Федеральное собрание совет федерации государственная дума кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федеральное Собрание – двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган власти.

2 палаты Федерального Собрания:

Верхняя – Совет Федерации

Нижняя – Государственная Дума.

ФС – это представительный орган власти, так как в нём – представители всего многомиллионного народа РФ, всех его субъектов; ФС учитывает специфические интересы всех наций и народностей, всех социальных слоёв общества.

ФС – это законодательный орган власти, так как принимает общероссийские законы.

Государственная Дума.

Особенности формирования:

  • состоит из 450 депутатов, избираемых населением на 5 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательно плана при тайном голосовании.
  • депутатом может быть избран гражданин РФ с 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Полномочия Государственной Думы.

Общие с Советом Федерации:

  • обсуждение и принятие законов;
  • обсуждение и принятие федерального бюджета;
  • установление налогов и сборов;
  • финансовое регулирование;
  • ратификация международных договоров;
  • вопросы войны и мира;
  • вопросы статуса и защиты государственных границ.

Полномочия только Государственной Думы:

  • выражение согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
  • назначение на должность и отрешение от должности:

— Председателя Центрального Банка;

— Председателя Счётной палаты и половины отава её аудиторов (аудитор – бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий);

— Уполномоченного по правам человека в РФ.

Государственная Дума принимает (большинством голосов) постановления по вопросам, отнесённым к её ведению Конституцией РФ.

Статьи Конституции о Государственной Думе.

Глава 5.

Статья 95-98 – порядок избрания в Думу, особенности статуса (неприкосновенность).

Статья 99.

Дума собирается на первое заседание на 30-ый день после избрания.

Президент может созвать её и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старший по возрасту депутат.

Статья 100.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания являются открытыми (могут быть и закрытыми по их решению).

Палаты могут собираться совместно в следующих случаях:

  • для заслушивания послания Президента РФ,
  • для заслушивания послания Конституционного Суда РФ,
  • для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Государственная Дума совместно с Советом Федерации образует Счётную палату для осуществления контроля за федеральным бюджетом, состав и порядок деятельности палаты определяется федеральным законом.

Статья 103 – полномочия.

Статья 106 – общие вопросы Государственной Думы и Совета Федерации.

Статья 104-105, 107, 108 – процедура принятия законов.

Статьи 111, 117.

Государственная Дума может быть распущена с в следующих случаях:

  • после трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ;
  • после повторного в течение 3 месяцев выражения недоверия Правительству (Президент либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Думу).

В случае роспуска Президент назначает выборы, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска прежней.

Статья 109.

Государственная Дума не может быть распущена с в следующих случаях:

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Федеральное собрание РФ - что это такое. Государственная дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Послание президента Федеральному собранию.

Фото Федеральное собрание Российской Федерации: как устроен парламент РФ

Федеральное собрание Российской Федерации - двухпалатный парламент России, высший орган законодательной власти в РФ.

Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации . Именно они принимают все федеральные законы, которые затем отправляются на подпись к президенту.

Федеральное собрание - постоянно действующий представительный орган. Его статус определен в главе 5 Конституции РФ.

Государственная дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами. Нижняя палата - Государственная дума. Верхняя палата - Совет Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Они избираются сроком на пять лет по смешанной системе. 225 депутатов - по партийным спискам, еще 225 - по одномандатным округа.

Совет Федерации включает по два представителя от каждого субъекта России: один от исполнительной власти (губернатора), другой - от законодательной (регионального парламента). Неофициально членов Совета Федерации называют сенаторами .
В настоящее время в РФ 85 субъектов, поэтому в Совет Федерации входит 170 членов. Еще не более 10% от этого числа - до 17 сенаторов - может назначить президент РФ.

Палаты заседают в различных зданиях в Москве (Дума - на Охотном Ряду, Совфед - на Большой Дмитровке), но могут собираться совместно. Например, депутаты и сенаторы вместе заслушивают послания президента РФ, послания Конституционного суда, выступления руководителей иностранных государств.

Один и тот же человек не может одновременно быть и депутатом, и членом Совета Федерации.

Послание президента Федеральному Собранию

Президент России ежегодно обращается к депутатам и сенаторам с посланием. Первый президент РФ Борис Ельцин ввел эту ежегодную практику после принятия Конституции 1993 года. Первое послание Федеральному собранию прозвучало 24 февраля 1994 года.

Президентское послание не является нормативным правовым актом и не обладает юридической силой. Его содержания и форма могут быть любыми.

Тем не менее, обе палаты Федерального Собрания нередко принимают специальные постановления о реализации намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: