Праздник первой борозды в дагестане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все народы нашей республики, как и народы всей планеты, являются создателями и носителями материальной и духовной культуры. Обряды и обрядовый фольклор - неотъемлемая часть народной культуры.

Дагестан - уникальная республика, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор. Возникли обряды в глубокой древности.

Обряд - это особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств; коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Обряд органически связан с обычаем. Обычай, как и обряд - тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний нравственных норм поведения, духовных ценностей и т. д. Слово "традиция" обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное - это понятие, установившееся, освещенное авторитетом старших поколений. Обряды по своей природе традиционны, передаются от дедов к отцам, от отцов к детям, от них к внукам и т. д. - они служат средством передачи традиций.

Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т. е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.

Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.

В Дагестане широко известен обряд "первой борозды", который символизировал начало весенних работ.

Пока джамаат не отметит этот праздник, никто не имел права пахать и сеять свое поле. Этот обряд в аварских аулах называли "оцбай" ("Запряжка быков"), "Оцригьни" ("Вадьба быка"), в даргинских аулах - "ХъубахIруми" ("Игры первой борозды"), лакцы - "Хъурдаккаву" 9"Полевой сбор"), "Хъарас щаву" ("Втыкание сохи"), лезгины - "Къуьгъвер сувар" ("Праздник пахоты"), рутульцы - "Сук севедйыгъ" ("День разбрасывания зерна").

В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула этот праздник в разных селах отмечали в разное время после встречи весны.

Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.

К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.

Он красил соху белой глиной, мазал рога быков жиром. В намеченный день он одевал шубу шерстью наружу, косматую папаху (чтобы земля была такой же косматой, хлебородной). Перед началом пахоты он произносил молитву - благопожелание:

Пусть стебель будет высоким,

Да будет богатый урожай

И многочисленны овцы!

Пусть дом наполнится зерном,

Шест для сушки наполнится мясом!

Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: "Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!"

Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.

Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.

Нам хочется рассказать о том, как праздник ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ "УНСА-ЭТАЙ" отмечают в Ботлихском районе.

У ботлихцев большое количество обычаев, обрядов, ритуалов календарного цикла. Каждый год на очередном празднике первой борозды один из представителей аула добровольно брался провести праздник в следующем году. В его обязанности, кроме ритуального проведения борозды, входило угощение всех присутствующих на празднике. С этой целью он резал быка, готовил хлеб, призы, заботился о развлекательной части праздника.

При выборе пахаря ботлихцы, как и другие народы Дагестана, руководствовались определенными соображениями. В частности, пахарь должен был быть многодетным, достаточно пожилым, но не дряхлым, сильным, честным, щедрым, "добрым, с легкой счастливой рукой". Предполагалось, что "свойства этих людей магическим путем переходили на объект, в данном случае на поля и посевы, благотворно сказываясь на обилие урожая".

В случае хорошего урожая односельчане просили, чтобы "пахарь" остался и на следующий год.

По обычаю, начинавший сев, готовил к празднику специальное деревце "эра" и угощение. В конце праздника "эра" передавалось "пахарю" следующего года.

Само деревце мастерили обязательно из вишневой ветки, что вполне объяснимо, если учесть, что "фруктовые деревья или некоторые их виды, в особенности их плоды, считались стимуляторами, а позднее символами плодородия". На ветке просверливали насквозь три отверстия с разных сторон так, чтобы в каждое отверстие можно было просунуть небольшие (25-35 см) палки. Палочки также делались из вишневых веток. Затем деревце заливали густым грушевым медом. На каждую палочку надевали один хлеб. Для этого выпекали особые хлеба "ТIука" и на высоких ветках деревца вешали вареные крашеные яйца. Цвета, в которые красились яйца не должны были повторяться. На вершине деревца устанавливали яйцо красного цвета. Все части "тIука" и высокие ветки деревца для прочности заливали жирной халвой, чтобы яйца не падали. Хлебу, яйцам, сладкой халве ботлихцы приписывали магические свойства - обеспечение урожая.

По ботлихскому варианту этого праздника его "хозяином" на будущий год назначается тот, кто в присутствии всех брал палку с мясом (особую, ставившуюся на дороге жердь с подвешенным к ней куском мяса).

В назначенный день и час (обычно 28 -30 марта) все население аула - старики, молодые, женщины, мужчины, дети собирались на условленном месте. Организатор праздника "пахарь" босиком, засучив брюки подходил к плугу и чисто символически проводил первую борозду. Он же бросал 2-3 пригоршни зерна на вспаханное поле. После этого работу продолжали другие. Через 2-3 хода с плугом работа как бы завершалась и начиналась развлекательная часть обряда, которая заключалась в танцах, играх, пении песен. Большое место на празднике занимали соревнования по метанию камня (гьинцIа билай), бегу, борьбе, скачкам. Победители награждались призами. Для победителей конных скачек готовились призы "эра", но меньших размеров, чем эстафетное деревце.

После скачек праздник переносился в дом победителя конных скачек (если лошадь не принадлежала наезднику, то в дом хозяина лошади). Хозяин лошади в течение 2-3 дней в своем доме устраивал угощение для односельчан. Если он был человек несостоятельный, односельчане помогали ему - приносили еду, напитки и т. д.

Все мы знаем колобка из русских сказок и о том, что просфора в церкви - это тело христово, но мало кто догадывается об их истинном происхождении, связанном с древнейшими ритуалами плодородия и праздником весны. Который в русской традиции искусственно разделили на масленицу и Пасху. Праздники народов Дагестана сохранили гораздо большую целостность и помогут нам понять традиции наших предков.

Главными праздниками многих народов издавна считались пробуждение весны, приходящийся на дни весеннего равноденствия, а также праздник первой борозды, проводившийся также весной в зависимости от погодных условий и местности.

Когда появились эти праздники

А зародились эти праздники очень давно, как я писал в статье про древние календари Дагестана — около 20 тыс лет назад и уже в период завершения ледникового периода около 12 тыс. лет назад получили широкое распространение.

Древние часы как правило состояли из 40 ямок для солнечного года, который разбивался на 8 сезонов, состоящий из 5 недель по 9 дней в каждой. А внутренний, лунный календарь делил год на 24 лунных полумесяца.

Праздник первой борозды

Праздник первой борозды в Дагестане — священный обряд плодородия, уходящий в глубь веков и тысячелетий. Мир наших предков был одухотворенным: все вокруг было живым, от радуги на небе, связующей небесное и земное до самой матери-земли. Чтобы Земля родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд у древних народов называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. В Древнем Египте этот обряд проводил фараон, в древнем Китае - ван или император, а в Дагестане этот обряд проводит наиболее уважаемый человек аула.

Пахарь одевается в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах должны быть дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. По традиции на голову пахаря выливают воду через сито, чтобы в текущем году были обильные дожди и ростки пшеницы не узнали, что такое жажда! Правда современные пахари надевают на папаху целлофановый пакет, чтобы ее не замочить.

Как правило время проведения этого праздника приходилось в районе весеннего равноденствия. В некоторых местах в Дагестане в старину знатоки определяли это весьма оригинальными способами — например, садились на поле голым задом. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев. До проведения первой борозды пахать запрещалось.

Главный акт праздника заключался в проведении самой борозды. После начинался второй этап праздника – игры и состязания: скачки, бег, метание камня, поднятие тяжестей, борьба, прыжки в длину, а также бои быков, баранов, петухов, собак.

Праздник весеннего равноденствия

И тогда мы увидим, что самые привычные сушки и баранки являются священным хлебом, телом древнейших божеств плодородия, Великой матери, которая сочеталась с мужской силой в виде священного быка. Ведь именно баранки вешали на рога быкам (часто только на правые), проводившим первую борозду.

Обрядовые хлеба в Дагестане

К хлебу во все времена в мире было особое отношение. Все мы, наверняка, слышали в детстве от старших, что выбрасывать хлеб — большой грех. Для народов Дагестана хлеб был священным, с его выпеканием был связан ряд обычаев, ритуальных оберегов и верований. Дагестан представляет интерес, так как именно в горных районах, несмотря на исламизацию, до сих пор сохранились очень древние традиции.

Одной из главных составляющих праздников была выпечка ритуальных хлебов. Некоторые народы, например даргинцы и аварцы, на этот праздник ставили праздничное деревце, на котором развешивали вареные яйца, бублики и сладости — это проообраз привычной нам новогодней елочки.

Обрядовые хлеба у аварцев были зооморфного (птица, куропатка, гусь, курица, петушок, лошадь, баран, бык), антропоморфного (кукла ясикIо ) и иного (баранка гор , в виде руки, полумесяца, колобка) облика.

Из ритуальных хлебов необходимо отметить хлеб гор , испеченный в виде большого калача из пресного теста, начиненный черными бобами или, вареными яйцами, как у андийцев. Его вручали победителю соревнований праздника первой борозды. Такие же хлебы, но меньшего размера, вешали на рога быков первой запряжки.

В число обрядовых хлебов андалальцев (аварское село) также входила кукла из теста – ясикIо . В куклу втыкали орехи, изюм, а вместо глаз – абрикосовые косточки. В таком виде ее запекали в хлебной печи. Дарили куклу в день весеннего равноденствия и на праздник Ураза-байрам только девочкам.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ

ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

hello_html_5af608ba.jpg

Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.

В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали

1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.

1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.

1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.

Таким образом, праздник первой борозды, являющийся древнейшим у народов Дагестана, открывал хозяйственный год и качестве такового обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека 1 .

Читайте также: