Философские идеи т гоббса дж беркли дж локка д юма кратко

Обновлено: 08.07.2024

Томас Гоббс (1588 - 1679), английский философ. В теории познания Гоббс стоит на позиции эмпиризма, полагая, что человек рождается с чистым сознанием, без каких-либо врожденных знаний, и все приобретает с опытом. Первичны в познании единичные чувственные образы, которые затем обрабатываются умом, что приводит к возникновению общих понятий. В толковании природы общих понятий Гоббс стоит на позиции номинализма, рассматривая общие понятия как лишь имена (номены), существующие в таком виде только в нашем сознании. Важную роль в познании играет не только соответствие наших образов внешней реальности (трансцендентная истина), но и соответствие образов между собой (имманентная истина). В реальности есть только единичные материальные объекты. Гоббс также признает реальность нашего сознания как идеальной субстанции, которая получает впечатления извне. Гоббс оказал большое влияние на современников своей социальной философией. Чтобы понять социальную философию Гоббса, лучше исходить из аналогии с тремя известными законами Ньютона.

Второй закон Ньютона – это закон силы, который выражает состояние материального тела, когда на него действует внешняя сила. Мера этой силы выражается в мере отклонения от первичного состояния движения по инерции. Этому закону у Гоббса соответствует идея альтруизма – действие внешней социальной силы на человека так же выразится в отклонении от первичного состояния человеческого существа, т.е. в отклонении от эгоизма. Следовательно, влияние общества на человека выразится в появлении альтруизма. Альтруизм не первичен, но он рождается в отношениях людей между собой, когда один человек влияет на другого, заставляя его учитывать свой эгоизм, что выражается в альтруизме первого. Таким образом, только возникновение общества и цивилизации, согласно Гоббсу, стало условием возникновения альтруизма и преодоления первоначального эгоизма человека.

Наконец, третий закон Ньютона выражает равенство действия и противодействия во взаимном влиянии двух тел друг на друга. Это своего рода закон равновесия сил, который для Гоббса облекается в идею общественного договора, выступающего принципом равновесия отдельных человеческих эгоизмов. Общество возникает как результат договора между обществом и властью, в котором договаривающиеся стороны обмениваются правами и обязанностями, в целом уравновешивая отдаваемые друг другу ценности. Государство передает народу общественный порядок, народ отдает государству свое согласие на управление со стороны государством. Каждый ограничивает свой эгоизм, учитывая влияние другого эгоизма, и в целом возникает система социального равновесия.

Эти идеи оказали в последующем большое влияние на других мыслителей и были восприняты в идеологии Французской революции.

Джон Локк (1632 - 1704) продолжает и развивает на новом уровне философию эмпиризма.

В середине в виде прямоугольника изображен внутренний мир человека, в котором он познает мир внешних вещей (материальных субстанций) –Внутренний мир (опыт) человека делится Локком на две большие области – это сфера внешнего опыта (sensation) и сфера внутреннего опыта (reflexion Внешний опыт первичен, и он во многом влияет и порождает структуры внутреннего опыта. в каждом виде опыта Локк выделяет простые и сложные представления (идеи).. Идеи отношений модусов – представления о сравнительных характеристиках объектов, рождаемых в их отношениях. Он выделяет отношения тождества и различия, возможности и необходимости, сосуществования (зависимости) и особое отношение побуждения к признанию действительности того или иного представления. Все эти идеи содержат в себе бесконечность (всеобщность и необходимость), и потому представляют собой абстракции, порожденные нашим умом, поскольку мы имеем дело только с конечным

В познании истины сначала образуются простые представления, затем они начинают обрабатываться функциями ума, которые порождают все более сложные идеи, вплоть до идеи субстанции. Здесь происходят процессы и движения от частного к общему (индукция), и обратное дедуктивное движение от общего к частному, и, наконец, сложные идеи могут координироваться между собой, выражая определения имманентной (внутренней) истины (ВИ).

Описанная структура опыта одинакова и для внешнего, и для внутреннего опыта. Рассмотрим теперь аспекты их различия.

Наконец, Локк допускает бытие третьего высшего вида субстанции, Бога, который координирует между собою материальные и идеальные субстанции. Эта субстанция познается нами и через внешний (посредством материального мира), и через внутренний (через нашу душу) опыт, но более верным в этом случае будет познание Бога через внутренний опыт, Религия, по мнению Локка, требует веры, поскольку знание о внешних субстанциях проблематично, а Бог вполне может быть познан только через оба вида опыта. Но в меру данности Бога через внутренний опыт, возможна естественная теология – учение о Боге, основанное на знании. Истинная религия должна вести к Богу через внутренний опыт, что возможно только на принципах ненасилия, свободы вероисповедания и веротерпимости.

Локку также принадлежит заслуга дальнейшего развития идей политической философии, где он развивает принципы светского государства (отделения церкви от государства), разделения верховных ветвей власти (исполнительной и законодательной), общественного договора, народного представительства законодательной власти, важности закона в правовом государастве и т.д.

Философия Нового времени датируется XVII в. эта эпоха знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Развитие естествознания диктует основную проблему философии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.

Метод науки должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного знания сложилась позиция эмпиризма (сенсуализма).

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Индукция – универсальный научный метод.

Ф. Бэкон. Философ-материалист, формулирует гуманистические задачи философии, среди которых центральной является её взаимосвязь с науками.

Человеческое познание нужно освободить от тех препятствий, которые мешают открывать истину.

Б.: “Получить знание можно, если избавиться от заблуждений”- идолов, призраков:

· Призрак рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества, человек судит о природе по аналогии с жизнью людей)

· Призрак пещер (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

· Призрак площади или рынка (привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения).

· Призрак театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, слепая вера авторитетам)

В “Новом Органоне” Б. изложил свои взгляды. Основная задача – разработка метода научного познания. Главный предмет изучения в науке – природа как движущая материя, она имеет собственные законы. Поэтому в познании нужно исходить не из авторитета и догм, а из опыта. Только опытное познание природы ведёт к открытию её законов, которые должны быть поставлены на службу человеку. На основе этих идей Бэконом был открыт индуктивный метод научного познания, который и заключает в себе путь от изучения отдельных фактов к установлению общих принципов и законов. Этот метод стал ведущим в естествознании Нового времени.

Томас Гоббс. Признает, что человеческий индивидуальный познавательный опыт должен опираться на некоторые "вспомогательные средства". Гоббс также считает субъективное, "конечное", индивидуальное познание внутренне слабым, смутным, хаотичным. Человек сам вырабатывает специальные вспомогательные средства, во многом преодолевающие конечность его личного познавательного опыта. Человек своеобразно использует чувственные образы и сами наблюдаемые чувственные вещи. Эти последние становятся "метками", благодаря которым мы в соответствующих случаях как бы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данного объекта. Познание индивида становится единым, взаимосвязанным процессом.

Джон Локк утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: “Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство. Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его ”'.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако отрицая врожденные идеи, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид–интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма. Всё, с чем человек сталкивается в опыте, - это его собственные чувственные впечатления, познаются не объективные вещи, а их субъективные образы.

Джордж Беркли выступал с критикой понятий материи как вещественной основы., материя – лишь отвлечённая идея.

Каждая единичная вещь – совокупность наших чувственных восприятий, т.к. ощущение вне сознания не существует, то существовать для каждой вещи – быть воспринимаемым. А если все люди заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает. Если Бога нет, тогда предметы, внезапно возникнув в момент восприятия, тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли искренне верил в Бога.

Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Продолжатель его идей - Дэвид Юм – идеи агностицизма (непознаваемость мира). Основа познания – ощущения, что является источником ощущений? Точка зрения скептицизма (может, они вызваны существованием вещей вне сознания, может, существует только в сознании). Отрицание объективного существования причинности, рассматривает это явление с психологической позиции – как определённую психол.ассоциацию – человеком руководит не разум, а привычка.

Философия Нового времени датируется XVII в. эта эпоха знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Развитие естествознания диктует основную проблему философии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.

Метод науки должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного знания сложилась позиция эмпиризма (сенсуализма).

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Индукция – универсальный научный метод.

Ф. Бэкон. Философ-материалист, формулирует гуманистические задачи философии, среди которых центральной является её взаимосвязь с науками.

Человеческое познание нужно освободить от тех препятствий, которые мешают открывать истину.

Б.: “Получить знание можно, если избавиться от заблуждений”- идолов, призраков:

· Призрак рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества, человек судит о природе по аналогии с жизнью людей)

· Призрак пещер (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

· Призрак площади или рынка (привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения).

· Призрак театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, слепая вера авторитетам)

В “Новом Органоне” Б. изложил свои взгляды. Основная задача – разработка метода научного познания. Главный предмет изучения в науке – природа как движущая материя, она имеет собственные законы. Поэтому в познании нужно исходить не из авторитета и догм, а из опыта. Только опытное познание природы ведёт к открытию её законов, которые должны быть поставлены на службу человеку. На основе этих идей Бэконом был открыт индуктивный метод научного познания, который и заключает в себе путь от изучения отдельных фактов к установлению общих принципов и законов. Этот метод стал ведущим в естествознании Нового времени.

Томас Гоббс. Признает, что человеческий индивидуальный познавательный опыт должен опираться на некоторые "вспомогательные средства". Гоббс также считает субъективное, "конечное", индивидуальное познание внутренне слабым, смутным, хаотичным. Человек сам вырабатывает специальные вспомогательные средства, во многом преодолевающие конечность его личного познавательного опыта. Человек своеобразно использует чувственные образы и сами наблюдаемые чувственные вещи. Эти последние становятся "метками", благодаря которым мы в соответствующих случаях как бы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данного объекта. Познание индивида становится единым, взаимосвязанным процессом.

Джон Локк утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: “Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство. Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его ”'.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако отрицая врожденные идеи, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид–интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма. Всё, с чем человек сталкивается в опыте, - это его собственные чувственные впечатления, познаются не объективные вещи, а их субъективные образы.

Джордж Беркли выступал с критикой понятий материи как вещественной основы., материя – лишь отвлечённая идея.

Каждая единичная вещь – совокупность наших чувственных восприятий, т.к. ощущение вне сознания не существует, то существовать для каждой вещи – быть воспринимаемым. А если все люди заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает. Если Бога нет, тогда предметы, внезапно возникнув в момент восприятия, тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли искренне верил в Бога.

Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Продолжатель его идей - Дэвид Юм – идеи агностицизма (непознаваемость мира). Основа познания – ощущения, что является источником ощущений? Точка зрения скептицизма (может, они вызваны существованием вещей вне сознания, может, существует только в сознании). Отрицание объективного существования причинности, рассматривает это явление с психологической позиции – как определённую психол.ассоциацию – человеком руководит не разум, а привычка.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

ФИЛОСОФИЯ Ф. БЭКОНА:Английский философ Френсис Бэкон (1561 —1626) выделял два вида познания:

1) познание добра и зла;

2) познание созданных Богом вещей.

Познание добра и зла запрещено человеку Богом; разум дан человеку для познания сотворенного мира. Следовательно, существование науки не противоречит религии. Он определил цель науки в увеличении власти человека над природой.

В процессе познания человек является познающим и дея­тельным началом (субъектом), а природа — познаваемый и используемый объект.

Центральным понятием в философии Бэкона является опыт: истинное познание вытекает из опыта и к нему же при­водит. Только опытом можно проверить истинность знания. Вне чувственного освоения действительности знания нет. Разум без чувств слеп. Такая философская позиция называется эмпиризмом.

Эмпиризм –направление в фило­софии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.

Бэкон был не только основоположником этого направле­ния, но и самым последовательным эмпириком. Бекон разработал исследовательский метод, которому придавал ведущее значение в научных исследованиях. Суть метода заключается в индукции, базирующейся на эксперименте.

Индукция— логическое умозаключение, идущее от частного положения к общему. Индукция может быть полной и неполной. Полная индук­ция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Ин­дуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Однако в большинстве случаев мы довольствуемся неполной индукци­ей, когда выводы строятся на основе исследования не всех, а лишь некоторых случаев, поэтому любое знание гипотетично. В поисках полной индукции Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опро­вергающие его. Таким образом, он разработал два средства исследования: перечисление и исключение, причем главное значение имеют именно исключения.

Для познания природы ее надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. В основе познания лежит наблюдение за свойствами. Бэкон выделял три пути познания:

Природа представляет собой совокупность протяжен­ных тел, различающихся величиной, формой, положе­нием и движением. Качества вещей, которые восприни­маются органами чувств, — не свойства самих вещей, а лишь формы их восприятия. Реальны сами тела, а их атрибуты — величина, движение и свойства — субъективны. Сами вещи и их изменения существуют благодаря движению материальных элементов, которое понимается Гоббсом как механическое перемещение. Движение осуществляется благодаря толчку, в результате которого в теле возникает усилие, переходящее в движение. Через движения и усилия Гоббс объясняет и духовную жизнь животных и людей. Вся человеческая психика объясняется механистически.

Поскольку все в мире есть материя, а законы существова­ния материи познаваемы и предсказуемы, то и человеческая воля также подчиняется причинной необходимости. Человек имеет ряд сил и способностей, а свобода представляет собой их беспрепятственное проявление.

Однако людям свойственно стремление к миру, поэтому для регуляции отношений между людьми возникает государ­ство. Сильная централизованная власть создается путем обще­ственного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает политический порядок и выживание человечества.

Заключив однажды общественный договор, люди не имеют права разорвать его. Верховным носителем власти становится государство, которое требует от граждан беспрекословного подчинения. Неограниченная власть государства распростра­няется как на поведение человека, так и на его воззрения; госу­дарству должна подчиняться и церковная власть. Государство является необходимым условием культуры и общественной жизни.

ФИЛОСОФИЯ ДЖ. ЛОККА:Джон Локк (1632— 1704) — автор эмпирической тео­рии познания и доктрины либерализма.

Локк вычленяет следующие виды познания: интуитивное, демонстративное и сенситивное. Наиболее достоверным видом знания является интуитивное, поскольку в этом случае для установления связи между двумя идеями дополнительные идеи не требуются. Демонстративное знание применяется в том случае, когда невозможно воспользоваться интуитивным. Сенситивное познание представляет собой познание отдельных предметов.

Локк — теоретик западного либерализма и сторонник конституционной монархии.

Локк обосновал разделение властей. Для избежания злоупотребления власть в государстве не должна на­ходиться в одних руках. Наилучшим решением явля­ется ее разделение на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые в правильно устроенном государстве находятся в со­стоянии динамического равновесия. Законодательной властью обладает парламент; она — залог целостности государства. Парламент должен быть двухпалатным, чтобы представлять основные слои населения.

Идеи Локка оказали большое влияние на все последую­щее развитие англосаксонской философской традиции, на становление идей западноевропейского Просвеще­ния, в частности деизма.

Деизм — убеждение, что Бог, создав Вселенную, пребывает вне мира, предоставляет всё дей­ствию законов природы и не вмешивается в ход событий.

Появление деизма связано со стремлением свести к мини­муму мистическую и догматическую стороны христианской веры, найти общее рациональное содержание во всех рели­гиях и искусственно построить религию в пределах разума и морали, или естественную религию.

ФИЛОСОФИЯ Д. БЕРКЛИ:Английский философ Джордж Беркли (1684—1753) развивал идеи субъективного идеализма. Беркли был противником материалистических взглядов и посвятил свою жизнь защите религии.

Согласно воззрениям Беркли, активная субстанция, кото­рую материалисты ищут в материи, есть всемогущий творче­ский дух, или Бог. Он является творцом человека и природы, и он же дал человеку идеи о внешнем мире (ощущения). По­средством воли человек может воздействовать на идеи (ощу­щения), но не может производить их, поскольку их источником является Бог. Ощущения — это единственная воспринимаемая человеком реальность. Человеческий ум не способен к об­разованию абстракции, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не общая идея. На том же основании Беркли отвергает существо­вание материи и как идеи, и как реальности.

Целью науки Беркли считал стремление научиться по­нимать язык Творца, а не притязания на объяснение явлений телесными, материальными причинами.

ФИЛОСОФИЯ Д. ЮМА:Шотландский философ Дэвид Юм (1711 — 1776) сфор­мулировал основные принципы западноевропейского агностицизма.

Агностицизм — фило­софское учение, полагающее истинное познание окру­жающей действительности принципиально невозможным.

Методологически Юм примыкает к традиции эмпиризма, считая единственным источником познания чувственный опыт. Однако в отличие от своего непосредственного предшествен­ника Д. Беркли, который довел эмпиризм до его логического конца — субъективного идеализма, Юм перешагивает за логи­ческую грань. Философию Юма нельзя назвать субъективным идеализмом, поскольку в ней исчезает не только материальная субстанция, но и духовная, познающий субъект — человече­ский индивид.

Все в мире индивидуально: и вещи в природе, и идеи в уме. Подлинной реальностью обладают лишь единич­ные вещи, а фундамент познания составляют простые идеи. Идеи возникают вследствие внешних и внутренних впе­чатлений и являются слепками с них, выполняя роль их пред­ставителей. Идеи более слабы, приглушенны по сравнению с исходными впечатлениями. Абстрактные идеи являются единичными, хотя в качестве представителей они могут стать и общими. Образ в нашем уме есть образ отдельного объекта, но его применение в наших рассуждениях таково, как если бы он был всеобщим. Таким образом, ключевую роль в познании играет не разум, а воображение.

Мышление и воображение объединены в один процесс. То, что нельзя представить в воображении, не может и суще­ствовать реально.

Религия, согласно учению Юма, возникает в процес­се познания человеком себя и окружающего мира как компенсация человеческой уязвимости. Страх вкупе с недостатком любви в реальной жизни и ограниченностью познания приводит к сакрализации отдельных сил и явлений. Бог не существует, так как не существует никакой духовной субстанции.

Джон Локк

В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.

Что такое сенсуализм?

Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:

  • Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
  • Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.

Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:

Основные идеи сенсуализма

Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк

Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).

Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.

Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.

Сенсуализм Джорджа Беркли

Джордж Беркли

Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.

К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.

Сенсуализм Дэвида Юма

Дэвид Юм

Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.

То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

Заключение

Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.

Читайте также: