Проблема систематизации права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему.

Иначе, Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходима для обеспечения:

    • доступности законодательства,
    • удобства пользования законодательством,
    • устранения устаревших и неэффективных норм права,
    • разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

    Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

    Виды систематизации нормативных правовых актов

    Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:

      1. инкорпорация;
      2. консолидация;
      3. кодификация.
      Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов

      Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

        • она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
        • субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица ;
        • инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;
        • нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.

        Внешняя обработка заключается в том, что:

          1. из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
          2. исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
          3. в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

          Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:

            • инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);
            • источник официального опубликования;
            • собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения.
            Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов

            Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

              1. представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
              2. проводится только правотворческими органами , и лишь в отношении принятых ими актов;
              3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

              Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

              Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов

              Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

              Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

              Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

              1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73).

              Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

              2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

              В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

              3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

              Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

              4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г.

              5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

              6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

              7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

              8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

              Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

              Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.




              Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

              По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

              Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

              Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

              1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73).

              Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

              2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

              В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

              3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

              Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

              4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г.

              5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

              6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

              7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

              8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

              Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

              Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

              Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

              По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

              Аннотация: В работе автором рассматривается актуальная тема в юриспруденции – систематизация права. Приводятся понятие систематизации и ее цели. Кроме того, в работе анализируются различные формы систематизации и их виды. Автор приводит свою собственную позицию по вопросу формы систематизации Законов Хаммурапи. На основе научной литературы и собственных позиций сформулированы актуальные проблемы систематизации и способы их решения.

              Ключевые слова: систематизация, право, учет, кодификация, система, объединение.

              Систематизация права – это целенаправленная деятельностей компетентных органов и должностных лиц по упорядочению нормативных актов с целью удобного пользования ими на практике, ликвидации пробелов в законодательстве и, таким образом, совершенствования законодательной системы государства [396] .

              Проводя систематизацию права, законодатель ставит цель совершенствовать систему законодательства путем:

              1. Установления между нормативными правовыми актами соподчинения, иерархичности, взаимодополняемости;

              2. Восполнения пробелов в законодательстве;

              3. Добавления новых норм;

              4. Ликвидации законодательных ошибок в имеющихся нормативных правовых актах;

              5. Устранения коллизий права;

              Систематизация права имеет 4 формы: учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация.

              Под инкорпорацией понимается форма систематизации, направленная на объединение имеющихся нормативных актов в различных сборниках. Важно отметить, что нормативные правовые акты не изменяются и не дополняются новыми нормативными актами. К тому же те нормативные акты, которые объединяются в инкорпорированный сборник, не теряют своей юридической силы, а сам сборник не является источником права. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется по поручению органа власти. В таком случае на сборники можно ссылаться в процессе правотворческой деятельности. Примерами официальной инкорпорации могут быть Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента РФ и другие. Что касается неофициальной инкорпорации, она осуществляется в целях реализации личных, либо корпоративных (ведомственных) интересов. Ее примером может быть сборник кодексов РФ.

              Кодификация – это высшая форма систематизации, связанная с целенаправленной деятельностью компетентных органов, направленной на качественную внутреннюю и внешнюю переработку действующего законодательства путем обобщения, выявления наиболее значимых принципов и положений, устранения неточностей, повторов, коллизий, пробелов. В результате этой деятельности создается новый кодифицированный акт. Следует сказать, во-первых, что нормативные акты, которые использовались, сливаются в кодифицированном акте, во-вторых, возможна разработка новых норм, которые добавляются в кодекс. Кодифицированный акт является целостным, объемным, стабильным, устойчивым. Он регулирует важные общественные отношения, в связи с чем проводится тщательная и долгое подготовка. Кодификация может проводится для создания свода всех имеющихся законов в государстве (в Российской империи – Свод Законов Российской империи), отраслевого кодекса (В РФ – УК РФ, ГК РФ, УПК РФ и другие), специального (комплексного) кодекса для регулирования отдельного правового института (например, таможенный кодекс, КоАП).

              Хотелось бы рассмотреть проблему, которая существует в истории государства и права зарубежных стран. Какая форма систематизации была использована при создании Законов Хаммурапи? Некоторые ученые считают, что это была инкорпорация – законодатель объединил обычаи в определенном порядке в сборник. Существует мнение, что эта была кодификация – законодатель объединил обычаи в свод законов. Я придерживаюсь позиции, согласно которой в Древнем Вавилоне была проведена кодификация. В то время не было много норм, из которых можно было бы создать отраслевые кодексы, поэтому законодатель просто объединил все имеющиеся обычаи в государстве в один нормативный акт, то есть в свод законов.

              На сегодняшний день остро стоит проблема, связанная с необходимостью создания кодифицированного акта, который бы регламентировал определённые общественные отношения. Эта проблема встала перед законодателем в связи с накопившимися нормативными правовыми актами по вопросам медицины, космической деятельности, информации, избирательного права, пенсионного обеспечения. Некоторые правовые акты, регулирующие перечисленные отношения, содержат проблемы, неточности и, в некоторых случаях, противоречат друг другу. Необходимо провести кодификацию, устранив юридические ошибки и улучшив законодательство, в результате чего появились бы такие отрасли права, как медицинская, информационная, космическая, избирательного права, пенсионного обеспечения.

              Проблема качества систематизации права также остро стоит перед современным законодателем. Создавая кодифицированные акты, законодатель нередко допускает юридические ошибки, которые в последствии приводят к межотраслевым противоречия. Чтобы предотвратить такого рода коллизии, законодателю надо создать закон, который бы регулировал деятельность по систематизации права.

              Таким образом, систематизация права призвана совершенствовать законодательство. В зависимости от уровня развития законодательной техники и правовой цели законодателя используются такие формы систематизации, как учет, инкорпорация, консолидация, кодификация. Кроме этого, была приведена позиция, согласно которой Законы Хаммурапи – это кодифицированный акт. По рассмотрению проблем современной систематизации, были предложены способы их решения: важно создать закон, регламентирующий процедуру систематизации права с целью предотвращения юридических ошибок; необходимо провести кодификацию правовых актов, регулирующих новые общественные отношения.

              Леошко Арина Андреевна

              студентка 2 курса

              Юридического факультета им. А. А. Хмырова

              Кубанского государственного университета, г. Краснодар

              Научный руководитель: Кич И.С. ,

              доцент кафедры теории и истории государства и права

              Кубанский государственный университет, г. Краснодар

              кандидат юридических наук, доцент

              Государственно-правовое регулирование смертной казни:

              Сравнительный анализ

              Аннотация: В статье рассматривается такая форма реализации уголовной ответственности, как смертная казнь. Анализируется вопрос исполнения смертной казни в соответствии с законодательством различных государств. Высказана позиция о несоответствии смертной казни фундаментальному праву человека – праву на жизнь. Сделан вывод о нецелесообразности применения смертной казни как высшей меры наказания.

              Ключевые слова: смертная казнь, высшая мера наказания, повешение, расстрел, электрический стул, газовая камера, право на жизнь, государственно-правовое регулирование.

              В настоящее время существует тенденция отказа от смертной казни: более чем в 70% стран мира смертная казнь отменена законом или на практике. Но, как и в любом правиле, здесь не обошлось без исключений: по состоянию на январь 2021 года смертная казнь сохранена в законодательстве и реализуется на практике в 48 государствах.

              Периодически возникающие споры о допустимости смертной казни ставят перед нами фундаментальные вопросы. Смертная казнь – справедливая кара или неоправданная жестокость? Является ли смертная казнь панацеей от всех бед? Существует ли гуманный и безболезненный способ смертной казни? Как естественное и неотчуждаемое право каждого человека – право на жизнь – может существовать наряду с законным правом государства лишать человека жизни? Перед нами стоит задача: дать ответ на поставленные вопросы.

              Анализ уголовного законодательства зарубежных стран позволяет сделать вывод о способах исполнения наказания в виде смертной казни: повешение, расстрел, смертельная инъекция, обезглавливание, побитие камнями, электрический стул и газовая камера. В настоящее время из семи названных способов на практике реализуется только шесть.

              Повешение – вид смертной казни, который заключается в удушении петлей под воздействием тяжести тела – является одним из наиболее распространенных видов смертной казни в мире. Одной из стран, использующих данный способ, является Япония. Так, Уголовный Кодекс Японии в статье 9 закрепляет, что смертная казнь является одним из основных видов наказания. Статья 11 данного акта гласит, что смертная казнь приводится в исполнение путем повешения [398] . Метод повешения – повешение с падением с большой высоты. Подобные действия вызывают мгновенное бессознательное состояние и безболезненную смерть, связанные с тяжелыми повреждениями шейного отдела позвоночника, верхних отделов спинного мозга и ствола головного мозга.

              Расстрел – вид смертной казни, при котором смерть лица достигается с помощью огнестрельного оружия. Данный вид смертной казни применяется в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления в Республике Беларусь, что отражено в статье 59 Уголовного Кодекса Белоруссии [399] . Исполнение смертной казни происходит путем расстрела одиночным выстрелом в затылок из специального пистолета ПБ-9 – заключенного ставят на колени, надевают на голову мешок с прорезями для стока крови, и затем один палач-исполнитель производит выстрел в затылок.

              Способ исполнения смертного приговора путем инъекции выглядит следующим образом: приговоренный фиксируется в специальном кресле, затем вводятся две внутривенные канюли, по одной на каждую руку. Внутривенная трубка ведет в комнату рядом с камерой казни, обычно отделенную от осужденного занавесом или стеной. Далее осуществляют стандартные медицинские процедуры – введение физиологического раствора. По окончании данной процедуры переходят непосредственно к процессу исполнения наказания, который представляет последовательное введение трех препаратов.

              Весьма специфичный способ смертной казни в виде побития камнями установлен в Иране. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран в статье 83 закрепляет, что наказание в виде побития камнями назначается за прелюбодеяние, если совершивший или совершившая прелюбодеяние состоит в браке. Статьи 102-104 закрепляют порядок исполнения наказания [401] .

              В настоящее время исполнение смертного приговора путем обезглавливания мечом осуществляется лишь в Саудовской Аравии. Смертная казнь обычно выносится за насильственные преступления, включая убийство, изнасилование и вооруженное ограбление, а также за торговлю наркотиками, прелюбодеяние, содомию, вероотступничество и "колдовство" [402] .

              Смертная казнь как один из видов наказания также закреплена в Кодексе США, однако правовое регулирование данного вида наказания может различаться в зависимости от штата. Также дополнения к правовой регламентации смертной казни вводятся путем судебных прецедентов [403] .

              Такой вид наказания, как электрический стул, в настоящее время сохранился в юрисдикции нескольких штатов США. Более того, данный способ исполнения смертной казни является альтернативой государственному методу – смертельной инъекции, и может быть назначен по желанию осужденного.

              Человек, как правило, с выбритой головой и выбритыми ногами фиксируется в кресле. Глаза приговоренного к смерти заклеиваются или голова покрывается специальным капюшоном. После этого надевают шлем, внутри которого содержится губка с солевым раствором – так обеспечивается минимальное электрическое сопротивление контакта в шлеме с головой, что позволяет облегчить физические страдания осужденного. Смертная казнь осуществляется с помощью двух ударов электрического тока продолжительностью в минуту, с интервалами в 10 секунд.

              Последний рассматриваемый способ исполнения смертной казни – газовая камера – в настоящее время на практике не используется. Однако уголовное законодательство трех штатов допускает использование газовой камеры: Аризона, Вайоминг, Миссури. Исполнение смертного приговора происходит следующим образом. Осужденного привязывают к стулу в герметичной камере, которую затем опечатывают. Палач активирует механизм, который сбрасывает гранулы цианистого калия в устройство с серной кислотой под стулом; последующая химическая реакция генерирует смертельный газ цианистого водорода.

              Оканчивая доклад, нам необходимо дать ответ на очень важный вопрос: смертная казнь – добро или зло? Имеет ли данный вид наказания право на существование в современном мире?

              Права человека являются универсальными и поддерживаются подавляющим большинством стран мира. Существование же такого наказания, как смертная казнь, нарушает фундаментальное право человека – право на жизнь. Смертную казнь следует рассматривать как жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание.

              Один из аргументов противников смертной казни является несовершенство судебной системы, заключающаяся в существовании риска казни невиновного человека. Однако если бы несправедливость и ошибочность, связанные с высшей мерой наказания в виде смертной казни, могли быть каким-то образом устранены – ликвидация дискриминационных предубеждений, исключение возможности совершения юридических ошибок – граждане в лице уполномоченных органов государственной власти не имеют права прибегать к данному виду наказания, поскольку оно нарушает основные права человека.

              Отправление справедливого правосудия может осуществляться без применения смертной казни. Смерть виновного в преступном деянии не облегчает страдания семьи потерпевшего. Более того, данное наказание распространяет эти страдания на семью осужденного.

              Каждый из нас должен осознать, что есть смертная казнь. Смертные приговоры, приводимые в исполнении от имени государства, касаются каждого гражданина. Однако не исключено, что вопрос о необходимости смертной казни может когда-нибудь возникнуть перед нами. И тогда мы должны будем дать на него неслучайный ответ.


              Понятие и причины систематизации правовых актов и юридических документов

              Определение систематизации

              Систематизация правовых актов — это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему.

              Работа по систематизации правовых актов — это не одноразовая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Правотворчество — динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники.

              Объекты систематизации

              Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В. Н. Карта- шов заметил, что этим систематизация не ограничивается. Систематизируются не только нормативные, но и правоприменительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокурора РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по личному составу, в договорных отделах систематизируются заключенные организацией договоры и т. п. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной работы организации.

              Предметы систематизации

              Субъекты систематизации

              Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:

              • частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;
              • компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например. Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.

              Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.

              Общие этапы проведения систематизации

              Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости оттого, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения.

              Общие этапы проведения работы по систематизации таковы:

              • составление плана систематизации;
              • составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать;
              • сбор этих правовых актов;
              • изъятие устаревших актов;
              • внесение в правовые акты изменений и дополнений;
              • анализ правовых актов;
              • ревизия правовых актов;
              • выбор критериев систематизации;
              • размещение материала по рубрикам.

              Конечным результатом проведенной работы может быть сбалансированная и гармоничная система правовых актов.

              Причины и значение систематизации

              Причины систематизации

              Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой.

              К объективным причинам относятся:

              • двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ;
              • нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;
              • многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми);
              • наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения;
              • накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;
              • формирование новых отраслей законодательства;
              • обеспечение удобства пользования нормативными актами.

              Субъективные причины таковы:

              • противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта;
              • декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;
              • несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эффективность;
              • засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;
              • перекосы в соотношении законов и подзаконных актов ит. д.

              Значение систематизации

              Систематизация нормативных актов — очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы:

              1. чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Первые — по профессиональной необходимости, вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и интересы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;

              2. являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;

              3. основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. При бесконечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из этого социальных отношений, наконец, при систематическом вмешательстве отдельных политических режимов право многих современных государств характеризуется почти патологическим гигантизмом. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;

              4. систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.

              Принципы систематизации

              Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.

              Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

              Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы:

              • плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);
              • стремление к минимальному количеству нормативных актов;
              • полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их но всем основаниям);
              • целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);
              • оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);
              • непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);
              • экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);
              • доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими);
              • демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);
              • гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);
              • профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе кой работой занимались знатоки этого дела);
              • научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

              Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

              Читайте также: