Политический строй великобритании в начале 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В отрезок времени между двумя Мировыми войнами государственный строй Великобритании развивался, имея известную многим черту: развитие буржуазной демократии, но имеющее при этом чисто внешний характер. Суть подобной демократии постепенно выветривалось, а реакция укреплялась благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Главное значение для развития государственного строя Англии имели реформы избирательного права 1918 и 1928 годов. Стоит отметить, что после реформы 1884 года, число избирателей увеличилось втрое, но в то же время сохранялся имущественный ценз (квартирный). На тот момент не имело место деление на избирательные округа, которые равны по числу населения: один гражданин мог проголосовать несколько раз в разных округах, в которых у него имелся имущественный ценз, а сами выборы проходили не один день, а длились в течение нескольких недель.

Избирательная реформа 1918 года

Реформа 1918 года была попыткой устранить имеющиеся недостатки не самым радикальным способом. Для того, чтобы проголосовать, лицо мужского пола, достигшее 21 года (избирательный возраст), должно было указать свое имя и проживать не менее полугода в определенном избирательном округе. В то же время лицо, которое соответствует цензу оседлости в определенном округе, но имеет при этом какую-либо собственность или вошло в университетский избирательный список по округу, имело право проголосовать два раза, но два – максимальное количество допустимых голосов. Благодаря этой реформе была ограничена возможность голосования более, чем в двух избирательных округах.

После этой реформы, были созданы избирательные округа, схожие по количеству проживающих человек. Получилось, что на одного депутата в среднем приходилось 70 тысяч человек. Помимо прочего, выборы стали проводиться в один день. Палата общин 1918 года была избрана на основе нового закона, а число проголосовавших выросло с восьми миллионов до 21 миллионов.

Избирательная реформа 1928 года

Одна из главных реформ была проведена в 1928 году, когда женщины получили право голосовать на равных правах с мужчинами. Консервативный кабинет, который и провел эту реформу, рассчитывал получить женские голоса на ближайших выборах, но надежды не были оправданы. Прирост в 4 миллиона голосов, позволивший достигнуть 26 миллионов избирателей в 1929 году, не принес должного эффекта, и большая часть жителей встала на сторону лейбористов. Стоит отметить, что в вышеописанный промежуток ценз оседлости снизился с шести до трех месяцев; исключение составил округ Олстер, для которого ценз остался прежним.

После принятия реформ 1926 и 1928 годов, избирательное право Великобритании допускало к голосованию больше половины населения страны (20 миллионов из 33-х приняли участие в голосовании в 1945 году). Подобное право считалось достаточно широким для того времени, но все равно не могло достигнуть эффекта, требуемого массами: значительное влияние оказывала мажоритарная избирательная система, способная исказить процесс голосования даже при гипотетическом отсутствии прочих недостатков.

Парламент и правительство

После окончания первой мировой войны имеется возможность наблюдать продолжение роста влияния правительства в сравнении с властью парламента. При наличии консерваторов в правительстве, оно господствовало в палате общин и палате лордов, но, в случае нахождения лейбористов у власти, им приходилось считаться с палатой лордов (как и в случае с выборами в 1945 году).

Несмотря на вопросы со стороны законодателей, попавших в неоднозначную ситуацию, а также избирателей, и те и другие стояли перед фактом упразднения парламента как законодательного органа вот уже длительное время.

Комиссия во главе с лорд-канцлером подтвердила, что, несмотря на желания законодателей и избирателей, стране требуется практика делегированного законодательства, и эта практика неизбежна. Однако, после первой мировой войны можно было наблюдать отсутствие делегированного законодательства и присутствие законодательства правительства. Оно законодательствовало прямо, косвенно, по принципиальным вопросам, по бюджетным, техническим и вообще по всем сферам, которые сочтет нужным без необходимости в разрешении палаты общин.

В 1927 году парламент принял 43 закона, о которых, по большей части, мало кто слышал. Для сравнения, в этом же году, министры издали 1349 постановлений и распоряжений обязательных к исполнению и имеющих такую же составную часть законодательства, как и акты парламента.

Полномочия в чрезвычайных ситуациях постепенно становились постоянными. Правительство, которое сосредоточила в руках всю власть (нормативную и исполнительную), становится особенно сильным в кризисные моменты. Во время кризиса правительство аккумулирует в руках охранительный, реакционный, и, если требуется, даже террористический характер по отношению к работающим гражданам.

Данный акт позволял правительству вводить в действие систему, аналогичную военному времени, куда входят внесудебная расправа за совершенные преступления, введение цензуры, обыски, аресты, высылки, и смертная казнь. К примеру, в 1921 году после забастовки горняков, работа этой системы была продемонстрирована народу, а потом в 1924 году после стачки докеров, и в 1926 году, когда происходила всеобщая забастовка.

Весьма интересно будет сравнить заявления Асквита с обращением министра внутренних дел к палате общин 5 мая 1926 года. На тот момент министр, в процессе защиты действий правительства, заявил, что чрезвычайные полномочия, прежде всего, доверены министру внутренних дел, а не полицейским и судьям, и что министр уже принимает решение – кому эти полномочия предоставить.

Акты периода Второй мировой войны

Что позволяли правительству новые законы:

  1. Помещать в тюрьму лица без объявления причины ареста и судебного разбирательства;
  2. Совершать аресты за действия, направленные на вызов недовольства среди занятых на королевской службе людей;
  3. Вводить исключительное положение в стране или областях страны.

Реагируя на надвигающийся диктаторский режим, газета Evening Standard прокомментировала в 1939 году страхом англичан перед агентами действующего министра внутренних дел Андерсона. Граждане боялись этих агентов больше чем самих немцев.

История изобилует примерами, когда, увеличение власти правительства в государстве с доминированием буржуазии приводило к расширению бюрократического аппарата. После завершения первой мировой войны, было создано много новых министерств, среди которых можно отметить министерство угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, и пенсий. Другими словами, в одной сфере бюрократизация могла усилиться (к примеру, колонии или военное дело), а в других распространиться по новой.

В период второй мировой войны, правительство расширило свое влияние для максимально возможных размеров. Были созданы совершенно новые министерства, такие как министерство экономической войны, министерство военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения, и многие другие. Большая часть министерств была ликвидирована после окончания войны, но правительство совсем не стремилось сократить бюрократическое влияние, достигнутое до и во время войны. Как пример, стоит отметить реформу 1946 года, после которой было создано министерство обороны с целью координировать действия военного, морского, и авиационного министерств.

Вместе с тем создается и Комитет обороны, где председателями являются премьер-министр и четыре министра оборонных министерств.

Централизация и самоуправление

После первой мировой войны можно отметить тренд правительственной централизации в сфере местного самоуправления. После реформ 1888 и 1894 года предпринимались последовательные и успешные шаги для достижения централизации, и можно смело предположить, что к концу второй мировой войны она достигла своего пика: местное самоуправление было абсолютно зависимо от правительства. В принципе, эти внутренние отношения в централизованном государстве можно было наблюдать и в других странах континента. Важным отличием Англии от стран с аналогичной централизацией является отсутствие агентов-представителей центра в областях и регионах. Французская система до 1940 года подразумевала наличие префекта, являющегося агентом министерства внутренних дел, который мог быть назначен или уволен этим министерством (формальное право оставалось за Президентом республики). Префект области нес исключительную ответственность перед министерством, но в то же время имел достаточно широким набором прав по надзору в отношении Генерального совета, и являлся по факту единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты аналогично префектам являются органами централизации и после второй мировой войны, но Великобритания не использовала ни до, ни после никакой похожей системы. Лорд-наместник и шериф являлись единственными должностными лицами страны, которые назначались королем. И это, учитывая, что должность лорда-наместника уже определенное время носила исключительно почетный характер, в то время как шериф являлся исполнителем решений суда и не имел отношения к самоуправлению. Управление местными органами правительство проводит способами, которые являются похожими на управление в странах континента, но которые в то же время отличались по форме. Эффективность, впрочем, была одинаковой.

Министерство здравоохранения

Парламентские акты 1928 и 1929 годов

Одной из причин укрепления центральной власти у правительства является финансовая зависимость органов местного самоуправления. Правительство ранее уже занималось утверждением займов местных органов, где советы городов и графств могли получать или не получать средства для проведения мероприятий. На актуальный момент, влияние финансирования увеличилось с мероприятий до ассигнования конкретных целей, что поставило местные органы в прямую зависимость от правительства.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов имели прямое отношение к увеличению этой зависимости – органы местного самоуправления были максимально ограничены в обложении налогами промышленных, железнодорожных, и сельскохозяйственных предприятий. Ранее уже существовала подобная практика в отношении церквей, школ, и государственных предприятий, но в конце двадцатых готов возможности по добыче денежных ресурсов местными советами и графствами были максимально сокращены. Это сделало зависимыми органы местного самоуправления от центра, потому что они во многих случаях не могли обойтись без финансирования правительством. В акте 1929 года были описаны виды государственной финансовой помощи, привязанные к числу населения города/графства и других данных.

Акт о местном управлении 1933 года

Все, что более ста лет регулировалось ситуативно отдельными актами парламента, действиями правительства, обычаем, и практикой, было объединено в Акте 1933 года. Была приведена ясность в систему с последующим устранением всего отжившего и нецелесообразного исходя из предыдущего опыта и практики.

Закон 1945 года об избирательном праве

Победой лейбористов можно считать закон об избирательном праве, принятый в 1945 году. Избирательное право было расширено в советы графств, городов и приходов. Теперь голосовать могли не только граждане, платившие местные налоги, но и целый ряд других категорий жителей, которые подходили под ценз оседлости, составлявший на тот момент 12 месяцев. Как следствие принятия этого акта, число избирателей выросло на семь миллионов, что и привело к победе лейбористов на выборах в ноябре 1945.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.

48. Основные тенденции в развитии государственного механизма Великобритании в XX веке. Реформы избирательного права.
1.Партийная система Великобритании:
Основой политической системы стала двухпартийная система. изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стоял - Черчилль, Именно с его имени и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В 20-ых годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических изменений.
2.Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось.
депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин Формируется посредством демократических выборов
К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) установился законодательный приоритет палаты общин
2) установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии. .

3.Эволюция правительства
Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства.
Так же был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в:
1. Передача правительству законодательной власти

2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.
4. Должность премьер-министра превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:
1.Определяет персональный состав правительства
2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.
3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4.Изменение правового статус короны
Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия.

Полномочия монарха:
1.Назначение премьер-министра.
2.Право созвать или распустить парламент
3.Право пожаловать титул пэра.
4.Право советовать правительству.
5.Право предостерегать правительство
6.Монарх осуществляет представительские функции.

49. Борьба за образование единого германского государства. Конституция германской империи 1871г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.

Господствовали – князья, дворянство. Форма правление - МОНАРХИЯ.

Конституция 1871

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя ( хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий.появился закон против социалистов: суровые меры преследования соц. организаций:

o 1)запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических усмотрений

o 2)полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

· 3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

· 4)правительство могло ввести малое осадное положение

· Полит режим кайзеровской Германии. Слож­ные соц-эконом процессы на пути истор развития объединенной Германии XIX в влияли на частые изменения ее полит режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк.

· Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­с власти. В это время не только снимается мно­жество феод препон для развития предприн-ва и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.

48. Основные тенденции в развитии государственного механизма Великобритании в XX веке. Реформы избирательного права.
1.Партийная система Великобритании:
Основой политической системы стала двухпартийная система. изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стоял - Черчилль, Именно с его имени и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В 20-ых годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических изменений.
2.Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось.
депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин Формируется посредством демократических выборов
К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) установился законодательный приоритет палаты общин
2) установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии. .

3.Эволюция правительства
Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства.
Так же был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в:
1. Передача правительству законодательной власти

2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.
4. Должность премьер-министра превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:
1.Определяет персональный состав правительства
2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.
3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4.Изменение правового статус короны
Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия.

Полномочия монарха:
1.Назначение премьер-министра.
2.Право созвать или распустить парламент
3.Право пожаловать титул пэра.
4.Право советовать правительству.
5.Право предостерегать правительство
6.Монарх осуществляет представительские функции.

49. Борьба за образование единого германского государства. Конституция германской империи 1871г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.

Господствовали – князья, дворянство. Форма правление - МОНАРХИЯ.

Конституция 1871

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя ( хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий.появился закон против социалистов: суровые меры преследования соц. организаций:

o 1)запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических усмотрений

o 2)полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

· 3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

· 4)правительство могло ввести малое осадное положение

· Полит режим кайзеровской Германии. Слож­ные соц-эконом процессы на пути истор развития объединенной Германии XIX в влияли на частые изменения ее полит режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк.

· Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­с власти. В это время не только снимается мно­жество феод препон для развития предприн-ва и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804—1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809—1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Британская империя в 1900 г.


Британская империя в 1900 г.

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев — бурами. В результате англо-бурской войны (1899—1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента — принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих — Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853—1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

В начале 20 века внешняя политика Великобритании претерпевает изменения. Этот период знаменуется вступлением на престол нового короля — Эдуарда VII. С первых лет его правления образовывается большое количество новейших движений, направленных против власти, в их число входит и первая Лейбористская партия, которая в 1906 г. вместе с Либеральной становится лидером страны.

Внутренняя и внешняя политика Великобритании в 20 веке

Начало 20 века

Нельзя говорить о внешней политике государства, не затрагивая её внутренние изменения. В заслуги внутриполитического союза партий входят изменения демократического устройства страны. Первым делом совершается реформация палаты общин и палаты лордов, имеющая свои значительные особенности, которые полностью изменят ход английской истории в будущем, затрагивая в том числе и национальную культуру.

К концу первого десятилетия возникает конфликт с Ирландией, что приводит к её разделению на две части:

  • одна получает статус доминиона, то есть владения, имеющего независимость от государства, в состав которого входит;
  • вторая остаётся частью Соединённого Королевства.

Введение нового законопроекта приходится на 1914 год, сразу после завершения Первой мировой войны.

Внешняя политика

Подписанием в 1904 году франко-английской Конвенции монарх прокладывает путь к дальнейшему созданию союза Антанта и последующему завершению противостояния между странами. После неожиданной смерти отца в 1910 году Георг V становится новым королем, сохраняя политический настрой прежнего правителя. Последующие 4 года стране удаётся избегать всех военных конфликтов. Это время помогает управляющей верхушке с определением дальнейшего развития державы.

Основными направлениями внешней политики начала 20 века стали:

Заключение военно-политического договора с Японией

Конечно, основным политическим событием для Великобритании в первой половине 20 века, как и для большинства стран большого мира, считается Первая мировая война.

Влияние войны

По причине лучшей подготовленности немецких войск Франция и Англия почти были повержены в самые первые дни войны. Последующие четыре года армии союза отвоёвывали земли Франции. Если не учитывать Крымскую войну, то неподготовленность Великобритании к столкновению с разрушительной силой современного оружия можно списать на отсутствие крупномасштабного геополитического военного опыта в течение 100 лет.

Забастовки в Великобритании

Из-за огромных потерь в 1916 году была объявлена военная мобилизация. После завершения военного конфликта в обществе Британии, как и в экономике, произошел упадок. Во время войны были значительно повышены налоги, что приводило к забастовкам рабочих, которые правительство было вынуждено подавлять силой

Если говорить кратко о положении государства на момент окончания войны, то, как для страны-победительницы, всё было не так уж и положительно. Все последующие годы Великобритания восстанавливалась как физически, так и духовно, но под конец первой половины 20 века случилась ещё одна трагедия мирового масштаба — Вторая мировая война.

Вторая половина столетия

Как один из самых важных участников коалиции европейских держав, направленной против гитлеровской Германии, Великобритания вышла из войны победителем. За всё время боевых действий страна понесла огромные потери, как человеческие, так и материальные. И в момент окончания войны имела большой внешний долг.

Деколонизация Британской империи 1947−1948 гг

Важным событием после победы в войне для истории государства является деколонизация Британской империи 1947−1948 гг. Многие европейские страны-победительницы на общем собрании проголосовали за то, чтобы колонизированные Англией территории становились независимыми.

Связанно это было с нежеланием, чтобы Великобритания за счёт богатства своих колоний быстрее всех восстановилась и стала лидирующей державой. Самыми первыми получили свою независимость Индия и Бирма. В период 1950—1980 гг. большая часть колоний в Африке, Карибском бассейне и Океании также получили независимость. Хотя многие из стран всё ещё признают главой государства именно британского монарха и имеют статус содружественного королевства.

Суэцкий кризис, конфликт с Ирландией

Суэцкий кризис пришелся на 1956−1957 гг. Некогда купленный Великобританией у Египта Суэцкий канал являлся важнейшим для экономики. В 1956 году Египет решил национализировать территорию. Великобритания, заручившись поддержкой Израиля и Франции, провела ряд военных действий и атаковала Египет. В ответ страны получили угрозу от СССР и неодобрительное слово от США. Как итог — английским войскам пришлось уступить, а ситуация продемонстрировала прямую зависимость державы от позиции США.

Конфликт с Ирландией

В 1949 году южная часть, Ирландия, стала полностью независимой и вышла из состава Содружествующих княжеств, в то же время северная часть всё так же являлась частью Великобритании. Этот факт порождал враждебные действия с обеих сторон, потому в период с 1950 по 1960 гг. постоянно случались стычки британских войск, отправленных туда для устранения беспорядков и армии ирландской республики. Их задачей было присоединение второй части территории. Лишь в 1998 году стороны пришли к заключению мира, однако он не является достаточно прочным даже в наше время.

Другие события

Одним из лидеров Великобритании 20 века является премьер-министр Маргарет Тэтчер, которая находилась у власти в 1979—1990 гг. В период её правления началась активная приватизация государственных предприятий, вступили в силу ограничения любой деятельности от профсоюзов, сокращались финансирования многих направлений. Большое количество граждан было недовольно государственной деятельностью, но в целом политика часто оказывала положительный эффект на экономику. В итоге из-за боязни, что партия потеряет популярность, коллеги сместили Тэтчер с её поста.

Сразу же после смещения Тэтчер в Великобритании происходит промышленно-экономический спад. Не способствовал успехам в этом вопросе и тот факт, что во всей европейской зоне происходил финансовый кризис. Несмотря на все проблемы, Соединённое королевство оставалось одной из основных стран западной Европы.

 в 1997 году премьер-министром стал Тони Блэр

Когда в 1997 году премьер-министром стал Тони Блэр, чьей идеей было решить вопрос противоречий между обществом и крупным бизнесом, политика снижения финансирования образования внутри страны была прекращена и направлена в противоположное русло. Если охарактеризовать его деятельность, большое внимание уделялось образованию, здравоохранению и социальной сфере.

Внимания стоит и тот факт, что во второй половине 20 века Великобритания утратила былой престиж и потеряла статус империи вместе со своими колониями.

За всё столетие избегать серьёзных нестабильностей стране помогала политическая система и развитая промышленность, которые по сей день являются особенностью государства.

Читайте также: