Кратко передайте содержание рассказа

Обновлено: 03.07.2024

Слепцов — главный герой романа тяжело переживал смерть своего единственного сына. Убитый горем мужчина, приехал из города к себе в усадьбу. И стал жить в небольшом флигеле, который легко отапливался. Слепцов плохо понимал, зачем ему существовать на этом свете и что надо делать дальше. Все окружавшие предметы ему казались нереальными.

Следующим утром мужчина вышел на улицу. И был поражён красотой окружавшего его мира, который продолжал существовать, несмотря ни на что. Слепцов пошёл по парковой дорожке, которую расчистил слуга. Он, несмотря на горе, удивлялся тому, что он что-то чувствует, дышит, живёт. Знакомый пейзаж навеял на мужчину воспоминания о летних днях, когда сын был жив. Слепцов как наяву увидел, что подросток бегает по парку с сачком и ловит насекомых. Мужчина, очнувшись от прекрасных видений, вспомнил, что перед смертью сын говорил о прекрасной бабочке, которая могла жить только в Индии. Подросток при жизни собирал коллекцию экзотических насекомых и очень ей гордился. Слепцов совершенно потерял счёт времени и долго стоял посреди парка, как в забытье.

Затем он решил поехать к семейному склепу, где покоилось тело сына. Посидев около скорбного места, мужчина вернулся домой расстроенным. У него было ощущение, что он всё дальше и дальше удалялся от близкого человека.

Вечером Слепцов приказал слуге открыть дверь большого дома и зашёл в детскую, в которой жил сын. Стеклянные ящики шкафа хранили ровные ряды коробочек с высушенными бабочками. Не сдержавшись, мужчина зарыдал. Успокоившись, он стал прибираться в столе и обнаружил тетради с записями сына и небольшую коробку, в которой лежал крупный кокон. Слепцов понял, что сын перед смертью говорил о этой коробке.

Мужчина взял тетрадь и кокон, вернулся в жарко натопленный флигель. Там слуга поставил нарядную ёлку, но Слепцов приказал её убрать. Мужчина стал читать записи сына и узнал много нового для себя. Оказывается подростку нравилась соседская девочка, но он боялся к ней подойти. Вдруг размышления мужчины прервал резкий звук. Оказалось, что в тепле из кокона появилась огромная бабочка и стала двигаться. В произведении автор своим читателям доказывает, что не надо отчаиваться даже в самой ужасной ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Набоков Рождество для читательского дневника

Слепцов возвращается домой. С этим человеком явно что-то не так. Он очень рассеян и постоянно про себя о чем-то думает. Его облик, его весь образ говорит о глубоких душевных переживаниях. Весь дом словно сопереживает ему, сочувствует. И на первый взгляд видно, что Слепцов болен. Он похож на рассеянного обессиленного серьезно больного человека. Только в следующей главе причина его состояния становится ясной.

Герой постепенно приходит в себя или же падает в забвение. Окружающие пустяки помогают ему сконцентрироваться на чем-то ином. Герой постепенно начинает приходить в себя. Его беспокоит факт своего существования. Слепцов чувствует, что его жизнь, его сущность умерла. Он в гробу сына видит свою разрушенную законченную жизнь. Сам не может объяснить, почему он жив, ведь без сына ему незачем продолжать существовать.

Повествование переходит на новый этап. Становится понятной причина смерти бедного юноши. Читатель узнает о его болезни. О годах, проведенных им в Петербурге. Отец своими переживаниями сопутствует повествованию всех деталей жизни любимого сына. Из дневника бедного юноши становится известно о его переживаниях, его мыслях. Отец узнает о его влюбленности. О прекрасной девушке, с которой юноша связывает все свои надежды и мечты.

За одни сутки Слепцов переживает всю жизнь заново. Он понимает смерть с трудом принимает его и принимает новую жизнь. Новая жизнь заключена в образе бабочки, которая вышла из кокона, собранного мальчиком.

Голосов: 56
Читать краткое содержание Рождество. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений


Рождество

На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.

Продолжение после рекламы:

Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.

После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.

Теперь они давно высохли — нежно поблескивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом.

Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.

Брифли существует благодаря рекламе:

Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.

На мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…

В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.

Ночь перед рождеством краткое содержание

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – преодоление страха смерти. Извечная экзистенциальная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает самую трагическую ситуацию — отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение извечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая ипостась смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.

Основная мысль рассказа, как часто бывает у Набокова, невыразима. Писатель отказывался от каких-либо идей, кроме эстетических, и декларировал свою позицию. Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его спасает природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть.

Традиции и обычаи на Рождество Христово

Существует большое количество обрядов, традиций и обычаев на Рождество. Большинство из них касается праздничного стола:

Дом к Рождеству украшают еловыми ветвями или живой елью, сосной. А также устраивают тематический вертеп с животными, девой Марией и младенцем Иисусом, чтобы выделить данный праздник среди другим и напомнить о его истинном значении.

Перед Рождеством все обитатели дома должны помыться, а лучше сходить в баню, сменить все постельное белье, убрать атрибуты поста и украсить дом.

Именно с рождеством связана традиция колядовать. Дети и взрослые наряжаются в шубы, платки, красивую одежду, разукрашивают лицо, румянят щеки и начинают петь веселые песни, ходить в гости к соседям, плясать, играть на музыкальных инструментах, и, разумеется, собирать дань в виде конфет и сладостей.


К колядующим испокон веков относились с почтением и юмором. Ведь они всегда приходят с радостными поздравлениями и добрыми напутствиями.

Рождество Христово — история праздника

В этот день дома и храмы украшаются хвойными деревьями, сосновыми и еловыми ветвями, возводится вертеп – тот самый хлев, в котором родился младенец Иисус, проводятся торжественные богослужения.


Верующие разговляются, готовят богатый стол со всевозможными продуктами, напитками. Этот день проводится в кругу близких людей, семьи, пожилых родственников или же в храме.

Служба идет без остановки весь день 6 января, плавно перетекая в ночную и утреннюю. Прямо в церкви накрывается большой стол, за которым собираются верующие после службы, вместе разговляются, кормят бедных и стариков и поздравляют друг друга с великим торжеством.

Любой православный христианин знает эту историю. Непорочная дева Мария явила миру истинного бога Иисуса Христа, во хлеву, среди животных.

По неудачному стечению обстоятельств, а именно из-за переписи населения, беременная женщина и ее земной муж – Иосиф были вынуждены идти в Вифлием.

Но поскольку все дома были битком набиты людьми, несчастной паре не нашлось другого места для ночлега, кроме хлева животных. Именно здесь, под светом Вифлиемской звезды родился Иисус Христос.

Богу пришли поклониться волхвы, которые нашли пристанище Марии и Иосифа по свету той самой звезды. И именно с появлением небесного светила на небосклоне принято начинать праздновать великое событие.

Во всех храмах начинается торжественная служба, православный мир встречает Бога хвалебными песнопениями и ликованием.


Популярные сегодня пересказы

Что такое рождественский сочельник

Именно каша с сухофруктами или сладостями возглавляет праздничный стол, неизменно в соответствии древнему обычаю.

В сочельник лучше всего находиться в храме, воздержаться от еды и молиться, раскаиваясь во всех своих прегрешениях. И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда.


Тогда православные христиане собираются со столом и с радостью, торжественностью разговляются, отмечая великое событие.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.

Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной.

Зима, мыза (усадьба) под Петербургом. Вчера ее хозяин Слепцов похоронил у местной церкви умершего от болезни сына. Он нарочно остановился во флигеле, а не главном доме. И сидел, убитый горем, на низком стульчике, который раньше не замечал. Рядом – только немолодой слуга Иван.

Глава 2

Глава 3

На кладбище Слепцов не чувствует близость сына. Тогда он идет в главный дом, его летнюю комнату. Сотрясаясь от рыданий, он перебирает вещи сына: тетрадки, коробку с большим коконом бабочки (это о ней мальчик воспоминал, думал, что она уже мертвая), коллекцию бабочек.

Глава 4

Сюжет

В Канун Рождества Слепцов хоронит сына-школьника на погосте рядом с усадьбой. Он переносит в теплый флигель его летние вещи: сачок, тетрадки, дневник, где он пишет о тайной влюбленности в девочку-соседку, коллекцию бабочек, кокон индийского шелкопряда. Слепцов хочет умереть. Ведь жизнь лишена чудес, а смерть всесильна. Вдруг огромная красивая бабочка выходит из кокона, трепеща от радости жизни…

Отзыв

Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.

а) В пустом, теплом флигеле.
б) Нежилой угол комнаты.
в) Тихий слуга Иван.

а) Великолепие зимней природы.
б) Картины летних воспоминаний.
в) Кончина сына.

а) Коллекция бабочек.
б) Рваный сачок.
в) Кокон с шелкопрядом.

Название обещает чудесный рождественский рассказ. Оно обманчиво только на первый взгляд, ведь чудо происходит. Чудо победы жизни над смертью, утешения горюющего человека, надежды, примирения с жизнью. Герой останется жить в Рождество. Для Слепцова сын был смыслом жизни. Его смерть – трагедия, конец для героя. Ему неприятно, что жизнь продолжается, мир радуется, надеется, трудится, а сам он еще дышит. После своей потери он отвергает Рождество, хочет умереть в светлый праздник. Фамилия героя говорящая: Слепцов. Как слепец, он замкнут на своем горе. И его можно понять.

Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.

Ученикам и студентам часто задают пересказ прочитанного материала по литературе, русскому языку и другим предметам. Когда ребёнок проговаривает вслух важные факты, он быстрее их запоминает. Специалисты считают, что научиться пересказывать текст нужно ещё в дошкольном возрасте. Такое умение необходимо для развития речи и логического мышления, этим навыком нужно овладеть любому учащемуся.

  • Важность изложения
  • Возможные проблемы
  • Разновидности пересказа
  • Основные правила
  • Работа с детьми старшего возраста
  • Ошибки родителей
  • Полезные советы

Как научиться пересказывать текст

Важность изложения

Пересказ текста

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Ребёнок не умеет читать

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

Разновидности пересказа

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

Ребенок читает текст

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

Ученица занимается

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

Как научить ребенка пересказывать текст

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.


Зима, мыза (усадьба) под Петербургом. Вчера ее хозяин Слепцов похоронил у местной церкви умершего от болезни сына. Он нарочно остановился во флигеле, а не главном доме. И сидел, убитый горем, на низком стульчике, который раньше не замечал. Рядом – только немолодой слуга Иван.

На кладбище Слепцов не чувствует близость сына. Тогда он идет в главный дом, его летнюю комнату. Сотрясаясь от рыданий, он перебирает вещи сына: тетрадки, коробку с большим коконом бабочки (это о ней мальчик воспоминал, думал, что она уже мертвая), коллекцию бабочек.

Сюжет

В Канун Рождества Слепцов хоронит сына-школьника на погосте рядом с усадьбой. Он переносит в теплый флигель его летние вещи: сачок, тетрадки, дневник, где он пишет о тайной влюбленности в девочку-соседку, коллекцию бабочек, кокон индийского шелкопряда. Слепцов хочет умереть. Ведь жизнь лишена чудес, а смерть всесильна. Вдруг огромная красивая бабочка выходит из кокона, трепеща от радости жизни…

Отзыв

Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.

а) В пустом, теплом флигеле.
б) Нежилой угол комнаты.
в) Тихий слуга Иван.

а) Великолепие зимней природы.
б) Картины летних воспоминаний.
в) Кончина сына.

а) Коллекция бабочек.
б) Рваный сачок.
в) Кокон с шелкопрядом.

а) Отчаяние в сочельник.
б) Тайная любовь мальчишки.
в) Появление огромной бабочки из кокона.

Название обещает чудесный рождественский рассказ. Оно обманчиво только на первый взгляд, ведь чудо происходит. Чудо победы жизни над смертью, утешения горюющего человека, надежды, примирения с жизнью. Герой останется жить в Рождество. Для Слепцова сын был смыслом жизни. Его смерть – трагедия, конец для героя. Ему неприятно, что жизнь продолжается, мир радуется, надеется, трудится, а сам он еще дышит. После своей потери он отвергает Рождество, хочет умереть в светлый праздник. Фамилия героя говорящая: Слепцов. Как слепец, он замкнут на своем горе. И его можно понять.

Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.

Читайте также: