Миф о сотворении мира египет кратко

Обновлено: 06.07.2024

Как и откуда на нашей планете появилась жизнь: растения, животные, люди? Когда и кем было создано Солнце – светило, рассеивающее тьму, борющееся с ночными кошмарами? Кто зажигает на небе звёзды, чтобы они освещали Землю в ночи? Кто создал Луну, которая заменяет Солнце ночью? Каким образом появились люди? Кто их создал или откуда они пришли? Есть ли загробная жизнь?
Все эти вопросы человечество задаёт не только сегодня, но и на протяжении долгого времени. В древние времена египтян тоже интересовали данные вопросы. И они пытались объяснить себе устройство мироздания, руководствуясь своими познаниями об окружающем мире. Таким образом, они назвали землю в долине Нила Та-Кемете, что означает Чёрная Земля. Почему? Потому что земля, богатая илом, оседавшим на ней после разливов реки, была действительно чёрной. А вот земля Синайской пустыни Называлась Чезер – Красная Земля. И, если Вы были в Египте, то можете подтвердить, что земля и скалы там – действительно красного цвета.
Древние египтяне работали, не покладая рук: они успешно занимались торговлей со многими народами, строили города, храмы и пирамиды, которым было суждено простоять тысячелетия и дожить до наших дней.

Поиск билетов на чартерные и регулярные авиарейсы

Жители Та-Кемет были анимистами. Они верили в то, что ветер, вода, земля, небо, звёзды, растения – живые. Они могут радоваться, помогать людям, а могут и разозлиться и навредить. Именно так они объясняли природные катаклизмы. И, естественно, каждую природную стихию возглавлял могущественный бог.
Боги Древнего Египта были зооморфными или же обладали какими-то сверхъестественными качествами, не доступными людям. Богам подчинялись демоны, которые тоже были очень сильны.
Самым важным богом в Древнем Египте был бог Солнца. Его называли по-разному: Ра, Амон, Атон. Именно в его честь египтяне построили город и сделали его религиозной столицей. Этот город ещё был знаменит тем, что там было установлено много обелисков. И поэтому его так и назвали – город столбов – Иуну. А у же древние греки, попав в Египет, дали этому городу имя Гелиополь – Город Солнца, потому что большинство обелисков были возведены в честь бога Ра.

Именно из Иуну до нас дошла легенда (и не одна) о сотворении мира, которую мы хотим Вам рассказать.

Первая версия сотворения мира

Посреди первозданного океана Нун бог Атум-Ра создал холм Бен-Бен

Посреди первозданного океана Нун бог Атум-Ра создал холм Бен-Бен

Отели в Каире

Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.

Другие легенды о сотворении мира

Бараноголовый бог Хнум вылепил людей на гончарном круге

Бараноголовый бог Хнум вылепил людей на гончарном круге

В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.
Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.
Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.


В начале времён в мире не было ничего, кроме Хаоса. Хаос же был бескрайним и бездонным Предвечным Океаном. И звали его Нун. Ни единого лучика света не было тогда. И ветра тоже не было. Мрачные и холодные воды Нуна застыли во тьме. Казалось, так будет вечно.

Полезные ссылки


Но однажды вода забурлила, заколыхалась. Побежали во все стороны волны. И из неведомых глубин вынырнул великий бог Атум.

Полезные ссылки


Возрадовался Атум и закричал на весь мир. И это были первые звуки за все времена:
– Я – Атум! Я живу! Я – первый из богов! У меня не было отца и не было матери! Но я дам жизнь другим богам! И сотворю прекрасный новый мир!


Атум рванулся изо всех сил. И воспарил над океаном. И произнёс бог могущественное заклинание. Океан затрясся, заходил ходуном, вспучились огромные волны. Раздался грохот и воды разошлись. И вырос из океана огромный холм Бен-Бен – Изначальный Холм.


Опустился Атум на этот холм и посмотрел на воды. И увидел, что те опять успокоились и застыли.
– Нельзя, чтобы океан снова замер. Иначе новый мир так и не родится. Я сотворю бога ветра и он будет разгонять волны, – сказал Атум.


– И создам я богиню дождя и влаги. Пусть управляет всеми водами и поит землю, – произнёс Атум.
И сотворил Атум первых богов – бога ветра Шу и богиню дождя Тефнут. Тефнут он дал голову свирепой львицы. Шу и Тефнут стали первой божественной парой.

Полезные ссылки


Но не успел Атум нарадоваться, как его дети затерялись в первозданной тьме. Долго он летал над водами и звал детей. Но не смог отыскать их.


Чёрное отчаяние охватило сердце Атума. И тогда вырвал он собственный глаз. И сказал ему:
– Глаз мой! Слушай мою волю! Лети над вечным океаном и найди моих детей – Шу и Тефнут. И сразу же веди их ко мне!


Глаз поклонился и улетел. Долго ждал его Атум. И в конце концов утратил бог надежду. И закричал в отчаянии:
– О горе мне! Нет со мной моих прекрасных детей! И своего зоркого Глаза я тоже лишился!


И тогда сделал он новый глаз. И разместил его в пустой глазнице.


И почти сразу увидел своих детей и свой Глаз. Тот всё-таки нашёл Шу и Тефнут и вернул их.


Увидел Глаз, что его место занято и рассердился:
– Я служил тебе верой и правдой! Многие годы я летал во тьме и в холоде в поисках твоих детей. И вот как ты отплатил мне!


– Не сердись, мой верный Глаз! Я сделаю для тебя новое место, более почётное. Я помещу тебя на свой лоб. Ты увидишь творение нового мира и будешь любоваться его красотой! – сказал Атум.


Но Глаз не успокоился. Он превратился в свирепую кобру. Кобра раздула шею, зашипела, выставила огромные ядовитые зубы.

Полезные ссылки


Атум не испугался. Спокойно протянул он руку и взял кобру. И разместил у себя на лбу. С тех пор глаз-змея Урей украшает короны всех богов и фараонов.

Полезные ссылки


Вскоре на поверхности океана вырос белый лотос. Бутон распустился. И вылетел оттуда бог Солнца Ра. Он озарил Вселенную своим прекрасным солнечным сиянием. Так в мире появился свет.

Полезные ссылки


Ра увидел Атума, Шу и Тефнут. И заплакал от радости, что он не одинок. Слёзы Ра падали на землю и превращались в людей.


Древние обитатели долины Нила оставили после себя огромный пласт духовной культуры, неотъемлемой частью которой являются мифы и легенды. В этой книге вы познакомитесь с основными сюжетами древнеегипетских мифов и легенд. Дословный перевод древнеегипетских текстов не всегда может быть понятен современному читателю, поэтому здесь представлен точный пересказ с необходимыми пояснениями и представлением различных деталей одного и того же сюжета из разных источников. Все это позволит познакомиться с миром Древнего Египта, где боги, мифы и легенды сливались воедино с реальностью.

Оглавление

  • От автора
  • I. Мифы о сотворении мира
  • II. Мифы о солнечном боге и его Оке
  • III. Мифы об Осирисе, Исиде и Хоре

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и легенды Древнего Египта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Мифы о сотворении мира

Гелиопольский миф творения

Прежде чем был сотворен мир, не существовало ничего, кроме бескрайнего океана Нун. Из этого океана появился бог-творец сам себя создавший. Чтобы ступить на твердую землю, он поднял из Нуна первозданный холм — Бен-Бен.

В разных вариантах мифах бога-творца называют по-разному, но иногда он трансформируется из одного бога в другого. В период Древнего царства, согласно Текстам пирамид, им является бог Атум или Атум-Ра. В период Нового царства его называют Хепри, Амон-Ра или Неб-ер-нечер. Так или иначе, имеется ввиду все тот же бог-творец, связанный с солнечным культом.

Прежде всего, бог-творец породил вселенский порядок — маат, с помощью слова и по воле своего сердца. После этого он соединился со своей ладонью.

И, проглотив свое семя, бог-творец зачал первую божественную пару. Он выдохнул (либо изрыгнул) бога Шу и выплюнул богиню Тефнут. Шу и Тефнут затерялись среди вод бескрайнего Нуна, но по истечении некоторого времени они возвращаются к своему отцу и приносят ему его Око.

В одном из вариантов мифа бог Атум отправляет свое Око на поиски Шу и Тефнут и оно находит их.

Слезы радости, которые проливает бог-творец из своего Ока, превращаются в мужчин и женщин.

Во многих источниках, в особенности на рельефах в храме Исиды на острове Филэ, создание человека приписывается богу Хнуму, который лепил людей из глины на гончарном круге. Ему помогала богиня Хекат, которая вдыхала жизнь в глиняные фигурки.

После этого бог-творец создает второе Око (первое — Солнце, второе — Луна) и помещает его на своем лике.

С древних времен бога Хора — небесного сокола почитали как одно из высших божеств, одно Око которого было Солнцем, а второе Луной. Поздний миф, который сохранился на стенах гробницы Сети I рассказывает о том, как Луной (Ях) становится бог Тот. Будучи божественным писцом бог Тот прибывает к богу Ра. Владыка небес и творец наделяет Тота силой повергать его врагов, он создает двух священных животных Тота — ибиса и павиана. Дарует ему власть над чужеземными странами. И, в конце концов, повелевает освещать своим светом обе земли Древнего Египта, следуя по тому же пути (с востока на запад), что и он — Ра. Так Тот становится богом Луны.

Было время, когда на оба Ока творца нашли тучи, подобные растениям, но он рассеял их и вернул им то, что у них отняли. Бог-творец создал всех животных, а Шу и Тефнут породили вторую пару богов: Геба — бога земли и Нут — богиню неба. В свою очередь Геб и Нут дали жизнь пятерым великим богам Хору (Хор-хент-ан-маа — одно из самых древних воплощений этого бога в образе небесного сокола), Осирису, Сету, Нефтиде и Исиде.

Плутарх пересказывает миф о рождении этих пяти великих богов, в качестве объяснения появления пяти дополнительных дней в году. Согласно этой версии, Ра путешествует по небу, которое олицетворяет богиня Нут в образе коровы, в своей солнечной лодке. Однажды Нут непочтительно махнула хвостом перед солнечной ладьей, и Ра проклял ее. Она не могла зачать ребенка ни в один из дней года. На помощь богине пришел бог Тот. Он отправился на небо и стал играть с Луной в сенет (древнеегипетская настольная игра). Ставкой в игре Тот предложил Луне сделать свой свет (т.е. время суток). Луна так заигралась, что проиграла Тоту целых пять дней. Тот прибавил эти дни к году и, таким образом сделал его длиннее. Ра разгневался, но потом сменил гнев на милость, и богиня Нут смогла родить пятерых великих богов (их имена соответствуют именам в гелиопольском мифе творения). Эти дни в конце года были посвящены этим пятерым богам.

Гермопольский миф творения

(Этот миф возник в городе Хемену (Гермополь). Отдельные фрагменты мифа представлены на монументах этого города и дополнены сведениями из различных вариантов Книги мертвых)

Изначально существовал первозданный океан, в котором жили четыре пары божеств: Нун и Нуанет (символизировали водную стихию), Хех и Хаухет (олицетворяли бесконечность времени и пространства), Кук и Каукет (символизировали первозданную тьму), Амон и Амаунет (сокрытые силы).

Женские божества изображаются с головами змей, мужские божества с головами лягушек. Они поднимают со дна океана первозданный Огненный остров, а после из земли и воды создают яйцо, которое помещают на Первозданный холм (подобный холму Бен-Бен в Гелиопольском мифе)

В Книге мертвых упоминается Великий Гоготун — птица, которая снесла на Первозданном холме яйцо. Своим криком эта птица обозначила начало времен и творения мира.

Из яйца на Первозданном холме вылупился солнечный бог Хепри, создавший все сущее.

В другом варианте мифа на первозданном холме вырос лотос, из которого появился молодой бог Ра. От радости Ра заплакал, и слезы его превратились в первых людей. Во времена Среднего царства из восьмерки богов выделился бог Амон, который стал особо почитаемым в городе Фивы. Культ Амона был соединен с культом Ра и появился бог Амон-Ра.

Мемфисский миф творения

Изначально существовал лишь Первозданный океан Нун. Из него в виде Первозданного холма возникает бог Птах. Усилием воли он создал свою плоть из земли и воплотился в бога. Затем он создает первую восьмерку богов (имена их соответствуют восьмерке богов из Гермопольского мифа), жизнь (анх) и творческую силу, чтобы они помогли ему в сотворении мира. В сердце бога возникала мысль, а в устах его слово, и так он создал все сущее и всех остальных богов. После того, как создал мир, Птах установил порядок — маат. Он дал жизнь и судьбу людям, подарил им движения, ремесла, искусство, пищу и все прекрасные вещи, которые существуют на Земле. После этого Птах построил города, основал номы и воздвиг статуи божествам, в которые они вселились. После этого он учредил ритуалы и жертвоприношения. Птах был доволен и остался во всех вещах, которые существуют в мире.


В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополя (Гелиополиса), центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.




Исида и Осирис

Гелиопольская Эннеада

Древнейшая известная в Египте теогоническая и космогоническая система. Боги Эннеады считались первыми царями Египта. В других городах Египта создавались свои девятки богов по образцу гелиопольской.



Эннеада в иероглифах

Боги Эннеады

Ра (Атум, Амон, Пта, Птах) — возникает из первоначального водяного Хаоса Нун
Шу — воздух
Тефнут — влага
Геб — земля
Нут — небо. Женское божество.
Осирис — бог загробного мира
Исида — богиня плодородия
Сетх (Сет) — олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы.
Нефтида (Нефтис, Невтис) — богиня подземного мира, вторая сестра Осириса.

Мемфисская Триада

Птах (+Хеп) — бог-творец
Сехмет — богиня войны и медицины
Нефертум — бог растительности



Гермопольская огдоада

Гермопольская Огдоада



Огдоада в иероглифах


Фиванская триада - Амон, Мут и Хонсу

Фиванская триада

Фиванская триада — три самых почитаемых бога древнеегипетского города Фивы: Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу. XVIII и XX династии Нового царства стали временем расцвета триады. Эти боги выступали в качестве главных объектов для поклонения в массивном храмовом комплексе Карнака. Храмы и святыни триады существуют на всей территории Египта, один из них находится даже в Дейр эль-Хагаре, вблизи оазиса Дахла. Аменхотеп I, фараон построивший в Карнакском храмовом комплексе монументальные храмовые ворота и колоссальную статую, часто изображался среди этих богов.



Амон, Мут и Хонсу. Храм Рамсеса III в Мединет-Абу




Обелиск Сенусерта I - единственное уцелевшее сооружение древнего Гелиополя: высота 20,4 метра, вес - 121 тонна.
По случаю юбилея (хеб-седа) Сенусерта I были установлены два обелиска перед храмом Атума в Гелиополе (сохранился один).

Гелиопольская космогония

Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков.

В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

Но однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во вселенной.

Вселенную по-прежнему сковывал холод, и все было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? - ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придет в движение, то все, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Но свет еще не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слезы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины бараноголовый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней миропорядка Тефнут-Маат.


С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворенная. В начале мироздания Вену (Бенну, или Феникс) летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).



Птица Бенну

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя - святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутех), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.





Древнеегипетское изображение бога-творца Птаха

Мемфисская космогония

По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (егип. Аха? Нармер?). Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства-до распада централизованного государства (VI династия).

Первоначальное название города - Хет-Ка-Пта - "Дом (души) Ка (бога) Птаха", по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом "Айпоптос". Со времен VI династии город получил название Меннефер ("Прекрасное обиталище"), которое звучало по-коптски "Менфе" и трансформировалось греками в Мемфис.

Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землей, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом.

Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни "анх", затем - творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать все сущее из себя - из земли, которая была его плотью.


Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - Слово "Атум"; бог произнес это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был ее проводником. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество, наделил их мудростью.

После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.

Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввел обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев свою работу, Птах остался доволен.

Плоть и дух этого великого бога пребывают во всем живом и неживом, что есть в мире. Он почитается как покровитель искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын - бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.





Амулет – Унут.
Богиня Унут, с архаического периода почиталась в облике зайчихи, как предвечная богиня–мать, сотворившая мир.

Египет, Птолемеевский период; I - II века до н.э.

Гермопольская космогония

Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Древнего царства назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период (IX- Х династии) Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства, власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (егип. Хенсу, Ненинесут), объявивших себя фараонами; соответственно возрастает политическое значение соседнего с гераклеопольским Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов; растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) - "Восемь", "Восьмерка" - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась значительно меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии. Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесомотсюда греческое название города.


В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к "отрицательным" изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмерка, Огдоада. Мужские божества Восьмерки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами.



Нун. Папирус Ani. XIX династия



Боги гермопольской Огдоады. Справа видны Нун и Наунет, его жена.
Настенный раскрашенный рельев в храме Птолемеев в Дейр эль-Медине.

Боги Великой Восьмерки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".



Хепри

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слез, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия была распространена во всем Египте. "О лотосе, выросшем на Холме у города Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.

В "Книге Мертвых" сохранились фрагменты еще одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): яйцо, из которого родился бог Солнца, снес на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли Геба.

Ра создал Шу и Тефнут - первую божественную пару, от которой произошли все остальные боги.




Луксорский храм.
Луксорский храм — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Фиванская космогония

Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон ("Невидимый", "Незримый" - т.е., очевидно, "Сокровенный", "Непостижимый разумом"), и бог войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, - богиня Тененет и отождествлявшаяся с нею Иунит.

В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.



Бог Монту


Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп ("Монту доволен"). Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется "Живая душа Ра", "Бык гор Восхода и Запада", иногда олицетворяет могущество Солнца; с этого времени появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра - в виде человека с головой сокола. Появление Скарабей и бог Хнум

По другому сказанию, бог-творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Это представление живет вплоть до позднейших времен, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном, круге тела и души новорожденных детей".

Читайте также: