Федерализм содержание статьи кратко

Обновлено: 30.06.2024

В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.

Говоря же об общетеоретических правовых коллизиях федеративного устройства, как правило, выделяют следующие аспекты его правового регулирования: известно, что Конституция России определяет ведущую роль федерального законодательства, но в то же время дает определенную автономию субъектам федерации (ч. 1 ст. 77). Отдельное внимание этому будет уделено чуть ниже. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции, субъекты равноправны. Вместе с тем, интересно, что по согласованию с центральными органами власти статус субъекта может быть изменен (ч. 5 ст. 66), а республика выделяется как государство с собственной конституцией (ч. 2 ст. 5). Следует упомянуть и о том, что международные связи таких субъектов федерации как республики намного шире, чем у остальных субъектов. В то же время, различие в правовом статусе субъектов федерации, бесспорно, вызвано экономико-географическим положением, национальной структурой.

Разумеется, что такое различие субъектов федерации в правовом и политико-экономическом статусе требует принятия различных организационно-управленческих решений в бюджетной сфере, соразмерно отвечающих потребностям отдельных регионов. В этой связи, некоторые указывают на необходимость введения в законодательство понятия бюджетного федерализма. С понятием бюджетного федерализма, подразумевающего разделение полномочий между центральными органами власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, сопряжена сложность в нахождении компромисса в отношениях различных уровней государственной власти. Некоторые указывают на необходимость ухода от дотационности, посредством формирования таких экономико-правовых условий, которые бы позволили субъектам федерации "самостоятельно прокормить себя", что, впрочем, требовало бы проявления крайне осмотрительного и дифференцированного подхода в распределении средств, что обусловлено различной социально-экономической развитостью субъектов федерации.

На сегодняшний день, наиболее ярким примером неблагоприятного развития сценария бюджетной самостоятельности дотационного региона служит сложившаяся ситуация с банкротством республики Ингушетия. Размер госдолга в республике Ингушетия превысил объем собственных доходов, поступивших в бюджет региона. Объем государственного долга Ингушетии на 1 ноября 2016 года составляет 1 млрд 663,7 млн рублей. Правительство распорядилось передать управление финансами республики Министерству Финансов. Как отмечают некоторые, представляется, что следствием таких мер будет мобилизация доходов, сокращение налоговых льгот, что, по видимости, будет частью масштабного плана по возврату платежеспособности региона. Примечательно, что законодателем в рамках действующего Бюджетного Кодекса РФ уже давно предусмотрена процедура внешнего финансового управления для регионов.

Некоторые указывают на возможность повторения сценария Ингушетии другими субъектами федерации, долговая проблема которых уже давно обострена. К таким регионам можно отнести Псковскую область и Мордовию. Конечно, в целях предотвращения развития ситуации, связанной с госдолгом в дотационных регионах, требуется принятие масштабных экономико-правовых управленческих решений на основе последующего опыта восстановления платежеспособности Ингушетии.

Конечно наиболее дискуссионные аспекты в процессе построения федеративных отношений возникают по вопросам именно распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере. Отсутствует четкое разграничение между сферами совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, особого внимания заслуживают вопросы распределения таких полномочий в процессе исполнения федерацией различных международных договоров, а именно: ввиду отсутствия четкого разграничения предметов ведения, возникают сложности в вопросах возможного административно-технического взаимодействия федерации и субъектов федерации по вопросам исполнения постановлений межгосударственного судебного органа, такого как ЕСПЧ, когда требовалось бы изменение нормативного правового акта на уровне субъекта федерации в целях исполнения постановления наднацинального органа, поскольку на данный момент законодательством прямо не определен правовой механизм воздействия органов федеральной государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации в случае необходимости проведения трансформации законодательного регулирования какого-либо вопроса, входящего в сферу исключительного ведения субъекта федерации (в силу ст. 73 Конституции), когда эта необходимость вызвана исполнением предписания межгосударственного органа. Представляется, что при разрешении таких вопросов, законодателю следует руководствоваться общеизвестной ч. 4 ст. 15 Конституции, а также тем, что исполнение международных договоров и, соответственно, постановлений межгосударственных органов, таких как ЕСПЧ, является все же сферой совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Считаю, однако, что тематика настоящей заметки не позволяет мне высказать свое мнение по указанному вопросу в более развернутом виде, что обуславливает целесообразность его более предметного раскрытия в другой работе в рамках этого блога.
Очевидно, что построение федеративных отношений ipso facto не может не вызывать различные проблемы в вопросах нахождения баланса во взаимоотношениях центральных и региональных органов власти. Таким образом, ограничиваясь обобщенными выводами, стоит отметить, что:

  • в ряде вопросов требуется разработка более четкого законодательного разграничения вопросов совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации;
  • следует рассмотреть возможность введения в законодательство понятия бюджетного федерализма;
  • наряду с разграничением полномочий между федерацией и ее субъектами, требуется создание более четкого правового механизма воздействия федеральной власти на субъекты федерации в процессе исполнения международных договоров и (или) постановлений межгосударственных органов.

Однако нельзя и отрицать перманентный характер процесса развития федерализма. Законодатель не стоит на месте, предпринимаются новые шаги на пути к реализации наиболее эффективной модели федеративных отношений.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Как одна из основ конституционного строя статья I Конституции РФ закрепляет Федеративное устройство России, которое отражает официальное заглавие страны. Среди относительно немногих федераций в мире положение РФ уникально: это крупнейшая Федерация в мире, причем не только по абсолютному числу субъектов (83), но и по количеству их разновидностей (6).

Сущность Федерации и Федерализма

Рассматриваемые термины также фактически имеют юридическую ценность. При этом они не идентичны, и соответствуют форме и содержанию.

Федерация – это форма территориальной государственной системы, при которой составляющие государства являются достаточно независимыми государственными образованиями – территориальными субъектами федерации; федерализм является проявлением сложившихся федеративных отношений, это федеративные отношения во всем их многообразии.

Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевая концепция, содержащая не только правовые, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и другие аспекты. В итоге, федерация как форма, организационная сторона страны, отражает статику в муниципальных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве.

Трудно провести четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом. Децентрализация власти присуща не только федеральному, но и унитарному государству, при всем этом степень автономии компонентов некоторых унитарных стран (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской администрации в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и т.д.) быть может большей, чем субъектов некоторых федеративных стран (к примеру, штатов в Индии).

Поэтому неотъемлемым признаком федерализма является не степень автономии компонентов страны, а особенный характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве вне зависимости от размера прав, которые предоставляются его территориальным единицам.

Принципы Российского Федерализма

Федеративные государства безошибочно характеризуются наличием двух уровней правительства, а в федеративных отношениях отношения, касающиеся распределения и реализации правительства, являются основными.

В отношении федеральных государств принято говорить о концепции дуалистического государственного суверенитета – в едином федеральном государстве значительная часть суверенных прав может осуществляться только на основе координации воли федерального центра и территориальных субъектов федерации.

федерализм

Федерализм — это принцип территориального устройства государства, согласно которому страна разделена на отдельные территориальные элементы — субъекты федерации.

Особенности федерации России:

  • Децентрализация власти, которая выражается в двухуровневой системе власти — центральной и субъектов. Однако верховная власть принадлежит федеральным органам.
  • Каждый субъект имеет свои конституции или уставы, органы всех ветвей власти
  • Все субъекты федерации равны между собой
  • Высший орган законодательной власти имеет две палаты. Так в РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы
  • Интеграция территориальных единиц, то есть субъекты, хотя и являются относительно самостоятельными, в то же время составляют единое, целостное государство
  • Двухканальная система налогов
  • Возможность в республиках иметь двойное гражданство при главенстве российского.

Состав субъектов РФ:

  • республики
  • края
  • области
  • города федерального значения
  • автономные области
  • автономные округа

Принцип федерализма России закреплён в статье №1 Конституции РФ.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Читайте также: