Сражение у доггер банки 1915 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сраже́ние у До́ггер-ба́нки (англ. Battle of Dogger Bank , нем. Gefecht auf der Doggerbank ) — морское сражение, состоявшееся 24 января 1915 года во время Первой мировой войны между германской эскадрой вице-адмирала Франца Хиппера, выполнявшей рейд к Доггер-банке, и английской эскадрой линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти, посланной для её перехвата.

По результатам боя свои посты потеряли два адмирала. За плохое планирование операции поста лишился командующий Флотом открытого моря Фридрих фон Ингеноль. Попавший в немилость первому морскому лорду Адмиралтейства Джону Фишеру британский адмирал Гордон Мур был переведён командовать эскадрой крейсеров, базировавшейся на далёких от основного театра боевых действий Канарских островах.

Британская общественность бешено кипела, как чайник, забытый на спиртовке уснувшим швейцаром. Гайд-парк, этот уголок публичных выступлений, недобро гудел. Солидные и не очень, джентльмены (благо бремя воинской повинности еще не коснулось Англии), потрясая кулаками, тростями и другими подручными предметами, буравили воздух и умы слушателей праведным гневом, неправедной бранью и концентрированной желчью. Еще бы… Неслыханный позор и унижение – эти тевтонские гунны, кровожадные разрушители посмели обстрелять со своих кораблей священные берега Туманного Альбиона.

Немецкий лис у английского курятника

Кайзер Вильгельм, искренне любя корабли и всё, что с ними связано, мало понимал в тонкостях морской стратегии. Германские дивизии в первые месяцы войны бодро наступали, и, казалось бы, взятие Парижа было делом недалекого будущего. Флот открытого моря не покидал пределов Гельголандской бухты – было решено не подвергать его преднамеренному риску, а пока что упор сделать на уравнивание сил интенсивной минной войной и применение подводных лодок.

Боевые действия на суше вносили свои коррективы в ход борьбы на море. 16 октября 1914 года немецкими войсками был захвачен порт Зебрюгге. Командование флотом немедленно решило использовать этот успех в своих целях. Это дало импульс целому набору событий, приведших, в конце концов, к сражению у Доггер-банки.

Уже 17 октября четыре немецких миноносца вышли из Эмса для минной постановки в устье Темзы. В случае необходимости они могли использовать Зебрюгге как базу. Английская разведка не дремала, и на перехват был послан отряд легких сил в составе одного крейсера и четырех эсминцев. В скоротечном бою все немецкие корабли были потоплены.

В конце концов, оказалось, что поймать шайку, так нагло и бесцеремонно прокравшуюся к берегам Англии, весьма непросто.

Следующий свой визит немцы нанесли 16 декабря. Решено было обстрелять побережье Йоркшира, попутно выставив в этом районе минные заграждения. Страховал Хиппера практически весь Флот открытого моря. Следует заметить, что в рукаве у англичан был один весьма солидный козырь, которым они успешно длительное время пользовались.

Про выход крейсеров Хиппера британские специалисты сообщили вовремя, но допустили оплошность с главными силами немцев, почему-то решив, что те в море не выйдут. Для перехвата немецких линейных крейсеров кроме уже упоминавшихся кораблей Битти была выделена 2-я дивизия линкоров вице-адмирала Уорендера – шесть дредноутов и легкие силы.

Кроме резонанса, вызванного в военных кругах, волю чувствам дала общественность, начитавшаяся красноречивой английской прессы. При обстреле Хартпула погибло 86 человек, среди них 15 детей. Более 400 человек были ранены. Крейсеры Хиппера заклеймили как детоубийц и с этим клеймом уже не расставались до конца войны.

Набег, превратившийся в забег

Не было никакой гарантии, что Ингеноль тоже не попытает счастья, прикрывая спину Хипперу. Немецкое соединение уверенно двигалось к Доггер-банке, даже не подозревая о британских приготовлениях. Между 6 и 7 часами утра 24 января адмирал Битти собрал свои наличные силы в кулак и намеревался развернуть линию передового дозора в северном направлении. Однако начавшиеся события помешали это осуществить.

Легким крейсерам поручалось держать немецкие корабли в пределах непосредственной видимости, пока главные силы Битти нагоняли противника. Немцы смогли окончательно разобраться, с кем они имеют дело, в 8 часов 40 минут, когда расстояние между эскадрами уменьшилось до 14 миль, и уже было очевидно, что сражения избежать не удастся.

Но наиболее болезненное попадание нанес снаряд, пробивший броневую палубу и взорвавшийся в коридоре подачи боеприпасов в носовые бортовые башни. Пламя, вырвавшееся из элеваторов, захлестнуло их отделения и вывело из строя. Потери в экипаже были весьма чувствительными.

Хиппер, посчитав ситуацию критической, немедленно радировал Ингенолю просьбу о помощи. Однако до берега оставалось еще около 150 миль, и германские дредноуты могли появиться в лучшем случае только через несколько часов.

Сражение у Доггер-банки (англ. Battle of Dogger Bank ) — морской бой, состоявшийся 24 января 1915 года во время Первой мировой войны между германской эскадрой адмирала Франца Хиппера, выполнявшей рейд к Доггер-банке, и английской эскадрой линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти, посланной для её перехвата.

По результатам сражения свои посты потеряли два адмирала. За плохое планирование операции своего поста лишился командующий Флотом открытого моря Фридрих фон Ингеноль. Попавший в немилость первому морскому лорду Адмиралтейства Фишеру, британский адмирал Мур был переведён командовать эскадрой крейсеров, базировавшейся на удалённых от основного театра боевых действий Канарских островах.

Содержание

Предыстория

Германские планы

После рейда к Хартлпулу наступило временное затишье. В январе 1915 года сильные штормы следовали один за другим, поэтому следующий выход в море линейных крейсеров Хиппера постоянно откладывался. Хорошая погода установилась 23 января, и командующий разведывательными силами получил приказ произвести разведку в районе Доггер-банки, а при обнаружении там британских лёгких сил — уничтожить их. Операция была спланирована таким образом, чтобы германские корабли вышли в море вечером и оказались в районе Доггер-банки к рассвету 24 января. Осмотр рыболовных и торговых судов не предполагался, чтобы не оставлять с ними миноносцев. На обратном пути все встреченные суда должны были досматриваться и при необходимости приводиться в германские порты. Возврат соединения планировался к вечеру того же дня [2] .



Британские планы

Четыре немецких линейных крейсера, шесть лёгких крейсеров и двадцать два эсминца выйдут сегодня вечером на разведку к Доггер-банке, вероятно, их возвращение запланировано на завтрашний вечер. Все имеющиеся в наличии линейные и лёгкие крейсера с эсминцами должны следовать из Розайта к месту встречи с противником с расчётом прибыть туда в 7:00 утра. Коммодор Тирвитт со всеми лёгкими крейсерами и эсминцами из Харвича должен присоединиться к вице-адмиралу Битти возле места рандеву с неприятелем. Если противник будет обнаружен коммодором Тирвитом, он должен быть атакован. Соблюдать строжайшее радиомолчание, радиопереговоры возможно использовать только в случае крайней необходимости.

FOUR GERMAN BATTLE CRUISERS, SIX LIGHT CRUISERS AND TWENTY-TWO DESTROYERS WILL SAIL THIS EVENING TO SCOUT ON DOGGER BANK, PROBABLY RETURNING TOMORROW EVENING. ALL AVAILABLE BATTLE CRUISERS, LIGHT CRUISERS AND DESTROYERS FROM ROSYTH SHOULD PROCEED TO RENDEZVOUS, ARRIVING AT 7 A.M. TOMORROW. COMMODORE T [TYRWHITT] IS TO PROCEED WITH ALL AVAILABLE DESTROYERS AND LIGHT CRUISERS FROM HARWICH TO JOIN VICE ADMIRAL LION [BEATTY] AT 7 A.M. AT ABOVE RENDEZVOUS. IF ENEMY IS SIGHTED BY COMMODORE T WHILE CROSSING THEIR LINE OF ADVANCE, THEY SHOULD BE ATTACKED. WIRELESS TELEGRAPHY IS NOT TO BE USED UNLESS ABSOLUTELY NECESSARY.

Силы сторон

Германия

Великобритания







Итоги боя

Итоги для англичан

Вместе с тем серьёзным ошибкам в сигналах не придали должного значения [55] . Также британцы обратили внимание на уязвимость башен главного калибра от взрывов боезапаса, но, в отличие от немцев, не сделали ничего в этом направлении [54] .

По результатам боя 23 марта Джеллико написал Битти о том, что немцы, возможно, попытаются увлечь его в ловушку в Гельголандской бухте, подведя линейные крейсера под огонь своих дредноутов, и порекомендовал быть осторожным. Но прошло больше года, прежде чем немцы в ходе Ютландского сражения реализовали эту возможность [58] . Во время этого сражения также проявились недостатки в передаче сигналов, малоинициативность младших флагманов и низкая точность стрельбы линейных крейсеров, а недостаточная защищённость и проблемы со взрывоопасностью кордита привели к гибели трёх линейных крейсеров в результате взрыва боезапаса [59] [60] .

После сражения у Доггер-банки Джеллико передвинул 5-ю эскадру линкоров на юг, в Кромарти, а силы Битти в Росайте были увеличены до 7 линейных крейсеров и 3 эскадр лёгких [61] .

Итоги для немцев

Ещё одним итогом боя стало усовершенствование дальномеров, направленное на улучшение точности стрельбы на дальние дистанции [54] .

Память

В новом материале от создателей World of Warships читайте о показательном сражении Первой мировой войны, по итогам которого своих должностей лишились сразу два адмирала.

Во время Первой мировой войны основными соперниками в борьбе за морские просторы стали Великобритания и Германия. Именно эти две страны обладали сильнейшими флотами в Европе. Но перевес в силе был на стороне британцев. Чтобы хоть как-то уравнять шансы, немецкое морское командование собиралось выманивать флот своего противника и разбивать его по частям.

Так как минные постановки и действия подводных лодок не помогали, было решено прибегнуть к обстрелу британских островов. Уже в ноябре 1914 года отряд линейных крейсеров 1-й разведывательной группы произвёл бомбардировку Ярмута. Спустя полтора месяца набег повторился. На этот раз были атакованы прибрежные города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Таким образом немцы хотели выманить часть британского флота, чтобы нивелировать численное преимущество противника. Ведь прикрытие линейных крейсеров осуществлялось силами всего Флота открытого моря.


С началом 1915 года командование германских ВМС разработало ещё одну операцию — постановку мин на входе в залив Ферт-оф-Форт. Основная работа уделялась крейсерам, а их прикрытие ложилось на плечи линейных сил. Однако погода испортила дальнейшие планы. Следовавшие один за другим шторма не позволяли германским кораблям покинуть базы. Командование решило не терять время: линейный крейсер Von der Tann отправился на плановый ремонт, а самые современные дредноуты 3-й эскадры вышли в Балтийское море на учения. Таким образом, в 1-й разведывательной группе остались лишь 3 линейных крейсера, а оказать им поддержку могли только 7 дредноутов, и то не самых новых.

Главнокомандующий Флотом открытого моря не хотел проводить операции силами одних лишь линейных крейсеров. Но 23 января погода неожиданно улучшилась, и адмирал отдал приказ на выход кораблей в море. В ходе операции необходимо было ликвидировать у Доггер-банки британские рыболовные траулеры, которые, как считали немцы, занимаются разведкой и слежением за действиями германского флота, передавая данные по радио. При благоприятных обстоятельствах было приказано застать врасплох дозорные лёгкие силы противника. На это решение повлияло и то, что по данным разведки Гранд-Флит недавно выходил в море и в настоящее время должен был пополнять запасы угля у себя на базах. Командующему 1-й разведывательной группы, адмиралу Францу Хипперу, была отправлена радиограмма о начале операции. Вечером того же дня германская эскадра в составе 3 линейных крейсеров (Seydlitz, Moltke, Derfflinger), 1 броненосного крейсера (Blucher), 4 лёгких крейсеров (Kolberg, Stralsund, Rostock, Graudenz) и 18 эсминцев вышла в море.


Blucher мог развить скорость только 23 узла. Вскоре он оказался в зоне досягаемости орудий линейных крейсеров Битти, чья скорость была выше. Хиппер тоже понимал, в какой опасности находился его броненосный крейсер. Он приказал своим кораблям перестроиться в строй пеленга, чтобы иметь возможность встретить неприятеля огнём из всех орудий. В 9:11 бой линейных сил начался.


Три линейных крейсера британцев вели огонь по Blucher с 09:05 до 09:24, затем Lion переключился на Derfflinger, а в 09:35 Битти отдал приказ каждому своему кораблю стрелять по тому кораблю противника, который находится напротив в строю. Немцы же сфокусировались на флагмане Lion. В 10:18 британский линейный крейсер получил два попадания ниже ватерлинии. Но и с германской стороны имелись повреждения. Флагман Хиппера, Seydlitz, после 09:35 оказался под огнём Lion и Tiger. Один из 343-мм снарядов с британских кораблей пробил палубу и взорвался о броню барбета кормовой башни. В результате взрыва вспыхнули пороховые заряды в перегрузочном зарядном отделении. Форс порохового пламени крайне быстро выжег отделение, кормовую башню, следующее отделение и вторую кормовую башню, погибли 159 человек, обе башни были выведены из строя. Линейный крейсер мог погибнуть, если бы не решительные действия трёх матросов во главе со старшим офицером корабля, корветтен-капитаном Хагедорном, которые открыли вентили экстренного затопления погребов. Но и немцы не остались в долгу. Линейный крейсер Lion получил 14–15 попаданий и к 10:45 покинул голову колонны. Он принял 3 тысячи тонн воды, получил крен 10 градусов на левый борт. Вскоре машина этого борта вышла из строя и скорость упала до 15 узлов, корабль был лишён электричества. Турбину правого борта пришлось остановить позднее, уже после выхода из боя, из-за засоления котлов морской водой. Lion шёл зигзагом, чтобы сбивать прицел германским наводчикам.

Сражение продолжилось, и перевес в силах на стороне британцев сказывался всё сильнее. Замыкающий строй Blucher получал одно попадание за другим. Броненосный крейсер стал терять ход, а в районе бортовых башен бушевал сильный пожар. Адмирал Хиппер не хотел бросать один из своих кораблей, но и рисковать своими линейными крейсерами он тоже не мог. Всё же они вели огонь по британцам, пока не вышли из зоны обстрела. За это время немцам удалось ещё раз поразить Lion. Из-за ошибочного донесения о пожаре в районе пороховых погребов был частично затоплен артиллерийский погреб. Тем не менее британский командующий приказал атаковать уходящие линейные крейсеры противника. В свою очередь адмирал Мур понял сигнал по-своему — все линейные крейсеры, которыми он командовал, сфокусировали огонь на германском броненосном крейсере.

Оставшись в одиночестве, Blucher успел повредить один эсминец, но после попадания двух торпед с крейсера Arethusa в 11:38 прекратил огонь. А в 11:45 Тируитт сообщил, что Blucher спустил флаг. Корабль уже потерял управление и описывал циркуляцию. Его системы управления огнём были уничтожены, а большая часть артиллерии не функционировала. И ровно в 12:13 германский крейсер лёг на борт и затонул. Британцы спасли 281 немецкого моряка.


Адмирал Битти покинул свой флагман и перешёл сначала на эсминец Attack в 11:25, а затем, в 12:20, на Princess Royal. Тут он смог оценить ситуацию и понял, что пытаться догнать германские линейные крейсеры уже бессмысленно. Британская эскадра отправилась домой. При этом Lion окончательно лишился хода, и его пришлось вести на буксире.

Это сражение окончилось решительной победой Гранд-Флита. С германской стороны был потерян броненосный крейсер Blucher, а линейный крейсер Seydlitz получил серьёзные повреждения. В бою погибли около 1000 немецких моряков. Потери британцев были существенно меньше: пострадали линейный крейсер Lion и один из эсминцев, были убиты 14 и ранены 29 человек.

В Адмиралтействе, проводя детальный разбор сражения, сделали следующие выводы: имея подавляющее превосходство над немцами, британцы смогли потопить лишь один корабль, являвшийся самым слабым в эскадре. Виновным признали адмирала Мура за неверное истолкование приказов Битти. Имея все шансы догнать убегающие германские линейные крейсеры, адмирал прекратил преследование. Также была отмечена плохая стрельба британских кораблей, в частности, был отстранён старший артиллерист линейного крейсера Tiger. Помимо этого, была отмечена уязвимость подбашенных зарядных отделений, однако меры по её устранению приняты не были. Спустя год, в Ютландском сражении, это упущение будет стоить англичанам 3 линейных крейсеров.

Немцы в свою очередь провели работу над ошибками. В конструкции строящихся кораблей были внесены изменения, призванные не допустить их гибель из-за взрыва боезапаса. Были усовершенствованы дальномеры. Не обошлось и без поиска виновных: свою должность потерял фон Ингеноль, командующий Флотом открытого моря. Однако немцы так и не смогли понять, что их радиограммы расшифровываются.

Несмотря на результаты, данное сражение не изменило хода войны. Баланс сил оставался на прежнем уровне, а решительное сражение за господство на морских просторах было впереди.

Кстати, быстроходные и универсальные крейсеры типа Kolberg вошли в строй незадолго до начала войны. Они разрабатывались как основные боевые единицы кайзеровского флота. Вы можете познакомиться с историей этого корабля, посмотрев ролик от компании Wargaming.

Читайте также: