Расцвет национальных культур кратко

Обновлено: 04.07.2024

Период Хэйан достиг своего совершенства в десятом веке, и японская культура также продемонстрировала признаки более явного японского характера. Двумя ключевыми факторами, лежавшими за таким развитием, без сомнения явились прекращение официальных обменов с материком в конце девятого века и развитие слоговой азбуки кана.

В области политики род Фудзивара продолжал осуществлять полную диктатуру посредством монопольного обладания постов сэссё (регента) и кампаку (главного советника императора). К этому времени двор и сущности превратился в сцену для исполнения общественных церемоний и обрядов.

Придворные, их материальное благополучие обеспечивались доходами от их всепреуспевающих феодалов, проводивших жизнь в расточительности и развлечениях. За исключением чиновников среднего и низшего уровня, служивших в провинциях, большинство знати находилось на прочно укрепленных позициях в качестве привилегированного праздного класса в столице. Их время проводилось в восхищении искусством, поэзией и красотой природы, как и в развитии связей с придворными дамами и поисках улучшения своего положения при дворе. Эти люди, пользовавшиеся привилегиями, таким образом развили высоко утонченную культуру, о чем мы знаем из таких шедевров, как прославленная Гендзи Моногатари (Сказание Гэндзи), буддийская живопись и Ямато-э (живопись в японском стиле), которая отразила уникальный японский эстетический мир.

Культура аристократии вместе с тем была узко ограниченной в своем видении. В социальном и экономическом отношении это была в большей мере тяжесть, тем заслуга нации. Это обстоятельство была по всей вероятности неизбежным, если учитывать исторические условия эпохи: в международном плане Япония была отрезана от всех непосредственных внешних влияний, в то время как во внутреннем плане аристократия составила замкнутое классовое объединение, которое находилось вне контактов с жизнью простых людей. Тем не менее это была именно та знать, которая через подобного рода праздное изолированное существование реализовал в жизнь культурный потенциал Японии и через свои усилия освободила национальную культуру от материкового влияния. Именно она придала японской культуре ее уникальное изящество и чувственность.

Примеры литературных повествований включают в себя Такэтори Моногатарии Уцухо Моногатари,хотя самым выдающимся произведением является, несомненно, Гэндзи Моногатари,принадлежащий перу придворной дамы Мурасаки Сикибу. Величественное в замысле и тонкое в выражении это произведение в подробностях отображает великолепие и славу, окружавшие любовные похождения мира аристократии. За изложением событий скрывается глубоко религиозная философия жизни госпожи Мурасаки, основанная на убежденности в мимолетности жизни. Эмоциональное состояние, которое ассоциируется с этой концепцией, обозначается как моно но аварэ (пафос природы).

Феномен культурных переходов в Японии в этот период времени очевиден также и в архитектурных стилях, в особенности на примере нового, известного как синден-дзукури, стиля домашней архитектуры, который пользовался популярностью среди знати за свой естественный и гармоничный вид. Этот стиль характерен просторными садами, которые оформлялись таким образом, чтобы имитировать природный пейзаж, и здания, покрывавшиеся в качестве крыши тонкими слоями коры японского кипариса. На ширмах и перегородках внутри зданий размещались произведения лучших художников, отображающие японский ландшафт во время различных сезонов.

Определенная часть садов этого периода сохраняются до сих пор, таковыми являются сады Сэнто Госё в Киото и храма Моцудзи в Иватэ. В архитектуре как Киото Госё (императорский дворец в Киото), гак и Хо-о-до (зал феникса) в храме Бёдо-ин в Удзи содержатся характерные элементы строений периода Хэйан.

В этот период завершился процесс формирования русской нации со всеми присущими ей характеристиками. Это послужило основой и одновременно знаком того, что Россия заняла достойное место среди европейских государств, а русская культура — среди их культур.

XIX в. — время интенсивного развития буржуазных отношений, особенно после отмены крепостного права в 1861 г. Изменялась социальная структура общества, а вместе с ней — и характер духовного производства. В начале века во всех областях общественной жизни, в культуре в том числе, господствовало дворянство, насчитывавшее всего около 200 тыс. человек. Из него формировались высшие слои интеллигенции. Дворянство продолжало оставаться самым образованным сословием, ведущим заказчиком и потребителем духовных ценностей. Однако оно постепенно начинает терять свои позиции, повышается роль разночинцев, выходцы из которых все активнее участвуют в формировании слоя интеллигенции. Дети малообразованных русских купцов пошли учиться в гимназии и университеты. Именно из них вышли известные меценаты — П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов и др., из купеческих семей были выдающиеся деятели культуры, например писатель И. А. Гончаров, художники М. В. Нестеров, И.К. Айвазовский, поэт В.Я. Брюсов, композитор А. Г. Рубинштейн, ученый в области медицины С. П. Боткин и др.

Основная масса населения страны — крестьяне — несмотря на приниженность своего социального положения, также являлись создателями и носителями духовных ценностей, составлявших народную культуру. Она вошла в качестве важного элемента в национальную культуру и включала хозяйственный опыт, знания о природе, народную медицину; социально-политические и правовые взгляды, которые могли серьезно расходиться с официозом; традиционные нравственные представления и нормы поведения; фольклор как наиболее доступную форму художественного творчества и удовлетворения эстетических потребностей крестьянства; культуру праздника и досуга; рукописное слово. 1 И в XIX в. от села к селу ходили сказители, рассказывавшие сказки, легенды, былины. Многие крестьяне и горожане занимались резьбой по дереву, лепили глиняные игрушки, писали иконы, женщины вышивали и плели кружева.

1 Громыко М. М. Культура русского крестьянства XVIII-XIX веков как предмет исторического исследования // История СССР. 1987. № 3.

Народные массы оказывали прямое и косвенное влияние на духовное производство. Народность, демократизм — важные характеристики русской культуры XIX в. Многие дворяне, представители интеллигенции тесно были связаны с деревней крестьянством, знали его жизнь, чаяния, помыслы и отражали их в своем творчестве. Они мечтали о том, что когда-нибудь народ получит доступ к знаниям и культуре.

Критик И. И. Дмитриев в 1863 г. призывал художников создавать произведения, понятные простым людям; и если народ их не понимает, то, по его мнению, виноват не народ, а авторы. По этой проблеме были и другие взгляды, связанные с представлением об элитарности подлинной культуры и искусства как их естественном состоянии. С этой точки зрения, искусство может быть понятно только узкому слою истинных ценителей и знатоков.

В России, как и на Западе, в XIX в. происходило параллельное развитие двух линий в культуре и искусстве: элитарной (аристократической) и демократической.

*Кстати, талантливый художник, незаслуженно почти забытый в наши дни. Недавно вышел небольшой альбом репродукций его произведений.

Каждая национальная культура отличается неповторимым своеобразием. Оно обусловлено этническими особенностями народа — ее создателя и носителя, его языком, традициями, религией. Национальная специфика духовного производства формируется в течение столетий, являясь результатом всего процесса исторического развития. Она связана с географическими и природно-климатическими условиями жизни населения, менталитетом и общественной психологией людей.

Национальная культура включает профессиональную и народную составные, классическое наследие и вновь созданные ценности, исконное и недавно заимствованное, но также ставшее родным.

Надо отметить, что народная культура в России в том виде, в каком она дошла до нашего времени, окончательно сформировалась лишь в XVIII-XIX вв. Это относится и к различным проявлениям фольклора, которые могут иметь весьма древние корни. Именно в этот период возникают основные элементы одежды, которую мы сегодня называем русской народной. Знаменитой русской матрешке всего сто лет, да и прообраз ее пришел из Японии, где появился принцип вкладывания одной фигурки буддийского мудреца Фукуруму в другую.

Формирование нации усиливает интерес общества к своим собственным культурным корням, и поэтому именно в XVIII-XIX вв. начинается научное изучение фольклора, его запись и публикация, появляются этнографические коллекции и музеи. Народное искусство после соответствующей обработки входит в репертуар профессиональных исполнителей. Так, в 1896 г. В. В. Андреев основал оркестр русских народных инструментов, а в 1910 г. М.Е. Пятницкий создал Русский народный хор.

XIX век был веком литературы. Именно этот вид искусства в это время выходит в лидеры. В России тогда творили великие поэты и писатели, принесшие русской культуре мировую известность: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.

"Наш век, — писал в 1875 г. А.В. Прахов, — век романа, словесное искусство и музыка царят над всеми остальными. Вся жизнь современного общества сосредоточена внутри, все наши интересы сосредоточены на тайнах внутренней жизни, и вот потому-то на первый план выступают те художники, искусство которых наиболее способно выдавать эти секреты нашей внутренней жизни, т. е. поэты и музыканты. В связи с этим и из искусств наглядных [изобразительных — В. С.] наибольшей симпатией пользуется то, которое по своим средствам ближе всего подходит к литературе — живопись: живопись в виде нарисованных повестей и романов есть в настоящее время любимейшая форма из всех наглядных форм«. 1

1 Цит. по: Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. — М., 1996. С. 22.

Близкой к литературе своим реализмом, народностью и тесно связанной с ней в отношении образов и сюжетов была русская музыка. В XIX в. она совершила такой рывок вперед, на который другим странам потребовались столетия. Она быстро приобрела мировое значение, сохраняя при этом яркие национальные черты.

XIX в. — время завершения становления русской нации, которая приобрела все характеристики, присущие этой общности. В т. ч. сложилась русская национальная культура, игравшая ведущую, консолидирующую роль в многонациональной Российской империи. Она в полной мере соответствовала тем признакам, которые были охарактеризованы в гл. 10. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия стала буржуазной страной с быстро растущей капиталистической промышленностью, емким внутренним рынком и крепнувшими межгубернскими связями. Этому, в частности, способствовало появление и развитие железнодорожного транспорта.

Культура нации развивается вместе с ее языком, последний приобретает литературный характер, избавляется от архаизмов, получает в качестве основы единую грамматику, синтаксис и орфографию. Разговорная речь сближается с литературной, постепенно стираются диалектные различия. У истоков современного русского языка стоят Н. М. Карамзин и А. С. Пушкин.

Овладение таким языком и его развитие невозможно без деятельности образовательных учреждений всех ступеней. Образовательная система России включала начальные школы (государственные и церковно-приходские), средние учебные заведения (гимназии, прогимназии, реальные училища, средние специальные училища), вузы. Количественный рост всех названных видов школ был весьма значительным. Так, светских начальных школ в первые годы XIX в. насчитывалось только 315, а через 100 лет — 43 тыс. В XVIII в. было открыто лишь несколько вузов, к концу века их существовали десятки (в 1913 г. — 105). Среди школ имелись как государственные, так и частные.

Российская система образования долго оставалась сословной, либо сохраняла пережитки сословности. Она в значительной степени контролировалась церковью. В 1817 г. особым манифестом царь Александр I передал все школы в ведение Синода. В церковноприходских школах, составлявших 50% всех начальных школ России на грани XIX-XX столетий, большую половину учебного времени занимали религиозные дисциплины. В государственных и частных школах им выделялось около половины времени. В результате реформ 60-х гг. российская школа претерпела существенные изменения.

С 1864 г. стали появляться земские школы, дававшие начальную подготовку и открывавшиеся в сельской местности на средства местных органов самоуправления — земств. Они существовали параллельно с церковно-приходскими школами. Средняя школа стала делиться на классические гимназии и реальные училища, из них только первые давали своим выпускникам право поступления в университет.

В начале XIX в. существовало уже несколько университетов: Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, с 1819 г. — Петербургский. В них имелось по 2-3 факультета, на которых изучались науки: физические и математические, медицинские, словесные, нравственные и политические. Последние включали богословие, философию, право.

Следует отметить, что российская система образования, хоть и сделала в течение XIX в. большой шаг вперед, так и не решила проблему всеобщей грамотности. По данным переписи населения 1897 г., грамотных в России было 28% жителей старше 9 лет. В стране также катастрофически не хватало специалистов со средним специальным и высшим образованием — инженеров, учителей, врачей.

Русская наука, зародившаяся в XVIII в., в рассматриваемое время приобрела мировое значение, а в некоторых областях — математике, физиологической психологии, почвоведении, экологии животных и растений — Россия вышла в лидеры. 1 Среди основных достижений русской науки нужно отметить ряд приоритетных открытий и научных разработок.

1 Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки / Пер. с англ. — М., 1998. С. 7.

Русская наука и техника развивались в сложных условиях: правительство не уделяло им должного внимания, финансирование оставалось неудовлетворительным, ученые испытывали давление цензуры и даже полицейский произвол. Достигнутые успехи науки и техники в значительной степени объяснялись энтузиазмом ученых и изобретателей, их патриотизмом и любовью к своему делу.

Ведущей научной организацией в России оставалась Академия наук, которая в то время подчинялась Министерству народного просвещения. С 1841 г. она включала 3 отделения: 1) физико-математических наук; 2) русского языка и словесности; 3) исторических наук и филологии. К последним относилась также экономика и добавившаяся позже этнография. При Академии работали Физический кабинет, Химическая лаборатория, Астрономическая обсерватория, библиотека, типография и ряд музеев.

Научно-исследовательская работа осуществлялась в высших учебных заведениях; сначала университеты, а затем и институты стали важными научными центрами. Многие выдающиеся русские ученые были профессорами и вели успешную преподавательскую работу.

В XIX в. в России появились научные общества, носившие во многом неформальный характер и объединявшие как ученых-профессионалов, так и любителей. Эти общественные организации много сделали для координации научных исследований, стали формой общения ученых, занимались пропагандой научных знаний. В 1805 г. было создано Московское общество испытателей природы, которое существует и сегодня. Позже возникли другие организации ученых: Русское географическое общество, Юридическое общество при Московском университете, Русское техническое общество, Физическое общество при Петербургском университете и др.

К 40-м-началу 50-х гг. относится творчество П.А. Федотова, положившего начало русской реалистической жанровой живописи XIX в. Именно ей суждено было сыграть выдающуюся роль в истории национального искусства.

1 Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. С. 9.

Для этого времени характерно обращение к прошлому с целью установления с ним связи и использования русского культурного наследия. Возник интерес к древнерусскому искусству, в т.ч. иконописи. Принципы русского зодчества легли в основу т.н. неорусского архитектурного стиля. Некоторые художники в своем творчестве искали сюжеты и образы в прошлых веках (А. Н. Бенуа, А. П. Рябушкин, В.М. Васнецов и др.).

В начале XX в. в русскую литературу вступили новые поколения поэтов, составивших ее славу: В.Я. Брюсов (1873-1924),

A. А. Блок (1880-1921), А. Белый (1880-1934), А.А. Ахматова (1889-1966), Н.С. Гумилев (1886-1921), В. Хлебников (1885-1922),

B. В. Маяковский (1893-1930), С.А. Есенин (1895-1925) и др. Их творчество отличалось яркими индивидуальными чертами, поисками новых путей в искусстве, блестящими художественными открытиями. Они были связаны с различными идейно-художественными направлениями: В.Я. Брюсов и А. Белый — с символизмом, Н.С. Гумилев — с акмеизмом, В. Хлебников и В.В. Маяковский — с футуризмом, . Есенин — с имажинизмом.

Русская наука в начале XX в. продолжала основные линии ее развития, зародившиеся в предыдущем столетии. Все в большей степени результаты научных исследований находили выход в практику, использовались в технике и производстве, причем нередко впервые в мире.

Русские ученые работали в тесном контакте со своими зарубежными коллегами: многие из них получили признание за пределами России, их труды переводились на иностранные языки. Выдающийся биолог и патолог И.И. Мечников (1845-1916) с 1860-х гг. занимался научной и преподавательской деятельностью на родине. В 1881 г. он уехал в Италию, где открыл явление фагоцитоза. Мечников долгие оды работал за границей, заведовал лабораторией в Пастеровском институте в Париже, его исследования послужили основой современной иммунологии. В 1908 г. (совместно с немецким биологом П. Эрлихом) он получил Нобелевскую премию.

Новым важным моментом в организации науки в начале XX в. явилось создание научно-исследовательских институтов как в рамках Академии наук, так и иного подчинения. Первым учреждением подобного рода стал Институт экспериментальной медицины, открытый в Петербурге в 1891 г. и находившийся в ведении МВД. Позже появились Институт экспериментальной биологии, Физический институт; существовали также отдельные научно-исследовательские лаборатории.

Большую роль в становлении отечественного кинопроизводства сыграл А. Ханжонков, создавший кинофабрику в Москве. Русское кино с самого начала носило национальный характер; сюжеты фильмов, снятых в те годы, были связаны с русской историей. В качестве сценарного материала использовались фольклорные литературные источники. Кино быстро завоевало широкую популярность — в 1916 г. в России работали 4 тыс. кинотеатров с ежегодной посещаемостью в 2 млн. человек.

Замечательным явлением русской общественной жизни этого времени стало меценатство, в котором ведущую роль играла уже буржуазия. Многие из меценатов были не просто богатыми людьми, дающими деньги на нужды культуры, но и сами глубоко интересовались теми или иными областями творческой деятельности и достигали в ней немалых успехов. Они создавали музеи и театры, становились организаторами выставок и антреприз, т.е. выступали как деятели культуры, активные участники духовного производства. Так, купец П.М. Третьяков (1832-1898) был действительным членом Академии художеств. Он передал в 1892 г. в дар Москве свою коллекцию живописи, ставшую основой для Государственной Третьяковской галереи — крупнейшего собрания русского искусства.

1 Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. — М., 1976. С. 111 и сл.

А.С. Уваров — граф, занимавшийся археологией, стал инициатором создания (совместно с историком И.Е. Забелиным) Российского исторического музея, который был открыт в 1883 г. Ныне это Государственный исторический музей.

С.И. Щукин в 1909 г. создал в Москве частный музей французской живописи, экспонаты которого ныне находятся в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Последний сам был открыт в 1912 г. при решающей поддержке меценатов.

В Москве в 1909 г. на средства А. Л. Шанявского открылся Народный университет, получивший его имя. Это было негосударственное учебное заведение, в котором могли учиться лица, не принимавшиеся в другие вузы — женщины, те, кто не имел среднего образования, и др.

*Кстати, талантливый художник, незаслуженно почти забытый в наши дни. Недавно вышел небольшой альбом репродукций его произведений.

Национальная культура

Чтобы лучше понимать понятие национальной культуры и ее роли в развитии традиций и духовности отдельных наций, стоит детальнее изучить этот термин, а также рассмотреть факторы, влияющие на него.

Что такое национальная культура

Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).

Национальная культура что это

Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов

Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.

При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.

История и содержание термина

Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.

При этом нельзя сказать, что национальная культура оставалась неизменной в определенные исторические периоды. Это очень динамическое понятие, характеристики которого могут меняться под влиянием определенных событий, людей и природных факторов.

Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:

  1. Историческое прошлое: трагические события, войны, торговые отношения с соседними государствами неизменно откладывают свой отпечаток. Причем традиции и стереотипы мышления постоянно меняются именно под воздействием данного критерия.
  2. Общий уровень развития конкретного общества: это компонент выражается в способах организации жизни и быта, а также во взаимоотношениях между отдельными представителями конкретного этноса или нации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на создание материальных и духовных ценностей, которые также являются отражениями национальной культуры.
  3. Специфические сферы деятельности: традиции и стереотипы каждой нации неизменно находят свое выражение в музыке, литературе, изобразительном искусстве и даже политической деятельности. По этим показателям другие нации могут оценивать степень развития конкретного народа и вырабатывать схему взаимодействия с ними.
  4. Язык: еще один немаловажный компонент, стоящий у истоков любой национальной культуры. В данном случае речь идет не только об официальном языке какого-либо государства, но и о диалектах и наречиях, распространенных в конкретной географической области.

В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).

Нация и национальность

Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).

Нация и национальность

Рисунок 3. Нация и национальность - разные, но связанные между собой понятия

В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.

Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.

Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.

Нация и этнос

Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).

Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.

Изначально этнос рассматривали как форму, объединяющую группу людей по верованиям в единого предка. Исходя из этого, участником этноса мог стать любой человек с аналогичными верованиями.

Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.

Нация и этнос

Рисунок 4. Отличительная особенность этноса - в стремлении создать собственное государство

К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.

Нация и язык

Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.

Яркий пример влияния языка на сохранение этноса можно привести с русскими. Люди, говорящие на русском языке, будут считаться членами именно этого этноса, вне зависимости от страны проживания и гражданства.

При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.

Основные компоненты национальной культуры

Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру.

Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления.

Способы сохранения национальной культуры

На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной.

Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.

Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.

Читайте также: