Финансирование жилищно коммунального хозяйства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом.

С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой стороны, она финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него.

Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей ЖКХ :

— городской пассажирский транспорт;

— благоустройство населенных пунктов.

Источниками финансирования ЖКХ , средства которых направляются на покрытие расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:

— средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;

— средства предприятий, принадлежащих им объектов.

В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% — на местные бюджеты.

За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней.

Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов.

Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство) и оплату работ.

В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:

— передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;

— перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;

— увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.


Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом:

Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ.

Сфера ЖКХ выступаем в качестве базиса благополучного существования общества в целом, создавая комфортабельные условия проживания человека в современном мире. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти.

Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства (в том числе банковские кредиты), а также бюджетные субсидии и другие средства.

Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета) Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу.

Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

- в данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

- ежедневное использование услуг;

- государственной регулирование цен на услуги;

- прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

- относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

- отсутствие ликвидационной стоимости. []

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1. Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2. Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3. Собственные средства (прибыль, амортизация, входящая в тарифы для потребителей).

Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. Бюджетные средства в жилищно-коммунальное хозяйство поступают в виде дотаций:

- на возмещение разницы в ценах на предоставляемые населению услуги и продукцию;

- на капитальные вложения;

- на оплату выполненных работ и оказанных в населенных местах услуг. [2]

На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации.

Основными путями усовершенствования системы организации эксплуатации является:

- концентрация материальных ресурсов, направляемых в эту отрасль;

- автоматизация и механизация производственных процессов;

- создание организаций, выполняемых на высшем техническом уровне обслуживание инженерных систем и ремонт зданий;

Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Большой объем материальных ресурсов, выделяемых на текущий ремонт, ставят задачу более эффективного их использования.

Одним из важнейших аспектов улучшения финансового состояния предприятия является мобилизация доходов. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:

- сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов.

Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

В настоящее время на практике основным направлением модернизации системы финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства является переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными хозяйствами, потребителями, при этом предоставляя льготы малообеспеченным семьям. [5] Так же на данный момент в Российской Федерации проводится реформа ЖКХ, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства. Данной реформой предусматривается реализация программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, основными мероприятиями которого являются:

- привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм для управления объектами ЖКХ и его обслуживания;

- формирование системы заключения долгосрочных договоров с инвесторами с целью привлечения внебюджетных инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса;

- развитие системы тарифного регулирования коммунальных предприятий, в том числе предприятий — естественных монополистов, осуществление контроля за обоснованностью тарифов и взаимоувязка процесса их установления с бюджетным процессом;

- контроль за целевым использованием инвестиционной составляющей тарифа на коммунальные услуги;

- участие в мероприятиях, направленных на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения;

- развитие современных систем инженерного обеспечения коммунального хозяйства с применением новых технологий и материалов, модернизация экологически опасных объектов;

- модернизация и капитальный ремонт объектов ЖКХ с применением новых технологий, материалов, оборудования, соответствующих запросам населения;

- переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, улучшение жилищных условий граждан;

- совершенствование дорожных условий и организации дорожного движения, улучшение эстетического вида города;

- сохранение экологически благоприятной ситуации в районах Крайнего Севера;

- возмещение убытков в связи с созданием равных условий по оплате населением услуг электроснабжения, вырабатываемую дизельными электростанциями;

- компенсация выпадающих доходов организаций ЖКК, возникших в связи с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, установленные органами государственной власти Красноярского края;

- повышение собираемости платежей с населения за начисленные жилищно-коммунальные услуги;

- информирование населения о состоянии, основных направлениях развития жилищно-коммунального хозяйства, об участии граждан в жилищных отношениях;

- обеспечение топливно-энергетическими ресурсами населения, учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. [3]

Помимо этого, очередным шагом на пути запуска нового механизма предоставления бюджетных средств можно считать принятие Федерального закона № 185-ФЗ и создание государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, призванного оказать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. [4] Однако следует заметить, что только лишь с помощью средств данного фонда, полностью решить проблему не удастся, поэтому, ориентируясь на опыт других стран с переходной экономикой, существует необходимость привлечения к финансированию кредиты коммерческих банков.

Комбинация представленных источников финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни непосредственных потребителей услуг сферы ЖКХ, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности данной сферы, что в конечном итоге положительно повлияет уровень и качество самих услуг.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальное хозяйство, средство, капитальный ремонт, текущий ремонт, арендная плата, инвестиционная привлекательность, конечный итог, народное хозяйство, Российская Федерация.

Похожие статьи

Эффективность использования финансовых ресурсов.

Эффективность использования финансовых ресурсов организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объем средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, по сравнению с прошлым годом возрос в 2,1 раза (с 423 млн. 123 тыс. 207 руб. до 886.

Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Подводя итоги, стоит отметить, что значительная часть многоквартирных домов страны требует проведения капитального ремонта уже на данном периоде реализации программ.

Современные проблемы комплексной эксплуатации объектов ЖКХ

капитальный ремонт, дом, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, жилой фонд, млрд, Российская Федерация, общее имущество, комплексная эксплуатация, РФ.

Проблемы функционирования ЖКХ в условиях кризисной ситуации.

жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), механизмы управления ЖКХ, инвестиционная привлекательность, реформирование.

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было.

Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ

Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих

Перевод целой отрасли (не самой малой в структуре народного хозяйства страны) на рыночные рельсы, конечно, сопровождает немало проблем.

Формирование рыночных механизмов функционирования.

В работе отмечены возможные способы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, выявлены условия к развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также рассмотрена специфика эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий, компаний, служб, деятельность которых

По данным 2017 года реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда России оплачивается в основном бюджетом государства.

Сухарева Дарья Владимировна

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему от результативности и функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых популярных тем для обсуждения в каждой семье нашей огромной страны. Сколько жалоб и возмущений рождается каждый раз, когда мы открываем бланки счетов, когда видим грязь на улицах, когда снег убирают только на главных улицах, а во дворах невозможно пройти, не упав в гору снега?

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м2 общей площади. В среднем, на одного россиянина приходится 18,4 м2 общей площади. Около 20% городского жилищного фонда не благоустроены, а в малых городах каждый второй дом не пригоден для проживания. [2] Из года в год увеличивается число подлежащих сносу домов. Только за последние 5 лет из-за ветхости домов общая площадь, пригодная для проживания, уменьшилась на 40 млн м2. Современная система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне неэффективна и запрограммирована на затратность, однако дотации в эту сферу не поступают.

В 2014 году федеральный бюджет России выделил на систему ЖКХ 13,2% от общего количества, что составило 81,02 млн рублей. Остальные 86,8% средств поступили из консолидированных бюджетов субъектов РФ, что составило 608,94 млн рублей. Если посмотреть смету расходов бюджета РФ по уровням бюджетных систем, можно увидеть, что меньше средств распределили только на охрану окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что система ЖКХ не является приоритетным вопросом в решении проблем уровня жизни граждан государства. [3]

Прежде всего, нужно отметить значительное ухудшение состояния основных фондов ЖКХ. Уровень и качество обслуживания населения не улучшается, хотя платежи за услуги системы жилищно-коммунального хозяйства увеличились, в среднем, в 25 раз за последние 5-6 лет. [5]

В настоящее время ЖКХ остается самым убыточным сектором российской экономики. Ежегодно на финансирование системы жилищно-коммунального хозяйства выделяется от 40% до 80 % местных бюджетов субъектов РФ. Каждый год в жизнь притворяется план по строительству новых жилых домов, что требует всё больших дотаций в систему ЖКХ. Это является дополнительной нагрузкой на государственный и местные бюджеты, в то время, как капитальные ремонты в старых домах, где проживают люди, практически не проводятся.

В чем же заключается основная проблема финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства? В первую очередь, это трата бюджетных средств не по назначению. Далеко не все выделенные средства доходят до потребителя. Эта проблема присутствует, безусловно, не только в отрасли ЖКХ, но и во всех остальных, однако ЖКХ, несомненно, наиболее приближено к жизни людей. Во-вторых, нельзя не отметить заинтересованность государства к этой сфере. Я хочу сказать, что на оборону страны выделяется в 3 раза больше средств, чем на образование. О каком хозяйстве может идти речь? Нет средств на специализированную технику, моющие средства, спецодежду. Заработная плата в системе ЖКХ составляет 4-6 тысяч рублей, в результате чего приходиться нанимать сотрудников, не обладающих должной квалификацией. Следовательно, уровень выполнения работ остается низким, недовольство растет, а государство по прежнему не обращает на это внимания.

15 декабря 2014 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Правительство России сообщило, что в 2015 году планирует урезать государственные расходы на ЖКХ и транспорт на 10%. Информация не утверждена, но известно, что из государственного бюджета в 2015 году на систему жилищно-коммунального хозяйства выделят 4,1% от общего бюджета.

По условиям реформы ЖКХ главным поставщиком средств в систему являются плательщики, однако около 40% из них являются должниками. Остальная масса средств поступает из местных бюджетов. Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций и увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, что становится проблемным, учитывая процент людей, уклоняющихся от платежей.

Следует отметить, что действующие Правила не в полной мере решают поставленную задачу и требуют доработки. Главная проблема заключается в неработоспособности механизмов контроля качества коммунальных услуг и снижения населению платежей, выплаты компенсаций при нарушении качества и режима предоставления коммунальных услуг. Требуется также пересмотреть подход к факту оказания услуги: признать, что услуга не оказана, если хоть один из ее частных показателей выходит за границы утвержденных интервалов качества.

Для решения основных проблем финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять следующие меры:

Во-первых, создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли. Во-вторых, усовершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Также, повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели. Повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую и политическую ситуацию в стране не стоит ожидать кардинальных изменений в системе ЖКХ в ближайшее время. Но необходимость ее совершенствования чрезвычайно высока. Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Для решения существующих проблем необходимо обхватить все стороны, требующие немедленной реформации, грамотно выделять средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и обратить внимание на качество специального оборудования и качество оказанных услуг.

10. Хорошилова А.П., Валиева А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

6. благоустройство населенных мест.

Источники финансирования расходов на ЖКХ:

1) бюджетные средства (31% - из региональных бюджетов и 69% - из местных бюджетов);

2) средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг юридическим и физическим лицам;

3) средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна:

1) дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест - финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;

2) водопроводно-канализационное хозяйство - средства бюджета лишь на капитальные вложения;

3) городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

В связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, убыточности и дотациям из бюджета. Дотационность производства негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует повышению заинтересованности в более экономном использовании ресурсов.

Реформа в ЖКХ предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий жилкомсервиса путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им

дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Согласно финансово-бюджетной политике государства на 2010-2012 гг. в сфере ЖКХ государственные корпорации – форма бесперспективная, нужна свободная рыночная конкуренция в сфере предоставления данных услуг, чтобы потребитель мог выбирать управляющую компанию, оказывающую более качественные услуги.

Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. В последние годы увеличился жилищный фонд городов, улучшилось инженерное оборудование домов, оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т.д. Однако с ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают и расходы на их содержание.

Для улучшения финансового состояния жилищного хозяйства:

1) необходимо снизить расходы на оплату труда (путем механизации и автоматизации производственных процессов);

2) требуется мобилизация доходов (концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях; создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий).

Источники доходов жилищного хозяйства: квартирная и арендная плата (80% от всех доходов); сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы.

Финансирование коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т.д.

1) средства территориальных бюджетов;

2) средства юридических и физических лиц.

Главным источником финансирования коммунальных услуг являются бюджетные средства, которые поступают в виде дотаций:

- на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов, транспортные услуги);

- на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хо­зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

- на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Основные проблемы водопроводно-канализационного хозяйства:

1) Дальнейшее развитие жилищного строительства и промышленности вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий.

При нарастающем дефиците воды в индустриальных районах потребуется ее доставка из отдаленных районов, где пока есть свободные водные ресурсы.

2) В результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов.

3) Химизация сельского хозяйства, смыв с полей удобрений в открытые водоемы требует расширения работ по очистке воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ ведут к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

Перед отраслью стоят важные задачи, в том числе:

· создание крупных централизованных систем водоснабжения;

· автоматизация работ насосных станций;

· обеспечение высокой санитарной очистки воды;

· разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды и др.

Главные резервы снижения темпов роста расходов:

1) улучшение использования основных фондов;

2) снижение потерь воды из-за технического несовершенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта;

3) строительство крупных предприятий и объединение мелких;

4) необходимо проводить работу по регулированию тарифов.

Городской пассажирский транспорт

1) бюджетные ассигнования (большая часть).

2) средства юридических и физических лиц.

Основные проблемы городского пассажирского транспорта:

1) увеличение себестоимости перевозок и тарифов на транспортные перевозки (в результате повышения цен на основные

средства, материалы и электроэнергию, увеличения зарплаты и др.);

2) недостатки в организации перевозок, а также непроизводительные расходы и потери транспортных предприятий;

3) велико выбытие подвижного состава по технической неисправности, длительные простои машин в ремонте;

4) значительны потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Пути снижения себестоимости перевозок:

1) более эффективное использование средств на заработную плату, повышение производительности труда на транспорте;

2) изменение порядка организации производственной деятельности транспортных предприятий, оценка их результатов, совершенствование системы оплаты транспортных услуг.

Главные цели Национального проекта:

1) доведение к 2010 г. по сравнению с 2004 г. объемов годового ввода жилья с 41,2 млн. до 80 млн. м2;

2) увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам с 20 млрд. руб. до 415 млрд. руб.;

3) снижение времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 7 лет;

4) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств с 9 до 30%.

Контрольные вопросы к теме 8:

1) Раскройте структуру отрасли ЖКХ и источники финансирования расходов на ее содержание и развитие.

2) Каковы пути снижения роста расходов на содержание жилищного фонда?

3) Перечислите источники финансирования коммунального хозяйства.

4) Назовите основные проблемы ВКХ, пути для их решения и резервы экономии финансовых ресурсов.

Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом.

С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой стороны, она финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него.

Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей ЖКХ :

— городской пассажирский транспорт;

— благоустройство населенных пунктов.

Источниками финансирования ЖКХ , средства которых направляются на покрытие расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:

— средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;

— средства предприятий, принадлежащих им объектов.

В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% — на местные бюджеты.

За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней.

Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов.

Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство) и оплату работ.

В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:

— передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;

— перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;

— увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.

Читайте также: