Полиция россии во второй четверти 18 века кратко

Обновлено: 17.05.2024

Введение.

Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта. Хотелось бы обратить внимание на то, что не следует предавать забвению отечественный исторический опыт борьбы с преступностью, так как в оперативно-розыскной деятельности новое - это зачастую хорошо забытое старое. Тема деятельности полиции была и остается актуальной для любого периода отечественной истории, такова природа Российского государства. Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка – полиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг неё и ведет к правовому нигилизму. Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.

Вопрос 1. Создание и развитие специализированных полицейских
органов России (первая половина XVIII века).

ХVIII в. занимает особое место в совершенствовании структуры и функций органов внутренних дел.

Этому способствовало и введение в России Петром I паспортной системы. Крестьяне и горожане не имели права покинуть место жительства, не получив паспорта. Контроль за соблюдением паспортного режима был возложен на полицию и стал одной из ее важнейших функций.

Отличительной чертой формировавшейся российской полиции был ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту или состоянию здоровья не пригодных к службе в полевых войсках.

Жалованье полицейские чины, для которых в 1719 г. была введена специальная форма – кафтаны и короткие штаны василькового цвета и зеленые камзолы, получали наравне с военнослужащими[2].

Во второй четверти ХVΙΙΙ в. на органы полиции стали возлагаться и функции экономического характера. В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, в 1730 г. – Должный приказ (полицейские действия в отношении должников, неплательщиков и т.п.). Розыскные функции были сосредоточены (в 1730 г.) во вновь образованном Сыскном приказе. В 1733 г. были созданы полицейские камеры. К этому времени полицейская система выглядела следующим образом: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши – все эти органы в той или иной мере выполняли полицейские функции.

В первые годы своего царствования Екатерина II приняла ряд мер по совершенствованию деятельности полиции. Были увеличены штаты руководящих сотрудников Главной и Московской полицмейстерских канцелярий. Розыскная экспедиция в Санкт-Петербурге в 1763 г. была выделена из Главной полицмейстерской канцелярии и стала самостоятельным учреждением, подчиненным юстиц-коллегии.

С 1775 г. полицейские санкции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские суды. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих. В Санкт-Петербурге и Москве – у обер-полицмейстеров.

Территория города делилась на округа, полицейский надзор в которых осуществлялся частным приставом.

В компетенцию управы благочиния входили:

- наблюдение за порядком, соблюдением законов;

- проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов;

- осуществление дознания и розыска, задержание преступников;

- решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей);

- контроль за соблюдением паспортного режима;

Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов, (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников)[3].

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в ХVIII в. и Петр I, и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а дальнейшему развитию и укреплению политической полиции. Если общая полиция, как уже отмечалось ранее, было децентрализованной, то политическая полиция с самого начала своего существования была строго централизована и подчинена непосредственно государю.

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред: о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т.п. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные – получал вознаграждения, равные половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата – особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

Главным судьей Преображенского приказа был крупный государственный деятель Ф. Ю. Ромодановский. В помощь главному судье с 1698 г. по 1706 г. действовала Судебная дворянская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.

Если обвиняемый отрицал свою вину, то Приказ прибегал к пытке. Закон разрешал пытать трижды. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восстании, от пыток умерло 45 человек.

Тайная канцелярия подчинялась Петру Ι, но в отношении некоторых дел (особенно по третьему пункту указа 1715 г.) ее решения допускались обжалованию в Сенате.

Наличие этих установленных в законе доказательств являлось основанием для вынесения обвинения. Оговор подсудимого, повальный обыск и присяга считались несовершенными доказательствами. Установление следственного процесса не устранило характерной для розыска пытки.

В 60-е года XVIII в. особое место среди центральных государственных учреждений занимали органы политического розыска – Тайная розыскных дел канцелярия (1731-1762) и Тайная экспедиция Сената (1762-1801).

Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени.

Вопрос 2. Создание и развитие специализированных полицейских органов России во второй половине XVIII века.

В царствование Елизаветы Петровны Канцелярия осуществляла расправу над сторонниками Бирона и низвергнутой брауншвейгской фамилией, вынесла приговор вождю башкирского восстания 1755 г. Батырше и т.д. Здесь же рассматривались дела по оскорблению царствующих особ, их фаворитов, чиновников, а также дела участников народных движений, одиночек-бунтарей, в разных формах выражавших свой протест против существовавшего строя. В Канцелярии разбирались дела и неполитического характера: о взяточничестве и злоупотреблении властей, придворных дрязгах и ссорах.

Упразднив Тайную розыскных дел канцелярию, правительство сохранило политический розыск, передав его в введение Сената, в составе которого в октябре 1762 г. оформилась Тайная экспедиция. Общее руководство ее деятельностью было поручено генерал-прокурору А. И. Глебову и сенатору Н. И. Панину. В 1764 г. А. И. Глебова сменил А. А. Вяземский, оставшийся на посту генерал-прокурора до 1792 г. и фактически главой Тайной экспедиции. Реформа политического розыска в 1762 г. заключалась лишь в его своеобразной маскировке в аппарате Сената, Тайная экспедиция превратилась в самостоятельное центральное учреждение. В Москве существовал филиал экспедиции в ведении московского главнокомандующего – Тайная экспедиция при Сенатской конторе.

Основным материалом для возбуждения дела в Тайной экспедиции по-прежнему были устные и письменные доносы. Со времени правления Екатерины II в почтамтах стало проводиться ознакомление с письмами без ведома корреспондентов и адресатов (перлюстрация); это служило дополнительным источником информации. Если полученные такими путями сведения заслуживали внимания, то начинался процесс: задерживались обвиняемые, вызывались свидетели, проводились очные ставки и допросы. Екатерина II не раз декларативно заявляла, что в Тайной экспедиции нет пыток и телесных наказаний; в действительности же они применялись в не менее жестоких формах, чем ранее.

Петербургская палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни, а две высшие инстанции – Сенат и Совет при высочайшем дворе – подтвердили приговор. В течение двух недель Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира со Швецией, а также по ходатайству, покровительствовавшего ему вельможи князя А. Р. Воронцова, Екатерина II заменила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.

В 1792 г. Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г. перед Тайной экспедицией предстал просветитель, сторонник республики и крестьянской вольности В. В. Кречетов, который после окончания следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В.З. Пассек и т.д.

При Павле Ι в казематах Тайной экспедиции томились опальные вельможи, чиновники, офицеры. Через Тайную экспедицию прошли лица всех сословий. Одни из них затем попадали в Петропавловскую и Шлиссельбургскую крепости, другие рассылались по губернским тюрьмам, третьи высылались под надзор местных властей. Тайная экспедиция 2 апреля 1801 г. была упразднена указом Александра I.

Таким образом, наиболее интенсивно эволюция государственной правоохранительной системы, в том числе органов внутренних дел, проходила в ХVII и особенно в ХVIII вв. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация и органов внутренних дел.

Заключение.

Итак, становление в России общей регулярной полиции началось в I четверти XVIII века с учреждения в Петербурге в 1718 году должности генерал – полицмейстера и создания при нем полицмейстерской канцелярии, которая после образования в 1722 году Московской полицмейстерской канцелярии во главе с обер - полицмейстером стала называться Главной. В 30-ые годы полицмейстерские конторы во главе с полицмейстерами создаются в крупных периферийных городах. Полиция, по замыслу Петра I, учреждалась как единый централизованный орган в городах.

Полицейская реформа Петром I осталась не завершенной. В первой четверти XVIII в. происходило становление регулярной полиции, но полностью установление ее, как и многих частей государственного механизма, тогда не произошло. Вместе с тем определились намеченные учредителем и сложившиеся на практике за неполных семь лет при Петре I основные задачи и функции полиции, ее регулярность и профессионализм, бюрократическая оторванность от народа. Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально - полицейских интересов абсолютистского государства.

Список литературы.

1. Березнев А. Т. История ОВД России. Учебное пособие в 2-х частях. – Воронеж, 1998.

2. Брачев В. С. Мастера политического сыска дореволюционной России. – СПб., 1998.

3. Власов В. И., Гончаров Н. И. Организация розыска преступников в России в IX-XX вв.: Историко-правовое исследование. Ч. 1-2. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 1997.

4. Глушаченко С. Б., Гундарин О. Т., Гутман и др. История ОВД. Учебное пособие в схемах и таблицах. – СПб., 2001.

5. Детков М. Г. Исполнение наказаний в дореволюционной России. – М., 1990.

6. История ОВД. Учебное пособие. Часть I. – М.: Академия МВД СССР, 1984.

7. История ОВД России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учебное пособие./Сост. Т. М. Занина. Воронеж, 1999.

8. История ОВД России: курс лекций./Под ред. А. Г. Фастова. Волгоград, 2003.

9. Кучерук П. Деятельность полиции Санкт-Петербурга в середине XVIII-начале XIX вв.//История государства и права. – 2002. - № 2. – С. 43-45.

10. Кучерук П. Организация полиции Санкт-Петербурга в начале XVIII в.//История государства и права. – 2002. - № 3. – С. 7-9.

11. Михеева И. В. Российские министерства в XIX в.//Журнал российского права. – 2000. - № 4. – С. 155-162.

12. Мулукаев Р. С. Полиция в России: IX-начало XX вв. – Н. Новгород, 1993.

13. Омельченко О. Устав благочиния.//Человек и закон. – 1997. - № 6. – С. 7-12.

14. Российское законодательство X-XX вв. В 9-ти тт. – М., 1987.

15. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2007.

16. Сборник документов по истории ОВД: Вып. 1. – М.: Академия МВД СССР, 1980.

17. Сизков М. И. Полиция Российской империи в середине XVIII в.//Государство и право. – 1993. - № 11. – С. 124-131.

18. Сироткин В. Городовой – опора власти.//Спутник. – 1995. - № 12. – С. 145-149.

19. Степаненко О. Тюремная реформа 1879 года как основа гуманизации мест лишения свободы России.//Человек: Преступление и наказание. – 1999. - № 2. – С. 34-35.

20. Чукарев А. Г. Агентурно-осведомительный аппарат III Отделения при Николае I.//Российский исторический журнал. – 2000. - № 4. – С. 3-29.

[1] См. ПСЗ. Собр.1. Т.UI. № 3708.

[2] См.: Сизиков М.И. История полиции России. Вып.1. М.: 1992, с.14.

[3] Исаев И.А. История государства и права России. М.: 1993, с.93-94.

[4] См. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: 1995, с.9.

[5] Цит. По Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: 1997, с.131.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.021)

После вступления на престол Анны Иоанновны предпринимаются попытки по укреплению полицейской системы. Для лучшей ее организации делались шаги по созданию специализированных звеньев полицейского аппарата. Розыскные функции были переданы в 1730 г. вновь образованному Сыскному приказу. В него направляли дела по воровству, разбою и убийствам. А также особую Экспедицию для розысков по делам воров и разбойников при петербургской полицмейстерской канцелярии в 1746 г.[1]. Однако, оба эти учреждения просуществовали недолго. Уже в 1762 г. они были упразднены, и ловить воров и разбойников было поручено местным властям под ответствен­ность губернаторов и уездных воевод.

Полицмейстерскую канцелярию из подчинения Сената в 1734 г. передали кабинету Ее императорского величества.

В 1741 г. была учреждена Торговая полиция на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости на­блюдения за продажей харчевых припасов, в котором он просил выделить для этого две должности - советника и асессора. Одно­временно определили обязанности полиции по наблюдению за про­изводством торговли: 1) установление таксы на съестные припасы и строительные материалы; 2) наблюдение за неповышением тор­говцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли; 3) надзор за доброкачественностью продаваемых съестных про­дуктов; 4) надзор за содержанием на рынках чистоты и опрятно­сти; 5) принятие мер к прекращению незаконной торговли; 6) искоренение корчемства; 7) надзор за мерами и весами, за соблю­дением в торговых заведениях порядка и правил благочиния.

В городах расширялась функция несения патрульной службы полицейскими чинами, принимались меры к обеспечению порядка проезда, освещению и т. п. Ужесточали контроль за питейными заведениями. В 1740—1747 гг. приняли ряд указов, ограничивающих время продажи спиртных напитков (с 9 до 19 часов), запрещающих такого рода торговлю в христианские праздники, предписывавших перевести питейные заведения с больших улиц в малые и т. д.

Законодательство XVIII в., на­правленное на борьбу с пьянством, проституцией и нищенством как факторами, способствовавшими уголовной преступности и нарушениями общественного порядка включало ряд указов, предписывавших пере­вести питейные заведения с главных улиц в переулки, ограни­чивавших время торговли спиртными напитками, запрещавших торговлю ими около церквей, казарм, учебных заведений, клад­бищ, а также во время богослужения, официальных церемоний, народных гуляний и т.д.

Столь значительное расширение полномочий полицейских органов, сопровождавшееся увеличением штатной численности ее структур, свидетельствовало об усилении, прежде всего репрессивной направленности деятельности правоохранительных органов. Государство в значительной степени переориентирует деятельность полицейских учреждений от сугубо узкой борьбы с уголовной преступностью к выполнению задач по соблюдению общественного порядка.

Новый этап в развитии всей системы правоохранительных органов наступил с приходом к власти Екатерины II. В первые годы своего царствования она приняла ряд мер по совершенствованию деятельности полиции.

Увеличили штаты руководства Главной и Мос­ковской полицмейстерских канцелярий; вместо Сыскного прика­за в 1763 г. в столицах выделили из Главной полицмейстерской канцелярии как самостоятельное учреждение Особую экспеди­цию для розысков по делам воров и разбойников (позже Розыск­ная экспедиция), подчиненную Юстиц-коллегии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реорганизация полицейских учреждений России во второй половине XVIII века

В статье рассматриваются реформы полиции, проводимые правительством российской империи во второй половине XVIII века.

В годы правления Екатерины II (1762-1796гг.) происходит дальнейшее совершенствование и укрепление полицейской системы. Уже в начале своего царствования она приняла ряд мер по улучшению деятельности полиции. Были увеличены штаты руководящих сотрудников Главной и московской полицмейстерской канцелярии. Тогда же Екатерина II попыталась изъять из ведения полиции судебные функции.

Но коренная реформа полицейских учреждений начинает проводиться только с 1775 года. Непосредственным толчком, побудившим императрицу провести её, была крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. После подавления бунта царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы полицейских органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

Некоторые изменения были внесены и в организацию городской полиции. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался по представлению губернского совета Сенатом. Подчинялся городничий губернскому правлению и, в отличие от капитан-исправника не был обязан исполнять решения дворянской опеки. Должность городничего учреждалась только в тех городах, где не было постоянного военного гарнизона. Там же, где был гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом.

На управу благочиния возлагались административно-хозяйственные функции, включающие в себя надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел. Следила городская полиция за паспортным режимом и осуществляла контроль над общественными организациями. Вводился в действие Устав благочиния постепенно. Издавался специальный указ императрицы о создании Управы благочиния в отдельных городах, и определялась денежная сумма на её содержание.

Во времена Екатерины II по полицейской части особенно отличался генерал Николай Петрович Архаров. Он был известен не только в России, но и в Европе. Императрица лично призывала его на раскрытие некоторых преступлений. Н.П. Архаров начинал службу рядовым в Преображенском полку, в 1761 году получил первый офицерский чин. Участвовал в следствии по делу Пугачёва. С 1775 года московский обер-полицмейстер. В 1797 году уволен Павлом I со всех постов и выслан в своё имение. По имени Архарова долгое время московские полицейские в народе назывались архаровцами.

Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I . Постоянные изменения, перемещения, слияния, характерные для этого периода, приводили к путанице в организации городской полиции. К концу царствования Павла I полиция российских городов стала строиться по образу гатчинской полиции. Если в городе был военный комендант, полицмейстер являлся помощником по полиции. В 1797 году Управа благочиния ликвидируется.

При Павле I компетенция полиции была расширена путём возложения контроля над исправным отношением к службе чиновников и исполнением предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагались материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи и кражи государственного имущества. В это же время для полицейских чиновников вводятся специальные жетоны, указывающие их должность.

В конце XVIII века произошли изменения в организации петербургской и московской полиции. Руководил полицией в этих городах обер-полицмейстер. Город в полицейском отношении разделялся надвое. В каждой половине города назначался полицмейстер. Затем половина делилась на части, во главе которых стояли частные инспектора, и на кварталы – с унтер-частным инспектором и двумя квартальными комиссарами. Возглавляющий полицейскую часть частный пристав в случае совершения преступления на обслуживаемой им территории обязан был по собственной инициативе выяснить все обстоятельства дела. Истина восстанавливалась в основном путём личного сыска.

В столицах также создавались полицейские команды численностью в 25 конных и 25 пеших солдат и унтер-офицеров в каждой части. Подчинялись они непосредственно частному инспектору.

Во второй половине XVIII века функции политической полиции осуществляла Тайная экспедиция, созданная в 1762 году Петром III . Екатерина II после восшествия на престол в результате дворцового переворота и убийства Петра III не ликвидировала это учреждение, а провела некоторую модернизацию. Она подчиняет Тайную экспедицию непосредственно генерал-прокурору, а московскую контору этой экспедиции – московскому главнокомандующему. Принятые меры обеспечили полную секретность политического сыска и непосредственный контроль над деятельностью полиции со стороны императрицы. Формально Тайная экспедиция подчинялась вначале генерал-прокурору А.И. Глебову, затем почти 30 лет – А.А. Вяземскому.

Активное участие в работе экспедиции принимала и сама Екатерина II . По особо важным делам императрица лично наблюдала за ходом следствия, вникала во все его тонкости, составляла вопросные листы для проведения допросов, анализировала показания подследственных. В то время центр всего делопроизводства находился в Москве и Петербурге. Но следствие по политическим преступлениям велось также и в губернских, и в провинциальных канцеляриях, однако решения по этим делам выносились в столицах.

После смерти Екатерины II (1796 г.) Павел I производит в Тайной экспедиции кадровые изменения. Шешковский увольняется без пенсии, а руководителем становится генерал-прокурор А.А. Куракин. Конец века знаменателен ещё и созданием тайной агентуры, явлением довольно новым в работе политической полиции, но, как показало время, многообещающим.

Таким образом, к концу XVIII века в России была создана городская и сельская полиция, а политическая полиция занималась исключительно политическим розыском и борьбой с политическими преступлениями.

Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.

Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году – в Петербурге был учрежден генерал – полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел.

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

В 1732 году в штат петербургской полиции введена должность обер - полицмейстера, образована канцелярия, состоявшая из советников, секретаря, роты драгунов для разъездов. В 1733 году в 23 губерниях и городах были созданы полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстерами из офицеров данного гарнизона. Каждому полицмейстеру были приданы небольшие команды и канцелярские служители. В 1746 году учреждена экспедиция по делам воров и разбойников, указами 1746 и 1747 гг. устанавливались правила поведения в общественных местах. Указом 1750 года регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 года регламентировалась патрульная служба в городах. Однако к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 году в подчинение губернаторов и воевод.

Он определял устройство полицейского аппарата в городах. Согласно нему в городах создавались новые полицейские органы – управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах – городничими. Управа благочиния обеспечивала охрану порядка, принуждала жителей исполнять законы и постановления власти, приводила в исполнение распоряжения губернской администрации и решения суда, ведала городским благоустройством и торговлей.

Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально – полицейских интересов абсолютистского государства.

С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления – ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно - политические органы – ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В XVIII веке правительство упорядочило управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений.

Манифестом 1762 года была официально ликвидирована тайная полиция и канцелярия тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената Манифестом Екатерины II 1762 года были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства.

Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 году.

Александр I после вступления на престол повелел навсегда ужесточить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 года монарх резко осудил политику тайного политического сыска. Наряду с упразднением политического розыска была подтверждена отмена пяток. Однако позже Александр I пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции.




Начало XVIII века в истории России было ознаменовано реформами и преобразованиями Петра I.

Полицейская реформа Петром I осталась не завершенной. В первой четверти XVIII в. происходило становление регулярной полиции, но полностью установление ее, как и многих частей государственного механизма, тогда не произошло. Вместе с тем определились намеченные учредителем и сложившиеся на практике за неполных семь лет при Петре I основные задачи и функции полиции, ее регулярность и профессионализм, бюрократическая оторванность от народа.

Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска, являлась частью общеадминистративного аппарата, не принимала в целом активного и непосредственного участия в политических преобразованиях, но ее создание и последующие изменения имели политический смысл.

Читайте также: