Лоренцо гиберти врата рая кратко

Обновлено: 30.06.2024

В своей работе над Восточными вратами, Лоренцо Гиберти отходит от стиля готических рельефов и предстаёт как мастер-первопроходец эпохи Возрождения. Он объединяет фигуры, пейзаж и архитектуру в единый пластический ансамбль. Играя с глубиной рельефа, постепенно снижая её от переднего плана к заднему, он насыщает барельеф воздухом и объёмом. Смягчая контуры дальнего плана, скульптор достигает эффекта живописного рельефа. Гиберти делает более декоративным и обрамление барельефов, наполняя его образами ветхозаветных персонажей, своих учеников, зверей и растений.

Свой скульптурный автопортрет Гиберти также поместил на левой створке Врат, лицом к собору Санта-Мария-дель-Фьоре – в виде стилизованной дверной ручки.

История создания.

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикелле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Биография.

Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.

Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччо Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).

Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.

Сотворение Адама. Сотворение Евы. Изгнание из Рая.
История Каина и Авеля.
История Ноя.
История Авраама.
История Исаака.
История Иосифа.
История Моисея.
История Иисуса Навина.
История Давида.
Соломон и царица Савская.

Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.

И о человеке, который их создал, который без малого полвека посвятил созданию двух врат для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции — Лоренцо Гиберти?

Как часто бывает, все началось задолго до великого творения. Цветущая Флоренция довольно рано стала центром искусств. На рубеже XI-XII веков тут был построен прекрасный баптистерий (крестильня) в романском стиле. Он как раз ниже. Естественно, баптистерий был посвящен св. Иоанну Крестителю и здесь крестили всех юных флорентийцев.

У баптистерия было (и есть) трое врат. В 1330-1336 гг. одни из них были украшены 28 барельефами, выполненными Андрея Пизано. Они изображали жизнь Иоанна Крестителя, а также Пороки и Добродетели. Первоначально врата с барельефами находились на восточной стороне, но потом были перенесены на южную сторону баптистерия. Вот они:

Пизано умер от чумы, и так уж получилось, что новая эпидемия чумы привела к созданию шедевра.

В 1401 году после очередной эпидемии флорентийские купцы (а конкретно гильдия торговцев тканями) решили в благодарность за окончание эпидемии украсить баптистерий новыми вратами в пару к вратам Пизано. Был объявлен конкурс. Мастерам было дано задание — изобразить с помощью барельефа сюжет жертвоприношения Исаака. Были заданы очень жесткие условия конкурса — размер изображения, количество фигур (в том числе обязательно двое слуг и ослик), рамка, как у Пизано. На выполнение задания конкурсантам был дан год. Естественно, им была предоставлена и бронза.

Сначала комиссия отобрала 7 работ. Имена авторов известны: Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Симоне да Колле, Франческо ди Валь д'Омбрино, Никколо д'Ареццо, Якопо делла Кверча да Сиена и Никколо Ламберти.

Затем из семи работ были выбраны две — Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Вот эти работы. Работа Брунеллески слева, Гиберти справа:

Это единственные конкурсные работы, которые были сохранены. Остальные были переплавлены после окончания состязания. Эти работы хранятся в музее. Они с самого начала не предназначались для врат

Это единственные конкурсные работы, которые были сохранены. Остальные были переплавлены после окончания состязания. Эти работы хранятся в музее. Они с самого начала не предназначались для врат

Мастера прибегли к разным приемам создания своих рельефов. Брунеллески отливал каждую фигуру отдельно и его панель была тяжелее панели Гиберти.

Гиберти отливал фигуры (кроме Исаака) вместе, к тому же внутри они были пустотелые, так что работа была не только легче, но и дешевле, чем у Брунеллески. И обе работы поражали драматизмом.

В результате комиссия. просто не смогла сделать выбор. Мастерам предложили работать вдвоем.

Брунеллески возмутился и уехал из Флоренции. Работа осталась за Гиберти.

Потом Гиберти писал, что победил на конкурсе без единого голоса против. Имел ли он права так писать? Да, потому что побеждает тот, кто остается.

Но и Брунеллески имел право возмутиться. Объявили конкурс? Так примите решение. Не можете? Ну, тогда решение принял он. Что вы хотите от 22-летнего молодого человека?

А вот Гиберти был и вовсе 21 год.

Представьте, вам 21 год и вы должны сделать грандиозную работу — огромные врата с 28 (как у Пизано) барельефами из евангельской истории Иисуса. Страшно, правда?

Но у людей Возрождения было достаточно дерзости. Гиберти был 21 год и еще 21 год жизни он потратил на эти врата. У него были неудачи. Ему не сразу удалось сделать отливки — первая попытка была неудачной. Но он продолжал работу и добился своего.

Врата были великолепны. Работа Пизано рядом с ними стала смотреться очень скромно. Но и стоили врата дорого — на их создание ушло 22 тыс. дукатов!

Вот некоторые панели:

Флоренция была в восторге, и потому Гиберти был предложен новый контракт — последние, восточные врата, будущие Врата Рая.

На них он потратил 27 лет жизни!

Они не были похожи на северные и южные врата. Никаких готических рам. Не 28 барельефов, а 10, но какие!

Их можно рассматривать долго — деталь за деталью. Восхищаться виртуозностью и выразительностью каждой фигуры. Оцените сами:

И вновь — жертвоприношение Исаака. Посмотрите, какой большой путь прошел Гиберти от той первой конкурсной работы. Тот же сюжет, но насколько иначе он решен. Это не только возросшее мастерство, но и мудрость человека, узнавшего жизнь.

А вот Моисей на горе Синай.

Встреча царя Соломона с царицей Савской.

Двадцать семь лет работы. За это время стали зрелыми мужами и достойными матронами те младенцы, что только появились на свет, когда Гиберти взялся за работу.

Двадцать семь лет. Рушились и собирались состояния.

Двадцать семь лет. Гремели войны, рождались и умирали люди.

А Гиберти работал.

На свои врата А. Пизано потратил 8 лет. Над двумя вратами Гиберти работал 48 лет, почти полвека — большая часть его жизни.

Не удивительно, что он счел возможным разместить на вратах свой автопортрет — он в шапке заметки. Уже не тот юноша, что в 21 год начал грандиозную работу, а немолодой облысевший мастер. И знаете, что это такое? Ручка — одна из ручек врат.

Конечно, в наше время туристы любуются копиями врат, а настоящие отправлены в музей Дуомо (после реставрации, которая длилась. 27 лет!). Вы же понимаете — превратности погоды, туристы, выхлопные газы — современность не слишком благоприятствует шедеврам под открытым небом.

А Гиберти за свою долгую жизнь успел создать не только этот шедевр. Воспитал и обучил многих великих мастеров. Писал трактаты по искусству, а еще собственную автобиографию (кстати, первую автобиографию человека искусства). Был ювелиром и художником. Короче, жил полной жизнью человека эпохи Возрождения.

А что же Брунеллески? Он посвятил свою жизнь архитектуре и на этом пути снискал славу себе, Флоренции и Италии.

P.S. Копию Райских врат можно увидеть в Санкт-Петербурге. Они украшают Казанский собор. Только барельефы расположены не в том порядке.

Путеводитель по каналу. Часть 1 : Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2 : Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология. фэнтези. научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3 : Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Позавчера я была в ГМИИ на выставке Караваджо. Специально для тех, кто еще не попал на выставку, но хочет попасть: я вошла в музей ровно в 11 часов – очереди НЕ БЫЛО. Выставка потрясающая и, если я рискну рассказать о ней, то только после предварительной подготовки.



А пока, зайдем в зал 28, где представлена итальянская скульптура XV века.









Труд первого человека. Жертвоприношение Каина и Авеля. Каин убивает Авеля. Бог проклинает Каина


Ной и его семья, покинув ковчег, устраивают жертвенник. Опьянение Ноя.


Ангелы являются Аврааму. Жертвоприношение Исаака


На всякий случай повторяю - сначала - изображение пластины из ГМИИ, потом - - из Флоренции.
Рождение Исава и Иакова. Исав уступает Иакову свое право первородства, Исаак посылает Исава на охоту. Исав - на охоте Ревекка дает совет Иакову. Исаак обманут.




Следующее изображение из ГМИИ у меня не получилось.
Иосиф продан купцам. Обнаружение золотой чаши в мешке Вениамина. Иосиф открывается своим братьям.


И опять - сначала - ГМИИ. Моисей получает на горе Синай свод законов.




Народ Израиля в водах Иордана. Падение Иерихона




Сражение против филистимлян. Давид убивает Голиафа




Соломон принимает царицу Савскую.








Золотая книга Флоренция Bonechi

Читайте также: