Концепция смерти автора кратко

Обновлено: 02.07.2024

К этому вопросу можно подойти и с точки зрения права на собственность. Уместным будет проведение аналогии в поддержку Барта. Например, когда работник на заводе производит какой-то станок и предприятие реализует продукцию, изготовленный работником продукт не является его собственностью. Когда мы покупаем книгу автора, то она так же перестает быть его собственностью.

Самостоятельному познанию произведения может помешать и навязывания стереотипов об авторе. Например, кто-то видит в философе Ницше идеолога национал-социализма. Если сторонник таких взглядов навяжет свое мнение простому человеку, тот, читая Ницше, будет познавать его произведения с точки зрения поиска национал-социалистических идей, чего могло бы и не случиться.

Концепция Барта, по моему мнению, является также положительной для новичков-писателей. Ведь в современном мире в кругах писателей, блогеров, в общем у всех тех, кто работает с аудиторией, создается полузакрытая каста успешных людей, к которой из-за высокой конкуренции трудно попасть. Это связано с тем, что общество в основном оценивает произведения не по качеству содержания, а по именам авторов или заголовкам. Получается так, что какой-то Джордж Мартин, однажды создав шедевр, дальше может писать книги худшего качества, но все равно за счет прошлых достижений будет получать больше внимания, чем условно неизвестный автор, который может писать даже лучше.

Таким образом, Барт, возможно, призывал нас к более объективной оценке произведений, независимо от того, кто их написал.

Скорее всего, Барт хотел, чтобы авторы придерживались нелинейности. Произведение, по его мнению, не должно содержать унифицированной морали, должно быть похожим на современные видеоигры с многообразием сюжетных концовок в зависимости от действий и восприятия потребителя.

Вывод

Концепция смерти автора – это идея автономного существования текста, его независимости от личности писателя.

Становление концепции смерти автора

У каждого литературно-художественного произведения есть автор, однако в разные эпохи роль автора в создании произведений искусства оценивалась по-разному, не заканчиваются споры об источниках вдохновения и о ключевых задачах создателя произведения. в противовес предшествующим концепциям, где центральное место отводится духовно-биографическому опыту художника, в 20 веке было выдвинуто иное понимание творческого процесса – как не обладающего индивидуальным характером, не имеющего какого-либо отношения к личности конкретного автора.

Концепция смерти автора стала логическим завершением таких размышлений.

Художественное творчество Роланом Бартом определялось как языковая игра, приносящая удовольствие реципиенту, и не более того.

А великая миссия художника-творца, который вдохновлен божественными силами и посредством творческого акта проникает в запредельное пространство, сведена им к бесконечному обыгрыванию чужих текстов и виртуозному жонглированию ими. В теории искусства появились новые термины, такие как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Компиляция – литературная деятельность, которая заключается в создании текстов, основанных на чужих исследованиях либо произведениях, без какой-либо самостоятельной их обработки;
  • Цитатное мышление;
  • Интертекст (любой текст является частью другого текста). Интертекстуальность является результатом цитатного мышления;
  • Имитация чужого слова и т.д.

Провозгласивший данную концепцию Ролан Барт основывал свою идею на том, что писатель в 20 веке уже не является мерилом нравственности и утрачивает функции судьи и пророка. По мнению литературоведа и философа, отношения между автором и произведением на предыдущих этапах развития искусства строились по типу отец-дитя. Писатель всецело владел текстом и всеми возможными способами укреплял в нем собственное присутствие. А новая концепция авторства лишала автора этого безраздельного господства и призывала к свержению писателя-отца, который навязывает читателю собственную волю.

Сущность концепции смерти автора

Концепция смерти автора основывается на предельной активности читателя, который никаким образом не зависит от личности автора текста.

Новая концепция, предложенная Бартом, по своей сути является хорошо забытым старым. История литературы знает периоды, когда тексты имели анонимный характер, автор текстов являлся лишь живой пишущей машинкой. К примеру, средневековый писатель писал не от своего имени и создавал текст методом компиляции. Однако смерть средневекового автора имела иную основу, вырастала из определенной формы духовности.

Концепция Барта расценивается как проявление кризиса культуры, проявление упадка духовности. Но она имеет и большое количество сторонников, которые рассматривают ее в качестве критики любого тоталитаризма. Однако с другой стороны, эта концепция лишает искусство категории ответственности. То есть литература утрачивает силу слова, когда за произведением стоит уже не человек, отстаивающий собственный взгляд на мир, а безликий производитель, обладающий необходимыми навыками и приемами.

В XX в. бытует и иная точка зрения на авторство, противоположная той, которая излагалась и обосновывалась выше. Согласно ей художественная деятельность изолирована от духовно-биографического опыта создателя произведения. Вот одно из суждений X. Ортеги-и-Гассета:

В основе бартовской концепции — идея не имеющей границ активности читателя, его полной независимости от создателя произведения. Эта идея далеко не нова. В России она восходит к работам А.А. Потебни (см. с. 113). Но именно Р. Барт довел ее до крайности и противопоставил друг другу читателя и автора как не способных к общению, столкнул их лбами, поляризовал, заговорил об их неустранимой чуждости и враждебности друг другу. При этом свободу и инициативу читателя он осмыслил как эссеистский произвол. Во всем этом обнаруживается связь бартовской концепции с тем, что именуют постмодернистской чувствительностью (см. с. 260).

Концепцию смерти автора, которая, несомненно, имеет предпосылки и стимулы в художественной и околохудожественной практике нашего времени, правомерно, на наш взгляд, расценить как одно из проявлений кризиса культуры и, в частности, гуманитарной мысли.

Автор, как видно, никакими интеллектуальными ухищрениями не может быть устранен из произведений и их текстов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Концепция

49. Концепция Я просто не мог упустить возможность взять да и процитировать вдруг Борхеса, как бы ни с того ни с сего: Любая концепция — это не что иное, как изменчивая коллекция метафор.Неточная формулировка, конечно. Зато красива чрезвычайно.А более точная (и оттого еще

Дмитрий Смирнов ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЕНЬЯМИНА В АНАЛИЗЕ БОДЛЕРА

Дмитрий Смирнов ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЕНЬЯМИНА В АНАЛИЗЕ БОДЛЕРА Интерес Вальтера Беньямина к творчеству Шарля Бодлера нельзя ограничить рамками тех или иных специальных научных дисциплин. Для понимания стихотворных и прозаических конструкций французского

6. Земледельческая концепция смеха

6. Земледельческая концепция смеха Простым механическим перенесением действия смеха на растительность дело не ограничилось, Земледелец хорошо знает, отчего размножаются живые существа. Правда, это в достаточной степени известно было и прежде, но только теперь

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства XX век ознаменовался беспрецедентно радикальными сдвигами в области художественного творчества, которые связаны прежде всего со становлением и упрочением модернистских течений и направлений, в

Философия Владимира Соловьева и его концепция Вечной Женственности

Философия Владимира Соловьева и его концепция Вечной Женственности Творчество, философия и поэзия Владимира Соловьева оказали на ранний русский модернизм огромное влияние. Его философия предлагала модель формирования эстетической мысли символистов. Также темы и

Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма

Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический[18]. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


Идея смерти автора появилась в конце 20 века, когда эстетику сильно затронуло течение постмодернизма, пришедшее на смену модернизму.

Концепцию смерти автора разработал французский философ и литературовед Ролан Барт.

⚙️ Функция-автор. Подход Фуко заключается в том, что автор — это вовсе не великий творец текста, существующий до него и независимо от него. Фигура автора — лишь внутренняя функция самого текста, задающая определенный способ его организации.

Какое значение имеет имя автора в науке и литературе?

❓ Встречались ли вам примеры того, как произведение отрывалось от своего автора и уходило в народ и продолжало жить в безымянной форме? Или того, как безымянному тексту приписывался великий автор, чтобы повысить доверие к нему? Как вы думаете, почему это происходит?

Теперь настало время повторить главное по изученной теме.

❇️ Философия искусства стоит на пересечении философии личности, философии природы, философии общества.

❇️ Функции искусства: создание прекрасного, отражение действительности, придание формы реальности, выражение переживаний автора, создание эстетических потрясений, привнесение в мир новизны.

😢 Катарсис. Понятие катарсиса в сферу философии искусства из религии и медицины переносит Аристотель. Он утверждал, что во время просмотра трагедии через сильные переживания происходит очищение души. Философы до сих пор спорят, что имел в виду Аристотель — очищение страстей от скверны или очищение души от страстей как таковых. В эпоху Возрождения появляется гедонистический катарсис — восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия. В 20 веке катарсис возвращается в медицину и становится психотерапевтическим инструментом — после переживания психологической травмы наступает облегчение.

Читайте также: