История большого камня кратко

Обновлено: 03.07.2024

Поиск

  • Вы здесь:
  • Главная /
  • Каталог /
  • Регионы России /
  • Дальневосточный ФО /
  • Приморский край /
  • Лазовский район /
  • Зов тигра, Национальный парк

г. Большой Камень (ЗАТО)

Город Большой Камень является центром закрытого административно - территориального образования ( ЗАТО) города Большой Камень. Административное подчинение – краевое. Расположен в приморском крае.
Граничит город на севере и востоке – со Шкотовским районом, на юге: по северной границе закрытого административно-территориального образования город Фокино, на западе: имеет морскую границу вдоль восточного берега Уссурийского залива
Численность населения ЗАТО около 42тыс. чел.

Большо́й Ка́мень — город, центр одноименного закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.

Седьмой по числу жителей город Приморского края. Население 39 447 человек (на 2013 год).

Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.

Содержание

Топонимика

История

В конце 1930-х годов на правительственном уровне принято решение о строительстве крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота. В 1939—1941 гг. были проведены изыскательные работы экспедицией Ленинградского государственного проектно-сметного института в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода. 9 июля 1946 года был подписан приказ Минсудпрома СССР о создании судоремонтного завода в бухте; строительные работы были начаты в конце июля 1947 года, и первый цех завода заработал 3 декабря 1954 года.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населённый пункт Большой Камень был отнесён к категории рабочих посёлков, также он стал официально именоваться Большим Камнем.

Решением исполкома Приморского краевого Совета от 28 октября 1964 года районный центр Шкотовского района был перенесен из рабочего посёлка Шкотово в рабочий посёлок Большой Камень.

22 сентября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Большой Камень был отнесён к категории городов краевого подчинения — эта дата считается Днём города.

Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года город Большой Камень (включая территорию сёл Петровки и Суходола) преобразован в закрытое административно-территориальное образование.

География

Географическое положение

Большой Камень находится на юге Приморского края на восточном берегу Уссурийского залива, в 20 километрах к востоку от Владивостока (110 километров по автомобильной трассе и 105,5 километров по железной дороге).

Бухта Большой Камень, на берегу которой расположена центральная часть города, является хорошим местом для стоянки судов и защищена от ветра любого направления, глубина бухты до 12 метров, протяженность береговой линии — 3 километра [7] .

Часовой пояс

Интересно отметить, что в более восточной Японии время на два часа отстаёт от приморского, и соответствует Иркутскому времени.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха — 5,3 °C
  • Средняя скорость ветра — 4,2 м/с

Население

Численность населения достаточно стабильна и составляла 39257 человек в 2010 году, или 2 % жителей Приморского края. По численности населения Большой Камень занимает 7-е место среди городов Приморского края. Наблюдается небольшой перевес в сторону женщин — 51,7 % от населения. Уровень смертности в январе — декабре 2012 года составил 12,1 промилле, а рождаемости — 11,4 промилле.

Безработица — 2,0 % на 2012 год. На 2010 год высшее образование имели 6556 жителей (19,95 % от населения старше 15 лет).

Органы власти

  • Глава городского округа — высшее должностное лицо. Исполняет обязанности председателя Думы. Избирается на первом заседании вновь избранной Думы городского округа из состава депутатов Думы городского округа тайным голосованием на срок полномочий Думы городского округа.
  • Представительный орган местного самоуправления — Дума городского округа ЗАТО Большой Камень. Представляет интересы населения и принимает от его имени решения в пределах своей компетенции. В состав Думы входят 22 депутата, избранных населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
  • Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень — исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Действует под руководством главы администрации, который назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса, не менее чем на 2 года.

Административное деление

Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.

В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.

Экономика

Промышленность

Торговля и сфера услуг

Здравоохранение и социальная защита

С 2012 года в городе функционирует бюро медико-социальной экспертизы № 98 Главного бюро МСЭ ФМБА России, предоставляющего государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы жителям ЗАТО Большой Камень, ЗАТО Фокино, Находки, а также работникам отдельных предприятий с особо опасными условиями труда г. Владивостока.

Транспорт

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Ближайшая узловая станция — Смоляниново, ближайшая действующая платформа — 52 км в Романовке.

Водный транспорт

Культура и искусство

Дома культуры

Музеи и выставочные залы

Библиотеки

В штате ЦБС — 23 библиотечных специалиста. Библиотечный фонд насчитывает более 125 тыс. экземпляров.

Памятники

Религиозные сооружения

  • Храм Рождества Христова (в ИК-29, 1999 год);
  • Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (построен на месте бывшей бани работников высшего ранга, 2007 год).

Связь

Действует 6 отделений почтовой связи.

Средства массовой информации

На территории города выпускается 3 газеты:

Известные люди

Уроженцы

  • Александр Кашин (род. 1975 год) — российский путешественник, инвалид, успешно совершивший одиночное путешествие Владивосток-Москва на инвалидной коляске (электроскутере) и попутных машинах в апреле-июне 2011 года;
  • Давид Беджанян (род. 1988 год) — российский тяжелоатлет. Чемпион Европы в весе 105 кг (2012). Мировой рекордсмен в толчке (238 кг);
  • Галина Тюнина (род. 1967 год) — российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (2004);
  • Сергей Михайлович Дарькин (род. 1963 год) — российский государственный деятель;
  • Оботин, Виталий Александрович (род. 1992 год) — российский спортсмен, семикратный чемпион Сурдлимпийских (Дефлимпийские) игр, многократный победитель чемпионатов России и мира по плаванию среди спортсменов-инвалидов по слуху.

Связаны с городом

  • Густав Иоганнович Наан (1919 — 1994) — советский философ, физик и космолог. Академик Академии наук Эстонской ССР. Провел детство и юность в Южной Лифляндии (ныне микрорайон города).

Герои Социалистического Труда

Материал взят со страницы Википедии
Свои предложения и дополнения оставляйте в комментариях.

Милый мой Большой Камень,
Люблю я тебя всей душой.
И чтобы со мной не случилось,
Я не расстанусь с тобой!

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ
Юзыкаева Эльвира, Юзыкаева Наталия

Я родилась в Большом Камне.
Город он небольшой,
Маленький, чистый, уютный…
Люблю я его всей душой!

Здесь всюду аллеи зелёные,
Петуний красивых не счесть.
И множество детских площадок -
В каждом дворе они есть!

Весёлые дети играют,
Катают друг друга, шумят,
И радость их не умолкает -
С утра и до ночи галдят!

Здесь живут славные люди,
Днём на работу идут,
А когда наступает праздник,
Весёлые песни поют!

Милый мой славный город!
Тихий ты и небольшой.
И я повторяю снова:
Люблю тебя всей душой!

Люблю я твои просторы,
Люблю я твои луга,
Там, где ромашки в поле
Красуются издалека!

Легенда о Кувшине и Большом Камне

Автор: Юзыкаева Эльвира, ученица школы № 1

Однажды дочь морского царя плескалась в воде со своими подружками. Её внимание привлекла рыбацкая лодка. Статный и могучий белокурый рыбак тащил сеть из воды. Он был так красив, что она не могла отвести от него глаз. Девушка была так неосторожна, что он тоже заметил ее. Длинные волосы девушки струились до самых пят, а красота затмевало солнце. Юноша влюбился в неё с первого взгляда!
С этого дня они больше не расставались! Он ловил рыбу, а она пела ему нежные песни. Мать очень радовалась их любви. А когда об этом узнал отец, то разгневался. Он запретил дочери встречаться с возлюбленным, но она не послушала его. Тогда морской царь превратил непокорную дочь в песок и разбросал его по дну морскому. Мать не могла допустить, чтобы волны разнесли песок по всему океану, и поэтому превратила дочь в кувшин, полный зелени и цветов. Юноша, узнав о трагедии, бросился к царю, но тот в гневе превратил его в огромный камень. Тогда мать девушки вынесла могучую глыбу на берег прекрасного кувшина. Так влюблённые снова оказались вместе, теперь уже навечно!
Со временем на месте большой глыбы построили красивый город - Большой Камень!

Я В ЭТОМ ГОРОДЕ ЖИВУ.
Крюкова Вера, ученица 8 класса школы № 1

Я в этом городе живу,
Я в этом городе учусь,
Я в этом городе расту
И здесь, наверное, останусь.

Мне так приятны крики чаек
И лёд, который вновь растает,
Когда придёт весна.

Здесь шум волны
Приятен слуху,
И сопки дивной красоты
Дают уют
И отметают в сторону разлуку.

Я так уже привыкла к морю,
Смотреть на чаек
в голубом его просторе,
На бег барашков
С пеной белой,
На лес с листвой уже запрелой.
На долы и на гаражи.

Всё это там, в углах моей души,
Надолго сохранится
И никогда уже не испарится!

НОЧНОЙ ПОЛЁТ

Шевченко Лев, ученик 7 класса школа № 44

Лишь ночи лик тебя коснётся,
А моря шум меня баюкает волной
Любовью сердце снова отзовётся:
Боготворю тебя я, город мой родной!
В ночной тиши твоё дыханье слышу,
Желанный миг прожив, воспеть я вновь стремлюсь
И вечный твой покой, и отблеск звёзд на крышах.
Как в сказке неземной я дымкой растворюсь.
И поплыву по улицам и паркам,
За провода цепляясь в вышине.
Я отворю при лунном свете ярком
Души врата. Ведь ты не снишься мне?
Тепло на сердце так! Впервые здесь услышал
Я голос мамы, милый и родной,
И понял вдруг: не будет счастья выше!
И только здесь я обрету покой!
Давно ли, распахнув свои объятья,
Встречал первопроходцев скальный брег.

А я плыву над городом безмолвным
В квартирах тёплых тихо, люди спят.
Спущусь вот здесь, мне показалось, словно
Тут мёртвые с живыми говорят.
Я прикоснусь к святому обелиску
И этот крик сильнее востократ.
Мы головы свои склоняем низко.
За смерть твою весь мир прости, солдат!
За слёзы матерей, что письма с фронта ждали,
Но похоронки лишь, их не щадя, пришли.
Дрожи, Земля, хоть нервы крепче стали!
Хрипи от слёз! Мы знать о том должны!
Молю, прости, за то, что не успели,
За то, что хоть мечталось, не сбылось.
И годы пусть как птицы пролетели.
Отыщем вновь, что потерять пришлось.

Ночь со двора. И я о том мечтаю,
Чтоб каждый день нам мирный слал рассвет.
Над Родиной я тихо проплываю.
Будь счастлив, город мой! Тебя прекрасней нет!






Если к западу от Владивостока мы в прошлой части упёрлись в границу Северной Кореи, то на восток - всё наши берега. От Емара и Шаморы за Уссурийском заливом хорошо виден город Большой Камень (38 тыс. жителей), открывшийся в 2015 году ЗАТО, которому теперь больше к лицу было бы называться Большой Кран.

По прямой от Владивостока до Большого Камня всего 20 километров, но через Уссурийский залив, в отличие от Амурского, не ходит рейсовых судов. Скоростной катамаран "Владивосток", систершип "Москвы" (см. здесь), которая возила нас на остров Попова, должен был начать курсировать здесь ещё в 2012 году, но так и стоит с тех пор на верфи под арестом из-за каких-то коррупционных дел. Большой Камень с той поры успел потерять статус ЗАТО и прирасти новой грандиозной верфью, а там, глядишь, и скоростную трассу "Владивосток - Находка" доведут до ума. Пока же объезжать эти 20 километров воды по суше - дело на 2-3 часа, через Артём и Шкотово с его сафари-парком. На восточной стороне Залива Петра Великого пейзаж хоть и сохраняет неповторимость Приморья, но всё-таки природа не кажется здесь такой чужой и странной, как на Хасанщине. В селе Романовка левее трассы промелькнула новодельная протестантская церковь, прихожане которой - конечно же, вернувшиеся из депортации корейцы:


2.

А могли быть, в теории, и эстонцы: первое поселение у бухты Большого Камня, возникшее в 1899 году, красноречиво называлось Южная Лифляндия. В 1924 году в её окрестностях были созданы 4 рыболовецких артели (одна из которых имела звучное название "Эрингас" - "Селёдка"), 1929-31 годах слившиеся в колхоз "Новый Мир", дальневосточного предтечу рыболовецких колхозов-миллионеров позднесовесткой Прибалтики. Однако уже к концу 1930-х годов его владения, занимавшие несколько бухт, потеснила очередная Великая Стройка: возрождаемому для неизбежной войны с Японией Тихоокеанскому флоту требовалась верфь, причём гораздо более масштабная, чем старый "Дальзавод" в тесном Золотом Роге. Оптимальным местом для строительства проведённые в 1939-41 годах изыскания назвали бухту Тау-да-Гуши, она же по созвучию Большие Кущи или Большой Кувшин, а в переводе с китайского - Большой Одинокий Камень. Начало стройки задержала Великая Отечественная война, но после неё, когда потенциальным противником был уже не японский флот, а самый могущественный в мире американский, проект требовал срочности. В 1947-56 годах на месте Больших Кущ вырос судозавод всесоюзного масштаба "Звезда", посёлок которого в 1956 году получил название Большой Камень. Одно время он сосуществовал с реальным Большим Камнем посреди бухты - кекуром, похожим на большой пароход с трубой. Но тоннаж судов рос, завод расширялся, и вот 1963 году Тау-да-Гуши был взорван.


1а.

По своей сути "Звезда" Большого Камня стала тихоокеанской сестрой беломорской "Звёздочки" Северодвинска - основной её специализацией было не строительство новых кораблей (этим занималась верфь в Комсомольске-на-Амуре), а обслуживание, ремонт и утилизация атомных подводных лодок. Что интересно, в отличие от Заречного, Звёздного или Байконура (другие ЗАТО, посещённые мной в том году), первоначально закрытость Большого Каменя ограничивалась только погранзоной (куда входил и сам Владивосток). В 1963-2004 годах он был даже центром Шкотовского района, в 1989 году получил статус города. Закрылся от мира Большой Камень на пике разгула демократии - в 1996 году, став этаким неприступным Форт-Ноксом в преступной вольнице Приморья. Да и утилизация АПЛ в те годы была поставлена практически на поток, а что бывает при нарушении техники безопасности, командование Тихоокеанского флота хорошо узнало 10 августа 1985 года в бухте Чажма, когда от взрыва реактора АПЛ 11 человек живьём сгорели дотла, а несколько сотен получили дозу облучения. К концу 2000-х же становилось всё яснее, что в скором времени утилизировать тут станет нечего, и вот для "Звезды" нашлась новая роль. С 2009 года Объединённая судостроительная компания, первоначально вместе с корейской "Дэу", долю которой в 2012 году заняли "Газпромбанк" и "Роснефть", строит в Большом Камне новую верфь под старым названием. Первую очередь завершили совсем недавно, вторую обещают к 2024 году, а на выходе должно получиться то, что не получилось в 1980-х годах в Советской Гавани с её недостроенной "Палладой" - крупнейший судозавод на Шестой части суши. Статус ЗАТО себя благополучно исчерпал и был снят в 2015 году, о чём напоминает пыльный КПП у поворота с находкинской трассы:


3.

От него несколько километров до автовокзала. Он стоит в промзоне на выезде, и большинство рейсов отсюда следует в другой условный ЗАТО - соседнее Фокино:


4.

Собственно город открывает пугающе огромная рубка атомной подводной лодки, поставленная здесь в 2011 году как памятник судоремонтникам "Звезды". Её сняли с субмарины К-434 проекта 667А "Навага", спущенной на воду в 1970 и утилизированной в 2007-м. "Наваги" строились в 1967-74 годах в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре, несли баллистические ракеты Р-27, и в общем морально устарели ещё до развала Тихоокеанского флота. Рубка более современной подлодки смотрелась бы как отрубленная голова на пике, а это - вполне заслуженный свидетель "золотого века" ТОФ:


5.

Вид подлодочной рубки посреди микрорайонов живо напомнил мне Обнинск. Я направился куда глаза глядят, и пейзаж компактного многоэтажного городка радовал глаз. Чистые улицы, уютные дворы, обилие интеллигентных лиц - не верится, что Большой Камень был ЗАТО лишь пару худших десятилетий своей истории:


6.


7.

ЗАТОвским пейзажам добавляет колориту холмистый приморский рельеф:


8.


9.

Дворами я вышел в довольно запущенный парк с необычной "инсталляцией" на ветках:


10.

Над советскими кварталами нависают синие сопки Ливадийского хребта, "фасада" Сихотэ-Алиня на Владивосток. У жителей Приморья чрезвычайно популярны восхождения на Пидан (1333м), его высшую точку. Более того, Пидан слывёт ещё и "энергетическим центром" Приморья, на его склонах есть разрушенные дольмены и менгиры (или скалы, которые за таковые легко принять), да вдобавок стережёт вершину от плохих людей "летучий человек" с перепончатыми крыльями - многих, говорят, преследовал после обильных возлияний, но так никого и не съел. Не знаю, виден ли Пидан конкретно здесь или на заглавном кадре, но ближайшие города к Ливадийским горам - именно Большой Камень и Фокино.


11.

Однако монументальнее всех гор на Большим Камнем нависает КРАН :


12.

У него есть собственное название - "Голиаф". Доставленный сюда в 2017 году из Китая, кран действительно грандиозен: 239 метров в ширину и 139 метров в высоту - для сравнения, более высокие здания в России есть всего в нескольких городах, причём городах явно не малых.


13.

Грузоподъёмность "Голиафа" - 1200 тонн, то есть больше, чем у когда-то несказанно впечатливших меня кранов мёртвого стапеля "0" в украинском Николаеве. На Черноморском судозаводе строились советские авианосцы, но теперь и танкер класса "река-море" для тамошних корабелов прорыв, а главные "изделия" либо сгинули на флотобойнях, либо ушли в Индию и Китай, за исключением печального "Адмирала Кузнецова".


14.

А "Голиаф" на "Звезде" будет строить гражданские суда, но такие, которых никогда не строили прежде ни СССР, ни постсоветская Россия - например, газовозы, супертанкеры или надводные части буровых платформ. Сквозь забор я увидел на стапеле оживление - в сентябре 2018 года здесь как раз шла закладка танкера габарита "Афрамакс" (250х32м) "Санкт-Петербург".


15.

Строительство судов поменьше на обновлённой "Звезде" уже идёт полным ходом, в 2019 году обещают спустить на воду первенца - одного из 4 арктических танкеров снабжения ("Александр Невский", "Святая Мария", "Катерина Великая" и "Владимир Мономах"), заложенных здесь в 2017 году.


16.

Помимо "Голиафа" у "Звезды" есть ещё два козловых крана гпо 320 тонн, 4 башенных крана по 100 тонн, плавучий док для судов до с водоизмещением до 40 тыс. тонн (немногим меньше ПД-50, недавно утопленного под Мурманском), а строится ещё и сухой док размером 485х115 метров. Если всё сделают как задумано, то "Звезда" сможет строить суда дедвейтом до 350 000 тонн, то есть немногим меньше крупнейших в мире. Серийное судостроение такого масштаба в принципе есть всего в нескольких странах, причём безоговорочные его лидеры - ближайшие соседи Южная Корея и Китай.


17.

Проходная и заводоуправление "Звезды" да большой камень как памятник первостроителям Большого Камня (1979). Табличка гласит, что заложен он к 45-летию завода - но точка отсчёта тут не запуск производства (1954), не начало строительства (1947), не закладка его на этом месте (1941), а видимо само решение строить на Дальнем Востоке новую верфь.


18.

В стороне видны и явно более старые краны. Помимо "Звезды" в Большом Камне есть судозавод "Восток" - достроечная площадка верфи в Комсомольске-на-Амуре.


19.

От прибрежной промзоны я вышел на центральную улицу Карла Маркса, у начала которой - пара Домов культуры. Справа - Городской ДК (1959), единственная в Большом Камне сталинка:


20.

Слева куда более масштабный ДК "Звезды" (1973) с мозаикой на фасаде:


20а.

Дома дальше по улице. Невзрачный в целом городок, но очень живой и опрятный:


21.


22.


22а.

Странная стела наподобие въездного знака, но почти в геометрическом центре, и здание администрации за ней:


23.

Пройдя по Маркса чуть дальше, я бы увидел воинский памятник (1985), более всего впечатляющий своим соседством с маяком:


23а. фото с викимапии

Но не подозревая об этом, я свернул в сторону рынка, где даже в стерильный пейзаж бывшего ЗАТО вторгается краснокирпично-стеклопакетно-вывесочная суматоха:


24.

В центре города есть неоконченный храм Апостола Петра, скорее брошенный, чем строящийся - ещё одна иллюстрация крайней нерелигиозности Приморья:


25.

Однако ещё одна достопримечательность Большого Камня - Никольская церковь необычной круглой формы. Дело в том, что с 1991 года она занимает старый резервуар для воды, к которому лишь колоколенку в 2006-07 годах пристроили. Самым странным приспособлением храма при Советах я бы назвал церковь-инкубатор в Калуге (ныне, само собой, действующую), а вот это - безусловно, самый необычный пример обратного процесса!


26.

Народ при церкви дружелюбный и общительный, да и батюшка не без юмора - такие часто получаются из отставных моряков или ветеранов горячих точек:


26а.

Про фотоаппараты в табличке на двери ничего сказано не было, и я заснял церковный зал необычной формы:


27.

Рядом, за гаражами - ещё один маяк, верхний в створе бухты Большого Камня:


28.

Напротив в дымке просматривается Владивосток, его дальний район Емар. Внизу - одно из зданий "Океана", одного из 4 (вместе с черноморскими "Артеком", "Орленком" и "Сменой") детских лагерей всероссийского значения.


29.

Левее и сам город, какие-то районы на сопках типа Луговой или Баляева и неразличимые отсюда заброшенные форты Владивостокской крепости. На его фоне - "Маршал Крылов" (1987), последнее российское судно космической связи, ныне работающее в основном на Минобороны. В ясную погоду наверное были бы прекрасно видны и оба моста. но здесь мы попрощаемся с Владивостоком.


30.

Ещё через пару десятков километров встречает городок Фокино (23 тыс. жителей), местным более известный как Техас. Или скорее Тихас - по посёлку Тихоокеанский, бывшему главной базой одноимённого флота. В 1980 его с посёлками Дунай и Путятин объединили в город Шкотово-14, лишь в 1994 году получивший название Фокино. Формально он и сейчас числится ЗАТО, но трасса преспокойно прошивает самый его центр с новостройками супермаркетов на выметенных улицах, а фокинские бухты и острова так и кишат туристами из Владивостока от любителей пляжного отдыха до прожжённых диггеров и сталкеров. В пределах Фокино - пожалуй, красивейшее "нехасанские" берега Приморья, и я не знаю, что меня остановило туда ехать - опасения по поводу хотя бы "бумажного" ЗАТО или же невозможность осмотреть всё это за один день.

Так что Техас остаётся на следующий раз, а у нас вперед - Находка!

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. Врангель и Бархатная.
Находка. Центр.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Читайте также: