Поисковый образ запроса это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Говорят, что в Интернете есть все. На самом деле – это не так. Материалы для размещения в сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным опубликовать. Впрочем, река питается ручьями, и, благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц. В результате каталогизация имеющихся в сети ресурсов стала серьезной проблемой. Несмотря на то, что проблемой занимаются тысячи организаций, она не только не приближается к разрешению, но и становится острее. Процент каталогизированных ресурсов неуклонно падает. В последние годы это падение стало катастрофическим. Так, если в 1999 году процент каталогизированных ресурсов приближался к 40%, то всего, лишь за один следующий год он опустился до 25 %.

Вывод простой: пространство Web быстрее наполняется, чем систематизируется.

К сожалению, у нас нет оснований предполагать, что в ближайшее время что-нибудь может измениться к лучшему. В итоге поиск информации в Интернет можно считать одной из самых трудных задач.

^ Поисковые системы

Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится. Это самый быстрый и надежный вид поиска. Для быстрого доступа к ресурсу достаточно запустить браузер и набрать адрес страницы в строке адреса.


Адреса Web-страниц приводятся в специальных справочниках, печатных изданиях, звучат в эфире популярных радиостанций и с экранов телевизора.

Если вы не знаете адреса, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые системы, которые содержат информацию о ресурсах Интернета.

Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле поисковой системы ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова.

Как правило, поисковые системы состоят из трех частей: робота, индекса и программы обработки запроса.

Робот (Spider, Robot или Bot) - это программа, которая посещает веб-страницы и считывает (полностью или частично) их содержимое.

Роботы поисковых систем различаются индивидуальной схемой анализа содержимого веб-страницы.

Индекс - это хранилище данных, в котором сосредоточены копии всех посещенных роботами страниц.

Индексы в каждой поисковой системе различаются по объему и способу организации хранимой информации. Базы данных ведущих поисковых машин хранят сведения о десятках миллионов документов, а объемы их индекса составляют сотни гигабайт. Индексы периодически обновляются и дополняются, поэтому результаты работы одной поисковой машины с одним и тем же запросом могут различаться, если поиск производился в разное время.

Множество ссылок на выходе системы распределяется программой в порядке убывания от наибольшей степени соответствия ссылки запросу к наименьшей.

В России наиболее распространенными поисковыми системами являются:

За рубежом поисковых систем гораздо больше. Самыми популярными являются:

Яндекс является, пожалуй, наилучшей поисковой системой в российском Интернете. Эта база данных содержит около 200 000 серверов и до 30 миллионов документов, которые система просматривает в течение нескольких секунд. На примере этой системы покажем, как осуществляется поиск информации.


Результаты поиска появляются в течение нескольких секунд, причем ранжированные по значимости – наиболее важные документы размещаются в начале списка. При этом ранг найденного документа определяется тем, в каком месте документа находится ключевое слово (в заглавии документа важнее, чем в любом другом месте) и числом упоминаний ключевого слова (чем больше упоминаний, тем ранг выше).


Таким образом, сайты, расположенные на первых местах в списке, являются ведущими не с содержательной точки зрения, а практически, по отношению к частоте упоминания ключевого слова. В связи с этим, не следует ограничиваться просмотром первого десятка предложенных поисковой системой сайтов.

ПС с большим набором функций и возможностей обычно входят в состав СУБД и именуются информационно-поисковыми системами. Они также создаются и используются для эффективного нахождения пользователями необходимых им данных, в том числе в Интернете. Терминологически "информационно-поисковая система" (англ. "information retrieval system", IRS) - представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных. Информационно-поисковая система трактуется и как система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска, а база данных - как совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования данными, облегчающих сбор, накопление и обработку больших информационных массивов. Организация различных БД отличается видом объектов данных и отношений между ними.

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях:

документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения. Поэтому, процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.

Пользователь обычно не имеет исчерпывающих знаний об информационном содержании ресурса, в котором проводит поиск. Оценить адекватность выражения запроса, как и полноту получаемого результата, он может, отыскав дополнительные сведения, или так организовав процесс, чтобы часть результатов поиска могла использоваться для подтверждения или отрицания адекватности другой части.

В то же время, для пользователей-профессионалов характерна устойчивость тематического профиля. Когда они являются "информационно-ориентированными", то им свойственно желание и способность организовать информационное пространство проблемы. Это означает, что пользователь создаёт по существу новый, "самостоятельный" проблемно-ориентированный, индивидуально обновляемый и пополняемый ИР, включающий помимо подборок документов также и метаинформацию, например, словари специальной терминологии, классификаторы предметных областей, описания ресурсов и т.д.

Особенность работы пользователя в режиме "самообслуживания", в контексте задачи автоматизации совокупной деятельности, означает, что система должна представлять среду, обеспечивающую поддержку функций потребителя по обработке найденной информации, а также традиционно относящихся к функциям информационного посредника (интерпретация запроса, его перевод на информационно-поисковый язык, выбор ИР, автоматизированный поиск и ручной отбор материалов), но также и такие "обеспечивающие" функции, как: структурирование информационной потребности, лексическая адаптация запроса, оценка, систематизация и обработка результатов поиска, причём на уровне как отдельного документа, так и информационных ресурсов в целом

Технические возможности, которыми располагает пользователь, позволяют ему создавать информационный ресурс - формировать массивы, систематизировать и создавать внешние представления их содержания для собственного или внешнего использования. ИПС делятся на: традиционные (ручные, механические, электромеханические) и автоматизированные (электронные).

Автоматизированные ИПС (АИПС), используют компьютерные программно-технические средства и технологии и предназначаются для нахождения и выдачи пользователям информации по заданным критериям. Определяющими для понимания методов автоматизации поиска являются два следующих фактора:

сравниваются не сами объекты, а описания - так называемые "поисковые образы";

сам процесс является сложным (составным и не одноактным) и обычно реализуется последовательностью операций.

Данные в АИПС вводятся на основе специально разрабатываемых форматов ввода. Все сведения об одном объекте в ИПС представляются в виде систематизированных данных, образующих одну строку таблицы и называются записью. При этом, если ИПС представляет электронный каталог библиотеки, то любое библиографическое описание (БО) документа в нём - это одна запись, состоящая из полей, равных количеству элементов БО. Совокупность записей образует БД, которая, как правило, хранится в одном файле. Совокупность БД, объединенных одной СУБД, образует банк данных. Поскольку АИПС инструмент, используемый человеком при поиске (а не интеллектуальным автомат для поиска информации - готовых решений задач основной деятельности), эффективность её использования зависит от того, насколько хорошо человек знает природу операционных объектов и свойства инструмента, посредством которого он работает с этими объектами. Информационный поиск подразумевает использование определённых стратегий, методов, механизмов и средств.

Поведение пользователя, осуществляющего управление процессом поиска, определяется не только информационной потребностью, но и инструментальным разнообразием системы - технологиями и средствами, предоставляемыми системой.

Стратегия поиска - общий план (концепция, предпочтение, установка) поведения системы или пользователя для выражения и удовлетворения информационной потребности пользователя, обусловленный как характером цели и видом поиска, так и системными "стратегическими" решениями - архитектурой БД, методами и средствами поиска в конкретной АИПС. Выбор стратегии в общем случае является оптимизационной задачей. На практике в значительной степени он определяется искусством достижения компромисса между практическими потребностями и возможностями имеющихся средств.

Метод поиска - совокупность моделей и алгоритмов реализации отдельных технологических этапов: построения поискового образа запроса (ПОЗ), отбора документов (сопоставление поисковых образов запросов и документов), расширения и реформулирования запроса, локализации и оценки выдачи. Поисковый образ запроса - записанный на ИПЯ текст, выражающий смысловое содержание информационного запроса и содержащий указания, необходимые для наиболее эффективного осуществления информационного поиска. Методы поиска, т.е. выделение подмножества документов, потенциально содержащих описание решения задачи отбора документов (ОД), являются отражением процесса нахождения решения и зависят от характера задачи и предметной области.

Рассматривая поиск как итеративный процесс, методы сокращения пространства перебора (просматриваемого подмножества) образуют по существу методологическую основу стратегии поиска и могут быть разделены на следующие классы - методы поиска в:

одном пространстве (обычно, тематическом);

иерархически упорядоченном пространстве;

динамическом (изменяющемся в процессе поиска) пространстве.

Реализуемый метод построения обеспечивать эффективные способы построения запроса для достижения целей различного типа.

Механизмы поиска - совокупность реализованных в системе моделей и алгоритмов процесса формирования выдачи документов в ответ на поисковый запрос.

Средства поиска, с одной стороны, - взаимозависимый комплекс информационно-поисковых языков (ИПЯ) и языков определения/управления данными, обеспечивающий структурные и семантические преобразования объектов обработки (документов, словарей, совокупностей результатов поиска), а с другой, - объекты пользовательского интерфейса, обеспечивающие управление последовательностью выбора операционных объектов конкретной АИПС.

Поисковые технологии - унифицированные (оптимизированные в рамках конкретной АИПС) последовательности эффективного использования отдельных средств поиска в процессе взаимодействия пользователя с системой для устойчивого получения конечного и промежуточных результатов.

Навигация как реализация процесса поиска по запросу в выбранной БД - целенаправленная, определяемая стратегией, последовательность использования методов, средств и технологий конкретной АИПС для получения и оценки результата.

Средства навигации позволяют пользователю осуществлять управление процессом поиска. Они предоставляются пользователю в виде интерфейса, позволяющего организовать более или менее эффективный процесс взаимодействия с БД. При этом "дружественность" интерфейса характеризуется не только эргономичностью и понятностью, но и вариантностью выбора операционных объектов.

Процесс поиска информации представляет последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. Так как пользователь обычно не имеет исчерпывающих знаний об информационном содержании ресурса, в котором проводит поиск, то оценить адекватность выражения запроса, равно как и полноту получаемого результата, он может, основываясь лишь на внешних оценках или на промежуточных результатах и обобщениях, сопоставляя их, например, с предыдущими.

Процесс поиска можно представить в виде следующих основных компонент:

1) формулирование запроса на естественном языке, выбор поисковых системы и сервисов, формализация запрос на соответствующем ИПЯ;

2) проведение поиска в одной или нескольких поисковых системах;

3)обзор полученных результатов (ссылок);

4) предварительная обработка полученных результатов: просмотр содержания ссылок, извлечение и сохранение релевантных и пертинентных данных;

5) при необходимости, модификация запроса и проведение повторного (уточняющего) поиска с последующей обработкой полученных результатов.

Для уменьшения объёма отобранных материалов осуществляют фильтрацию результатов поиска по типу источников (сайтов, порталов), тематике и другим основаниям.

По используемым поисковым технологиям ИС можно разбить на 4 категории:

1. Тематические каталоги;

2. Специализированные каталоги (онлайновые справочники);

3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск);

4. Средства метапоиска.

В Интернете ИПС размещается на одном или нескольких серверах. В ИПС собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой системой группе веб-серверов. В документах индексируются все значащие слова или только слова из заголовков. Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной из нескольких категорий, перечень которых заранее задан. Фактически это индексирование на основе классификации.

Индексирование может проводиться автоматически или вручную с помощью специалистов, просматривающих популярные веб-узлы и составляющих краткое описание документов-резюме (ключевые слова, аннотация, реферат). Специализированные каталоги или справочники создаются по отдельным отраслям и темам, по новостям, по городам, по адресам электронной почты и т. п.

Поисковые машины (самое развитое средство поиска в Интернете) реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на опрашиваемых серверах. Индекс может содержать информацию о нескольких миллионах документов. Например, в индексе популярной ИПС "AltaVista" более 56 млн. URL-адресов.

При использовании средств метапоиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности список. Каждая система обрабатывает только часть узлов сети, что позволяет расширить базу поиска. К подобному классу можно отнести и "персональные программы поиска", позволяющие формировать свои собственные инструменты метапоиска (например, автоматически опрашивать часто посещаемые узлы).

Базы информационных данных могут содержать практически любые виды информации, в том числе в любой комбинации. Информационный поиск осуществляется как по существующим в полнотекстовых ЭИР терминам, так и по специальным элементам, входящим в состав ИПЯ.

Для формирования запросов используются специальные информационно-поисковые языки. ИПС внутри найденной выборки обычно пытаются расположить документы в порядке их "релевантности", то есть близости к введенному пользователем запросу. Критериев такой близости много и выявление близких "по смыслу" к запросу документов не решает проблемы получения информации при отсутствии релевантного документа.

Подобная ситуация достаточно тривиальна, в том числе и потому, что пользователь зачастую ищет документ, который сам собирается написать. Следует отметить, что в результате проведенного поиска пользователь может получить как релевантные, пертинентные, так и нерелевантные и непертинентные подмассивы данных. ИПС фактически являются системами информационного обеспечения и представляют собой базы и банки данных. В качестве объекта в них выступает индивид, организация, отрасль, регион и т.п. Субъектом информационного обеспечения является специалист-информатик, любой потребитель информации.

Поиск по контексту позволяет найти документ, когда известен текст или отдельные слова, встречающийся в документе или в его названии. Технология позволяет вести поиск одновременно по нескольким полям контекста — то есть Вы определяете ключевые слова и имеете возможность задать поиск сочетания этих слов, конкретизировав фрагмент: в названии, в предложении, в абзаце или во всем тексте документа. Поиск того или иного раздела в Правовом навигаторе можно осуществлять с помощью контекстного фильтра. Для этого достаточно набрать в произвольной последовательности в поле контекстного фильтра слова из названия раздела нужной тематики. В результате фильтрации в Правовом навигаторе останутся только те разделы, в которых их собственные наименования или наименования их подразделов соответствуют набранному контексту. Поиск набранного контекста происходит тогда, когда кнопка Включить контекстный фильтр нажата. Например: для того, чтобы найти текст Конституции Российской Федерации, нужно из панели навигации выбрать пункт Документы и раскрыть его, нажав на плюсик рядом с ним. Далее пункт Основы государственно-правового устройства, в нем выбрать пункт Конституция РФ и ее субъектов, уставы муниципальных образований и далее выделить пункт с названием Конституция Российской Федерации. После чего в основном окне появится список документов, которые относятся к выбранному пункту. Среди них будет документ с названием Конституция Российской Федерации, это и есть искомый документ. Для того, чтобы ознакомиться с его содержанием, нужно один раз нажать мышкой на его название в основном окне. Можно найти данный документ быстрее, набрав в окне контекстного фильтра слово конституция. Тогда в правовом навигаторе автоматически будут отобраны пункты, содержащие слово конституция в названии.

Если для рядового члена сетевого сообщества знание методов эффективного информационного поиска является желательным, но далеко не обязательным качеством, то для профессионалов информационной деятельности умение ориентироваться в ресурсах Интернета и находить требуемые источники относится к числу базовых квалификационных навыков.

  • поисковые методики,
  • коммуникационные техники,
  • сервисы, платформы, специализированное программное обеспечение
  • уникальные интернет методы.

По данным организации Nielsen-Netratings, пользователь в сети в среднем 43% времени тратит на поиск. Возрастающий объем информации в сети инициировал создание специальных поисковых систем: в сентябре 1993 г. в интернете существовали всего 2 поисковые системы, в октябре – 10, в декабре – 40. К концу января 94-го года насчитывалось уже 120 информационно-поисковых систем. В настоящее время в Интернете существует около 600 универсальных информационно-поисковых систем, охватывающих разнообразную тематику, и более 2000 тематических.

Основные требования к поисковым системам :

  • оперативность,
  • простота использования,
  • способность вести индивидуальный поиск с ранжированием по значимости,
  • наличие персональных служб.

Причину сложностей, возникающих в процессе информационного поиска, определяют два фактора:

  • число источников в Сети колоссально по объему.
  • массив информации крайне динамичен.

В отличии от стабильного и контролируемого фонда документов в библиотеке , в Сети мы имеем дело с непрерывно меняющимся информационным массивом, где поиск данных является весьма сложным процессом. Порой сведения, представляющие особую ценность, остаются невостребованными единственно по причине трудности их разыскания.

Навыками информационных разысканий в той или иной степени обладает большинство пользователей глобальных компьютерных сетей. И дилетанты, и профессионалы пользуются одними и теми же инструментами. Однако результаты разысканий и затраченное на них время различаются в значительной степени.

Приступая к информационному поиску в Интернете, библиотекарь должен помнить несколько основных моментов. Прежде всего, никакие средства навигации - справочники или поисковые машины - не охватывают текущего информационного массива. По некоторым оценкам, даже такие признанные лидеры сетевого поиска как Google, отражают не более трети совокупного содержания Сети. Причина этого - постоянный прирост в объемах информации, которая, несмотря на все усилия навигационных служб, остается не проиндексированной.

Помимо быстрого роста документов и изменения их местоположения, большинство поисковых систем имеют внутренние ограничения, - как на отражение материалов одного сайта, так и на объем индексируемой части страницы. Программы-роботы [1] зачастую не идут дальше определенной директории сервера, что также сокращает число отраженных материалов.

В то же время многие крупные сайты имеют собственную систему поиска , которая отражает весь их информационный массив. Выявив такие сервера с помощью справочников, можно провести более детальное обследование, использовав локальный поисковый механизм .

Таким образом, для достижения наиболее полных результатов следует применять справочники и поисковые системы в сочетании друг с другом.

В зависимости от специфики работы отдела, все ресурсы Интернета, к которым обращаются библиотечные специалисты, условно можно разделить на:

  • специальные (профессиональные)
  • пользовательские

Далее рассмотрим общую поисковую стратегию библиотекаря :

  1. определение (уточнение) информационной потребности,
  2. формулировка информационного запроса,
  3. определение совокупности предполагаемых держателей информации (источников),
  4. выбор подходящего поискового средства,
  5. извлечение информации из выявленных источников,
  6. оценка результатов поиска.

Стратегия поиска - это общая модель (установка) поведения пользователя для формулировки и удовлетворения информационной потребности , обусловленный как характером цели и видом поиска, так и системными (стратегическими) решениями: архитектурой базы данных, методами и средствами поиска в конкретной информационно-поисковой системе. Выбор стратегии является оптимизационной задачей .

Методика поисковой деятельности

В каждом конкретном случае вид поиска получает определенную систему ограничений, преобладание которых и отражает специфику решения поисковой задачи. В этом отношении приведенная система критериев может служить своего рода моделью для определения необходимых характеристик и особенностей информационного поиска.

Пример : подбирая Интернет-ресурсы библиотечной тематики для создания каталога сайтов профессиональной направленности, Вы должны исходить из следующих ограничений, или условий поиска:

Цель поиска - документальный поиск (разыскания документов (сайтов) библиотечной тематики).

Предмет поиска - тематический поиск (т.е. только по вопросам библиотечного дела и смежных с ним отраслей).

Метод поиска - диалектический (использование совокупности всех существующих методов поиска).

Хронологический охват - современные актуальные ресурсы.

Географический охват - отечественные ресурсы (исходя из этого, я осуществляла поиск с помощью российских поисковых систем).

Полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбирались наиболее примечательные ресурсы.

Интенсивность поиска - систематический.

Категория потребителей - специальный поиск, т.е. ориентированный на библиотечных специалистов.

Такая конкретизация способствует большей целенаправленности, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска в каждом конкретном случае его использования.

Методика поисковой деятельности - совокупность моделей и алгоритмов реализации отдельных технологических этапов информационного поиска:

  • построение поискового образа запроса (ПОЗ),
  • отбор документов (сопоставление поисковых образов запросов и документов),
  • уточнение, конкретизация и реформулирование запроса,
  • локализация и оценка выдачи.

Поисковый образ запроса - текст, выражающий смысловое содержание информационного запроса и содержащий указания, необходимые для наиболее эффективного осуществления информационного поиска.

Методы поиска , т.е. выделения подмножества документов, потенциально способных решить задачу отбора документов, являются отражением процесса нахождения решения и зависят от характера задачи и предметной области.

Основные разновидности информационного поиска

1. Библиографический поиск

2. Документальный поиск

3. Фактографический поиск

1. Универсальный поиск

2. Отраслевой поиск

3. Тематический поиск

1. Сплошной поиск

2. Выборочный поиск

3. Интуитивный поиск

4. Индуктивный поиск

5. Дедуктивный поиск

6. Рецептурный поиск

7. Поиск по гиперссылкам

8. Поиск путем восхождения от абстрактного к конкретному

1. Текущий поиск

2. Ретроспективный поиск

1. Общемировой поиск

2. Страноведческий поиск

3. Краеведческий поиск

1. Абсолютный (максимальный) поиск

2. Избирательный поиск

1. Систематический поиск

2. Разовый поиск

1. Массовый поиск

2. Специальный поиск

3. Индивидуальный поиск

Система методов информационного поиска

Типологический, или рецептурный метод . Основан на типизации всех возможных задач информационного поиска. Их многообразие может быть обобщено в определенную совокупность типовых задач. Использование этого метода позволяет для каждого конкретного информационного поиска намечать определенный путь и документальные средства решения, т.е. дать своего рода модель, рецепт решения этой поисковой задачи.

Метод информационного поиска по гиперссылкам. Возможность его использования заключается и в самом характере Интернета, состоящем из определенной взаимосвязи документов. В случае использования рациональных и интуитивных методов информационного поиска библиотекарь пытается как бы вероятностным, гипотетическим путем выявить эту взаимосвязь и установить искомые источники. Но главная особенность метода информационного поиска по ссылкам в том и состоит, что здесь используется не гипотетическая, а реальная взаимосвязь текстов (семантическая, тематическая и т.д.). Специфической формой отражения указанной взаимосвязи является гиперссылка . Такая ссылка может быть приведена или в самом тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном, затекстовом примечании (в конце основного текста - затекстовая ссылка), в списке использованной (рекомендованной) литературы, в заголовке, в имени автора и т.д.

Информационный поиск методом восхождения от абстрактного к конкретному . В самом общем виде, под методом восхождения от абстрактного к конкретному (и наоборот) понимается способ, при помощи которого мышление от абстрактного поискового образа логически переходит к фактическому решению поисковой задачи.

Также существует ряд общих требований к поисковой деятельности , соблюдение которых повышает эффективность поиска и экономит время, затрачиваемое на разыскание данных:

  • Для поиска материалов по крайне специфической теме стоит начинать с мета-машин [4] , чтобы сразу получить представление о том, насколько данная проблематика представлена в Интернете.
  • Для получения более развернутых результатов сложного запроса (где есть ограничения не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине . Поисковые системы имеют сильный разнос в отражении документов и их последовательное использование в значительной степени расширяет охват материала.
  • При разыскании документов на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным/региональным поисковым средствам .
  • Формировать запрос надо максимально точно - затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума [5] будет намного ниже.

При составлении запроса на текстовый материал всегда стоит мысленно представить, каким может быть предполагаемое содержание документа. При поиске источников о каком-либо писателе недостаточно просто ввести его фамилию (список результатов будет изобиловать адресами всевозможных учреждений, расположенных на улице, названной его именем). Больший эффект принесет поиск по фамилии в сочетании с наименованием произведения. Для разысканий же полнотекстовых документов стоит вводить в поисковую строку цитаты из произведения, которые не являются расхожими фразами.

Выводы по теме лекционного блока

  • Навыками информационных разысканий в той или иной степени обладает большинство пользователей глобальных компьютерных сетей. И дилетанты, и профессионалы пользуются одними и теми же инструментами. Однако результаты разысканий и затраченное на них время различаются в значительной степени.
  • Таким образом, для достижения наиболее полных результатов следует применять справочники и поисковые системы в сочетании друг с другом.
  • имеют сходство с методологией библиографических разысканий. Любые методы поиска в Интернете не отличаются от традиционных способов познания - по существу происходит оцифровка или импорт существующих традиционных методов в новую для них среду. Методы, используемые в интернет-среде, можно было бы описать, как традиционные по своему характеру.

[2] Закладки браузера служат для сохранения ссылок на страницы, которые пользователь отмечает для себя в качестве избранного списка.

[3] Phippen A. How virtual are virtual methods? Methodological Innovations Online, 2007, 2, 1.

[4] В отличие от классических поисковых машин, не имеют собственной базы данных и собственного поискового индекса, а формирует поисковую выдачу за счет переранжирования результатов поиска других поисковых систем.

текст, выражающий на информационно-поисковом языке смысловое содержание информационного запроса. При составлении ПОЗ необходимо соблюдать все правила, сформулированные для индексирования документов (см. Поисковый образ документа).

Найдено научных статей по теме — 1

Высшее образование в представлениях интернет-пользователей (на примере поисковых запросов Яндекса)

В статье проводится анализ поисковых запросов, связанных с получением высшего образования. Метод исследования основан на статистических данных поисковиков, фиксирующих формы запросов на различные ключевые слова.

Поисковый запрос – это слово или словосочетание, которое вводит пользователь поисковой системы, желая получить определенную информацию. После получения запроса система автоматически выводит наиболее подходящие – по её мнению – страницы. Все запросы можно условно разделить на несколько видов и типов.

Для владельцев и оптимизаторов сайтов данная информация является обязательной к пониманию и изучению, т. к. основным источником трафика для большинства ресурсов по-прежнему остаются поисковики. Именно поэтому серьезное продвижение того или иного сайта требует серьезного подхода и ряда действий: составления семантического ядра и определения всех типов поисковых фраз, на которые стоит ориентироваться.

Виды поисковых запросов

Как уже говорилось выше, все поисковые запросы можно условно разделить на типы и виды. Виды выделяют в зависимости от следующих параметров: частотность, конкурентность, ценность, геозависомость. А к типам относят навигационные, информационные, мультимедийные, транзакционные и общие (нечеткие) запросы. Рассмотрим типы и виды запросов подробнее.

Виды поисковых запросов можно условно разделить на 4 категории.

1. По частотности

vidy_zaprosov_po_chastote

2. По конкурентности

  • ВК – высококонкурентные;
  • СК – среднеконкурентные;
  • НК – низкоконкурентные.

При работе над новым проектом предпочтение лучше отдать низко- и среднеконкурентным запросам. Как определить степень конкурентности, мы поговорим в следующих статьях.

3. По степени ценности

  • Коммерческие. К данной категории относятся запросы, прямо или косвенно призывающие купить некоторый продукт.
  • Некоммерческие. В противовес коммерческим, к покупке не побуждают, а носят скорее информационный характер. Соответственно, активно используются на информационных и развлекательных порталах.

4. По геозависимости

Существуют также и другие виды поисковых запросов: сезонные, по времени суток и т.д. Но большинство оптимизаторов не выносит их в отдельную категорию при построении стратегии развития проекта.

Типы поисковых запросов

tipy_poiskovyh_zaprosov

Язык поисковых запросов

Каждая поисковая система имеет свой язык запросов. Это помогает более точно сформулировать свой вопрос и получить, соответственно, более точный на него ответ. Ниже приведены наиболее популярные операторы языка поиска Google и Яндекс.

Язык поисковых запросов Google

НазначениеОператор
Поиск по определенному сайту или его страницахSite:(url сайта)
Поиск обратных ссылокlink:
Поиск страниц с похожим или аналогичным содержаниемrelated:
Поиск по нескольким запросам. К примеру, Дата крещения Руси 988 OR899OR
Информация о ссылкеinfo:
Информация из кэша (последняя индексация сайта)cache:

Язык поисковых запросов Яндекса

НазначениеОператор
Сортировка или поиск по заголовкам документа.title:
Поиск по URLurl:
Поиск по хостуhost:
Поиск по определенному сайту или страницеsite:
Сортировка с ограничением по языкуlang:
Поиск по доменуdomain:
Поиск по датеdate:

Кроме того, Google и Яндекс предоставляют функцию расширенного поиска, где пользователь на интуитивном уровне может ввести дополнительные критерии: язык, регион, дата обновления и формат документа.

Читайте также: