Гибристические мифы тантал ниоба сизиф арахна марсий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема 1. Понятие об античной литературе. Периодизация. Мифология как тип мироощущения и основа античной культуры. Основные категории мифов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Учебник: Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. – Раздел I.

· Глава І. – С. 21-34.

· Античность. Картина мира. – С. 10-14.

· Краткий очерк истории развития античной литературы (І, ІІ). – С. 15-16.

Художественные тексты: древнегреческие мифы в изложении Н.А. Куна (Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Перечень сюжетов и персоналий для усвоения:

3. Теогония. Титаномахия.

4. Олимпийская додекада.

5. Мойры, музы, хариты.

6. Астральные мифы.

7. Прометей и антропогония.

9. Катаклизм. Девкалион и Пирра.

10. Царство Аида.

12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года.

13. Культ Диониса.

14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий).

15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей).

16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии.

17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах).

18. Мифы об аргонавтах.

19. Фиванский цикл мифов.

20. Троянский цикл мифов. Одиссея.

21. Агамемнон и сын его Орест.

22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа).

23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон).

24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении):

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Пелион на Оссу.

· 14.09-20.09

§ Усвоение теоретического материала (соответствующие главы учебника и художественные тексты).

Задание сдавать не позднее 21.09.2015, в электронном виде на указанный преподавателем адрес, в формате Word, в названии файла указать фамилию, группу и задание, например: Иванова(115)Мелетинский1-вопросы.

· 21.09-27.09

Конспект, написанный от руки должен быть сдан на кафедру не позднее 28.09.2015.

Ответы на вопросы сдавать не позднее 28.09.2015, в электронном виде на указанный преподавателем адрес, в формате Word, в названии файла указать фамилию, группу и задание, например: Иванова(115)Лосев-периодизация.

Тантал был признан богами превыше всех прочих смертных детей Зевса. Ему дозволялось делить с богами трапезу и вкушать нектар и амброзию, дотрагиваться до которых из всех смертных мог только он один. Но боги делали и большее: они приходили на пиры к нему во дворец и удостаивали его чести пировать вместе с ними. Но за оказанные ему почести Тантал отплатил настолько по-зверски, что ни один поэт никогда не рискнул объяснять мотивы его поведения. Он убил своего единственного сына Пелопса, сварил его в большом котле и подал это блюдо богам. Быть может, он был охвачен ненавистью к ним за то, что они побудили его пожертвовать сыном, чтобы изведать ужас оттого, что невольно стали каннибалами? А может, наиболее шокирующим из всех возможных способов он хотел показать, как легко могут быть обмануты эти грозные, всеми почитаемые, вызывающие всеобщее благоговение божества. В своем презрении к богам, в своей безмерной самоуверенности он даже не подумал о том, что его гости легко догадаются, какого рода блюдом он их угощает.

Тантал оказался в дураках. Олимпийцы догадались. Они покинули этот ужасный пир и обрушили свой гнев на святотатца. Тантала постигнет такое наказание, решили боги, чтобы в будущем ни один человек, услышав о нем, не осмелился бы оскорбить олимпийцев. Этот архигрешник должен был в аду стоять по колено в ручье, но когда, мучимый жаждой, он наклонялся, чтобы зачерпнуть воды, она ускользала из его ладоней, уходя в почву. Когда же он распрямлялся, вода появлялась снова. Над его головой свисали ветви плодовых деревьев: здесь были и груши, и гранаты, и розовые яблоки, и сладкие фиги. Но каждый раз, когда он протягивал руку, чтобы сорвать их, ветер относил ветки далеко в сторону. И так Тантал должен был стоять вечно, не в состоянии утолить ни жажды, ни голода.

Боги воскресили его сына Пелопса, но им пришлось сотворить его лопатку из слоновой кости. Дело в том, что одна из богинь (одни называют Деметру, другие – Фетиду), забывшись, попробовала злополучное кушанье, и, когда части тела юноши были сложены в должном порядке, одной лопатки, естественно, недоставало. Эта жуткая история дошла до нас, видимо, в своей первозданной, очень жестокой, совершенно ничем не смягченной форме.

Грекам более поздних поколений она не импонировала. Так, поэт Пиндар, выражая свой протест против нее, говорит, что это -

Басня, ничтожная ложь,

Ни зернышка истины не содержащая.

Да не позволено будь человеку

Приписать людоедство богам олимпийским!

Но как бы там ни было, остальная часть жизни Пелопса была вполне успешной. Он оказался единственным из потомков Тантала, судьба которого не была отмечена несчастьями. Он счастливо женился, хотя и посватался к весьма опасной невесте, царевне Гипподамии. Правда, причиной гибели ее женихов была не она сама, а ее отец. У этого царя была чудесная пара коней, подаренных ему Аресом. Они, конечно, превосходили всех обычных земных представителей этой породы. Царь не желал, чтобы его дочь вышла замуж, и, как только на ее руку выискивался очередной претендент, ему сообщали, что он должен состязаться с ее отцом в скачках на колесницах и, только победив, получит ее руку. Если же победителем окажется отец, жених заплатит за поражение своей жизнью. Пелопс дерзнул. Ведь у него были кони, на которых он мог вполне положиться, – подарок Посейдона. Он выиграл гонку; но по одной из версий мифа сама Гипподамия способствовала его победе даже больше, чем кони Посейдона. То ли она влюбилась в Пелопса, то ли решила, что этим смертоубийственным гонкам пора положить конец. С этой целью она подкупила Миртила, колесничего своего отца, и тот вытащил перед началом скачек чеки, удерживающие колеса его колесницы. Победа оказалась за Пелопсом. Впоследствии Пелопс убил Миртила, проклявшего его в момент смерти, и, по некоторым источникам, это и послужило причиной бедствий, преследовавших род Атрея. Но большинство авторов все-таки считает, и, безусловно, с большим основанием, что причиной всех бед, обрушившихся на потомков Тантала, было именно его преступление.

Но ни один из потомков Тантала не пострадал больше, чем его дочь Ниоба. Сначала, правда, могло показаться, что боги избрали ее для лучшей доли, как и ее брата Пелопса. Она была счастлива в замужестве. Ее супругом был Амфион, сын Зевса и несравненный музыкант. Он и его брат-близнец Зет, однажды решили укрепить Фивы, окружив их могучими стенами. Зет, как человек большой физической силы, с некоторым пренебрежением относился к своему брату, совсем не уделявшему внимания атлетическим упражнениям и целиком отдававшему себя своему искусству. Однако когда речь зашла о том, как доставить в Фивы нужное количество каменных глыб для стен, музыкант превзошел силача: его лира издавала такие потрясающие звуки, что камни сами начали двигаться и последовали за Амфионом к городу.

В Фивах Амфион и Ниоба правили в полном согласии друг с другом, пока не выяснилось, что высокомерие и надменность Тантала продолжают жить в его дочери. Благодаря своему состоянию она считала себя выше всего того, к чему простые смертные относятся с почтением и благоговением. Она была богатой, благороднорожденной и обладала большой властью. У нее было семеро сыновей, храбрых и красивых, и семеро дочерей, прекраснейших из прекрасных. Она считала себя достаточно могучей, чтобы не только обманывать богов, как это пытался делать ее отец, но и открыто бросать им вызов.

Однажды Ниоба приказала жителям Фив начать воздавать ей божеские почести.

– Вы воскуряете фимиам Лето, – заявила она. – А что она по сравнению со мной? У нее всего двое детей: Аполлон и Артемида. А у меня в семь раз больше. Я – царица. А она была бездомной странницей, пока крохотный Делос, единственный во всем мире, не решился ее приютить. Я – счастливая, могучая, великая. Настолько великая, что никто – ни боги, ни смертные не рискнут причинить мне вреда. Так приносите в храме Лето жертвы мне; это теперь мой храм, а не ее.

Кощунственные слова, произнесенные в состоянии высокомерного осознания своей воображаемой мощи, всегда будут услышаны на небесах и всегда будут наказаны. Аполлон, бог-стреловержец, и Артемида, его божественная сестра, мгновенно слетели с Олимпа в Фивы и перестреляли из своих луков всех сыновей и дочерей Ниобы. Она видела их умирающими, и ее горе было невыразимым. В горе, словно окаменев, она упала на землю рядом с их телами, такими юными и сильными; сердце ее тоже уподобилось камню. Лишь безостановочно текли ее слезы. А потом она и сама превратилась в камень, постоянно, день и ночь, источающий слезы.

У Пелопса родилось двое сыновей: Атрей и Фиест, и то недоброе наследие, которое они получили от Тантала, не замедлило сказаться на них в полной мере. Фиест влюбился в жену своего брата, побудив ее нарушить супружеские обеты верности. Узнав про измену жены, Атрей поклялся, что Фиест заплатит за это так, как не платил еще ни один мужчина в мире. Он убил двух маленьких сыновей Фиеста, сварил в котле и угостил этим кушаньем их отца. Когда же

…распознав злодейство богомерзкое,

Он закричал, упал, изверг убоину

И, опрокинув стол, проклятьем бешеным

Семью Пелопса проклял…

Царем стал Атрей, Фиест же был лишен какой-либо власти. Ужасное преступление не было отомщено при жизни Атрея, но от него жестоко пострадали его дети и дети его детей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Муки Аида: Тантал, Сисиф и Титий

Муки Аида: Тантал, Сисиф и Титий Хитроумный Одиссей сподобился лицезреть тайны преисподней и видел муки в Аиде. Тантал – самый знаменитый из античных грешников. Происхождение его толком не известно: он был сыном то ли самого Зевса, то ли горного божества Тмола и правил

Муки Аида: Тантал, Сисиф и Титий

Муки Аида: Тантал, Сисиф и Титий Хитроумный Одиссей сподобился лицезреть тайны преисподней и видел муки в Аиде. Тантал — самый знаменитый из античных грешников. Происхождение его толком не известно: он был сыном то ли самого Зевса, то ли горного божества Тмола и правил

Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы.

От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д.

Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий.

Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов.

На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.

Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСАметодических пособий.

Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление:

1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п.

2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии).

3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц.

Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.

Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц.

Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила:

· при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы;

· при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал.

В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац.

Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия, никакой практической ценности не имеет.

Практическое занятие №1

Древнегреческая мифология

2. Космологические представления древних (идея вечного возвращения).

3. Основные циклы мифов (космогонические, антропогонические, астральные, календарные, гибристические и пр.).

4. Олимпийский пантеон. Особенности изображения богов. Боги и люди.

5. Первоначальное и современное значение мифологических фразеологизмов, трактовки географических названий.

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

2.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия.

3. Мифологический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия.

4. Словарь античности. Перев. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

5. История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.1– М.: Наука, 1983.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции.– М.: Прогресс, 1992.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

9. Тахо-Годи А.А, Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.

Коллоквиум по античной мифологии

3. Теогония. Титаномахия.

4. Олимпийская додекада.

5. Мойры, музы, хариты.

6. Астральные мифы.

7. Прометей и антропогония.

9. Катаклизм. Девкалион и Пирра.

10. Царство Аида.

12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года.

13. Культ Диониса.

14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий).

15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей).

16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии.

17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах).

18. Мифы об аргонавтах.

19. Фиванский цикл мифов.

20. Троянский цикл мифов. Одиссея.

21. Агамемнон и сын его Орест.

22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа).

23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон).

24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении):

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Оссу на Пелион.

Практическое занятие №2

1. Происхождение и развитие древнегреческой трагедии. Свидетельства Аристотеля об эволюции основных видов драмы.

3. Фиванский цикл мифов, своеобразие его преломления в трагедии.

4. Композиционные особенности трагедии. Функции хора.

5. Образ Эдипа. Концепция трагического героя.

6. Своеобразие понимания трагического в пьесе. Особенности решения проблемы рока.

Литература

2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность – М.: Наука, 1972.

4. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла// Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

5. Мифологический словарь. . – М.: Сов. Энциклопедия.

6.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука, 1990.

Практические задания

1. Опираясь на материал учебника И.М. Тронского (Глава II. – С. 106-115), запишите структуру древнегреческой трагедии и составьте графическую схему античного театра.

a. Как С.Аверинцев трактует символику скрещения трех дорог – места убийства Эдипом Лая?

b. Какие смыслы вкладываются ученым в истолкование мотива инцеста? Почему С. Аверинцев сравнивает сфингу и Иокасту?

4. Какова роль Иокасты в развитии действия? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста.

5. Прокомментируйте строки:

Я – сын Судьбы, дарующей нам благо,

И никакой не страшен мне позор.

Вот кто мне мать! А Месяцы ― мне братья:

То вознесён я, то низринут ими.

Таков мой род – и мне не быть иным.

Я должен знать свое происхожденье.

6. Почему, узнав, что он подкидыш, Эдип не огорчается, а, наоборот, воодушевляется? Аргументируйте свой ответ. Найдите подтверждение в тексте трагедии.

Вот стоят ее шесть дочерей в черных одел — О, оставь мне хоть эту! — взмолилась несчастная Ниоба, обращаясь к богине. — Хоть младшую оставь мне!
Но погибает и та, за которую она просила.
Одинокая, стояла теперь Ниоба среди убитых детей и горько плакала. Ветер не шевелил ее волос, от ужаса остановились ее глаза. Стояла она недвижима и мало-помалу обратилась в каменное изваяние. Камнем покрылась Ниоба, но льются из глаз ее слезы. И поднял вдруг вихрь ее окаменевшее тело, и перенес его на родину к ней, и поставил среди скал на вершине Синила.
Там стоит ее мраморное изваяние и проливает холодные слезы, что, падая вниз, сливаются с горным ручьем.

Читайте также: