объективизация" естественно-научного фе­номена обусловила динамику развития экспериментального естествознания, прогресс научного познания.

Суть принципа аксиологизации науки — фиксирование внимания как на объективности процесса естественно­научного познания, так и на необходимости учета субъек­тивного (ценностного) содержания науки. Речь идет о дина­мике взаимосвязи объективных и субъективных факторов ес­тественно-научного познания.

Целесообразность ценностной ориентации становится в XX в. насущной проблемой не отдельных областей знания или кон­кретных ученых, а всей системы наук — естествознания, техникознания и человекознания. Повышение степени аксиологичности науки, т. е. расширение ее ценностного содержа­ния, подразумевает несколько моментов.

Во-первых, внутренняя логика развития науки порожда­ет такое разнообразие направлений познавательного процес­са, что вполне обоснованно ставить вопрос о реальности их осуществления, т. е. возникает проблема выбора приоритет­ных областей развития науки.

Во-вторых, масштабы воздействия науки (точнее, соци­альные последствия реализации ее открытий) требуют воз­можного прогнозирования отдаленных результатов научных исследований. Это обстоятельство повышает гуманистичес­кую направленность и содержание научной деятельности.

И, наконец, в-третьих, науки все более ориентируется не только на выявление сугубо природных закономернос­тей, но и на изучение феномена человека. В связи с этим выявление и удовлетворение разнообразных человеческих потребностей является одним из важнейших ориентиров раз­вития науки.

Как и в чем проявляется принцип аксиологизации? Очевидно, что любой научный процесс при автономном его рассмотрении не имеет, по существу, ценностного со­держания (скажем, изучение химических процессов, проте­кающих в лабораторных условиях, в целом аксиологически нейтрально). Однако масштабная реализация технологических спосо­бов в социокультурных условиях может привести как к по­ложительным (повышение производительности сельскохозяй­ственных культур, создание конструктивных синтетических материалов и т. п.), так и к отрицательным последствиям (хи­мические виды вооружений, загрязнение окружающей сре­ды и т. п.).

Следовательно, фундаментальные науки (физика, химия, биология и др.), изучающие объективные природные про­цессы, в основе своей аксиологически нейтральны. Для есте­ственных наук характерны тенденция к объективности, стремление по возможности освободится от "субъективизации" познавательного процесса, связанной с человеческим факто­ром, социокультурными условиями. Очевидно, однако, что желаемая "объективизация" познавательного процесса в силу личностно-субъективного его характера может быть достиг­нута лишь в идеальных условиях, отсутствующих в реаль­ной жизни.

На практике же фундаментальные науки естественно­научного цикла включают ценностные элементы в свою си­стему. При этом степень аксиологизации технических наук, связанных с реализацией закономерностей, выявленных в рамках фундаментального знания, значительно выше: техникознание имеет выраженную практическую ориентацию. И, наконец, самая высокая степень аксиологической направ­ленности присуща гуманитарным наукам, которые непос­редственно изучают человека и социум.

Отметим некоторые из современных акси­ологических концепций.

Этическая концепция. Ее приверженцы исходят из того, что аксиологическая ориентация современного научного зна­ния может получить эффективную реализацию в процессе разработки специфического кодекса научной этики. Некоторые сообщества ученых еще вырабатывают соот­ветствующие этические нормы, которыми "корпоративному" исследователю надлежит пользоваться в научной деятельно­сти. Большинство же научных сообществ, подобно профес­сиональным объединениям медиков, следует клятве Гиппок­рата. Ее принципы, проверенные веками и доказавшие свою действенность, становятся основой соответствующих кодек­сов научных сообществ. В каждом из них есть положение, в котором в той или иной форме и степени зафиксирован прин­цип моральной ответственности исследователя, обязанного не только предвидеть возможные практические последствия своей научной деятельности, но и активно противодейство­вать исследованиям (и действиям), представляющим опас­ность для человека и окружающей его среды.

Прагматическая концепция. Ее сторонники утверждают, что развитие науки получит более четкую аксиологическую ориентацию в том случае, если ученые сосредоточат свои усилия преимущественно на разрешении проблем общечело­веческого характера (сохранение экологического равновесия, энергетическое обеспечение, прогресс медико-биологических исследований и др.). С одной стороны, "человеческая" переориентация на­уки — существенный фактор, обеспечивающий ее динамизм и социальную востребованность. С другой стороны, абсолю­тизация соответствующих представлений может привести к преобладанию практико-прикладных разработок, "практизации" процесса научного познания, принижению статуса фун­даментальных исследований, не имеющих как бы (при первом приближении) практического значения, но лежащих, тем не менее, в основе перспективного развития совокупного научного знания.

Синтетическая концепция. В ее рамках выход на аксио­логический уровень развития научного знания связывается с преодолением противоречий между естественно-научными и гуманитарными областями современной науки. Речь идет о необходимости расширения зоны действия процесса "гуманизации" естественно-научного знания и "сциентификации" ("онаучивания") представлений, вырабатыва­емых в системе наук социально-гуманитарного профиля. По существу, аксилогизация науки отождествляется с возраста­нием ее интегральных составляющих.

Прогностическая концепция. Развитие науки рассматри­вается как экстрополяционный процесс. Прогнозируется формирование таких социокультурных структур, в рамках которых научный и технический прогресс не будет противоречить интересам личности и общества и оказывать негативное воздействие на биосферу. Аксиологизация науки трактуется как процесс, обеспечивающий в перспективе снятие противоречий системы "человек—социум— биосфера".

В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее самой, а только внешних факторов. Тезис ценностной нейтральности принадлежит Д. Юму, согласно его утверждениям необходимо логически разделять утверждения о том, что существует и о том, что должно быть. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, то есть занимается только средствами, а не целями и смыслами человеческих действий, которые относятся совершенно к другим областям (этике, религии). Против тезиса о ценностной нейтральности науки существует ряд аргументов:

1) современные широкомасштабные научные исследования иногда используют данный тезис для идеологического прикрытия различных (даже аморальных) целей;

2) само научное познание насыщено ценностными установками, так как сама рациональность регулируется когнитивными (когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость;

3) ученый не является абстрактным субъектом чистого познания, он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель, у него, как и у всех, существуют общечеловеческие обязанности нравственного характера;

4) все попытки обосновать концепцию ценностной нейтральности в любой области человеческой деятельности маскируют попытки снизить ответственность перед обществом;

5) научный и этический разум не являются антагонистами. Принципы любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается познавательная или этическая сторона вопроса.

Следует заметить, что тема разделения науки и ценности выглядит несколько надуманной, так как подавляющее большинство ученых являются нравственно зрелыми личностями. Настоящий ученый, талантливый и увлеченный исследователь, посвятивший свою жизнь науке, это, как правило, духовно развитый, широко мыслящий человек. Ценностный нигилизм находит свою почву там, где процветают бездарность и безделье.

Таким образом, отвергая ценностный нигилизм, можно рассмотреть решение различных социальных, этических проблем, которые связаны с научным познанием.

Этика науки и деонтология науки могут быть представлены в упрощенном виде как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности и аккуратности, которое выражается в некоторой педантичности.

Важнейшим требованием деонтологии является научная честность, запрещающая ученому присваивать результаты чужих исследований, манипулировать данными, заявлять недостоверный материал, опубликовывать только положительные результаты исследований, замалчивая отрицательные. Человек, который занимается подобными действиями, теряет уважение в научном сообществе, так как данное сообщество строится на сугубо деонтологических отношениях.




Морально недопустимыми являются такие цели научной деятельности как создание сверхопасных видов вооружения, планирование мероприятий, связанных с массивным изменением окружающей среды, создание экспериментальных видов животных и растений. Наука не имеет права ставить цели, которые не являются нейтральными для человека и природной среды.

Вопрос, касающийся использования тех или иных средств является более сложным. Особенно остро он стоит в области биомедицинских исследований. Менее выражена, но так же важна проблема приоритетности проводимых исследований и проблема их финансирования. Остается открытым вопрос о том, насколько дорогим должно быть содержание науки в целом, так как на создание экспериментального оборудования требуются колоссальные средства, выделение которых затрагивает интересы в населения в различных социальных областях.

Наиболее широко обсуждается такая проблема как последствия научной деятельности. Вопрос здесь состоит в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий и изобретений. Здесь разумным будет требовать от ученого нести ответственность за последствия своей деятельности, это касается исследований, как прикладного характера, так и фундаментального. Зачастую фундаментальные исследования считаются далекими от реальности, тогда как возможная опасность от их проведения заслуживает пристального рассмотрения, ввиду того, что теория достигла такого уровня, когда реализация ее на практике редко приводит к каким-то изменениям. Таким образом, обязанность предвидеть, чем обернется та или иная фундаментальная разработка, для современных ученых является особенно актуальной.

Остается открытым вопрос о смысле научного познания как такового. Что значит наука для общества и для каждого в частности? Является ли наука благом? Все это требует серьезного обсуждения. Научно-техническое развитие цивилизации должно быть рассмотрено в ее мировоззренческих и смысложизненных основаниях.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются научные знания от других знаний?

2. Какие этапы прошла наука в своем становлении?

3. В чем особенности античной науки?

4. Какова специфика науки Возрождения?

5. Каковы идеалы науки Нового времени?

6. Эмпирический уровень познания: структура и сущность.

7. Теоретический уровень познания: структура и сущность.

8. Какова роль проблемы в развитии научного познания?

9. Как соотносятся наука и аксиология?

10. Назовите типы научных школ и раскройте их содержание.

В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее самой, а только внешних факторов. Тезис ценностной нейтральности принадлежит Д. Юму, согласно его утверждениям необходимо логически разделять утверждения о том, что существует и о том, что должно быть. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, то есть занимается только средствами, а не целями и смыслами человеческих действий, которые относятся совершенно к другим областям (этике, религии). Против тезиса о ценностной нейтральности науки существует ряд аргументов:

1) современные широкомасштабные научные исследования иногда используют данный тезис для идеологического прикрытия различных (даже аморальных) целей;

2) само научное познание насыщено ценностными установками, так как сама рациональность регулируется когнитивными (когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость;

3) ученый не является абстрактным субъектом чистого познания, он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель, у него, как и у всех, существуют общечеловеческие обязанности нравственного характера;

4) все попытки обосновать концепцию ценностной нейтральности в любой области человеческой деятельности маскируют попытки снизить ответственность перед обществом;

5) научный и этический разум не являются антагонистами. Принципы любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается познавательная или этическая сторона вопроса.

Следует заметить, что тема разделения науки и ценности выглядит несколько надуманной, так как подавляющее большинство ученых являются нравственно зрелыми личностями. Настоящий ученый, талантливый и увлеченный исследователь, посвятивший свою жизнь науке, это, как правило, духовно развитый, широко мыслящий человек. Ценностный нигилизм находит свою почву там, где процветают бездарность и безделье.

Таким образом, отвергая ценностный нигилизм, можно рассмотреть решение различных социальных, этических проблем, которые связаны с научным познанием.

Этика науки и деонтология науки могут быть представлены в упрощенном виде как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности и аккуратности, которое выражается в некоторой педантичности.

Важнейшим требованием деонтологии является научная честность, запрещающая ученому присваивать результаты чужих исследований, манипулировать данными, заявлять недостоверный материал, опубликовывать только положительные результаты исследований, замалчивая отрицательные. Человек, который занимается подобными действиями, теряет уважение в научном сообществе, так как данное сообщество строится на сугубо деонтологических отношениях.

Морально недопустимыми являются такие цели научной деятельности как создание сверхопасных видов вооружения, планирование мероприятий, связанных с массивным изменением окружающей среды, создание экспериментальных видов животных и растений. Наука не имеет права ставить цели, которые не являются нейтральными для человека и природной среды.

Вопрос, касающийся использования тех или иных средств является более сложным. Особенно остро он стоит в области биомедицинских исследований. Менее выражена, но так же важна проблема приоритетности проводимых исследований и проблема их финансирования. Остается открытым вопрос о том, насколько дорогим должно быть содержание науки в целом, так как на создание экспериментального оборудования требуются колоссальные средства, выделение которых затрагивает интересы в населения в различных социальных областях.

Наиболее широко обсуждается такая проблема как последствия научной деятельности. Вопрос здесь состоит в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий и изобретений. Здесь разумным будет требовать от ученого нести ответственность за последствия своей деятельности, это касается исследований, как прикладного характера, так и фундаментального. Зачастую фундаментальные исследования считаются далекими от реальности, тогда как возможная опасность от их проведения заслуживает пристального рассмотрения, ввиду того, что теория достигла такого уровня, когда реализация ее на практике редко приводит к каким-то изменениям. Таким образом, обязанность предвидеть, чем обернется та или иная фундаментальная разработка, для современных ученых является особенно актуальной.

Остается открытым вопрос о смысле научного познания как такового. Что значит наука для общества и для каждого в частности? Является ли наука благом? Все это требует серьезного обсуждения. Научно-техническое развитие цивилизации должно быть рассмотрено в ее мировоззренческих и смысложизненных основаниях.

Читайте также: