Расскажите историю поручика пирогова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Род деятельности главных героев

Пискарёв — бедный молодой художник, любит живопись, красоту во всём. Его приятель Пирогов — военный человек, у него чин поручика, этот герой, вероятно, тоже молод. Служит он в Петербурге, очевидно, служба занимает не много времени, так как он успевает и волочиться за женщинами, и посещать светские вечера.

История Пискарёва и Пирогова

Что общего у Пискарёва и Пирогова, почему они стали приятелями — об этом автор не упоминает. Это очень разные люди, и сходства в их характерах и взглядах на жизнь не наблюдается. Различия Пискарёва и Пирогова очень существенные. Общее в их историях то, что они начались одновременно на Невском проспекте.

Приятелям на проспекте понравились две дамы: мечтательный Пискарёв был очарован прекрасной брюнеткой, а бравый Пирогов — хорошенькой блондинкой. Робкий художник не решился познакомиться с брюнеткой, так как из-за пёстрого дорогого плаща принял её за знатную даму. Но он пошёл вслед за ней, чтобы посмотреть на дом, где она живёт.

Незнакомка улыбнулась юноше и пригласила знаками в квартиру четырёхэтажного дома. Зайдя туда, Пискарёв понял, что там живут развратные, продажные женщины, и бросился из квартиры прочь.

Во сне он увидел брюнетку. В сновидении эта молоденькая девушка была знатной дамой и хотела объяснить, почему оказалась в гнезде разврата, но сон прервался. С тех пор реальная жизнь не интересовала художника, он по-настоящему жил только в своих снах, в которых видел прекрасную брюнетку. Однажды он очнулся от сновидений и задумал жениться на ней, думая, что она вовлечена в развратную жизнь невольно и желает вырваться из неё.

Но на предложение стать его женой и честно трудиться вместе с ним, художник получил презрительный ответ, что она не будет работать. Чувствительный Пискарёв, убедившись в крушении своей мечты, дома перерезал себе горло.

Окончание приключений Пирогова не такое трагичное, но общее в его истории с историей Пискарёва состоит в том, что он тоже пережил крушение своих иллюзий, которые навеял ему Невский проспект. Дело в том, что бравому поручику не удалось затеять любовную интрижку с очаровавшей его блондинкой. Оказалось, что она замужем за почтенным немцем-жестянщиком Шиллером. Но не растерявшийся Пирогов узнал у глупенькой жены ремесленника, что того по воскресеньям не бывает дома, и пришёл к ней. Чтобы снискать её расположение, он принялся с ней танцевать, так как эта блондинка очень любила танцы. В это время пришёл муж красотки с двумя приятелями — дюжими ремесленниками Гофманом и Кунцем, и они высекли бравого поручика за приставание к жене Шиллера.

Разгневанный Пирогов хотел пожаловаться генералу, кроме того послать в Генеральный штаб просьбу наказать его обидчиков. Если же наказание будет недостаточное, он вознамерился обратиться в Государственный совет и даже к государю.

Но гнев утих после того, как Пирогов съел в кондитерской пару слоёных пирожков и почитал газетку. Затем он с удовольствием танцевал мазурку на вечере, где собрались чиновники и офицеры.

Характер


Судьба Пискарёва и Пирогова после их последней встречи на Невском проспекте сложилась по-разному, потому что у них разное отношение к жизни. Художник Пискарёв — ценитель красоты, он считал, что красота лица отражает красоту и чистоту души. Разочарование в красивой молоденькой девушке, оказавшейся продажной и не желающей вести с ним трудовую жизнь, оказалось для него настоящей трагедией.

А Пирогов ценил в жизни только удовольствия. Выпоротый поручик быстро утешился, полакомившись и потанцевав.

Контраст виден и в качествах их характеров. Пискарёв робок, застенчив, скромен, а Пирогов самоуверен, у него очень высокое самомнение.

Пискарёв — мечтатель, романтик, наивный и ранимый человек. А его приятель — пошлый обыватель, легкомысленный, туповатый человек, никакого романтизма и мечтательности в его характере не наблюдается. У него горячий нрав, но в гневе он быстро отходчив.

Отношение автора к героям

Авторское отношение к Пискарёву и Пирогову очень разное. Даже язык повествования о судьбе художника лирический, а стиль возвышенный. Это передаёт сочувствие Гоголя к Пискарёву.

Об истории поручика Пирогова автор рассказывает с иронией и насмешливостью. Его история передана в разговорном стиле.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)

Вывод

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Пирогов дошел до дома незнакомки и вошел в квартиру, куда зашла блондинка. Оказавшись в комнате мастерового, Пирогов не хотел отказываться от своей идеи заполучить блондинку, поэтому он обратился к Шиллеру, мужу незнакомки. Получив отказ, Пирогов хотел было оскорбиться, однако решил вновь попытаться заговорить с ним завтра. Желая быть ближе к незнакомке и получить какую-то возможность привлечь ее внимание к себе, Пирогов просит у Шиллера сделать ему шпоры.

В повествовании показывается, что Пирогова, узнавшего, что блондинка, за которой он пошел с Невского проспекта, замужем, нисколько это не смутило. Даже в присутствии Шиллера Пирогов пытался флиртовать с девушкой.

Сначала Пирогов воспринимал поступок по отношению к нему как неуважение, он хотел было писать жалобу самому государю. Однако Пирогов, зашедши в кондитерскую и съев два слоенных пирожка, быстро отпустил случившееся. Жизнь Пирогова потекла по-прежнему, будто ничего и не произошло.

Поручик Пирогов один из главных персонажей повести Н.В Гоголя. Тема Петербурга глубоко волновала писателя. В повести автор постарался показать жизнь, бурлящую на Невском проспекте, хранящую множество тайн, загадок и интриг.

Внешность

О внешности поручика почти ничего не известно. Автор постарался раскрыть образ через общество, к которому он принадлежит.

Род занятий

Пирогов — офицер, поручик. Его чин олицетворение власти, предмет обожаний, дум и стремлений. Пирогов из тех, чья принадлежность относится к тому классу людей, что способны подавить личность.

Именно высокое звание, как считает поручик, способно обеспечить легкое и фривольное существование. Он готов идти по головам, лишь бы получить полковничий чин. Теплое местечко под солнцем предел мечтаний.

Черты характера

Наглый, самодовольный, ограниченный и пошлый юноша. Любит быть в центре внимания. Считает себя образованным офицером. Часами может развлекать публику разговорами о литературе.

Ушлый карьерист, стремящийся во всем подражать знатным людям из высшего общества. Походы в театр далеко не любовь к искусству. Это способ обозначить собственное присутствие. Также интерес к живописи. Все действия намеренны. Он их совершает по причине того, что они являются признаком хорошего тона.

Пренебрежителен к людям, ниже его чина. С ними он высокомерен и чванлив.

Любовные отношения для Пирогова лишь удовольствие. Интрижки, кратковременные связи. Он словно охотник, получив в сети понравившуюся жертву и добившись своего, благополучно теряет к ней интерес.

Самоуверенный и наглый. В нем начисто отсутствует честь и человеческое достоинство. Это прослеживается на примере взбучки, устроенной поручику Шиллером. На принципы Пирогова сложившаяся ситуация не повлияла. Вылетев из квартиры, он в гневе шлет проклятия обманутому мужу, а затем идет в кондитерскую, где после сытного перекуса, в его душе уже перестают бушевать страсти, а вечером он и вовсе забывает об этом эпизоде, считая происшедшее курьезной ситуацией.

Пошлый и поверхностный. Умеет декламировать стихи, завлекает анекдотами. Весь лоск напускной. На самом деле поручик таким образом умело маскирует внутреннюю пустоту.

У Пирогова высоко развито самомнение. Он уверен в своей неотразимости и привлекательности. Преследуя женщину на Невском был убежден, что добьется ее. Это всего лишь вопрос времени.

Труслив. Не хватило смелости рассказать генералу об оскорблении, нанесенном Шиллером.

Меркантильный и расчетливый. Дружба с художником была исключительно из корыстных побуждений. Поручик хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет.

Пирогов жалок. Начисто лишен истинных чувств и интересов. Даже смерть друга, художника Пискарева, его не тронула. Хотя он покровительствовал ему и всегда с восторгом отзывался о его работах. Но на похоронах его так никто и не увидел.

Через образ поручика автор хотел обратить внимание читателя на проблему бездуховности и нравственного падения человека.

События разворачиваются в Петербурге, и всё начинается с Невского проспекта. Именно здесь вечером поспорили два приятеля, поручик Пирогов и художник Пискарев. После спора они разошлись в разные стороны. Читатель узнаёт о том, насколько разными оказались злоключения Пискарева и Пирогова: художник в итоге покончил с собой, а поручик сумел пережить унижение и сохранить бодрость духа.

  • Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
  • Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.

Глава 1

В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.

Глава 2

Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.

Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал. Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу. Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.

Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница. Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.

Глава 3

Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.

Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку. И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки. Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.

Глава 4

Замысел повести появился ещё в 1831 году, когда Гоголь побывал в Петербурге и сделал несколько зарисовок. По мнению специалистов, именно из этих зарисовок постепенно сформировалась повесть, показывающая северную столицу Российской Империи с обеих сторон: комической и ужасной.

Интересно, что именно в черновом варианте, забракованном цензурой, скрывается ответ на вопрос, что именно случилось с Пироговым, когда он попытался соблазнить немку и столкнулся с её разгневанным пьяным мужем, а также двумя другими ремесленниками. Оказывается, Пирогова высекли.

Пискарев свободный художник. Романтичная и светлая натура,
витающая в облаках. Он мечтатель, живёт в своём
внутреннем мире, верит в гармонию добра и красоты, чистую,
искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
Для него красота есть высшая ценность, абсолют; откровение Бога на
земле; поклонение красоте, любовь к прекрасной женщине равно
религиозному служению.
Пискарев принимает женщину с Невского проспекта за святыню и
божество. Постигнутый стыдом и робостью, он решился преследовать её.
"Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния радости
нестерпимым острием вонзилась в его сердце.
Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах!"
Это та, к которой герой всю жизнь стремился.
Но красота в образе женщины, оказалась обманчива.
Прекрасная незнакомка ведет его в публичный дом.
Пискарев не верит своим глазам: "Тот приют, где человек
святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и
святым, украшающим жизнь, где женщина, эта красавица
мира, венец творения, обратилась в какое-то странное,
двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души
лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе
ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым,
тем прекрасным и так отличным от нас существом.
Та ли это, которая так околдовала и унесла его на
Невском проспекте?
Но она стояла перед ним так же хороша. Она была свежа; ей
было только семнадцать лет; видно было, что еще недавно
настиг её ужасный разврат - она была прекрасна.
Женщина, которая поражает воображение, оказывается
порочной. Чистота и святость - это мираж, на самом деле
в ней разврат и ложь.
Пискареву раскрывается иная правда: в этом мире божественные
черты могут принадлежать развратнице, ведущей низкую и
презренную жизнь".
Она губит всех, кто к ней приближается. На такую действительность
Пискарев не согласился: сначала он пытался уйти от неё в сны, потом в
видения, порожденные опиумом; но бегство не спасло его.
Когда реальность окончательно раскрывается в своей
жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство.
Пискарёв переживает из-за потери "идеала девушки" до смерти,
в буквальном смысле.

Поручик Пирогов мечтает дослужиться до полковничьего чина. Карьерист.
Готов идти по головам к достижению заветной цели. Должность для него
это билет в светлое будущее.
Если Пискарёв переживает из- за потери "идеала девушки"до смерти,
в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в
ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви.
С поручиком Пироговым, тоже случается история. Расставшись с Пискаревым,
Пирогов идет следом за очаровательной немкой-блондинкой.
Он доходит с ней до ее дома и попадает внутрь. Оказывается, что блондинка
замужем и ее муж - мастер-жестянщик Шиллер. Это не смущает Пирогова,
он решает добиться любви блондинки.
Пирогов заказывает Шиллеру сделать ему шпоры, а затем
оправу для кинжала. Эти заказы Пирогов использует как предлог бывать у
немца и видеть его жену. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло
ухаживает за женой Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин
дают ему полное право на её внимание”. Шиллер ревнует, но терпит наглого
клиента.
Однажды Пирогов застает блондинку одну дома. Он танцует с ней и целует ей
ноги. Внезпано появляется Шиллер с приятелями. Они вышвиривают Пирогова
из дома. Оскорбленный Пирогов сначала хочет жаловаться генералу на
хамство немцев, но вскоре забывает эту обиду.
Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой
можно похвастаться перед друзьями.

Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет
свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо (пирог).
Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный-счастливее
достойного.

Читайте также: