Опишите мечеть омейядов в дамаске кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мусульмане со всей планеты пытаются оказаться хоть раз в жизни в мечети Омейядов. Она является одним из самых величественных храмовых сооружений Сирии. Для архитектурного наследия государства ценность постройки считается поистине колоссальной. Кроме того, ее расположение весьма символично. Ибо храм находится в Дамаске. Он является старейшим мегаполисом мира. Описание мечети Омейядов читайте далее.

Старейший город

Итак, этот памятник культуры и архитектуры находится в сирийской столице. Ученые считают, что город был основан примерно тысячу лет назад. На данный момент он по праву является крупнейшим религиозным центром всего Леванта. А его изюминкой считается как раз мечеть Омейядов.

Напомним, Левант – это все государства восточного Средиземноморья. Среди них Иордания, Египет, Турция, Ливан, Палестина, Сирия и пр.

Между прочим, в свое время апостол Павел посетил город Дамаск. После этого в столице возникло новое религиозное течение, которое стало называться христианством. Кстати, город неоднократно упоминается и в Библии.

мечеть омейядов

Древняя история

В древности сирийская столица была покорена царем Израильского государства Давидом. А в 333 г. до н. э. Александр Македонский вторгся на эту территорию и захватил город. Спустя несколько столетий город Дамаск признал и власть Рима.

На том месте, где сейчас высится мечеть, существовал храм Хадада. На этой территории древние арамейцы проводили свои соответствующие богослужения. К слову, от той постройки уцелела базальтовая стела.

Когда на территорию Дамаска распространилась власть римских наместников, храм был уничтожен. А на его месте было построено святилище Юпитера. Позже оно стало называться храмом Иоанна Крестителя.

Заметим, что в те времена на протяжении семи десятилетий церковь стала прибежищем и для христиан, и для мусульман. Богослужения проводились одновременно для этих конфессий. При этом, завоевав Дамаск в 636 году, арабы не только не уничтожили сооружение, но и возвели небольшую пристройку из кирпичей около храма.

город дамаск

Разрушение римской базилики

Тем временем город начал превращаться в настоящую столицу большого халифата. А число мусульман сильно возросло. И огромный римский храм уже был не в состоянии вместить всех желающих. Соответственно, приверженцы христианства оказывались лишними.

К этому периоды халифы понимали, что в городе давно пора было построить свое святилище, как в Эль-Куфе, Мекке, Басре, Медине. Это сооружение должно было в лучшую сторону отличаться от христианских храмов. Оно противостояло бы им красотой убранства и архитектуры. Но перед началом возведения церковь в начале была выкуплена у христиан, а потом и вовсе была разрушена.

К слову, впоследствии все христианские культовые постройки были уничтожены. Некоторые из них превращались в мечети. На данный момент сохранена только церковь Св. Марии. Она считается сейчас главным собором Антиохийского патриарха.

Строительство мечети

Разрушив римскую базилику, арабские зодчие на том же месте приступили к непосредственному возведению мечети. Строительные работы длились одно десятилетие. В них были задействованы двенадцать тысяч рабочих.

На строительство дамасские власти истратили все финансовые средства, которые были тогда в сирийской казне.

Также к процессу работ были привлечены известные архитекторы Персии, Индии и Магриба.

Кроме того, ряд правителей Леванта решили внести свою лепту в возведение сооружения, предоставив для этого колоссальное количество драгоценных камней.

 мечеть омейядов в дамаске

Архитектура сооружения

В результате мечеть Омейядов (Сирия) действительно получилась величественной и очень красивой. Она была отделена от города толстыми стенами.

Войти в здание можно с четырех сторон через ворота. Кстати, у левого входа находится большая деревянная повозка на огромных колесах. Многие считают, что это сооружение является таранным устройством. По их словам, его оставил великий Тамерлан, когда штурмовал Дамаск. Другие же считают, что эта повозка – древнеримская боевая колесница.

За воротами расположен внутренний двор, который выложен черно-белыми плитами из мрамора. Его длина составляет 125 м, а ширина – 50. Он украшен изображениями райских садов и мозаикой. К слову, эта мозаика по праву считается лучшим украшением мечети. Говорят, чтобы ее сделать, пригласили константинопольских мастеров. Правда, на протяжении длительного времени мозаика была скрыта под большим слоем штукатурки. И лишь в 1927 г. реставраторы смогли восстановить ее былую красоту.

В центре двора есть фонтан и бассейн для омовения. Что касается пола молельного зала, он застелен коврами. Их там практически 5 тысяч. Верующие жертвовали их в пользу мечети.

могила пророка яхьи

Минареты

Над храмом высятся 3 минарета. Они сохранились почти в первозданном виде. Но, к сожалению, не все.

Самый старейший минарет находится в северной части стены, которая окружает храм. Название сооружения - минарет Аль-Арук. Увы, как он выглядел после строительства, трудно сказать. А после очередных реставрационных работ верх здания выполнен исключительно в современной стилистике.

Минарет, который расположен в западной части мечети, нарекли Аль-Гарбия. Он был построен в пятнадцатом столетии и был увенчан довольно острым шпилем.

Ну а юго-восточный минарет носит имя Ису, или Иисуса. По легенде, когда наступит Страшный суд, Христос спустится по этому минарету и окажется в мечети. После этого он должен воскресить пророка по имени Яхья. Затем они отправятся в Иерусалим, где будут устанавливать истинную справедливость на всей Земле. Кстати, вот поэтому ежедневно на место, куда ступит нога Иисуса, всегда стелют совершенно новый ковер.

большая мечеть дамаска

Часовня Хусейна

В огромном здании мечети существуют и свои тайны. Так, в глубине двора, среди колонн галереи, есть небольшая дверца, которая ведет к т. н. часовне Хусейна. Она, пожалуй, является одной из основных святынь храма. Именно в этой постройке, в капсуле, хранится голова Хусейна. Он был внуком пророка Мухаммеда и считается мучеником. Его убили в одном из сражений в далеком 681 г., а голову отсекли. После этого ее доставили в Дамаск. По приказу сирийского правителя голову повесили на воротах города. В свое время именно на этом месте легендарный царь Ирод выставил голову Иоанна Крестителя. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Когда Хусейна не стало, птицы, по преданию, стали издавать лишь печальные трели. А все горожане плакали. Правитель Сирии раскаялся и приказал положить голову в гробницу из золота. Потом ее поместили в склеп, а немногим позже – в мечеть.

Кроме того, приверженцы ислама верят, что в часовне лежат и волосы пророка Мухаммеда. Якобы он их обрезал, когда находился в Мекке. Заметим, что пророк был тогда в городе в последний раз.

мечеть омейядов реликвии и святыни

Голова Иоанна Крестителя (пророка Яхьи)

В центре мечети находится также капсула с головой Иоанна Крестителя. На Руси его называют Иоанном Предтечей, в мусульманском же мире его именуют Яхья.

Эту святыню нашли совершенно случайно. Когда только-только начались строительные работы по возведению мечети, сирийские зодчие закладывали фундамент. Именно тогда была найдена и могила. Верующие утверждают, что это было захоронение как раз Иоанна Крестителя. Как бы то ни было, но правитель приказал сохранить могилу. В результате она осталась на том же месте, где ее нашли позднее. Она находится в самом центре двора.

Гробница изготовлена из белого мрамора. Она окружена стеклянными нишами. Через них верующие могут положить внутрь фотографию или поминальную записку. Кроме того, там можно передать деньги этому святому в качестве дара.

Честно говоря, история с головой окончательно не выяснена до сих пор. Говорят, что в могиле пророка Яхьи лежит лишь часть его мощей. Другие части головы находятся в Амьене, Афоне и Риме.

мечеть омейядов сирия

Правила посещения храма

Мечеть Омейядов в Дамаске считается очень гостеприимным местом. Причем для людей абсолютно любого вероисповедания. Гости и верующие, как правило, всегда ведут себя довольно раскованно. Они могут молиться, сидеть, читать, лежать и даже спать. А маленькие дети обожают кататься по мраморным плитам двора. При этом служители храма всегда относятся ко всем спокойно и демократично. Они никогда никого не осуждают и уж тем более не выгоняют.

Гости Дамаска посещают мечеть Омейядов за символическую плату. Правда, в пятницу туристов не пускают. При входе в храм необходимо снять обувь. Ее можно отдать служителям на хранение. Правда, за дополнительную плату. В противном случае стоит носить обувь с собой. Представительницам слабого пола выдают специальные черные накидки.

Немаловажная деталь: в Сирии климат очень жаркий. И поэтому мраморный пол в большой мечети Дамаска часто раскаляется буквально до предела. Соответственно, по такой поверхности просто нереально передвигаться. Одним словом, туристы в такой ситуации берут с собой носки.

мечеть омейядов описание

Испытания

Мечеть Омейядов, реликвии и святыни которой мы рассмотрели, прошла и через ряд серьезных испытаний. Так, некоторые части храма неоднократно горели. Кроме того, сооружение пострадало и от стихийных бедствий. Три раза на храм обрушивались страшные землетрясения. Также на территорию Дамаска вторгались монголы, османы и сельджуки. После таких набегов храм, казалось, был окончательно разрушен. Но несмотря на это, мечеть быстро восстанавливалась. И столица Сирии поныне гордится этим уникальным памятником культуры.

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске – старейшем городе Сирии.

мечеть омейядов

Исторические предпосылки

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии – городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов. Левант – это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др.

После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение – христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города. Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году – римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

Мечеть Омейядов (Дамаск). Хроники

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя.

Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это боевая колесница, сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Пророчество башни

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. Этим минаретом особенно славится Мечеть Омейядов.

мечеть омейядов пророчество башни

Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер. Напротив минарета Иисуса расположен минарет Невесты или аль-Арук. На западной стороне находится минарет аль-Гарбия, который был построен в XV веке.

Внутреннее убранство мечети

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

мечеть омейядов дамаск

Интерьер мечети не менее прекрасен. Стены инкрустированы мрамором, а на полах простираются ковры. Всего их насчитывается более пяти тысяч. Молитвенный зал имеет внушительные размеры. Его длина 136 метров, а ширина – 37 метров. Весь он покрыт деревянным настилом, по его периметру возвышаются коринфские колонны. Центр зала занимают четыре расписные колонны, поддерживающие огромный купол. Особую ценность представляют собой росписи и мозаика на колоннах.

Усыпальница Яхьи

мечеть омейядов сирия

Гробница Иоанна Крестителя

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар. По словам архимандрита Александра Елисова, в гробнице находится только часть головы Иоанна Крестителя. Остальные части мощей скрываются в Афоне, Амьене и в храме Папы Сильвестра в Риме.

мечеть омейядов левант

К северной части мечети примыкает небольшой сад, в котором находится гробница Салах-ад-Дина.

Испытания

Как и любая другая святыня, Мечеть Омейядов прошла через множество испытаний. Отдельные части ее несколько раз горели. Пострадала мечеть также и от стихийных бедствий. В 1176, 1200 и 1759 годах на город обрушались сильнейшие землетрясения. После окончания правления династии Омейядов на Сирию несколько раз совершали опустошительные набеги монголы, сельджуки и османы. Несмотря на все трудности, единственным сооружением, которое быстро восставливалось и радовало своих прихожан, была Мечеть Омейядов. Сирия по сей день гордится нерушимой силой этого уникального памятника культуры.

большая мечеть омейядов в дамаске

Правила нахождения в мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск) – гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу. Туристы за небольшую плату могут посетить Мечеть Омейядов (Сирия) в любой день кроме пятницы. При входе в мечеть следует снять обувь. Ее можно отдать на хранение служителям за дополнительную плату или носить с собой. Для женщин предусмотрена специальная одежда в виде черных накидок, которая также выдается при входе. Следует учитывать, что в Сирии практически всегда очень жарко, поэтому мраморный пол в мечети порой раскаляется до предела. Босиком по такой поверхности практически невозможно передвигаться, поэтому лучше захватить с собой носки.

мечеть омейядов дамаск сирия

Мусульмане со всего мира стремятся хоть раз посетить Мечеть Омейядов (Сирия). В Дамаске это наиболее людное место.


ОМЕЙЯ́ДОВ МЕЧЕ́ТЬ (Боль­шая ме­четь Омей­я­дов) в Да­ма­ске, од­но из пер­вых в ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ре и наи­бо­лее по­чи­тае­мых му­суль­ма­на­ми мо­лит­вен­ных зда­ний; па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Ос­но­ва­на ха­ли­фом аль-Ва­ли­дом в 706–715 как гос. ме­четь Омей­я­дов на древ­нем свя­щен­ном уча­ст­ке в цен­тре го­ро­да. Бу­ду­чи са­мым ран­ним при­ме­ром ор­га­нич­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния ран­не­ви­зант. хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки в ко­лон­ную ме­четь, О. м. со­хра­ня­ет чер­ты древ­не­го строи­тель­но­го иск-ва Си­рии и ут­вер­жда­ет прин­ци­пы соб­ст­вен­но ис­лам­ско­го куль­то­во­го зод­че­ст­ва. О. м. от­час­ти унас­ле­до­ва­ла пла­ни­ро­воч­ные идеи, ма­те­риа­лы и фраг­мен­ты пред­ше­ст­вую­щих куль­то­вых со­ору­же­ний: пред­по­ла­гае­мо­го хра­ма ара­мей­ско­го бо­га Ха­да­да (9 в. до н. э.), ан­тич­но­го свя­ти­ли­ща сир. бо­га Юпи­те­ра Да­мас­ско­го (1 в. н. э.; уг­ло­вые ка­мен­ные баш­ни в 8 в. по­слу­жи­ли ос­но­ва­ния­ми че­ты­рёх не­со­хра­нив­ших­ся ми­на­ре­тов) и ц. Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (кон. 4 в., за­но­во воз­ве­де­на ок. 629; по­сле 635 вост. часть дво­ра до по­строй­ки О. м. бы­ла при­спо­соб­ле­на под мо­лель­ню му­суль­ман).

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии – городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов.

Левант – это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др. После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение – христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города.

Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году – римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса.

В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя. Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман.

На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек.

Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне.

Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней. Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров.

Ходят слухи, что это боевая колесница, сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота.

Великие мечети мира. Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Одна из самых славных мечетей Ислама по красоте и совершенству постройки, необычности облика, великолепию отделки и украшений. Ее общепризнанная известность позволяет не тратить времени на ее описание. Одно из чудесных явлений, там наблюдаемых, то, что паук не ткет там паутины, а ласточка не проникает туда и не вьет гнезда…

Ибн Джубайр. Путешествие… Москва, 1984, с. 186

Восхищение знаменитого арабского путешественника конца 12 века становится понятным, как только Вы оказываетесь в стенах этой старейшей мечети мира, принимающей всех, кто хочет поклониться Богу и полюбоваться ее красотой. С момента создания в 706–711 годах, в дни славы и могущества халифата Омейядов (661–750) и процветания их стольного города – Дамаска, это поистине уникальное сооружение остается самым притягательным духовным и историческим центром современной Сирии.

По традиции, местом для строительства был выбран древний храмовый участок в центре города, исконная святость которого должна была утверждать священную сущность любого возведенного на нем культового здания. Находки археологов позволили предположить, что в 1-м тысячелетии до н. э. здесь находился храм арамейского божества Хадада.

В 1 веке древний храм сменило большое святилище сирийского бога, которого римляне называли Юпитером Дамасским. От античного сооружения частично сохранились ограждавшие прямоугольную территорию святилища массивные каменные стены, монументальные восточные ворота Баб Джайрун (ныне Баб ан-Нафура – Ворота фонтана) с красивым колонным портиком и великолепная мраморная колоннада, которая и ныне подводит к мечети с запада. В правление императора Феодосия I (379–395), когда Сирия находились под властью Византии, античный храм был превращен в церковь святого Иоанна Крестителя.

Для исполнения своих замыслов халиф привлек лучших специалистов, использовал самые ценные материалы и не скупился на траты.

Здание действительно получилось очень красивым, величественным и соразмерным. Его создатели не уничтожили прежнюю постройку, как на том ошибочно настаивают некоторые авторы, но активно использовали многие ее части, детали и материалы, приемы планировки и конструкции, технику строительства и декора. Архитектура дамасской Мечети Омейядов дает самый ранний и самый замечательный пример органичного преобразования ранневизантийского храма в молитвенное сооружение Ислама. Сохраняя стилистические особенности сирийского зодчества византийского времени, это прекрасное здание в полной мере обладает чертами, утверждающими основы собственно исламской культовой архитектуры. Именно в Дамаске впервые идея колонной мечети воплотилась в классических формах монументального сооружения.

Мусульманское молитвенное здание длиной 157,5 м и шириной 100 м идеально вписалось в вытянутый с запада на восток прямоугольник древних каменных стен. На остатках угловых античных квадратных башен, использованных как мощные и прочные базы, были воздвигнуты четыре минарета, которые, предположительно, заменили христианские колокольни. Ни один из этих первых в Исламе минаретов не сохранился. До наших дней нетронутой осталась лишь древняя башня на юго-западном углу; ныне стоящий на ней трехъярусный минарет – нарядная многогранная аль-Гарбийя (Западная) был возведен в 1488 году мамлюкским султаном Каитбеем. Четырехгранный юго-восточный минарет, носящий имя пророка Исы (мир ему), датируют 1340 годом.

В середине северной стены, возможно, еще при Омейядах, был поставлен третий минарет, перестроенный в конце 12 века, а затем дополненный в правление мамлюкских или османских султанов.

Пространство внутри древних стен освободили под просторный двор – сахн, непременное условие соборной мечети. Северную, западную и восточную стороны двора украсили галереи с деревянными балочными перекрытиями на двухъярусных аркадах. Столбы, арки и стены галерей покрыли мраморными облицовками, резьбой по камню и великолепными мозаиками из цветных стеклянных кубиков-смальт. Пол двора выстлали плитами белого мрамора.

Трансепт определил главную, сакральную ось мечети, как бы пересекающую двор от северного минарета. На южном конце оси-трансепта, в стену киблы был встроен Большой михраб, существующий и ныне, но в обновленном оформлении. Значительно раньше в восточной половине южной стены мечети был установлен знаменитый михраб Сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который не имел ниши вплоть до предпринятого халифом аль-Валидом строительства.

Мечеть Омейядов в Дамаске изначально получила все, что была обязана иметь главная мечеть города и государства. Одним из важных признаков Большой мечети в эпоху Халифата был Дом имущества – Байт аль-мал, место хранения казны мусульманской общины. Байт аль-мал дамасской мечети, по-прежнему стоящий в западной стороне двора, возможно, был самым ранним исламским сооружением этого типа.

Формой он напоминает восьмигранную шкатулку с крышкой-куполом, обшитым листовым свинцом.

По завершении строительства мечеть снизу доверху была одета в роскошный многоцветный наряд. Нижние поверхности на высоту стволов колонн и столбов были облицованы мрамором с крупными геометрическими орнаментами, набранными фигурными плитками и полосками из цветного камня.

За двенадцать столетий существования здания его драгоценный покров отчасти исчез, отчасти был заменен новым декором или скрыт слоями штукатурки. С конца 1920-х годов упорный труд исследователей и реставраторов постепенно возвращает мечети первоначальный облик.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске, создатели которой охотно воспользовались опытом предшествующих культур, стала образцом мусульманского соборного культового здания. Оставаясь единственным в своем роде архитектурным памятником, она ответственна за многие последующие творения зодчих исламского мира.

Татьяна Стародуб-Еникеева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

Читайте также: