Абстрактный экспрессионизм кратко и понятно

Обновлено: 17.05.2024

Стилистически абстрактный экспрессионизм разнообразен. Так, художник мог выражать свое внутреннее состояние на холсте методом хаотичного разбрызгивания краски (Д. Поллок), используя негеометрические штрихи, линии разных форм, закрашивая части поверхности картины одним или несколькими цветами (М. Ротко) и т.д. Таким образом, в работах абстрактных экспрессионистов форма (логическое мышление) противопоставляется цвету (бессознательное).

Важной особенностью абстрактного экспрессионизма является то, что по мнению его представителей, полотно или скульптура должны вступить в диалог со зрителем. Постижение живописи должно происходить не через рациональное осмысление, но через центры восприятия зрителя, работать с его восприимчивостью. Картина совсем отходит от критериев объективности и становится итогом субъективного переживания – художника, пока он над ней работал, и зрителя, пока он на нее смотрел. Таким образом, абстрактный экспрессионизм уходит от оценочности, ведь измерить внутреннее состояние субъекта невозможно, его можно только почувствовать.

История развития

Представители

Джексон Поллок; Марк Ротко; Барнетт Ньюман; Элен де Кунинг; Виллем де Кунинг; Эд Рейнхардт; Энрико Донати; Франц Клайн; Адольф Готлиб; Ганс Гофман; Марк Тоби; Джон Грэхам; Аршил Горки и многие другие.

Абстрактный экспрессионизм нельзя назвать однородным художественным течением. Напротив, это направление объединяет множество разнообразных стилей, методов и техник, которые его сторонники использовали для написания произведений.

История абстрактного экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм в качестве полностью сформированного направления в живописи появился лишь в 40-х годах ХХ века, но его истоки в мировой культуре можно обнаружить гораздо раньше.

У абстрактного экспрессионизма можно обнаружить множество стилистических совпадений с разными авангардными течениями начала ХХ века. По эмоциональной напряженности произведений он близок немецкому экспрессионизму, футуризму и синтетическому кубизму. Из сюрреализма движение заимствовало стремление к спонтанному отображению в картинах глубин подсознания.

В начале 1940-х гг. в США возникли очевидные предпосылки для появления нового художественного движения. В те времена, спасаясь от преследований нацистов, в Америке поселились многие видные европейские художники-авангардисты, которые оказали заметное влияние на мировоззрение местных мастеров живописи.

Начало Второй мировой войны привело к кризису традиционных человеческих ценностей, в том числе, в сфере изобразительного искусства. Это неизбежно отразилось на творческих личностях, многие из которых начали искать новые, революционные способы самовыражения.

Именно благодаря абстрактному экспрессионизму Нью-Йорк со временем превратился в один из самых влиятельных центров мирового изобразительного искусства. У движения появилось множество последователей в странах Европы, но большинство его сторонников жили и работали в США.

Абстрактный экспрессионизм, как и подобает ультрасовременному художественному движению, недолго оставался в центре внимания мировой публики. Уже к концу 1950-х интерес к нему быстро исчез, а работы сторонников перестали привлекать критиков. Но он оказал огромное влияние на последующие поколения художников и стал надежным фундаментом современного американского искусства.

Отличительные особенности абстрактного экспрессионизма

К основным отличительным особенностям абстрактного экспрессионизма можно отнести:

  • Полное отсутствие на картинах предметов реального мира.
  • Сильная эмоциональная напряженность произведений.
  • Отказ автора от четко структурированной, состоящей из отдельных элементов композиции в пользу единого фонового поля картины.
  • Огромные размеры большинства произведений.

Знаменитые художники — абстрактные экспрессионисты

Среди наиболее известных художников — абстрактных экспрессионистов особо выделяются:

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести произведения разных стилей, жанров и исторических эпох. Здесь же можно купить абстрактные картины напрямую у современных художников, в том числе последователей абстрактного экспрессионизма.

Основные черты

Для абстрактного экспрессионизма характерно спонтанно изображать собственный внутренний мир художника и его эмоциональные переживания. Представители этого направления изобразительного искусства в своих полотнах полностью отдавались бессознательному, неподвластному законам логики и разума творчеству, в котором не было места изображению объектов реального мира.

В абстрактном экспрессионизме нет единого четкого стиля, напротив, в нем сочетаются множество художественных техник и приемов. Приверженцы этого течения часто прибегали к использованию изменчивых физических свойств красок для подчеркивания личного эмоционального переживания.

Основные особенности картин абстрактного экспрессионизма:

  • не иллюстрируют реальный мир;
  • отображают спонтанное личное душевное переживание художника;
  • свободны в технике исполнения;
  • выражают силу творческого бессознательного;
  • не обладают структурированной композицией из отдельных элементов;
  • представляют собой единое недифференцированное поле;
  • отличаются внушительными размерами.

История

В тот период в Соединенные Штаны перебрались многие авангардисты из Европы, которые боялись преследования со стороны нацистов. Они оказали значительное влияние на творчество местных живописцев.

Вторая мировая война способствовала кризису традиционных человеческих ценностей, который не обошел стороной и изобразительное искусство. Это отразилось в творчестве многих художников того периода. Они стали искать революционные способы самовыражения.

Творческая зрелость художников, относящихся к абстрактному экспрессионизму, приходится на 1930-е годы – период Великой депрессии в Америке. Именно в это непростое для страны время начал зарождаться новый, истинно американский художественный стиль, которому была присуща монументальность, романтические настроения и сложные аспекты личной свободы. Абстрактные экспрессионисты видели живопись как противоборство самовыражения и хаоса бессознательного.

Известные художники

Крупнейшими художниками абстрактного экспрессионизма также являются:

  • Джеймс Брукс;
  • Норман Льюис;
  • Клиффорд Стилл;
  • Альберт Котин;
  • Аршил Горки;
  • Ганс Гофман;
  • Жан-Поль Риопель;
  • Моррис Луис;
  • Барнетт Ньюман.

К началу 1960-х годов интерес к данному направлению постепенно иссяк, однако абстрактный экспрессионизм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Он стал фундаментом современной американской живописи и сделал Нью-Йорк культурным центром мирового значения.

— широкомасштабное движение в американской живописи ХХ века , которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е. Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Большинство абстрактных экспрессионистов жили , работали и выставлялись в Нью-Йорке.

Абстрактный экспрессионизм

Разберемся с определением

Виллем де Кунинг. Раскопки

Франц Клайн. Оранжевый контур

Джексон Поллок. Алхимия

Марк Ротко. № 210 / № 211

Ключевые моменты

2. Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время , когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали себя провинциалами , изолированными от мира искусства. Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением. Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам , романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы.

4. Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США ( по большей части — в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов , которые оказали существенное влияние на абстрактных экспрессионистов благодаря своему стилю и сосредоточенности на бессознательном. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать их отношение к живописи в целом , как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.

Джексон Поллок. Пасха и Тотем

Виллем де Кунинг. Весенняя женщина II

Марк Ротко. Первобытный пейзаж

Начало: искусство, рожденное Депрессией

Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры: Аршиль Горки, который создавал суггестивные биоморфные формы с помощью тонких линий и использовал в работе жидкую краску , и Ганс Гофман, работы которого отличают динамичные и текстурные мазки , но при этом традиционная композиция.

Как уже было сказано , многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных опытов и экспериментов в 1930-е годы. Великая Депрессия породила два популярных художественных движения — риджионализм и социальный реализм

. Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников , сосредоточенную на поисках богатого содержания и глубокого смысла , на живописи , лишенной провинциализма и откровенной политической окраски. Однако было у Великой Депрессии и одно преимущество , если можно так выразиться. В это время правительство США создало несколько мощных государственных программ по обеспечению безработных американцев рабочими местами , что позволило многим начинающим художникам начать успешную карьеру.

Как бы там ни было , многие художники , испытавшие на себе ужасы Великой Депрессии , в начале своего творческого пути вынуждены были обращаться к риджионализму и социальному реализму. Большинство из них впоследствии отказались от этих стилей , но смогли многое из них почерпнуть для дальнейшей работы. В частности , из этих первых работ родилась убежденность абстрактных экспрессионистов в том , что искусство должно быть основано в первую очередь на личном опыте. Работа над муралами вдохновила их на создание монументальных абстрактных полотен в дальнейшем. А совместная работа на правительство США помогла этой разношерстной публике держаться вместе , когда начало зарождаться новое художественное движение.

Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то , что большинство из них жили и работали в Нью-Йорке , который уже в то время славился огромной сетью музеев и галерей , регулярно проводившими выставки даже самых смелых и неоднозначных художников. В Музее современного искусства демонстрировались экспозиции « Кубизм

Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.

Дадаизм, или дада - временное авангардистское течение, которое зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии и распространилось по всей Европе. Существовал примерно с 1916 по 1922 годы. Со временем французский дадаизм слился с сюрреализмом, немецкий – с экспрессионизмом.

Живопись действия

Джексон Поллок. Номер 5

Джексон Поллок. Полная Морская сажень Пять

Джексон Поллок. Глубина

Виллем де Кунинг выработал свою собственную версию живописи действия: энергичный , даже агрессивный стиль , работая в котором он чередовал чисто абстрактные работы с мощными иконическими фигуративными картинами.

Для абстрактных экспрессионистов достоверность и ценность их работ заключалась прежде всего в прямоте и непосредственности выражения. Каждая картина должна была служить для раскрытия внутренней сущности художника , а энергичная стилистика живописи действия являлась главным признаком живого процесса творения.

Живопись цветового поля

Марк Ротко. № 9 (Темный на светлом землистом, фиолетовый и желтый на розовом)

Барнетт Ньюман. Дионисий

Клиффорд Стилл. 1949. №1

Весь этот джаз

Джексон Поллок. Осенний ритм (Номер 30)

Многие художники в разные времена находили вдохновение в музыке. Джаз был импровизационным и максимально энергичным , и абстрактные экспрессионисты , включая Джексона Поллока , признавались , что слушают джаз во время работы.

Норман Льюис. Джаз-бэнд

Норман Льюис. Джазовые музыканты

Норман Льюис. Кантата

Абстрактный экспрессионизм: шпаргалка

Знаковые работы

Джексон Поллок. Номер 1 (Лавандовый туман)

Марк Ротко. № 16 (Красный, коричневый и черный)

Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.

Виллем де Кунинг. Дверь к реке

Вы эксперт, если:

С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше

Вы профан, если:

Норман Роквелл. Знаток. Обложка журнала

Что дальше? Трансформации и наследие

Как и в случае с любой группой художников , чьи картины получают широкое признание критиков и публики , в конце концов , абстрактный экспрессионизм

оказался под угрозой утраты изначальной цели. Художники получили поддержку масштабной сети арт-дилеров , музеев и галерей , даже правительство США признало деятельность движения , способствуя его продвижению за рубежом , и тем самым демонстрируя политику , разительно отличавшуюся от сталинских репрессий.

Дальнейшее развитие событий было неизбежным: абстрактный экспрессионизм

начал привлекать множество молодых последователей и стал балансировать на грани превращения из спонтанного и импульсивного искусства в жесткий академизм

направление в живописи, сформировавшееся в США в 1940-1950. Имел опосредованное отношение к европейскому экспрессионизму первых десятилетий XX в., хотя раннее, фигуративное творчество некоторых его представителей и было отмечено в той или иной мере экспрессионистскими тенденциями. Это касается как ряда стилистических признаков, так и психологической атмосферы (“Напряженные, тайные, экспрессивные образы стали выражением невроза, заменившего нам реальность”, А.Готлиб). А.э. неоднороден, само это словосочетание противоречиво, так как содержит отказ от фигуративности вместе с обращением к эстетической системе, в которой доминирует выражение внутреннего мира человека и его чувств. Термин появился в 1946, когда Р.Коутс назвал “абстрактными экспрессионистами” У. де Кунинга* и Дж.Поллока*, вошедших позднее в “Нью-йоркскую школу”. “Опасно давать себе самим имя”, - так высказался о “неуклюжем”, но прижившемся термине У. де Кунинг.

Важную роль в зарождении А.э. сыграло восприятие в США европейского авангардного искусства, начиная с выставки “Армори Шоу” (1913). Его непосредственными американскими предшественниками были польский иммигрант Дж.Грэм, увлекавшийся юнгианством и психоанализом, иммигрант из Армении А.Горки*, М.Хартли и М.Уэбер. Как и все авангардное искусство в США, А.э. заимствовал понемногу из разных течений: из кубизма - композиционные решения и подчеркнутую цельность пространства картины; из сюрреализма - импровизацию и повышенный интерес к сфере бессознательного, принцип “автоматизма” и свободной ассоциации, в формах, свойственных Х.Миро и А.Массону. Значительное влияние на его развитие оказали европейские художники-сюрреалисты, иммигрировавшие в США в годы II мировой войны. В 1942 П.Гуггенхейм открыла галерею “Искусство нынешнего века”, где молодые американские художники стали встречаться с европейскими мастерами. С 1943 по 1947, когда галерея закрылась, здесь прошли выставки Дж.Поллока, М.Ротко, К.Стилла. В 1951 в Музее современного искусства состоялась выставка абстрактной живописи и скульптуры, представившая “АbЕх” как оригинальное, хотя и размытое течение.

Большинство его представителей не были абстракционистами в точном значении термина. На их огромных полотнах проступали вполне узнаваемые образы. Прежде всего это касается того крыла течения, которое принято называть “акционизмом”, или “живописью действия” (“action painting”, термин предложен Г.Розенбергом). Их творческие поиски характеризовались интенсивностью ощущений, трагизмом, порой пафосом. Однако пафос был экзистенциальным: “абстрактных экспрессионистов” отличало отвращение к социально заряженному американскому искусству 1930-х. Почти все они, за исключением де Кунинга, испытали сильнейшее воздействие примитивизма, отличались повышенным интересом к архетипам, мифам, прапамяти как источникам вдохновения. Индейское и афро-американское искусство, петроглифы, наскальные рисунки, песчаные картины оказали влияние на Поллока, Бейзиотса, Готлиба, как с точки зрения композиции, перспективы масштаба, техники, так и в смысле интереса к тотемам.

Работы другого крыла “абстрактного экспрессионизма” отмечены отсутствием как непосредственности “акционизма”, так и интереса к автоматизму. Они получили условное название “живописи цветовых полей” (“color field painting”), где “поля” интерпретировались в категориях возвышенного и прекрасного. Цвет играет решающую роль в живописи М.Ротко, которого можно рассматривать в известном смысле как “религиозного” художника: по словам исследователя американского искусства Дж.С.Тейлора, он “создал духовный ритуал для общества, в основном лишенного ритуала, религиозный опыт без церковных атрибутов”. Константой полотен Б.Ньюмена стала прямая вертикальная линия, рассекающая их сверху донизу, подобно тому как причудливо изогнутые линии рассекали пространство огромных картин К.Стилла 1940-х. Но и эти художники создавали не чистые абстракции, а своего рода экспрессивные “портреты американского пространства”.

Возникнув в целом как художественное явление, шедшее по следам европейского авангарда, А.э. сумел стать самостоятельным направлением в американской живописи. К концу 1950-х превратился в ведущее течение в американском искусстве, активно поддерживался государством как выражение американской свободы и независимости. К 1960-1970-м относится и волна популярности этого течения за пределами США.

Лит.: Frank Е. Jackson Pollock. New York, 1983; Anfam D. Abstract Expressionism. New York, 1990; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997; Leja M. Reframing Abstract Expressionism. Subjectivity and Painting in the 1940-s. New Haven, 1997.

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

Читайте также: