Медицина и фармация первобытнообщинного строя кратко

Обновлено: 01.06.2024

Изучение Истории фармации дает знания об истории фармации с древнейших времен до наших дней: о том, как зародилась, развивалась и накапливала свой богатый опыт фармацевтическая практика и наука.

ВложениеРазмер
vvedenie_v_farmatsiyu._lekarstvovedenie_v_pervobytnom_obshchestve.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФАРМАЦИИ.

Цель: сформировать у студентов представление о фармации как особой сфере деятельности людей, развивавшееся по своим историческим законам и имеющим богатое наследие.

- сформировать представление об истории развития фармацевтического дела (об основных исторических периодах фармации);

- развивать интерес к будущей профессии;

- повысить уровень общей и профессиональной культуры;

- воспитывать навыки исторического мышления.

  1. Фармация как особая деятельность людей.
  1. Происхождение и понятие:

- фармакопея, фармакология, фармакогнозия;

2. Структура истории фармации.

3. Периодизация общей истории фармации.

  1. Лекарствоведение в первобытном обществе:
  1. Исторические источники:

- археология и палеонтология

2. Становление человека и человеческого общества:

- антропологический и философский подход.

3.Основные этапы в истории первобытных людей:

- Праобщина – период первобытной орды (стада)

4. Народная медицина:

1. Орг. момент проверка подготовленности аудитории

Запишите тему занятия «Введение в дисциплину. Лекарствоведение в эпоху

- Что такое реферат

- Назовите структуру реферата

- Какие ошибки следует избегать при оформлении титульного листа

- О чем следует писать в заключении

Итогом работы по усвоению работы над оформлением реферата, будет выполненная вами учебно-исследовательская работа, на тему, которую вы выбрали на предыдущем занятии.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Оформление титульного листа.

Изучение Истории фармации дает знания об истории фармации с древнейших времен до наших дней: о том, как зародилась, развивалась и накапливала свой богатый опыт фармацевтическая практика и наука.

Прошлое мы изучаем для того, чтобы лучше понимать настоящее и полнее представить развитие событий в будущем.

  1. Происхождение и понятие. Что же такое фармации?

До наших дней сохранились такие термины, как

– фармакопея – сборник стандартов и положений, который описывает требования к качеству лекарственных средств;

- фармакология – наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных;

- фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения (и некоторые продукты его первичной обработки).

Итак, фармация – научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств.

Фармацевт – знающий о лекарствах (все).

История фармации делится на частную и общую.

Общая история фармации раскрывает основные проблемы всемирной фармации в целом.

Частная история фармации раскрывает историю развития отдельных дисциплин, которые составляют фармацевтический комплекс : фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология (технология лекарственных форм), ОЭФ (организация и экономика фармации).

В основу периодизации общей истории фармации принято выделять следующие периоды:

  1. Первобытное общество.
  2. Древний Мир.
  3. Античный мир.
  4. Средние века и эпоха Возрождения.
  5. Новая история.
  6. Новейшая история (с 1918г.)

По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории до нашего времени занимают не более 1% исторического пути человечества.

Общая продолжительность первобытной эры около 2 млн. лет.

Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются на данных археологии и палеонтологии, палеоботаники, этнографии.

Данные археологии . Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, предметы культуры, остатки построек, святилища, погребения и останки человека.

Данные палеонтологии – изучают патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета.

Ранее бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Но изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе следы травм и тяжелых болезней (опухоль, туберкулез, искривление позвоночника, кариес зубов и т.п.).

  1. Становление человека и человеческого общества.

Определение критериев человека (т.е. границы между животным миром и человеком) имеет два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его отличительные черты от животного:

- прямохождение (человек встал на ноги);

- свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем и способная к тонким трудовым операциям;

- относительно высокоразвитый мозг, т.е. масса мозга приблизилась к современной (на стадии палеоантропов);

Сторонник данного подхода Чарльз Дарвин, который увидел сходство человека с африканским шимпанзе и выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент.

В основе философского подхода лежит социальная сущность человека – его трудовая деятельность, мышление, язык.

3.Основные этапы в истории первобытных людей:

В истории первобытных людей можно выделить два основных этапа:

период первобытной орды (стада) и период родового строя,

который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

- Праобщина – период первобытной орды (стада )

Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира, и поэтому для облегчения от болезней он использовал различные лекарственные средства из окружающей его среды: мак, полынь, белену.

Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства этих растений: как питательные, так и целебные.

Так, палеонтологические исследования пещерных стоянок Шанидара предоставили сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Найденные останки мужчины показали, что он был погребен около 60 тыс. лет назад на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник, крестовник, эфедра, алтей и др. Все они связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. По-видимому, сородичи намерено собирали эти целебные растения.

Но все, же использование лекарственных средств в этот период был

результатом бессознательного опыта.

- Эпоха матриархата как этап развития первобытного общества характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. Она как глава рода разводила домашний скот, обрабатывала землю, заботилась о питании, хранила домашний очаг, но также заботилась о благополучии и здоровье своих сородичей.

Этот период характерен еще и тем, что основным способом добывания пищи было собирание даров природы: ягод, плодов, трав, корней. Отыскивая среди окружающей природы все, что было пригодно для употребления в пищу, женщины замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Так, путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого, первобытные люди открыли значительное количество лекарственных средств растительного происхождения: наркотические (мак, табак, индийская конопля), тонизирующие (женьшень, лимонник), а также полынь, дурман, белладонна.

Появление лука и стрел помогло человеку стать активным охотником и рыболовом, так человек наряду с растительной пищей стал употреблять и животную пищу, и установил целебные свойства некоторых органов животных (печень, жир, кровь).

- Для чего люди первобытной эпохи старались найти целебные средства растительного и животного происхождения? (вопрос к аудитории) .

Землетрясения с их вредными испарениями, наводнения, оставляющие после себя обширные гниющие болота; нападения диких зверей; получение травм на охоте, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных являлись причинами болезней первобытных людей.

Палеонтология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не повышала 30 лет, т.к. человек погибал в борьбе с природой в расцвете сил, не успевая состариться.

С развитием пастушеского, а затем кочевого скотоводства, материнский род уступил место отцовскому – патриархату.

Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как приручение животных и уход за ними всегда были его делом. Домашняя работа женщины теперь утратила свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины. В этот период мужчина становится во главе семьи, и роль врачевателя постепенно переходит к нему.

В период патриархата были открыты новые растения, обладающие целебными средствами: черемица, золототысячник, горецвет.

Так, пастух обнаружил, что раны у животных заживают быстрее после поедания травы золототысячника. Горецветом лечили водянку и одышку.

Изготовление орудий труда и предметов домашнего обихода из металлов – меди, олова, железа, серебра и золота, развитие гончарного производства привели к изготовлению посуды, позволяющей готовить лекарственные снадобья.

Тысячелетнюю практику использования лекарственных средств растительного и животного происхождения и передававшуюся устно из поколения в поколение называют народной медициной.

Ценность народной медицины заключается в том, что в результате наблюдений образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и лекарственные средства, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе материалов народной медицины. Современными врачами широко используются такие средства народной медицины, как корень аира, бузина, валериана, кора дуба, клюква, калина, лаванда, ландыш, малина, мать-и-мачеха, ромашка и т.д.

Первобытные люди широко использовали флору и фауну: останавливали кровотечения при помощи паутины, золы; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

Знания традиционных навыков и приемов в области врачевания обусловило появление профессиональных служителей культа: знахари, шаманы, жрецы. Их деятельность заключалась в сохранении и передаче знаний, толковании обычаев и врачевания. Подготовка знахарей велась индивидуально, знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному, способному ребенку из племени. Так, в Африке выбор ученика начинался с испытания мальчиков, которых многократно заставляли до обморока дышать дымом в закрытой хижине, а затем мальчики опускали руки в муравейник.

Но, несмотря на использование лекарственных средств, человек первобытного общества был бессилен перед природой, и это бессилие породило фантастические представления об окружающем мире.

Зародились первые религиозные представления:

- тотемизм – вера человека в родство с каким-либо животным, происхождение от него, его почитание (медведь, тигр, орел);

- фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

(амулеты и талисманы);

- анимизм (спиритизм) – вера в души и духов умерших;

- магия – вера в способность человека воздействовать на других людей

при помощи колдовства, заговоров (белая и черная);

- лечебная магия – врачевание ран и недугов.

Исцеляли больного разными способами: ему не давали пищи и воды, кололи иглами, давали рвотные препараты, высасывали гной из ран, надавливали кулаками на живот, применялось кровопускание, проводили вскрытие (трепанацию черепа), секли крапивой, царапали тело больного до крови.

В народной медицине лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров, сопровождавшихся использованием лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Вывод: Лекарствоведение в эпоху первобытнообщинного строя возникло и развивалось в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Опыт научил первобытных людей пользоваться природными лечебными средствами, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных

Зарождение фармации, начало заготовок и добывания лекарственных средств произошло именно на заре человеческой культуры – в период первобытнообщинного строя.

Домашнее задание: выучить лекцию (знать основные термины и понятия).

«ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.

1. Укажите дисциплину, которая изучает лекарственные растения и их свойства:

Появление человека было одним из величайших скачков в развитии природы. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки че­ловека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека все более усваивали прямую походку. Когда руки оказались заняты­ми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло важную роль в формировании человека.

Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, однако это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях.

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного).

Первые медико-гигиенические навыки.

Выделяют три периода в развитии первобытного врачевания :

1.Врачевание эпохи праобщины( самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах ( растительного, животного и минерального происхождения)

2.Врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике.

3.Врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания ( зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания ( коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов) .

Первобытное общество . Общая характеристика

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морганиспользовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и введения рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гочарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа. [3]

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества делится на каменный век, бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи.

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (4-е тыс. до н.э.- 4 в. до н.э.)

Древний Египет. Источники.

Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские медицинские трактаты -- первыми веками нашей эры.

Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий); записи и изображения (рис. 18 и 19) на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах, тексты папирусных свитков

Медицина Др. Египта

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние владели искусством определения болезней по пульсации сосудов, т. е. пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего, для его изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы; полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов, поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.).

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные' заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний - мочеполового и кишечного шистосомбзов. Эти болезни описаны под названием Ста в папирусах Эберса, Хёрста,. Берлинском и Лондонском.

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. В профилактических целях и здоровому человеку рекомендовалось раз в десять дней принимать рвотные и слабительные лекарства. Египтянам предписывались умеренность в еде, опрятность, обязательность частых омовений и растираний тела мазями. Они обязаны были носить чисто выстиранное полотняное нижнее белье. Крайне негативно они относились к ношению шерстяной одежды, в такой одежде запрещалось входить в храм. Египтяне серьезно относились к закаливанию в детском возрасте, дети обязаны были ходить босиком. К области гигиены следует отнести и обязательное истребление насекомых в домах.

Зубоврачевание Др. Египта

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием "червя, который растет в зубе".

Одной из главных причин заболеваний зубов у древних египтян можно считать грубую и убогую диету, равно характерную и для бедняков, и для зажиточных людей. Основным ежедневным блюдом был хлеб, а зерна для его выпечки измельчались при помощи каменных жерновов примитивной обработки. Поэтому естественно, что в муку попадало большое количество каменной пыли и осколков. Это приводило в результате к серьезному износу поверхностей зубов с последующим обнажением пульпы, воспалительными процессами и образованием опухолей.

В отличие от остальных врачей стоматологи в Древнем Египте были больше теоретиками, нежели практиками. Древние дантисты внимательно изучали заболевания зубов и подробно их описывали. Они старались предотвратить, а не вылечить болезнь.

Для ухода за зубами древние египтяне пользовались различными средствами. Для придания свежести дыханию они, например, жевали состав, сделанный на основе миры и природного антибиотика - меда. Пломбы египетские дантисты делали из смолы, которую смешивали с мелко размолотым малахитом, тоже, как известно, обладающим антисептическими свойствами. Известно, что уже за две тысячи лет до нашей эры египтяне чистили зубы смесью пемзы и уксуса. Такая смесь хорошо очищала зубы и освежала полость рта, но быстро стирала эмаль и вызывала кариес.

В то время еще не знали о пломбировании кариозных полостей и протезировании зубов золотом или другими металлами. Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой по линии их шеек (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Вопросы зубоврачевания в работе Гиппократа.

Врачебная этика.

1.Кристо-Микенский период (3-2 тыс. до н.э.) Центр - о.Крит (Родина Зевса)

2. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э.

4.Классический период (5-4 тыс. до н.э.) Влияние философии на мед.

Гиппократ. Работы Гиппократа.

Основные положения в мед. Гиппократа:

1)Медицина-это искусство, с рядом морально-этических позиций(клятва Гиппократа)

2)Врачебное искусство основано на опыте

3) I Теория Гуморально-патологическая

Организм состоит из 4 видов соков(кровь, слизь, желтая желчь, черная желчь). Преобладание одного из них определяет темперамент человека.

Здоровье-нормальное смешение соков в организме.

1)Внешние условия(плохое питание, неподходящая профессия)

Общие врачебные назначения, связь с диэстетикой (образ жизни, пища, одежда). Очищение организма (рвотные слабительные)

Лекарственная терапия, Хирургические болезни (удаление зубов), Акушерство и гинекология (не было женщин-врачей, мужчины лечили женщин философией)

Куль тела-знание анатомии

В сборнике нет горизонтального положения

История

Началом истории средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи — Ромул Аугустул.

В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения.'

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств — процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантич-ных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества — западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых — с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

1540 – образуется орден иезуитов

1572- Варфаламеевская ночь. Были убиты все протестанты

Развитие светской культуры и медицины. Образуются светские университеты под контролем короля.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя.

Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.).




Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание:

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях.

3. Помощь при родах и травмах.

4. Остановка кровотечений.

5. Кровопускание (мелкие стрелы).

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

Возникновение религиозных представлений.

Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона).

В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя.

Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.).

Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание:

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях.

3. Помощь при родах и травмах.

4. Остановка кровотечений.

5. Кровопускание (мелкие стрелы).

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

Возникновение религиозных представлений.

Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона).

В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Читайте также: