Фил найт история успеха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фил Найт — основатель главной империи в истории спорта. Его компания Nike генерирует $34 млрд ежегодного дохода и уверенно возглавляет рейтинг самых дорогих спортивных брендов. В 2017-м Forbes оценил его в $29,6 млрд, что почти на 10% выше, чем годом ранее. Отличный результат для бизнеса, который в конце 1960-х начинался с передвижной торговли кроссовками из автомобиля, и для его владельца, который рискнул построить корпорацию на пустом месте.

Решение первое. Поверить в смелую идею

Решение третье. Рискнуть

Решение четвертое. Правильно назвать компанию

Решение пятое. Доверять студентам

Решение шестое. Выйти на китайский рынок

Решение седьмое. Поверить в новые технологии

Фил начинал бизнес с 50 долларами. Друзья и родственники смеялись и не верили в успех юноши. Его имя было неизвестно, а первые кроссовки стоили как кружка хорошего кофе. Спустя год компания собрала 8000 долларов. В 2015 году Найт вошел в топ 20 богатейших людей мира.

Детство и школьные годы

найт в юности

В 1937 году встретились две непохожие души. Он, властный и упрямый, работал в юридической компании. Она, скромная девушка из маленького города, выполняла работу манекена. При виде красивой фарфоровой куклы мужчина не смог свести восторженного взгляда. Как же он был счастлив, когда узнал, что перед ним живая девушка. Через 8 месяцев влюбленные поженились.

Это история любви родителей Фила Найта – Вильяма Найта и Лоты Хэтфильд. Критики не могли понять, как две противоположные души сошлись вместе. Вильям был властным и упертым мужчиной. Лота обладала скромным нравом и доброй душой. Разница в возрасте превышала 5 лет. Но пару возлюбленных сближало одно – бедное детство с рабским трудом.

Сразу после свадьбы 24 февраля 1938 года родился Филип. Через несколько лет на свет появились девочки-близняшки Джин и Джоан. В семье Фила называли Баком.

Отец Фила родился в семье мясника. Бедное детство показало Вильяму, что в жизни нужно уметь пробиваться. После школы юноша поступил в университет на юридический факультет. Позже стал юристом и издателем газеты. Успешная карьера отца обеспечила Филу безбедное детство.

Воспитывал Вильям сына по суровым законам. Юноша часто жаловался, что ему не хватает отцовской поддержки и одобрения. Когда Фил искал работу, Вильям отказался брать сына в издательство. Бак не остановился и устроился в компанию конкурентов. От дома до работы было 11 километров. Общественного транспорта не было, поэтому Фил добирался пешком.

Немалое впечатление на формирование характера произвела мать. Лота учила сына идти к цели и не сдаваться. Когда Фила выгнали из бейсбольной команды, мать посоветовала найти себя в другом виде спорта. Фил занялся бегом и ничуть не пожалел.

Юность и студенчество

студенчество найта

После школы Найт поступает в Орегонский университет на факультет журналистики. Увлечение бегом не прошло даром. Фил попадает в лучшую легкоатлетическую команду США.

Руководил спортсменами тренер Бил Бауэрман. Из-под его руки вышли 19 победителей олимпийских игр и 44 лучших спортсменов США. Тренер напоминал Филу отца. Бил был суровым и властным игроком. Он редко хвалил спортсменов и постоянно указывал на ошибки.

Фил не был чемпионом. Детских достижений не хватало. Тренер не считал Найта талантливым, но понимал, что внутри юноши сидит много упорства. Ежедневно Филипу приходилось тренироваться часами, чтобы не отставать от других участников команды.

Бил Бауэрман любил проводить исследования на участниках команды. Он искал идеальные кроссовки. Ноги не должны были стираться и быстро уставать. Бил не хотел мучать экспериментами лучших атлетов. Под обстрел попадали средние игроки, такие как Найт. Спортсмены часами бегали на беговых дорожках и тестировали разные модели кроссовок. В будущем этот опыт пригодился Филипу в разработке собственного бренда.

После окончания университета Фил получил диплом журналиста и отправился в армию на год.

Стэнфордская школа бизнеса

стэнфордская школа бизнеса

После армии Найт поступает в ведущий ВУЗ Америки. В этом месте у него зародятся первые мысли о ведении бизнеса. На парах ученикам давали практические задания, развивающие предпринимательское мышление. На одном из семинаров студентам была предложена практика. Нужно было придумать идею для бизнеса и составить стратегию ведения.

Со спортом у Найта не сложилось, но он болел темой кроссовок. Он восхищался качеством и ценой восточных моделей. Японские фотоаппараты уже использовались повсеместно в США. По прогнозам юноши кроссовки должны были произвести не меньший фурор.

Фил слишком серьезно подошел к заданию. Он сутками сидел в библиотеке и изучал детали будущего бизнеса: экспорт, условия опта, способы доставки.

За задание Фил получил высокую оценку. Презентация была похожа на обзор настоящей компании. В тот момент Найт понял, что хочет посвятить этому делу жизнь.

Безумная идея с обувью

безумная идея с обувью

После окончания Стэнфордской школы бизнеса Фил возвращается домой. Двадцатичетырехлетний юноша горел желанием создать компанию по продаже кроссовок из Японии.

Учись у японцев

учись у японцев

В 1962 году Фил добивается благословения и финансовой помощи от отца. Он отправляется в Японию на переговоры с компаниями, производящими кроссовки.

Филу даже не пришлось готовиться к переговорам. Он пересказал японцам презентацию, созданную еще в университете. На ходу пришлось придумать название несуществующей компании и статистику по продаже кроссовок в США. Японцам понравилась идея. Сотрудничество состоялась.

Так компания Blue Ribbon Sports выпустила первую модель японских кроссовок Tigers. Фил потратил 50 долларов.

Бывший тренер - будущий партнер

бывший тренер пратнер

Через несколько месяцев пришли первые пары кроссовок. Одну модель Найт отправил бывшему тренеру Билу Бауэрману. Фил хотел, чтобы он оценил и купил несколько пар для команды. К удивлению юноши тренер предложил партнерство.

Фил и Бил подписали договор и поделили компанию поровну. Найт получил на один процент больше. Отныне Филип занимался продвижением продукции, а тренер тестировал и приспосабливал кроссовки под потребителя.

Деньги на продвижение компании дал отец Филипа. Ему не нравилась затея сына, но жена демонстративно купила кроссовки и носила их везде. У Вильяма не оставалось выбора.

Продажи с багажника

продажи с богажника

Не все компании начинаются с миллионов долларов. Первые продажи Blue Ribbon Sports получил, разъезжая на маленьком фургончике по Тихоокеанскому побережью. Фил останавливался около стадионов и предлагал чудо-кроссовки невероятного качества.

Весть о качественных кроссовках быстро разлетелась по округе. Модели были удобны и недороги. Молва дошла даже до раскрученного бренда Adidas. Какое-то время компания считала Blue Ribbon Sports конкурентом. Но, несмотря на успех, доходы были небольшими.

Придуманное название чуть не погубило компанию. Один гражданин США обвинил Найта в краже бренда. Чтобы разъяснить ситуацию, Фил отправился на встречу с владельцем компании Onitsuka в Японию. Правда осталась на стороне Найта. Он получил лицензию на продажу кроссовок в 13 штатах США.

Найк. Начало

най начало

В 1971 году Найт уволился с поста бухгалтера и решил посвятить жизнь развитию бренда. Партнерство с компанией Onitsuka становилось неудобным. Японцы выдвигали много требований. Спустя 7 лет сотрудничества Найт расторг сделку.

Фил и Бил решили создать свою модель кроссовок. Они уже набрались достаточно опыта, чтобы вести дело самостоятельно без поставщиков.

Фил решил кардинально изменить компанию. Было придумано новое название. Тренер предложил назвать бренд в честь богини победы Ники. Так появилось название Nike. Логотип разрабатывала Каролина Дэвидсон. Тогда она была студенткой и получила всего тридцать пять долларов. Знаменитая завитушка символизировала оставшийся след от кроссовок после бега.

Когда компания расцвела, Филип пригласил Каролину на ужин и подарил часть акций и бриллиантовую статуэтку с логотипом.

Успех и лидерство на рынке обуви

лидерство на рынке обуви

Кроссовки произвели фурор на рынке. Люди скупали модели, потому что в них было действительно удобно ходить. Через несколько лет Nike отбирает 50% рынка у Adidas. В 1980 году компания становится лучшей в производстве кроссовок.

Филип и Бауэрман говорили, что у них не было денег на маркетинговые исследования. Партнеры действовали интуитивно, руководствуясь собственными вкусами и предпочтениями.

Кризис NIKEкризис найк

В 1998 году СМИ обвиняли компанию в нарушении прав человека. На заводах для производства вафельной подошвы требовалась большая отдача токсинов. Уровень поступающих в окружающую среду отходов превышал норму в 170 раз.

Но дело было не только в экологических проблемах. На заводах работали дети из африканских стран и получали копейки. По статистике 50 тысяч работников Nike получали зарплату двух людей в рекламной компании.

В 2019 году ООН гордится репутацией Nike. Компания однажды поменяла концепцию и стала примером для подражания. В 2017 году Nike занял 16 позицию в рейтинге брендов с хорошей репутацией.

Корпоративные правила компании

корпоративные правилв найк

Следование правилам не дало компании упасть во времена кризиса. Законы знали все работники Nike.

  1. Создавай не новый продукт, а новую технологию. Nike изобретали инновации, а не повторяли за конкурентами.
  2. Откажись от идеи, если она неудачная. В компании Филип часто закрывал провальные производства.
  3. Думай о том, что нужно потребителю. Фил лично просматривал социальные сети и читал отзывы о новых моделях кроссовок.
  4. Выстраивай грамотное сотрудничество с компаниями. Nike всегда заботился о поиске качественных партнеров.
  5. Держи в секрете все, что происходит в компании. Подобный подход не дал конкурентам обогнать Nike.
  6. Найди лицо компании. За протяжение десяти лет в рекламах Nike была всего одна теннисистка.

Подобное ведение бизнеса не давало конкурентам обогнать Nike.

Реклама

реклама найк

Филип понимал, что в рекламе важно показывать лица. В роликах появлялись знаменитые теннисисты, футболисты и баскетболисты. Так, несколько лет Nike работала с Майклом Джорданом. Сотрудничество было рискованным шагом. На момент подписания договора Майкл еще не был настолько популярным в США. В будущем Майкл станет всемирно известным и принесет компании ни один миллион.

джаст ду ит

В рекламных роликах не было восхвалений новых кроссовок. Знаменитые футболисты, теннисисты, волейболисты рассказывали о своем опыте и мотивировали начинающих спортсменов не сдаваться и делать то, что нравится.

Рекламные слоганы Nike – это не просто восхваления кроссовок. Маркетологи долго продумывали концепцию, создавая необычные ролики. Ни одна компания не могла похвастаться таким необычным подходом к делу. Ролики вдохновляли людей заниматься спортом и делать то, что нравится.

Благотворительность

благотворительность найта

Филип был благодарен людям за поддержку и помощь, а также умел сострадать и помогать.

Первая мысль о создании бизнеса появилась у Найта в Стэнфордском университете. В 2006 году он пожертвовал 105 миллионов долларов любимой школе.

В 2008 году Найт с женой решили подарить институту онкологии 100 миллионов долларов.

Через 8 лет владельца Nike и его жену объявили филантропами планеты.

Личная жизнь

личная жизнь найта

Пенни поддерживала мужа во всех начинаниях. Этим она напоминала Филу его мать. Влюбленные вместе ходили на спортивные соревнования и мероприятия. Семейная пара любила надевать футболки с логотипом Nike и привлекать внимание прохожих.

Филип был не самым лучшим отцом. Всю жизнь он посвятил спорту и бизнесу. Детей ничуть не интересовала карьера спортсменов, что сильно расстраивало отца. Однажды старший сын Метью сказал, что никогда не продолжит дело Найта.

В 2004 году Метью погибает. Это событие сыграло большую роль в жизни Найта. Даже самые большие провалы в компании не приносили владельцу таких переживаний.

“Продавец обуви” автобиография

продавец обуви автобиография

В 2016 году Фил выпускает автобиографию, где рассказывает о личностном росте и развитии компании. Автор не зацикливается на бизнес-идеях, воронках продаж и других предпринимательских темах. В книге повествуется о внутренних проблемах Фила.

Книга учит читателя мыслить широко во благо других людям. Главный фактор для Филипа – польза для потребителя. Основные качества для создания своего бренда – целеустремлённость, сила воли и понимание проблем покупателей.

10 правил жизни

10 правил жизни

Эти правила помогли Найту основать компанию и держать ее на плаву много лет. Многие бизнесмены соглашаются с мнением основателя Nike.

  1. Ищите то, чем будете гореть вечно.
  2. Не думайте о будущем, живите настоящим.
  3. Идите навстречу трудностям.
  4. Признавайте свои недостатки.
  5. Работайте с умными партнерами.
  6. Не бойтесь конкуренции.
  7. Не контролируйте каждый шаг сотрудников.
  8. Смотрите на вещи рационально.
  9. Придумывайте идеи, не сидите на месте.
  10. Просто делайте это.

Филип Найт изменил рынок спортивной обуви. У него получилось пройти через все трудности, чтобы о компании Nike узнали все. Именно эти десять правил помогли не сдаться на своем пути.

Заключение

Как он этого добился? Что ему пришлось пройти? Сам Найт утверждает, что успешная карьера – приятное стечение обстоятельств. Он не боялся своих идей и всегда выдвигал их на первый план. Фил много потерял в семье. Он не давал достаточного внимания своим детям, но зато добился успеха в бизнесе.

Автор статьи: Анастасия Воробьева

сергей галицкий

Уроженец Кубани, российский миллиардер. При рождении имел фамилию Арутюнян, сейчас Галицкий. Что же произошло и кто он по национальности все-таки? Read more

дэвид огилви

Вас ждёт рассказ о поваре без высшего образования, который стал гением копирайтинга. Весьма нескромном, но действительно великом человеке. В своей Read more

стивен кови

Феномен. Именно так мне хочется назвать героя статьи. Изучив биографию Кови, у меня сложилось стойкое впечатление, что в этом человеке Read more

владимир мельников

Одни считают его взбалмошным и эксцентричным чудаком, другие серьезным предпринимателем, а для третьих он просто седовласый старец, живущий в собственном Read more

Читайте также: