Материя и движение кратко

Обновлено: 07.07.2024

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира.

Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д.
Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния — покой и движение, считая их как бы равноправными.

Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно, что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землей и Солнцем он вращается вокруг центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться от других галактик. Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.

Далее, когда говорится о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого предмета, то неявно предполагается, что предмет имеет определенную пространственную конфигурацию, сохраняет свою структуру, воспроизводит определенную организацию своих элементов. Но если посмотреть на прочно стоящий кирпичный дом в электронный микроскоп, то обнаружится, что у него нет жестких пространственных границ, что на уровне того слоя молекул кирпича, который граничит с воздухом, осуществляется постоянная диффузия, проникновение молекул воздуха в пограничный слой молекул кирпича и наоборот.

Более того, как свидетельствует современная физика, между этими молекулами должен происходить обмен электронами, а в самих молекулах —движение электронов, взаимопревращение протонов в нейтроны внутри ядер и т. д. Выходит, что наблюдаемый нами дом находится в состоянии какого-то бурлящего движения, где одни частицы постоянно переходят в другие. И это можно сказать о любом объекте окружающего мира, в том числе и о нас самих, поскольку постоянно меняются не только состояния нашего духа (возникают новые ощущения, переживания, мысли), но и непрерывно происходят изменения нашего тела: через определенный промежуток времени вследствие обмена веществ молекулы нашего тела меняют свой состав.

Материя – это объективная реальность, обладающая свойством движения. Все существующее есть различные виды движущейся материи. Материя существует независимо от сознания человека. Материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля.

Движение материи – постоянное ее взаимодействие, а также изменения состояния объектов, вызванные этими взаимодействиями. Формы движения материи различны. Пример формы движения материи: нагревание и охлаждение тел, излучение света, электрический ток, химические и физические превращения, жизненные процессы. Классификация форм движения материи:

1) неживая природа;

2) живая природа;

Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения. Одни формы движения материи способны переходить в другие. Например: механическое движение переходит в тепловое, тепловое – в химическое, химическое – в электрическое. Возможен и обратный переход. Взаимопереход форм движения материи подтверждает единство и связь всех ее форм. В этом явлении отражен основной закон природы – закон вечности материи и ее движения:

1) ни один вид материи и ни одна форма движения не могут быть получены из ничего и превращены в ничто;

2) материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы – вечно изменяясь, они вечно существуют.

Материя не может существовать вне движения, она всегда находится в состоянии движения, изменения и развития. При уничтожении движения объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которым характерно движение покоя – состояния движений, обеспечивающих стабильность предмета, сохраняя его качества. Покой относителен, а движение абсолютно – это неотъемлемое свойство материи. Структурные уровни материи:

Развитие материи – переход одного качества в другое, направленное формирование новых типов организации, рождающихся из предшествующих им типов. Две разновидности процессов развития:

1) процессы качественных превращений, в рамках соответствия вида материи, определенного уровня ее организации;

2) процессы перехода от одного уровня к другому.

Свойства и движение материи – предмет изучения естествознания. Оно изучает взаимные превращения, модификации и развитие конкретных видов материи, выявляет закономерности этих явлений и связь между ними. Изучение свойств и закономерностей материи позволяет управлять природными явлениями в нужном направлении и руководить ими в полном объеме.

В истории философии, как и в истории науки, часто встречались попытки отождествить материю как философскую категорию, с конкретными ее проявлениями. Так, античный материализм указывал на воду, воздух или огонь как на всеобщий субстрат. В Х1Х в., после открытия атомарной структуры вещества, в качестве конечной неделимой материи были признаны атомы, и т.д. Эти попытки изначально обречены на неудачу, поскольку материя в философском понимании этого слова является гораздо более широкой категорией. Она не может быть сведена ни к одному из известных на данный момент состояний вещества, как и к веществу вообще. Еще совсем недавно полагали, что материя в физическом смысле выступает в виде вещества и поля, однако современная физика заставляет пересмотреть и это положение, утверждая, что вакуум, который ранее рассматривался как абсолютная пустота, тоже является формой материального бытия. Любые попытки редукции материи к тем или иным ее проявлениям обедняют и упрощают наши представления об этой фундаментальной категории. Материя является объединяющим принципом, который получил раскрытие и в современных естественнонаучных теориях. Так, Эйнштейн доказал принципиальное тождество вещества и энергии, установив зависимость этой последней от массы.

Материя так же не поддается определению, как и категория бытия в целом, однако мы можем указать на некоторые ее свойства.

Важнейшей характеристикой материи является движение. В различные эпохи в это понятие вкладывался разный смысл, так, долгое время считалось, что оно может быть сведено к механическому перемещению. Развитие научной и философской мысли преодолело это заблуждение, и сейчас под движением понимается любое изменение вообще; отсюда возникает определенная иерархия движения – механическое, тепловое, электромагнитное, химическое, биологическое, социальное. Важно отметить, что падение камня с горы в пропасть и социальные волнения в каком-либо обществе, несмотря на несводимость их друг к другу, имеют принципиально единую сущность, и то, и другое является формой движения как фундаментальной характеристики материи. Высшие формы движения возникают на основе низших, поэтому, хотя и несколько условно, можно говорить о движении самого движения.

Понимание движения невозможно вне рассмотрения его во времени, время является необходимым условием движения, поскольку любые изменения протекают только во времени. Такая точка зрения заставляет нас обратиться к категориям пространства и времени как фундаментальных характеристик бытия (они будут рассмотрены чуть дальше).

Движение как философская категория является основой развития, также понимаемого в философском смысле. Не всякое движение является развитием, но любое развитие – это движение. Результатом развития является появление качественно новых свойств и характеристик того или иного объекта. Глубокий анализ этой категории был дан Гегелем, который раскрыл ее причины и закономерности. В первую очередь в качестве источника развития он называет противоречие, существующее в развивающемся объекте. При помощи диалектического метода можно показать механизм развития, который подчиняется законам диалектики. Развитие является универсальной категорией, применимой к неорганическим и органическим процессам, биологическим и социальным системам, это свойство материи, которая в своих высших формах оказывается способной к специфической деятельности, порождающей сознание человека.




В истории философии, как и в истории науки, часто встречались попытки отождествить материю как философскую категорию, с конкретными ее проявлениями. Так, античный материализм указывал на воду, воздух или огонь как на всеобщий субстрат. В Х1Х в., после открытия атомарной структуры вещества, в качестве конечной неделимой материи были признаны атомы, и т.д. Эти попытки изначально обречены на неудачу, поскольку материя в философском понимании этого слова является гораздо более широкой категорией. Она не может быть сведена ни к одному из известных на данный момент состояний вещества, как и к веществу вообще. Еще совсем недавно полагали, что материя в физическом смысле выступает в виде вещества и поля, однако современная физика заставляет пересмотреть и это положение, утверждая, что вакуум, который ранее рассматривался как абсолютная пустота, тоже является формой материального бытия. Любые попытки редукции материи к тем или иным ее проявлениям обедняют и упрощают наши представления об этой фундаментальной категории. Материя является объединяющим принципом, который получил раскрытие и в современных естественнонаучных теориях. Так, Эйнштейн доказал принципиальное тождество вещества и энергии, установив зависимость этой последней от массы.

Материя так же не поддается определению, как и категория бытия в целом, однако мы можем указать на некоторые ее свойства.

Важнейшей характеристикой материи является движение. В различные эпохи в это понятие вкладывался разный смысл, так, долгое время считалось, что оно может быть сведено к механическому перемещению. Развитие научной и философской мысли преодолело это заблуждение, и сейчас под движением понимается любое изменение вообще; отсюда возникает определенная иерархия движения – механическое, тепловое, электромагнитное, химическое, биологическое, социальное. Важно отметить, что падение камня с горы в пропасть и социальные волнения в каком-либо обществе, несмотря на несводимость их друг к другу, имеют принципиально единую сущность, и то, и другое является формой движения как фундаментальной характеристики материи. Высшие формы движения возникают на основе низших, поэтому, хотя и несколько условно, можно говорить о движении самого движения.

Понимание движения невозможно вне рассмотрения его во времени, время является необходимым условием движения, поскольку любые изменения протекают только во времени. Такая точка зрения заставляет нас обратиться к категориям пространства и времени как фундаментальных характеристик бытия (они будут рассмотрены чуть дальше).

Движение как философская категория является основой развития, также понимаемого в философском смысле. Не всякое движение является развитием, но любое развитие – это движение. Результатом развития является появление качественно новых свойств и характеристик того или иного объекта. Глубокий анализ этой категории был дан Гегелем, который раскрыл ее причины и закономерности. В первую очередь в качестве источника развития он называет противоречие, существующее в развивающемся объекте. При помощи диалектического метода можно показать механизм развития, который подчиняется законам диалектики. Развитие является универсальной категорией, применимой к неорганическим и органическим процессам, биологическим и социальным системам, это свойство материи, которая в своих высших формах оказывается способной к специфической деятельности, порождающей сознание человека.

- философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским основанием единства системы естественных и технических наук. Ка/кдая из этих наук по-своему конкретизирует материалистич. представления о M. и д., разрабатывая специфич. модели структуры, движения и взаимодействия разл. материальных образований, служащих объектами их изучения, в соответствии с уровнем развития обществ.-историч. практики, являющейся критерием истины, основой и целью познания.

Согласно материалистич. диалектике, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Движение, понимаемое как "изменение вообще",- способ существования материи - нет движения без материи, как нет и материи без движения. Материальный мир рассматривается как сложная многоуровневая развивающаяся система взаимосвязанных материальных образований, каждое из к-рых, как и весь материальный мир в целом, воплощает в себе единство устойчивости и изменчивости, дискретности и непрерывности и др. диалектич. противоположностей. Субординация и координация материальных образований в рамках всеобщей связи объектов и явлений описывается с помощью представлений о разл. структурных уровнях, формах движения и видах материи, конкретизируемых соответствующими частными науками. Всеобщими формами существования материи являются пространство и время, выражающие соответственно порядок сосуществования и смены отд. материальных образований и их состояний.

Конкретные науч. представления о M. и д. меняются по мере развития обществ.-историч. практики. В физике это изменение выражается в виде смены физ. картин мира. При этом единственное "свойство " материи, с признанием которого связан философский материализм,- свойство быть объективной реальностью - остаётся неизменным, обеспечивая единство и преемственность развития науч. знания.

Будучи лидером естествознания как системы наук о природе, физика вносила и продолжает вносить определяющий вклад в представления о M. и д.,лежащие в основе др. естеств.-науч. дисциплин (химии, биологии, геологии и т. п.) и получающие в них дальнейшую конкретизацию и развитие.

В физической и вообще научной, в т. ч. философской, литературе (особенно зарубежной) термин "материя" до сих пор нередко продолжает употребляться в нефилософском смысле, обозначая вещество, к-рое с диалек-тнко-материалистич. точки зрения является лишь одним из видов материи, не исчерпывая собой всего их многообразия. Нефилософский смысл часто вкладывается в естеств.-науч. литературе и в термин "движение", понимаемое тогда только как изменение положения в пространстве с течением времени, т. е. только как механич. движение. Такого рода словоупотребления, хотя и являются нестрогими, прочно вошли в языковую практику и обычно не вызывают недоразумений. Однако если философский смысл понятий M. и д. отождествляется с конкретно-науч. представлениями о них, то это может послужить одним из источников кризисов философских оснований науки, неоднократно имевших место на протяжении её истории.

Историческое развитие физических представлений о материи и движении. Первые теоретич. представления о M. и д., ставшие впоследствии в европ. культурном регионе основой физики как фундам. науки о природе, были разработаны в рамках античных натурфилософских учений. Все эти учения трактовали материю как первоматериал, общий субстрат всех природных образований. Начав с конкретных представлений о материи как субстанциальном первоначале всех вещей [вола v Фалеса , воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита , сохраняющем себетождественность в многообразных процессах изменения природных явлений, др.-греч. философия вскоре выработала представление о качественно неопределённой первичной материи (апейрон Анаксимандра), определ. модификациями к-рого были античные виды материи - вода, земля, воздух и огонь. Движение, рассматривавшееся как изменение вообще, первоначально трактовалось наивно-антропоморфно - как проявление одушевлённости отд. вещей и мира в целом - Космоса (гилозоизм).

Наиб, развитые философско-физ. представления о M. и д. античности, категориальные основания к-рых не утратили своего значения и по сей день, были развиты в учениях Демокрита , Платона (Пlaтwv) и Аристотеля . Демокрит всесторонне разработал атомистич. принципы учения о M. и д., согласно к-рым всё многообразие природных вещей и процессов сводилось к разл. сочетаниям и пространственным перемещениям внутреннебескачеств. непроницаемых и неделимых первоэлементов материи - атомов, различающихся между собой лишь пространственными размерами, формой и ориентацией. Материя, как состоящая в конечном счёте из атомов, имела, т. о., предел структурной делимости, а все виды движения сводились к одному - механическому.

3013-6.jpg

В натурфилософской части своего учения (диалог "Тимей") Платон излагает доктрину своеобразного "матом, атомизма". Четыре античных вида материи образуются у него в результате первонач. оформления бескачеств, "безвидной" первоматерии (отождествляемой с пространством, или небытием) посредством двух видов прямоугольных треугольников с соотношениями сторон из к-рых затем строятся правильные многогранники: тетраэдр - "элементарная частица" для огня, октаэдр - для воздуха, икосаэдр- для воды и куб - для земли. В. Гейзенберг (W. Heisenberg) рассматривал геом. атомизм Платона как прообраз совр. физ. представлений о симметрии.

В учении Аристотеля бескачеств, первоматерия, обладающая неопределённым бытием, первоначально оформляется в землю, воду, воздух и огонь путём попарных сочетаний четырёх осн. качеств - тёплого, холодного, влажного и сухого. Аристотель также выделил четыре типа движения: по сущности - возникновение и уничтожение, по кол-ву - рост и уменьшение, по качеству - превращение и по месту - перемещение, определив движение вообще как переход из возможности в действительность, и четыре типа причин, ответственных за существование отд. материальных образований (сущностей),- материальную, формальную, действующую и целевую. Он впервые ввёл в натурфилософский обиход сам термин "материя" и отделил физику как один из разделов "второй философии" от собственно философии (метафизики).

Атомизм Демокрита, развитый Эпикуром (EpfкоurоV), был возрождён в новое время П. Гассенди (P. Gassendi). Достижения Г. Галилея (G. Galilei) и его современников [И. Кеплер (J. Kepler), P. Декарт (R. Decartes)] в области физ. учения о M. и д. подготовили почву для работ И. Ньютона (I. Newton), начавшего оформление предмета механики в целостную систему понятий, к-рая была положена в основу механистич. картины мира. В её рамках материя рассматривалась исключительно как вещество - протяжённая непроницаемая инертная весомая субстанция, единств, видом движения к-рой было пространственное перемещение. Мерой кол-ва материи была масса, служившая одновременно мерой инертности - способности материальных тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, к-рое могло быть изменено только в результате воздействия внеш. причины - силы. По вопросу о структуре материи в рамках механистич. картины мира конкурировали концепции дискретности (разл. варианты атомизма) и непрерывности, по вопросу о характере силового взаимодействия между материальными телами, вызывавшего или изменявшего их движение,- концепции близкодействия и дальнодействия. В первой из них сила была результатом движения, возникая при соударении непроницаемых движущихся тел, во второй - внутр. свойством материи, первичным по отношению к движению, порождаемому ею (противоположность кинетизма и динамизма). В качестве меры движения фигурировали две величины - кол-во движения (импульс) и "живая сила" (кинетич. энергия).

Открытие электрона, делимости атомов вещества и их составлеиности из электрически заряж. частиц противоположных знаков, теоретич. и эксперим. обнаружение эл.-магн. природы массы электронов в соединении с трактовкой электричества и эфира как нематериальных (невещественных) субстанции, изменения состояния к-рых не всегда удавалось свести к механич. движению, породили на рубеже 19-20 вв. кризис философских оснований физики. Он выразился, в частности, в попытках мыслить движение без материи (энергетизм) и в быстрой смене механистич. картины мира электромагнитной. Вещество, рассматривавшееся в механистич. картине мира как единств, вид материи, утратило статус "первоматерии", оказавшись "состоящим из электричества". Физика вышла из кризиса путём создания новых теорий - теории относительности и квантовой теории, радикально изменивших классич. физ. представления о M. и д.

Представления о материи и движении в современной физической картине мира. Совр. физ. картину мира, в рамках к-рой осуществляется развитие физики в наши дни, можно назвать квантово-релятивистской, т. к. её основой служат осн. принципы теории относительности (специальной, или частной, и общей) и квантовой теории (нерелятивистской - квантовой механики, и релятивистской - квантовой теории поля).

Спец. (частная) теория относительности (см. Относительности, теория), установив физ. равноправие всех инерциальных систем отсчёта, показала невозможность обнаружения равномерного и прямолинейного движения относительно абсолютно покоящегося эфира и тем самым сделала его существование излишним. Благодаря этому эл.-магн. поле стало трактоваться как самостоят, вид материи, не нуждающийся в носителе. Учтя роль эл.-магн. (световых) сигналов, распространяющихся с максимально возможной в природе скоростью, в процессах измерения пространственных и временных характеристик материальных объектов, спец. теория относительности тесно связала между собой вещество и ноле как виды материи с состояниями их движения.

Общая теория относительности - релятивистская теория тяготения - установила зависимость метрич. характеристик пространства-времени, отождествляемых в ней с гравитац. полем, от распределения вещества и эл.-магн. поля и установила законы движения в искривлённом пространстве-времени (см. Тяготение).

Квантовая механика, введя представление о мин. величине действия как характеристике взаимодействия, показала единство дискретности и непрерывности (корпускулярно-волновой дуализм )в структуре элементарных частиц вещества и эл.-магн. поля и установила бестраекторный характер движения микрочастиц.

Квантовая теория поля позволила трактовать как специфич. вид движения возникновение и уничтожение элементарных частиц, объяснила их взаимодействие как обмен квантами соответствующих полей, и, углубляя понимание корпускулярно-волнового дуализма, стала рассматривать вещество и поле на микроуровне не как отд. виды материи, различающиеся структурой,- соответственно дискретной (корпускулярной) и непрерывной (волновой) (что имеет место на макроуровне), а как две диалектически противоположных ипостаси единого квантового поля. В её рамках введено представление о специфич. форме бытия материи - виртуальных частицах- и физ. вакууме как специфич. виде материи. Эти представления придают физ. реализацию философской категории возможности.

Как в нерелятивистской, так и в релятивистской квантовой теории вероятность является характеристикой способа бытия элементарных частиц вещества и поля, объективной характеристикой их движения, а не мерой нашего незнания точных особенностей движения, как это было в классич. физике.

Для теории относительности и квантовой теории характерно установление явной зависимости нек-рых характеристик физ. объектов как материальных образований (пространственных, временных, энергетических, импульсных и др.) от отношения этих объектов к эксперим. средствам познания, используемым человеком как субъектом-наблюдателем для их изучения,- системе отсчёта в теории относительности и типу прибора в квантовой теории. Тем самым квантово-реляти-вистская картина мира отображает в себе не только характеристики природных объектов, но и объективные (материальные) характеристики познающего субъекта в процессе использования им систем отсчёта и приборов как материальных средств познания видов физ. материи и форм их движения. Объективные характеристики человека как субъекта познания применяются также для обоснования конкретных численных значений универсальных констант природы (антропология, принцип в космологии).

Объединит, тенденции, характерные для совр. этапа развития физики, служат дальнейшей конкретизации физ. представлений о M. и д. Смыкание физики элементарных частиц и космологии в модели горячей Вселенной (Большого взрыва) приводит к введению в физику идеи развития. Четыре вида взаимодействия (эл.-магнитное, гравитационное, сильное и слабое), теории к-рых раньше строились независимо друг от друга, теперь начинают рассматриваться в единстве. На основе представления о калибровочной симметрии (см. Калибровочная инвариантность )уже удалось построить и экспериментально подтвердить объединённую теорию эл.-магн. и слабого взаимодействий, рассматриваемых в ней как проявления единого электрослабого взаимодействия. Создание калибровочной теории сильного взаимодействия ( квантовой хромодинамики )вызвало к жизни программы построения единой калибровочной теории эл.-магн., слабого и сильного взаимодействий ( великое объединение взаимодействий) и единой теории всех четырёх видов взаимодействий (см. Супер гравитация). Реализация этих програ.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1988 .

Существуют физические вещества, которые отличаются от психических и духовных. Они телесные, у них есть масса, место в пространстве, протяженность. Что касается понятия материи в философии, то это фундаментальная категория. Она определяется с двух позиций — материализма и идеализма. В соответствии с первым материя представляет собой образование произвольной формы, возникающее из духовной субстанции. Идеализм связывает эту категорию с возможностью ощущений.

Понятие материи в философии

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

Томас Гоббс

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • количественные изменения в качественные.

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

Борьба противоположных явлений и качеств

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

  • неуничтожимость и несотворимость;
  • бесконечность в пространстве;
  • вечное существование;
  • причинность;
  • познаваемость;
  • объективность;
  • структурность;
  • субстанциональность.

Материя в философии

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

  • физическая;
  • механическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

Химический вид материи

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

  • неорганическая природа;
  • органический мир;
  • общество.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

 Движения постоянно происходят и в обществе

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

  • размерность;
  • однородность;
  • необратимость.

Время всегда однородно

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

  • протяженностью;
  • размерностью;
  • однородностью.

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

Пространство трехмерно

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

Материя через отношение с сознанием

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Читайте также: