Общество равенство и неравенство кратко

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность темы в том, что социальное неравенство — это одна из ключевых социальных проблем любого общества. В то же время влияние социального неравенства на общественное развитие неоднозначно.

С одной стороны, противоречия, порождаемые социальным неравенством — это глубинный источник развития всех обществ (оно является универсальной характеристикой любого общества, хотя его формы могут существенно варьироваться).

На индивидуальном уровне наличие социальной пирамиды выступает в качестве фактора, толкающего к восходящей социальной мобильности. Сам факт наличия вышестоящих этажей притягивает людей, мотивирует самые разные формы их социальной активности. Противоречие между реальным (достигнутым) и потенциально возможным индивидуальным статусом — мощный источник развития личности.

Социальное неравенство порождает извечную мечту о его полной ликвидации (коммунистическая идеология) или о существенном уменьшении (социал-демократическая, социал-реформистская идеология).

С другой стороны, неравенство является источником развития общества лишь в той мере, в какой оно осознано людьми как проблема, которую надо решать. Иначе говоря, лишь будучи осознанным как зло, с которым нужно и можно бороться, социальное неравенство выполняет роль источника общественного развития. Неравенство, которое восхваляют как неизбежность или даже как благо, как явление, с которым никто не борется ни на индивидуальном, ни на общественном уровнях, не только не стимулирует развитие общества, но и существенно его тормозит. Общество, в котором иерархия носит застывший характер, а перегородки между этажами прочно перекрыты, обречено на застой. Об этом достаточно убедительно говорит опыт истории Востока.

Методологический аспект актуальности данной темы 1 состоит в том, что социальное неравенство во всем многообразии — это одна из тех тем, которые в той или иной степени проникают в самые разные области социологического знания, оказывая прямое или косвенное воздействие на их развитие.

Исследования социального неравенства (социальной дифференциации, стратификации) всегда находились в центре внимания как зарубежных, так и отечественных социологов.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Мюллер В. К., Нецветаев В. Г., Багдасарьян Н. Г., Кравченко А. И., Немировский В. Г. и др.

Целью данной работы является раскрытие равенства и неравенства как социологической проблемы, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • Описать сущность социального неравенства;
  • Выявить причины неравенства;
  • Проанализировать проблемы социальной справедливости.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Список использованной литературы

1. Багдасарьян Н. Г. Социология / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. — М.: Юрайт, 2010. — 592 с.

2. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — М.: КноРус, 2011. — 320 с.

3. Кравченко А. И. Социология / А. И. Кравченко. — М.: Проспект, 2009. — 544 с.

4. Мюллер В. К. Социология / В. К. Мюллер. — М.: Инфра-М, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), 2001. — 240 с.

5. Немировский В. Г. Социология / В. Г. Немировский. — М.: Проспект, 2010. — 544 с.

6. Нецветаев В. Г. Социология / В. Г. Нецветаев. — М.: , 2010. — 240 с.

7. Социология / Редактор В. Н. Лавриненко. — М.: Проспект, 2011. — 480 с.

8. Социология / Под редакцией Н. Г. Скворцова. — М.: Проспект, 2011. — 352 с.

9. Социология / Петр Штомпка. — М.: Логос, 2010. — 698 с.

10. Сидоров С. А. Социология / С. А. Сидоров, Н. М. Сирота. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2005. — 120 с.

11. Социология / Под редакцией В. А. Глазырина. — М.: Юрайт, 2011. — 400 с.

Равенство-общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей

Неравенство-форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период

Равенство-общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей

Неравенство-форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период

Люди идут по улице

Многообразие существующих общественных отношений, статусов и ролей отдельных индивидов ведет к возникновению между людьми существенных различий, в том числе в социальном плате. Сегодня социальное неравенство является одной из проблем не только российского общества. В этой стате мы поговорим о том, что такое социальное неравенство, рассмотрим его примеры, причины, и способы преодоления.

Что такое социальное неравенство?

Социальное неравенство — это дифференциация людей на основе их положения в обществе, ведущая к появлению различных возможностей использования материальных благ. Представляя данный процесс в виде пирамиды, его основание формируют беднейшие слои населения, в то время как верхний уровень составлен ограниченным числом богатейших лиц, выступающих угнетателями по отношению к расположенным под ними слоям общества.

Социальное неравенство способно проявляться в различных ипостасях, но основным является именно разделение населения на бедных и богатых.

Старт процесса расслоения общества приходится на освоение человечеством сельского хозяйства и возникновение частной собственности. Наиболее успешные из владельцев стремились к укреплению своего положения и передачи его наследникам. Именно в этот период начали формироваться основы права наследования. Не последнюю роль в расслоении общества сыграла религия, ставшая причиной возникновения отдельной касты священнослужителей, а в результате завоевательных войн появилась прослойка рабов, полностью лишенных каких-либо прав.

Признаки социального неравенства характерны для всех без исключения периодов развития человечества. Если в первобытной общине расслоение было минимальным, только главы имели некоторые преференции, то в дальнейшем процесс стал углубляться. Появление рабства, сословного или кастового деления общества было характерно для большинства стран, а в Индии кастовая система продолжает сохраняться до настоящего времени.

Примеры социального неравенства

Наиболее контрастными примерами стратификации, разделения общества на классы с различными правами и возможностями, необходимо выделить:

  • Рабство. Наиболее древняя форма неравенства, предусматривающая полное подчинение и порабощение человека.
  • Касты. Система четкого закрепления социального положения по происхождению, характерная для Индии. Переход между кастами невозможен в принципе.
  • Сословия. В большей степени форма материального разделения, где дворяне и духовенство имели право наследования.

Причины социального неравенства

В различное время представители научного сообщества неоднократно обращались к изучению возникновения причин выстраивания иерархии в человеческом обществе и возможности его существования без неравенства. В целом при рассмотрении причин социального неравенства теоретики исходят из существования трех основных причин:

  • функционал;
  • статус;
  • экономические причины.

Функционализм кроется в различных функциях, возлагаемых в обществе на те или иные социальные группы. Общество способно развиваться только в условиях разделения труда, когда определенная группа отвечает за решение конкретных задач, играющих важную роль для всего социума в целом. Например, одни формируют материальные блага, другие духовные ценности. Третьи принимают на себя управленческие и контрольные функции.

Для успешного существования общества важна каждая из составляющих, но степень важности процессов будет различаться между собой. В результате иерархия, формируемая функционалом, становится причиной появления классов, обладающих различными возможностями.

Статусные причины неравенства кроются в поведении отдельных субъектов общества. Занимая определенное положение, индивид обретает и соответствующий статус, что позволяет социальное неравенство называть неравенством статусов. Успешная реализация собственной роли доступна человеку только при обладании определенными способностями, позволяющими добиться желаемого положения в социуме. Способностями при этом выступают не только профессиональные навыки и знания, но и личностные качества, позволяющие развивать карьеру.

В свою очередь возможности предусматривают потенциал, получаемый по происхождению, например, наличие финансового состояния, властных полномочий, развитых связей в высших кругах и так далее.

Экономические причины неравенства кроются в неравномерности распределения между населением материальных благ и различный уровень отношения индивидов к собственности. В результате формирующиеся классы с различным материальным достатком испытывают выраженный антагонизм к другим классам.

Критерии социального неравенства

Механизмы поддержания стратификации структуры в обществе могут быть различными. Традиционным признается сословное разделение, где представители каждого из сословий жестко ограничены в отношениях с представителями иных сословий, а их права и обязанности четко прописаны без возможности их обхода индивидом.

В индустриальном обществе декларируется равноправие, но фактически оно отсутствует. Разделение идет на основе различного уровня материального достатка, причем богатства консолидируются в руках ограниченной группы лиц, вызывая рост социальной напряженности в обществе. Вместе с этим именно неравенство выступает серьезным стимулом развития. Важную роль в современном обществе играет средний класс, часть индивидов, занимающих срединное положение между богачами и бедными слоями населения. Чем больше прослойка среднего класса, тем больше возможностей он имеет для влияния на государственную политику и формирование в обществе набора ценностных ориентиров.

В социологии экономические признании объяснения социального неравенства признаются недостаточными, поэтому вводится дополнительно социальный престиж – социальный статус, получаемый индивидом при рождении или в процессе реализации своих личностных характеристик. Для современного общества характерно разделение по следующим критериям:

  • доход, выраженный в денежной форме, и получаемый от своего труда или владения имуществом;
  • власть – количество окружающих людей, против своей воли подчиненных решениям отдельного индивида;
  • образование – объем времени, затраченного на приобретение знаний и навыков, а также степень их значимости в обществе;
  • престиж – уровень уважения окружающих людей к социальному статусу конкретного человека.

Общество на всех этапах его развития разделялось на группы по принципу пирамиды, где на вершине сосредоточено ограниченное число лиц, обладающих богатством и властью. В свою очередь фундаментом выступает слой бедняков, традиционно наиболее многочисленный. В свою очередь для развитого общества пирамида трансформируется в ромб, где количество богатых и бедных ограничено, а большая часть населения представлена средним классом.

Проблемы, вызванные социальным неравенством

Социальное неравенство является глобальной проблемой, затрагивающей не только Россию. Одной из особенностей неравенства на современном этапе выступают различия в доступности ресурсов, в результате чего разделение одновременно происходит по двум направлениям – экономическому и социальному.

При всех минусах, свойственных для социального неравенства, его наличие дает обществу и определенные преимущества:

  • прирост экономической активности населения;
  • рост конкуренции на рынке труда;
  • формирование четкого порядка в экономической сфере;
  • повышение производительности труда;
  • стимулирование мотивации развития каждого индивида в отдельности.

В свою очередь неравенство в обществе имеет прямую связь с такими социально негативными явлениями как:

  • преступность;
  • насилие дома;
  • алкоголизм;
  • нарушения психического и физического здоровья.

Как результат, возникают риски социальной напряженности, способные в перспективе привести к акциям гражданского неповиновения, конфликтам, как на уровне граждан, так и населения против государственных структур. В экономике социальная несправедливость выражается в несоответствии между размером доходов и вкладываемого труда. Люди, реально работающие физически, и затрачивающие значительные силы, получают в разы меньше собственников средств производства и капитала.

Возможно ли искоренить социальное неравенство?

В мировой истории нет периодов, при которых не существовало бы разделения общества, но действительно негативной ситуация становится только в случае возникновения выраженного перекоса в одну сторону, что требует соответствующего баланса, при котором будет обеспечиваться динамичное развитие общества и экономики.

На сегодня в глобальном разрезе прослеживается несколько основных трендов:

Социальное неравенство – казалось бы пережиток прошлого и должно уйти в небытие, но современная реальность такова, что в том или ином виде расслоение в социуме присутствует и на сегодняшний день и это порождает чувство несправедливости у тех людей, которых коснулось социальное неравенство.

Социальное неравенство – что это?

Социальное классовое неравенство существовало с древних времен эволюции человека. История разных стран служит наглядным доказательством того, к чему приводит угнетение и порабощение людей – это мятежи, голодные бунты, войны и революции. Но этот опыт, прописанный кровью ничему не учит. Да, сейчас это приняло более мягкие, завуалированные формы. В чем выражается социальное неравенство и что оно из себя представляет сегодня?

Социальное неравенство – это разделение или дифференциация людей на классы, общества или группы, согласно их положению в обществе, что предполагает неравное использование возможностей, жизненных благ и прав. Если представить социальное неравенство схематически в виде лестницы, то на самых нижних ее ступенях будут угнетенные, бедные, а вверху угнетатели и богатые, те, у кого в руках власть и деньги. Это основной признак расслоения общества на бедных и богатых. Существуют и другие показатели социального неравенства.

Причины социального неравенства

Каковы причины социального неравенства? Экономисты видят первопричину в неравном отношении к собственности и распределении материальных благ в целом. Р. Михельс (немецкий социолог) видел причину в наделении большими привилегиями и полномочиями аппарат власти, который выбирался самим же народом. Причины возникновения социального неравенства по мнению французского социолога Э. Дюркгейма:

Виды социального неравенства

Формы социального неравенства разные, поэтому существует несколько классификаций. Виды социального неравенства по физиологическим признакам:

Социальное неравенство в связи со статусами в обществе:

  • отсутствие / наличие богатства;
  • приближенность к власти.

Проявление социального неравенства

Последствия социального неравенства

Социальное неравенство и бедность, порождаемая тем, что основными ресурсами планеты могут пользоваться лишь избранные порождает конфликты и войны среди населения. Последствия развиваются постепенно и выражены в замедленном развитии многих стран, это приводит к тому, что прогресс в экономике тоже замедляется, демократия как система теряет свои позиции, в обществе растет напряжение, недовольство, психологическое давление социальная дисгармония. По данным ООН половиной мировых ресурсов владеет 1% так называемой высшей элиты (мировое господство).

Плюсы социального неравенства

  • стимул стать лучшим в своем деле, проявить по максимуму свои способности и таланты;
  • мотивация для тех, кто хочет выйти из бедности;
  • упорядочивание в экономической сфере, у тех, у кого есть капитал производят ресурсы, в отличие от тех, кто не имеет капитала и в состоянии лишь прокормить себя и свою семью.

Примеры социального неравенства в истории

Примеры социального неравенства или стратификационных систем:

  1. Рабство – крайняя степень порабощения, изначальный вид социального неравенства известный с древности.
  2. Касты. Вид социально сложившейся с древности стратификации, когда социальное неравенство определялось кастовой принадлежностью, ребенок рождаясь уже с самого рождения принадлежал к определенной касте. В Индии, считалось, что рождение человека в той или иной касте зависит от его деяний в прошлой жизни. Всего 4 касты: высшая – брахманы, кшатрии – воины, вайшии – купцы, торговцы, шудры – крестьяне (низшая каста).
  3. Сословия. Высшие сословия – дворянство и духовенство обладали юридическим правом передавать имущество по наследству. Непривилегированное сословие – ремесленники, крестьяне.

Современные формы социального неравенства

Социальное неравенство в современном обществе неотъемлемое свойство, поэтому социальная теория функционализма рассматривает расслоение в позитивном ключе. Американский социолог Б.Барбер разделил современные виды социальной стратификации, основываясь на 6 критериях:

  1. Престижность профессии.
  2. Наличие власти.
  3. Богатство и доход.
  4. Религиозная принадлежность.
  5. Наличие образования, владение знаниями.
  6. Принадлежность к тому или иному этносу, нации.

Социальное неравенство в мире

Проблема социального неравенства в том, что порождаются расизм, ксенофобия, дискриминация по гендерным признакам. Самый показательный критерий социального неравенства во всем мире является разный доход населения. Факторы, влияющие на расслоение в обществе, во всем мире остаются теми же, что и много лет назад:

  • уклад жизни – городской или сельский, известный факт, что в деревнях оплата за труд меньшая, чем в городе, и условия зачастую хуже, а работы больше;
  • социальные роли (мать, отец, педагог, чиновник) – определяют статусность, престиж, наличие власти, собственности;
  • разделение труда – физический и интеллектуальный труд оплачиваются по-разному.

Устранимо ли социальное неравенство?

Запечатленная в документах история не знает такого времени, когда бы не существовало социальное неравенство и деление общества на страты. Но иногда происходит очень значительный перекос, в результате которого страдают люди, поэтому важно соблюдать баланс и задача людей у власти стремиться к развитию общества, а не к стагнации экономических процессов и увеличения бедности среди населения. Пути преодоления социального неравенства:

  • развитие социальных услуг;
  • доступность бесплатной качественной медицины и образования;
  • помощь малоимущим и инвалидам;
  • разработка нормативных актов, законов, денежных компенсаций, защищающих незащищенные слои общества (ветераны, инвалиды, матери-одиночки);
  • обеспечение рабочими местами инвалидов;
  • предоставление одинаковых возможностей как мужчинам, так и женщинам при приеме на работу.

Диффамация – лживая или правдивая информация, направленная на ухудшение репутации конкретного человека в глазах других людей или общества в целом. В эпоху интернета и изобилия СМИ эффект распространения порочащих личность сведений – обычное явление.

Эмоциональный интеллект – феномен, который помогает человеку быть социально адаптированным, успешным, происходит это благодаря тому, что личность способна распознавать как свои чувства, так и других людей, умеет держать импульсивные эмоции под контролем.

Что такое сила духа люди узнают, когда сталкиваются с трудностями. У одних опускаются руки, возникают страхи, у других как будто открывается второе дыхание и ресурсы для преодоления, и человек становится еще сильнее, преодолев испытания.

Что такое преданность – у каждого из людей есть свое индивидуальное представление, но в целом – это положительно окрашенное качество личности, позволяющее сказать о таком человеке, что на него можно опереться в трудную минуту и он никогда не предаст.

Я слышал о том, что правители царств и главы семей озабочены не тем, что у них мало людей, а тем, что [богатства] распределены неравномерно, озабочены не бедностью, а отсутствием мира [в отношениях между верхами и низами]. Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир [в отношениях между верхами и низами], не будет опасности свержения [правителя] (Лунь Юй, Гл. 16, 1).

Конфуций. Лунь Юй (Беседы и высказывания) // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2 т. – М., 1972. – Т. 1. – С. 169.

В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими. Так как, по общепринятому, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше…

…Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним… Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых… Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей (Политика, 1295 b – 1296 a).

Аристотель. Политика // Соч. В 4 т. – М., 1983. – Т. 4. – С. 507–508.

Первоначальное соглашение [общественный договор. – Авт.] не только не уничтожает естественное равенство людей, а напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое равенство; и хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву .

Что касается до равенства, то под этим словом не следует понимать, что все должны обладать властью и богатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до власти, – она должна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое насилие и всегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу законов; а что до богатства, – ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать: это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности.

Говорят, что такое равенство – химера, плод мудрствования, не могущие осуществиться на практике. Но если зло неизбежно, то разве из этого следует, что его не надо, по меньшей мере, ограничивать. Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремится сохранять его.

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М., 1998. – С. 215, 241.

Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1990. – С. 83–85.

Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого.

Бердяев Н. Философия неравенства. – М., 1990. – С. 62–63.

Не вдаваясь в детали, социальное равенство можно мыслить двояко: в смысле Абсолютного равенства Одного индивида другому во всех отношениях: и в смысле прав и обязанностей, и в смысле умственном, нравственном, экономическом и т. д…

При последовательном проведении равенства этого типа не должно быть терпимо никакое неравенство в каком бы то ни было отношении. Идеалом его является стрижка всех людей под одну машинку и посильное стремление сделать их совершенно сходными друг с другом, своего рода стереотипными изданиями с одного и того же экземпляра… При таком понимании равенства не было бы места на жизненном пиру ни Сократу, ни Христу, ни Ньютону, ни Канту, ни Леонардо, ни Микеланджело, ни кому бы то ни было из великих. Царили бы одни посредственности и невежды. Иными словами, мораль этого равенства является раздачей премий невежеству, болезни, преступности и т. д. и ведет к полному застою культуры и ее приобретений.

Сказанного достаточно, чтобы отбросить это понимание социального равенства. Оно утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно.

Если же это так, и если теорема пропорциональности заслуг и привилегий правильна, то отсюда вывод: В обществе будущего полнота прав и социальных благ будет принадлежать всем, т. е. каждый будет иметь право и возможность на получение полной доли и экономических, и духовных, и всяких других благ…

Сорокин П. Проблема социального равенства // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 252–253, 262.

Идея равенства всех людей совершенно очевидно неверна, поскольку речь идет о характере и способности людей в качестве доступных психологическому исследованию существ, но она неверна и как реальность общественного порядка, в котором в лучшем случае могут быть равны шансы и равное право перед законом.

Сущностное равенство всех людей находится исключительно на той глубине, на которой каждому, исходя из свободы, открыт через нравственную жизнь путь к Богу. Это равенство ценности, которая не может быть установлена и объективирована человеческим знанием, ценности единичного как вечной души. Это – равенство притязания и вечного приговора, который как бы предрекает человеку место на небе и в аду. Это равенство означает: уважение к каждому человеку, которое не дозволяет рассматривать человека как только средство, а требует отношения к нему как самоцели.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 453.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избр. труды. – М., 1997. – С. 45, 48.

Читайте также: