Модель коммуникативной рациональности юргена хабермаса кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Хабермас Юрген

Теория коммуникативного действия

ХАБЕРМАС Юрген – современный немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы (представитель интерсубъективистского направления в критической теории). Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка. Основные труды: Структурные изменения общественности, Техника и наука как идеология, К логике социальных наук, Теория коммуникативного действия, Моральное сознание и коммуникативное действие.

В историю социологии Хабермас вошел как создатель теории коммуникативного действия. В поиске пути, который мог бы вывести западноевропейское общество из кризиса, он обращается к проблемам межличностного взаимодействия, а именно – коммуникации, и сосредотачивается на условиях, обеспечивающих истинную – рациональную коммуникацию между людьми.

В центре философских размышлений Хабермаса – понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (1968, здесь Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой хочет осмыслить притязания трансцендентальной философии). Затем Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде Теория коммуникативного действия (1981).

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Хабермас разделяет человеческое общество на две сферы:

сфера труда (взаимодействие человека с природой)

сфера коммуникации (взаимодействие человека с человеком)

и выделил соответствующие им типы действия:

Стратегическое действие – действие, направленное на достижение эгоистических целей с учетом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей. Центральное понятие – принятие решения на основе сознательного выбора между различными вариантами. Данный тип действия восходит к Аристотелю и обычно называется телеологическим. На этой самой распространенной модели основаны теории принятия решений и теории игр в экономике и социальной психологии.

Нормативное действие – это поведение, которое основано на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Центральным аспектом в данном случае выступает следование нормам. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм. Ожидания участников имеет не когнитивный характер (в смысле прогноза того или иного события), а нормативный (участники ожидают определенного поведения, основанного на норме). Данная модель восходит к Дюркгейму и Парсонсу; на ней основана теория ролей.

Драматургическое действие – действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность. Ключевое понятие данное модели – самопрезентация, то есть некая игра, стилизация выражения собственных желаний перед лицом другого. Драматургическое действие разработано в работах Ирвина Гофмана.

Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В основе концепта – понятие интерпретации. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Особое значение имеет язык как средство коммуникации. Данная модель в социологии разрабатывалась Мидом и Гарфинкелем.

Контекст понимания в рамках коммуникативного действия и ресурсы для него предоставляет жизненный мир. Жизненный мир- это своеобразный резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей проблемы взаимопонимания, предложить интерпретацию, пригодную для достижения консенсуса.

Юрген Хабермас По данной теме мы уже выполнили презентацию подход к технике Юргена Хабермаса подробнее (р. $1929$) современный немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской По данной теме мы уже выполнили реферат Франкфуртская школа подробнее школы. В $60$-е и $70$-е годы идеи Хабермаса По данной теме мы уже выполнили реферат Толирантность и религия по Хабермасу подробнее повлияли на общественные движения как в Европе, так и в обеих Америках.

Одной из причин философского проекта Хабермаса стало осмысление им послевоенной мировоззренческой ситуации в Германии. Для него важно проблематизировать и понять, что есть речь и как возможно коммуникация и понимание людей друг друга.

Теория коммуникативного действия

Готовые работы на аналогичную тему

Речевой акт обосновывается как значимый. Во-первых, на уровне обыденной коммуникации может быть достигнуто согласие, во-вторых, на основании этого, формируется дискурс. Дискурс подчиняется определенным правилам:

  • он открыт для участия для всех желающих;
  • в дискурсе не приемлемо принуждение к согласию с какой-либо точкой зрения;
  • основа дискурса – это стремление в итоге достичь согласия, выработать общую точку зрения.

Коммуникативное согласие имеет свои особенности. Согласие в общении должно быть лишено внушения и угроз. Первоначально коммуникация строится с использованием вербализации человеком своего внутреннего мира, что впоследствии дополняется выходом к значимым темам о структуре мира и общества.

Социализм и политика

Философия Маркса и Энгельса, по мнению Хабермаса, в большей степени делает упор на этической стороне рассмотрения общества; для нее важно дать оценку общественному развитию.

Хабермас также является одним из создателей теории постсекулярного общества. По его мнению в нашей современности господствует экуменистическая дружба всех религий, когда между ними устанавливается прямой, бесконфликтный контакт. Установка на такие отношения должны способствовать снижению терроризма в мире, которые имеет, кроме всего прочего, и религиозный характер.

Кроме того, социально-политические идеи, развиваемые Хабермасом, во многом признаются европейской политикой исходными для себя.

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, начавший свою деятельность в рамках Франкфуртской школы. Он родился 18 июня 1929 года в Дюссельдорфе. Он изучал философию, историю и психологию в университетах Геттингена (1949—1950), Цюриха (1950—1951) и Бонна (1951—1954). В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по философии Шеллинга под руководством Э. Ротакера. С 1956 по 1959 год он был ассистентом в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил Макс Хоркхаймер, а с 1980 по 1983 год был директором этого института. С 1964 по 1971 год (и с 1983 года) он был профессором философии и социологии во Франкфуртском университете. С 1971 по 1980 год он был директором Института Макса Планка (в Штарнберге).

В 1970-х годах он реализовал исследовательскую программу, которая соответствовала общему направлению Социал-демократической партии Германии. Хабермас попытался скорректировать его в духе идеалов Просвещения — эмансипации и равенства.

Проведя десятилетие в Институте Макса Планка по изучению научно-технического мира в Штарнберге, недалеко от Мюнхена, он вернулся во Франкфурт в 1981 году из-за разногласий с коллегами. Он занимал кафедру философии в университете с 1983 года до выхода на пенсию в 1994 году.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса - Главная особенность развития человечества

Главная особенность развития человечества

Еще до появления теории коммуникативного действия (1981) Хабермас противопоставил инструментальное действие (сфера работы, оперирующая критериями эффективности) коммуникативному действию — взаимодействию (по крайней мере, двух) индивидов, упорядоченному в соответствии с обязательными нормами. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное действие стремится к взаимопониманию и консенсусу между действующими лицами. Соответственно, Хабермас проводит различие между инструментальной рациональностью (термин, заимствованный у М. Вебера) и коммуникативной рациональностью. В своих поздних работах он выделяет четыре типа действий: стратегические (к ним относятся инструментальные действия), нормативные, экспрессивные (драматургические) и коммуникативные.

Колонизация жизненного мира системами

Помимо инструментальной рациональности, нацеленной на эффективность (которую обычно выделяют социологи), Хабермас выделяет и более фундаментальную — коммуникативную рациональность, которая строится на взаимопонимании и нацелена на него.

Коммуникативная рациональность связана с жизненным миром — символическим миром смыслов, а инструментальная рациональность связана с системным миром, в который человек вовлечен посредством инструментальных действий, реализации целей по отношению к определенным объектам. Сначала мир задумывается как системный мир, который исторически предшествует жизненному миру. Общество — это и системный мир, и жизненный мир.

Коммуникативное действие служит как укреплению традиций, так и обновлению культурного потенциала, социальному взаимодействию и укреплению солидарности; в смысле социализации оно способствует формированию идентичности и личностной идентификации.

Классовая структура

Теория позднекапиталистического овеществления

Поэтому, утверждает Хабермас, теория позднекапиталистической реификации, переформулированная в терминах системы и жизненного мира, должна быть дополнена анализом культурной современности, который заменит устаревшую теорию классового сознания. Вместо критики идеологии этот анализ стремится объяснить культурное обеднение и фрагментацию обыденного сознания. Вместо того чтобы гнаться по потерянному следу революционного сознания, она должна исследовать условия воссоединения рационализированной культуры и повседневного общения как функции жизненных традиций.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, начавший свою деятельность в рамках Франкфуртской школы. Он родился 18 июня 1929 года в Дюссельдорфе. Он изучал философию, историю и психологию в университетах Геттингена (1949—1950), Цюриха (1950—1951) и Бонна (1951—1954). В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по философии Шеллинга под руководством Э. Ротакера. С 1956 по 1959 год он был ассистентом в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил Макс Хоркхаймер, а с 1980 по 1983 год был директором этого института. С 1964 по 1971 год (и с 1983 года) он был профессором философии и социологии во Франкфуртском университете. С 1971 по 1980 год он был директором Института Макса Планка (в Штарнберге).

В 1970-х годах он реализовал исследовательскую программу, которая соответствовала общему направлению Социал-демократической партии Германии. Хабермас попытался скорректировать его в духе идеалов Просвещения — эмансипации и равенства.

Проведя десятилетие в Институте Макса Планка по изучению научно-технического мира в Штарнберге, недалеко от Мюнхена, он вернулся во Франкфурт в 1981 году из-за разногласий с коллегами. Он занимал кафедру философии в университете с 1983 года до выхода на пенсию в 1994 году.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса - Главная особенность развития человечества

Главная особенность развития человечества

Еще до появления теории коммуникативного действия (1981) Хабермас противопоставил инструментальное действие (сфера работы, оперирующая критериями эффективности) коммуникативному действию — взаимодействию (по крайней мере, двух) индивидов, упорядоченному в соответствии с обязательными нормами. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное действие стремится к взаимопониманию и консенсусу между действующими лицами. Соответственно, Хабермас проводит различие между инструментальной рациональностью (термин, заимствованный у М. Вебера) и коммуникативной рациональностью. В своих поздних работах он выделяет четыре типа действий: стратегические (к ним относятся инструментальные действия), нормативные, экспрессивные (драматургические) и коммуникативные.

Колонизация жизненного мира системами

Помимо инструментальной рациональности, нацеленной на эффективность (которую обычно выделяют социологи), Хабермас выделяет и более фундаментальную — коммуникативную рациональность, которая строится на взаимопонимании и нацелена на него.

Коммуникативная рациональность связана с жизненным миром — символическим миром смыслов, а инструментальная рациональность связана с системным миром, в который человек вовлечен посредством инструментальных действий, реализации целей по отношению к определенным объектам. Сначала мир задумывается как системный мир, который исторически предшествует жизненному миру. Общество — это и системный мир, и жизненный мир.

Коммуникативное действие служит как укреплению традиций, так и обновлению культурного потенциала, социальному взаимодействию и укреплению солидарности; в смысле социализации оно способствует формированию идентичности и личностной идентификации.

Классовая структура

Теория позднекапиталистического овеществления

Поэтому, утверждает Хабермас, теория позднекапиталистической реификации, переформулированная в терминах системы и жизненного мира, должна быть дополнена анализом культурной современности, который заменит устаревшую теорию классового сознания. Вместо критики идеологии этот анализ стремится объяснить культурное обеднение и фрагментацию обыденного сознания. Вместо того чтобы гнаться по потерянному следу революционного сознания, она должна исследовать условия воссоединения рационализированной культуры и повседневного общения как функции жизненных традиций.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: