Классический танец это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Отдельного танца, или части музыкально – хореографической постановки, которые выполняются одним, двумя или более солистами. Наиболее распространено адажио в исполнении дуэта;

Для экзерсиса – упражнения у хореографического станка или в центре зала, которые состоят из набора поз и упражнений, поворотных элементов, наклонов в спокойном ритме. Задача адажио – выработать устойчивость, выразительность, музыкальность, гармонию и плавные переходы от одного движения к другому.

Включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

Аллегро(allegro в итальянском значит скоро, ловко, быстро) – набор упражнений в центре зала, который состоит из прыжков разной высоты и скорости.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. одно из основных движений в классической хореографии. Положение рук allongee, взгляд устремляется вдаль, что придает позе грациозности и выразительности. Арабеск символизирует ускользающую мечту, это лейтмотив Жизель или Сильфиды – популярных романтических героинь. Во время выполнения упражнения опорная нога может полностью стоять на стопе, полупальцах/пальцах, быть вытянутой или согнутой в колене. Иногда выполняется с упором на колено и отводом второй ноги. Если поза выполняется в прыжке, то положение ноги может разным (строго перпендикулярно полу, выбрасывание вперед и пр.). Русская балетная школа разделяет арабеск на четыре типа. Первые два – открытые (arabesque effacee), третий и четвертый – закрытые (arabesque croisee). Старая балетная школа выделяла еще пятый тип арабеска, в котором корпус наклонялся, а руки поднимались вперед allongee. Arabesque penchee – поза, при которой корпус наклоняется вперед, чтобы работающая нога могла подняться максимально высоко. I,II,III,IV Арабески.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе. При выполнении этого движения работающая нога может открываться в любом направлении носком в пол, либо в воздух, при этом танцовщица одновременно приседает на опорной ноге. Затем рабочая нога ставится в 5 позицию на пальцы или полупальцы. Движение оканчивается в demi-plie. Если фигура выполняется в прыжке, то ноги собираются в момент полета. Исполнение прыжка может быть разнообразным: на месте (бросок ноги на небольшую высоту, малый прыжок petit pas assemble), или с продвижением (сильный бросок ноги на 70-90 градусов, предельно высокий взлет grand pas assemble). В первом случае движение начинается с прыжка и броска ноги из 5 позиции. Для выполнения grand pas assemble всегда необходим подход, что позволит достичь максимальной высоты в прыжке. Чтобы удерживать равновесие, руки подхватываются в позицию и помогают прыжку. Дополнительные усложнения в виде заносок или двойных оборотов могут придать движению зрелищности и виртуозности. Главное отличие pas double assemble (исполняется на пальцах или полупальцах на малом прыжке) в том, что фигура выполняется дважды с одной и той же ноги. Если позиция исполняется в сторону, смена ног в 5 позицию выполняется в момент второго движения.

Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

  • поза, которая выстраивается из epaulement в 5 позиции с отведением одной из ног в сторону. В это время корпус отклоняется от талии к опорной ноге. Малые позы ecartee исполняются с вытянутым в пол носком, средние – с поднятием ноги на 45 о , а большие на 90 о и выше. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах/полупальцах, колено полностью натянуто, или в позиции demi-plie. Рабочая нога вытянута в колене, стопа натянута. Движение может выполняться в прыжке, положение рук любое. Поза ecartee имеет два вида:
  • Ecartee вперёд. Работающая нога открыта вперед по диагонали во 2 позиции, то есть на зрителя. В это время голова повернута в ту же сторону, приподнята, взгляд устремляется вверх;
  • Ecartee назад. Работающая нога открыта назад по диагонали во 2 позиции, от зрителя. Голова поворачивается к опорной ноге, а взгляд устремляется вниз.

Epaulement (от epaule – плечо) – положение, во время которого танцовщик становится вполоборота к зеркалу, или на зрителя. Стопы, бедра и бедра развернуты в правую либо в левую сторону от зрителя на 45 о или на 135 о . Голова поворачивается на плечо, которое направлено вперед. Такое положение дает танцу трехмерность, делает его более выразительным и артистическим. При выполнении, танцовщик должен контролировать угол поворота головы, положение плеч и направление взгляда.

  • Epaulement croise (глагол croiser — скрещивать) – поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5). На зрителя повернуты одноименные плечо и нога. Голова поворачивается в сторону повернутого плеча. Эта позиция позволяет принимать любые позы через открытую ногу;
  • Epaulement efface (глагол effacer — убирать, прятать) - поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5), но впереди стоит нога, противоположная плечу, повернутому на зрителя. Это положение позволяет занять любую позицию effacee через открытие ноги вперед или назад.

En dehors [ан деор] — Наружу, из круга. Круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг. Круговое движение к себе, круговое движение внутрь.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.

  • Fouette en tournant на 45° En dehors. В тот момент, когда левая нога находится в demi-plie, правая раскрывается во 2 позиции на 45 градусов, tout en dehors на левой ноге. В момент исполнения рабочая нога прикасается к опорной на икре. Руки в это время находятся в подготовительной, либо первой позиции. Остановка выполняется на demi-plie, руки и нога раскрыты во 2 позиции. Начинается движение с правой ноги, при этом опорная не сворачивается. Если выполнять Fouette несколько раз подряд, оно начинается с preparation в 4 позиции, подъема на пуанты, выполнения tour en dehors;
  • Fouette en tournant на 45° En dedans выполняется так же, но рабочая нога сначала идет перед икрой, а затем назад. Упражнение является обязательным в обучающей программе, однако редко встречается на сцене;
  • Grand Fouette. Вобрал в себя учение французской и итальянской школ;
  • Les fouette sendehors. Поза croisee обозначает назад левой ноги. Coupe на полупальцах левой ноги, руки переходят во вторую позицию, левая нога опускается в demi-plie, а левая рука в 1 позицию. В тот момент, когда танцовщица проводит полусогнутую правую ногу вперед на 90 о , она поднимается на полупальцы левой, быстро обводит правой ногой Grand rond de jambe назад и заканчивает на левую ногу в demi-plie в III arabesque (в положении en face - лицом на зрителя). Руки выполняют Port de bras: левая поднята на 3 позицию и проходит на 2, в то время, как правая переводится в 3 и переходит через правую на III arabesque при опускании левой ноги в плие;
  • Les fouette sendedanse tendedans – идентичный принцип выполнения;
  • Grand Fouette en tournanten dedans. Танцовщица становится в позу croisee вперед левой ногой, опускается в demi-plie на левой ноге, вскакивает на полупальцы и выбрасывает правую ногу во 2 позицию (alaseconde) на 90°(120°) — Grand battement jete. Во время поворота бросает размахом правую ногу через passe parterre (проходящая позиция). В этот момент опорная нога проворачивается на полупальцах, а правая нога остается на прежней высоте.
  • Grand Fouette entournanten dedans. Или итальянское фуэте. Исполняется на пальцах по такой же схеме. Единственное различие: начинается движение не с plie, а с surlecou depied. Заканчивается в attitude на пуантах. 3 позиция для правой руки и первая для левой.
  • Grand Fouette en tournant saute исполнение такое же, какGrand Fouette en tournan tendedans, только левая нога отрывается от пола в прыжке, поворот исполняется в воздухе на прыжке левой ноги.

Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.

Lever [левэ] — Поднимать.

por de bras - (пор де бра) - (Porter — носить , Bras — рука) – правильный перенос рук в основные позиции (1,2,3), закругленными (Arrondi), удлиненными (Allonge) с поворотом или наклоном головы, корпуса. Различают порт де бра первое, второе и третье.

Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец. Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы. Pas de trois [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.

Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.

rond dejamb parterre -(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
Rond [ронд] — Круг. demi rond -(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.


У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности — одном из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда — ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие — это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Зарождение и развитие балета

Европейский балет возник в эпоху Возрождения. В конце XIV века наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в других странах, привёл в XV-XVI веках к рождению балета.

Первоначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики славились грацией и изяществом (благородностью) манеры исполнения. Итальянские танцовщики принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца – виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца.

В Парижской опере XVII века исполнялся особый жанр театрально-музыкального зрелища – оперы-балеты композиторов Ж. Б. Люлли, А. Кампра, Ж. Ф. Рамо.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века. Основываясь на эстетике французских просветителей, были созданы спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Романтический балет, окончательно сформировавшийся во Франции в тридцатых годах XIX века, стал одной из вершин развития хореографического искусства. В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке.

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов.

В начале XX века хореографическое искусство на Западе переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестает существовать. На смену ему приходят всевозможные ритмопластические танцы. В каждой стране они называются по-разному: в одних — современный танец, в других — выразительный, свободный, художественный, ритмопластический и т. д. Но их всех объединяло одно — их создатели отрицали классический танец как устаревший и не способный раскрывать современные темы и образы.

В наши дни классический балет остается актуальным. В оперных театрах ставятся классические постановки великих балетмейстеров мира, они постоянно усовершенствуются, каждый постановщик вносит в спектакль свои новшества, и благодаря этому классическое наследие остается современным и в наши дни. Кроме того, на основе классики ставятся новые уникальные произведения, которые затрагивают актуальные проблемы современного общества, поэтому балетное искусство не оставляет равнодушными своих зрителей.

Классический танец и балет в России

В Россию классический танец пришёл в 1-ой половине XVIII века. В 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства.

В 1773 году открылась балетная школа и в Москве – балетное отделение при Московском Воспитательном Доме, основа будущей Московской академии хореографии. Московская труппа, созданная как общедоступная, пользовалась большей независимостью, чем казенная петербургская. Искусство петербургской труппы было более придворное, строгое и академичное, московский же балет более демократичен и поэтичен, привержен комедийным и жанровым. Различия сохранились и позже: ленинградский балет до сих пор отличается классической строгостью, академизмом, кантиленностью танца, московский – бравурностью, мощным прыжком, атлетизмом.

В Петербурге первый публичный Большой театр (Каменный), в будущем императорский Мариинский театр, открылся в 1783 году. В 1803 году его балетная труппа отделилась от оперной, заняв привилегированное положение среди других жанров театра.

В 1920 году Мариинский и Большой театры получили статус академических театров и были переименованы в ГАТОБ и ГАБТ. С двадцатых годов работали также музыкальные театры в Свердловске, Перми, Саратове, Горьком, Куйбышеве, а также в столицах союзных республик. С середины пятидесятых годов возникли балетные школы при Пермском и Свердловском театрах.

В ХХ в. официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию на сцене спектаклей, созданных в жанре так называемого драмбалета. Балеты этого типа — многоактные, обычно основанные на сюжете известного литературного произведения, строились по законам драматического спектакля, содержание которого излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.

В 1930-х гг. сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина, с другой, — героическая манера танца, экспрессия и динамика.

Однако, несмотря на успехи, монополия одного направления в балетном театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. Объединились танцевальные формы и танцевальный язык, поскольку в спектаклях использовался исключительно классический танец и лишь в отдельных случаях — народно-характерный.

К началу пятидесятых годов назрела необходимость балетных реформ. В 1956 году состоялись первые зарубежные гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне, имевшие огромный успех, но вместе с тем обнаружившие отставание советской хореографии от западной.

В конце 80-х — начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и небольших коллективов, специально созданных с коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали все чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.

В наше время русский балет имеет философскую направленность. Балетмейстеры в своих произведениях обращаются к вопросам человеческого бытия, проникают в тайны человеческой психики, благодаря чему русский балет занимает высокий мировой уровень.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классический танец

hello_html_m1a8dc57a.jpg

Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец?

"Меня очень огорчает какое-то безразличие, иногда даже пренебрежительное отношение молодежи к классике, недооценка ее как колоссального фактора в формировании личности танцора, в росте его профессионального мастерства. Самое важное для них - это трюки, а ведь стиль составляют как раз мелкие связующие движения, они и танец делают танцем, придают ему неповторимость особый эстетический аромат". Алеся Прусская.

"Когда на какое-нибудь определенное действие

человек затрагивает наименшее количество движений - то это грация"

Антон Чехов.

О классическом танце.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путём абстрагирования; целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

На русской сцене и в русской школе абстрагированная система пластической выразительности, за которой прочно укрепилось наименование классического танца, нашла и наиболее полное эстетическое выражение.
Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.
Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.

hello_html_m56b04c67.jpg

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.
Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

hello_html_m5fd82b63.jpg

Выворотность - термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Одеяния и залы придворных дам и кавалеров не подходили для сельских плясок; не допускали неорганизованного движения. Поэтому специальные учителя - танцмейстеры - старались навести порядок в придворных танцах. Постепенно танец становился все более театральным.

hello_html_m66b7637d.jpg

В 1661 году с целью сохранения и развития танцевальных традиций он создал Королевскую академию музыки и танца. Директором академии был королевский учитель танцев Пьер Бошан.

Вскоре была открыта Парижская опера. На первых порах в ее составе ее труппы были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

hello_html_m2c8a97b6.jpg

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

Читайте также: